НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тульского областного суда (Тульская область) от 20.08.2019 № 3А-510/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 августа 2019 года город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Семеновой Т.Е.,

с участием прокурора Лазукиной О.Г..,

при секретарях Гукиной О.Н., Кузнецовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-510/2019 по административному исковому заявлению ООО «ТеплоРесурс» о признании недействующим постановления комитета по тарифам Тульской области от 21.12.2018 года №48/5 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования, тарифов на тепловую энергию и услугу по передаче тепловой энергии, не теплоноситель, на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячее водоснабжение), на горячую воду (горячее водоснабжение) в закрытых системах горячего водоснабжения, отпускаемую организациями потребителям Тульской области, на 2019 год долгосрочных периодов регулирования 2015-2019 гг., 2016-2019 гг., 2017-2020 гг., 2018-2021гг., 2019 – 2021гг., и долгосрочный период регулирования на 2019-2023 гг.», в части,

у с т а н о в и л:

ООО «Теплоресурс» осуществляет регулируемую деятельность по предоставлению услуг теплоснабжение на территории рабочего поселка Плеханово Ленинского района Тульской области и м.о. ГрицовскоеВеневского района Тульской области.

18.12.2018 года комитетом Тульской области по тарифам было принято Постановление №48/5«Об установлении долгосрочных параметров регулирования, тарифов на тепловую энергию и услугу по передаче тепловой энергии, на теплоноситель, на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячее водоснабжение), на горячую воду (горячее водоснабжение) в закрытых системах горячего водоснабжения, отпускаемую организациями потребителям Тульской области, на 2019 год долгосрочных периодов регулирования 2015-2019 гг., 2016-2019 гг., 2017-2020 гг., 2018-2021гг., 2019 – 2021гг., и долгосрочный период регулирования на 2019-2023 гг.».

Данным постановлением установлены, в частности, тарифы на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годы на тепловую энергию, реализуемую организациями, работающими на упрощенной системе налогообложения, потребителям Тульской области согласно приложению №7, в том числе, одноставочные тарифы для ООО «Теплоресурс»:

на первое полугодие 2019 года – 2001,07 руб./Гкал,

на второе полугодие 2019 года – 1951,14 руб./Гкал,

на первое полугодие 2020 года – 1951,14 руб./Гкал,

на второе полугодие 2020 года – 2007,77 руб./Гкал,

на первое полугодие 2021 года – 2007,77 руб./Гкал,

на второе полугодие 2021 года – 2065,81 руб./Гкал,

на первое полугодие 2022 года – 2065,81 руб./Гкал,

на второе полугодие 2022 года – 2127,70 руб./Гкал,

на первое полугодие 2023 года – 2127,70 руб./Гкал,

на второе полугодие 2022 года – 2191 руб./Гкал (Таблица 30).

ООО «ТеплоРесурс» обратилось в Тульский областной суд с административным исковым заявлением к комитету Тульской области по тарифам о признании недействующим названного постановления в указанной части в отношении ООО «ТеплоРесурс», с момента его принятия. Полагает, что оспариваемое постановление противоречит статьям 3 и 7 Федерального закона от 27.07.2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», пунктам 43-45 Основ ценообразования, пункту 37 Методических указаний. Не согласно с размером амортизационных отчислений по котельной в р.п. Плеханово, принятым в размере 320,58 тыс. руб. против заявленных 2778,38 тыс. руб. (с учетом амортизации машин и оборудования – 2824.12 тыс. руб.), рассчитанных с учетом договора финансовой аренды (лизинга) газовой котельной от <...> года №<...>, по условиям которого итоговая стоимость приобретаемого имущества составляет 28964365.54 руб., инвентарной карточки по форме №ОС-6, исходя из отнесения объекта в 7-ой амортизационной группе. Считает, что орган тарифного регулирования не имел правовых основания использовать для расчетов затрат на амортизацию материалов результатов торгов, так как договор лизинга заключался не на торгах. Отсутствие государственной регистрации договора лизинга не является основанием для отказа во включении в тариф расходов на амортизацию основного средства, так как такой договор считается заключенным с момента заключения сторонами соглашения по всем существенным условиям и с этого момента влечет правовые последствия между сторонами.

В судебном заседании представители административного истца по доверенностям ФИО1 и ФИО2 заявленные требования поддержали, просили иск удовлетворить. Дополнительно указали, что Комитет располагал возможностью запросить информацию у конкурсного управляющего о действительной цене договора, заключенного по результатам торгов.

Представители административного ответчика - комитета Тульской области по тарифам ФИО3, ФИО4, ФИО5 в суде возражали против удовлетворения административного иска. Согласно позиции административного ответчика, выраженной в ходе производства по делу и поддержанной в судебном заседании представителями, оспариваемое административным истцом в части постановление принято Комитетом в пределах его компетенции, с соблюдением установленной процедуры, федеральному законодательству не противоречит. По статье «амортизация» экспертной группой учтено 320,58 тыс. руб. исходя из суммы 4808,7 тыс. руб., указанной в результатах торгов №1031285 на сайте электронных торгов, победителем которых указано ООО «Фобос». Сам договор, заключенный по результатам торгов ООО «Фобос» и ООО «Х», не был представлен в тарифное дело, как и сведения о государственной регистрации договора лизинга, бухгалтерские документы, подтверждающие стоимость модульной газовой котельной, а также документы, подтверждающие факт оплаты. Кроме того, ранее ООО «ТеплоРесурс» осуществляло деятельность по котельной в р.п. Плеханово с 31.07.2015 года на основании договора аренды, заключенного с ООО "Б", а в период с 2009 года до 30.07.2015 года услугу оказывало ООО «Теплоэнергетик» также по договору аренды с ООО "Б", при этом в тарифах указанных организаций ежегодно учитывались средства на оплату договоров аренды. Таким образом, котельная за период с 2009 года по 2018 года полностью самортизирована, срок ее полезного использования по подтверждающим документам ООО "Б" составляет 87 месяцев. В подтверждение расходов на амортизацию ООО «ТеплоРесурс» представило, помимо договора лизинга, приказ <...> от <...> года, акт о приеме здания от <...> года, инвентарную карточку учета объекта основных средств №<...> (форма №ОС-6) от 2.10.2019 года, подтвердив основание начисления амортизации, но не подтвердив обоснованность первоначальной стоимости имущества, потому полное исключение расходов на амортизацию было бы необоснованным.Кроме того, полное исключение амортизации приведет к существенному росту тарифа на 2020 год, превышению максимального индекса роста платы граждан по населению п. Плеханово (рост тарифа в этом случае может составить более 10%).

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства по делу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Как следует из части 8 статьи 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, в частности, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов.

Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).

Согласно Положению о комитете Тульской области по тарифам, утвержденному Постановлением правительства Тульской области от 07.10.2011 N 17, комитет Тульской области по тарифам является органом исполнительной власти Тульской области в области государственного регулирования тарифов (цен).

Установленные приведенными выше правовыми нормами полномочия органа исполнительной власти Тульской области в области государственного регулирования тарифов реализованы путем принятия комитетом Тульской области по тарифам постановления №48/5 от 18.12.2018 года«Об установлении долгосрочных параметров регулирования, тарифов на тепловую энергию и услугу по передаче тепловой энергии, на теплоноситель, на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячее водоснабжение), на горячую воду (горячее водоснабжение) в закрытых системах горячего водоснабжения, отпускаемую организациями потребителям Тульской области, на 2019 год долгосрочных периодов регулирования 2015-2019 гг., 2016-2019 гг., 2017-2020 гг., 2018-2021гг., 2019 – 2021гг., и долгосрочный период регулирования на 2019-2023 гг.»

Данное постановление является нормативным правовым актом. Оно принято по результатам заседания Правления комитета Тульской области по тарифам от 18.12.2018 года большинством голосов членов данного коллегиального органа, присутствовавших на заседании, в соответствии с требованиями пункта 7.1 Положения о комитете Тульской области по тарифам, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 07.10.2011 года N 17, с соблюдением требований пунктов 30-32 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения

21.12.2018 года поименованное Постановление было официально опубликовано в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://npatula.ru согласно пункту 2 Постановления правительства Тульской области от 17.02.2014 года № 61 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области».

Таким образом,оспариваемое административным истцом постановлениепринято компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением порядка его принятия, правил введения в действие и опубликования, что административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.

Проверяя нормативный правовой акт на предмет соответствия его федеральному законодательству, суд исходит из следующего.

Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым, в том числе, утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, Правила установления долгосрочных параметров регулирования деятельностиорганизаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона «О теплоснабжении», Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э.

В соответствии с частью 1 статьи 9 и статьей 10 Закона о теплоснабжении тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

Согласно п. 32 Основ ценообразования, при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 настоящего документа.

В необходимой валовой выручке учитывается амортизация основных средств и нематериальных активов (подпункт 7 пункта 33 Основ ценообразования).

Одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов, который согласно пункту 18 Основ ценообразования применяется при расчете долгосрочных тарифов.

Особенности расчета тарифов с применением метода индексации установлены пунктами 71 - 75 Основ ценообразования и главой V Методических указаний.

Согласно пунктам 13, 14, 15, 16, 20, 28 и 33 Правил регулирования цен (тарифов) установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе, копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).

Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.

Согласно п.15 Основ ценообразования, срок действия регулируемых цен (тарифов) не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации. Предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов устанавливаются на финансовый год, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации. Долгосрочные тарифы устанавливаются на срок более 1 финансового года с учетом особенностей, предусмотренных настоящим документом. Тарифы на тепловую энергию (мощность), тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, а также тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из непревышения величины указанных тарифов без учета налога на добавленную стоимость в первом полугодии очередного расчетного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов без учета налога на добавленную стоимость во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.

При расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации (пункт 71 Основ ценообразования).

Согласно абзацу четвертому пункта 73 Основ ценообразования, величина неподконтрольных расходов определяется в соответствии с пунктом 62 настоящего документа и включает величину амортизации основных средств и расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, за исключением расходов на погашение и обслуживание заемных средств, в том числе процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом «б» пункта 74 настоящего документа.

Величина амортизации основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в году, предшествующем долгосрочному периоду регулирования, в соответствии с методическими указаниями с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета регулируемой организации (абзац 5).

Согласно подпункту «г» пункта 62 Основ, неподконтрольные расходы включают в себя арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 45 настоящего документа.

Согласно пункту 45 Основ ценообразования арендная плата, включается в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.

В силу пункта 43 Основ ценообразования, пункта 29 Методических указаний N 760-э амортизация основных средств и материальных активов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере бухгалтерского учета.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ6/01), утвержденным приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н, и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 13.10.2003 года №91н.

Согласно разделу IIIПБУ 6/01, стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, которое производится, в том числе линейным способом, исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, начисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

Начисление амортизации по объектам основных средств, сданным в аренду, производится арендодателем (пункт 50 Методических указаний N 91н).

В соответствии с пунктами 12, 13 Методических указаний N 91н учет основных средств по объектам ведется с использованием инвентарных карточек учета основных средств. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть указаны: основные данные об объекте основных средств, о сроке его полезного использования; способ начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); индивидуальные особенности объекта.

Исходя из пункта 1 статьи 31 Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору лизинга, учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению.

Судом установлено, что с 26.06.2015 года (с момента образования) основным видом деятельности ООО «ТеплоРесурс» является производство, передача и распределение пара и горячей воды, в связи с чем в соответствии с пунктами 4, 6 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении устанавливаемые тарифы подлежат государственному регулированию.

При регулировании тарифов для ООО «ТеплоРесурс» регулирующим органом применен метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, где 2019 год является первым годом первого долгосрочного периода регулирования 2019-2023 годов.

26.04.2018 года ООО «ТеплоРесурс» обратилось в комитет Тульской области по тарифам с заявлением об установлении тарифа на услугу теплоснабжения и горячего водоснабжения методом долгосрочной индексации установленных тарифов на 2019, 2020, 2021, 2022, 2023 годы.

На основании данной тарифной заявки Комитетом было открыто соответствующее дело об установлении тарифов.

В приложение к заявке административным истцом были представлены материалы по двум котельным: в п.Плеханово и п.Рассвет, - для утверждения нормативов удельных расходов топлива и нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии в период регулирования.

Предлагаемый для утверждения тариф на 2019 год на услугу ООО «ТеплоРесурс» указало в размерах:

на услугу ГВС п.Плеханово: компонент на тепловую энергию 2117.53 руб./Гкал (без НДС), компонент на теплоноситель 27.26 руб./м3,

на услугу ГВС п.Рассвет: компонент на тепловую энергию 2117.53 руб./Гкал (без НДС), компонент на теплоноситель 27.26 руб./м3.

Согласно калькуляции затрат, связанных с производством и реализацией тепловой энергии, в этой тарифной заявке предприятие предлагало учесть в строке «амортизация основных средств и нематериальных активов» 45,73 тыс.руб.

В обоснование заявленного размера расходов по данной статье заявитель представил, в том числе, договор от 25.04.2017 года аренды недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес> (модульная котельная с оборудованием), заключенный с ООО "Б"; инвентарную карточку учета данного объекта основных средств у собственника (ООО «Х») (т.1, л.д.<...>), из которой усматривается, что объект был учтен 22.04.2009 года (при вводе в эксплуатацию) по первоначальной стоимости 30980196,66 руб., установлен срок полезного использования – 87 месяцев.

В уточненной тарифной заявке от 19.11.2018 года административный истец указал следующие предлагаемые тарифы:

Тула (Плеханово) – 2371,47 руб./Гкал,

Грицово кот. №5 – 3593,43 руб./Гкал,

Грицово БМК-15 и №7 Кукуй – 2202,77 руб./Гкал.

Основанием для подачи изменений в расчеты и обосновывающие материалы указало изменение производственной структуры ООО «ТеплоРексурс» с 01.10.2018 года: котельная в п.Рассвет выбыла из состава котельных, эксплуатируемых организацией.

В составе направленных 19.11.2018 года в орган тарифного регулирования материалов были представлены, в том числе: договор финансовой аренды (лизинга) газовой котельной р.п. Плеханово от <...> года №<...> с актом приема-передачи имущества, инвентарная карточка учета основных средств унифицированной формы №ОС-6, калькуляция расходов, связанных с производством и реализацией тепловой энергии, расчет амортизационных отчислений на восстановление основных производственных фондов.

Согласно калькуляции затрат, связанных с производством и реализацией тепловой энергии, в этой тарифной заявке предприятие предлагало учесть в строке «амортизация основных средств и нематериальных активов» 2824,12 тыс.руб.

По условиям указанного договора лизинга, ООО «Х» (лизингодатель) обязался в срок не позднее 30.11.2018 года приобрести в собственность по поручению лизингополучателя (ООО «ТеплоРесурс») у ООО «ФОБОС» имущественный комплекс (модульная газовая котельная), расположенный по адресу: <адрес>. Цена имущества договором установлена в размере 24500000 руб., сумма лизинговых платежей – 28964365,54 руб., которые лизингополучатель обязался уплачивать 60-тью платежами согласно прилагаемому графику. На момент подачи тарифной заявки сделка зарегистрированане была.

В силу п.4.1 договора лизинга, имущество учитывается на балансе лизингополучателя.

Согласно инвентарной карточке №<...> от <...> года (т.1, л.д.<...>), имущественный комплекс – модульная котельная п.Плеханово была принята к учету у ООО «ТеплоРесурс» по остаточной стоимости 28964365.54 руб.

Органом регулирования в порядке пункта 22 Правил проведена экспертиза поступившего предложения на предмет его экономической обоснованности, по результатам которой принят оспариваемый нормативный правовой акт.

При расчете НВВ на 2019 г. регулирующий орган изменил заявленный обществом размер расходов на амортизацию в сторону снижения на 2503.54 тыс. руб.

При этом, как следует из выписки из протокола заседания Правления комитета по тарифам, Правление исходило из того, что, не были представлены сведения о государственной регистрации вышеуказанного договора финансовой аренды (лизинга) от <...> года, документы, подтверждающие стоимость котельной. Исходя из того, что котельная была приобретена ООО «Х» у ООО «Фобос» по результатам торгов, а договор купли-продажи, заключенный по результатам торгов, другие документы в подтверждение стоимости котельной, представлены не были, Правление приняло в расчет сумму амортизационных отчислений исходя из суммы 4808,7 тыс. руб., указанной в результатах торгов, срок амортизации – 15 лет исходя из отнесения объекта к седьмой амортизационной группе (по инвентарной карточке №<...>, представленной предприятием).

Такие основания корректировки расходов указаны как в протоколе заседания Правления комитета, так и содержатся в заключении экспертной группы Комитета.

В ходе рассмотрения данного дела суд установил, что вышеуказанный договор финансовой аренды был зарегистрирован <...> года. Из копии регистрационного дела по данной сделке, объяснении представителя административного истца, следует, что договор не был зарегистрирован ранее указанной даты в связи с необходимостью заключения дополнительного соглашения по условиям договора, не касающегося стоимости имущества.

Эти обстоятельства документально подтверждены и сторонами не оспаривались.

Согласно позиции административного истца, Комитет должен был производить расчет амортизации, исходя из стоимости котельной в р.п. Плеханово по договору лизинга вне зависимости от регистрации.

Суду представлен акт приема – передачи имущества от <...> года, а также копия инвентарной карточки от <...> года (т.1 л.д. <...>), согласно которой был принят на бухгалтерский учет имущественный комплекс – модульная газовая котельная п.Плеханово по остаточной стоимости 28964365,54 руб. Объект отнесен к седьмой амортизационной группе.

Как установлено ч.1 ст. 259.1 НК РФ, при установлении налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения линейного метода начисления амортизации, а также при применении линейного метода начисления амортизации в отношении объектов амортизируемого имущества в соответствии с пунктом 3 статьи 259 настоящего Кодекса применяется порядок начисления амортизации, установленный настоящей статьей.

Сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

Начисление амортизации линейным способом производится исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта (п. п. 18, 19 ПБУ 6/01).

Согласно п.п.7, 8 ПБУ 6/01, основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются, в частности, суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования.

Как пояснила в суде свидетель А., главный бухгалтер организации – истца, на баланс котельная (п.Плеханово), как имущество, была поставлено в марте 2019. До момента регистрации котельная учитывалась за балансом, то есть, на нее не начислялась амортизация. Амортизация начала начисляться с апреля 2019, то есть со следующего месяца после регистрации и постановки на учет. Амортизация считалась линейным методом, исходя из срока полезного действия определенной по классификации основных средств, котельная отнесена к 7 группе амортизации, поставлена на учет по общей сумме договора. До регистрации договора начисление амортизации некорректно. Показания данного свидетеля логичны, последовательны, сомнений в их достоверности у суда не имеется, потому суд придает им доказательственное значение.

Исходя из положений части 1 статьи 20 Федерального закона от 29.10.1998 N164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», статей 625, 651 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд полагает, что вышеназванный договор аренды (лизинга) подлежал государственной регистрации и мог считаться заключенным с момента такой регистрации, в то время, как в установленном порядке договор на момент рассмотрения тарифной заявки зарегистрирован не был.

Первый платеж по договору лизинга, согласно представленным суду платежным поручениям (т.2, л.д. <...>), был произведен лизингополучателем во исполнение условий договора 15.03.2019 года.

При таких обстоятельствах у органа тарифного регулирования Тульской области отсутствовали основания для принятия к расчету амортизации основных средств (котельной в п.Плеханово) заявленной административным истцом суммы, рассчитанной исходя из стоимости имущественного комплекса по договору лизинга.

Позиция административного истца, ссылающегося на то, что в данном случае до регистрации сделки сторонами было достигнуто соглашение по всем существенным условиям, что влечет возникновения между сторонами правовых последствий, несостоятельны, поскольку вопрос установления наличия либо отсутствия соответствующих правоотношений (из договора лизинга) в рамках данного административного спора разрешаться не может, и тем более, не мог быть разрешен Комитетом по тарифам в рамках тарифного дела.

Пункт 28 Основ ценообразования устанавливает, что при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке: а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант).

Руководствуясь пп. «б» п. 28 Основ ценообразования, при определении суммы расходов на амортизацию вышеуказанного имущественного комплекса (газовой котельной) Комитет по тарифам использовал сведения о цене имущества по договору, имеющиеся на сайте www.b2b–Center – электронная площадка.

Судом установлено, что на указанном сайте имелась и имеется на настоящее время информация о продаже имущественного комплекса (модульная газовая котельная), расположенного по адресу: <адрес>, - ООО «ФОБОС» (победителю торгов), по цене 4808703,69 руб. (публичное предложение 1031285). Сведений о другой цене договора указанный информационный ресурс не содержит.

Суд принимает во внимание, что по условиям договора купли-продажи от 18.09.2018 года, заключенного по результатам данных торгов, ООО «ФОБОС» приобрел указанное имущество у ООО «"Б"» за 8501000 руб. Та же информация о покупной цене указана в протоколе №<...> о результатах проведения торгов от 10.09.2018 года. Данные документы были представлены суду в ходе производства по данному делу.

В силу статьи 60 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.

По смыслу пунктов 15, 20 Правил регулирования, регулирующий орган принимает решение об установлении тарифовна основе документов, имеющихся на момент принятия такого решения.

Представленные в суд документы, которые не были предметом рассмотрения регулирующего органа, не являются доказательствами, подтверждающими факты, относящиеся к оспариваемому нормативному правовому акту.

В рамках данного дела административный истец, возражая относительно возможности использования Комитетом результатов торгов, тем не менее, не требовал учесть амортизационные расходы, исходя из иной цены договора, заключенного по результатам торгов, полагая необходимым учитывать исключительно цену имущества по договору лизинга.

Возможность направления органом регулирования запроса об истребовании дополнительных документов, предусмотренная пунктом 20 Правил регулирования цен (тарифов), не является безусловной обязанностью регулирующего органа, а относится к его полномочиям, которые могут быть реализованы при наличии соответствующей необходимости. При этом регулируемая организация в силу пункта 17 Правил регулирования цен (тарифов) наделена правом по своей инициативе представить дополнительные документы и материалы, которые, по ее мнению, имеют существенное значение для рассмотрения дела об установлении цен (тарифов).

В данном случае иной информацией о цене договора, заключенного по итогам торгов, регулирующий орган не располагал, что не оспаривается административным истцом, представитель которого присутствовал на заседании Правления Комитета, знал о проведении торгов, участником которых являлось и ООО «ТеплоРесурс».

Согласно п. 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей, числе прочего, отклонение уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован органом регулирования при установлении тарифов (пп. «в»).

Поскольку в силу п.62 Основ ценообразования расходы на арендную плату относятся к неподконтрольным расходам, административный истец не лишен возможности воспользоваться положениями п. 52 Основ и инициировать рассмотрение корректировки долгосрочного тарифа с представлением документов, подтверждающих иную стоимость имущества.

В свете изложенного соответствующие доводы административного истца суд находит несостоятельными.

Иные доводы административного истца основаны на неверном толковании норм федерального законодательства в указанной сфере правового регулирования и не содержат правовых оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.

По делу не представлено доказательств, подтверждающих, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением прав административного истца.

С учетом изложенного в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания недействующим (в оспариваемой части) постановления комитета по тарифам Тульской области от 18.12.2018 года №48/5 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования, тарифов на тепловую энергию и услугу по передаче тепловой энергии, на теплоноситель, на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячее водоснабжение), на горячую воду (горячее водоснабжение) в закрытых системах горячего водоснабжения, отпускаемую организациями потребителям Тульской области, на 2019 год долгосрочных периодов регулирования 2015-2019 гг., 2016-2019 гг., 2017-2020 гг., 2018-2021гг., 2019 – 2021гг., и долгосрочный период регулирования на 2019-2023 гг.»

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ООО «ТеплоРесурс» о признании недействующим постановления комитета по тарифам Тульской области от 21.12.2018 года №48/5 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования, тарифов на тепловую энергию и услугу по передаче тепловой энергии, на теплоноситель, на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячее водоснабжение), на горячую воду (горячее водоснабжение) в закрытых системах горячего водоснабжения, отпускаемую организациями потребителям Тульской области, на 2019 год долгосрочных периодов регулирования 2015-2019 гг., 2016-2019 гг., 2017-2020 гг., 2018-2021гг., 2019 – 2021гг., и долгосрочный период регулирования на 2019-2023 гг.», в части установления тарифов для ООО «ТеплоРесурс» (приложение №7, таблица 30), - отказать.

Сообщение о принятии данного решения суда подлежит опубликованию в газете «Тульские известия» или сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://npatula.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу или по истечении установленного срока в ближайшем номере указанного издания.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий