НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тульского областного суда (Тульская область) от 21.10.2020 № 3А-403/20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 октября 2020 года город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Орловой И.А.,

при секретаре Алешиной А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-403/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, правительству Тульской области, Государственному учреждению Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований на то, что является собственником следующих объектов недвижимости:

- земельного участка с кадастровым номером , площадью 6611 +/- 57 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения производственных зданий, строений, сооружений, адрес: <адрес>

- земельного участка с кадастровым номером , площадью 2185 +/- 16 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения производственных зданий, строений и сооружений, адрес: <адрес>;

- земельного участка с кадастровым номером , площадью 10481 +/- 179 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: малоэтажная многоквартирная жилая застройка, адрес: <адрес>

- нежилого здания с кадастровым номером , площадью 3140,8 кв.м (количество этажей: 5, в том числе подземных 1), адрес: <адрес>

- нежилого здания с кадастровым номером , площадью 4063,7 кв.м (количество этажей: 4, в том числе подземных 0), адрес: <адрес>

- нежилого здания (электромеханический цех) с кадастровым номером , площадью 2085,5 кв.м (количество этажей: 2), адрес: <адрес>

- сооружения - Ж/д путь от ДСФ до цеха белой сажи кадастровый номер , протяженностью 933 м, адрес: <адрес>

- нежилого здания (прирельсовый материальный склад с подвалом и рампой) с кадастровым номером , площадью 2929,8 кв.м. (количество этажей: 1, в том числе подземных 1), адрес: <адрес>;

- нежилого здания (цех плитки) с кадастровым номером , площадью 1387,8 кв.м (количество этажей: 1, в том числе подземных 0), адрес: ДД.ММ.ГГГГ

- нежилого здания (склад «Ангар» с рампами) с кадастровым номером , площадью 443,1 кв.м. (количество этажей: 1, в том числе подземных 0), адрес: <адрес>

- сооружения – автодороги, тротуары, промплощадки с кадастровым номером , протяженностью 5390 м, адрес: <адрес>

- сооружения - ж/д путь с кадастровым номером , протяженностью 1485 м, адрес: <адрес>;

- нежилого здания (вспомогательно-бытовой корпус) с кадастровым номером , площадью 3073,2 кв.м (количество этажей: 4, в том числе подземных 1), адрес: <адрес>

- нежилого здания (бокс для легковых автомобилей) с кадастровым номером , площадью 80,1 кв.м (количество этажей: 1, в том числе подземных 0), адрес: <адрес>

Не соглашаясь с кадастровой стоимостью объектов недвижимости с кадастровыми номерами:

- в размере 2 833 210,16 рублей, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

- в размере 937 889 рублей, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

- в размере 8 598 088,35 рублей, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

- в размере 54 984 574,84 рублей, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

- в размере 36 096 235 рублей, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

- в размере 6 307 951,11 рублей, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

- в размере 4 591 605,64 рублей, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

- в размере 16 589 731,55 рублей, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

- в размере 11 880 028,35 рублей, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

- в размере 1 777 586,49 рублей, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

- в размере 19 940 319,77 рублей, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

- в размере 7 308 182,61 рублей, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

- в размере 39 166 793,31 рублей, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

- в размере 841 596,64 рублей, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

ФИО1 просила установить кадастровую стоимость вышеназванных объектов недвижимости, равную рыночной стоимости в размере:

- – 661 100 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

- – 218 500 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

- – 2 075 200 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

определенной в отчете от ДД.ММ.ГГГГ ООО <данные изъяты>;

- – 11 104 344 рублей,

- – 14 536 485 рублей,

- – 3 647 687 рублей,

- – 797 292 рублей,

- – 8 224 918 рублей.

- – 2 636 167 рублей,

- – 500 984 рублей,

- – 7 870 838 рублей,

- – 1 333 916 рублей,

- – 127 897 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ,

- – 9 353 646 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

определенной в отчете от ДД.ММ.ГГГГ ООО <данные изъяты>

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, просила удовлетворить заявленные требования.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2 поддержал административные исковые требования, просил удовлетворить их с учетом проведенной по делу судебной оценочной экспертизы.

Представитель административного ответчика правительства Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, в ранее представленном ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствие, указав на то, что не оспаривает заявленное требование ни по основаниям возникновения, ни по содержанию.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, в ранее представленном ходатайстве просил рассматривать дело в его отсутствие.

В судебном заседании представитель административного ответчика Государственного учреждения Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации» по доверенности ФИО3 просила вынести решение в соответствии с действующим законодательством.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя и вынести решение на усмотрение суда, указав на то, что правовые интересы Учреждения по заявленным требованиям не затрагиваются.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования город Тула в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причину не явки суду не сообщил, письменных возражений не представил.

Представитель заинтересованного лица ООО «Восточно-Пятницкий карьер» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, письменных возражений не представил.

Исходя из положений статей 150, 151, части 4 статьи 247 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, явка которых не признавалась судом обязательной.

Выслушав объяснения, участвующих в деле лиц, допросив в качестве эксперта <данные изъяты>, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

На основании частей 1, 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках.

Согласно части 2 статьи 7, части 5 статьи 8 указанного Закона в кадастр недвижимости, входящий в Единый государственный реестр недвижимости, в числе иных сведений вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Как следует из материалов дела и установлено судом, что ФИО1 является собственником недвижимого имущества:

- нежилого здания с кадастровым номером , площадью 3140,8 кв.м (количество этажей: 5, в том числе подземных 1), адрес: <адрес>

- нежилого здания с кадастровым номером , площадью 4063,7 кв.м (количество этажей: 4, в том числе подземных 0), адрес: <адрес>

- нежилого здания (электромеханический цех) с кадастровым номером , площадью 2085,5 кв.м (количество этажей: 2), адрес: <адрес>

- сооружения - ж/д путь от ДСФ до цеха белой сажи с кадастровым номером , протяженностью 933 м, адрес: <адрес>;

- нежилого здания (прирельсовый материальный склад с подвалом и рампой) с кадастровым номером , площадью 2929,8 кв.м (количество этажей: 1, в том числе подземных 1), адрес: <адрес>

- нежилого здания (цех плитки) с кадастровым номером , площадью 1387,8 кв.м (количество этажей: 1, в том числе подземных 0), адрес: <адрес>

- нежилого здания (склад «Ангар» с рампами) с кадастровым номером , площадью 443,1 кв.м (количество этажей: 1, в том числе подземных 0), адрес: <адрес>

- сооружения – автодороги, тротуары, промплощадки с кадастровым номером , протяженностью 5390 м, адрес: <адрес>

- сооружения - ж/д путь с кадастровым номером , протяженностью 1485 м, адрес: <адрес>;

- нежилого здания (вспомогательно-бытовой корпус) с кадастровым номером , площадью 3073,2 кв.м (количество этажей: 4, в том числе подземных 1), адрес: <адрес>

- нежилого здания (бокс для легковых автомобилей) с кадастровым номером , площадью 80,1 кв.м. (количество этажей: 1, в том числе подземных 0), адрес: <адрес>

Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, , , , , , , , , , и не оспариваются лицами, участвующими в деле.

Согласно положениям пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение относятся к объектам налогообложения по налогу на имущество физических лиц.

Налогоплательщиками указанного налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на вышеупомянутое имущество (статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

Исходя из положений статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации, административные истцы, как собственники вышеупомянутого объекта недвижимости, относятся к налогоплательщикам указанного налога.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Законом Тульской области от 20.11.2014 № 2219-ЗТО «Об установлении единой даты начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Тульской городской Думы от 28.11.2014 № 4/75 установлен и введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального образования город Тула налог на имущество физических лиц на объекты налогообложения, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации. Установлено, что налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения определяется исходя из кадастровой стоимости.

Таким образом, исходя из приведенных выше нормативных правовых актов, вышеупомянутые объекты недвижимости являются объектами налогообложения по налогу на имущество, исчисляемому исходя из его кадастровой стоимости.

Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определено, что государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» Постановлением правительства Тульской области от 14.11.2018 № 477 в 2019 году (по состоянию на 1 января 2019 года) государственная кадастровая оценка объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Тульской области проведена Государственным учреждением Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации».

Постановлением правительства Тульской области от 13.11.2019 № 540 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Тульской области» кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ:

- в размере 54 984 574,84 рублей (№ п/п приложения к данному Постановлению);

- в размере 36 096 235 рублей (№ п/п приложения к данному Постановлению);

- в размере 6 307 951,11 рублей (№ п/п приложения к данному Постановлению);

- в размере 4 591 605,64 рублей (№ п/п приложения к данному Постановлению);

- в размере 16 589 731,55 рублей (№ п/п приложения к данному Постановлению);

- в размере 11 880 028,35 рублей (№ п/п приложения к данному Постановлению);

- в размере 1 777 586,49 рублей (№ п/п приложения к данному Постановлению);

- в размере 19 940 319,77 рублей (№ п/п приложения к данному Постановлению);

- в размере 7 308 182,61 рублей (№ п/п приложения к данному Постановлению);

- в размере 841 596,64 рублей (№ п/п приложения к данному Постановлению).

В связи с изменением этажности объекта недвижимости с кадастровым номером актом от ДД.ММ.ГГГГ ГУ ТО «Областное БТИ» кадастровая стоимость указанного объекта определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 39 166 793,31 рублей.

Кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости внесена ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, что следует из имеющихся в материалах дела выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, , , , , , , , , , .

Также, из материалов дела следует и установлено судом, что ФИО1 является собственником земельных участков с кадастровыми номерами:

, площадью 6611 +/- 57 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения производственных зданий, строений, сооружений, адрес: <адрес>;

, площадью 2185 +/- 16 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения производственных зданий, строений и сооружений, адрес: <адрес>;

, площадью 10481 +/- 179 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: малоэтажная многоквартирная жилая застройка, адрес: <адрес>

Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, , и не оспариваются лицами, участвующими в деле.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами.

Согласно части 2 статьи 7, части 5 статьи 8 указанного Закона в кадастр недвижимости, входящий в Единый государственный реестр недвижимости, в числе иных сведений вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Исходя из положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец, как собственник вышеупомянутого земельного участка, относится к числу налогоплательщиков земельного налога.

В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения налоговая база по уплате земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которая, в свою очередь, определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Постановлением правительства Тульской области ДД.ММ.ГГГГ утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов <адрес>, определенные по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером данным Постановлением установлена в размере 2 833 210 рублей 16 копеек (№ п/п Приложения ) и земельного участка с кадастровым номером в размере 937 889 рублей 40 копеек (№ п/п Приложения ).

В соответствии со ст.24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Основанием для изменения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером явилось изменение вида разрешенного использования, в связи с чем, актом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость указанного объекта определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 8 598 088,35 копеек.

Оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков была внесена ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, что следует из имеющихся в материалах дела выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, , .

Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», регламентирующая рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости, в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе, и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.

Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.

Отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 № 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.

С целью определения рыночной стоимости объектов недвижимости административный истец обратился в ООО <данные изъяты>

В соответствии с отчетом об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным оценщиком названной организации, рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 661 100 рублей и 218 500 рублей соответственно, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 2 075 200 рублей.

Стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами , , , , , , , , , , определена в отчете об оценке от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере:

- – 11 104 344 рублей;

- – 14 536 485 рублей;

- – 3 647 687 рублей;

- – 797 292 рублей;

- – 8 224 918 рублей;

- – 2 636 167 рублей;

- – 500 984 рублей;

- – 7 870 838 рублей;

- – 1 333 916 рублей;

- – 127 897 рублей,

Стоимость земельного участка с кадастровым номером определена этим же отчетом об оценке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – 9 353 646 рублей.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

По ходатайству административного истца судом по данному делу была назначена судебная оценочная экспертиза в целях установления соответствия названных выше отчетов требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также подтверждения правильности и достоверности определенной оценщиком рыночной стоимости указанных объектов оценки по состоянию на даты их оценки, проведение которой поручено эксперту ООО <данные изъяты>

Согласно выводам, содержащимся в заключении названного эксперта, отчет об оценке ООО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартам и правилам оценочной деятельности, а рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами , по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определенная в названном отчете, подтверждается.

Указанное заключение эксперта в этой части, суд относит к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям статьи 84 КАС РФ, поскольку оно выполнено специалистом в области экономической и оценочной деятельности, а изложенные в нём выводы обоснованы, не противоречивы, четко отвечают на поставленные судом перед экспертом вопросы и согласуются с другими исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.

О несогласии с указанным отчетом об оценке ООО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, заключением эксперта другими лицами, участвующими в деле, включая и административных ответчиков, в процессе судебного разбирательства не заявлялось. С ходатайствами о назначении повторной судебной экспертизы с целью проверки правильности определения рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, указанные лица не обращались.

Доказательств, свидетельствующих о том, что на дату установления оспариваемой кадастровой стоимости земельных участков, рыночная стоимость вышеназванных объектов недвижимости являлась иной, чем отражено в исследованном судом отчете, в процессе судебного разбирательства, как это требуется в соответствии с положениями статей 14, 62 КАС РФ, в материалы дела не представлено.

С учетом изложенного сомневаться в достоверности и правильности выводов отчета ООО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ у суда не имеется. Данный отчет суд считает достоверным и допустимым доказательством применительно к положениям статей 59, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Также из выводов, названного заключения эксперта, следует, что отчет об оценке ООО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартам и правилам оценочной деятельности только в части определения рыночной стоимости объектов с кадастровыми номерами , , , , в отношении указанных объектов недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определенная в проверяемом экспертом отчете стоимость, подтверждается.

Рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами: , , , , , по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определенная оценщиком ООО <данные изъяты> в отчете от ДД.ММ.ГГГГ не подтверждается.

Недостоверность выводов оценщика была обусловлена ошибкой по невнимательности допущенной оценщиком в рамках применения доходного подхода к оценке в расчете ставок капитализации по объектам недвижимости. В связи с ошибкой оценщика экспертом осуществлен собственный расчет в соответствие с которым установлено, что рыночная стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет:

– 11 683 783 руб.;

– 15 222 088, 68 руб.;

– 3 927 834,18 руб.;

– 6 301 156,22 руб.;

– 2 811 071, 86 руб.;

– 8 098 016,32 руб., и

рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 94 451,33 руб.

Допрошенный в судебном заседании в качестве эксперта <данные изъяты> подтвердил составленное им экспертное заключение, при этом указал, что в выводах эксперта в отношении рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами и допущена техническая ошибка – итоговые значения рыночной стоимости перепутаны местами и правильные выводы по этим объектам следующие: рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 94 451,33 руб.; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 8 098 016,32 руб. Подтвердив свои показания расчетами, содержащимися в таблице на стр. 49 Заключения.

Заключение эксперта в этой части, суд также относит к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям статьи 84 КАС РФ, поскольку оно выполнено компетентным специалистом в области экономической и оценочной деятельности, имеющим продолжительный опыт работы в области оценки, основано на материалах дела и результатах аналитической работы по изучению данных о ценах предложений на сопоставимые (аналогичные) объекты на дату оценки, а изложенные в нем выводы научно обоснованы, не противоречивы, четко отвечают на поставленные судом перед экспертом вопросы и согласуются с другими исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.

С учетом изложенного сомнения в достоверности и правильности выводов заключения эксперта , подтвердившего заключение в судебном заседании, у суда не имеется.

Доказательств, опровергающих правильность заключения эксперта, суду не представлено.

О несогласии с вышеупомянутым заключением эксперта другими лицами, участвующими в деле, включая и административных ответчиков, в процессе судебного разбирательства не заявлялось. С ходатайствами о назначении повторной либо дополнительной судебной экспертизы в указанной части, стороны не обращались.

То обстоятельство, что оспариваемая кадастровая стоимость объектов недвижимости превышает их рыночную стоимость, определенную в отчетах и заключении эксперта, не свидетельствует о её недостоверности, поскольку в нормативных правовых актах не устанавливается презумпция равенства кадастровой стоимости объекта недвижимости и его рыночной стоимости, не устанавливается также презумпция безусловной сопоставимости этих двух видов стоимости.

При таких данных, исходя из приведенных выше норм материального права, принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами , , может быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной на основании отчета ООО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, и спорных объектов недвижимости с кадастровыми номерами , , , , определенной на основании отчета ООО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, подтвержденного результатами судебной оценочной экспертизы, а рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами , , , , , , , может быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной на основании заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.

По смыслу ст. ст. 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости. В случае наличия нескольких применяемых в один момент времени кадастровых стоимостей, определенных на одну дату, применяется наименьшая из таких стоимостей (части 5 и 6 ст.24.20 Закона об оценочной деятельности №135-ФЗ).

На основании абз.3 п.25 постановления Пленума от 30.06.2015 №28 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в резолютивной части решения должна быть указана дата подачи соответствующего заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, связи с чем, суд считает необходимым указать дату обращения административного истца в суд – ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 6611 +/- 57 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения производственных зданий, строений, сооружений, адрес: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 661 100 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 2185 +/- 16 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения производственных зданий, строений и сооружений, адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 218 500 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 10481 +/- 179 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: малоэтажная многоквартирная жилая застройка, адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 2 075 200 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , площадью 3140,8 кв.м (количество этажей: 5, в том числе подземных 1), адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 11 683 483 рубля 89 копеек по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , площадью 4063,7 кв.м (количество этажей: 4, в том числе подземных 0), адрес: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 15 222 088 рублей 68 копеек по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания (электромеханический цех) с кадастровым номером , площадью 2085,5 кв.м (количество этажей: 2), адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 3 927 834 рубля 18 копеек по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Установить кадастровую стоимость сооружения - ж/д путь от ДСФ до цеха белой сажи с кадастровым номером , протяженностью 933 м, адрес: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 797 292 рубля по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания (прирельсовый материальный склад с подвалом и рампой) с кадастровым номером , площадью 2929,8 кв.м (количество этажей: 1, в том числе подземных 1), адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 6 301 156 рублей 22 копейки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания (цех плитки) с кадастровым номером , площадью 1387,8 кв.м (количество этажей: 1, в том числе подземных 0), адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 2 811 071 рубль 86 копеек по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания (склад «Ангар» с рампами) с кадастровым номером , площадью 443,1 кв.м (количество этажей: 1, в том числе подземных 0), адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 500 984 рубля по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Установить кадастровую стоимость сооружения – автодороги, тротуары, промплощадки, кадастровый номер , протяженностью 5390 м, адрес: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 7 870 838 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Установить кадастровую стоимость сооружения - ж/д путь с кадастровым номером , протяженностью 1485 м, адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1 333 916 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером (вспомогательно-бытовой корпус), площадью 3073,2 кв.м (количество этажей: 4, в том числе подземных 1), адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 8 098 016 рублей 32 копейки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания (бокс для легковых автомобилей) с кадастровым номером , площадью 80,1 кв.м (количество этажей: 1, в том числе подземных 0), адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 94 451 рубль 33 копейки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Датой подачи ФИО1 административного искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеупомянутого объектов недвижимости является день обращения указанного физического лица в суд – ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий