НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тулунского городского суда (Иркутская область) от 01.04.2019 № 2А-315/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тулун 1 апреля 2019 г.

Тулунский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи – Татаринцевой Е.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а- 315/2019 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России *** по Иркутской области к Стукаловской Н.Л. о взыскании обязательных платежей и пени,

установил:

Межрайонная ИФНС России *** по Иркутской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Стукаловской Н.Л. о взыскании обязательных платежей и пени.

В обоснование заявленных исковых требований Межрайонная ИФНС России *** по Иркутской области указала, что Стукаловская Н.Л. состоит на налоговом учёте в качестве налогоплательщика.

В собственности Стукаловской Н.Л. находилось транспортное средство – автомобиль .........., государственный регистрационный знак ***, право собственности на который возникло ...... и прекратилось ......

С целью уплаты транспортного налога за ...... г. налогоплательщику было направлено налоговое уведомление *** об уплате транспортного налога в сумме 3 625,00 рублей в срок до ......

В связи с несвоевременной уплатой налогов Стукаловской Н.Л. были начислены пени в размере .......... ставки рефинансирования за каждый день просрочки.

...... административному ответчику было направлено требование *** об оплате задолженности в срок до ......, которое до настоящего времени не исполнено.

Просила: взыскать со Стукаловской Н.Л. в пользу Межрайонной ИФНС России *** по Иркутской области за ...... г. задолженность по транспортному налогу в сумме 3 938,75 рублей, в том числе налог в размере 3 625,00 рублей, пени в сумме 313,75 рублей.

В возражениях на административный иск Стукаловская Н.Л. просила отказать налоговому органу во взыскании с неё транспортного налога с физических лиц за ...... г., так как срок подачи административного иска, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, истёк. Требование об уплате транспортного налога за ...... г. *** сроком исполнения до ...... было направлено и получено ...... Сумма задолженности составляет 3 625 рублей, что превышает 3 000 рублей. При этом судебный приказ был отменен мировым судьёй ......, а с административным иском Межрайонная ИФНС России *** по Иркутской области обратилась в суд ......, то есть за пределом шестимесячного срока.

Дело рассматривается на основании п. 3 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке упрощенного письменного производства.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьёй 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения в соответствии с п. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации являются, в том числе автомобили.

Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 360 Налогового кодекса Российской Федерации).

На основании п. 1 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 2 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 3 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства.

Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пп. 1 п. 1 ст. 359 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства (п. 1 ст. 361 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно п. 2.1 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 (транспортный налог), осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пунктом 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В силу п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Согласно п. 1 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (п. 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации).

Транспортный налог на территории Иркутской области был введен в действие Законом Иркутской области от 4 июля 2007 г. № 53-оз «О транспортном налоге». Указанным Законом установлены налоговые ставки на транспортные средства в зависимости от мощности двигателя, а также категории налогоплательщиков, освобожденных от уплаты данного налога.

Из материалов дела следует, что Стукаловская Н.Л. имела в собственности транспортное средство: .........., государственный регистрационный знак ***, право собственности на который возникло ...... и прекратилось ......

......Стукаловской Н.Л. было направлено налоговое уведомление от ......*** об уплате за ...... г. транспортного налога в сумме 3 625,00 рублей сроком исполнения до ......

В пояснении от ......*** Межрайонная ИФНС России *** по Иркутской области указала, что на основании ответа Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного Управления Министерства внутренних дел России по Иркутской области был установлен факт нарушения внесения изменений в регистрационные документы автотранспортного средства, поэтому налоговым органом проведено доначисление транспортного налога за ...... год в сумме 3 625,00 рублей как за грузовой автомобиль по сроку уплаты ......

Из ответа на запрос от ......***, направленного Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области в Межрайонную ИФНС России *** по Иркутской области усматривается, что по результатам проверки установлены факты нарушений внесения изменений в регистрационный документы транспортного средства .........., государственный регистрационный знак ***. Материалы направлены в МО МВД России «Тулунский» для принятия решения об аннулировании регистрационной операции и привлечению виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

...... Межрайонной ИФНС России *** по Иркутской области в адрес Стукаловской Н.Л. направлена информация *** о том, что на основании выявленного нарушения факта внесения изменений в регистрационный документы транспортного средства .........., государственный регистрационный знак ***, проведено доначисление транспортного налога за ...... г. в сумме 3 625 рублей как за грузовой автомобиль по сроку уплаты до ......, за ...... г. сумма к уплате составляет 3 820,33 рублей, размер пени – 316,99 рублей. В письме также указано, что в дальнейшем начисление транспортного налога будет производиться как за грузовой автомобиль.

Способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов в соответствии с п. 1 ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации являются пени.

Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов (п. 1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 4 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации

В силу абз. 3 п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации исполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, которой, согласно ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации, признается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Согласно п. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Как указано в п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В п. 70 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при применении ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации судам необходимо исходить из того, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику либо в случае фактической неуплаты им указанной в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении суммы налога (авансового платежа), либо в случае доначисления ему налоговым органом подлежащих уплате сумм налога (авансового платежа).

Из материалов дела видно, что в связи с неуплатой Стукаловской Н.Л. транспортного налога ей направлялось требование от ......*** об уплате задолженности по транспортному налогу с физических лиц в сумме 3 625,00 рублей и пени в размере 313,75 рублей сроком исполнения до ......

На основании п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Поскольку требование об уплате налога должно было быть исполнено до ......, то с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган должен был обратиться до ......

Из заявления о вынесении судебного приказа следует, что оно поступило на судебный участок мирового судьи ......, что свидетельствует о своевременном обращении налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа. Судебный приказ был вынесен ......

Определением мирового судьи судебного участка *** г. Тулуна и Тулунского района Иркутской области от ...... указанный судебный приказ был отменен.

В соответствии с п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В Тулунский городской суд Иркутской области административный иск был подан ...... г., что также указывает на своевременное обращение Межрайонной ИФНС России *** по Иркутской области в суд с административным иском.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Таким образом, исковые требования налогового органа подлежат удовлетворению в полном объёме.

Частью 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Административный истец в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем государственная пошлина подлежит взысканию с административного ответчика, не освобожденного от её уплаты.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы *** по Иркутской области к Стукаловской Н.Л. о взыскании задолженности по налогу удовлетворить.

Взыскать с Стукаловской Н.Л. в пользу Межрайонной ИФНС России *** по Иркутской области задолженность по транспортному налогу с физических лиц за ...... г. в сумме 3 938 (три тысячи девятьсот тридцать восемь) рублей 75 копеек, в том числе налог в размере 3 625,00 рублей, пени в сумме 313,75 рублей.

Взыскать с Стукаловской Н.Л. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Тулунский городской суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий Е.В. Татаринцева