НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тульского областного суда (Тульская область) от 21.09.2018 № 3А-697/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 сентября 2018 года город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Овсянкиной Н.В.,

при секретаре Жучковой О.А.,

с участием прокурора Михалевой Л.В.,

представителя административного истца ООО «Энергосеть» по доверенности ФИО1,

представителя административного ответчика комитета Тульской области по тарифам по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-697/2018 по административному исковому заявлению ООО «Энергосеть» к комитету Тульской области по тарифам о признании недействующим постановления комитета Тульской области по тарифам от 26.12.2017 года №62/1 «Об утверждении отдельных тарифов (иных показателей) на регулируемые виды деятельности для организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Тульской области» в части установленных в Приложении №8 размеров индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между филиалом «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» и ООО «Энергосеть» на 2018 год долгосрочного периода регулирования 2017-2021 годы, обязании принять заменяющий акт,

у с т а н о в и л:

26.12.2017 года комитетом Тульской области по тарифам было принято Постановление №62/1 «Об утверждении отдельных тарифов (иных показателей) на регулируемые виды деятельности для организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Тульской области».

28 декабря 2017 года указанное Постановление опубликовано на официальном сайте комитета Тульской области по тарифам htpp://tariff. tularegion.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, и в тот же день - в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» - http://npatula.ru.

Данным Постановлением, в числе прочих, пунктом 2.5 установлены индивидуальные тарифы на услугу по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между филиалом «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» и сетевыми организациями, в том числе ООО «Энергосеть» на 2018 год долгосрочного периода регулирования 2017 - 2021 годы согласно приложения №8.

Общество с ограниченной ответственностью «Энергосеть» обратилось в Тульский областной суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения спора по существу в порядке статьи 46 КАС РФ, к комитету Тульской области по тарифам о признании недействующим указанного Постановления со дня его принятия, в части установленных индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с филиалом «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на 2018 год (приложение №8), обязании принять заменяющий акт с учетом включения в состав необходимой валовой выручки (далее по тексту решения НВВ) на содержание электрических сетей экономически обоснованных расходов, не учтенных при тарифном регулировании, установить индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между филиалом «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» и ООО «Энергосеть» на 2018 год долгосрочного периода регулирования 2017-2021 гг. из расчета НВВ с учетом данных расходов.

По мнению административного истца, оспариваемое тарифное регулирование произведено с нарушением требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, а именно, положений Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 года № 1178, нарушает права общества на получение соразмерной и экономически обоснованной платы за оказанные услуги по передаче электроэнергии, не позволяет в полном объеме и с соблюдением установленных регламентов обеспечить безопасную эксплуатацию электрических сетей.

Так, по статье «Неподконтрольные расходы, раздел «Аренда имущества» комитетом, по мнению административного истца, необоснованно ограничено право организации на компенсацию в составе данных неподконтрольных расходов части арендной платы: расходов собственника энергооборудования, с которым у ООО «Энергосеть» заключен договор аренды данного оборудования на уплату налога на имущество в отношении движимого имущества по ставке 0,55% на общую сумму 4 576,24 тыс. руб., а по статье «Неподконтрольные расходы, раздел «Налоги и платежи, налог на имущество» необоснованно ограничено право организации на компенсацию в составе неподконтрольных расходов в составе налога на имущество экономически обоснованного расхода на уплату налога на имущество в отношении принадлежащего организации на праве собственности движимого имущества по ставке 0,55% на общую сумму 78,98 тыс. руб.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО3 уточненные административные исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что комитет необоснованно снизил необходимую валовую выручку общества, не учтя все представленные обществом сведения и документы по дополнительной заявке от 11.12.2017. Считала, что принятый нормативный акт нарушает права и законные интересы административного истца, так как вынесен с нарушениями норм права, что негативно влияет на экономическое положение общества, как субъекта экономической деятельности в регулируемой комитетом сфере правоотношений.

Указывала, что письмо от 11.12.2017 года не являлось новой тарифной заявкой ООО «Энергосеть», поскольку этим письмом был лишь скорректирован размер НВВ включением в него налога на движимое имущество, размер ставки по которому стал известен административному истцу только в ноябре 2017 года, после опубликования Закона Тульской области от 30.11.2017 №82-ЗТО «О внесении изменения в статью 2 Закона Тульской области «О налоге на имущество организаций», запрета для комитета учитывать дополнительные документы законодатель не установил, и кроме того, данные документы были рассмотрены комитетом и частично приняты при установлении тарифа.

Отмечала, что представленные обществом документы содержали всю необходимую информацию для проверки правильности данных о размере подлежащего уплате в 2018 году налога на движимое имущество, как по принадлежащему непосредственно обществу имуществу, так и по арендуемому им, и дополнительных запросов от комитета на представление каких либо уточняющих заявку документов не поступало.

Считала, что протокол заседания Правления комитета по тарифам содержит единственное обоснование, по которому в составе НВВ не был учет данный налог- закон Тульской области от 30.11.2017 №82-ЗТО «О внесении изменений в статью 2 Закона Тульской области «О налоге на имущество организаций» не вступил в силу, а данное обоснование противоречит действующему законодательству.

Представитель административного ответчика - комитета Тульской области по тарифам ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска. Указывала, что оспариваемое административным истцом в части Постановление принято комитетом Тульской области по тарифам в пределах его компетенции, с соблюдением установленной процедуры, федеральному законодательству не противоречит и права административного истца не нарушает.

Полагала, что при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться принципы определения экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов) и обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электроэнергии. Данные принципы были соблюдены комитетом при принятии оспариваемого Постановления в полной мере.

ООО «Энергосеть» письмом от 11.12.2017 года, по сути, обратилось с новым предложением о размере тарифов на 2018 год, поскольку первоначально представило тарифную заявку 28.04.2017 года с иными исходными данными, в которой в состав НВВ налог на движимое имущество включен не был. В связи с этим, по мнению административного ответчика, у него не возникло обязанности учитывать ее при установлении тарифов.

Указывала, что по результатам проведенной экспертизы на основании документов, представленных ООО «Энергосеть», было составлено экспертное заключение по установлению тарифа на услугу по передаче электрической энергии, оказываемую ООО «Энергосеть», на 2018 год долгосрочного периода регулирования 2017-2021 гг., в котором часть расходов, заявленных обществом в НВВ на 2018 год, были исключены как экономически необоснованные. Установление тарифов производилось с учетом данного экспертного заключения.

Заинтересованное лицо ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (филиал «Тулэнерго») представителя в судебное заседание не направило. О дате и месте слушания по делу извещалось своевременно и надлежащим образом, представив письменное заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд, руководствуясь ст.ст. 150,152 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судопроизводства.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей ФИО5, ФИО6, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Михалевой Л.В., указавшей на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Отношения ценообразования в сфере энергоснабжения регулируются Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», утвердившим Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования тарифов) и другими нормативными правовыми актами.

Цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках подлежат государственному регулированию (часть 1 статьи 23.1 Федерального закона № 35-ФЗ).

Нормативное правовое регулирование цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (часть 3 статьи 24 Федерального закона № 35-ФЗ).

На основании абз. 5 пункта 7 статьи 23.1 Федерального закона №35-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов действует в соответствии с положением об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составленным на основании типового положения, утвержденного Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о комитете Тульской области по тарифам, утвержденному Постановлением правительства Тульской области от 07.10.2011 № 17, комитет Тульской области по тарифам является органом исполнительной власти Тульской области в области государственного регулирования тарифов (цен). К одной из его основных функций относится установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках, установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимальных) и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов) ( пп.3 п.3 Положения)

Установленные приведенными выше правовыми нормами полномочия органа исполнительной власти Тульской области в области государственного регулирования тарифов были реализованы путем принятия комитетом Тульской области по тарифам Постановления от 26.12.2017 года №62/1 «Об утверждении отдельных тарифов (иных показателей) на регулируемые виды деятельности для организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Тульской области».

Проверив форму и вид, в которых Комитет вправе принимать свои нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения его в действие, в том числе, порядок опубликования, суд каких-либо нарушений в данной части не установил.

Так, оспариваемое Постановление принято по результатам заседания Правления комитета Тульской области по тарифам от 26.12.2017 года посредством открытого голосования членов данного коллегиального органа, при наличии необходимого кворума, большинством голосов его членов, присутствовавших на заседании, в соответствии с требованиями пунктов 7, 7.1 Положения о комитете Тульской области по тарифам, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 07.10.2011 года № 17, положения «О Правлении комитета Тульской области по тарифам», утвержденного приказом председателя комитета Тульской области по тарифам от 11.11.2013 №258, с соблюдением требований пунктов 25 - 28 Правил регулирования тарифов и подписано председателем комитета Тульской области по тарифам ФИО7

28.12.2017 года данное Постановление было официально опубликовано в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://npatula.ru согласно пункту 2 Постановления правительства Тульской области от 17.02.2014 года № 61 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области».

Таким образом, оспариваемое административным истцом Постановление принято компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением порядка его принятия, правил введения в действие и опубликования, что административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.

Проверяя нормативный правовой акт на предмет соответствия его федеральному законодательству, суд установил, что Приложением № 8 оспариваемого Постановления установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевой организацией ООО «Энергосеть» и филиалом «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра», определенные на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2018 год:

-на 1 полугодие для двухставочного тарифа ставка на содержание электрических сетей 443 084,42 руб./МВт мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) в размере 224,58 руб./МВт.ч, одноставочного тарифа в размере 1,06348 руб./кВт.ч,

-на 2 полугодие соответственно 448 118,88 руб./МВт мес., 227,41 руб./МВт. ч, 1,06610 руб./кВт.ч.

По мнению общества, оспариваемое Постановление не соответствует законодательству, регулирующему правоотношения в сфере установления тарифов в электроэнергетике, поскольку при установлении тарифов органом регулирования необоснованно занижен размер необходимой валовой выручки в части величины расходов по статьям « Налоги и платежи» и «Плата за аренду имущества» в связи с отказом во включении в НВВ налога на движимое имущество в размерах 78 979 руб. (по принадлежащему административному истцу на праве собственности имуществу) и 4 576 240 руб. (по арендуемому административным истцом имуществу) по дополнительной заявке от 11.12.2017.

Проверяя данные доводы, суд исходит из следующего.

В силу требований пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые территориальными сетевыми организациями с 1 января 2012 г., осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций.

На розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 4 статьи 23.1, пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике).

Согласно пункту 35 Правил регулирования тарифов цены (тарифы) применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики.

Согласно пункту 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе, величина неподконтрольных расходов, рассчитанная в соответствии с перечнем расходов, утвержденным в методических указаниях по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 настоящего документа. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов, по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.

Неподконтрольные расходы включаются в НВВ базового года и очередного года долгосрочного периода регулирования и определяются методом экономически обоснованных расходов (пункт 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных Приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э (ред. от 24.08.2017) (далее по тексту решения-Методические указания № 98-э).

Регулирующий орган принимает меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования).

В силу пунктов 33.1, 34 Основ ценообразования в состав необходимой валовой выручки организаций включается величина расходов на уплату налога на имущество организаций, рассчитанная по ставке, действующей в соответствующем субъекте Российской Федерации, кроме того, в необходимую валовую выручку организации, осуществляющей регулируемую деятельность, включаются расходы, связанные с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности в размере, определяемом регулирующими органами.

Согласно подпункту 5 пункта 28 Основ ценообразования в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включается плата за владение и (или) пользование имуществом, в том числе платежи в федеральный бюджет за пользование имуществом, находящимся в федеральной собственности, за исключением затрат, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, в случае, если собственник объектов электросетевого хозяйства является единственным потребителем услуг по передаче электрической энергии, оказываемых с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства, а также, если указанные объекты учтены в базе инвестированного капитала прочих сетевых организаций. Расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.

В соответствии с пунктом 8 Методических указаний № 98-э на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.

Пунктом 17 Правил регулирования тарифов к числу обосновывающих материалов отнесены расчет расходов и необходимой валовой выручки от осуществления регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.

Из содержания приведенных выше норм следует, что утверждение тарифов носит заявительный характер, при этом обязанность обосновать размер НВВ посредством представления соответствующих расчетов и обосновывающей их документации возлагается на организацию, осуществляющую регулируемый вид деятельности.

Исполнение данной обязанности имеет своей целью обеспечить возможность проведения регулирующим органом экспертизы предложений об установлении тарифов в порядке п. п. 7, 22, 23 Правил регулирования тарифов для исключения из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

В соответствии со статьей 3 Федерального Закона №35-ФЗ к территориальным сетевым организациям относятся коммерческие организации, которые оказывают услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к ЕНЭС, а в случаях, установленных данным Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в ЕНЭС, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Судом установлено, что ООО «Энергосеть» осуществляет деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии по электрическим сетям с использованием арендуемых объектов электросетевого хозяйства.

Из представленного в материалы дела отчета о проведении оценки соответствия ООО «Энергосеть» критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям на 2018 год, выполненного ООО «ИТЦ Энергоэффект» на основании госконтракта от 30.05.2017, следует, что ООО «Энергосеть» соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

2018 год для ООО «Энергосеть» являлся вторым годом долгосрочного периода регулирования 2017 - 2021 годы, при этом в отношении данной сетевой организации при регулировании тарифа комитетом избран метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Согласно п.12 Правил регулирования тарифов, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя (при наличии печати), с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на тепловую энергию и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.

В пункте 17 данных Правил регулирования тарифов указан перечень обосновывающих материалов, прилагаемых к заявлениям, направленным в соответствии с пунктами 12, 14 и 16 Правил.

Из пункта 22 Правил регулирования тарифов следует, что регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев.

Абзац первый пункта 24 Правил регулирования тарифов предусматривает, что в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных Правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов).

В абзаце втором данного пункта указано, что основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Согласно пункту 25 Правил регулирования тарифов решения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий принимаются на заседании коллегиального органа регулирующего органа.

Требования к содержанию решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов указаны в пункте 27 данных Правил.

Судом установлено, что в целях тарифного регулирования на 2018 год ООО «Энергосеть» 28 апреля 2017 г. представило в Комитет по тарифам заявление о корректировке установленных тарифов методом индексации необходимой валовой выручки с приложением обосновывающих документов.

Согласно указанному заявлению, предлагаемые для утверждения тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год составили:

- двухставочный тариф: ставка на содержание электрических сетей 430431,15 руб./МВт мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) в размере 204,46 руб./МВт.ч, одноставочный тариф в размере 1014,68 руб./кВт.ч, исходя из расчета НВВ на содержание сетей в размере 182 594,06 тыс. руб.

13 октября 2017 года, 27 октября 2017 года и 11 декабря 2017 года ООО «Энергосеть» направляло в адрес комитета уточняющие заявки, корректируя в них предлагаемые для утверждения тарифы, окончательно сформулировав предложение в заявлении от 11 декабря 2017 года следующим образом:

- двухставочный тариф: ставка на содержание электрических сетей 505181,86 руб./МВт мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) в размере 204,60 руб./МВт.ч, одноставочный тариф в размере 1155,54 руб./кВт.ч, исходя из расчета НВВ на содержание сетей в размере 214 600,04 тыс. руб.

При этом, суммы расходов по статьям «Аренда имущества «Энергоооборудование», «Налоги и платежи» «Налог на имущество» также последовательно увеличивались при подаче каждого очередного уточняющего предложения следующим образом:

Дата заявки

Статья расходов

Принято комитетом

Аренда имущества. Электросетевое оборудование. тыс. руб.

Налоги и платежи. Налог на имущество тыс. руб.

На 2017 год

На 2018 год

Судом установлено, что на основании заявления №550, представленного ООО «Энергосеть» 28.04.2017, приказом Комитета от 10 мая 2017 года, то есть с соблюдением установленного п. 20 Правил регулирования тарифов срока, было открыто дело об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на очередной 2018 год долгосрочного периода регулирования 2017-2021 годов, оказываемую ООО «Энергосеть».

В силу п. 16 Правил регулирования тарифов органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до 15 июля года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в Федеральную антимонопольную службу предложения об установлении предельных уровней цен (тарифов) в соответствии с Основами ценообразования и информацию по объемам потребления электрической энергии (мощности) населением в текущем периоде регулирования (заявление об установлении цен (тарифов) с прилагаемыми обосновывающими материалами).

Учитывая в том числе поданное ООО «Энергосеть» заявление, 14.07.2017 комитет по тарифам Тульской области, исполняя требования законодательства в области тарифного регулирования, обратился в ФАС России с предложением по предельным уровням тарифов на услугу по передаче электрической энергии для прочих потребителей на 2018 год, представив в данном предложении в числе прочих документов расчет НВВ методом индексации для ООО «Энергосеть».

Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.12.2017 № 1747/17 были утверждены предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей по субъектам Российской Федерации на 2018 год.

Как следует из пунктов 22, 23 Правил регулирования тарифов, регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев.

Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников. В случаях, определяемых регламентом рассмотрения дел об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирующий орган может принять решение о проведении экспертизы сторонними организациями (физическими лицами).

К делу об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней приобщаются экспертное заключение, а также экспертные заключения, представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями. Указанные экспертные заключения являются дополнительными материалами и представляются в регулирующий орган в срок, предусмотренный данными Правилами для представления предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.

Приказом №261 комитета Тульской области по тарифам от 06.10.2017 в целях проведения экспертизы материалов для утверждения тарифов на услугу по передаче электрической энергии на 2018 год, оказываемую в числе прочих территориальной сетевой организацией ООО «Энергосеть», был утвержден как состав экспертной группы, так и срок ее проведения.

Из Экспертного заключения по установлению тарифа на услугу по передаче электрической энергии, оказываемую ООО «Энергосеть» на 2018 год долгосрочного периода регулирования 2017-2021 гг, следует, что на момент подготовки данного заключения для расчета тарифов в комитет по тарифам Тульской области ООО «Энергосеть» был представлен договор аренды электрооборудования между ООО «Энергосеть» и ООО «Учет РемонтЭлектроСервис» б/н от 04 мая 2016 в редакции от 31.12.2016 с учетом дополнительного соглашения от 07.12.2017 в рамках корректирующей заявки от 11.12.2017 №1792.

Однако, для подготовки данного экспертного заключения экспертной группой использовались дополнительные материалы, а именно, Экспертное заключение по проверке материалов, представленных для утверждения тарифа на передачу электрической энергии по сетям ООО «Энергосеть» на 2018 год с количеством подстанций свыше 10 шт. от 18.12.2017, выполненное ООО «ИТЦ Энергоэффект» на основании госконтракта от 30.05.2017. В данном заключении проверка обоснованности представленных сетевой организацией материалов, была произведена исходя из договора аренды с ООО «УРЭС» б/н от 04 мая 2016 в редакции от 31.12.2016 с учетом дополнительного соглашения от 30.09.2017, то есть без включения в состав арендной платы налога на движимое имущество и без расчета налога на принадлежащее ООО «Энергосеть» движимое имущество.

В связи с этим в Экспертном заключении по установлению тарифа на услугу по передаче электрической энергии, оказываемую ООО «Энергосеть» на 2018 год долгосрочного периода регулирования 2017-2021 гг по статье затрат «Аренда имущества. Энергооборудование» также были учтены затраты по договору аренды недвижимого имущества от ООО «УРЭС» б/н от 04 мая 2016 в редакции от 31.12.2016 с учетом дополнительного соглашения от 30.09.2017.

В силу пункта 25 Правил регулирования тарифов Решение об установлении тарифа принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по утвержденной форме и включает величину тарифов с разбивкой по категориям (группам) потребителей, даты введения в действие тарифов, в том числе с календарной разбивкой. В протоколе указываются основные показатели деятельности регулируемой организации на расчетный период регулирования (объем необходимой валовой выручки и основные статьи расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с Основами ценообразования (пункт 27 Правил регулирования тарифов).

Основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, указываются в протоколе (пункт 28 Правил регулирования тарифов).

Согласно протокола заседания Правления Комитета от 26 декабря 2017 г. № 62 (раздел 3.1) на основании материалов тарифного дела и экспертного заключения неподконтрольные расходы по статье «Плата за аренду имущества. Энергооборудование» учтены затраты по договору аренды недвижимого имущества от 04.05.2016 б\н в редакции от 31.12.2016 с ООО «УчетРемонтЭлектроСервис» с учетом изменений по дополнительному соглашению от 30.09.2017. При этом в расчете не учтен налог на движимое имущество ( с учетом объяснений представителя административного ответчика и свидетеля ФИО5 о допущенной технической опечатке и указании в протоколе словосочетания недвижимое имущество вместо движимое имущество), так как Закон Тульской области от 30.11.2017 №82-ЗТО «О внесении изменений в статью 2 Закона Тульской области «О налоге на имущество организаций» не вступил в законную силу. По тем же основаниям из расчета НВВ был исключен налог на движимое имущество статье расходов «Налоги и платежи».

Доводы административного истца о необоснованном невключении комитетом в состав НВВ налога на движимое имущество как по собственному, так и по арендованному имуществу по дополнительной заявке от 11.12.2017, суд находит несостоятельными.

Так, Федеральная антимонопольная служба России предоставляя информацию во исполнение судебного запроса исх. СП/72022/2018 от 10.09.2018 указала, что запрос дополнительных материалов является правом органа регулирования и не носит для него обязательный характер.

Суд соглашается с данной позицией и полагает, что запрос дополнительных сведений в порядке пункта 19 Правил регулирования тарифов является не обязанностью регулирующего органа, а его дискреционным полномочием, которое может быть реализовано лишь при наличии соответствующей необходимости. Необходимость уточнений предложений либо обоснований является для регулирующего органа оценочной категорией и не влечет для него какой либо обязанности в случае иной оценки этой категории другим лицом.

Более того, отсутствие каких-либо из документов не является непреодолимым препятствием для регулирующего органа в установлении соответствующего тарифа, поскольку согласно пункту 24 Правил регулирования тарифов в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных названными Правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов).

Суд также учитывает, что законодательство в области тарифного регулирования устанавливает по сути пресекательные сроки для подачи заявки организацией, осуществляющей регулируемую деятельность (до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования), для направления органом исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов в ФАС России предложений об установлении предельных уровней цен (тарифов) (до 15 июля года, предшествующего очередному периоду регулирования), для проведения регулирующим органом экспертизы предложений (не более 6 месяцев) и для публикации установленного тарифа (до 31 декабря года, предшествующего очередному периоду регулирования).

Такие сроки предоставлены законодателем регулирующему органу в целях организации всесторонней проверки обоснованности представленных сетевыми организациями предложений и установления тарифов, отвечающих в полной мере требованиям Федерального Закона №35-ФЗ, поэтому предоставление уточняющей заявки с измененными предложениями и новыми расчетами, основанными на изменении договора аренды менее чем за месяц до даты установления тарифа не влечет для регулирующего органа обязательного учета данной заявки при установлении тарифа, поскольку объективно лишает Комитет возможности проверить обоснованность расчета тарифа экспертным путем.

Кроме того, при разрешении спора суд учитывает, что в соответствии с п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

При этом, согласно ч. 4 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Таким образом, в целях проверки обоснованности расчета налога на движимое имущество и проверки налоговой базы по данному налогу необходимо анализировать сведения об остаточной стоимости имущества, учетную политику владельца налогооблагаемого имущества, особенно с учетом того обстоятельства, что ряд объектов налогообложения, как следует из представленного ООО «Энергосеть» приложения к договору аренды, впервые был поставлен на бухгалтерский учет за пределами сроков его полезного использования (например в 1953, 1957,1960, 1966 годах), следовательно, определение сроков его полезного использования в целях определения его остаточной стоимости является юридически значимым.

Кроме того, в соответствии со статьей 380 Налогового кодекса Российской Федерации ставки налога на имущество организаций устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%. Аналогичная налоговая ставка установлена в ст. 2 Закона Тульской области от 24 ноября 2003 года № 414-ЗТО «О налоге на имущество организаций».

При этом, в силу п. 4 ст. 380 НК РФ в случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в настоящей статье.

Согласно пункту 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации имеют право на льготу по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств.

Льгота предоставляется в виде освобождения от уплаты налога, за исключением случаев уплаты налога в отношении объектов движимого имущества, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 Кодекса взаимозависимыми.

В соответствии со статьей 381.1 Кодекса данная льгота с 1 января 2018 года применяется на территории субъекта Российской Федерации в случае принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации.

При этом, согласно положениям Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступающим в силу с 1 января 2018 года, статья 380 Кодекса дополняется пунктом 3.3, согласно которому налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 Кодекса, не освобожденного от налогообложения в соответствии со статьей 381.1 Кодекса, не могут превышать в 2018 году 1,1 процента.

Таким образом, на дату подачи первой тарифной заявки – то есть по состоянию на 28.04.2017 ООО «Энергосеть» в отсутствие Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и закона Тульской области от 30.11.2017 №82-ЗТО «О внесении изменений в статью 2 Закона Тульской области «О налоге на имущество организаций» имело возможность заявить в составе НВВ расходы по уплате налога на недвижимое имущество по ставке 2,2%, предоставив необходимое экономическое обоснование планируемых расходов и скорректировав их в последующем по ставке 0,55% на основании принятых в Тульской области нормативных актов, устанавливающих данную ставку.

Следовательно, незаявление отдельных расходов в составе НВВ в заявке от 28.04.2017 является предпринимательским риском самого предприятия, поскольку непредставление данных сведений не является для административного ответчика непреодолимым препятствием для установления соответствующего тарифа без необходимости запроса данной информации у административного истца

Более того, суд учитывает, что согласно п. 3 Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного Приказом Федеральной службы по тарифам от 28 марта 2013 г. № 313-э ( далее Регламент) в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных Правилами регулирования, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов).

При этом, п. 5 данного Регламента прямо предусмотрено, что в случае пропуска сроков направления заявления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций в порядке, предусмотренном пунктом 3 настоящего Регламента.

Согласно позиции административного ответчика, административный истец не подтвердил экономической обоснованности расчетов налога на имущество, эти показатели не были предметом экспертной оценки ООО «ИТЦ Энергоэффект» заключение которого использовалось членами экспертной группы комитета для расчета экономически обоснованного уровня тарифа, в связи с чем, учитывая что изменения в закон Тульской области от 24.11.2013 «О налоге на имущество организаций» №414-ЗТО на момент принятия тарифа не вступили в законную силу, они не были приняты административным ответчиком, как экономически обоснованные.

Суд соглашается с данной позицией административного ответчика, и кроме того учитывает, что фактическое изменение организацией тарифной заявки менее чем за 15 рабочих дней до заседания Правления комитета само по себе не позволяло надлежащим образом организовать проверку обоснованности представленных расчетов исходя из специфики налогообложения движимого имущества, предусматривающего помимо всего прочего предоставление информации о цене сделки по каждому объекту, его остаточной стоимости с учетом срока полезного использования и амортизации.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что административный истец не представил в регулирующий орган при подаче заявки от 11.12.2017 ни инвентарные карточки, ни какие либо другие документы, позволяющие установить основания для заявленной оценки объектов основных средств, достоверность суммы налога, как уплачиваемого самой организацией, так и выделенной в структуре арендной платы по указанному выше договору аренды, неоднократно измененному дополнительными соглашениями, и, соответственно, обоснованность начисления налога на движимое имущество, то есть, не представил обосновывающие расчет материалы, соответствующие п. 17 Правил государственного регулирования.

При этом суд учитывает, что административный истец представил в регулирующий орган справку - расчет налога на имущество за 2018 год. Однако, то обстоятельство, что комитет располагал включенными в таблицы данными, не свидетельствует о том, что эти данные должны были быть приняты к рассмотрению на заседании Правления.

Доводы свидетеля ФИО6 о том, что инвентарные карточки представлялись в электронном виде при регулировании тарифа на 2017 год и должны были быть использованы комитетом при установлении тарифа на 2018 год, суд находит несостоятельными, поскольку согласно п. 6 Регламента документы, обосновывающие тарифную заявку, представляются на бумажном носителе и в электронном виде, в том числе по шаблонам, размещенным на официальном сайте ФСТ России в сети Интернет, следовательно, данные документы должны были быть представлены и на бумажном носителе, тем более, что приложение к договору аренды неоднократно изменялось, как указывала свидетель ФИО6, часть объектов в процессе их использования была реконструирована, на некоторых произведены неотделимые улучшения, что безусловно повлекло изменение их стоимости, а несколько объектов недвижимого имущества, ранее принадлежавших на праве собственности ООО «Энергосеть» были проданы им ООО «УчетРемонтЭлектроСервис» и впоследствии взяты ООО «Энергосеть» в пользование на основании дополнительного соглашения к имеющемуся договору аренды.

Что касается справки-расчета по налогу на имущество, принадлежащее на праве собственности ООО «Энергосеть», то данный расчет сам по себе также не мог служить самостоятельным основанием для обоснования заявленной ко включению в НВВ суммы по изложенным выше основаниям и, кроме того, данный расчет исходя из одного наименования имущества, например алкометр, кран автомобильный КС-55713 или электрооборудование, не позволял провести проверку обоснованности включения данного имущества в налогооблагаемое с учетом требований пп.8 ч. 4 ст. 374 НК РФ, в редакции, действовавшей на момент установления тарифов, согласно которой, объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации не признаются объектами налогообложения.

При этом суд учитывает, что в соответствии с абз. 10 пункта 7 Основ ценообразования в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.

Таким образом, административный истец не лишен возможности заявить указанные выпадающие расходы при установлении тарифа на 2020 год, поскольку законодателем предусмотрены именно такие меры, направленные на соблюдение баланса интересов сетевых организаций.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений прав и законных интересов административного истца в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности при установлении тарифов на 2018 год долгосрочного периода регулирования 2017 - 2021 гг.

Противоречий оспариваемого административным истцом в части Постановления комитета Тульской области по тарифам от 26.12.2016 года № 62/1 какому-либо нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, повлекших нарушение прав и законных интересов административного истца, в процессе судебного разбирательства не установлено.

Обществом не представлено доказательств существенного нарушения порядка и процедуры принятия оспариваемого Постановления комитета Тульской области по тарифам, которые могли бы повлечь его отмену.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

С учетом изложенного, поскольку региональный нормативный правовой акт издан органом исполнительной власти Тульской области в области государственного регулирования тарифов (цен) в пределах нормотворческой компетенции, в оспариваемой части соответствует федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, права административного истца не нарушает, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Требования ООО «Энергосеть» в остальной части также не подлежат удовлетворению по изложенным выше основаниям, поскольку производны из первого требования, в удовлетворении которого судом отказано.

В порядке п. 2 ч.4 ст.215 КАС РФ сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию в газете «Тульские известия» или сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://npatula.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу или по истечении установленного срока в ближайшем номере указанного издания.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд,

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления ООО «Энергосеть» к комитету Тульской области по тарифам о признании недействующим постановления комитета Тульской области по тарифам от 26.12.2017 года №62/1 «Об утверждении отдельных тарифов (иных показателей) на регулируемые виды деятельности для организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Тульской области» в части установленных в Приложении №8 размеров индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между филиалом «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» и ООО «Энергосеть» на 2018 год долгосрочного периода регулирования 2017-2021 годы, обязании принять новый нормативный правовой акт, заменяющий данное постановление, с учетом включения в состав необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей ООО «Энергосеть» на 2018 год экономически обоснованных расходов, не учтенных при тарифном регулировании, установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электроэнергии для взаиморасчетов между филиалом Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» и ООО «Энергосеть» на 2018 год долгосрочного периода регулирования 2017-2021 гг. из расчета необходимой валовой выручки, - отказать.

Сообщение о принятии данного решения суда подлежит опубликованию в газете «Тульские известия» или сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://npatula.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу или по истечении установленного срока в ближайшем номере указанного издания.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий