РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тулун 17 июня 2016 года
Тулунский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи – Татаринцевой Е.В.,
при секретаре – Кузнецовой Л.М.,
с участием:
прокурора – заместителя Тулунского межрайонного прокурора Бузиковой Т.В.,
представителя административного истца – Желтко А. В., действующего на основании доверенности от ......***,
представителя административного ответчика – ФИО2, действующей на основании доверенности от ......***,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1600/2016 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Западный филиал» к Муниципальному учреждению «Администрация городского округа муниципального образования – «город Тулун» о признании недействительным постановления Администрации городского округа муниципального образования – «город Тулун» от ......,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Западный филиал» (далее – ООО «Западный филиал») обратилось в суд с исковым заявлением к Муниципальном учреждению «Администрация города Тулуна» (далее – МУ «Администрация города Тулуна») о признании недействительным постановления Администрации городского округа муниципального образования – «город Тулун» от .......
В обоснование доводов заявления ООО «Западный филиал» указало, что постановлением МУ «администрация города Тулуна» от ......*** «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду и водоотведение, предоставляемые потребителям ООО «Западный филиал» на территории муниципального образования – «город Тулун» с ...... установлены тарифы на питьевую воду и водоотведение в соответствии с приложением ***, тариф на питьевую воду для прочих потребителей без учёта НДС установлен – 33,39 руб./м?, водоотведение для прочих потребителей – 25,34 руб./м?, для населения – 21,80 руб./м?. Данные тарифы проиндексированы до ...... согласно Приложению *** к постановлению ***.
Считает, что при установлении тарифов нарушены процедура и порядок их формирования, регламентированные постановлением Правительства Российской Федерации от ......*** «О государственном регулировании в сфере водоснабжения и водоотведения», а также Регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным приказом ФСТ от ......***
Кроме того, при формировании тарифов из состава затрат необоснованно были исключены единицы основного и цехового персонала и сокращен фонд оплаты труда, неправильно скорректирован объем электроэнергии, затраты на общехозяйственные нужды, капитальный и текущий ремонты, аренду оборудования, расходы на ГСМ и (или) расходы на аренду спецтехники, охрану труда, а также расходы на содержание лаборатории, услуги связи и охраны.
Просило: признать постановление административного ответчика - администрации городского округа муниципального образования – «город Тулун» от ......*** «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду и водоотведение, предоставляемые потребителям ООО «Западный филиал» на территории муниципального образования – «город Тулун» недействительным; обязать административного ответчика – МУ «администрация города Тулуна» устранить нарушения прав и законных интересов ООО «Западный филиал» в сфере установления тарифов на водоснабжение и водоотведение, принять обоснованные материалы, представленные ООО «Западный филиал», в полном объеме и установить тарифы в размере: на водоснабжение – 61,11 рублей за м? без НДС; на водоотведение – 49,88 рублей за м? без НДС.
В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил предмет административного иска и просил: признать постановление административного ответчика – администрации городского округа муниципальное образование – «город Тулун» от ......*** «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение, предоставляемые потребителям ООО «Западный филиал» на территории муниципального образования – «город Тулун» недействительным; обязать административного ответчика – администрацию городского округа муниципального образования город Тулун устранить нарушения прав и законных интересов ООО «Западный филиал» в сфере установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение и принять экономически обоснованные ООО «Западный филиал» тарифы.
Определением Тулунского городского суда Иркутской области от ...... была произведена замена ненадлежащего ответчика - Муниципального учреждения «Администрация города Тулуна» на надлежащего - Муниципальное учреждение «Администрация городского округа муниципального образования – «город Тулун».
В представленном в суд ...... заявлении административный истец указал, что в связи с полученной в ходе судебного разбирательства информацией и копий документов от административного ответчика и, руководствуясь положениями ст. 65 Кодекса административного судопроизводства, ООО «Западный филиал», просит суд не рассматривать следующие доводы, изложенные в административном исковом заявлении: п. 4 заявления – «Общехозяйственные расходы», п. 6 заявления «Капитальный ремонт», пп. 1 п. 9 заявления «Иные расходы», в части содержания лаборатории, услуги связи и услуги охраны. Все остальные, изложенные в административном исковом заявлении доводы, обосновывающие нарушение со стороны административного ответчика прав и законных интересов административного истца, а так же требования с учетом уточнения поддерживают в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного истца Желтко А.В. исковые требования также поддержал. Суду пояснил, что п. 74 главы 9 постановления Правительства Российской Федерации от ......*** «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» определено, что при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчётную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации. В соответствии с п. 88 Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года № 1746-э, величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с главой 6.1.
В нарушение приказа Госстроя от 22 марта 1999 года № 66 «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда водопроводно-канализационного хозяйства» административным ответчиком рассчитана нормативная численность исходя из сумм производительности насосных станций водопровода в целом, что является неправомерным в связи с тем, что насосные станции находятся на отделанном расстоянии друг от друга, основной производственный персонал имеет смешанный характер работ. Расчёт нормативной численности производится по критериям, предусмотренным п. 2 примечаний части п. 2.2 подпункта 2.2.1 указанного приказа Госстроя.
Кроме того, при формировании затрат на обслуживание сетей административным ответчиком принята протяженность сетей согласно неутонченным данным.
В связи с необоснованно сокращенной численностью основного производственного и цехового персонала административным ответчиком сокращен фонд оплаты труда, а также сокращены расходы на охрану труда, которая включает в себя спецпитание, приобретение спецодежды и спецобуви, проведение медосмотра, оценку условий труда.
В нарушение п. 48 главы 6 постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 регулирующим органом не полностью учтены расходы регулируемой организации на приобретаемую электрическую энергию (мощность). Объём электрической энергии скорректирован административным ответчиком с нарушением ст. 20 приказа ФСТ России от ......***. Стоимость электроэнергии определена регулирующим органом в размере 2,01 руб./кВт.ч, исходя из средневзвешенных фактических цен на электроэнергию за 2014 год по уровню напряжения СН-2. В приложенях 1, 2 протокола заседания тарифной комиссии от ...... по статье «Электроэнергия» регулирующим органом принят тариф по уровню СН-2, а в судебном заседании регулирующим органом представлен расчёт средневзвешенного тарифа по уровню напряжения НН. При установлении долгосрочных тарифов опять принят средневзвешенный тариф по уровню СН-2.
По статье текущий ремонт административным ответчиком была проведена выборочная проверка цен, хотя при составлении сметных расчётов предприятием была использована программа Гранд-Смета. Сметные расчёты и акты обследования проверены и согласованы ведущим специалистом отдела по контролю за ремонтом и строительством Комитета ЖКХ администрации городского округа в размере счетов, представленных ООО «Западный филиал». Считают исключение расходов по данной статье неправомерным.
По статье аренда оборудования административным ответчиком не приняты расходы на аренду имущества, в связи с чем средства на оплату, начисляемую КМИиЗО администрации городского округа за арендуемое имущество отсутствуют, так как дополнительного источника финансирования в ООО «Западный филиал» нет.
В связи с отсутствием в ООО «Западный филиал» достаточного количества специализированного автотранспорта общество заключило договор с ООО «Транспортное управление» с ......*** на аренду дополнительных единиц техники и обслуживание автотранспорта (представление экипажа, слесарей), переданного ООО «Западный филиал» в субаренду.
Административным ответчиком в нарушение ст. 18 п. 7 приказа ФСТ России от ......***-э исключены накладные расходы, так как при расчёте общехозяйственных расходов ООО «Западный филиал» не включены накладные расходы ООО «Транспортное управление».
Представитель административного ответчика ФИО2 исковые требования не признала. Суду пояснила, что постановление администрации городского округа от ......*** принято в соответствии с действующим законодательством.
Расчёт нормативной численности по участку «Водоснабжение» экспертом произведен в приложении *** к экспертному заключению по результатам проверки материалов ООО «Западный филиал» для установления тарифа на холодную воду, протяженность сетей согласно приложению *** к указанном экспертному заключению. Расчёт нормативной численности указан в приложении *** к данному экспертному заключению. Затраты на оплату труда приняты исходя из заработной платы, принятом ООО «Западный филиал» и скорректированной с учётом нормативной численности.
По статье «Электроэнергия» расходы отражены в приложении *** к экспертному заключению по результатам проверки материалов ООО «Западный филиал» для установления тарифа на холодную воду и водоотведение. Цена электроэнергии учтена экспертом по уровню напряжения СН-2, стоимость электроэнергии определена исходя из расчёта средневзвешенных фактических цен на электроэнергию за 2014 год с учётом индексов роста на электроэнергию на розничном рынке для потребителей (исключая население) за 2015 год в размере 107,8% согласно Прогнозу.
Расчёт общехозяйственных расходов указан в приложении *** к к экспертному заключению по результатам проверки материалов ООО «Западный филиал».
Расходы по текущему ремонту и техническому обслуживанию указаны в приложении *** к указанному экспертному заключению, расходы на ГСМ и аренду спецтехники – в приложениях *** и ***, на охрану труда – в приложении ***.
Выслушав представителей сторон, заключение прокурора Бузиковой Т.В., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
ООО «Западный филиал зарегистрировано в качестве юридического лица ......, что подтверждается свидетельством о регистрации юридического лица серии ******, а также выпиской из Единого государственного реестра юридического лица от ...... № ***.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» являются установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.
Данные полномочия на основании ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» относятся к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные пунктами 1 – 3, 5, 8, и 9 части 1 настоящей статьи, могут передаваться органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 17 ст. 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» орган регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения – уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации орган местного самоуправления, осуществляющий регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Законом Иркутской области от 6 ноября 2012 года № 114-оз «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения» определен Перечень муниципальных образований Иркутской области, органы местного самоуправления которых наделяются отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения (Приложение ***), в число который входит Муниципальное образование – «город Тулун» (п. ***).
Указанным Законом Иркутской области органы местного самоуправления наделены государственным полномочиями, в том числе по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, выбора методов регулирования тарифов организации, осуществляющей горячее, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (п. п. 1, 4 ч. 1 ст. 2).
С целью реализации указанных полномочий органы местного самоуправления в силу п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона Иркутской области от 6 ноября 2012 года № 114-оз вправе принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий на основании и во исполнение положений, установленных законодательством.
На них также возложена обязанность осуществлять государственные полномочия в соответствии с действующим законодательством, осуществлять рассмотрение дел об установлении тарифов в порядке и сроки, установленные законодательством (п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 3 Закона Иркутской области от 6 ноября 2012 года № 114-оз).
К полномочиям органов местного самоуправления пп. 4.2 п. 1 ст. 7 Устава муниципального образования – «город Тулун» (далее – Устав) относятся полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Как указано в п. 3 ст. 8 Устава полномочия по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Тулуна, возлагаются на мэра города и местную администрацию муниципального образования – «город Тулун» - администрацию городского округа, если иное не установлено соответствующим законом.
Пунктом 13 ч. 5 ст. 33 Устава к полномочиям администрации города отнесено осуществление государственных полномочий, переданных администрации города органами государственной власти в соответствии с федеральными законами и законами Иркутской области.
Согласно ст. 39 Устава постановления администрации города, изданные в установленном порядке, в том числе по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, устанавливающие либо изменяющие правовые нормы (общеобязательные правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение, являются нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 3.4 Положения об администрации городского округа муниципального образования – «горд Тулун» администрация города осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органами государственной власти в соответствии с федеральными законами и законами Иркутской области.
Таким образом, МУ «Администрация города Тулуна» является исполнительным органом местного самоуправления, наделенным отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу ст. 31 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» в сфере холодного водоснабжения регулированию подлежит тариф на питьевую воду (п. 1 ч. 2), в сфере водоотведения – тариф на водоотведение (п. 1 ч. 8).
Статьей 42 Устава определено, что мэр города в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами области, настоящим Уставом и решениями Думы города, издает постановления мэра города, постановления администрации города по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Иркутской области, а также распоряжения администрации города по вопросам работы администрации города.
Постановлением Администрации городского округа от ......*** «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду и водоотведение, предоставляемые потребителям ООО «Западный филиал» на территории муниципального образования – «город Тулун»» установлены долгосрочные тарифы:
на питьевую воду:
- для прочих потребителей (без учёта НДС):
с ...... по ...... – 33,39 руб./м?;
с ...... по ...... – 36,08 руб./м?;
с ...... по ...... – 36,08 руб./м?;
с ...... по ...... – 38,12 руб./м?;
с ...... по ...... – 38,12 руб./м?;
с ...... по ...... – 40,19 руб./м?;
- для населения (с учетом НДС):
с ...... по ...... – 33,36 руб./м?;
с ...... по ...... – 34,66 руб./м?;
с ...... по ...... – 34,66 руб./м?;
с ...... по ...... – 36,43 руб./м?;
с ...... по ...... – 36,43 руб./м?;
с ...... по ...... – 38,14 руб./м?;
на водоотведение:
с ...... по ...... – 25,34 руб./м?;
с ...... по ...... – 27,31 руб./м?;
с ...... по ...... – 27,31 руб./м?;
с ...... по ...... – 28,75 руб./м?;
с ...... по ...... – 28,75 руб./м?;
с ...... по ...... – 30,20 руб./м?;
- для населения (с учетом НДС):
с ...... по ...... – 21,80 руб./м?;
с ...... по ...... – 22,65 руб./м?;
с ...... по ...... – 22,65 руб./м?;
с ...... по ...... – 23,80 руб./м?;
с ...... по ...... – 23,80 руб./м?;
с ...... по ...... – 24,92 руб./м?;
Данное постановление является нормативно-правовым актом, изданным уполномоченным органом, в полном объеме (вместе с приложениями) официально опубликовано в соответствии со ст. 46 Устава муниципального образования – «город Тулун», решением Думы городского округа муниципального образования – «город Тулун» от ......***, постановлением мэра городского округа муниципального образования «город Тулун» от ......*** в газете «Тулунский вестник» № 57 (573) от 17 ноября 2015 года и размещено на официальном интернет-портале правовой информации Муниципального образования – «город Тулун» www.tulunadm.ru.
Во исполнение п. 6 ч. 1 ст. 4, ч. 2 ст. 32, ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» Правительством Российской Федерации принято постановление от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Правила регулирования тарифов).
Согласно п. 8 Правил регулирования тарифов тарифы устанавливаются органами регулирования тарифов до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего началу очередного периода регулирования, в соответствии с регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным Федеральной антимонопольной службой.
Регламент установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения утвержден приказом Федеральной службы по тарифам от ......*** (далее – Регламент).
В п. 2 Регламента указано, что установление тарифов производится путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов.
Аналогичная норма предусмотрена п. 12 Правил регулирования тарифов.
Как указано в абз. 2 п. 4 Регламента, в случае пропуска сроков подачи документов, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов в соответствии с абзацем 1 пунктом 4 настоящего Регламента.
Абзацем 1 п. 1 Регламента в установлено, что в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных пунктом 17 Правил регулирования, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает тарифы без открытия дела) в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.
Аналогичная норма предусмотрена п. 15 Правил регулирования тарифов.
Материалы дела свидетельствуют о том, что ООО «Западный филиал» заявление об установлении тарифов на 2016 год и долгосрочный период регулирования не представлено, в связи с чем дело об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду и водоотведение было открыто распоряжением администрации городского округа муниципального образования – «город Тулун» от ......***.
В соответствии с п. 20 Правил регулирования тарифов решение органа регулирования тарифов об открытии дела об установлении тарифов или уведомление о необходимости представления указанных в пункте 17 настоящих Правил материалов в полном объеме (в случае их отсутствия полностью или частично) направляется органом регулирования тарифов заказным почтовым отправлением в течение 10 рабочих дней со дня подачи регулируемой организацией заявления об установлении тарифов.
Частью 1 ст. 32 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» определено, что расчёт тарифов в сфере водоснабжения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из следующих методов:
методом экономически обоснованных расходов (затрат);
методом индексации;
методом доходности инвестированного капитала;
методом сравнения аналогов.
До ...... осуществляется поэтапный переход к государственному регулированию тарифов, в том числе на питьевую воду и водоотведение на основе долгосрочных параметров регулирования (ч. 10.1 ст. 32 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применение метода доходности инвестированного капитала и метода индексации установленных тарифов осуществляется на основе установленных на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных тарифов не менее чем три года либо на срок до окончания действия договора аренды, концессионного соглашения или соглашения об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, если такой срок составляет менее чем пять лет) долгосрочных параметров регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 11 ст. 32 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).
Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов на основании критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и с учетом предложений организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (ч. 3 ст. 32 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).
Пунктом 24 Правил регулирования тарифов также предусмотрено, что выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов в соответствии с Основами ценообразования и с учетом предложения регулируемой организации.
В п. 2 распоряжения администрации городского округа муниципального образования – «город Тулун» указано о применении при осуществлении государственного регулирования тарифов метода индексации.
Согласно п. 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
Величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 – 65 настоящего документа (п. 75 Основ ценообразования).
Как указано в п. 58 Основ ценообразования, текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение электрической энергии и топлива.
Величина операционных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями (п. 59 Основ ценообразования).
В силу п. 44 Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, являющихся приложением к приказу Федеральной службы по тарифам от ......*** (далее – Методические указания), операционные расходы включают в себя:
1) производственные расходы, определенные в соответствии с пунктами 16 - 18 настоящих Методических указаний, за исключением расходов на электрическую энергию (мощность, тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов);
2) ремонтные расходы, определенные в соответствии с пунктами 23 - 24 настоящих Методических указаний;
3) административные расходы, определенные в соответствии с пунктом 25 настоящих Методических указаний;
4) сбытовые расходы.
Пунктом 45 Методических указаний предусмотрено, что операционные расходы на первый год долгосрочного периода регулирования (далее - базовый уровень операционных расходов) рассчитываются с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктами 17 - 26 настоящих Методических указаний (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность, тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов)). Операционные расходы на второй и последующие годы долгосрочного периода регулирования рассчитываются по указанной в данном пункте формуле.
Согласно п. 25 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.
Указанное экспертное заключение, а также заключения, представленные регулируемыми организациями, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями по их инициативе (в случае их наличия), приобщаются к делу об установлении тарифов.
Из распоряжения администрации городского округа муниципального образования – «город Тулун» от ......*** «Об открытии дела об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду и водоотведение» усматривается, что и.о. начальника отдела экономического развития Комитета по экономике и финансам администрации городского округа ФИО5 была назначена ответственной за составление экспертного заключения.
В экспертных заключениях об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду, водоотведение, реализуемых ООО «Западный филиал» на территории МО – «г. Тулун» на ...... году, подготовленных и.о. начальника отдела экономического развития Комитета по экономике и финансам администрации городского округа ФИО5, указано, что тариф на питьевую воду, водоотведение предоставляемую предприятием, установлен постановлением администрации городского округа от ......*** «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение, предоставляемых потребителям ООО «Западный филиал» на территории муниципального образования – «город Тулун», экономически обоснованным методом. Долгосрочные тарифы методом индексации экономически обоснованного тарифа. Расчёт долгосрочных тарифов представлен в приложении ***.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО5 пояснила, что при расчёте тарифов она взяла экономически обоснованные тарифы на ...... год, указанные в экспертном заключении на данный период, и умножила их на индекс потребительских цен на расчётный период регулирования в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденным Минэкономразвития 28 мая 2015 года. Операционные расходы на первый год долгосрочного периода регулирования методом экономически обоснованных расходов (затрат) она не рассчитывала.
Из расчёта необходимой валовой выручки для формирования тарифов по водоснабжению и водоотведению для ООО «Западный филиал» на ...... год на территории муниципального образования – «город Тулун» методом долгосрочной индексации следует, что операционные расходы определены как произведение расходов, утвержденных постановлением администрации городского округа на ...... год, на индекс роста, 107%, согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденному Минэкономразвития от 28 мая 2015 года (п. *** Расчёта).
Вместе с тем, постановлением администрации городского округа муниципального образования – «город Тулун» от ......*** «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение, предоставляемые потребителям ООО «Западный филиал» на территории муниципального образования – «город Тулун» операционные расходы не определялись, их расчёт указан в экспертных заключениях по результатам проверки материалов ООО «Западный филиал» для установления тарифа на холодную воду и водоотведение.
При этом ни постановлением Правительства Российской Федерации от ......***, ни Методическими рекомендациями не предусмотрено, что при составлении экспертного заключения за основу берётся экспертное заключение, составленное в предыдущем периоде регулирования.
Напротив, п. 15 Правил регулирования тарифов предусмотрено, что в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает тарифы без открытия дела) в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.
В случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования. Срок представления таких сведений определяется органом регулирования тарифов, но не может быть менее 7 рабочих дней со дня поступления запроса в регулируемую организацию. Необходимость запроса дополнительных сведений не является основанием для принятия органом регулирования тарифов решения об отказе в открытии дела об установлении тарифов (п. 20 Правил регулирования тарифов).
В судебном заседании свидетель ФИО5 пояснила, что дополнительные документы у ООО «Западный филиал» при подготовке экспертного заключения не запрашивались.
Согласно п. 60 Основ ценообразования операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.
Базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 42, 48 - 52 настоящего документа (п. 61 Основ ценообразоп3вания).
Как указано в пп. «а» п. 79 Основ ценообразования, к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования при установлении методом индексации, относится, в том числе базовый уровень операционных расходов.
Представленное экспертное заключение не содержит определенного в соответствии с пунктами 21-23, 39-42, 48-52 Основ ценообразования базового уровня операционных расходов, которые должны были быть проиндексированы на последующие годы правового регулирования (2017-2018) как указано в п. 60 Основ ценообразования.
Таким образом, орган регулирования тарифов – МУ «Администрация города Тулуна» должен был на первый год долгосрочного периода регулирования тарифов (2016-2018 годы) определить базовый уровень операционных расходов на питьевую воду и водоотведение с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) на основании имеющихся документов, результатов проверки хозяйственной деятельности организации, а также, с учётом имеющегося спора по обоснованности установленных на 2015 год тарифов, запросить у ООО «Западный филиал» необходимые для экономически обоснованных тарифов документы.
Из материалов дела следует, что письмом от ......*** МУ «Администрация города Тулуна» сообщала генеральному директору ООО «Западный филиал» ФИО6 об открытии с ...... дела об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду и водоотведение на ...... годы на территории **** муниципального образования и о применении метода индексации при осуществлении регулирования указанных тарифов.
Об открытии дела об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду и водоотведение на ...... году на территории г. Тулуна и Тулунского района обществу сообщено не было.
Более того, данное уведомление, как указано на штампе, было получено ООО «Западный филиал» ...... вх. ***, а долгосрочные тарифы на питьевую воду и водоотведение для организации были утверждены постановлением органа местного самоуправления ......, что свидетельствует о том, что организация даже не имела возможности представить какие-либо документы для их учёта органом регулирования тарифов.
Из административного иска также следует, что ООО «Западный филиал» оспаривается расчёт нормативной численности затрат на оплату труда, отчислений на охрану труда, входящих в состав производственных расходов (пп. «г» п. 39 Основ ценообразования), размер расходов на текущий ремонт, входящих в состав ремонтных расходов (пп. «а» п. 40 Основ ценообразования) исходя из экспертного заключения по результатам проверки материалов ООО «Западный филиал» для установления тарифа на холодную воду и водоотведение на ...... году.
Указанное экспертное заключение явилось основанием для установления органом регулирования тарифов – администрацией городского округа муниципального образования – «город Тулун» тарифов на холодную воду и водоотведение в постановлении от ......*** «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение, предоставляемые потребителям ООО «Западный филиал» на территории муниципального образования – «город Тулун».
Однако данное постановление с ...... было признано утратившим силу постановлением администрации городского округа муниципального образования – «город Тулун» от ......*** и его применение не оспаривается административным истцом.
Как указывалось выше, при определении базового уровня операционных расходов входящие в него расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды, расходы на текущий ремонт были определены ни методом экономически обоснованным расходов, а путем умножения ранее рассчитанных в заключении эксперта на 2015 год основных показателей на индекс потребительских цен, в связи с чем доводы о неправильном применении приказа Госстроя Российской Федерации от ......*** «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда водопроводно-канализационного хозяйства», необоснованном исключении расходов на текущий ремонт в связи с отсутствием их расчёта в экспертном заключении об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду, реализованную ООО «Западный филиал» на территории МО – «г. Тулун» на ...... годы, не могут быть проверены судом на предмет оспаривания указанным нормативно-правовым актам.
Текущие расходы (п. п. 58, 76 Основ ценообразования) помимо операционных расходов включают в себя расходы на приобретение электрической энергии и топлива, которые, как указано в п. 76 Основ ценообразования, определяются в соответствии с п. 64 данных Основ.
Согласно п. 64 Основ ценообразования расходы на приобретение электрической энергии (мощности) включаются в необходимую валовую выручку в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию (мощность) в расчете на объем поданной воды (принятых сточных вод) и объем используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
Плановые (расчетные) цены на электрическую энергию (мощность) определяются на основе информации, предусмотренной пунктом 22 настоящего документа.
Пунктом 22 Основ ценообразования закреплено, что при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации (в приоритетном порядке):
а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;
б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период:
прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);
темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива;
темпы роста цен на электрическую энергию;
темпы роста заработной платы;
г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;
д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах;
е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.
В судебном заседании свидетель ФИО5 пояснила, что в экономическом заключении на ...... год был указан уровень напряжения СН-2, поэтому на сайте ООО «Иркутскэнергосбыт» она взяла показатели мощности СН-2 за 12 месяцев ...... года, сложила их, сумму поделила на 12, умножила на ......% (НДС) и разделила на 100 (так как цена указана в копейках). Потом полученное значение поделила на показатель, указанный в экспертном заключении за ...... год, и получила процент роста.
Составленный ФИО5 расчёт необходимой валовой выручки для формирования тарифов по водоснабжению для ООО «Западный филиал» на ...... год на территории муниципального образования – «город Тулун» методом долгосрочной индексации не содержит указание, исходя из какого показателя, определен потребляемый обществом объём электрической энергии, и соответственно определена цена уровня напряжения.
Представленная в суд информация ООО «Иркутскэнергосбыт» о фактических объемах потребления электрической энергии по объектам ОАО «Облжилкомхоз» за ...... годы (организацией, которая ранее использовала переданное в субаренду ООО «Западный филиал» оборудование и сети) также не содержит сведения об уровнях напряжения электрической энергии, которая потреблялась другой организацией в сопоставимых условиях в указанных в информации объемах.
Более того, допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО7 пояснила, что при определении уровня напряжения электрической энергии в ...... году она указала уровень напряжения СН-2, а расчёт производила из уровня НН.
Таким образом, при определении расходов на приобретение электрической энергии в нарушение п. 22 Основ ценообразования не были использованы экономически обоснованные объемы потребления электрической энергии и цены на неё, а неправомерно за основу взято заключение эксперта за ...... год и необоснованная стоимость тарифа на электроэнергию СН-2.
Величина текущих расходов помимо операционных расходов и расходов на приобретение электрической энергии и топлива включает в себя неподконтрольные расходы (п.п. 58, 76 Основ ценообразования).
Неподконтрольные расходы рассчитываются в соответствии с п. 65 Основ ценообразования и включают в себя, в том числе расходы на арендную плату, размер которой оспаривается административным истцом.
В пп. «в» п. 65 Основ ценообразования указано, что размер расходов на арендную плату определяется в соответствии с п. 44 настоящего документа.
Как указано в п. 44 Основ ценообразования расходы, на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный уровень размера арендной платы или лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата (лизинговый платеж) являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.
В силу п. 79(1) Основ ценообразования долгосрочные параметры регулирования тарифов, за исключением параметров нормативного уровня прибыли, определяются в соответствии с разделом VIII настоящего документа.
Положениями п. 66 раздела VIII Основ ценообразования установлено, что расходы на арендную плату, концессионную плату и лизинговые платежи относятся к неподконтрольным расходам, если договор аренды (лизинга, концессии) заключен в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в такие системы. В остальных случаях расходы на арендную плату, концессионную плату и лизинговые платежи включаются в состав операционных расходов.
Согласно п. 23 Основ ценообразования при определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю.
В судебном заседании свидетель ФИО5 показала, что расходы на арендную плату ей не были учтены, так как они не были учтены в предыдущем периоде регулирования.
В расчёте необходимой валовой выручки для формирования тарифов на водоснабжение для ООО «Западный филиал» на ...... год на территории муниципального образования – «город Тулун» методом долгосрочной индексации указано, что расчёт и обоснование арендной платы в соответствии с п. 44 Основ ценообразования не представлены (не представлена информация об амортизационных отчислениях, производимых собственником имущества). Расходы исключены в полном объеме.
В соответствии с пунктом 94 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 года N 157н, на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется, если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, изданного с учетом требований данной Инструкции и законодательства Российской Федерации (правовой акт по бюджетному учету казны).
Расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества государственной (муниципальной) казны осуществляется учреждением (правообладателем) при принятии к учету объекта по основанию закрепления за ним права оперативного управления, если иное не установлено правовым актом по бюджетному учету казны.
Согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 данного Кодекса.
В соответствии с Единым планом счетов бухгалтерского учета недвижимое и движимое имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, является нефинансовыми активами и к объектам основных средств в целях бюджетного учета не относится.
Из представленных административным ответчиком справки МУ «Администрация города Тулуна» от ......*** и информации от ......*** усматривается, что на имущество, переданное в аренду ООО «Западный филиал», амортизация не начисляется, так как данное имущество учитывается на счёте *** «Нефинансовые активы имущества казны», а согласно п. 94 Инструкции 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учёта органа местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственной академии наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав муниципальной казны амортизация не начисляется.
Передача органом местного самоуправления имущества ООО «Областное жилищно-коммунальное хозяйство» на основании договоров аренды от ......*** не оспаривалась участниками процесса, а дальнейшая передача имущества в субаренду ООО «Западный филиал» подтверждается договорами субаренды от ......*** и дополнениями к нему.
С учетом изложенного, доводы административного истца об учёте затрат на арендную плату в составе неподконтрольных расходов являются несостоятельными.
Доводы ООО «Западный филиал» о том, что при установлении тарифа административным ответчиком не был учтён заключенный с ООО «Транспортное управление» договор аренды дополнительных единиц техники и обслуживания автотранспорта от ......*** отвергаются судом, поскольку ООО «Западный филиал» не представлено в суд доказательств того, что данный договор был представлен органу регулирования тарифов.
Несостоятельными являются и доводы административного истца о том, что тарифы на холодную воду и водоотведение не должны были устанавливаться на ...... год, так как срок ранее утвержденных постановлением администрации городского округа муниципального образования – «город Тулун» от ......*** тарифов на холодную воду и водоотведение не менее одного года не истек.
Частью 10 ст. 32 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что период действия тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, установленных с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов, составляет не менее одного года, если иное не предусмотрено федеральными законами или Правительством Российской Федерации.
Аналогичная норма установлена п. 32 Основ ценообразования.
Вместе с тем, п. 9 Правил регулирования тарифов определено, что тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года. Основания, на которые не распространяется действие данного пункта, изложены в подпунктах к данному пункту и ни одно из них не подлежит применению к рассматриваемому случаю.
В соответствии с п. 26 Правил регулирования тарифов экспертное заключение органа регулирования тарифов содержит:
а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг;
б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;
в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;
г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;
д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.
Представленное экспертное заключение об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду и водоотведение, регулируемые ООО «Западный филиал» на территории МО – «г. Тулун» на ...... годы не соответствует указанному пункту Правил регулирования тарифов.
Согласно п. 29 Правил регулирования тарифов в протоколе заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов указываются также основные показатели расчета тарифов регулируемой организации на период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования), в том числе:
а) величина необходимой валовой выручки регулируемой организации, принятая при расчете установленных тарифов, и основные статьи (группы) расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с классификацией расходов, определенной Основами ценообразования;
б) объем отпуска воды и принятых сточных вод, на основании которых были рассчитаны установленные тарифы;
в) индекс потребительских цен, индексы роста цен на каждый энергетический ресурс и воду, потребляемые регулируемой организацией при осуществлении регулируемой деятельности в очередном периоде регулирования;
г) долгосрочные параметры регулирования - в случаях, когда установление тарифов осуществляется с применением метода доходности инвестированного капитала или метода индексации;
д) нормативы технологических затрат электрической энергии и (или) химических реагентов;
е) стоимость, сроки начала строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию объектов централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных утвержденной инвестиционной программой регулируемой организации, источники финансирования инвестиционной программы;
ж) виды и величина расходов, не учтенных (исключенных) при установлении тарифов, с указанием оснований принятия такого решения;
з) перечень и величина параметров, учтенных при корректировке необходимой валовой выручки регулируемых организаций - в случаях, когда установление тарифов осуществляется с применением метода доходности инвестированного капитала или метода индексации;
и) мероприятия, принятые в расчет при определении размера платы за подключение (технологическое присоединение), в том числе установленной в индивидуальном порядке, с указанием стоимости этих мероприятий;
к) фактические и плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, принятые в расчет при установлении тарифов (по годам на период действия тарифов).
Из материалов дела следует, что постановлением администрации муниципального образования – «город Тулун» от ......*** было утверждено Положение о тарифной комиссии при администрации городского округа муниципального образования – «город Тулун».
Как указано в п. *** Положения, тарифная комиссия – это совещательный коллегиальный орган, образуемый при администрации городского округа муниципального образования – «город Тулун», вырабатывающий и вносящий предложения мэру городского округа по вопросам регулирования и установления тарифов (цен), надбавок на товары и услуги, тарифы (цены), надбавки на которые подлежат регулированию органами местного самоуправления города Тулуна в соответствии с действующим законодательством.
Одновременно п. *** Положения о тарифной комиссии при администрации городского округа муниципального образования – «город Тулун» предусмотрено, что основными задачами комиссии является принятие решений и выработка предложений по вопросам регулирования и установления тарифов (цен), надбавок.
Основными функциями тарифной комиссии по результатам обсуждения материалов об установлении и регулировании тарифов (цен), надбавок является принятие решений и выработка предложений по их установлению – мэру городского округа (п. *** Положения).
Согласно п. *** Положения по обсуждаемым вопросам тарифной комиссией принимается решение.
В нарушение указанных норм, тарифной комиссией на заседании, состоявшемся ......, итоговый документ в форме решения принят не был, а в протоколе заседания тарифной комиссии не отражены основные показатели расчёта тарифов регулируемой организации на период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования), предусмотренные п. 29 Правил регулирования тарифов.
Не определены указанные показатели и актом органа регулирования тарифов – администрацией городского округа муниципального образования – «город Тулун».
С учётом того, что при установлении для ООО «Западный филиал» тарифов на водоснабжение и водоотведение на долгосрочный период регулирования был нарушен один из основных принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения (п. 5 ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении») оспариваемые тарифы не могут быть признаны экономически обоснованными, а, следовательно, исковые требования ООО «Западный филиал» подлежат удовлетворению.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснено, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.
Из материалов дела следует, что оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда длительное время применялся, и на его основании реализовывались права граждан и организаций, в связи с чем он подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования административного иска об обязании административного ответчика – администрации городского округа муниципального образования город Тулун устранить нарушения прав и законных интересов ООО «Западный филиал» в сфере установления тарифов на водоснабжение и водоотведение и принять экономически обоснованные ООО «Западный филиал» тарифы не подлежат удовлетворению, поскольку Конституцией Российской Федерации предусмотрена самостоятельность законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, способы защиты гражданских прав указаны в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и не предусматривают такого способа защиты нарушенного гражданского права как возложение обязанности принять нормативно-правовой акт.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Западный филиал» к Муниципальному учреждению «Администрация городского округа муниципального образования – «город Тулун» о признании недействительным постановления Администрации городского округа муниципального образования – «город Тулун» от ...... удовлетворить частично.
Признать постановление Администрации городского округа муниципального образования – «город Тулун» от ......*** «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду и водоотведение, предоставляемых потребителям ООО «Западный филиал» на территории муниципального образования – «город Тулун» недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Западный филиал» к Муниципальном учреждению «Администрация города Тулуна» об обязании административного ответчика – Администрации городского округа муниципального образования – «город Тулун» устранить нарушение прав и законных интересов ООО «Западный филиал» в сфере установления тарифов на водоснабжение и водоотведение и принять экономически обоснованные ООО «Западный филиал» тарифы отказать.
Опубликовать сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт – газете «Тулунский вестник».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Тулунский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Татаринцева
..........