НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тверского областного суда (Тверская область) от 03.01.2019 № 21-17/20

УИД: 69RS0003-01-2019-000360-93

Дело № 21-17/2020 судья Теплякова В.К.

РЕШЕНИЕ

29 января 2020 года город Тверь

Судья Тверского областного суда Колпиков В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Макаренковой С.Г. на постановление заместителя Министра Тверской области по обеспечению контрольных функций Носырова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Бельского районного суда Тверской области от 18 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела учета и отчетности администрации Бельского района Макаренковой Светланы Геннадьевны,

установил:

постановлением заместителя Министра Тверской области по обеспечению контрольных функций Носырова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела учета и отчетности администрации Бельского района Макаренкова С.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей (л.д. 15-21).

Решением судьи Бельского районного суда Тверской области от 12 декабря 2019 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба Макаренковой С.Г. – без удовлетворения (л.д. 178-190).

В жалобе, поданной в Тверской областной суд, Макаренкова С.Г. выражает несогласие с состоявшимися по делу постановлением должностного лица и решением судьи районного суда, просит их отменить и производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что уволена из администрации Бельского района Тверской области 14 августа 2018 года, в связи с чем на момент проведения проверки, составления акта проверки, составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении не являлась должностным лицом администрации Бельского района Тверской области. Отмечает, что не присутствовала при проведении проверки, для подписания и ознакомления с актом проверки Макаренкову С.Г. не вызывали. Обращает внимание на то, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением срока. С материалами дела об административном правонарушении ознакомлена не в полном объеме. Полагает, что не является субъектом вмененного административного правонарушения. Документы, подтверждающие фактическую передачу нефинансовых активов недвижимого имущества в безвозмездное пользование и в возмездное пользование (аренду) в материалах дела отсутствуют (л.д. 194-197).

В судебное заседание лица, участвующие в деле, будучи надлежаще извещенными, не явились, о причине неявки не сообщили, ходатайств об отложении разбирательства не заявили, в связи с чем судья областного суда на основании п. 2, 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ признал возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, оценив обоснованность доводов жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с п.п. 5 и 6 ч. 1 ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) получатель бюджетных средств ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.

Согласно ч. 2 ст. 264.1 БК РФ бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта, за исключением случаев, если иное установлено бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящей частью (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Из п. 1 ст. 13 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» следует, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года № 191н утверждена Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее – Инструкция № 191н).

В соответствии с п. 7 Инструкции бюджетная отчетность составляется на основании показателей бюджетной отчетности, представленной получателями, распорядителями, главными распорядителями бюджетных средств, администраторами, главными администраторами доходов бюджета, администраторами, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета, финансовыми органами, органами казначейства, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, обобщенных путем суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам с исключением в установленном настоящей Инструкцией порядке взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям бюджетной отчетности.

Согласно п. 20 Инструкции справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (ф. 0503130) формируется на основании показателей по учету имущества и обязательств, отраженных, в том числе по забалансовым счетам: счет 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» (код строки 250); счет 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование» (код строки 260).

Приказом Минфина России от 01 декабря 2010 года № 157н утвержден Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению (далее – Инструкция № 157н).

Из п. 381 Инструкции 157н следует, что счет 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» предназначен для учета объектов неоперационной (финансовой) аренды, операционной аренды, в части предоставленных прав пользования имуществом, переданных учреждением (органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника государственного (муниципального) имущества) в возмездное пользование (по договору аренды), в целях обеспечения надлежащего контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением. Принятие к забалансовому учету объектов имущества осуществляется на основании первичного учетного документа (Акта приема-передачи) по стоимости, указанной в Акте. Выбытие объектов имущества с забалансового учета производится на основании Акта по стоимости, по которой объекты были ранее приняты к забалансовому учету.

Счет 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование» предназначен для учета данных об объектах аренды на льготных условиях, а также о предоставленном (переданном) в безвозмездное пользование без закрепления права оперативного управления, в том числе в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, имуществе, для обеспечения надлежащего контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением. Принятие к забалансовому учету объектов имущества осуществляется на основании первичного учетного документа (Акта приема-передачи) по стоимости, указанной в Акте. Выбытие объектов имущества с забалансового учета производится на основании Акта по стоимости, по которой объекты были ранее приняты к забалансовому учету (п. 383 Инструкции 157н).

Административная ответственность в соответствии со ст. 15.15.6 КоАП РФ (в редакции действовавшей на дату выявления обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности) наступает за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении администрации Бельского района Тверской области проведена плановая выездная проверка по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

В ходе проведенной проверки установлено нарушение ч. 2 ст. 264.1 БК РФ, п.п. 3, 381, 383 Инструкции № 157н, выразившееся в отсутствии учета объектов нефинансовых активов недвижимого имущества в 2017 году, переданного в пользование по договорам аренды и безвозмездного пользования на сумму 8849,3 тыс. рублей, в том числе:

- на забалансовом счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование» в сумме <данные изъяты>;

- на забалансовом счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование» в сумме <данные изъяты>, что повлекло представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 01 января 2018 года по показателям Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах в составе Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дифицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма по ОКУД 0503130) на сумму 8849,3 тыс. рублей, что также является нарушением п. 1 ст. 13 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»; п.п. 7 и 20 Инструкции № 191н.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Бельского района Тверской области и Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Бельского района Тверской области заключено соглашение на бухгалтерское обслуживание. Согласно п. 4.3 названного Соглашения администрация Бельского района Тверской области несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской, налоговой и иной отчетности Комитета.

Распоряжением Главы администрации Бельского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ на должность начальника отдела учета и отчетности администрации Бельского района Тверской области назначена Макаренкова С.Г.

Как следствие выявленных нарушений, ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела контроля в сфере экономики и производства управления финансово-бюджетного надзора и контроля Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций Степановым И.В. в отношении начальника отдела учета и отчетности администрации Бельского района Тверской области Макаренковой С.Г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6 КоАП РФ (л.д. 8-13).

Постановлением заместителя Министра Тверской области по обеспечению контрольных функций Носырова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела учета и отчетности администрации Бельского района Макаренкова С.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа.

Судья районного суда, проверяя законность и обоснованность оспариваемого Макаренковой С.Г. постановления должностного лица, не усмотрел оснований к его отмене.

Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда не усматриваю.

Фактические обстоятельства дела и вина начальника отдела учета и отчетности администрации Бельского района Макаренковой С.Г. в совершении вменяемого административного правонарушения в полном объеме подтверждаются совокупность собранных по делу доказательств, а именно: выпиской из акта плановой выездной проверки по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности от 04 марта 2019 года (л.д. 40-41); отчетом об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора, администратора доходов бюджета на 01 января 2018 года (л.д. 42-47); балансом главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора, администратора доходов бюджета на 01 января 2018 года (л.д. 48-54); справкой о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (л.д. 55-58); отчетом о финансовых результатах деятельности на 01 января 2018 года (л.д. 59-64); сведениями о дебиторской и кредиторской задолженности (л.д. 65-66); сведениями о движении нефинансовых активов (л.д. 67-71); справкой о балансовой стоимости имущества 01 января 2018 года (л.д. 72); договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 73-78); договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 79-84); договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 85-90); договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 91-96); договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 97-101); договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 102-107); договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 111-117); договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 122-128); договором безвозмездного пользования зданием от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 118-120); дополнительным соглашением о пролонгации договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 121); договором безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 129-131); договором безвозмездного пользования нежилым помещением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 132-135); справкой о балансовой стоимости по договорам безвозмездного пользования на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 137); справкой о балансовой стоимости имущества по договорам аренды на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 138); договором безвозмездного пользования нежилым помещением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 139-142); договором безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 143-145); договором безвозмездного пользования недвижимым имуществом от ДД.ММ.ГГГГ с дополнительным соглашением (л.д. 146-148); договором безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 149-151); договором безвозмездного пользования нежилым помещением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 152-154); распоряжением Главы администрации Бельского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ о назначении Макаренковой С.Г. (л.д. 155); распоряжением Главы администрации Бельского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ-р о прекращении трудового договора с работником Макаренковой С.Г. (л.д. 156); должностной инструкцией начальника отдела учета и отчетности Администрации Бельского района Тверской области (л.д. 157-161); соглашением на бухгалтерское обслуживание от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 162-164); протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-13), а также другими материалами дела.

Вопреки доводам жалобы все представленные по делу доказательства оценены судьей районного суда по правилам ст. 26.11 КоАП РФ с учетом положения ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ. Допустимость и достоверность принятых во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для определения значимых обстоятельств и рассмотрения настоящего дела по существу. Доказательств, полученных с нарушением требований закона, как и противоречий в представленных доказательствах не установлено.

Проверяя законность и обоснованность постановления должностного лица о привлечении начальника отдела учета и отчетности Администрации Бельского района Тверской области Макаренковой С.Г. к административной ответственности, судья районного суда с учетом срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, пришел к выводу о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ (в редакции действовавшей на дату выявления обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности).

Доводы заявителя о том, что она не является субъектом вмененного административного правонарушения, основаны на не верном толковании норм права.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Так, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Бельского района Тверской области и Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Бельского района Тверской области заключено соглашение на бухгалтерское обслуживание. Согласно п. 4.3 названного Соглашения администрация Бельского района Тверской области несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской, налоговой и иной отчетности Комитета.

Распоряжением Главы администрации Бельского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ на должность начальника отдела учета и отчетности администрации Бельского района Тверской области назначена Макаренкова С.Г.

Согласно должностной инструкции начальник отдела учета и отчетности выполняет функции главного бухгалтера администрации Бельского района Тверской области (п. 1.3); в должностные обязанности начальника отдела учета и отчетности входит, в том числе, формирование и своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности учреждения, доходах, расходах, участие в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины; обеспечение составления бухгалтерской отчетности, оперативных и сводных отчетов, об исполнении смет расходов, другой бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы; оказание методической помощи работникам отделов учреждения по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности; руководство деятельностью отдела, направление и контроль работы сотрудников отдела учета и отчетности (п. 3.1).

Таким образом, с учетом собранных по делу доказательств, выводы должностного лица административного органа и судьи районного суда о том, что Макаренкова С.Г. является надлежащим лицом, подлежащим административной ответственности, законны и обоснованны.

То обстоятельство, что Макаренкова С.Г. ДД.ММ.ГГГГ уволена с должности начальника отдела учета и отчетности администрации Бельского района Тверской области не может служить основанием для освобождения последней от административной ответственности, поскольку выявленные в ходе проверки нарушения имели место в период времени, когда Макаренкова С.Г. занимала должность начальника отдела учета и отчетности администрации Бельского района Тверской области.

Указание в жалобе на то, что должностным лицом при производстве по делу об административном правонарушении нарушены процессуальные сроки, не свидетельствует о нарушении процедуры привлечения Макаренковой С.Г. к административной ответственности, поскольку согласно правовой позиции, изложенной в абз. 2 и абз. 3 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных ст.ст. 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными.

Ссылка в жалобе на то, что с материалами дела об административном правонарушении Макаренкова С.Г. ознакомлена не в полном объеме не свидетельствует о нарушении процессуальных прав заявителя.

Так, при рассмотрении дела должностным лицом административного органа Макаренковой С.Г. были разъяснены ее процессуальные права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, в том числе, знакомиться со всеми материалами дела, заявлять ходатайства, что подтверждается личной подписью Макаренковой С.Г. в соответствующей графе бланка (л.д. 165).

Вместе с тем, при рассмотрении дела об административном правонарушении от Макаренковой С.Г. ходатайств об ознакомлении с материалами дела, а также отложения рассмотрения дела в связи с необходимостью ознакомления с материалами дела, Макаренковой С.Г. заявлено не было.

Довод жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие фактическую передачу нефинансовых активов недвижимого имущества в безвозмездное пользование и в возмездное пользование (аренду), не основан на материалах дела об административном правонарушении, в связи с чем подлежит отклонению.

Ссылка в жалобе на то, что Макаренкова С.Г. не присутствовала при проведении проверки, для подписания и ознакомления с актом проверки ее не вызывали, была предметом проверки в ходе производства по делу, обоснованно отвергнута по мотивам, изложенным в решении судьи районного суда.

Иные доводы жалобы не содержат ни правовых оснований, ни фактических обстоятельств, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых решений, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, в то время как оснований для их переоценки по доводам жалобы не имеется.

Каких-либо иных доводов, объективно опровергающих факт совершения начальником отдела учета и отчетности Администрации Бельского района Тверской области Макаренковой С.Г. вменяемого ей административного правонарушения, жалоба, поданная в Тверской областной суд, не содержит.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей назначено Макаренковой С.Г. в минимальных пределах санкции ст. 15.15.6 КоАП РФ, соответствует содеянному и целям административного наказания, указанным в статьях 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, является справедливым.

Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило бы судье всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не установлено. Нормы материального права применены правильно.

Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы заявителя об отмене постановления должностного лица от 12 ноября 2019 года и решения судьи районного суда от 18 декабря 2019 года не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя Министра Тверской области по обеспечению контрольных функций Носырова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Бельского районного суда Тверской области от 18 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела учета и отчетности администрации Бельского района Макаренковой Светланы Геннадьевны оставить без изменения, жалобу Макаренковой С.Г. – без удовлетворения.

Судья В.В. Колпиков