НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тулунского городского суда (Иркутская область) от 21.01.2016 № 2-1956/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тулун 21 января 2016 года

Тулунский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи – Татаринцевой Е.В.,

при секретаре – Кузнецовой Л.М.,

с участием:

представителя истца – заместителя Тулунского межрайонного прокурора Бузикова Т.В.,

ответчика – Абрамова Е.Е.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Муниципального учреждения «Администрация городского округа муниципального образования – «****» Наговициной А.А., действующей на основании доверенности от ......***,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело *** по иску Тулунского межрайонного прокурора в интересах муниципального образования «****» к Абрамова Е.Е. о взыскании суммы неосновательного обогащения,

УСТАНОВИЛ:

Тулунский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах муниципального образования «****» к Абрамова Е.Е. о взыскании суммы неосновательного обогащения.

В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал, что по обращению депутата Думы городского округа Ч была проведена проверка законности выплаты в декабре 2014 года премии депутатам, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, в ходе которой установлено, что в нарушение ст. **** от ......***-оз «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в ****» и ст. 24.1 Устава муниципального образования «****» от ...... Советом Думы города принято решение о выплате единовременной премии депутатам, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе – заместителю председателя Думы в размере 3-х должностных окладов заместителя председателя Думы. Данное решение оформлено протоколом заседания Совета Думы, который является рабочим органом и не входит в структуру Думы города, определенную ст. 23 Устава муниципального образования «****».

Размер премии, выплаченной Счастливцев А.В., составил *** (оклад *** х 3 = *** х *** районный коэффициент и *** процентная надбавка).

Заместителю председателя Думы Абрамова Е.Е. выплачено *** (оклад *** х 3 = *** х *** районный коэффициент х *** районная надбавка).

Проверкой установлено, что решение Думы городского округа по выплате единовременной премии председателю Думы и заместителю председателя Думы не принималось.

Решение о выплате председателю Думы и заместителю председателя Думы единовременной выплаты было принято Советом Думы ...... в составе: председателя Думы Счастливцев А.В., заместителя председателя Думы Абрамова Е.Е., председателей депутатских комиссий – Ч, Л, У Указанная в протоколе заседания Совета Думы секретарь П участия в заседании не принимала, протокол не вела, позднее протокол не оформляла. Вопрос об обоснованности размера единовременной премии не обсуждался, фактически основаниям для выплаты единовременной выплаты явился лишь факт экономии по фонду оплаты труда.

В нарушение п. 2.4 Правил депутатской этики, утвержденной решением Думы от ......***-ДГО, председатель и заместитель председателя Думы принимали участие в голосовании, в то время как должны были сообщить о личной заинтересованности в рассмотрении данного вопроса и воздержаться от участия в голосовании.

Если бы Счастливцев А.В. и Абрамова Е.Е. воздержались от участия в голосовании, то голосовало бы 3 человека, в то время как решение должно приниматься большинством от числа присутствующих.

Ситуация, при которой у должностного лица при исполнении должностных обязанностей появляется реальная или потенциальная возможность получения доходов характеризуется конфликтом интересов.

Из анализа положений федеральных законов следует, что устанавливая ответственность лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, федеральный законодатель тем самым допустил возможность применения по аналогии к возникающим с их участием правоотношениям понятия «конфликта интересов», «личной заинтересованности» и содержащихся в нем признаков, установленных ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

На основании изложенного в Думу городского округа было внесено представление с требованием: отменить пункты 2 и 3 решения Совета Думы от 18.12.2014 о выплате единовременных премий председателю и заместителю председателя Думы, принять меры по возвращению в бюджет **** незаконно выплаченной единовременной премии председателю Думы ****Счастливцев А.В. и заместителю председателя Думы ****Абрамова Е.Е.

Решением Думы от ...... данное представление прокуратуры было отклонено.

Просил взыскать с Абрамова Е.Е. в доход бюджета муниципального образования «****» ***.

Определением Тулунского городского суда **** от ...... к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика было привлечено Муниципальное учреждение «Администрация городского округа муниципального образования – «****» (далее – администрация городского округа).

В ходе рассмотрения дела Тулунский межрайонный прокурор изменил предмет иска и просил суд взыскать с Абрамова Е.Е. в доход местного бюджета муниципального образования «****» ***.

В судебном заседании прокурор Бузикова Т.В. требования искового заявления поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Абрамова Е.Е. требования искового заявления не признала. Суду пояснила, что выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, за счёт средств соответствующего местного бюджета производится оплата труда в виде ежемесячного денежного вознаграждения, а также денежного поощрения и иных дополнительных выплат, установленных нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, с выплатой районных коэффициентов и процентных надбавок, определенных в соответствии с законодательством. Представительный орган местного самоуправления самостоятельно определяет размеры и условия оплаты труда выборных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, с соблюдением установленных законодательством требований.

Решением Думы городского округа от ......***-ДГО было утверждено Положение об оплате труда депутатов Думы городского округа, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, п. 2.3 которого определено, что депутатам, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, выплачивается единовременная премия в размере, устанавливаемом Советом Думы городского округа, в пределах расходов, предусмотренных на оплату труда депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, в местном бюджете на соответствующий год.

С момента принятия данного решения Тулунской межрайонной прокуратурой осуществлялась актикоррупционная экспертиза документа, в том числе при внесении в него неоднократных изменений, но отрицательного заключения не последовало.

На заседании Совета Думы ...... был рассмотрен вопрос о размере выплаты единовременной премии депутатам Думы, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе (председателю и заместителю председателя Думы городского округа), которым был определен размер её премии – три должностных оклада. При этом фонд оплаты труда превышен не был, бюджет **** не понес лишних затрат и убытков. Все выплаты осуществлялись в пределах фонда оплаты труда на *** год, которым на содержание Думы было определено ***, а согласно отчету израсходовано ***.

На заседании Думы городского округа ...... был удовлетворен протест Тулунского межрайонного прокурора. Решениями Думы ***-ДГО и ***-ДГО внесены изменения в Положение об оплате труда депутатов Думы городского округа, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, а также в п. 6.5 Регламента Думы городского округа в части размере единовременной выплаты депутатам, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе. В удовлетворении требований протеста о противодействии коррупции в части выплаты премий председателю и заместителю председателя Думы решением от ......***-ДГО отказано.

Мнение прокурора о подсчёте голосов во время голосования на заседании Совета Думы полагает неверным, полагает, что подсчёт должен производиться три голоса «за» и один «против».

Личной и/или финансовой заинтересованности в получении премии, умысла на совершение каких-либо противоправных действий ни у неё, ни у Счастливцев А.В. не было, на повестке дня стояли вопросы не только об определении размера премии, но и о переносе заседания Думы.

Финансово-хозяйственная деятельность Думы в целом, а также расходы по заработной плате являлись предметом бюджетного контроля со стороны Контрольно-счётной палаты (далее – КСП), которой при проверке годовой бюджетной отчетности ...... каких-либо нарушений главного распорядителя бюджета на *** год не установлено.

Премия была выплачена в соответствии с действующими на тот момент нормативно-правовыми актами Думы городского округа.

Недобросовестность действий её и председателя Думы Счастливцев А.В. не доказана, о чем свидетельствует постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Кроме того, считает, что проверка была проведена прокурором с нарушениями требований Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», так как о проведении внеплановой поверки прокуратуры Дума городского округа не была уведомлена за 24 часа до её начала, не было осуществлено непосредственное участие работодателя при проведении проверки, получение его от контролирующих органов информации, относящейся к предмету проверки, а также в ознакомление с результатами проверки.

Просила в удовлетворении требований Тулунского межрайонного прокурора отказать.

Представитель третьего лица Наговициной А.А. требования искового заявления не признала, представила в суд возражения, в которых указала, что на момент осуществления выплаты единовременной премии ответчиком были соблюдены все установленные законодательством требования к её выплате. При начислении премии имелась экономия по заработной плате и ущерб местному бюджету причинен не был. Считает, что недобросовестность ответчика в получении единовременной выплаты не доказана, так как нормы и правила действующих на тот момент Положения об оплате труда депутатов Думы городского округа, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, Регламента Думы городского округа ответчиком нарушены не были. Просила в удовлетворении требований отказать.

Выслушав представителей сторон, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Пунктом 3 указанной статьи определено, что порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований (п. 9 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Как указано в п. 1 ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

В силу ст. 53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (п. 1). Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (п. 2).

Пунктом 1 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении (п. 2); контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (п. 9).

Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. Управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов (п. 15 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В силу п. 5 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования.

Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 5.1 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно п. 1 ст. 8 Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 122-оз «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области» выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему полномочия на постоянной основе, за счет средств соответствующего местного бюджета производится оплата труда в виде ежемесячного денежного вознаграждения, а также денежного поощрения и иных дополнительных выплат, установленных нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, с выплатой районных коэффициентов и процентных надбавок, определенных в соответствии с законодательством.

Пунктом 2 указанной статьи закреплено, что представительный орган муниципального образования самостоятельно определяет размеры и условия оплаты труда выборных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, с соблюдением установленных законодательством требований.

В систему муниципальных правовых актов на основании п. 1 ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» входят: устав муниципального образования (пп. 1); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования (пп. 2).

Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса, голос главы муниципального образования учитывается при принятии решений представительного органа муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования (п. 3 ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации) (п. 1 ст. 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Структуру органов местного самоуправления **** в соответствии с п. 1 ст. 20 Устава муниципального образования – «****» составляют:

1) Дума городского округа – представительный орган муниципального образования – «****», именуемый в настоящем Уставе как Дума города;

2) Мэр городского округа – глава муниципального образования – «****», именуемый в настоящем Уставе как мэр города;

3) Администрация городского округа – местная администрация муниципального образования – «****», именуемая в настоящем Уставе как администрация города;

4) Контрольно-счетная палата городского округа – контрольно-счетный орган муниципального образования – «****», именуемый в настоящем Уставе как Контрольно-счетная палата города.

На основании п. 1 ст. 21 Устава Дума города является представительным органом местного самоуправления муниципального образования – «****», наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения.

Дума города состоит из 21 депутата и возглавляется председателем Думы города (п. 2 ст. 21 Устава).

Дума города обладает правами юридического лица, а по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами ****, настоящим Уставом, принимает решения (п. п. 4, 7 ст. 21 Устава).

В силу п.8 ст. 21 Устава Дума города принимает регламент, регулирующий вопросы ее организации и деятельности, а также порядок принятия решений.

Расходы на обеспечение деятельности Думы города предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. Управление и (или) распоряжение Думой города, отдельными депутатами (группами депутатов) Думы города в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения, не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности Думы города и депутатов Думы города (п. 9 ст. 21 Устава).

В исключительной компетенции Думы города согласно п. 1 ст. 22 Устава находятся принятие Устава города и внесение в него изменений и дополнений (пп. 1), утверждение местного бюджета и отчета об его исполнении (пп. 2).

Пунктом 2 указанной статьи определено, что к полномочиям Думы города по вопросам внутренней организации своей деятельности относится также принятие Регламента Думы муниципального образования – «****» и определение в нем порядка организации и деятельности Думы города с учетом положений настоящего Устава (пп. «а» пп. 3).

В соответствии с п.1 ст. 23 Устава структуру Думы города составляют председатель, заместитель председателя, постоянные комиссии, аппарат Думы города.

Председатель и заместитель председателя осуществляют свои полномочия на постоянной основе (п. п. 3 и 5 ст. 23 Устава).

Из числа депутатов Думы города, на срок ее полномочий, создаются постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, отнесенных к компетенции Думы города. Количество и наименование комиссий определяются решением Думы города. Порядок формирования, полномочия и организация работы постоянных комиссий определяются регламентом Думы города, положением о постоянных комиссиях, утверждаемых решением Думы города (п. 6 ст. 23 Устава).

Депутату Думы города, осуществлявшему полномочия на постоянной основе, в силу пп. 1 п. 5 ст. 24.1 Устава гарантируется оплата труда, установленная решением Думы города в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что решением Думы городского округа от ......***-ДГО председателем Думы городского округа шестого созыва был избран Счастливцев А.В., а решением Думы городского округа от ......***-ДГО заместителем председателя Думы городского округа избрана Абрамова Е.Е.

Положение об оплате труда депутатов Думы городского округа, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, было утверждено решением Думы муниципального образования – «****» от ......***-ДГО.

Пунктом 2.3, действовавшим в момент возникновения спорных правоотношений, было определено, что депутатам, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, выплачивается премия в размере, установленном Советом Думы городского округа, в пределах расходов, предусмотренных на оплату труда депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, в местном бюджете на соответствующий год.

Согласно ст. 6 Регламента Думы городского округа муниципального образования – «****» Совет Думы города является её рабочим органом (п. 6.1); создается для оперативного принятия организационных решений по вопросам деятельности Думы города (п. 6.2); и в его состав входят председатель Думы города, его заместитель, председатели постоянных комиссий (п. 6.3).

Как указано в п.6.4 Регламента, председатель Думы города является председателем Совета, в отсутствие председателя Совета его обязанности исполняет заместитель председателя Думы города.

На основании п. 6.5 Регламента, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, к компетенции Совета относилось, в том числе определение размера единовременной премии депутатам, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе.

Пунктом 6.8 Регламента установлено, что заседание Совета считается правомочным, если на нем присутствует не менее ? состава Совета.

Решения Совета при необходимости оформляются в виде выписки из протокола, которая подписывается председателем Совета (п. 6.9 Регламента).

Положениями п. 6.10 Регламента закреплено, что решения Совета принимаются большинством голосов (*** от числа присутствующих членов Совета.

Решением Думы городского округа от ......***-ДГО было утверждено Положение о постоянных комиссиях Думы городского округа муниципального образования – «****».

Согласно п. 1.3 указанного Положения Дума городского округа образует следующие Комиссии: комиссию по мандатам, регламенту, и депутатской этике; комиссию по бюджету и социально-экономическому развитию муниципального образования; комиссию по жилищно-коммунальному хозяйству, административно-территориальному устройству и градостроительству; комиссию по социальным вопросам.

Решениями Думы городского округа от ...... председателем постоянной комиссии Думы городского округа муниципального образования – «****» по мандатам, регламенту и депутатской этике был избран У (*** Р/-ДГО); председателем постоянной комиссии по бюджету и социально-экономическому развития – Я (*** Р/-ДГО); по социальным вопросам – Ч (*** Р/-ДГО); по жилищно-коммунальному хозяйству, административно-территориальному устройству и градостроительству Л (*** Р/-ДГО).

Из протокола заседания Совета Думы от ...... следует, что на нём присутствовали: председатель Думы – Счастливцев А.В., заместитель председателя – Абрамова Е.Е. и председатели депутатских комиссий: Ч, Л, У В повестке дня под номерами 2 и 3 стояло рассмотрение вопросов выплаты единовременной премии депутатам Думы городского округа, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, - председателю (вопрос ***) и заместителю председателя Думы городского округа (вопрос ***).

По указанным вопросам были приняты решения о выплате единовременной премии председателю Думы городского округа Счастливцев А.В. и заместителю председателя Думы городского округа Абрамова Е.Е. в размере трёх должностных окладов председателя и соответственно заместителя председателя Думы городского округа по результатам работы за отработанный период, при этом «за» голосовали 4 члена Совета Думы, «против» - один. Протокол подписан всеми присутствующими на заседании Совета Думы (председателем, заместителем и тремя председателями депутатских комиссий). В протоколе также указано, что секретарем была П

В судебном заседании заместитель председателя Думы Абрамова Е.Е. пояснила, что П членом Совета Думы не является, право принимать участие в голосовании она не имеет, как не имеет и права подписывать этот акт. Протокол Совета Думы составлялся председателем Думы, и секретарь Павлова – это просто ошибка. Кворум на заседании имелся, присутствовало 5 из 6 человек, «против» голосовал только один человек. Даже ели бы два воздержались, три человека проголосовали «за».

Из объяснений П, данных Тулунскому межрайонному прокурору, следует, что в заседании Совета Думы ...... она участия не принимала, как не принимала участия и в других заседаниях Совета Думы. Она никогда не принимала участия в заседаниях Совета Думы шестого созыва. Поручений созывать депутатов на заседание Совета Думы ...... ей никто не давал, и она не знает, происходило данное заседание Совета Думы или нет. В её обязанности входит уведомление депутатов о заседаниях постоянных комиссий в Думе, об очередном заседании Думы.

Суд считает, что ошибочное указание в протоколе Совета Думы о присутствии в качестве секретаря П не повлекло за собой каких-либо нарушений Регламента Думы муниципального образования, поскольку в протоколе она не подписывалась, и при подсчете голосов при принятии решения её голос не учитывался.

Согласно объяснениям У от ......, Ч от ......, данных Тулунскому межрайонному прокурору, Л голосовал против принятия данных решений. Указанные сведения подтверждаются также объяснениями Л от .......

Ссылку прокурора на п. 2.4 Правил депутатской этики, являющихся приложением к решению Думы городского округа от ......***-ДГО (о необходимости воздержаться от голосования по рассматриваемому вопросу при наличии личной заинтересованности), суд находит несостоятельной, поскольку выплата единовременной премии депутатам, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, на момент принятия решения Советом Думы была предусмотрена п. 2.3 Положения об оплате труда депутатов Думы городского округа, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, председатель и заместитель председателя Думы городского округа в силу прямого указания Регламента Думы городского округа муниципального образования – «****» входят в состав Совета Думы (п. 6.3), а, следовательно, принимают участие по рассматриваемым в Совете Думы вопросам, при этом повестка дня Совета Думы в силу прямого указания п. 6.7 Регламента формируется председателем Совета Думы, и он же на основании п. 6.11 Регламента осуществляет контроль за исполнением решений Совета Думы, а, кроме того, Регламентом не предусмотрено неучастие в голосовании председателя и заместителя председателя Думы при принятии решения в отношении самих себя.

Как указано в штатном расписании МУ «Дума ****», утвержденном распоряжением от ......***, размер должностного оклада председателя Думы городского округа составляет ***.

В объяснениях, данных Тулунскому межрайонному прокурору ......, главный бухгалтер Думы городского округа В указала, что размер премии председателю в декабре *** года составлял 3 его должностных оклада *** (*** х 3). На эту сумму был начислен районный коэффициент – *** и процентная надбавка – ***. С учётом этого окончательный размер премии составил ***.

Согласно заявке на оплату расходов от ......***Счастливцев А.В. было выплачено ***, из них, как указано в письме председателя Думы городского округа от ......***, *** – премия (*** – подоходный налог ***), а *** – заработная плата.

...... исх. *** Тулунским межрайонным прокурором в адрес Думы городского округа было внесено представление об устранении нарушений законодательства противодействии коррупции, в котором Тулунский межрайонный прокурор просил: отменить пункты 2 и 3 решения Совета Думы от ...... о выплате единовременных премий председателю Думы и заместителю председателя Думы (п. 2); принять меры по возмещению в бюджет **** незаконно выплаченной единовременной премии председателю Думы Счастливцев А.В. и заместителю председателя Думы ****Абрамова Е.Е. (п. 3); в случае непринятия мер по возмещению в бюджет незаконно выплаченной единовременной премии председателю Думы ****Счастливцев А.В. и заместителю председателя Думы ****Абрамова Е.Е. рассмотреть вопрос об освобождении от должности в связи с утратой доверия председателя Думы ****Счастливцев А.В. и заместителя председателя Думы ****Абрамова Е.Е. (п. 4).

Пунктом 6.14 Регламента Думы городского округа муниципального образования – «****» предусмотрено, что Дума города вправе отменить любое решение Совета. Вместе с тем, решением Думы города от ......*** Р/-ДГО представление Тулунского межрайонного прокурора от ......*** об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции было отклонено.

Постановлением старшего следователя СО по **** СУ СК РФ по ****Р от ...... было отказано в возбуждении уголовного дела в отношении Абрамова Е.Е. по сообщению Тулунского межрайонного прокурора о незаконной выплате премии заместителю председателя Думы Абрамова Е.Е. по признакам преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 285, ч. 1 ст. 285.1, ч. 1 ст. 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, за отсутствием в ее деянии состава указанных преступлений. Отмена указанного постановления и непринятие решения по данному вопросу на момент рассмотрения гражданского дела не могут являться доказательствами наличия в действиях Абрамова Е.Е. признаков состава преступления, связанных с получением спорной премии.

Пунктом 6.4 Правил депутатской этики, утвержденных решением Думы городского округа от ......***-ДГО, установлено, что в случае обвинения депутата в совершении неэтичных действий депутат вправе подать в Комиссию по мандатам, регламенту и депутатской этике в письменном виде мотивированный протест, представить документы, дать устные пояснения по существу обвинения.

Из протокола заседания комиссии по урегулированию конфликта интересов, соблюдения запретов и ограничений лицами, замещающими муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального образования – «****», от ...... усматривается, что при рассмотрении вопроса о соблюдении требований по урегулированию конфликта интересов Счастливцев А.В. и Абрамова Е.Е. было установлено, что лица, замещающие муниципальные должности, – председатель Думы городского округа Счастливцев А.В. и заместитель председателя Думы городского округа Абрамова Е.Е. соблюдали требования к исполнению основных обязанностей, интересов и ограничений и (или) требований об урегулировании конфликтов интересов.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Конвенции Международной Организации Труда *** «Относительно защиты заработной платы» (принята в ****......) удержания из заработной платы разрешается производить лишь в условиях и в пределах, предписанных национальным законодательством или определенных в коллективном договоре или в решении арбитражного органа.

Из правового содержания ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что неосновательное обогащение в силу закона может быть в форме неосновательного приобретения, при котором имущественная масса приобретателя возрастает, а также в форме неосновательного сбережения, предполагающей, что имущественная масса приобретателя неосновательно сохраняется. Независимо от формы неосновательного обогащения условием для квалификации полученного (сбереженного) в качестве неосновательного является отсутствие законного правового основания для обогащения.

По общему правилу п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации приобретатель обязан возвратить неосновательное обогащение, за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В числе специальных правил п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентирует, что не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

В соответствии с ч. 4 ст. 137 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев: счетной ошибки; если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (ч. 3 ст. 155 Трудового кодекса Российской Федерации) или простое (ч. 3 ст. 157 Трудового кодекса Российской Федерации); если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.

Таким образом, неосновательное обогащение в виде излишне выплаченной работнику не по его вине и не в связи со счетной ошибкой заработной платы с работника взыскано быть не может.

Решение о выплате единовременной премии депутатам Думы городского округа, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе (председателю и заместителю председателя Думы городского округа), принято коллегиальным органом, а не Счастливцев А.В. или Абрамова Е.Е., принятое решение коллегиального органа никем не отменено и не изменено, прокурор с требования о признании решения коллегиального органа незаконным не обращался и не обращается, следовательно, в действиях, как Счастливцев А.В., так и Абрамова Е.Е. отсутствует недобросовестность при получении спорной премии.

Кроме того, система оплаты труда председателя и заместителя председателя Думы городского округа на момент принятия спорного решения включала в себя выплату единовременной премии на основании п. 2.3 Положения об оплате труда депутатов Думы городского округа, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе.

Более того, из представленных распоряжений председателя Думы от ......*** и 108 усматривается, что единовременные премии в размере 3 должностных окладов были выплачены также: главному бухгалтеру В, водителю А, уборщику служебных помещений М, начальнику юридического отдела К и главному специалисту П, а согласно расчёту среднего заработка и сумм к начислению председателю Думы К за период *** года и расчётному листку К за декабрь *** года, ему была начислена годовая премия за *** месяцев в размере ***, из которой, как указано в расчёте среднего заработка, после удержаний выплачено ***.

По указанным основаниям отклоняются судом доводы Тулунского межрайонного прокурора о совершении Абрамова Е.Е. коррупционного правонарушения и нарушении требований Федерального закона от ...... № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Судом также установлено, что выплата премии председателю Думы Счастливцев А.В. и заместителю председателя Думы Абрамова Е.Е. была произведена в пределах фонда оплаты труда указанных выборных должностных лиц местного самоуправления и принятых решений о бюджете муниципального образования на *** год.

Постановлением **** от ......***-пп были утверждены «Нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих муниципальных образований ****» (далее – Нормативы), которые действовали в момент возникновения спорных правоотношений.

Пунктом 2 указанных Нормативов было предусмотрено, что норматив формирования расходов на оплату труда председателя представительного органа муниципального образования, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе без учета объема средств, предусмотренных на выплату процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, не может превышать девяносто процентов норматива формирования расходов на оплату труда главы соответствующего муниципального образования без учета объема средств, предусмотренных на выплату процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Норматив формирования расходов на оплату труда депутата, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе в представительном органе муниципального образования и не являющегося председателем указанного органа без учета объема средств, предусмотренных на выплату процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, не может превышать пятидесяти пяти процентов норматива формирования расходов на оплату труда главы соответствующего муниципального образования без учета объема средств, предусмотренных на выплату процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (п. 4 Нормативов).

Согласно п. 6 Нормативов годовой норматив формирования расходов на оплату труда выборного лица определяется исходя из соответствующего норматива формирования расходов на оплату труда в расчете на месяц, увеличенного в *** раз. Годовой норматив формирования расходов на оплату труда выборного лица без учета средств, предусмотренных на выплату ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, определяется на очередной финансовый год и не подлежит корректировке в течение года, на который определен.

Из расчета оплаты труда мэра городского округа на 2014 год видно, что размер его заработной платы по нормативу должен составить *** в месяц с учетом секретности, без учёта секретности – ***.

90% от указанной суммы будет составлять *** в месяц или *** в год ***

Согласно представленному расчёту норматива расходов на оплату труда заместителя председателя Думы городского округа на *** год, *** от оплаты труда мэра города без учёта секретности будут составлять *** в месяц *** В год данные расходы по нормативу составят ****** (с момента избрания заместителя председателя ......).

Из материалов дела следует, что решение о бюджете муниципального образования – «****» на *** год и на плановый период *** годов было принято ......***-ДГО. Пунктом 9 указанного решения была утверждена ведомственная структура расходов местного бюджета на *** год (Приложения *** и ***

Согласно выписке из Приложения *** «Ведомственная структура расходов местного бюджета на *** год» на содержание МУ Дума **** было предусмотрено ***, на содержание председателя представительного органа местного самоуправления было выделено *** (КЦСР .......00), то есть меньше норматива, составляющего ***.

В представленном расчете фонда оплаты труда по МУ «Дума ****» на *** год указано, что расчёт норматива по оплате труда председателя Думы **** без начислений на оплату труда произведен исходя из оплаты труда в месяц *** (по штатному расписанию), что в год составит *** (*** плюс единовременная выплата к отпуску ***, всего: ***.

Из приказа Минфина России от ......***н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» следует, что ст. 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ детализирована подстатьями КОСГУ 211 - 213.

К подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ относятся расходы на выплату заработной платы, осуществляемые на основе договоров (контрактов), в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной (муниципальной) службе, трудовым законодательством, в том числе: выплаты по должностным окладам, по ставкам заработной платы, надбавки, оплата отпусков, выплата пособий и компенсаций, иные выплаты, в числе которых: выплаты поощрительного, стимулирующего характера, в том числе вознаграждения по итогам работы за год, премии, материальная помощь, выплата материальной помощи за счет фонда оплаты труда, не относящаяся к выплатам поощрительного, стимулирующего характера, другие аналогичные расходы. Кроме того, по данной подстатье осуществляются расходы по выплате удержаний, произведенных с заработной платы, к которым, в том числе, относится налог на доходы физических лиц.

В подстатье 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ отражаются расходы, связанные с начислениями на выплаты по оплате труда, в том числе: расходы по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (расходы по уплате вышеуказанных взносов, начисленных на выплаты, производимые по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами, а также на выплаты в пользу физических лиц по иным основаниям, определенным законодательством Российской Федерации, за исключением выплат, отражаемых по подстатьям 211 «Заработная плата» и 212 «Прочие выплаты», подлежат отражению по тем подстатьям КОСГУ, по которым отражаются расходы на соответствующие выплаты); другие расходы, связанные с начислениями на выплаты по оплате труда.

В выписке из сводной бюджетной росписи МО – «****» на 2014 год и плановый период *** годов к решению Думы от ......***-ДГО указано, что по подстатье *** на оплату труда председателя Думы (КЦСР .......00) выделено *** (что соответствует указанному выше расчету норматива по оплате труда председателя Думы), на начисления выплаты по оплате труда по подстатье ****** (***

Пунктом 1 ст. 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом. Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа.

Положениями п. 3 указанной статьи определено, что в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, в том числе: в случае перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных для исполнения публичных нормативных обязательств, - в пределах общего объема указанных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году, а также с его превышением не более чем на 5 процентов за счет перераспределения средств, зарезервированных в составе утвержденных бюджетных ассигнований; в случае изменения функций и полномочий главных распорядителей (распорядителей), получателей бюджетных средств, а также в связи с передачей государственного (муниципального) имущества.

Распоряжением председателя Комитета по экономике и финансам администрации городского округа «О внесении изменений в сводную бюджетную роспись» от ......*** были уменьшены расходы, в том числе по подстатье *** (КЦСР .......00) оплата труда председателя Думы на *** (Приложение *** к указанному решению) и на начисления на оплату труда по подстатье *** – на ***.

Таким образом, несостоятельными являются доводы прокурора Бузикова Т.В. и свидетеля Новикевич А.Е. о том, что после роспуска Думы пятого созыва не производилось уменьшения денежных средств на содержание председателя Думы МО – «****».

Решением Думы городского округа МО - «****» от ......***-ДГО в решение Думы городского округа от ......***-ДГО «О бюджете МО – «****» на *** год и на плановый период *** годов» были внесены изменения, в том числе в ведомственную структуру расходов бюджета. Пунктом 1.17 решения Думы в новой редакции изложены приложения ***.

Согласно выписке из приложения *** «Ведомственная структура расходов местного бюджета на 2014 год» расходы на содержание МУ Дума **** были уменьшены и составили ***, расходы на содержание председателя представительного органа местного самоуправления уменьшены до *** (КЦСР .......00), а также в связи с избранием Думой шестого созыва ...... заместителя председателя (должность которого предусмотрена Уставом МО) введена строка расходов на содержание заместителя председателя представительного органа МО – «****» - *** (КЦСР .......00).

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля начальник Финансового управления Комитета по экономике и финансам администрации городского округа ****П показала, что средства на заработную плату заместителя председателя Думы в первоначальном решении о бюджете предусмотрены не были по причине его отсутствия. С момента его избрания до момента внесения изменений в решение о бюджете заработная плата заместителю председателя Думы выплачивалась за счёт средств центрального аппарата, в котором в котором была вакансия консультанта, обеспеченная деньгами. При первом же внесении изменений в решение о бюджете, которое было принято ......***-ДГО, уже после избрания нового состава Думы, средства на заработную плату заместителя председателя предусмотрели.

В выписке из сводной бюджетной росписи МО – «****» на *** год и плановый период *** годов к решению Думы от ......***-ДГО указано, что общее количество денежных средств на содержание Думы составляет ***, из них по подстатье *** на оплату труда председателя Думы (КЦСР .......00) выделено ***, на начисления на выплаты по оплате труда по подстатье ****** (*** = ***), по подстатье *** на заработную плату заместителя председателя Думы (КЦСР .......00) выделено *** (что значительно меньше норматива ***), по подстатье ****** (***

Подпунктом 7 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями по внесению предложений по формированию и изменению сводной бюджетной росписи.

Порядок составление и ведения сводной бюджетной росписи МО – «****» утвержден распоряжением председателя Комитета по экономике и финансам администрации городского округа от ......***.

В соответствии с п. 8 указанного Порядка распоряжения в сводную бюджетную роспись вносятся по мере необходимости. Главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств в срок до 25 числа текущего месяца в письменном виде обращается в Комитет с предложениями о внесении изменений в сводную бюджетную роспись. К обращению прилагаются копии ходатайств подведомственных учреждений с обоснованием вносимых изменений в сводную бюджетную роспись, а также обязательство главного распорядителя о недопущении образования кредиторской задолженности – в случае если предлагаемые изменения предусматривают уменьшение бюджетных ассигнований. Комитет рассматривает обращение главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств исходя из финансовых возможностей. При положительном рассмотрении обращения главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств формируется распоряжение председателя Комитета о внесении изменений в сводную бюджетную роспись. Комитет в течение 5 рабочих дней со дня внесения изменений в сводную бюджетную роспись доводит до сведения главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств уточненные бюджетные назначения по форме согласно приложению *** к настоящему Порядку.

Из материалов дела следуем, что ...... МУ «Дума ****» обратилась с ходатайством о внесении изменений в сводную бюджетную роспись, уменьшении расходов на содержание председателя Думы (КЦСР .......00) по подстатье *** на *** и по подстатьей *** на *** и увеличении на данные суммы расходов на содержание заместителя председателя Думы (КЦСР .......00). В качестве обоснования переноса денежных средств указано, что в связи с выборами Думы городского округа 6 созыва сформировалась экономия ФОТ по председателю, выбран заместитель председателя.

Распоряжением председателя Комитета по экономике и финансам администрации городского округа от ......*** были внесены изменения в сводную бюджетную роспись согласно приложению ***.

В приложении *** к данному распоряжению указано, что с подстатьи *** (КЦСР .......00) (заработная плата председателя Думы) на подстатью *** (КЦСР .......00) (заработная плата заместителя председателя Думы) были перенесены денежные средства в размере ***.

Кроме того, уменьшены расходы по подстатье 213 (КЦСР .......00) (начисления на выплаты по оплате труда председателя Думы) на ***, а также уменьшены расходы по подстатье 213 (КЦСР .......00) (начисления на выплаты по оплате труда заместителя председателя Думы) на ***.

Уведомлением об уточнении бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на ...... до МУ «Дума городского округа МО – «****» доведены указанные выше лимиты финансирования.

Решением Думы городского округа МО - «****» от ......***-ДГО в решение Думы городского округа от ......***-ДГО «О бюджете МО – «****» на 2014 год и на плановый период *** годов» были внесены изменения, в том числе в ведомственную структуру расходов бюджета. Пунктом 1.16 решения Думы в новой редакции изложены приложения к решению Думы.

Согласно выписке из приложения *** «Ведомственная структура расходов местного бюджета на 2014 год» расходы на содержание председателя представительного органа местного самоуправления уменьшены до *** (КЦСР .......00), на содержание заместителя председателя представительного органа МО – «****» определены в сумме *** (КЦСР .......00).

В выписке из сводной бюджетной росписи МО – «****» на *** год и плановый период *** годов к решению Думы от ......***-ДГО указано, что общее количество денежных средств на содержание Думы составляет ***, из них по подстатье *** на оплату труда председателя Думы (КЦСР .......00) выделено ***, по подстатье ****** (*** = ***), по подстатье *** на оплату труда заместителя председателя Думы (КЦСР .......00) выделено ***, по подстатье ****** (***

Решением Думы городского округа от ......***-ДГО был утвержден отчет об исполнении бюджета муниципального образования – «****» на *** год.

Согласно отчету о принятии бюджетных обязательств МУ «Дума ****» МО – «****» на ...... (форма по ОКУД 0503128) расходы на оплату труда председателя Думы составили за отчетный *** год по подстатье *** (КЦСР .......00) *** (что соответствует указанным в решении Думы от ......***-ДГО - ***). По заместителю председателя Думы указанные расходы были исполнены по подстатье 211 (КЦСР .......00) в сумме *** (что соответствует указанным в решении Думы от ......***-ДГО – ***).

По указанным выше основаниям суд признает несостоятельной ссылку Тулунского межрайонного прокурора на заключение по результатам поверки исполнения бюджетного законодательства МУ Дума **** в части расходов на оплату труда председателя и заместителя председателя Думы в *** году Контрольно-счётной палаты городского округа МО – «****» от ......, а также показания свидетеля Новикевич Е.В. о превышении фонда оплаты труда председателю и заместителю председателя Думы, в том числе и о корректировки норматива оплаты труда выборным должностным лицам местного самоуправления, который в течение года не корректировался, а оплата труда председателю и заместителю председателя Думы произведена в размере, значительно меньше норматива.

Кроме того, в судебном заседании прокурор Бузикова Т.В. пояснила, что председатель Контрольно-счётной палаты Новикевич Е.В. была привлечена к участию в проведении проверки в качестве специалиста.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Пунктом 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» определено, что предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организации.

Таким образом, прокурор имел право требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемого органа выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, а также проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Однако из письма Тулунского межрайонного прокурора от ......*** следует, что прокурором председателю Контрольно-счётной палаты Новикевич Е.В. было поручено в период с 19 по ...... провести поверку исполнения бюджетного законодательства МУ «Дума ****» в части расходов на оплату труда председателя Думы и заместителя председателя Думы в 2014 году, в том числе установить фактический размер единовременной выплаты, выплаченной ...... председателю Думы городского округа Счастливцев А.В. и заместителю председателя Думы городского округа Абрамова Е.Е., а также источник выплаты единовременной премии председателю Думы Счастливцев А.В. и заместителю председателя Думы Абрамова Е.Е., установить, имела ли место экономия денежных средств из фонда оплаты труда, и за счёт чего образовалась.

По результатам проверки на бланке Контрольно-счётной палаты городского округа МО – «****», форма которого утверждена Стандартом Контрольно-счётной палаты городского округа МО – «****» СВФК-2 «Подготовка, проведение и оформление результатов экспертно-аналитического мероприятия» подготовлено заключение по результатам проведения проверки исполнения бюджетного законодательства МУ Дума **** в части расходов на оплату труда председателя и заместителя председателя Думы в 2014 году от ....... При этом в заключении указано, что проверка проведена не специалистом Контрольно-счётной палаты, а по поручению прокурора Контрольно-счётной палатой. Данная проверка проведена в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 9 и ст. 18 Федерального закона от ...... № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъекта Российской Федерации и муниципальных образований», на основании распоряжения председателя КСП от ......*** и представленных документов: карточки-справки (ф. 0504417) на К, Счастливцев А.В., Абрамова Е.Е.; бюджетной росписи МУ Дума **** по состоянию на ......; заявки на оплату расходов, подтверждающих получение заработной платы за декабрь *** года Абрамова Е.Е. и Счастливцев А.В.

При этом в ответе на запрос прокурора о предоставлении документов от ......***, Думой **** представлены копии решений Думы городского округа, Совета Думы, на что имеется ссылка в письме от ......***.

Бюджетная роспись от ......, на основании которой было составлено заключение Контрольно-счётной палаты, прокурором в суд не представлена.

Согласно п. 1 ст. 37 Устава МО «****» Контрольно – счетная палата города является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образуемым Думой города в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности ****.

Полномочия, состав и порядок деятельности Контрольно-счетной палаты города устанавливаются положением о Контрольно-счетной палате города, утверждаемым Думой города. Контрольно-счетная палата города подотчетна Думе города. Контрольно-счетная палата города обладает правами юридического лица (п.п. 2-4 ст. 37 Устава).

Согласно ст. 8 Положения о Контрольно-счётной палате МО – «****», являющегося приложением к решению Думы городского округа от ......***-ДГО, внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется Контрольно-счетной палатой в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий. При проведении контрольного мероприятия Контрольно-счетной палатой составляется соответствующий акт (акты), который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. На основании акта (актов) Контрольно-счетной палатой составляется отчет. При проведении экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счетной палатой составляются отчет или заключение.

В п. 4.2 Стандартов Контрольно-счётной палаты городского округа МО – «****» СВФК-2 также указано, что результаты экспертно-аналитического мероприятия оформляются в виде заключения КСП ****.

В дополнении к возражению на исковое заявление от ......Абрамова Е.Е. указала, что такой акт в Думу не поступал.

Таким образом, заключение Контрольно-счётной платы может быть дано только при проведении контрольных или экспертно-контрольных мероприятий, а результаты экспертно-аналитических мероприятий должны быть доведены до сведения проверяемых органов и организаций. При этом прокурором не учтено, что Контрольно-счётная палата образуется Думой, подотчетна ей, а между руководителями Думы и Контрольно-счётной палаты сложились личные неприязненные отношения, что также отражено в письме прокуратуры **** от ......***.

Пунктом 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» также установлено, что предметом прокурорского надзора является соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

Решения Думы МО – «****» о принятии бюджета на *** год, о внесении в него изменений были опубликованы, вступили в законную силу. Однако прокурором в судебное заседание не представлено доказательств оспаривания решения Думы городского округа от ......***-ДГО «О бюджете МО – «****» на *** год и на плановый период *** годов» и решений Думы от ......***-ДГО и от ......-ДГО, вносящих изменения в бюджет 2014 года, в том числе в ведомственную структуру расходов бюджета в части оплаты труда и начислений на выплату на оплату труда председателю и заместителю председателя Думы МО - «****», а также решения об утверждении отчета о бюджете на *** год от ......***-ДГО. Не оспаривались указанные нормативно-правовые акты органа местного самоуправления прокурором и в судебном заседании.

В графе «Принято бюджетных обязательств, из них сверх утвержденных бюджетных назначений» отчета о принятии бюджетных обязательств МУ «Дума ****» МО – «****» на ...... (форма по ОКУД 0503128) указано по подстатье *** по начислениям выплаты на оплату труда председателя Думы (КЦСР .......00) – ***, по подстатье 213 по начислениям на выплаты на оплату труда заместителя председателя Думы (КЦСР .......00) – ***. Общий размер принятых бюджетных обязательств по МУ «Дума ****» составил ***.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля П - начальник Финансового управления Комитета по экономике и финансам Администрации городского округа **** показала, что уплата страховых взносов за январь производится не позднее *** февраля, за февраль – не позднее *** марта. Таким образом, страховые взносы, которые начисляются за декабрь, платятся до *** января следующего года. Если есть возможность и средства, то они могут их заплатить и в декабре, если нет – платят в январе. Такая ситуация складывается из года в год по каждому муниципальному образованию. Получается, что в колонке «Принято бюджетных обязательств» отражается начисление по страховым взносам и в целом за *** год за все *** месяцев, также начисления за декабрь *** года, которое подлежит уплате в январе *** года. Превышение по подстатье *** объясняется переходящим декабрем.

Показания свидетеля П суд принимает в качестве допустимых, поскольку они не противоречат материалам дела, согласуются с ними, взаимно дополняя и поясняя их.

Статьей 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» установлено, что сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд (п. 1).

Согласно п. 3 указанной статьи, в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей (п. 4).

Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 5).

Пунктом 68 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от ......***н предусмотрено, что отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) (далее - в целях настоящей Инструкции - Отчет (ф. 0503128) составляется главным распорядителем, распорядителем, получателем бюджетных средств, главным администратором, администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора, администратором источников финансирования дефицита бюджета, на основании данных о принятии и исполнении получателями бюджетных средств, администраторами источников финансирования дефицита бюджета бюджетных обязательств в рамках осуществляемой ими бюджетной деятельности.

Отчет (ф. 0503128) составляется и представляется по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным, а также на иную отчетную дату, установленную финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств в рамках осуществления им внутреннего финансового контроля в сфере своей деятельности.

Согласно пп. 3 п. 70 указанной Инструкции в Отчете (ф. 0503128) отражаются обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом; в графах 3 - 12 отражаются соответственно по разделам отчета «Бюджетные обязательства текущего (отчетного) финансового года по расходам», «Бюджетные обязательства текущего (отчетного) финансового года по выплатам источников финансирования дефицита бюджета», «Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом»; в графах 6 - 10 - показатели объема принимаемых, принятых, исполненных бюджетных обязательств (денежных обязательств).

В п. 72 Инструкции определено, что при формировании раздела «Бюджетные обязательства текущего (отчетного) финансового года по выплатам источников финансирования дефицита бюджета» администратором источников финансирования дефицита бюджета отражаются: в графе 7 - на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 150211000 «Принятые обязательства на текущий финансовый год».

В соответствии с письмом Казначейства России от ......***.4-05/2.2-420 «О порядке составления Отчета о принятых бюджетных обязательствах и Отчета о принятых расходных обязательствах по приносящей доход деятельности» графа 6 «Принято бюджетных обязательств» заполняется в соответствии с пунктом 64.4 Инструкции 128н на основании данных счета 150211000 «Принятые бюджетные обязательства» в сумме кредитового оборота, сформированного за отчетный период с учетом принятых и неисполненных в прошлом отчетном периоде бюджетных обязательств, исполнение которых предусмотрено в текущем финансовом году.

По указанным основаниям несостоятельными являются ссылки Тулунского межрайонного прокурора на заключение по результатам внешней поверки годовой бюджетной отчетности главного распорядителя бюджетных средств МУ «Дума МО – «****» за 2014 год МУ «Контрольно-счётная палата городского округа МО – «****» от ...... в части указания на то, что отчет о принятых бюджетных обязательствах формы *** принят сверх утвержденных бюджетных назначений на сумму ***, в том числе по расходам на оплату труда председателя и заместителя председателя Думы МО, а также представление в качестве доказательства решений Думы городского округа от ......***-ДГО и от ......***-ДГО «О внесении изменений в решение Думы городского округа от ......***-ДГО «О бюджете муниципального образования – «****» на *** год и на плановый период *** годов», заключения ***-э по результатам экспертизы проекта решения Думы городского округа о внесении изменений в решение Думы от ......***-ДГО «О бюджете муниципального образования **** на *** год и на плановый период *** и 2017 годов» Контрольно-счётной палаты городского округа МО – «****» от ...... и показания свидетеля Новикевич Е.В. в данной части.

В исковом заявлении Тулунский межрайонный прокурор указывает, что выступает в защиту интересов муниципального образования.

Вместе с тем, средства местного бюджета на основании п. 3 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Как указывалось выше, утверждение местного бюджета и отчета об его исполнении относится к исключительной компетенции Думы города (пп. 2 п. 1 ст. 22 Устава), а исполнение местного бюджета п. 2 ст. 36 Устава отнесено к компетенции администрации ****.

В силу п. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

При этом в судебное заседание Тулунским межрайонный прокурором не представлено доказательств, что какой-либо из органов местного самоуправления, как формирующий бюджет, так и его исполняющий признал выплату премии председателю и заместителю председателя Думы городского округа нарушением прав муниципального образования, напротив, Думой муниципального образования принятое Советом Думы решение не отменено, администрацией городского округа нарушений при выплате премии не установлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ст. 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, из иска не понятно, за защитой чьих прав и законных интересов обратился Тулунский межрайонный прокурор с исковым заявлением.

Доводы заместителя председателя Думы городского округа Абрамова Е.Е. о применении к спорным правоотношениям Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» суд находит несостоятельными, поскольку п. 3 ч. 3 ст. 1 указанного Закона предусмотрено, что положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования.

Тулунский межрайонный прокурор в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу в суд искового заявления.

Следовательно, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, в силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат возмещению за счёт средств бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Тулунского межрайонного прокурора в интересах муниципального образования «****» к Абрамова Е.Е. о взыскании суммы неосновательного обогащения отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Тулунский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.В. Татаринцева