НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Туймазинского районного суда (Республика Башкортостан) от 09.06.2016 № 2А-3042/2016

дело №2а-3042/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июня 2016г. г. Туймазы РБ

Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сосновцевой С.Ю.

при секретаре Гарифуллиной А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России по РБ к Уметбаев ИР о взыскании задолженности по налогу и пени,

установил:

Межрайонная ИФНС России по РБ обратилась в суд с административным исковым заявлением к Уметбаев ИР о взыскании задолженности по налогу и пени. В обоснование требований указав, что ответчик Уметбаев ИР имеет на праве личной собственности транспортное средство , в связи с чем, является плательщиком транспортного налога.

Истец известил ответчика о сумме и сроках уплаты налога, направив налоговое уведомление, а в последующем и требование об уплате налога, однако ответчик требование об уплате налога не исполнил. В связи с несвоевременной уплатой налога, на основание ст. 75 НК РФ налогоплательщику начислены пени по транспортному налогу в размере <данные изъяты>. На основании п. 3 ст. 363 НК РФ должнику направлены налоговые уведомления на уплату налога и требования от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, об уплате налога, сбора, пени, штрафа, которые в добровольном порядке налогоплательщик не исполнил.

В связи с чем, Межрайонная ИФНС России по РБ просит суд взыскать с административного ответчика Уметбаев ИР задолженность в сумме <данные изъяты>, из них пени по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты>, по транспортному налогу в сумме <данные изъяты>., пени по транспортному налогу в сумме <данные изъяты>.

Представитель истца Межрайонной ИФНС России по РБ на судебное заседание не явился извещен надлежащим образом, о времени и месте рассмотрения дела.

Административный ответчик Уметбаев ИР на судебное заседание не явился извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, исковые требования не признает, транспорт с 2011 года находиться в угоне, в 2016 г. написано заявление о розыске <данные изъяты>

Изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность в силу п.1 ст.45 НК РФ должна быть исполнена самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Как следует из материалов дела, административный ответчик Уметбаев ИР имеет на праве личной собственности транспортное средство 102, дата возникновения собственности с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, в связи с чем, является плательщиком транспортного налога, что подтверждается сведениями об имуществе налогоплательщика.

ДД.ММ.ГГГГУметбаев ИР было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за 2014 год за налоговый объект в сумме <данные изъяты>, срок уплаты налога установлен не позднее ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается списком заказных отправлений от ДД.ММ.ГГГГ

Статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

На основании п.3 ст.363 Налогового кодекса РФ налогоплательщику было направлено налоговое уведомление на уплату налога от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ и требования от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, пени, сбора, штрафа. Несмотря на истечение последнего срока уплаты налога по высланному требованию за административным ответчиком до настоящего времени числится задолженность.

В силу п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно ст. 69 Налогового кодекса РФ, Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2).

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4).

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6).

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам (п. 8).

В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Доводы административного ответчика о том, что автомобиль <данные изъяты> находится в розыске с 2011 года, в связи с чем, он освобождается от уплаты транспортного налога не состоятельны, по следующим основаниям.

В силу пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ не является объектами налогообложения по транспортному налогу транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.

Таким документом является справка об угоне, которая выдается органами, осуществляющими работу по расследованию и раскрытию угонов (краж) транспортных средств.

Согласно Инструкции по розыску автомототранспортных средств, утвержденной Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 58 "О мерах по усилению борьбы с преступными посягательствами на автомототранспортные средства", розыск автотранспортных средств осуществляют органы внутренних дел Российской Федерации.

В случае угона транспортного средства лицо, на которое это средство зарегистрировано, должно написать заявление об угоне в соответствующий орган внутренних дел, на основании которого указанный орган вынесет постановление о возбуждении уголовного дела по факту угона, а также выдаст заявителю справку об угоне зарегистрированного на него транспортного средства.

Следовательно, при представлении в налоговый орган подлинника указанной справки, подтверждающей факт угона (кражи) транспортного средства, транспортное средство, находящееся в розыске, не рассматривается как объект налогообложения. Соответственно, в период нахождения транспортного средства в розыске в связи с угоном (кражей), его владелец освобождается от уплаты транспортного налога в отношении данного транспортного средства.

В том случае, если от налогоплательщика подлинника выданной органами внутренних дел справки, подтверждающей факт угона (кражи) зарегистрированного на его имя транспортного средства, в налоговый орган не поступало, у последнего отсутствовали законные основания для неначисления по этому транспортному средству транспортного налога.

Таким образом, из смысла указанных выше правил следует, что зарегистрированное транспортное средство утрачивает статус объекта налогообложения транспортным налогом в случае, если оно выбыло из владения налогоплательщика вследствие кражи (угона), при наличии документов, подтверждающих факт противоправного выбытия.

При таких обстоятельствах, взимание транспортного налога в отношении транспортного средства, находящегося в угоне, прекращается начиная с месяца, следующим за месяцем, в котором был совершен угон. Если момент угона точно не известен, налог не уплачивается с месяца, следующего за месяцем, в котором было возбуждено уголовное дело по факту угона.

Из представленного административным ответчиком документов, усматривается, что Уметбаев ИР подал заявление в Отдел ГИБДД Отделения МСВД России по <адрес> о розыске транспортного средства только ДД.ММ.ГГГГ По данному факту было возбуждено уголовное дело только ДД.ММ.ГГГГ

При таких обстоятельствах оснований для освобождения Уметбаев ИР от уплаты транспортного налога за 2014 год в отношении транспортного средства не имеется.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Уметбаев ИР обязан уплатить задолженность по транспортному налогу за 2014 г., поскольку согласно сведениям органов ГИБДД владельцем транспортного средства , является Уметбаев ИР При этом суд обращает внимание, что уголовное дело возбуждено по факту угона данного транспортного средства только ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии п. 1 ст. 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик обязан уплатить пени.

В соответствии с ч.3 ст.75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора. Процентная ставка принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ, за каждый день просрочки.

В связи с несвоевременной уплатой транспортного налога Уметбаев ИР начислены пени по транспортному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>

В соответствии с ч. 5 ст. 75 НК РФ, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

По смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.

Как было указано выше, в силу п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Таким образом, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени, являясь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, подлежат принудительному взысканию в том же порядке и в такие же сроки, что и задолженность по налогам и сборам, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо (дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного).

В п. 51 Постановления Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 57 разъяснено следующее: при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения п. 5 ст. 75 НК РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании п. 1 ст. 70 НК РФ не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).

Из представленного расчета пени, усматривается, что пени по транспортному налогу начислены за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, при этом пени рассчитаны из недоимки в размере <данные изъяты>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пени рассчитаны в размере <данные изъяты> из недоимки в размере <данные изъяты>

Между тем административным истцом не представлены доказательства обращения в установленном порядке в суд с заявлением о взыскании с ответчика транспортного налога в размере <данные изъяты> и <данные изъяты>

Кроме того, административным истцом не представлен расчет пени по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты>.

В требовании N , указана сумма пени по транспортному налогу в размере <данные изъяты> Между тем, административным истцом не представлен расчет указанных пени.

Таким образом, с административного ответчика подлежат взысканию пени в размере <данные изъяты> (<данные изъяты> x <данные изъяты> ставка рефинансирования = <данные изъяты>) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с неисполнением обязанности по уплате транспортного налога за 2014 год в установленный законом срок.

Таким образом, административный иск подлежит частичному удовлетворению.

В соответствии с положениями ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Размер госпошлины, подлежащей уплате при подаче административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, установлен положениями ст. 333.19 НК РФ.

В соответствии с требованиями ст. 333.19 НК РФ и ст. 114 КАС РФ, с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере <данные изъяты>.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ

решил:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> к Уметбаев ИР о взыскании задолженности по налогу и пени удовлетворить частично.

Взыскать с административного ответчика Уметбаев ИР в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> задолженность по транспортному налогу за 2014 год со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по транспортному налогу в сумме <данные изъяты>.

В остальной части в удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> отказать.

Взыскать с административного ответчика Уметбаев ИР в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РБ через Туймазинский межрайонный суд РБ в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Сосновцева С.Ю.