НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тверского областного суда (Тверская область) от 02.10.2017 № А-89/17

Дело а-89/2017

Решение

Именем Российской Федерации

Тверской областной суд в составе:

председательствующего судьи Парфеновой Т.В.,

при секретаре судебного заседания Безуглой Ю.В.,

с участием: прокурора Лопачевой Л.В.,

представителя административного истца - ООО «Теплосервис» Тараториной Е.А.

представителя административного ответчика - Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области Волченко В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Теплосервис» о признании частично недействующим приказа Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 22 июля 2015 года № 111-нп «О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью «Теплосервис» на 2015-2018 годы» в редакции приказов ГУ РЭК Тверской области от 19 декабря 2016 года № 267-нп и от 30 июня 2017 года № 69-нп,

установил:

приказом Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 22 июля 2015 года № 111-нп «О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью «Теплосервис» на 2015-2018 годы» в редакции приказов ГУ РЭК Тверской области от 19 декабря 2016 года № 267-нп и от 30 июня 2017 года № 69-нп установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ООО «Теплосервис» для потребителей села Бурашево и деревни Каменка Бурашевского сельского поселения муниципального образования Тверской области «Калининский район» на 2015-2018 гг.

Согласно Приложению № 1 к данному приказу – «Тарифы на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью «Теплосервис» для потребителей села Бурашево Бурашевского сельского поселения муниципального образования Тверской области «Калининский район» на 2015-2018 годы» одноставочные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую для потребителей, составляют:

- на 2017 год - для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (тариф без учета НДС):

с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года - 1329,72 руб./Гкал, с 01 июля 2017 по 31 декабря 2017 года - 1355,01 руб./Гкал;

для населения (тариф с учетом НДС):

с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года - 1569,07 руб./Гкал, с 01 июля 2017 по 31 декабря 2017года - 1598,91 руб./Гкал;

- на 2018 год - для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (тариф без учета НДС):

с 01 января 2018 года по 30 июня 2018 года - 1355,01 руб./Гкал, с 01 июля 2018 по 31 декабря 2018 года - 1388,54 руб./Гкал;

для населения (тариф с учетом НДС):

с 01 января 2018 года по 30 июня 2018 года - 1598,91 руб./Гкал, с 01 июля 2018 по 31 декабря 2018 года - 1638,48 руб./Гкал.

Приказы Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 22 июля 2015 года № 111-нп, от 19 декабря 2016 года № 267-нп и от 30 июня 2017 года № 69-нп опубликованы в газете «Тверская жизнь» от 24 июля 2015 года № 103, от 20 декабря 2016 года № 149, от 06 июля 2017 года № 75.

ООО «Теплосервис» обратилось в суд с административным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании недействующим Приложения № 1 к приказу ГУ РЭК Тверской области от 22 июля 2015 года № 111-нп в редакции последующих изменений в части установления тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для потребителей села Бурашево, с 01 июля 2017 года (т. 1, л.д. 4, 238).

В обоснование заявленных требований Общество указало, что утвержденные тарифы учитывают уровень технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях села Бурашево, составляющий 874 Гкал в год (6,32% от выработки), несмотря на то, что концессионным соглашением от 01 марта 2015 года, заключенным между Обществом и Бурашевским сельским поселением, величина технологических потерь определена в объеме 6000 Гкал (27%), а приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области от 28 декабря 2015 года № 221-сл величина потерь на 2016 год установлена в объеме 3595,5 Гкал (21,67%).

Таким образом, в нарушение пункта 5 статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2010года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пунктов 33, 38 Основ ценообразовании в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012года № 1075, пункта 55 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 августа 2012года №808, учтенный в тарифе уровень технологических потерь тепловой энергии неосновательно занижен.

Кроме того, в соответствии с последними изменениями оспариваемого приказа ГУ РЭК Тверской области сумма необходимой валовой выручки, включая нормативную прибыль предприятия, а также тарифы на период с 01 июля 2017 года необоснованно снижены по сравнению с редакцией приказа от 22 июля 2015 год № 111-нп. Такое снижение тарифов приведет к убыткам ООО «Теплосервис».

В судебном заседании представитель административного истца Тараторина Е.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика - ГУ РЭК Тверской области Волченко В.С. возражала против удовлетворения административного иска на основании доводов, приведенных в письменном отзыве и дополнениях к нему.

Представители заинтересованных лиц – Администрации Бурашевского сельского поселения Калининского района Тверской области и Федеральной антимонопольной службы, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Лопачевой Л.В. об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, суд приходит к следующим выводам.

В силу пунктов 1 и 13 Положения о Главном управлении «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 20 октября 2011 года № 141-пп, ГУ РЭК Тверской области является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим на территории области государственное регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тверской области и контроль за их применением. В сфере теплоснабжения Управление устанавливает тарифы на тепловую энергию (мощность), в том числе, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных ФСТ России предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов.

Таким образом, оспариваемый приказ принят в пределах компетенции ГУ РЭК Тверской области.

ООО «Теплосервис» с 2015 года осуществляет производство, передачу, распределение тепловой энергии и горячее водоснабжение с использованием отопительной котельной и тепловых сетей села Бурашево, находящихся в муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения от 01 марта 2015 года № 1-2015, заключенного с Администрацией Бурашевского сельского поселения на срок до 01 марта 2060 года, по условиям которого Общество обязалось за свой счет реконструировать отопительную котельную села Бурашево и осуществлять производство, передачу, распределение тепловой энергии и горячее водоснабжение с использованием котельной и тепловых сетей села Бурашево.

Постановлением Администрации Бурашевского сельского поселения от 06 июня 2016 года № 113-од ООО «Теплосервис» определено в качестве единой теплоснабжающей организации для объектов, подключенных к системам централизованного отопления и горячего водоснабжения на территории Бурашевского сельского поселения.

В соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010года №190-ФЗ «О теплоснабжении» тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя подлежат государственному регулированию.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 7 данного Федерального закона регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения основывается в том числе на принципах обеспечения доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей и экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям.

Утверждение указанных нормативов относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения (пункт 2 части 2 статьи 5 этого же Федерального закона).

Потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя включаются в расчетный объем приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, на основании которого определяются расходы регулируемой организации, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности и включаемые в необходимую валовую выручку (пункты 33, 38 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012года № 1075 (далее Основы ценообразования в сфере теплоснабжения).

В Тверской области органом, уполномоченным на утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя потепловым сетям, за исключением тепловых сетей, расположенных в поселениях, городских округах с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, является Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области на основании подпункта д-1 пункта 11 Положения о данном Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 года № 75-пп.

В силу абзаца 1 пункта 90 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии расходы на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии учитываются только в объеме нормативных технологических потерь, за исключением случаев, когда в предыдущий отчетный период более 75 процентов фактического объема отпуска тепловой энергии из эксплуатируемых регулируемой организацией тепловых сетей определялось по показаниям приборов учета.

Абзацем 2 этого же пункта предусмотрено, что для регулируемых организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения, расходы на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии определяются всоответствии сабзацем вторым пункта38 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, то есть исходя из уровня потерь тепловой энергии, указанного вконкурсном предложении концессионера на соответствующий год действия концессионного соглашения в случае, когда уровень потерь предусмотрен в составе показателей энергосбережения и энергетической эффективности, установленных в качестве критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения.

13 марта 2015 года, а затем дополнительно 18 июня 2015 года ООО «Теплосервис» обратилось в ГУ РЭК Тверской области с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям села Бурашево, в котором предложило учесть при расчете тарифов величину технологических потерь при передаче тепловой энергии по тепловым сетям - 3595,5 Гкал, что составляет 21,98% от выработки котельной (материалы от 18 июня 2015 года, л.д. 32, 48, 49).

При этом нормативы технологических потерь в составе тарифного предложения 2015 года Обществом не представлялись и регулирующим органом при принятии приказа от 22 июля 2015 года № 111-нп не учитывались, поскольку соответствующий приказ, устанавливающий нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии по тепловым сетям села Бурашево на 2016 год в размере 3595,5 Гкал (21,67%) был издан Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области только 28 декабря 2015 года и представлен Обществом в ГУ РЭК Тверской области в составе материалов по корректировке тарифов на 2017 год (материалы от 03 августа 2016 года, л.д. 206).

Данные о фактическом отпуске тепловой энергии из тепловых сетей села Бурашево, определенном по показаниям приборов учета, схема теплоснабжения села Бурашево, документальное подтверждение характеристик тепловых сетей, в частности, протяженности участков сетей, типа прокладки, диаметра и количества трубопроводов, в материалах тарифного дела также отсутствуют.

Конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении котельной села Бурашево, утвержденная Главой Администрации Бурашевского сельского поселения 18 декабря 2014 года, и конкурсное предложение ООО «Теплосервис» от 11 февраля 2015 года долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов), включая показатели энергосбережения и энергетической эффективности, а также значений иных параметров, используемых для расчета тарифов, в том числе величины потерь при передаче тепловой энергии по тепловым сетям, учитываемой при определении объема полезного отпуска тепловой энергии, вопреки части 7 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», части 1.2 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 2005года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» не содержали (т. 2, л.д. 2-20).

Концессионное соглашение от 01 марта 2015 года, заключенное между Администрацией Бурашевского сельского поселения и ООО «Теплосервис», в нарушение части 1.2 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 2005года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» указанных долгосрочных параметров и значений также не предусматривало, а в части характеристик тепловых сетей содержало лишь данные об их протяженности – 5852 м (т. 1, л.д. 24).

Необходимые для расчета тарифов значения и параметры в том числе о величине технологических потерь были запрошены органом местного самоуправления в ГУ РЭК Тверской области 21 мая 2015 года и в соответствии с пунктом 89 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, представлены последним 27 мая 2015 года (т. 2, л.д. 21-27).

Как следует из показаний допрошенной судом консультанта отдела развития систем инфраструктуры и анализа инвестиционных программ ГУ РЭК Тверской области Манской А.В., в отсутствие данных о конструктивных особенностях тепловых сетей расчет тепловых потерь регулирующим органом был произведен в соответствии с Методикой определения фактических потерь тепловой энергии через тепловую изоляцию трубопроводов, водяных тепловых сетей систем централизованного теплоснабжения, утвержденной Департаментом государственного энергетического надзора Министерства энергетики Российской Федерации от 24 февраля 2004 года, исходя из заявленной Обществом протяженности тепловых сетей села Бурашево - 6264 м и средних расчетных данных о диаметре трубопровода.

Результат такого расчета – 859 Гкал (6,32% от выработки котельной) соответствует средней в Тверской области величине технологических потерь - 1% на 1 км тепловых сетей (т. 2, л.д. 57). Также данный показатель несущественно отличается от величины потерь – 912 Гкал (6,71%), учтенной в тарифах, установленных на 2015 год ООО «Бурэнерго» - предыдущей организации, осуществлявшей теплоснабжение села Бурашево с использованием тех же отопительной котельной и тепловых сетей (материалы тарифного дела ООО «Бурэнерго», сводная таблица расчетных данных по определению тарифа на тепловую энергию).

28 мая 2015 года Администрация Бурашевского сельского поселения и ООО «Теплосервис» на основании представленных органом регулирования данных заключили дополнительное соглашение № 3 к концессионному соглашению, дополнив его приложениями №№ 2, 3, 4 (т. 1, л.д. 34-40).

В приложении № 2 стороны установили значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера на 2015, 2016, 2017 годы, метод регулирования тарифов – метод индексации, а в числе параметров деятельности концессионера, используемых при расчете тарифов, указали объем технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях села Бурашево на 2015, 2016 и 2017 годы – 6,32% от выработки отопительной котельной.

Согласно экспертному заключению ГУ РЭК Тверской области, составленному в рамках рассмотрения тарифного предложения ООО «Теплосервис» от 18 июня 2015 года, данная величина технологических потерь была учтена при расчете тарифов на второе полугодие 2015 года, 2016-2018 годы (т. 1, л.д. 80, 107).

Довод административного истца о занижении при издании оспариваемого приказа ГУ РЭК Тверской области объема технологических потерь, подлежащего учету в составе тарифов, в отсутствие утвержденных нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии по тепловым сетям села Бурашево бездоказателен, противоречит условиям заключенного ООО «Теплосервис» концессионного соглашения от 01 марта 2015 года и вывод регулирующего органа не опровергает.

Экспертное заключение Тверского филиала ФГУ «Управление по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения в Московском регионе» от 17 июля 2015 года о величине технологических потерь, равной 3595,5 Гкал, на которое ссылается ООО «Теплосервис», в материалы тарифного дела Обществом не представлялось, регулирующим органом не анализировалось, в связи с чем приниматься во внимание при утверждении тарифов не могло.

Более того, заявленная административным истцом величина технологических потерь существенно отличается от фактических данных ООО «Теплосервис» за 2015 год - 1671,32 Гкал, то есть 15,75% от выработки котельной (материалы тарифного дела от 03 августа 2016 года, л.д. 37, 295).

Определение в приложении № 3 к указанному концессионному соглашению показателей надежности и энергоэффективности на период 2015-2020 годов таким образом, что величина технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям в этот период будет составлять 6000 Гкал в год, то есть более 40% от выработки котельной (т.1, л.д. 39), обоснованность заявленных требований также не подтверждает.

В силу части 1 статьи 23.1 Федерального закона от 27 июля 2010года №190-ФЗ «О теплоснабжении» данные показатели применяются для определения степени исполнения обязательств концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, обязательств организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по реализации инвестиционной программы, а также для целей регулирования тарифов.

При этом в последнем случае такое применение заключается в том, что при недостижении организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности, установленных плановых значений показателей надежности объектов теплоснабжения, тарифы такой организации, устанавливаемые на очередной финансовый год, подлежат уменьшению исходя из степени исполнения обязательств такой организации по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, реализации инвестиционной программы (часть 8 этой же статьи).

Пунктом 20 Правил определения плановых и расчета фактических значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, а также определения достижения организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, указанных плановых значений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2014 года № 452, установлено, что фактические и плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения утверждаются органом регулирования не позднее 30 дней до начала планируемого срока действия инвестиционной программы, концессионного соглашения (пункт 27 этих же Правил).

Вместе с тем, ГУ РЭК Тверской области показатели надежности и энергетической эффективности в отношении объектов теплоснабжения, эксплуатируемых ООО «Теплосервис» на основании концессионного соглашения от 01 марта 2015 года, не утверждало, а потому при расчете тарифов не учитывало.

По вопросу корректировки тарифов на тепловую энергию на 2016 год ООО «Теплосервис» в ГУ РЭК Тверской области не обращалось, соответствующее решение по данному вопросу регулирующим органом не принималось.

03 августа 2016 года ООО «Теплосервис» обратилось в ГУ РЭК Тверской области с заявлением о корректировке тарифов на 2017 год, в котором вновь предложило учесть уровень потерь тепловой энергии - 3595,5 Гкал (21,67% от общей выработки отопительной котельной) (материалы от 03 августа 2016 года, л.д. 39).

Нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии по тепловым сетям села Бурашево на 2017 год не утверждались, поскольку с заявлением об их утверждении Общество в Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области не обращалось.

Согласно пункту 34 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013года № 760-э, по общему правилу объем потерь тепловой энергии, устанавливаемый для организаций, осуществляющих деятельность по передаче тепловой энергии, теплоносителя, а также объем потребления прочих энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя в сопоставимых условиях определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктом40 настоящих Методических указаний и в течение этого периода не пересматриваются.

На основании пункта 40 данных Методических указаний при отсутствии нормативных технологических потерь, установленных на долгосрочный период регулирования, для каждого последующего года долгосрочного периода регулирования учитывается объем нормативных технологических потерь, установленный для первого года долгосрочного периода регулирования (за исключением случаев определения фактического объема отпуска тепловой энергии по показаниям приборов учета).

Из приведенных нормативных предписаний следует, что объем потерь тепловой энергии, установленный регулируемой организации на каждый год долгосрочного периода регулирования, а в случае, если нормативные потери не установлены, то объем потерь, установленный для первого года долгосрочного периода регулирования, в последующие годы этого периода регулирования изменению в том числе и в процессе ежегодной корректировки тарифов на основании пункта 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения не подлежит.

При таких обстоятельствах утверждение тарифов на 2017 год исходя из объема технологических потерь тепловой энергии, равного 6,32% от выработки котельной, установленного для первого года долгосрочного периода регулирования и предусмотренного условиями концессионного соглашения, на основании которого ООО «Теплосервис» эксплуатирует объекты теплоснабжения и осуществляет регулируемую деятельность, является обоснованным и нормам действующего законодательства не противоречит.

С доводами административного истца о необоснованном регулирующим органом уровня нормативной прибыли в составе тарифов также нельзя согласиться.

Нормативный уровень прибыли в качестве долгосрочного параметра регулирования ООО «Теплосервис» установлен приказом ГУ РЭК Тверской области от 22 июля 2015 года № 111-нп на 2016-2018 годы в размере 5,5% от величины необходимой валовой выручки регулируемой организации, при том, что тарифное предложение ООО «Теплосервис» от 18 июня 2015 года предусматривало уровень прибыли в размере 5% от НВВ, а предложение от 03 августа 2016 года – 5,5% (материалы от 18 июня 2015 года, л.д. 30, 49, от 03 августа 2016 года, л.д. 34, 39).

Величина нормативной прибыли регулируемой организации определена в соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения с учетом инвестиционной программы в сфере теплоснабжения ООО «Теплосервис» на 2016-2018 годы, утвержденной приказом ГУ РЭК Тверской области от 30 октября 2015 года № 185-нп, в соответствии с которой нормативная прибыль является источником финансирования мероприятий, предусмотренных данной программой. В течение периода регулирования не изменялся нормативный уровень прибыли.

Что касается расчетной предпринимательской прибыли, то ее регулируемая организация при обращении с заявлением о корректировке тарифов на 2017 год не заявляла, а регулирующий орган, с учетом заявительного порядка установления тарифов, в составе НВВ ООО «Теплосервис» не учитывал.

Утверждение административного истца о том, что тарифы, утвержденные приказом от 19 декабря 2016 года № 267-нп, по сравнению с первоначальной редакцией данного приказа снижены безосновательно, также не соответствует действительности.

Пунктом 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, пунктом 49 Методических указаний, утвержденных приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года № 760-э, предусмотрено ежегодное уточнение плановой необходимой валовой выручки регулируемой организации на каждый год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования, в частности, индекса потребительских цен и индексов изменения цен на энергетические ресурсы в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, стоимости энергетических ресурсов.

Как следует из экспертного заключения, составленного специалистом ГУ РЭК Тверской области Богдановым Д.П. в связи с корректировкой тарифов на основании приказа от 19 декабря 2016 года № 267-нп, данных названным специалистом суду объяснений, письменных объяснений административного ответчика, при тарифном регулировании в 2015 году применялся Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, тогда как в 2016 году корректировка тарифов производилась на основании Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, предусматривающего меньший по сравнению с предыдущим Прогнозом рост потребительских цен и цен на энергоресурсы. В результате применения данных индексов операционные расходы организации в 2017 году снижены на 41,86 тыс. руб., расходы на энергоресурсы – на 1298 тыс. руб. (т. 1, л.д. 221, т. 2, л.д.84, 90, материалы тарифного дела от 03 августа 2016 года, экспертное заключение).

Кроме того, при корректировке орган регулирования учел предложение ООО «Теплосервис» об увеличении полезного отпуска тепловой энергии на 230,78 Гкал, что также привело к снижению тарифа, запланированного в 2015 году на текущий год.

Вместе с тем, при принятии оспариваемого приказа органом регулирования не учтены положения части 2 статьи 246.11, статьи 174.1 Налогового кодекса Российской Федерации, что повлекло неверное определение размера необходимой валовой выручки регулируемой организации и тарифов.

В соответствии с пунктами 72, 63 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения расходы на уплату налогов включаются в составе неподконтрольных расходов в необходимую валовую выручку.

Согласно части 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.

Частью 1 статьи 174.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при совершении операций в соответствии с концессионным соглашением на концессионера возлагаются обязанности налогоплательщика, установленные главой 21 данного кодекса о налоге на добавленную стоимость.

При реализации товаров (работ, услуг) в соответствии с концессионным соглашением концессионер обязан выставить соответствующие счета-фактуры в порядке, установленном настоящим Кодексом, и имеет право на налоговый вычет по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и по имущественным правам, приобретаемым для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), признаваемых объектом налогообложения, в соответствии с концессионным соглашением (части 2 и 3 указанной статьи кодекса).

Соответственно, НДС подлежит начислению на итоговую стоимость оказываемых концессионером им услуг и включению в тариф, в то время как понесенные им расходы, учитываемые при расчете тарифов, должны приниматься без учета налога на добавленную стоимость.

Из содержания оспариваемого приказа ГУ РЭК Тверской области от 22 июля 2015 года № 111-нп в его первоначальной редакции и в редакции приказа ГУ РЭК Тверской области от 19 декабря 2016 года № 267-нп и материалов тарифного дела от 18 июня 2015 года и от 03 августа 2016 года (л.д. 152, 195) следует, что ООО «Теплосервис» в своей деятельности, осуществляемой на основании концессионного соглашения, применяет упрощенную систему налогообложения.

Тем не менее, вопреки приведенным выше требованиям налогового законодательства, регулирующий орган установил тарифы на тепловую энергию без учета налога на добавленную стоимость, на что указал в пункте 2 вышеназванных приказов.

28 марта 2017 года ООО «Теплосервис» обратилось в ГУ РЭК Тверской области с заявлением об изменении оспариваемого приказа и выделении из суммы тарифа величины НДС (т. 2, л.д. 44).

На основании данного заявления ГУ РЭК Тверской области приказом от 30 июня 2017 года № 69-нп внесло соответствующие изменения, в соответствии с которыми установленные тарифы с 1 января 2017 года по 31 декабря 2018 года облагаются налогом на добавленную стоимость (пункт 1 указанного приказа).

В соответствии с пунктом 2 этого же приказа приложение 1 - таблица тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО «Теплосервис» для потребителей села Бурашево, изложена в новой редакции, согласно которой тарифы для потребителей, за исключением населения, установлен без учета НДС, а тарифы для населения – с учетом НДС.

Данная редакция приказа для первой категории потребителей предусматривает уменьшение тарифов по сравнению с предыдущей редакцией в период с 1 января 2017 года по 30 июня 2018 года на 18%, а в период с 30 июня 2018 года по 31 декабря 2018 года - на 19,25%.

Для населения размер тарифов в период с 1 января 2017 года по 30 июня 2018 года остался без изменения, однако предусматривает уплату регулируемой организацией НДС, а в период с 01 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года - уменьшен по сравнению с размером предыдущих тарифов.

Сравнение сводных таблиц расчетных данных, на основании которых приняты тарифные решения от 19 декабря 2016 года и от 30 июня 2017 года, свидетельствует о том, что при пересмотре тарифов в текущем году регулирующий орган в составе НВВ предусмотрел ранее не учтенные НДС по ставке 18% и налог на прибыль по ставке 20%, с одновременным уменьшением на 16,13% (с 19154,81 тыс. руб. до 16065,38 тыс. руб.) суммы расходов, связанных с производством и реализацией услуг, в том числе расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды, и исключением ранее принятых расходов на амортизацию (материалы тарифного дела от 03 августа 2016 года, т. 2, л.д. 69).

Доводы административного ответчика о том, что в данном случае корректировка тарифов осуществлялась в связи с изменением системы налогообложении организации, безоснователен, поскольку с начала долгосрочного периода регулирования система налогообложения организации не менялась.

Ссылка на то, что в связи с необходимостью выделения из тарифа НДС скорректированы были преимущественно те расходы, которые в 2015 и 2016 годах были приняты с учетом НДС, и они будут компенсированы Обществу за счет налогового вычета, не свидетельствует об отсутствии нарушения прав административного истца, поскольку данный вычет в силу статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации предоставляется только на сумму налога, уплаченного при приобретении товаров, работ, услуг, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и не учитывает иные расходы организации (в частности, расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизацию).

Кроме того, в экспертном заключении, составленном в связи с корректировкой тарифов в 2017 году, содержится указание на исключение НДС только из стоимости электроэнергии и топлива, используемых при оказании услуг. В части остальных составляющих НВВ организации в том числе операционных и неподконтрольных расходов соответствующее обоснование их пересмотра отсутствует.

При этом, несмотря на то, что применение упрощенной системы налогообложения организацией предусматривает освобождение ее от обязанности от уплаты налога на прибыль (пункт 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации), и данные расходы регулируемая организация не понесет, в 2017 году ГУ РЭК Тверской области при расчете тарифов учло необходимость возмещения расходов на уплату данного налога. В то же время в результате такого изменения состава НВВ уменьшилась сумма нормативной прибыли организации, исчисляемая в силу пункта 41 Методических указаний, утвержденных приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года № 760-э, в процентном отношении к сумме НВВ, определяемой без учета налога на прибыль.

В соответствии с пунктом 7 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, цены (тарифы) вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 1 финансового года, за исключением случаев определенных подпунктами «а – л» указанного пункта. В соответствии с этим органы регулирования неправомочны вносить изменения в действующие тарифные решения в течение очередного периода регулирования, по основаниям, не предусмотренным пунктом 7 Правил.

Согласно пункту 37 этих же Правил решение об установлении цен (тарифов) обратной силы не имеет.

Между тем, приказом от 30 июня 2017 года № 69-нп тарифы фактически пересмотрены и изменены в отсутствие для этого законных оснований, а их действие вопреки установленному запрету распространено на прошедший период - с 01 января 2017 года.

При этом в нарушение пунктов 2, 58, 59, 75 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения данное изменение произведено в том числе за счет уменьшения расходов на оплату труда вследствие сокращения численности основного производственного персонала, которые не подлежат изменению в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением ежегодной индексация их базового уровня.

Доводы административного ответчика о том, что тарифы на территории Бурашевского сельского поселения установлены в пределах максимального индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, утвержденного постановлением Губернатора Тверской области от 30 января 2017 года № 25-пг, не свидетельствуют о наличии оснований для произвольного формирования тарифов и для отказа во включении в тарифы экономически обоснованных расходов регулируемой организации.

Вопрос о превышении тарифов индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги подлежит решению уполномоченным органом субъекта Российской Федерации с учетом возможности установления льготных тарифов, выплаты субсидий в целях возмещения организации, осуществляющей теплоснабжение, недополученной выручки.

Таким образом, поскольку при издании приказа от 22 июля 2015 года № 111-нп об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО «Теплосервис» потребителям села Бурашево, и его последующем изменении приказом от 19 декабря 2016 года № 267-нп органом регулирования были нарушены требования налогового законодательства и в составе тарифов не был учтен налог на добавленную стоимость, а при издании приказа от 30 июня 2017 года № 69-нп был нарушен установленный порядок регулирования тарифов, данный нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании его были реализованы права граждан и организаций, суд считает необходимым признать его недействующим со дня вступления решения в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса об административном судопроизводстве в Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, присуждаются с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск ООО «Теплосервис» удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приложение № 1 к приказу Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 22 июля 2015 года № 111-нп «О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью «Теплосервис» на 2015-2018 годы» в редакции приказов ГУ РЭК Тверской области от 19 декабря 2016 года № 267-нп и от 30 июня 2017 года № 69-нп – «Тарифы на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью «Теплосервис» для потребителей села Бурашево Бурашевского сельского поселения муниципального образования Тверской области «Калининский район» на 2015-2018 годы» в части тарифов, установленных на период с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2018 года.

Взыскать с Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области в пользу ООО «Теплосервис» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.

Настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит обнародованию в газетах «Тверские ведомости» или «Тверская жизнь» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.В.Парфенова

Мотивированное решение составлено 09 октября 2017 года.

Председательствующий Т.В.Парфенова