НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тульского областного суда (Тульская область) от 19.07.2018 № 7-113

дело №7-113 судья Улитушкина Е.Н.

Р Е Ш Е Н И Е

19 июля 2018 года г.Тула, пр.Ленина, д.45

Судья Тульского областного суда Башкиров А.А.,

при секретаре Карловой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Умарова Ж.Д. и его защитника по доверенности Мамаджанова Т.М. на постановление судьи Кимовского городского суда Тульской области от 5 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

5 июля 2018 года в отношении Умарова Ж.Д. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, за то, что он, являясь гражданином Республики Узбекистан, допустил нарушение режима пребывания на территории Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, чем нарушил требования п.2 и п.5 ст.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Постановлением судьи Кимовского городского суда Тульской области от 5 июля 2018 года за совершение указанного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, Умаров Ж.Д. подвергнут административному штрафу в размере 2500 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме в форме контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации.

В жалобе Умаров Ж.Д. и его защитник по доверенности Мамаджанов Т.М. просят отменить постановление суда, поскольку оно необоснованно и немотивированно, принято без учета обстоятельств по делу.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения Умарова Ж.Д. при участии переводчика Р. А.Р., защитника Умарова Ж.Д. по доверенности Мамаджанова Т.М., обсудив доводы жалобы, судья приходит к следующему.

В ч.1 ст.2 указанного Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» раскрыто содержание понятий иностранного гражданина и лица без гражданства, а именно: иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; в свою очередь лицо без гражданства – это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Так же в ч.1 ст.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» дано определение законно находящегося в Российской Федерации иностранного гражданина, которым является - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

В силу указания той же нормы, миграционной картой является документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; а разрешение на работу - это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

По общему правилу, установленному в абзаце первом ч.1 ст.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ч.5 ст.13.3 Федерального закона №115-ФЗ патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев.

Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента.

Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется.

В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.

В силу требований ч.4 ст.227.1 Налогового кодекса Российской Федерации фиксированный авансовый платеж по налогу уплачивается налогоплательщиком по месту осуществления им деятельности на основании выданного патента до дня начала срока, на который выдается (продлевается), переоформляется патент.

В соответствии со ст.25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию РФ, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Часть 1.1 ст.18.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, и влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Умаров Ж.Д. въехал на территорию Российской Федерации 21 ноября 2017 года.

Ранее, 15 июня 2017 года, Умарову Ж.Д. выдан патент, срок действия которого прекращен 14 июня 2018 года, что подтверждается квитанциями об уплате Умаровым Ж.Д. налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.

Сведений о продлении срока действия патента или переоформлении патента в соответствии со ст.13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», материалы дела не содержат.

4 июля 2018 года в 17 часов 30 минут ст.УУП МОМВД России «К.» в ходе работы на административном участке по адресу: <адрес> был выявлен гражданин республики Узбекистан – Умаров Ж.Д., находящийся на территории Российской Федерации с нарушением режима пребывания с 15 июня 2018 года, выразившимся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации.

Из содержания указанных выше норм и изложенных обстоятельств следует, что Умаров Ж.Д., въехав на территорию Российской Федерации 21 ноября 2017 года, имел право находиться в ее пределах в установленные законодательством сроки, то есть по 14 июня 2018 года.

Анализ, изложенных обстоятельств, позволил судье городского суда прийти к обоснованному выводу, что Умаров Ж.Д. с 15 июня 2018 года незаконно находится на территории Российской Федерации, уклоняется от выезда по истечении установленного законом срока, и нарушил режим пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Факт совершения Умаровым Ж.Д. административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью исследованных судьей городского суда доказательств, а именно: копией паспорта Умарова Ж.Д.; копией патента, выданного 15 июня 2017 года; протоколом об административном правонарушении от 4 июля 2018 года №; письменными объяснениями Умарова Ж.Д.; данными проверок СПО «Мигрант – 1»; заключением об установлении личности гражданина республики Узбекистан от 4 июля 2018 года; уведомлением о прибытии иностранного гражданина Умарова Ж.Д. в РФ; копией миграционной карты; копией паспорта принимающей стороны - гражданки М. Ш.Б.; протоколом об административном задержании от 4 июля 2018 года; протоколом о доставлении лица в орган внутренних дел от 4 июля 2018 года; рапортом инспектора ДПС ОГИБДД МОМВД России по Тульской области Р. С.И. от 4 июля 2018 года о нахождении Умарова Ж.Д.У. на территории РФ с нарушением режима пребывания; квитанциями об уплате Умаровым Ж.Д. налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.

Довод жалобы о том, что Умаровым Ж.Д. допущено нарушение миграционного законодательства вследствие незаконных действий (бездействия) сотрудников УВМ УМВД России по Тульской области и ГБУ ТО «МФЦ», судья Тульского областного суда находит несостоятельным по следующим основаниям.

Документы, представленные Умаровым Ж.Д. в обоснование своей позиции, изложенной в жалобе, а именно: копия паспорта; копия перевода паспорта с узбекского языка на русский язык; копия миграционной карты серии , согласно которой срок временного пребывания Умарова Ж.Д. продлен до 14 июня 2018 года; копия чека-ордера от 25 июля 2018 года об уплате штрафа в размере 2500 рублей; копия паспорта М. Ш.Б.; копии свидетельства М. Ш.Б. серии , выданного 15 марта 2017 года; копия свидетельства о рождении Умарова Ж.Д. серии ; копия трудового договора от 15 февраля 2018 года между М. Ш.Б. и Умаровым Ж.Д.; копия патента серии , выданного Умарову Ж.Д. 15 июня 2017 года; копия описи документов, согласно которой 22 мая 2018 года Умаров Ж.Д. направил в УВМ УМВД России по Тульской области уведомление о заключении трудового договора и трудовой договор; копия кассового чека от 22 мая 2018 года об оплате М. Ш.Б. письма в УМВД России; копия отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором , согласно которому письмо М. Ш.Б. получено УМВД России 9 июня 2018 года; копия заявления Умарова Ж.Д. от 30 мая 2018 года на переоформление патента; копия сертификата рег.номер , выданного 29 мая 2017 года, согласно которому Умаров Ж.Д. сдал экзамен и подтвердил владение русским языком, знание истории России и основ законодательств Российской Федерации; копия страхового полиса САО «ВСК» ; копия квитанции от 29 мая 2018 года на сумму 1500 руб.; копия сертификата ГУЗ «ТОККВД», <данные изъяты>; копия медицинского заключения ГУЗ «ТОККВД» от 24 мая 2018 года <данные изъяты>; копия медицинского заключения ГУЗ «ТОККВД» от 24 мая 2018 года об отсутствии у Умарова Ж.Д. инфекционных заболеваний; копия справки ГУЗ «ТОККВД» от 23 мая 2018 года о состоянии иммунизации Умарова Ж.Д., не являются доказательствами законности его нахождения на территории Российской Федерации с 15 июня 2018 года, и не могут служить основанием к отмене постановленного судебного акта.

В силу подпункта 1 пункта 11 статьи 13.4 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ для продления срока действия разрешения на работу иностранный гражданин, указанный в пункте 1 настоящей статьи, не позднее пятнадцати рабочих дней до окончания срока действия такого разрешения представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган заявление о продлении срока действия разрешения на работу с полным набором документов, указанных в пункте 11.

Основанием для начала административной процедуры является поступление в подразделение по вопросам миграции заявления о предоставлении государственной услуги либо составленного в произвольной форме заявления об аннулировании патента. Факт приема заявления о предоставлении государственной услуги, а также заявления об аннулировании патента к рассмотрению удостоверяется подписью должностного лица на заявлении о предоставлении государственной услуги. При личном обращении заявителя ему выдается справка о приеме документов, подтверждающая прием заявления к рассмотрению (приложение N 2 к настоящему Административному регламенту). Срок переоформления патента иностранному гражданину или направления уведомление об отказе в его переоформлении не должен превышать 10 рабочих дней со дня принятия подразделением по вопросам миграции заявления о переоформлении патента (пункты 70, 72, 74 и 23 приказа МВД России от 20 октября 2017 года №800 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче патентов для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 17 ноября 2017 года №48949)).

Заявления Умарова Ж.Д. от 30 мая 2018 года на переоформление патента, не содержит отметок о его принятии к рассмотрению уполномоченным органом. Не представлено доказательств подачи заявления о предоставлении государственной услуги по переоформлению патента в уполномоченный орган по вопросам миграции с набором, предусмотренных законодательством, документом и при рассмотрении жалобы.

Следовательно, обращение иностранного лица на переоформление патента без доказательств их принятия к рассмотрению полномочным органом не может свидетельствовать о законности нахождения такого лица на территории Российской Федерации, и, соответственно, не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

В своих объяснениях, данных судье Кимовского городского суда Тульской области, Умаров Ж.Д. пояснил, что приехал в Российскую Федерацию 21 ноября 2017 года. Им получен патент серии от 15 июня 2017 года сроком действия до 15.06.2018 года. Понимал необходимость выехать с территории Российской Федерации по окончании срока действия патента, однако не выехал.

Приняв во внимание изложенное, судья городского суда обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях Умарова Ж.Д. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.

Российская Федерация - правовое государство, и в ней равно как иностранные граждане, так и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с ее гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации, применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина Российской Федерации, т.е. возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами.

Предусматривая, в частности, право каждого на свободный выезд за пределы Российской Федерации, Конституция Российской Федерации только за российскими гражданами признает право на беспрепятственный в нее въезд, а кроме того, гарантирует право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства на территории Российской Федерации только тем, кто законно на ней находится. Это соотносится с положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в том числе со статьями 3 и 8, а также с пунктом 1 статьи 2 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 1985 года), закрепляющим, что ее нормы не должны толковаться как ограничивающие право государства принимать законы и правила, касающиеся въезда иностранцев и условий их пребывания, или устанавливать различия между его гражданами и иностранцами и как узаконивающие незаконное проникновение иностранца в государство или его присутствие в государстве.

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Исходя из предписаний Конституции Российской Федерации и требований международно-правовых актов, в частности Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, Российская Федерация вправе использовать действенные законные средства, которые позволяли бы ей контролировать на своей территории иностранную миграцию, следуя при этом конституционным критериям ограничения прав, свобод и не отказываясь от защиты своих конституционных ценностей.

При определении критериев допустимости назначения наказания в виде выдворения за пределы демократического государства, необходимо исходить из того, что значение, придаваемое тому или иному из них, будет различным в зависимости от обстоятельств конкретного дела, государство, связанное необходимостью установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы усмотрения; в то же время право властей применять выдворение может быть важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными подрывало бы уважение к такому закону.

Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение в силу насущной социальной необходимости.

Санкция ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ не предусматривает альтернативу в вопросе назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1, 2 статьи 4.1 КоАП РФ).

При назначении Умарову Ж.Д. административного наказания судьей городского суда требования ст.4.1 КоАП РФ нарушены не были.

Умаровым Ж.Д. суду не представлено доказательств наличия у него близких родственников, имеющих гражданство Российской Федерации и находящихся на ее территории, с которыми он проживает одной семьей. При указанных обстоятельствах, выдворение не препятствует семейной жизни Умарова Ж.Д.

Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к Умарову Ж.Д. этой меры ответственности, а также ее соразмерность предусмотренным ч.1 ст.3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений правонарушителем.

Довод жалобы Умарова Ж.Д. и его защитника по доверенности Мамаджанова Т.М. о недостаточном знании Умаровым Ж.Д. русского языка, юридической неграмотности, непредставлении должностным лицом услуг переводчика опровергается протоколом об административном правонарушении от 4 июля 2018 года (), объяснениями Умарова Ж.Д. от 4 июля 2018 года, согласно которых русским языком он владеет, в услугах переводчика не нуждается; декларацией о правах и обязанностях лица, привлекаемого к административной ответственности от 5 июля 2018 года (), согласно которой Умаров Ж.Д. русским языком владеет, в услугах защитника не нуждается, ходатайств не имеет. Указанные документы заверены подписью Умарова Ж.Д.

В соответствии с ч.1 ст.25.1 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

В ходе производства по делу об административном правонарушении ходатайств о нуждаемости в переводчике, а также защитнике для соблюдения прав и законных интересов Умаровым Ж.Д. не заявлено.

Каких-либо нарушений требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судьей городского суда не допущено.

При таких обстоятельствах, оснований к изменению либо отмене вынесенного по делу постановления и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья

р е ш и л :

постановление судьи Кимовского городского суда Тульской области от 5 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Умарова Ж.Д. и его защитника по доверенности Мамаджанова Т.М. - без удовлетворения.

Судья