РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 июля 2015 года город Тула
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Старцевой Т.Г.,
с участием прокурора Михалевой Л.В.,
при секретаре Пономаревой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 3-63/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Горизонт» об оспаривании Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 18.11.2014 года № 1904, в части включения в него в строку 2361 здания с кадастровым номером <...>, со дня его принятия,
у с т а н о в и л:
18.11.2014 года министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение № 1904 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год».
Данное распоряжение подписано министром имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликовано 28.11.2014 года в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://npatula.ru) и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.
Пунктом 1 распоряжения определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, согласно приложению (далее – Перечень).
В названный Перечень в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, под номером 2361 включено здание с кадастровым номером <...>, расположенное по адресу: <...>.
ООО «Горизонт», являясь собственником указанного здания, в котором находится котельная, обратилось в суд с заявлением о признании недействующим Перечня в части включения в него данного объекта, ссылаясь на противоречие Перечня в оспариваемой части положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 1.1 Закона Тульской области «О налоге на имущество организаций» от 24.11.2003 года № 414-ЗТО (в редакции от 29.05.2014 года № 2121-ЗТО) ввиду того, что здание, в котором расположена котельная, не обладает признаками ни административно-делового, ни торгового центра; не предназначено и фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Неправомерное включение, по утверждению заявителя, здания котельной в Перечень влечет увеличение платежей по налогу на имущество и ухудшение финансового состояния ООО «Горизонт».
В судебное заседание представитель ООО «Горизонт» не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, на удовлетворении заявленных требований настаивал. Ранее в ходе судебного разбирательства по делу представитель заявителя по доверенности Крюк Г.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, и просила их удовлетворить.
Представитель министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Мамаев В.А. с заявленными требованиями не согласился, указав, что оспариваемое распоряжение издано компетентным органом в пределах предоставленных полномочий, в установленном порядке, федеральному законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит, поскольку не исключается возможность использования более 20 % общей площади здания, в котором расположена котельная, включая комнаты отдыха, подсобные помещения, в целях делового, административного или коммерческого назначения; прав и законных интересов заявителя указанное распоряжение не нарушает.
Представители администрации г. Тулы по доверенности Антонова Е.В. и правительства Тульской области по доверенности Громова О.Э. заявленные требования считали не подлежащими удовлетворению по тем же основаниям, ссылаясь на правомерность включения в Перечень принадлежащего заявителю здания.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, показания свидетелей Ч, Е, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Михалевой Л.В., полагавшей заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учёта, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьёй 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своём официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года № 307-ФЗ).
На территории Тульской области в соответствии со статьей 1.1 Закона Тульской области от 24.11.2003 года № 414-ЗТО «О налоге на имущество организаций» (в редакции Закона Тульской области от 29.05.2014 года № 2121-ЗТО) с 1 января 2015 года введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Органом исполнительной власти Тульской области, который наделен полномочиями по определению перечня объектов недвижимого имущества, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, направлению перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, размещению перечня на официальном сайте правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», согласно пункту 1, подпункту 48 пункта 4, пунктам 6,7 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 28.09.2011 года № 6, является данное министерство; министерство возглавляет министр имущественных и земельных отношений Тульской области, который издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения в установленной сфере деятельности.
Оспариваемое распоряжение подписано министром имущественных и земельных отношений и вместе с приложением – Перечнем размещено 28.11.2014 года (до начала очередного налогового периода) на официальном сайте правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://npatula.ru, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов органов исполнительной власти Тульской области в соответствии с Постановлением правительства Тульской области от 17.02.2014 года № 61.
Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемый заявителем Перечень определен уполномоченным органом в пределах его компетенции; распоряжение от 18.11.2014 года № 1904 издано министерством имущественных и земельных отношений Тульской области с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемого им нормативного правового акта; порядок принятия, опубликования и введения его в действие не нарушен, что представителями заявителя не оспаривается.
В данный Перечень в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, под номером 2361 включено здание с кадастровым номером <...>, расположенное по адресу: <...>.
Проверяя содержание Перечня в указанной части на предмет его соответствия федеральному законодательству, суд установил следующее.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пунктах 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемых в целях настоящей статьи понятий административно-делового центра и торгового центра (комплекса).
Так, согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из приведенных выше положений пунктов 1, 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что критериями отнесения отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) к административно-деловому центру и торговому центру (комплексу), как объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется из кадастровой стоимости, являются: вид разрешенного использования земельного участка (размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания), назначение здания для использования или его фактическое использование в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; критериями отнесения нежилых помещений к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, являются: назначение помещений для использования или их фактическое использование в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Причем для включения объекта недвижимости в Перечень достаточно, чтобы объект недвижимости отвечал хотя бы одному из указанных критериев.
Судом установлено, что ООО «Горизонт» является собственником отдельно стоящего нежилого здания с кадастровым номером <...>, состоящего из строений лит. А2, А3, А4, А7, общей площадью 332,3 кв.м, расположенного по адресу: <...>, в котором находится котельная, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.03.2011 года <...>, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <...> года № <...>, кадастровым паспортом здания от <...> года № <...>, кадастровым паспортом здания от <...> года, техническим паспортом здания по состоянию на <...> года.
Согласно техническому паспорту по состоянию на <...> года общая площадь указанного здания увеличилась за счет перепланировки в лит. А2, А3, А7 и составляет 361,8 кв.м.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв.м, принадлежащем ООО «Горизонт» на праве общей долевой собственности (1/5 доля в праве), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации комплекса зданий и строений производственного назначения, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <...> года <...>, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <...> года № <...>, кадастровым паспортом земельного участка от <...> года № <...>.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
На основании пунктов 6, 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления для них градостроительных регламентов – видов разрешенного использования земельных участков.
В соответствии со статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны и иные виды территориальных зон (часть 1); в состав общественно-деловых зон могут включаться:
1) зоны делового, общественного и коммерческого назначения;
2) зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;
3) зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;
4) общественно-деловые зоны иных видов (часть 4);
общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан (часть 5); в перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи (часть 6).
В соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства могут быть основными, условно разрешенными и вспомогательными.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны и градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки, которые утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
На территории муниципального образования город Тула решением Тульской городской Думы от 25.03.2009 года № 65/1406 (в редакции от 10.12.2014 года) утверждены Правила землепользования и застройки населенного пункта город Тула (далее – Правила).
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также статье 2 вышеназванных Правил, правила землепользования и застройки включают, в частности, карту градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зон, и градостроительные регламенты, в которых указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
В соответствии с картой градостроительного зонирования города Тулы земельный участок, на котором расположено здание, где находится котельная, относится к зоне общественно-деловой застройки городского и локального (микрорайонного) значения (О-2).
Статьями 20, 25 Правил установлены перечень территориальных зон, в числе которых общественно-деловые зоны, а также градостроительные регламенты, в том числе по видам разрешенного использования земельных участков, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Градостроительным регламентом (статья 25 Правил) для общественно-деловых зон, в частности для зоны общественно-деловой застройки городского и локального (микрорайонного) значения, в числе иных определены следующие основные виды разрешенного использования земельных участков:
- объекты административного назначения;
-объекты организации розничной торговли продовольственными, непродовольственными группами товаров;
- объекты организаций оптовой торговли;
- объекты организаций общественного питания;
- объекты размещения учреждений и организаций бытового обслуживания;
- объекты жилищно-эксплуатационных организаций;
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Таким органом в силу постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 года № 437 является Министерство экономического развития Российской Федерации.
Согласно пункту 14 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения о разрешенном использовании земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости.
Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 года № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов и определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе:
земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (п.1.2.5);
земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (п.1.2.7);
земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (п. 1.2.9).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года № 540, вступившим в силу 24.12.2014 года, утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления данного приказа в силу.
Названным классификатором определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе:
коммунальное обслуживание (код 3.1);
бытовое обслуживание (код 3.3);
торговые центры (код 4.2);
магазины (код 4.4);
общественное питание (код 4.6);
общественное управление (код 3.8);
деловое управление (код 4.1);
производственная деятельность (код 6.0).
Таким образом, исходя из приведенных выше положений законодательства, эксплуатация комплекса зданий и строений производственного назначения является отдельным видом разрешенного использования земельных участков, содержание которого не включает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. Следовательно, вид разрешенного использования принадлежащего заявителю земельного участка - «для эксплуатации комплекса зданий и строений производственного назначения" не подпадает под критерии, установленные в подпункте 1 пункта 3 и подпункте 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что не позволяет отнести расположенное на нем здание, принадлежащее заявителю, к административно-деловому центру, торговому центру (комплексу) по данному основанию.
При этом суд учитывает, что в силу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации критерием отнесения здания к административно-деловому или торговому центру является вид разрешенного использования конкретного земельного участка, на котором расположено здание, а не виды разрешенного использования земельных участков, предусмотренные для соответствующей территориальной зоны. В данном случае, как установлено судом, земельный участок, на котором расположено здание, имеет один вид разрешенного использования: «для эксплуатации комплекса зданий и строений производственного назначения", данный вид разрешенного использования земельного участка определен исходя из территориальной зоны, внесен в свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество, в государственный кадастр недвижимости и не изменялся.
Согласно кадастровым паспортам от <...> года, от <...> года № <...>, а также техническому паспорту по состоянию на 08.06.2015 года в отношении принадлежащего заявителю здания с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, назначение здания – нежилое, наименование - котельная, здание является одноэтажным, состоит из строений лит. А2, А3, А4, А7.
Как следует из экспликации к поэтажному плану названного здания, в нем имеется шестнадцать помещений, в том числе в лит. А 2 - два помещения котельной (помещения № 1 и № 2); в лит. А3 - душ, туалет, коридор, две комнаты отдыха, кабинет, подсобная, склад (помещения № 1, № 2, № 3, №4, № 5, № 6, № 7, № 8); в лит. А4 - раздевалка (помещение № 1); в лит. А7 - три подсобных помещения, мастерская, кладовая (помещения № 1, № 2, № 3, № 4, № 5).
Таким образом, кадастровые и технический паспорта на здание с кадастровым номером <...> не предусматривают размещение в нем офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Не установлено судом и фактического использования указанного здания в целях делового, административного или коммерческого назначения применительно к приведенным выше положениям подпункта 2 пункта 3 и подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
До установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9, установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 № 307-ФЗ).
Постановлением правительства Тульской области от 05.11.2014 года № 559 утвержден Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, согласно которому вид фактического использования перечисленных объектов определяется министерством имущественных и земельных отношений Тульской области на основании соответствующей информации, представленной органами местного самоуправления Тульской области, при утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из письма администрации г. Тулы от <...> года и приложения к нему, а также из показаний допрошенных судом в качестве свидетелей главного консультанта отдела имущественных отношений министерства имущественных и земельных отношений Тульской области Ч и начальника отдела регулирования потребительского рынка управления экономического развития администрации г. Тулы Е, органом местного самоуправления в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области были представлены сведения об объектах недвижимости, расположенных на территории муниципального образования, используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в число которых включено несколько объектов, расположенных по адресу: <...>. Среди них здание котельной, расположенное по тому же адресу, не значится. Включение его в вышеупомянутый Перечень было произведено в связи с представленной письмом Управления Росреестра по Тульской области от 27.06.2014 года информацией о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества, находящиеся по указанному адресу, содержащей сведения о принадлежащем заявителю здании, как о нежилом объекте.
По утверждению свидетеля Ч, указанные сведения были расценены министерством имущественных и земельных отношений предположительно как об объекте торгового назначения с учетом того, что большинство иных расположенных по тому же адресу объектов значились в представленной администрацией г. Тулы информации в качестве помещений в административно-торговом центре. На момент формирования Перечня фактический осмотр названного здания на предмет установления вида его фактического использования органом местного самоуправления не производился, технический паспорт в отношении него министерством имущественных и земельных отношений Тульской области не исследовался.
Показания указанных свидетелей суд относит к числу допустимых и достоверных доказательств по делу применительно к положениям ст. 67 ГПК РФ, поскольку они даны специалистами, непосредственно принимавшими участие в отборе объектов недвижимого имущества для включения их в оспариваемый заявителем Перечень, последовательны, непротиворечивы и подтверждаются исследованными судом письменными материалами дела.
Согласно ответу министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в адрес заявителя от 20.03.2015 года, представленный ООО "Горизонт" технический паспорт принадлежащего обществу здания с кадастровым номером <...> не позволяет однозначно определить вид фактического использования данного объекта, поскольку входящие в его состав строения лит. А3, А4, А7 содержат такие помещения, как комната отдыха, вентиляционная и подсобная, общая площадь которых превышает 20 % общей площади здания, что не исключает возможности использования их в коммерческих целях.
Вместе с тем фактическое использование принадлежащего заявителю здания в качестве котельной подтверждается нахождением в нем специального оборудования котельной (взрывоопасных производственных объектов - двух водогрейных котлов и газового оборудования), на эксплуатацию которого ООО "Горизонт" имеет лицензию от <...> года № <...> и свидетельство о регистрации сети газопотребления <...>; заключенным ООО "Горизонт" договором поставки газа для котельной от <...> года № <...>, соглашениями от <...> года об отпуске ООО "Горизонт" коммунальных услуг потребителям; страховыми полисами об обязательном страховании гражданской ответственности ООО "Горизонт", как владельца опасного объекта, за 2010-2015 годы; сообщением Приокского управления Ростехнадзора (органа, контролирующего деятельность опасных производственных объектов) от <...> года с приложенным к нему актом проверки ООО "Горизонт" от <...> года; разрешениями указанного органа на допуск в эксплуатацию энергоустановки котельной от <...> года, на пуск газа для проведения пуско-наладочных работ и режимно-наладочных испытаний котельной от <...> года, письмом ОАО "Газпром" от <...> года № <...> о согласовании использования газа реконструируемой котельной; фотоматериалами.
Согласно штатному расписанию ООО "Горизонт" по состоянию на <...> года и на <...> года, к числу сотрудников данной организации относятся генеральный директор, газо-электро сварщик (2 ед.), электрик (0,5 ед.), заместитель директора по техническим вопросам (0,5 ед.), главный бухгалтер (0,5 ед.), оператор котельной (4 ед.), слесарь АВР (0,5+0,5 ед.). Работа операторов котельной осуществляется по графику, что подтверждается табелем учета рабочего времени.
Из пояснений представителя заявителя следует, что помещения, находящиеся в литерах А3, А4 и А7, в том числе, мастерская, подсобные, комнаты отдыха, раздевалка, склад, являются вспомогательными, предназначенными в соответствии с санитарно-техническими нормами для обслуживания котельной, что заинтересованными лицами каким-либо доказательствами не опровергнуто.
При этом в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПА (0,7 кгс/кв.см), водогрейных котлов и водопрогревателей с температурой нагрева воды не выше 388 К (115 град. С), утвержденными Приказом Минстроя России от 28.08.1992 года № 205, в здании котельной должны быть оборудованы вспомогательные помещения, в том числе мастерские, вентиляционные, бытовые и служебные помещения для обслуживающего персонала в соответствии с санитарно-техническими нормами. В помещении котельной не разрешается размещать бытовые и служебные помещения, которые не предназначены для персонала котельной, а также мастерские, не предназначенные для ремонта оборудования.
Как видно из акта проверки от <...> года, осуществленной Приокским управлением Ростехнадзора в отношении ООО "Горизонт", обстоятельств, свидетельствующих о нарушении обществом вышеупомянутых Правил, не установлено.
Согласно плану строений лит. А2, А3, А4, А5 к техническому паспорту на здание котельной, вход в указанное здание осуществляется с улицы, из помещений расположенного по тому же адресу административно-торгового центра входа в указанное здание не имеется, что подтвердил также в процессе судебного разбирательства представитель заявителя и представителями заинтересованных лиц не оспаривалось.
Как следует из показаний свидетеля Е, согласно имеющимся в отделе регулирования потребительского рынка управления экономического развития администрации г. Тулы данным, в том числе по результатам комиссионного обследования объекта от <...> года, принадлежащее ООО "Горизонт" здание с кадастровым номером <...> к числу торговых объектов, офисов, объектов общественного питания и бытового обслуживания не относится.
Оснований не доверять показаниям данного свидетеля у суда не имеется, поскольку они даны руководителем отдела регулирования потребительского рынка управления экономического развития администрации г. Тулы, уполномоченного на установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в муниципальном образовании город Тула, и основаны на результатах фактического обследования принадлежащего заявителю объекта с кадастровым номером <...>.
Кроме того, в соответствии с «Общероссийским классификатором видов экономической деятельности» ОК 029-2007 (КДЕС Ред.1.1), «Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности» ОК 034-2014 (КПЕС 2008), «Общероссийским классификатором видов экономической деятельности» ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), деятельность по предоставлению коммунальных услуг, включая производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, является отдельным видом экономической деятельности. Согласно «Общероссийскому классификатору услуг населению» ОК 002-93, коммунальные услуги, в том числе водоснабжение (холодное и горячее), водоотведение, отопление) к бытовым услугам, оказываемым населению, не относятся.
Доказательств фактического использования здания котельной для оказания бытовых услуг, суду не представлено, и на данное обстоятельство заинтересованные лица в ходе судебного разбирательства не ссылались, утверждая, что помещение котельной включено в Перечень по иному основанию.
Также суду не представлено и доказательств, которые бы свидетельствовали о размещении в здании котельной офисов, торговых объектов, объектов общественного питания.
Изложенное свидетельствует о том, что принадлежащее заявителю здание с кадастровым номером <...> не отвечает также критериям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 3 и подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, о назначении здания для использования или его фактическом использовании для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, что не позволяет отнести его к административно-деловому или торговому центру и по данному основанию.
Ссылки представителя министерства имущественных и земельных отношений на то, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, сообщением налогового органа и сведениями сайта ООО "Горизонт" в сети Интернет основным видом деятельности общества является "производство прочей мебели", а дополнительными "хранение и складирование", "производство прочих изделий из дерева", "сдача внаем собственного нежилого имущества", "предоставление прочих услуг", а также на то, что в ходе обследования принадлежащего ООО "Горизонт" здания 30.06.2015 года комиссией были осмотрены не все помещения данного здания, в частности не обследованы помещения № 1, № 2 в строении лит. А7 (подсобные) и помещения № 4, № 5, № 6, № 7, № 8 в строении лит. А3 (две комнаты отдыха, кабинет, подсобная и склад), которые имеют отдельные входы, что, по его утверждению, не исключает возможности фактического использования принадлежащего заявителю здания в целях делового, административного или коммерческого назначения, вышеуказанного вывода суда не опровергают, поскольку доказательств в подтверждение использования названого объекта именно в соответствии с таким назначением заинтересованными лицами не представлено, по существу они носят предположительный характер и опровергаются перечисленными выше доказательствами, исследованными судом.
По утверждению представителя заявителя, в настоящее время единственным видом деятельности ООО «Горизонт», созданного в 2010 году путем реорганизации в форме разделения ООО «Туламебель», является предоставление прочих услуг, а именно коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению, и благоустройству территории комплекса строений, расположенных по адресу: <...>. Остальные виды деятельности, указанные в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, обществом не осуществляются, и значатся лишь в связи с их осуществлением ранее правопредшественником ООО «Горизонт» - ООО «Туламебель». Доказательств обратного заинтересованными лицами не представлено.
Кроме того, как видно из технического паспорта принадлежащего заявителю здания по состоянию на 08.06.2015 года, площадь вышеупомянутых помещений здания, не являвшихся предметом осмотра комиссии, составляет 68,9 кв.м (11,6+7,2+5,8+7,8+6,3+9,1+21,1), то есть 19,04 % от общей площади здания (68,9 : 361,8), что менее 20 %, позволяющих согласно положениям подпункта 2 пункта 3 и подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признать фактическое использование здания для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Доказательств того, что общая площадь принадлежащего заявителю здания с кадастровым номером <...>, является иной, чем 361,8 кв.м, заинтересованными лицами суду не представлено.
При установленных судом вышеизложенных обстоятельствах, когда вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание котельной, не предусматривает размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания; здание и находящиеся в нем помещения не предназначены для использования и фактически не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания, суд приходит к выводу, что указанное здание не подпадает под критерии, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона Тульской области от 24.11.2003 года № 414-ЗТО «О налоге на имущество организаций», что не позволяет отнести его к объекту недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, в связи с чем включение здания котельной (кадастровый номер <...>) в Перечень противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона Тульской области от 24.11.2003 года № 414-ЗТО «О налоге на имущество организаций» и нарушает права заявителя, поскольку возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество не с остаточной стоимости помещения, а с его кадастровой стоимости.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Таким образом, следует признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденный распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 18.11.2014 года № 1904, в части включения в него в строку 2361 здания с кадастровым номером <...>, поскольку положения Перечня в указанной части противоречат федеральному законодательству и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Учитывая, что оспариваемый в части нормативный правовой акт до вынесения судом настоящего решения применялся, и на его основании реализованы права организации, суд считает необходимым признать его недействующим в оспариваемой части с момента вступления решения суда в законную силу.
В связи с удовлетворением требований заявителя, суд на основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает необходимым взыскать с министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в пользу ООО "Горизонт" в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины при подаче настоящего заявления в суд <...> рублей.
Руководствуясь статьями 98, 194-198, 253 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
заявление общества с ограниченной ответственностью «Горизонт" удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденный распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 18.11.2014 года № 1904, в части включения в него в строку 2361 здания с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Взыскать с министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Горизонт" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины <...> рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья