НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тверского областного суда (Тверская область) от 08.08.2019 № 3А-90/19

Дело № 3а-90/2019

Решение

Именем Российской Федерации

Тверской областной суд в составе:

председательствующего судьи Парфеновой Т.В.

при секретаре судебного заседания Джамалове Б.И.,

с участием: прокурора Полещук Р.С.

представителя административного истца ФИО4,

представителя административного ответчика - Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску АО «ФИО9» об оспаривании приказов Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 28 июня 2019 года № 100-нп «О внесении изменений в приказ ГУ РЭК Тверской области от 29 декабря 2014 года № 444-нп» и от 28 июня 2019 года № 105-нп «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые на территории Тверской области потребителям на 2019 год»

установил:

Приказом Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (далее ГУ РЭК Тверской области) от 29 декабря 2018 года № 556-нп, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 29 декабря 2018 года, внесены изменения в приказ ГУ РЭК Тверской области от 29 декабря 2014 года № 444-нп «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Тверской области», установлен период действия тарифов - с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года, таблицы «Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями» и «Необходимая валовая выручка сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)» изложены в новой редакции согласно приложению, в соответствии с которым индивидуальные тарифы для взаиморасчетов между филиалом «Центральный» АО «Оборонэнерго» и филиалом ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» установлены в размере:

- 1 полугодие - двухставочный тариф: ставка за содержание электрических сетей 321 217,66 руб./МВтх мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) 330,33 руб./МВтч; одноставочный тариф 0,92371 руб./кВтч;

- 2 полугодие - двухставочный тариф: ставка за содержание электрических сетей 321 228,87 руб./МВтх мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) 325,47 руб./МВтч; одноставочный тариф 0,91885 руб./кВтч;

необходимая валовая выручка филиала «Центральный» АО «Оборонэнерго» установлена в размере 51 417,55 тыс. руб.

Приказом ГУ РЭК Тверской области от 29 декабря 2018 года № 560-нп, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 29 декабря 2018 года, установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые на территории Тверской области потребителям на 2019 год. Приложением к данному приказу установлена необходимая валовая выручка филиала «Центральный» АО «Оборонэнерго» - 51 417,55 тыс. руб., которая учтена при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Тверской области.

Приказом Федеральной антимонопольной службы от 29 мая 2019года №682/19 «Об отмене приказов Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области приказ от 29 декабря 2018 года № 560-нп отменен.

В связи с этим ГУ РЭК Тверской области изданы опубликованные 28 июня 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru приказы от 28 июня 2019 года: № 105-нп, которым установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые на территории Тверской области потребителям на 2019 год, и № 100-нп, которым внесены изменения в приказ ГУ РЭК Тверской области от 29 декабря 2014 года № 444-нп, устанавливающий индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии и необходимую валовую выручку сетевых организаций на 2019 год.

Во вновь изданных нормативных правовых актах индивидуальные тарифы и необходимая валовая выручка филиала «Центральный» АО «Оборонэнерго» не изменились и остались в приведенном выше размере, который был утвержден ранее действовавшими приказами.

20 июня 2019 года, то есть после отмены приказа ГУ РЭК Тверской области от 29 декабря 2018 года № 560-нп, но в период действия приказа от 29 декабря 2018 года № 556-нп, АО «Оборонэнерго» обратилось в суд с административным иском о признании данных приказов ГУ РЭК Тверской области недействующими и возложении на административного ответчика обязанности принять новые нормативные правовые акты, устанавливающие индивидуальные и единые котловые тарифы с учетом увеличения необходимой валовой выручки филиала «Центральный» АО «ФИО10».

В ходе судебного разбирательства истец уточнил заявленные требования и просил признать недействующими вновь изданные ГУ РЭК Тверской области приказы от 28 июня 2019 года № 100-нп и № 105-нп.

Заявленные требования мотивированы тем, что установленная оспариваемыми приказами необходимая валовая выручка филиала «Центральный» АО «Оборонэнерго» на 2019 год необоснованно занижена.

Так, величина налога на прибыль на 2019 год в тарифном предложении определена в размере 6094,61 тыс. руб. на основании налоговой декларации по налогу на прибыль за 2017 год. Однако ГУ РЭК Тверской области данные расходы определило в размере 633,55 тыс. руб.

Кроме того, в составе необходимой валовой выручки на 2019 год ответчиком не были учтены суммы рассчитанных истцом корректировок: по исполнению показателей качества и надежности в размере 433,77 тыс. руб.; в связи с изменением полезного отпуска и цен на электрическую энергию в сумме 3024,65 тыс. руб.; неподконтрольных расходов по итогам 2017 года в сумме 8625,76 тыс. руб.

Последняя из указанных корректировок включает в себя не учтенные в необходимой валовой выручке 2017 года, но фактически понесенные регулируемой организацией в этом периоде расходы: налог на имущество – 639,12 тыс. руб.; отчисления на социальные нужды – 2696,97 тыс. руб.; налог на прибыль, связанный с передачей электроэнергии – 4822,11 тыс. руб.; выпадающие доходы в части налога на прибыль, полученной от технологического присоединения – 1250,47 тыс. руб.; прочие неподконтрольные расходы в виде отчислений на социальные нужды с выплат социального характера сотрудникам – 527,24 тыс. руб.

Также ответчик необоснованно применил к сумме необходимой валовой выручки 2019 года отрицательную корректировку фактических неподконтрольных расходов 2017 года на сумму 355,76 тыс. руб.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО6 заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнениях к нему, пояснила, что в части установления индивидуальных тарифов и необходимой валовой выручки предметом оспаривания по настоящему делу фактически является приказ ГУ РЭК Тверской области от 29 декабря 2014 года № 444-нп «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Тверской области», действующий в 2019 году в редакции приказов от 29 декабря 2018 года № 556-нп и от 28 июня 2019 года № 100-нп.

Представитель административного ответчика - ГУ РЭК Тверской области ФИО7 возражала против удовлетворения административного иска на основании доводов, приведенных в письменном отзыве и дополнениях к нему.

Заинтересованное лицо ПАО «ФИО11», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора ФИО3 о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что оспариваемые приказы, опубликованные в установленном порядке, приняты в пределах компетенции ГУ РЭК Тверской области, определенной пунктами 1 и 15 Положения о Главном управлении «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 20 октября 2011 года № 141-пп, согласно которому ГУ РЭК Тверской области устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных ФАС России предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).

Государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов)в электроэнергетике (далее Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения)цен (тарифов)в электроэнергетике (далее Правила государственного регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011года № 1178.

В соответствии с пунктами 2, 15 - 34 Основ ценообразования при определении размера тарифов подлежит учету необходимая валовая выручка - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, в который, в частности, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности, а также иные экономически обоснованные расходы.

Согласно пункту 16 Основ ценообразования, определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Из материалов дела следует, что АО «ФИО12» является сетевой организацией, оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ему объектов электросетевого хозяйства. На территории Тверской области данную деятельность осуществляет одно из обособленных подразделений организации - ФИО13

Приказ ГУ РЭК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-нп в редакции оспариваемых истцом изменений устанавливает тарифы на последний год второго долгосрочного периода регулирования 2015 – 2019 годов. В отношении регулируемой организации применен метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

28 апреля 2018 года филиал «ФИО15» АО «ФИО14» представил в ГУ РЭК Тверской области заявление с приложением обосновывающих документов об установлении на 2019 год тарифа на услуги по передаче электрической энергии в размере (без учета НДС):

- двухставочный тариф: ставка на содержание сетей – 459979,54 руб./МВт*месяц; ставка на оплату потерь – 336,42 руб./МВтч;

- одноставочный тариф на услуги по передаче – 1,18610 руб./кВтч.

Необходимая валовая выручка определена в сумме 73626,98 тыс. руб. (без учета оплаты потерь) (материалы тарифного дела, часть А, л.д. 22-24).

По предложению АО «ФИО16» плановая сумма налога на прибыль в 2019 году составляет 6094,61 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.

Для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, которые не являются основным видом их деятельности, распределение величины суммы налога на прибыль организаций между регулируемыми и нерегулируемыми видами деятельности производится согласно учетной политике, принятой в организации.

Пунктом 3.17 Положения об учетной политике по бухгалтерскому учету ОАО «Оборонэнерго», действующего в редакции приказа генерального директора ОАО «Оборонэнерго» от 31 декабря 2015 года № 338, предусмотрено, что бухгалтерский учет расчетов по налогу на прибыль осуществляется Обществом в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утвержденным приказом Минфина России от 19 ноября 2002 года № 114н. Величина текущего налога на прибыль определяется Обществом на основе данных, сформированных в бухгалтерском учете. При этом величина текущего налога на прибыль соответствует сумме исчисленного налога на прибыль, отраженного в налоговой декларации.

В подтверждение запланированной на 2019 год суммы налога на прибыль истец в материалы тарифного дела представил:

- страницы 28, 92-110 Приложения № 5 к Листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль за 2017 год, представленной в ИФНС России № 4 по г.Москве, относящиеся к обособленному подразделению РЭС «Тверской» филиала «Центральный» с указанием: суммы налога 8878788 руб., суммы начисленного налога в бюджет субъекта Российской Федерации 4861435 руб., суммы налога к доплате 4017353 руб. (материалы тарифного дела, часть Б, л.д. 188);

- таблицу 1.3 «Показатели раздельного учета доходов и расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании, территориальным сетевым организациям, согласно форме «Отчет о прибылях и убытках» по Тверской области за 2017 год, предусмотренную приложением № 1 к приказу Министерства энергетики Российской Федерации от 13 декабря 2011года № 585 «Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике», в которой указана сумма налога на прибыль в целом по организации 991352 тыс. руб., сумма налога в федеральный и региональный бюджеты, приходящаяся на Тверскую область, 10445,63 тыс. руб., ее распределение по видам деятельности: передача по распределительным сетям 6094,61 тыс. руб., технологическое присоединение 1 250,47 тыс. руб., прочие виды деятельности 3100,56 тыс. руб. (материалы тарифного дела, часть А, л.д. 189).

Вместе с тем, возможность проверки правильности данных, указанных в приведенном фрагменте налоговой декларации, установления налоговой базы, сумм налога, подлежащих уплате в федеральный и региональные бюджеты, сумм авансовых платежей и налога, подлежащего доплате, у органа регулирования отсутствовала, поскольку Титульный лист декларации, подраздел 1.1 Раздела 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным налогоплательщика (налогового агента) (Лист 01), Расчет налога (Лист 02), содержащие вышеуказанные данные, которым в силу раздела Х Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного приказом ФНС России от 19 октября 2016 года № ММВ-7-3/572@, должны соответствовать данные, приведенные в вышеуказанном Приложении № 5 к Листу 02, ему представлены не были.

Отчет о финансовых результатах за 2017 год этих сведений, за исключением итоговой суммы налога на прибыль 991352 тыс. руб., также не содержит (материалы тарифного дела, часть Б, л.д. 7).

При этом показатели выручки и прибыли до налогообложения, приведенные истцом в расчете налога на прибыль, не соответствуют показателям статистической формы П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации на 31 декабря 2017 года» (материалы тарифного дела, часть А, л.д. 182, часть Б, л.д. 57).

Доводы истца о том, что несоответствие бухгалтерской отчетности данным статистического отчета объясняется разными сроками их предоставления несостоятельны, поскольку обе формы отчета составлены на 31 декабря 2017 года, последующие уточнения к ним, объясняющие причины разночтений, отсутствуют.

Кроме того, производя расчет налога на прибыль в соответствии со статьей 288 Налогового кодекса Российской Федерации, не предусматривающей учет финансового результата деятельности обособленных подразделений налогоплательщика, истец определил долю налога, приходящегося на Тверскую область - 0,01053675763276, на основании показателей среднесписочной численности сотрудников РЭС «Тверской филиала «Центральный» - 78,528 единиц и среднегодовой остаточной стоимости основных средств 49202236,76 руб. в общей численности сотрудников АО «Оборонэнерго» - 7508,911 единиц и среднегодовой остаточной стоимости амортизируемого имущества организации – 4634925153,45 руб.

Однако, приведенные выше показатели стоимости основных средств и среднесписочной численности сотрудников АО «ФИО17» документально не подтверждены. В то же время приведенные данные о среднегодовой остаточной стоимости основных средств ФИО18 не соответствуют данным истца о налоговой базе по налогу на имущество за 2017 год, которая согласно части 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации также представляет собой среднегодовую стоимость имущества, и равна 47169037 руб. (т. 3, л.д. 307).

При таких обстоятельствах сделать вывод о том, что сумма налога на прибыль, отнесенная на Тверскую область, рассчитана правильно, а потому ее часть в размере заявленной истцом суммы 6094,61 тыс. руб. подлежит учету при расчете тарифов, не представляется возможным.

Кроме того, вопреки пункту 6 Основ ценообразования, предусматривающему необходимость представления субъектами электроэнергетики для целей государственного регулирования цен (тарифов) данных раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов по соответствующим видам деятельности в сфере электроэнергетики, документы первичного бухгалтерского учета, подтверждающие данные, приведенные в вышеуказанной таблице 1.3 показателей раздельного учета за 2017 год по Тверской области, не предусматривающей расшифровку состава доходов и расходов, учитываемых при распределении налога на прибыль по видам деятельности, истцом не представлены.

Вместе с тем, из данной таблицы следует, что финансовым результатом деятельности филиала на территории Тверской области по всем видам деятельности в 2017 году явился убыток в сумме 11114,47 тыс. руб.

Согласно расчету величины налога на прибыль по АО «Оборонэнерго» за 2017 год аналогичный отрицательный финансовый результат деятельности по передаче электрической энергии за 2017 год (-70639 тыс. руб.) получен в целом по организации по виду деятельности «передача электроэнергии» (материалы тарифного дела, часть А, л.д. 182).

Тем не менее, из общей суммы налога на прибыль 991352 тыс. руб., сформированной с учетом сближения финансовых результатов по данным бухгалтерского учета с данными налогового учета за счет постоянных и отложенных налоговых обязательств и активов, на этот вид деятельности распределена часть налога в размере 583855 тыс. руб. пропорционально полученной по нему выручке.

Согласно пояснениям к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах АО «ФИО19» за 2017 год сумма налога на прибыль определяется исходя из величины условного расхода (условного дохода) на прибыль, скорректированной на суммы постоянного налогового обязательства, постоянного налогового актива, отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства отчетного периода. В состав постоянных налоговых обязательств входят: доходы от безвозмездной аренды, резерв по сомнительным долгам, прибыль и убытки прошлых лет, резерв по условным обязательствам, доходы (расходы) в виде штрафов, пеней, неустоек, процентов, расходы в виде списанной дебиторской задолженности, резерв на годовое вознаграждение, выплаты из прибыли, прочие. К числу отложенных налоговых активов отнесены доходы будущих периодов, недостачи и потери от порчи ценностей, основные средства. Оценочные обязательства и резервы, расходы будущих периодов, прочие. Отложенными налоговыми обязательствами являются: материалы, недостачи и потери от порчи ценностей, основные средств, расходы будущих периодов, оценочные обязательства и резервы (материалы тарифного дела, часть Б, л.л. 52).

Пунктом 3.17 Положения об учетной политике по бухгалтерскому учету ОАО «ФИО20» предусмотрено, что информация для отражения в бухгалтерском учете постоянных и временных разниц формируется на основании первичных документов и регистров налогового учета.

Между тем, состав постоянных и отложенных налоговых обязательств и активов для решения вопроса об учете соответствующей части налога на прибыль в составе расходов, связанных с регулируемыми видами деятельности, не раскрыт, данными первичного бухгалтерского учета не подтвержден, а применяемый порядок их распределения между видами деятельности – пропорционально выручке не обоснован.

Также следует учесть, что в соответствии с пунктами 1, 3, 14, 15 ПБУ 18/02 отложенный налоговый актив и отложенное налоговое обязательство, образующиеся вследствие возникновения в отчетном периоде вычитаемых временных разниц и налогооблагаемых временных разниц (доходов и расходов, формирующих бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль - в другом или в других отчетных периодах) являются частью отложенного налога на прибыль, способной оказать влияние на величину налога на прибыль последующих отчетных периодов в соответствии с законодательством Российской Федерации, то есть носят вероятностный характер, зависят от получения организацией налогооблагаемой прибыли в последующих отчетных периодах и не учитываются в расчете текущего налога на прибыль.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что представленные в материалы тарифного дела и в суд документы не подтверждают экономическую обоснованность планируемой истцом суммы налога на прибыль, учитывая отрицательный финансовый результат осуществляемой им регулируемой деятельности в Тверской области в 2017 году, с выводом ГУ РЭК Тверской области в отношении плановой суммы налога на прибыль в размере 633,55 тыс. руб., определенной исходя из размера прибыли на капитальные вложения (2534,19 тыс. руб.), предусмотренной на 2019 год инвестиционной программой филиала «ФИО21» «Развитие системы электроснабжения на 2016 - 2019 годы», утвержденной приказом ГУ РЭК Тверской области от 14 августа 2015 года № 121-нп, следует согласиться.

В то же время экономически обоснованные расходы истца, возникшие в ходе регулируемого периода, могут быть учтены в последующих расчетных периодах в порядке, предусмотренном пунктом 7 Основ ценообразования, при условии их документального подтверждения.

На основании пункта 8 Основ ценообразования регулирующие органы ежегодно корректируют необходимую валовую выручку организации, осуществляющей регулируемую деятельность, в соответствии с методическими указаниями по применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов организации, осуществляющей регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров (услуг), утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

В соответствии с формулой, приведенной в пункте 5 Методических указаний по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 26 октября 2010 года № 254-э/1, в основе расчета повышающего коэффициента находится обобщенный показатель надежности и качества оказываемых услуг, который определяется в соответствии с Методическими указаниями по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 29 ноября 2016 года № 1256.

Истцом произведен расчет данного обобщенного показателя по формуле 21, приведенной в пункте 5.1.3 Методических указаний, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 29 ноября 2016 года № 1256, исходя из того, что в 2017 году им со значительным улучшением достигнут плановый показатель уровня надежности оказываемых услуг (значение 1), достигнут показатель уровня качества обслуживания потребителей (значение 0), не достигнут показатель уровня качества осуществляемого технологического присоединения (значение -1) (материалы тарифного дела, часть А, л.д. 220, в электронном виде папка № 25).

Коэффициент достижения со значительным улучшением показателя уровня надежности истец рассчитал исходя из планового значения средней продолжительности прекращений передачи электрической энергии 0,6374 и фактического - 0,3111. Фактический показатель определен по формам 1.1 и 1.2 приложения № 1 к названным Методическим указаниям как отношение суммарной продолжительности прекращений передачи электрической энергии – 790,9333 часов и максимального за 2017 год числа точек присоединения - 2542.

В соответствии с пунктом 2.1.1 тех же Методических указаний для целей расчета значений показателя уровня надежности оказываемых услуг рассматриваются прекращения передачи электрической энергии потребителю услуг сетевой организации в результате технологических нарушений на объектах сетевой организации, имеющие продолжительность свыше времени автоматического восстановления питания (автоматическое повторное включение, автоматический ввод резерва), за исключением случаев, произошедших в результате технологических нарушений, отключений, переключений в сетях смежных сетевых организаций, в сетях организаций, осуществляющих деятельность по производству и (или) передаче электрической энергии (мощности), в сетях потребителей услуг, а также по инициативе системного оператора и (или) при осуществлении в пределах охранных зон объектов электросетевого хозяйства согласованных сетевой организацией действий, равно как и в результате обстоятельств непреодолимой силы либо сверхрасчетных природно-климатических нагрузок (условий) или вследствие иных обстоятельств, исключающих ответственность сетевой организации, за перерывы (нарушения) электроснабжения.

Из содержания формы 8.1 «Журнал учета данных первичной информации по всем прекращениям передачи электрической энергии произошедшим на объектах сетевой организации за 2017 год» следует, что общее количество прекращений передачи электрической энергии на объектах истца за 2017 год составило 1979,8965. Из этого числа в расчете средней продолжительности прекращений передачи электрической энергии им учтена лишь часть отключений в количестве 790,9333, обозначенных в форме 8.1 как внерегламентные отключения, учитываемые при расчете показателя надежности. Остальная часть отключений, обозначенных как ограничения, связанные с проведением ремонтных работ в количестве 761,0799, а также как внерегламентные отключения в количестве 427,8833 в этом расчете не учитывалась.

При этом документальное подтверждение причин технологических нарушений, а также обстоятельств, исключающих ответственность сетевой организации, в виде актов расследования, записей в оперативных журналах представлено не по всем случаям (например, отсутствуют копии оперативных журналов и актов расследования за 12, 14, 25 января, 11, 12, 14, 21, 27 февраля, 20, 27, 28 и 30 марта 2017 года по неучтенным внерегламентным отключениям (материалы тарифного дела в электронном виде часть А, папка 27).

В отношении ограничений, связанных с проведением ремонтных работ, отсутствуют акты выполнения ремонтных работ и журналы проведения ремонтных работ сетевой организации, предусмотренные пунктом 6.3 вышеуказанных Методических указаний.

Кроме того, из содержания формы 8.1 следует, что прекращения передачи электроэнергии в связи с проведением ремонтных работ в количестве 761,0799, обозначенные в столбце 27 данной формы цифрой 1, также подлежат учету в показателях надежности, что истцом выполнено не было.

Также следует отметить, что вышеуказанный расчет показателя уровня надежности произведен исходя из максимального за расчетный период точек присоединения 2 542, в то время как в письме от 01 июня 2018 года № 2358 в адрес ГУ РЭК Тверской области филиал «ФИО22» указал, что количество точек поставки потребителям услуг на территории Тверской области в 2017 году составило 2 434. Ссылки истца на то, что различные данные о количестве точек поставки обусловлены разными датами, по состоянию на которые они представлены, бездоказательны и приведенное противоречие в сведениях, положенных в основу расчета, не устраняют.

Таким образом, представленные истцом данные достоверность и правильность произведенного им расчета показателя уровня надежности оказываемых услуг, а также факт достижения со значительным улучшением соответствующего планового показателя не подтверждают.

При этом в нарушение абзаца 5 пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», обязывающего регулируемую организацию обеспечить достижение показателей надежности и качества поставляемых товаров, оказываемых услуг, АО «ФИО23» в 2017 году не достигло планового значения уровня качества оказываемых услуг (значение показателя составило -1).

Инвестиционная программа, предусматривающая развитие системы электроснабжения и направленная на достижение показателей надежности и качества оказываемых услуг, регулируемой организацией в 2017 году не исполнена.

При таких обстоятельствах основания для применения заявленной ею корректировки, учитывающей достижение показателей надежности и качества оказываемых услуг, отсутствуют.

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012года №98-э, необходимая валовая выручка на очередной год долгосрочного периода регулирования определяется с учетом корректировки, производимой в связи с изменением полезного отпуска и цен на электрическую энергию. Приведенная в этом же пункте формула 8 предусматривает расчет данной корректировки для тех случаев, когда при неизменном уровне технологического расхода (потерь) электрической энергии фактические расходы на оплату таких потерь отличаются от плановых вследствие изменения объема отпуска электрической энергии в сеть либо вследствие изменения цены покупки потерь.

По данным истца его фактические расходы на оплату потерь в 2017 году составили 21 109,22 тыс. руб., что меньше утвержденной суммы 21 933,77 руб.

Такое уменьшение фактических расходов произошло за счет снижения не только объема отпуска электрической энергии в сеть, но и уровня технологического расхода (потерь) электрической энергии с 11,05% (плановый) до 9,35% (фактический).

Следовательно, поскольку фактические расходы истца на оплату потерь не превысили плановые, увеличение последних посредством положительной корректировки необходимой валовой выручки исключается.

По утверждению истца в составе НВВ должна быть учтена корректировка неподконтрольных расходов, фактически им понесенных в 2017 году, на сумму 8625,76 руб.

В состав данной корректировки АО «ФИО24» включило в том числе расходы на уплату налога на имущество, которые по его утверждению составили 760,15 тыс. руб., при утвержденной сумме 121,03 тыс. руб.

В подтверждение данных расходов истец представил в ГУ РЭК Тверской области: налоговую декларацию по налогу на недвижимое имущество, находящееся на территории по Тверской области на сумму 276625 руб., налоговую декларацию по налогу на движимое имущество на суммы 321689 руб. и 5394687 руб. в целом по филиалу «Центральный», оборотно-сальдовую ведомость счета 20.1 по виду деятельности «передача электрической энергии» за 2017 год по РЭС «Тверской» об уплате налога на имущество на сумму 276625 руб. и 483520,05 (материалы тарифного дела, часть Б, л.д.208, 251, часть А, л.д. 227).

Из экспертного заключения ГУ РЭК Тверской области и дополнительных письменных объяснений ГУ РЭК Тверской области на исковое заявление, а также расчета истца, приведенного на странице 12 административного искового заявления, следует, что орган регулирования согласился с наличием оснований для корректировки указанных расходов, подтвержденных налоговой декларацией по налогу на недвижимое имущество, находящееся на территории Тверской области, и рассчитал ее в размере 109 тыс. руб., учтя при этом экономию расходов по статье «прочие налоги и сборы» в сумме 42,99 тыс. руб.

Налог на движимое имущество согласно Учетной политике по бухгалтерскому учету ОАО «ФИО25» распределяется пропорционально основной заработной плате по каждому виду деятельности и региону. Для оценки правильности суммы данного налога в доле, приходящейся на Тверскую область, необходима проверка соответствующего расчета. Между тем, такой расчет и доказательства положенных в его основу исходных данных, в частности первичные бухгалтерские документы, подтверждающие формирование налоговой базы, а также порядок распределения расходов между видами деятельности и по регионам, в регулирующий орган не представлены.

При таких обстоятельствах оснований для корректировки расходов истца по статье «налог на имущество» по итогам 2017 года в большей сумме у органа регулирования не имелось.

Расходы на уплату отчислений на социальные нужды на 2017 год ГУ РЭК Тверской области утверждены в сумме 8086,89 тыс. руб., определенной в размере установленных платежей, составляющих 30,4% от фонда заработной платы, равного 26601,61 тыс. руб.

Превышение фактических расходов истца по данной статье, составивших в 2017 году 10783,86 тыс. руб., явилось следствием превышения расходов на оплату труда, составивших 37029,74 тыс. руб., по сравнению с утвержденными (материалы тарифного дела, часть А, л.д. 22).

Вместе с тем, в силу пунктов 12, 18 Основ ценообразования, пункта 11, подпункта 3 пункта 12 Методических указаний, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012года №98-э, расходы на оплату труда являются подконтрольными и не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования за исключением случаев, связанных с изменением планируемых параметров расчета тарифов, перечисленных в пункте 38 Основ ценообразования, в частности индекса потребительских цен и размера активов.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что количество активов регулируемой организации не увеличилось, увеличение расходов на оплату труда и производных от них расходов на отчисления на социальные нужды противоречит требованиям действующего законодательства и является необоснованным, а потому не может быть включено в состав необходимой валовой выручки.

По этой же причине не подлежат учету при утверждении тарифов заявленные истцом расходы в виде отчислений на социальные нужды с выплат социального характера сотрудникам – 527,24 тыс. руб.

В соответствии с Положением о выплатах социального характера ОАО «Оборонэнерго», помимо установленных законодательством Российской Федерации, работникам Общества предоставляется право на получение ряда льгот, компенсаций и других выплат социального характера за счет средств Общества, в частности, единовременные выплаты в случае смерти работника и его близких родственников, при достижении определенного возраста, к праздничным дням, к ежегодному отпуску, при увольнении работника после установления трудовой пенсии по стрости, материальная помощь при рождении ребенка, вступлении в брак и в случае возникновения непредвиденных обстоятельств (материалы тарифного дела в электронном виде, часть А, папка 6).

Указанные расходы, связанные с оплатой труда работников, не являющиеся обязательными в силу действующего законодательства, а, следовательно, и необходимыми для осуществления регулируемой деятельности, к экономически обоснованным расходам не относятся, в составе подконтрольных расходов истца на период 2015-2019 годов учтены не были. Соответственно, производные от них расходы в виде отчислений на социальные нужды при расчете тарифов учету также не подлежат.

В отношении корректировки расходов на уплату налога на прибыль за 2017 год, фактически составивших по утверждению истца 7345,08 руб. (по видам деятельности: «передача электрической энергии» - 6094,61 тыс. руб. и «технологическое присоединение» – 1250,47 тыс. руб.), орган регулирования согласился с тарифным предложением в размере суммы, указанной в строке 080 страницы 28 приложения к Листу 02 Налоговой декларации, отражающей сумму налога, начисленного в бюджет субъекта Российской Федерации – 4861435 руб., и произвел соответствующую корректировку утвержденных на 2017 год расходов (1273 тыс. руб.) на 3589 тыс. руб.

Принимая во внимание, что документы, подтверждающие факт уплаты налога, истцом не представлены, а материалы тарифного и настоящего административного дела не подтверждают достоверность и правильность определения заявленных истцом сумм налога на прибыль за 2017 год, приходящихся на обособленное подразделение АО «ФИО26» в Тверской области и относящихся непосредственно к регулируемым видам деятельности, утверждение административного истца о необходимости дополнительного увеличения размера данной корректировки подлежит отклонению.

Таким образом, в части, касающейся приведенных выше статей расходов, учтенных при расчете тарифов на 2019 год, оспариваемый приказ ГУ РЭК Тверской области требованиям действующего законодательства соответствует.

Вместе с тем, суд соглашается с доводами административного искового заявления о необоснованном исключении из необходимой валовой выручки 2019 года суммы в размере 2787 тыс. руб., представляющей собой разницу между утвержденными на 2017 год (10776 тыс. руб.) и фактическими (7 989 тыс. руб.) расходами на амортизацию.

Пункт 7 Основ ценообразования предусматривает, что при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) расходов, фактически не понесенных в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы).

Согласно приложению № 3 к приказу ГУ РЭК Тверской области от 14 августа 2015 года № 121-нп «Об утверждении инвестиционной программы филиала «ФИО27» ОАО «ФИО28» в сфере электроснабжения по Тверской области на 2016-2019 годы» на 2017 год установлен объем финансирования инвестиционной программы – 18,72 млн. руб. за счет собственных средств организации, из которых 15,87 млн. руб. – сумма, учтенная в качестве инвестиционной составляющей, включающая прибыль, направляемую на инвестиции – 5,09 млн. руб. и амортизацию - 10,78 млн. руб.

В таком же размере средства на амортизацию учтены в составе неподконтрольных расходов истца при определении необходимой валовой выручки на 2017 год.

Следовательно, вся сумма средств, полученных истцом в 2017 году в составе тарифной выручки по статье расходов «амортизация», должна была быть направлена им на финансирование мероприятий инвестиционной программы. В связи с невыполнением данной программы в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования указанная сумма полностью исключена органом регулирования из необходимой валовой выручки организации на 2019 год. Вместе с тем, повторно исключать в составе корректировки неподконтрольных расходов часть этой же суммы, равную 2787 тыс. руб., которая истцом получена не была, орган регулирования был не вправе.

Ссылка административного ответчика на формулу 3 для расчета расходов i-го года долгосрочного периода регулирования, связанных с компенсацией незапланированных расходов (со знаком «плюс») или полученного избытка (со знаком «минус»), содержащуюся в пункте 11 Методических указаний, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012года №98-э, безосновательна, поскольку в соответствии с приведенной в этом же пункте формулой 7 для расчета корректировки неподконтрольных расходов и расшифровкой содержащихся в ней понятий фактической и плановой величины неподконтрольных расходов при расчете данной корректировки расходы на финансирование капитальных вложений, которыми в данном случае и являлись расходы по статье «амортизация», должны исключаться.

Таким образом, в нарушение пункта 7 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации на 2019 год, установленная в размере 52417,55 тыс. руб., занижена на сумму произведенной корректировки фактических расходов 2017 года по статье «амортизация» в размере 2787 тыс. руб., что нарушает права и интересы АО «Оборонэнерго» и является основанием для признания оспариваемых приказов в части утверждения данной суммы необходимой валовой выручки и рассчитанных на ее основе индивидуальных и единых (котловых) тарифов недействующими.

Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия, то признание отдельных их положений не действующими с даты вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Принимая во внимание, что на дату обращения АО «ФИО29» в суд оспариваемые им индивидуальные тарифы и необходимая валовая выручка на период с 01 января 2019 года были установлены приказом ГУ РЭК Тверской области от 29 декабря 2014 № 444-нп в редакции приказа от 29 декабря 2018 года № 556-нп, измененной в ходе судебного разбирательства приказом от 28 июня 2019 года № 100-нп, в соответствии с положениями части 2 статьи215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оспариваемые нормативные правовые акты подлежат признанию не действующими в части установления данных индивидуальных тарифов и необходимой валовой выручки филиала «Центральный» АО «Оборонэнерго» с 01 января 2019 года.

Приказ ГУ РЭК Тверской области от 28 июня 2019 года № 105-нп, устанавливающий единые (котловые) тарифы, на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые на территории Тверской области потребителям на 2019 год, в части, устанавливающей необходимую валовую выручку истца, подлежит признанию недействующим с даты его принятия.

В соответствии с частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность в течение месяца со дня вступления в силу решения суда по настоящему административному делу принять новые нормативные правовые акты, заменяющие признанные не действующими в части приказы, с учетом выводов, изложенных в мотивировочной части настоящего решения.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск АО «ФИО30» удовлетворить.

Признать недействующими:

- приказ Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 29 декабря 2014 № 444-нп «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Тверской области» в редакции приказов Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 29 декабря 2018 года № 556-нп и от 28 июня 2019 года № 100-нп в части приложения, устанавливающего индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между филиалом «ФИО31» АО «ФИО32» и филиалом ПАО «ФИО33ФИО36» - «ФИО34», а также необходимую валовую выручку филиала «Центральный» АО «Оборонэнерго» в размере 51 417,55 тыс. руб. (без учета оплаты потерь) - с 01 января 2019 года;

- приказ Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 28 июня 2019 года № 105-нп «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые на территории Тверской области потребителям на 2019 год» в части приложения, устанавливающего необходимую валовую выручку филиала «Центральный» АО «Оборонэнерго» в размере 51 417,55 тыс. руб. (без учета оплаты потерь) – с даты его принятия.

Возложить на Главное Управление «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области обязанность в течение месяца со дня вступления в силу настоящего решения принять новые нормативные правовые акты, заменяющие признанные не действующими в части приказы.

Взыскать с Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области в пользу АО «ФИО37» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.

Настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.В.Парфенова

Мотивированное решение составлено 12 августа 2019 года.

Председательствующий Т.В.Парфенова