НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тулунского городского суда (Иркутская область) от 17.06.2020 № 2А-867/20

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

17 июня 2020 года Тулунский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Рыжовой Н.А., при секретаре Васильцовой Н.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-867/2020 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 6 по Иркутской области к Царенкову Виктору Андреевичу о взыскании обязательных платежей и пени

у с т а н о в и л

Истец Межрайонная ИФНС России № 6 по Иркутской области обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к ответчику Царенкову В.А., указав в обоснование, что он состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 6 по Иркутской области в качестве налогоплательщика.

Статьей 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 23 НК РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Для физических лиц в Российской Федерации установлены следующие виды налогов обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации и территориях соответствующих муниципальных образований: местные (налог на имущество физических лиц, земельный налог), региональные (транспортный налог).

По сведениям, представленным регистрирующими органами, Царенков В.А. является собственником, признаваемого объектом налогообложения транспорта: УАЗ 31514, г/н ***, дата регистрации права собственности 11.03.2015; ВАЗ 21043 г/н ***, дата регистрации права собственности 16.01.2014.

Инспекцией не позднее 30 дней до наступления срока платежа было направлено налогоплательщику почтой налоговое уведомление о необходимости уплаты налога, о чем свидетельствует реестр исходящей заказанной почтовой корреспонденции, прилагаемый к налоговому уведомлению: налоговое уведомления: № 904492, срок уплаты до 01.10.2015,

№ 123129279, срок уплаты до 01.12.2016; № 7739468, срок уплаты до 01.12.2017; № 5588766, срок уплаты до 03.12.2018

По указанным срокам административный ответчик оплату не произвел.

В связи с наличием недоимки налогоплательщику в соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ направлено почтой требование: налоговые требования от 08.11.2015 № 68091, срок уплаты до 26.01.2016, от 13.02.2017 № 1891, срок уплаты до 10.04.2017, от 08.12.2017 № 33605 от 31.01.2018, от 05.02.2019 № 16022, срок уплаты до 02.04.2019.

В установленные в требованиях сроки налогоплательщиком добровольно обязанность по уплате имеющейся задолженности не исполнена.

Сумма недоимки по налогам на дату подготовки административного искового заявления, составляет 3314-42 рублей.

Мировым судьей вынесен судебный приказ от 30.09.2019 о взыскании с Царенкова В.А. задолженности.

По письменным возражениям налогоплательщика, судебный приказ определением от 28.10.2019 отменен.

Просит суд ввзыскать с Царенкова В.А. задолженность в пользу Межрайонной ИФНС России № 6 по Иркутской области в общей сумме 3314-42 рублей за период 2014-2017 года, в том числе: транспортный налог с физических лиц в общей сумме 3314-42 рублей, в том числе налог в сумме 3272 рублей, пени в сумме 42-42 рублей.

В судебное заседание представитель административного истца - Межрайонной ИФНС России № 6 по Иркутской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены судом надлежаще, согласно представленной информации, начальник Шлапакова Е.А. просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца, требования административного иска поддерживает полностью.

Ответчик Царенков В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен судом надлежаще, о чем в деле имеются сведения - отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80091148718014.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В силу п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Статьей 19 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В силу п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 Кодекса).

Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В силу п. 6 ст. 45 Кодекса неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Кодексом.

Взыскание налогов с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, осуществляется в порядке, установленном статьей 48 Кодекса.

В случае уплаты причитающихся сумм налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки уплаты налога за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога начисляется пеня в размере, равном одной трехсотой действующей в день просрочки ставки рефинансирования Банка России.

В силу ст. 48 ч. 1 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

К заявлению о взыскании может прилагаться ходатайство налогового органа (таможенного органа) о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения требования, часть 3.

Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица на основании вступившего в законную силу судебного акта производится в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, ч. 4.

В силу ст. 356 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов РФ, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

В силу ст. 358 ч. 1 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 359 ч. 1 НК РФ налоговая база определяется: 1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В силу ст. 360 ч. 1 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды.

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков-организаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. При этом срок уплаты налога не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 настоящего Кодекса.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Частью 3 настоящей статьи предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 настоящего Кодекса.

В силу ч. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, ч. 2.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, ч. 3.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах, ч. 4.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

В случае, если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Частью 1 ст. 75 НК РФ определено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, ч. 2.

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки, ч. 3.

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога, ч. 4.

Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме, ч. 5.

Таким образом, из содержания вышеуказанных норм следует, что исковое заявление о взыскании задолженности по налогам может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение трех лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

При этом в силу требований закона при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

По заявленным требованиям административного иска истцом срок на право обращения в суд с настоящим иском не пропущен.

В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Царенков В.А. является собственником ТС: УАЗ 31514, г/н ***, дата регистрации права собственности 11.03.2015; ВАЗ 21043 г/н ***, дата регистрации права собственности 16.01.2014, что также подтверждается сведениями, представленными МО МВД России «Тулунский» от 02.06.2020.

В связи с неуплатой Царенковым А.Е. налогов (пени), ему направлялись требования по уплате налогов (пени) от 08.11.2015 № 68091 срок уплаты до 26.01.2016; от 13.02.2017 № 1891 срок уплаты до 10.04.2017; от 08.12.2017 № 33605срок уплаты до 31.01.2018; от 05.02.2019 № 16022, срок уплаты до 02.04.2019, л.д. 8-17.

Сроки, установленные в требованиях, истекли, однако платежи от административного ответчика об уплате транспортного налога в бюджет не поступили. Доказательств уплаты задолженности в материалах дела не имеется, административным ответчиком суду не представлены, ст. 62 КАС РФ.

Согласно представленному в обоснование иска расчету МИФНС России № 6 по Иркутской области у Царенкова В.А. имеется задолженность по пени за период 2014-2017 года: в размере 42-42 рублей по транспортному налогу, л.д. 25-28.

Определением об отмене судебного приказа от 28.10.2019 мировым судьей судебного участка № 90 г.Тулуна и Тулунского района Иркутской области, и.о. мирового судьи судебного участка № 88 г.Тулуна и Тулунского района Иркутской области судебный приказ по делу № 2а-2233/2019 от 30.09.2019 о взыскании с Царенкова В.А. в пользу МИФНС № 6 по Иркутской области недоимки по транспортному налогу с физических лиц, пени и государственной пошлины, отменен, л.д. 7.

Срок исполнения требований определен до 26.01.2016, до 10.04.2017, до 31.01.2018, до 02.04.2019, следовательно, срок для подачи искового заявления о взыскании задолженности по налогам с Царенкова В.А., как указано выше, не истек, предусмотренные налоговым законодательством сроки привлечения ответчика к уплате налога истцом соблюдены.

Согласно извещению об отсутствии записи акта гражданского состояния дата выдачи 28.05.2020 запись акта о смерти Царенкова В.А. отсутствует.

Царенков В.А. получателем пенсии и иных социальных выплат по линии органов ПФР по Иркутской области по сообщению ГУ-Центр по выплате пенсии и обработке информации ПФР в Иркутской области от 01.06.2020 не значится.

Таким образом, поскольку административным ответчиком обязанность по уплате налога и пени не исполнена, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного иска, доказательств обратного материалы дела не содержат, надлежаще извещенным о времени и месте судебного разбирательства ответчиком суду не представлены.

Решая вопрос об удовлетворении требований административного иска, суд исходит из тех обстоятельств, что ответчик Царенков В.А. о времени и месте рассмотрения дела уведомлен судом посредством направления извещения судебной корреспонденцией, в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, доказательств, подтверждающих уважительность причины неявки в судебное заседание суду не представил, при этом письменных возражений по существу заявленных требований иска суду не представил, в том числе, не представил возражений относительно размера образовавшейся задолженности по налогам и пени, указанных в административном исковом заявлении, из чего следует, что правовых оснований для отказа в удовлетворении требований иска у суда не имеется.

Поскольку ответчиком Царенковым В.А. суду не были представлены письменные доказательства, подтверждающие, установленные законом основания для освобождения ответчика от уплаты налогов полностью или в части, а также освобождения от уплаты государственной пошлины, суд приходит к выводу, что требования иска должны быть удовлетворены полностью.

В силу ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

На основании изложенного с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 286, 92, 62, 114, 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л

Взыскать с Царенкова Виктора Андреевича, ...... место рождения: ****, место регистрации: ****, в пользу Межрайонной ИФНС России № 6 по **** задолженность по транспортному налогу с физических лиц за период 2014-2017 года в размере 3314-42 рублей, включая сумму налога в размере 3272 рублей и пени в размере 42-42 рублей.

Взыскать с Царенкова Виктора Андреевича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Тулунский городской суд Иркутской области.

Судья Н.А. Рыжова