№ 2-4\2024(2-685\2023)
УИД 66RS0029-01-2023-000189-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 января 2024 года г.Туринск
Туринский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Куликовой Г.А.,
при секретаре судебного заседания Коркиной Е.М.,
с участием истца помощника прокурора Туринского района Чикулаевой А.Н., ответчика директора Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Усениновская средняя общеобразовательная школа» Фадеевой О.В., представителя третьего истца Администрации Туринского городского округа по доверенности Неймышевой О.А., представителя по доверенности Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Усениновская средняя общеобразовательная школа» и третьего лица Общества с ограниченной ответственностью «Р Строй» Константинова К.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
Прокурора Туринского района действующего в интересах Туринского городского
округа к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению
«Усениновская средняя общеобразовательная школа» об обязании восстановить в
бюджет Туринского городского округа неправомерно израсходованные
денежные средства
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Туринского района, действуя в интересах Туринского городского округа обратился в Туринский районный суд с исковым заявлением к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению Усениновская средняя общеобразовательная школа об обязании в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда восстановить бюджетные средства в размере 131 336 рублей 89 копеек неправомерно израсходованные, в бюджет Туринского городского округа.,
В обоснование заявленных требований в исковом заявлении указал, что в соответствии с соглашением от 28.05.2020 №927 заключенным между Министерством образования и молодежной политики Свердловской области и Администрацией Туринского городского округа в 2020 году в бюджет муниципального образования на лицевой счет МКУ «Управление образованием Туринского городского округа перечислена субсидия из областного бюджета на обеспечение мероприятий по оборудованию спортивных площадок в общеобразовательных организациях в размере 7085 400 рублей.
По условиям соглашения субсидия предоставлена на софинансирование мероприятий по оборудованию в 2020 году спортивной площадки в МАОУ «Усениновская СОШ». Общий плановый объем расходов на указанные мероприятия предусмотрен соглашением в размере 12 8882,55 тыс. руб. (55% за счет средств областного бюджета, 45% за счет местного бюджета).
Предоставление указанных субсидий местным бюджетам муниципальных образований в 2020 году предусмотрено подпрограммой 2 «Качество образования как основа благополучия» Государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2019 №920-П (мероприятие «Обеспечение мероприятий по оборудованию спортивных площадок в общеобразовательных организациях»).
По смыслу ст.306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документов, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Последствие подобного использование средств является их изъятие у неисправного получателя.
В соответствии с соглашением от 28.05.2020 №927 заключенным между Министерством образования и молодежной политики Свердловской области и администрацией Туринского городского округа, в 2020 году в бюджет муниципального образования на лицевой счет МКУ «Управлением образованием Туринского городского округа» перечислена субсидия из областного бюджета на обеспечение мероприятий по оборудованию спортивных площадок в общеобразовательных организациях в размере 7085,4 тыс.рублей.
Между МАОУ «Усениновская СОШ» и Администрацией Туринского городского округа заключены два соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий на иные цели, которыми предусмотрено предоставлением МАОУ «Усениновская СОШ» субсидий за счет средств областного и местного бюджетов: 1) от 30.03.2020 №4 о предоставлении субсидий из местного бюджета в размере 6673,7 тыс.руб; 2) от 08.05.2020 №6 о предоставлении субсидий из средств областного бюджета в размере 7085,4 тыс.руб..
На основании указанных соглашений МАОУ «Усениновская СОШ» перечислены субсидии в общей сумме 13 741,5 тыс.руб., в том числе: 7075,7 тыс.руб. за счет областного бюджета; 6665,8 тыс.руб. за счет средств местного бюджета.
Электронный аукцион, произведенный МАОУ «Усениновская СОШ» признан несостоявшимся, на основании пункта 4 части 3 ст.71 пункта 25.1 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ с ООО»Р Строй» заключен муниципальный контракт от 28.07.2020 № по цене равной начальной (максимальной) цене контракта.
В нарушение ч.1 ст.162, ст.78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частей 1,1. статьи 34, части 10 статьи 83.2 Закона №44-ФЗ при заключении и исполнении контракта №1 МАОУ «Усениновская СОШ» был применен повышающий коэффициент 1,023213, не предусмотренный документацией об аукционе и результатами закупки, при этом средства на уплату НДС исключена.
В результате применения указанного коэффициента МАОУ «Усениновская СОШ « без установленных законом, документацией о закупке и контрактом оснований подрядчику ООО «Р Строй» перечислены средства в размере 291 859, 75 руб., что является незаконным расходованием бюджетных средств. С учетом долевого соотношения средств областного и местного бюджетов о фактических расходах по контракту незаконные расходы средств областного бюджета составили 160 522 руб.86 коп.
МАОУ «Усениновская СОШ» принимая и оплачивая услуги по завышенным ценам, нарушило требования бюджетного законодательства об эффективности использования бюджетных средств, поскольку при выполнении автономным учреждением данных требований достижение результатов-расходование средств на обеспечение мероприятий по оборудованию спортивных площадок в общеобразовательных организациях-могло быть достигнуто с использованием наименьшего объема средств (экономности) либо использование полученных в виде субсидии бюджетных средств могло бы привести к достижению наилучшего результата (результативности). Данное правонарушение повлекло вредные последствия в виде неправомерных расходов из бюджета Свердловской области в сумме 160 522 руб.86 коп.
Источником финансирования принятых и оплаченных МАОУ «Усениновская СОШ» работ явились средства областного бюджета по предоставлению субсидии в сумме 160 522 руб.86 коп.. и местный бюджет от общей суммы составляет в сумме 131 336 руб.89 коп. Предписанием Счетной палаты Свердловской области от 07.07.2021 №, направленным в адрес директора МАОУ «Усениновская СОШ» предписано обеспечить возврат в областной бюджет 160522 ру.86 коп. незаконно использованных средств субсидии. МАОУ «Усениновская СОШ» предоставлена рассрочка, срок исполнения предписания установлен до 01.03.2022 года.
Данное предписание не включает возврат в местный бюджет неправомерно использованных средств местного бюджета в сумме 131 336 руб.89 коп. Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований бюджетного законодательства МАОУ «Усениновская СОШ» являясь получателем бюджетных средств, при выполнении мероприятий по оборудованию спортивной площадки МАОУ «Усениновская СОШ» по адресу:623912, Свердловская область, Туринский район, с.Усениново, ул.Пионерская, д.48а в рамках реализации национального проекта «Образование» допустило неправомерное расходование средств местного бюджета в размере 131 336 руб.89 коп. и должно нести ответственность по восстановлению указанных бюджетных средств, в бюджет Туринского городского округа.
Согласно платежному поручению от 10.02.2022 № МАОУ «Усениновская СОШ» произведен возврат в областной бюджет незаконно использованных средств субсидии по предписанию № от 07.07.2021. 20.07.2021 в адрес директора МАОУ «Усениновская СОШ» внесено представление об устранении нарушений требований бюджетного законодательства, вместе с тем, сумма неправомерно израсходованных денежных средств местного бюджета в сумме 131 336 руб.89 коп. не возвращена в бюджет Туринского городского округа юридическим лицом МАОУ «Усениновская СОШ». 15.02.2023 года в адрес начальника управления образованием Туринского городского округа прокуратурой Туринского района направлено представление Однако, сумма неправомерно израсходованных денежных средств местного бюджета в сумме 131 336 рублей 89 коп. не возвращена в бюджет Туринского городского округа юридическим лицом- МАОУ «Усениновская СОШ».
Таким образом, установлено, что в нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса РФ, п.п.1 п.2.3 соглашения №4 от 30.03.2020 о порядке и условиях предоставления субсидий муниципальным автономным учреждениям Туринского городского округа на иные цели и п.п.1 п.п.2.3 соглашения №6 от 08.05.2020 о порядке и условиях предоставления субсидий муниципальным автономным учреждениям Туринского городского округа на иные цели МАОУ «Усениновская СОШ», п.3.4 ст.219 Бюджетного кодекса РФ, за счет бюджетных средств, предоставленных в 2020 году МАОУ «Усениновская СОШ» из областного бюджета и из местного бюджета Туринского городского округа на иные цели, а именно на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом, учреждением МАОУ «Усениновская СОШ» произведены расходы на оплату ООО «Р Строй» объемов работ по муниципальному контракту № от 28.07.2020 в сумме 291 859 руб.75 коп. в результате применения повышающего коэффициента без установленных законом, документацией о закупке и контрактом оснований, что не соответствует целям, определенным соглашениями №4 от 30.03.2020 о порядке и условиях предоставления субсидий муниципальным автономным учреждениям Туринского городского округа на иные цели №6 от 08.05.2020 о порядке и условиях предоставления субсидий муниципальным автономным учреждениям Туринского городского округа на иные цели МАОУ «Усениновская СОШ» принятым Учреждением бюджетным обязательствам и, соответствии с п.1 ст.306.4 БК РФ, является нецелевым использованием бюджетных средств.
Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований МАОУ «Усениновская СОШ», являясь получателем бюджетных средств, при выполнении мероприятий на иные цели, а именно на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом по адресу: 623912, Свердловская область, Туринский район, с.Усениново, ул.Пионерская, д.48а в сумме 131 336 сруб.89 коп. должно нести ответственность по восстановлению указанных бюджетных средств, в бюджет Туринского городского округа.
В судебном заседании помощник прокурора Туринского района Чикулаева А.Н. исковые требования поддержала по доводам указанным в исковом заявлении. Суду дополнила, что снованием для проверки прокуратуры, послужил поступивший акт счетной палаты Свердловской области согласно которому выявлены нарушения требования бюджетного законодательства, применен повышающий коэффициент 1,023213, не предусмотренный документацией об аукционе и результатами закупки, при этом средства на уплату НДС исключены. В полномочия счетной палаты не входит внесение предписаний в части возврата денежных местного бюджета. Предписанием для исполнения счетной палаты Свердловской области от 07.07.2021г № учреждение обязано возвратить в областной бюджет 160522, 86 руб. Согласно полномочий счетной палаты Свердловской области они не могли внести предписания в части средств местного бюджета неправомерно израсходованных денежных средств в сумме 131336,89руб. В связи с этим в интересах Туринского городского округа в Туринский районный суд обратился прокурор Туринского района.
Прежде чем направлять в суд исковое заявление прокурором были приняты все меры прокурорского реагирования. В адрес директора МАОУ «Усениновская СОШ» внесено представление об устранении нарушений требований бюджетного законодательства, однако, требования бюджетного законодательства не были устранены. Также внесено представление в адрес начальника управления образованием Туринского городского округа, по результатам которого нарушения бюджетного законодательства не были устранены. Основным доказательством являются акт счетной палаты, представление, предписание счетной палаты, а также то что учреждением внесены денежные средства в областной бюджет по аналогичному нарушению. Ответчик является юридическим лицом.
В судебном заседании директор МАОУ «Усениновская СОШ» Фадеева О.В. исковые требования прокурора не поддержала, суду пояснила, что контракт заключала и.о директора Верховод Ю.А., работы были сделаны ООО «Р.Строй», им оплата произведена без НДС. Решение счетной палаты она не обжаловала, в областной бюджет денежные средства возвращены. Исковые требования прокурора она признавала, представляла в суд 06.03.2023 года заявление о признании иска в полном объеме, но потом передумала. Кроме того, в судебном заседании Фадеева О.В. представила суду отзыв, в котором указала, что контракт заключался по цене предложенной победителем аукциона вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя, поэтому корректировка заказчиком цены контракта предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при проведении аукциона, а также при заключении контракта не допускается., и школа обязана была произвести оплату.
Представитель МАОУ «Усениновская СОШ» по доверенности Константинов К.Ю. исковые требования не поддержал, суду пояснил, что в извещении о закупке заказчик в обязательном порядке должен указать начальную (максимальную) цену контракта При этом в соответствии с письмом Министерства финансов России от 27.12.2017 г. № 24-03-08/87276, заказчик при установлении НМЦК должен учитывать все факторы, влияющие на порядок формирования цены: условия, сроки поставки, расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные режимы налогообложения, вправе участвовать в государственных и муниципальных закупках наравне с участниками, применяющими общую систему налогообложения, поскольку законом «О контрактной системе» не установлено никаких ограничений в отношении применяемого ими налогового режима. При формировании ценового предложения участник закупки предлагает цену контракта с учетом всех налогов и сборов, которые он обязан уплатить согласно НК РФ. Полагает, что положениями Закона № 44-ФЗ не установлено никаких ограничений для участников закупок в зависимости от применяемого ими налогового режима. Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении № 304-ЭС1 3471 от 16.03.2015 года, контракт заключается по цене, предложенной победителем аукциона вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя. Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при проведении аукциона, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником размещения заказа не допускается. Все они по закону являются равными, когда участвуют в конкурсе. МАОУ» Усениновская СОШ» была обязана оплатить исполненный контракт полностью по указанным в нем ценах, не уменьшая сумму, подлежащую оплате, на сумму НДС.
По результатам аукциона, 28.07.2020 года между МАОУ »Усениновская СОШ «и ООО «Строй» заключен контракт № по оборудованию спортивной площадки в МАОУ" Усениновской СОШ». в соответствии с проектом, техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта (Приложение № 1) и локальными сметными расчетами.В соответствии с пунктом 2.1. цена контракта является твердой, не может изменяться в ходе его исполнения за исключением случаев, установленных контрактом и (или предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации). Согласно пункту 2.2. цена контракта составляет 12 882 551 рублей 56 копеек, НДС н облагается. Пункт 2.3. определяет, что «стоимость работ, предусмотренных сметной документацией (приложение № 3 Контракта), определяется как начальная (максимальная цена Контракта ( понижающий коэффициент отсутствует)».Таким образом, при размещении закупки и заключении контракта был установлен исчерпывающий перечень возможности изменения цены контракта.
Стороны контракта согласовали, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. Условия контрактов, а также условия аукционных документаций не предусматривают уменьшение цены контракта на сумму НДС для подрядчика (поставщика, исполнителя) применяющего упрощенную систему налогообложения. Кроме того, из буквального толкования пунктов контракта не следует, что заказчик вправе в одностороннем порядке изменять согласованную цену контракта, уменьшив ее на сумму процента НДС, и положения статьи 95 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ также не предусматривают такой возможности. На основании изложенного и был введён коэффициент 1,023213. Полагает, что МАОУ «Усениновская СОШ» исполнила требования закона, заключила контракт приняла работы и оплатила в полном объёме, нарушений законодательства допущено не было.
В судебном заседании представитель Администрации Туринского городского округа по доверенности Неймышева О. пояснила, что муниципальный контракт заключался в соответствии с ч. 10 ст. 83 ФЗ-44, контракт заключался на электронной площадке вся документация размещалась в системе, там же был размещен контракт со всеми документами, в сметах к контракту было прописано что с НДС. Заказчик не знал с кем будет заключен контракт, как будет работать по упрощенной системе или по общим правилам, При сдаче работ был применен коэффициент, цена контракта осталась твердая...
Представитель Общества с ограниченной ответственностью «Р Строй»по доверенности Константинов К.Ю, исковые требования прокурора не поддержал, суду пояснил, что ООО « Р Строй» выполняли работы по муниципальному контракту для Усениновской школы они участвовали в аукционе, выиграли его по цене 12882551,56 руб, работы выполнили, никаких претензией к ним не было, ответчик оплатил в полном объеме. В чем заключается нецелевое использование бюджетных средств, полагает что прокурор не пояснил. Деньги оплачены за работу, в полном объеме, по его мнению нарушений целевого использования нет. Работы были выполнены с небольшой просрочкой, были выставлены требования,, штраф тем не менее работы выполнили и они оплачены.
Заслушав истца помощника прокурора Чикулаеву А.Н., директора МАОУ Усениновская СОШ Фадееву О.В., представителя по доверенности ООО «Р Строй « и МДАОУ «Усениновская СОШ» Константинова К.Ю., представителя Администрации Туринского городского округа по доверенности Неймышеву О.А., исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
В силу ст.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне подлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
На стадии подготовки гражданского дела к судебному разбирательству, судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию каждой из сторон.
В соответствии со ст.60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
. В соответствии со ст.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга.
В соответствии со ст.162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатели бюджетных средств обладают следующими полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) ( ст.34 БК РФ).
. В соответствии со ст.306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Бюджетным нарушением согласно ст.306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации признается совершенное высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком: нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета; нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что в соответствии с соглашением №927 от 28.05.2020 года заключенным Министерством образования и молодежной политики Свердловской области и администрацией Туринского городского округа в 2020 году в бюджет муниципального образования на лицевой счет МКУ «Управлением образованием Туринского городского округа» перечислена субсидия из областного бюджета на обеспечение мероприятия по оборудованию спортивных площадок в общеобразовательных организациях в размере 7085 400 рублей.
В соответствии с чем 30 марта 2020 года Администрацией Туринского городского округа и Муниципальным автономным общеобразовательным учреждением Усениновская средняя общеобразовательная школа заключено соглашение № предметом которого является определение порядка и условий предоставления учреждению субсидии из бюджета Туринского городского округа на обеспечение мероприятий по оборудованию спортивных площадок в муниципальном образовательных организация в размере 6 441 275 руб.78 коп. (с дополнительными соглашениями от 29.04.2020 №1, от 06.11.2020 №2, от 07.12.2020 №№0 о предоставлении субсидии из местного бюджета в размере 6673.7 тыс.рублей) и соглашение № от 08.мая 2020 года – предоставление субсидии из областного бюджета на оплату мероприятий направленных на обеспечение мероприятий по оборудованию спортивных площадок общеобразовательных организаций в размере 7085 403 рубля 35 коп.
На основании указанных соглашений школе перечислены субсидии областного бюджета в общей сумме 13 741,5 тыс. рублей, в том числе: 7075,7 тыс.руб. за счет средств областного бюджета платежные поручения от 26.10.2020 № и от 25.11.2020 №; 6665,8 тыс.рублей за счет средств местного бюджета платежные поручения от 28.09.2020 №, от 25.11.2020 №, от 16.12.2020 № и от 23.12.2020 №.
Судом установлено, что электронный аукцион № проведенный МАОУ «Усениновская СОШ» признан несостоявшимся в связи с тем, что в течение десяти минут после его начала ни один из участников не подал предложение о цене контракта.
На основании пункта 4 части 3 ст.71 пункта 25.1 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ 28.07.2020 года между МАОУ «Усениновская СОШ» и ООО «Р Строй» подавшим заявку на участие в аукционе ранее других участников заключен муниципальный контракт № от 28.07.2020 года по цене равной начальной (максимальной ) цене контракта в соответствии с которым подрядчик принимает на себя обязательства по обеспечению мероприятий по оборудованию спортивной площадки в МАОУ «Усениновская СОШ» в целях реализации государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года «, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.0216 года №919-П., срок выполнения работы с момента заключения муниципального контракта до 30 сентября 2020 года, возможно досрочное выполнение контракта.
Контракт заключен 28.07.2020 № с ООО «Р Строй» по цене, равной начальной (максимальной) цене контракта -12 882 551,56 руб. с указанием (НДС не облагается ) п.2.2. контракта.
Средства областного бюджета израсходованы школой на оплату по муниципальному контракту от 28.07.2020 № заключенному с ООО «Р Строй» на обеспечение мероприятий по оборудованию спортивной площадки в школе. За выполненные работу подрядчику перечислено 12 864,98 тыс рублей в том числе 7075,7 тыс. рублей (55%0) за счет средств областного бюджета и 5789,2 тыс.руб. за счет местного бюджета. Контракт расторгнут по соглашению сторон работы по контракту выполнены с нарушением установленного срока на 36 дней, в связи с чем школой подрядчику направлено требование 12.11.2020 № об уплате пени и штрафа в общей сумму 105,1 тыс.руб. которые согласно ответа ООО «Р Строй» аннулированы.
Судом установлено, что 09 июня 2021 года Счетной палатой Свердловской области в отношении МАОУ «Усениновская СОШ» проведена проверка в ходе совместного контрольного мероприятия «Проверка использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджету Туринского городского округа в 2019 и 2020 годах ( по согласованию с контрольно-счетной палатой Туринского городского округа) деятельности органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, иных организаций Туринского городского округа по управлению и распоряжению средствами областного бюджета, предоставленных в виде межбюджетных трансфертов бюджету Туринского городского округа в 2019 и 2020 годах.
Проверкой установлено, что сводный сметный расчет стоимости строительства «Обеспечение мероприятий по оборудованию спортивной площадки в МАОУ «Усениновская СОШ» на сумму 12 882 551,56 руб. размещен в ЕИС в составе документации об аукционе. В смете, приложенной к аукционной документации, кроме стоимости строительно-монтажных работ, включающий основные затраты с учетом индекса перевода в текущие цены 6,92 предусмотрены средства на оплату НДС (20%) в сумму 2 147 091,92 руб. Электронный аукцион № признан несостоявшимся.. Контракт с ООО «Р Строй» заключен по цене, равной начальной максимальной -12882 55,56 руб с указанием «НДС не облагается.» В ЕИС вместе с контрактом размешена сметная документация являющаяся приложением к контракту включающая сводный сметный расчет стоимости строительства на сумму 12 882 551,56 руб. и локальны сметные расчеты. Смета к контракту кроме стоимости строительно-монтажных работ включает НДС (20%) в размере 2147 091,92 руб. Кроме того проверкой установлено, что школой дополнительно представлена на бумажном носителе копия сводного сметного расчета на сумму 12 882,5 тыс.руб. утвержденного 28.07.2020 Врио директором школы Верховод Ю.А. в которой НДС исключен, предусмотрены средства на возмещение НДС поставщиком оборудования и материалов в размере 1854,8 тыс. руб. к итоговой стоимости строительно-монтажных работ и возмещении НДС применен повышающий коэффициент 1.023213.
В пункте 2.2. контракта содержится указание на то что цена контракта НДС не облагается что не соответствует смете и контракту размещенной в ЕИС и пунктам 2.3. и 2.4. контракта. Выполненные работы приняты школой по шести актам КС-2( от 10.09.2020 №1, от 09.10. 2020 №4, от 05.11.2020 №5 и №6) на общую сумму 12864 976, 42 рубля, в которых к итоговой стоимости строительно-монтажных работ применен повышающий коэффициент 1,023213, указанный в строках « итого с коэффициентом 1.023212», «коэффициент по результатам торгов 1,023213», включены средств на возмещение НДС, НДС не предусмотрен, основания применения повышающего коэффициента не указаны. Общая расчетная сумма средств, учтенных в актам КС-2 в результате применения к стоимости работ повышающего коэффициента 1.023213, составляет 291859,75 руб. и соответствует расчетной сумме исключенного НДС за вычетом предусмотренных в актах КС-2 средств на возмещение НДС. Оплата принятых по контракту работ произведена школой в полном объеме за счет средств областного и местного бюджетов.
Проверкой установлено, что в результате применения указанного коэффициента школой без установленного законом, документацией о закупке и контрактом оснований подрядчику ООО «Р Строй» перечислены средства в размере 291 859,75 руб., что является незаконным расходованием бюджетных средств. С учетом долевого соотношения средства областного и местного бюджетов в фактических расходах по контракту незаконные расходы за счет областного бюджета составили 160522,86 руб,. и предложено МАОУ «Усениновская СОШ обеспечить их возврат в областной бюджет до 01.03.2022 года.
Законом №44-ФЗ, документацией об аукционе, по результатам закупки, сметной документацией, Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35-2004 утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 №15\1, каким либо иным документом применение к стоимости строительно-монтажных работ повышающего коэффициента не предусмотрено и является нарушением частей 1,2 статьи 34, пункта 25 части 1 и части 5 статьи 93, части 10 статьи 83.2 Закона №44-ФЗ. (л.д.64-70).
Из представленного платежного поручения № МАОУ «Усениновская СОШ» следует, что школой 10.02.2022 года произведен возврат в областной бюджет незаконно использованных средств по предписанию № от 07.07.2021 в размере 160 522 руб.86 коп.
Возврат неправомерно использованных средств местного бюджета в размере 131 336 рублей 89 коп. в местный бюджет МАОУ «Усениновская СОШ» не произведен.
В связи с чем прокурором Туринского района внесены представления 20.07.2021 года в адрес директора МАОУ «Усениновская СОШ» и 15.02.2023 года начальнику управления образованием Туринского городского округа об устранении нарушений требований бюджетного законодательства. Однако, МАОУ «Усениновская СОШ» возврат неправомерно использованных средств местного бюджета в размере 131 336 рублей 89 коп., не был произведен, в связи с чем прокурор обратился в Туринский районный суд с настоящим исковым заявлением в интересах Туринского городского округа об обязании МАОУ «Усениновская СОШ» в срок не позднее одного года шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда восстановить бюджетные средства в размере 131 336 рублей 89 коп. неправомерно израсходованные в бюджет Туринского городского округа.
Суд дал оценку доводам представителя ответчика МАОУ «Усениновская СОШ» Фадеевой О.А., в части того, что контракт заключался по цене предложенной победителем аукциона вне зависимости от применения системы налогообложения, поэтому корректировка заказчиком цены контракта предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при проведении аукциона, а также при заключении контракта не допускается., и школа обязана была произвести оплату, считает их несостоятельными.
Из представленных прокурором доказательств следует, что электронный аукцион № признан несостоявшимся в связи с тем что в течение десяти минут после его начала ни один из участников не подал предложение о цене контракта, ни ООО «Р Строй», ни ООО «ЭКОПРАЙМ», контракт был заключен с «О Строй» как подавшим заявку на участие в аукционе ранее других участников по цене равной начальной (максимальной )цене контракта -12882 551,56 руб. Начальная (максимальная ) цена контракта в размерре12 882 551,56 руб. обоснована применением проектно- сметного метода.
В соответствии с частью 9 статьи 22 Закона №44-ФЗ проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключенного с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами ( государственными элементными сметными нормами) строительный работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Сводный сметный расчет стоимости строительства «Обеспечение мероприятий по оборудованию спортивной площадки в МОАУ «Усениновская СОШ» на сумму 12882 551,56 руб. размещен в ЕИС в составе документации об аукционе. В смете приложенной к аукционной документации предусмотрены средства на оплату НДС (20%). в сумме 2 147 091,92, применение иных коэффициентов не предусмотрено. В ходе проверки проведенной счетной палатой школой представлена копия сводного сметного расчета на сумму 12882,5 тыс.руб. в которой НДС исключен, предусмотрены средства на возмещение НДС поставщикам оборудования и материалов в размере 1854,8 тыс руб. к итоговой стоимости строительно-монтажных работ и возмещению НДС применен повышающий коэффициент 1,093212.
Также суд считает несостоятельными доводы представителя ООО «Р Строй» Константинова К.Ю. в части того что они выиграли аукцион по цене 12882,551,56 руб. Электронный аукцион № признан несостоявшимся, так как ни один из участников не подал предложение о цене контракта и контракт был заключен с «О Строй» как подавшим заявку на участие в аукционе ранее других участников по цене равной начальной (максимальной )цене контракта -12882 551,56 руб.
Судом установлено, что выполненные работы приняты школой по шести актам КС-2 на общую сумму 12864 976,42 руб. в которых к итоговой стоимости строительно-монтажных работ применен повышающий коэффициент 1,023213. В результате указанного коэффициента МАОУ «Усениновская СОШ» без установленных законом, документацией о закупке и контрактом оснований подрядчику ООО «Р Строй» перечислены средства в размере 291 859 руб.75 коп. что является незаконным расходованием бюджетных средств., из них 160 255 руб.86 коп. из областного бюджета, 131 336 рублей 89 коп. средства местного бюджета. Средства областного бюджета в размере 160 255 руб.86 коп. МАОУ «Усениновская СОШ» возвращены в областной бюджет, средства местного бюджета в размере 131 336 руб.86 коп. в бюджет Туринского городского округа не восстановлены.
Таким образом, исковые требования прокурора действующего в интересах Туринского городского округа подлежат удовлетворению.
Поскольку Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Усениновская средняя общеобразовательная школа не освобождена об уплаты государственной пошлины с нее подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Туринского района действующего в интересах Туринского городского округа удовлетворить.
Обязать Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Усениновская средняя общеобразовательная школа» восстановить бюджетные средства в размере 131 336 рублей 89 копеек неправомерно израсходованные в бюджет Туринского городского округа в срок не позднее одного года шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу..
Взыскать с Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Усениновская средняя общеобразовательная школа расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей в доход местного бюджета
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Туринского районного суда Свердловской области.
Решение не может быть обжаловано в кассационном порядке в том случае, если данное решение не было обжаловано в апелляционном порядке.
Мотивированное решение будет изготовлено 20 февраля 2024 года.
Председательствующий Куликова Г.А.