РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июня 2018 года город Тула
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Голомидовой И.В.,
при секретаре Хромовой М.Н.,
с участием прокурора Епихиной Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3-580/2018 по административному исковому заявлению ФИО1 к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании недействующими пунктов 4473, 4474 и 4412 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 18.11.2014 года № 1904 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год»; пунктов 4595, 4596 и 4535 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного распоряжением министерства экономического развития Тульской области от 27.11.2015 года № 2391 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год»; пунктов 4598, 4539 и 4477 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного распоряжением министерства экономического развития Тульской области от 29.11.2016 года № 3359 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год»,
установил:
18 ноября 2014 года министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение № 1904 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год».
Данное распоряжение подписано министром имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликовано 19 ноября 2014 года на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tularegion.ru), 28 ноября 2014 года в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://npatula.ru) и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.
Пунктом 1 распоряжения определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, согласно приложению (далее - Перечень на 2015 год, Перечень).
В названный Перечень в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, под номерами 4412, 4473 и 4474 включены соответственно нежилое здание с кадастровым номером <...> а также нежилые помещения с кадастровыми номерами <...> и <...>.
27 ноября 2015 года министерством экономического развития Тульской области издано распоряжение № 2391 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год».
Данное распоряжение подписано министром экономического развития Тульской области, опубликовано 30 ноября 2015 года на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tularegion.ru), и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.
Пунктом 1 распоряжения определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, согласно приложению (далее - Перечень на 2016 год, Перечень).
В названный Перечень в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, под номерами 4535, 4595 и 4596 включены соответственно нежилое здание с кадастровым номером <...>, а также нежилые помещения с кадастровыми номерами <...> и <...>.
29 ноября 2016 года министерством экономического развития Тульской области издано распоряжение № 3359 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год».
Данное распоряжение подписано заместителем министра экономического развития Тульской области, опубликовано 30.11.2016 года на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tularegion.ru), и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.
Пунктом 1 распоряжения определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, согласно приложению (далее – Перечень на 2017 год, Перечень).
В названный Перечень в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, под номерами 4477, 4538 и 4539 включены соответственно нежилое здание с кадастровым номером <...>, а также нежилые помещения с кадастровыми номерами <...> и <...>
ФИО1, являясь собственником указанных здания и помещений, обратился в суд с административным иском о признании недействующими данных Перечней в части включения в них указанных объектов недвижимого имущества, ссылаясь на противоречие названных Перечней в оспариваемых частях положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, ввиду того, что принадлежащие ему объекты недвижимости с кадастровыми номерами <...>, <...> и <...> не обладают признаками административно-делового центра, не предназначены для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, фактически не используются по назначению. Земельный участок, на котором расположено принадлежащее ему здание, имеет вид разрешенного использования «для общего пользования (уличная сеть)», а земельный участок под многоквартирным домом, в котором расположены названные выше нежилые помещения, не сформирован. Неправомерное включение, по утверждению административного истца, вышеупомянутых здания и помещений в Перечни повлекло для него увеличение размера платежей по налогу на имущество физических лиц, что подтверждается, в том числе, налоговым уведомлением от <...> года об уплате налога за 2015-2016 годы.
Полагая ошибочным внесение указанных объектов недвижимого имущества в соответствующие Перечни, ФИО1 обратился к административному ответчику с заявлением об их исключении, однако письмами от <...> министерство имущественных и земельных отношений Тульской области отказало ему в исключении здания и помещений из Перечней, что и послужило основанием для обращения с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя по доверенности.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2 заявленные требования поддержала по тем же основаниям и просила их удовлетворить.
Представители административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенностям ФИО3 и ФИО4, заинтересованного лица правительства Тульской области по доверенности ФИО3 с заявленными требованиями не согласились, указав, что оспариваемые распоряжения изданы компетентным органом в пределах предоставленных полномочий, в установленном порядке, федеральному законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречат, поскольку принадлежащие административному истцу встроенные нежилые помещения, равно как и нежилое здание используются для размещения торговых объектов; прав и законных интересов административного истца указанные распоряжения не нарушают.
Представители заинтересованного лица администрации муниципального образования Узловский район по доверенностям ФИО5, ФИО6 заявленные требования считали не подлежащими удовлетворению по тем же основаниям, ссылаясь на правомерность включения в Перечни принадлежащих административному истцу нежилых здания и помещений.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Епихиной Т.С., полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества предоставлено субъекту Российской Федерации также и подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Статьей 15 и пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются плательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Указанный перечень, согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
По состоянию на 18 ноября 2014 года (дату принятия оспариваемого распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 18 ноября 2014 года № 1904) органом исполнительной власти Тульской области, который был наделен полномочиями по определению перечня объектов недвижимого имущества, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1, подпункту 48 пункта 4, пунктам 6, 7 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 28 сентября 2011 года № 6, являлось министерство имущественных и земельных отношений Тульской области.
Впоследствии, в связи с совершенствованием структуры органов исполнительной власти Тульской области на основании Указа Губернатора Тульской области от 07 августа 2015 № 238 по состоянию на 27 ноября 2015 года и 29 ноября 2016 года (даты принятия оспариваемых распоряжений министерства экономического развития Тульской области от 27 ноября 2015 года № 2391 и от 29 ноября 2016 года № 3359), данным органом являлось министерство экономического развития Тульской области (подпункт 108 пункта 4 Положения о министерстве экономического развития Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 11 ноября 2015 года № 508).
На момент рассмотрения спора министерство имущественных и земельных отношений Тульской области в силу пункта 3 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 13 октября 2016 года № 452, и передаточного акта № 1 от 23 декабря 2016 года является правопреемником министерства экономического развития Тульской области в части реализации полномочий по управлению и распоряжению в пределах своей компетенции имуществом области, за исключением средств бюджета Тульской области, бюджетов территориальных внебюджетных фондов и жилищного фонда, принадлежащего на праве собственности области, предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования город Тула, в пределах полномочий, установленных федеральными законами, законами Тульской области, постановлениями правительства Тульской области, а также координации в случаях, установленных федеральными законами, законами Тульской области, указами Губернатора Тульской области и постановлениями правительства Тульской области, деятельности в этой сфере иных органов исполнительной власти Тульской области.
Положением о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденным Постановлением правительства Тульской области от 28 сентября 2011 года № 6 (подпункт 3 пункта 7), предусматривалось издание министром в пределах своей компетенции приказов и распоряжений в установленной сфере деятельности; аналогичное правовое установление предусматривалось подпунктом 5 пункта 7 Положения о министерстве экономического развития Тульской области, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 11 ноября 2015 года № 508.
Оспариваемое распоряжение министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 18 ноября 2014 года № 1904 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год» было опубликовано 19 ноября 2014 года на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tularegion.ru), а также 28 ноября 2014 года в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://npatula.ru), в соответствии с подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, постановлением правительства Тульской области от 17 февраля 2014 года № 61 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области».
Распоряжение министерства экономического развития Тульской области от 27 ноября 2015 года № 2391 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год» было опубликовано 30 ноября 2015 года на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tularegion.ru) в соответствии с подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 15.10.2015 года № 1931 в указанный выше акт были внесены изменения в части.
Распоряжение министерства экономического развития Тульской области от 29 ноября 2016 года № 3359 опубликовано 30 ноября 2016 года на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tularegion.ru) в соответствии с подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Изменяющая редакция указанного распоряжения от 28.12.2015 года так же была опубликована в установленном порядке
Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемые распоряжения изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, порядка принятия, правил введения в действие и опубликования, что также неоднократно установлено вступившими в законную силу решениями Тульского областного суда от 22.09.2017 года, от 22.10.2017 года и стороной административного истца в процессе судебного разбирательства не оспаривалось.
Проверяя данные распоряжения в оспариваемой части на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Абзацами первым и третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из пункта 1 и подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Законом Тульской области от 20 ноября 2014 года № 2219-ЗТО «Об установлении единой даты начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» была установлена единая дата начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2016 года.
Решением Собрания представителей муниципального образования Узловский район от 17 ноября 2014 года № 26-168 «Об установлении на территории муниципального образования город Узловая Узловского района налога на имущество физических лиц», как в первоначальной редакции, так и в редакции от 15.11.2016 года, установлен и введен на территории муниципального образования город Узловая Узловского района налог на имущество физических лиц с 1 января 2015 года; при этом для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей, налоговая ставка установлена в размере 2 процента от их кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи.
В силу подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в перечень подлежат включению следующие виды недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, по смыслу приведенных норм законодательства в Перечень подлежит включению лишь такое недвижимое имущество, которое отвечает критериям, установленным названными выше правовыми нормами.
Из положений пунктов 1, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что критериями отнесения отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) к торговому центру (комплексу), как объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется из кадастровой стоимости, являются: вид разрешенного использования земельного участка (размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания), назначение здания для использования или его фактическое использование в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; критериями отнесения нежилых помещений к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, являются: назначение помещений для использования или их фактическое использование в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Причем для включения объекта недвижимости в Перечень достаточно, чтобы объект недвижимости отвечал хотя бы одному из указанных критериев.
Отдельной категорией объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, являются нежилые помещения, если их назначение в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, или они фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. При этом для установления этого обстоятельства достаточно фактического использования не менее 20% общей площади помещения для размещения указанных объектов. Кроме того, такие помещения могут находиться в любых зданиях, в том числе и в многоквартирных жилых домах.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами <...> площадью 138,3 кв.м, и <...> площадью 124,3 кв.м, расположенных на 1 этаже в отдельно стоящем многоквартирном доме с кадастровым номером <...>, общей площадью 1 064,1 кв.м, по адресу: <адрес>.Изложенное подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от <...>, выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <...>.
Многоквартирный дом, в котором находятся принадлежащие ФИО1 нежилые помещения, расположен на земельном участке с кадастровым номером <...>, общей площадью 3582 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации жилого дома, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <...>. Названный земельный участок снят с кадастрового учета <...> года.
Судом также установлено, что ФИО1 является собственником одноэтажного нежилого здания с кадастровым номером <...> – здание кафе и остановки, площадью 256,8 кв.м (в том числе 88,5 кв.м по подвалу) (литера А2), расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <...>, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <...>
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером <...> площадью 189,3 кв.м, принадлежащем ФИО1 на праве собственности, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для торговой деятельности, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <...>, актом административного обследования объекта земельных отношений <...>.
Как следует из положений пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно Правилам землепользования и застройки г. Узловая Узловского района, утвержденным решением Собрания представителей муниципального образования Узловский район от 30.12.2013 года № 12-63, земельный участок с кадастровым номером <...> расположен в зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (Ж-2). Данная зона предназначена для застройки средней плотности многоквартирными среднеэтажными жилыми домами, допускается размещение объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, преимущественно местного значения, иных объектов согласно градостроительным регламентам. К условно разрешенным видам использования относятся: магазины, объекты бытового обслуживания, предприятия общественного питания, временные торговые объекты.
Из Правил землепользования и застройки г. Узловая Узловского района, утвержденных решением Собрания представителей муниципального образования Узловский район от 15.11.2016 года № 60-407 следует, что земельный участок с кадастровым номером <...> расположен в зоне делового, общественного и коммерческого назначения (О1). Основными видами разрешенного использования земельных участков являются объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы), рынки, магазины.
Федеральным законом от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации была дополнена положением о том, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» под кодом 4 значится вид разрешенного использования земельных участков «Предпринимательство», который предполагает размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования, предусмотренных кодами 4.1 - 4.10, в том числе размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м (4.4 «магазины»).
До вступления в силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540, согласно его пункту 2, виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов».
Вышеназванными Методическими указаниями определены, в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков, как предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5).
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на 17.05.2018 года ФИО1 является индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным с <...> года. Основным видом деятельности является деятельность в области фотографии, дополнительными – оптовая и розничная торговля.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит определений торгового объекта, торговой деятельности и в силу пункта 1 статьи 11 Налогового Кодекса Российской Федерации данные понятия применяются в том значении, в каком они используются в Федеральном законе от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Согласно названному федеральному закону под торговой деятельностью понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров, которая осуществляется в виде оптовой торговли (вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием) или розничной торговли (вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности); к торговому объекту относится здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (часть 3 статьи 1, пункты 1 - 4 статьи 2 Федерального закона № 381-ФЗ).
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <...>, на котором расположено здание с кадастровым номером <...>, предполагает использование его в торговых целях, соответствует пункту 1.2.5 названных Методических указаний – «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания», а после 24.12.2014 года – коду 4 вышеупомянутого классификатора, поскольку предусматривает размещение торговых объектов.
Довод административного истца о том, что земельный участок под принадлежащим ему нежилым зданием имеет вид разрешенного использования «для общего пользования (уличная сеть)», что следует из публичной кадастровой карты, суд находит необоснованным, поскольку в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о принадлежащем ФИО1 земельном участке с кадастровым номером <...>, в соответствии с которыми названный объект недвижимости поставлен на кадастровый учет 10.07.2002 года как ранее учтенный, имеет уточненную площадь 189,30 кв.м, категорию земель – земли населенных пунктов, а вид разрешенного использования – для торговой деятельности. Границы данного земельного участка установлены. Согласно письму филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области от <...> вид разрешенного использования названного земельного участка установлен с 2002 года по настоящее время. Более того, в публичной кадастровой карте также отражены данные о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <...> по документу – торговая деятельность.
Кроме того, согласно объяснениям представителя министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, подтвержденным представленными в материалы дела протоколами межведомственной комиссии по формированию перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость от <...> года, от <...> года, письмами министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от <...> Управления Росреестра по Тульской области от <...>, Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, на 2016 год, на 2017 год формировались на основании информации, предоставленной, в том числе, органом, осуществляющим регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которому в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Методическими рекомендациями по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 1 июля 2002 г. № 184, предоставлялись для осуществления регистрации прав, в том числе, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) права, а также кадастровые планы земельного участка и (или) объекта недвижимости с указанием, в том числе, вида разрешенного использования земельного участка.
В ходе судебного разбирательства по делу судом установлено также фактическое использование принадлежащих ФИО1 как нежилого здания с кадастровым номером <...>, так и нежилых помещений с кадастровыми номерами <...> и <...> в целях размещения торговых объектов применительно к положениям подпункта 2 пункта 4, подпункта 2 пункта 1 и пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
До установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9, установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 № 307-ФЗ, действующий на момент принятия оспариваемых распоряжений).
Постановлением правительства Тульской области от 05.11.2014 года № 559 утвержден Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, согласно которому вид фактического использования перечисленных объектов определяется министерством имущественных и земельных отношений Тульской области на основании соответствующей информации, представленной органами местного самоуправления Тульской области, при утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из писем администрации муниципального образования Узловский район от <...> года № <...> и приложений к ним, органом местного самоуправления в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области (министерство экономического развития Тульской области) были представлены сведения об объектах недвижимости, расположенных на территории муниципального образования, используемых для размещения, в том числе торговых объектов, в число которых включены расположенное по адресу: г<адрес> нежилое здание с кадастровым номером <...> (магазин «Т.» ИП ФИО1; торговля комбинированным ассортиментом, площадь 256,8 кв.м), а также нежилые помещения с кадастровыми номерами <...> и <...>, расположенные по адресу: <адрес> (магазин «Т.»; торговля товарами комбинированного ассортимента, общей площадью всего магазина 262 кв.м).
Допрошенная судом в качестве свидетеля председатель комитета экономического развития и предпринимательства администрации муниципального образования Узловский район К.. показала, что названный комитет занимается сбором сведений любым доступным способом, в том числе у самих владельцев торговых объектов, о размещенных на территории Узловского района торговых объектах. В соответствии с требованиями Федерального закона № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» представляемые сведения используются для формирования торгового реестра объектов торгового назначения, которые расположены на территории г. Узловая и Узловского района. В торговый реестр включаются сведения о торговой площади объекта.
При мониторинге предприятий было установлено, что в <адрес> расположен торговый объект ИП ФИО1 «Т.», также как и на <адрес> на первом этаже. На 2014 год магазины функционировали. Торговый объект на <адрес> располагался по указанному адресу со дня введения дома в эксплуатацию. Сведения, которые были собраны комитетом при мониторинге, внесены в единую базу данных о торговых предприятиях на территории Узловского района и предоставлены администрацией муниципального образования Узловский район в качестве информации, в том числе в отношении торговых объектов ИП ФИО1, в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области по запросам последнего для включения в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость. Данные о здании и помещениях административного истца, как о торговых объектах, были сформированы как из предоставленной непосредственно ФИО1 информации, так и путем осмотра данных объектов недвижимости.
Показания указанного свидетеля суд относит к числу допустимых и достоверных доказательств по делу применительно к положениям ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку они даны лицом, уполномоченным на установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в муниципальном образовании Узловский район, последовательны, непротиворечивы и подтверждаются исследованными судом письменными материалами дела.
Так, информация, предоставленная администрацией муниципального образования Узловский район по запросу министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (министерства экономического развития Тульской области) для включения в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, соответствует выпискам из дислокации предприятий по торговле непродовольственными товарами в Узловском районе на 01.01.2014 года, на 01.01.2015 года, на 01.01.2016 года, на 01.01.2017 года, на 01.01.2018 года, представленным председателем комитета экономического развития и предпринимательства администрации муниципального образования Узловский район, из которых следует, что магазин ИП ФИО1 «Т.», расположенный по адресу: <адрес>, имеет специализацию «непродовольственные товары», общую площадь 180 кв.м (в том числе торговую – 150 кв.м), а магазин ИП ФИО1 «Т.», расположенный по адресу: <адрес>, также специализирующийся на торговле непродовольственными товарами, имеет общую площадь 262 кв.м, в том числе 150 кв.м торговой.
Согласно техническому паспорту в отношении здания с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <адрес>, назначение здания – нежилое, площадь 256,8 кв.м. с подвалом площадью 89,1 кв.м, состоит из помещений на поэтажном плане: 1 этаж №№ 1-12 лит. А2; подвал под А2 - №№ 1-4. Здание используется по назначению.
Из экспликации к поэтажному плану названного нежилого здания усматривается, что на первом этаже помещение № 1 является торговым залом площадью 100,2 кв.м, помещения №№ 4, 5, 10 – подсобные площадью 16, кв.м, помещения №№ 2, 7, 8, 12 – коридоры (25,9 кв.м), помещение № 3 – кабинет (9,0 кв.м), помещение № 6 – комната приема пищи (12,4 кв.м), № 11 – котельная (3,6), № 9 - 1,8 кв.м; помещения подвала №№ 1-3 – подсобные площадью 78,3 кв.м, помещение № 4 – коридор (10,2 кв.м).
Согласно техническому паспорту в отношении помещения с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <адрес>, назначение помещения – нежилое, площадью 124,30 кв.м, состоит из помещений на поэтажном плане №№ 1-8. Помещение используется по назначению.
Из экспликации к поэтажному плану названного нежилого помещения усматривается, что помещения № 1 и № 2 являются торговыми залами с площадями 45,4 кв.м и 57,6 кв.м, помещения №№ 3 и 4 - складскими с площадями 6 кв.м и 9,9 кв.м, помещения №№ 5, 8 – коридоры (4,7 кв.м), помещения №№ 6 и 7 имеют площадь 3 кв.м.
Согласно техническому паспорту в отношении помещения с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <адрес>, назначение помещения – нежилое, площадью 138,30 кв.м, состоит из помещений на поэтажном плане №№ 1-8. Помещение используется по назначению.
Из экспликации к поэтажному плану названного нежилого помещения усматривается, что помещения № 1 и № 2 являются торговыми залами с площадями 66,7 кв.м и 46,5 кв.м, помещения №№ 3 и 5 - кладовые с площадями 2,5 кв.м и 3,7 кв.м, помещения №№ 6, 8 – коридоры (6,6 кв.м), помещение № 7 – кабинет (9,6 кв.м), помещение № 4 имеют площадь 2,7 кв.м.
Согласно актам от <...> года обследования использования объектов недвижимого имущества, расположенных по адресам: <адрес>, в них расположены магазины.
Таким образом, более 20 процентов общей площади нежилого здания с кадастровым номером <...>, более 20 процентов общей площади нежилого помещения с кадастровым номером <...> и более 20 процентов общей площади нежилого помещения с кадастровым номером <...> предусматривают использование названных нежилых здания и помещений под размещение торговых объектов (магазина) и фактически используются для размещения торговых объектов.
О размещении торговых объектов в принадлежащих административному истцу нежилом здании с кадастровым номером <...>, нежилых помещениях с кадастровыми номерами <...> свидетельствуют и приложенные к актам обследования от 23 мая 2018 года фотографии, из которых также следует, что на фасадах зданий имеются информационные вывески магазинов, а внутри помещения специально оборудованы, предназначены и используются для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Данные обстоятельства подтвердила допрошенная судом в качестве свидетеля К.., пояснив также, что торговые объекты, находящиеся по указанным выше адресам, функционировали на момент принятия оспариваемых Перечней и до настоящего времени. Магазин «Т.», расположенный на первом этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес>, имеет два входа и включает в себя площадь нежилых помещений с кадастровыми номерами <...>, между которыми имеется сквозной проход.
Таким образом, исследованные судом доказательства по делу свидетельствуют об использовании спорных нежилого здания и нежилых помещений, принадлежащих административному истцу, для размещения торговых объектов.
Ни административным истцом, ни его представителем не представлено доказательств того, что на момент принятия оспариваемых Перечней в нежилом здании с кадастровым номером <...>, нежилых помещениях с кадастровыми номерами <...> и <...> не находились торговые объекты, и что такие объекты занимали менее 20 процентов общей площади от каждого из указанных объектов недвижимости.
Не представлено стороной административного истца и доказательств, свидетельствующих об ином фактическом использовании принадлежащих ФИО1 названных нежилых здания и помещений.
Таким образом, судом установлено, что включение нежилого здания с кадастровым номером <...>, нежилых помещений с кадастровыми номерами <...> в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденный распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 18.11.2014 года № 1904, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденный распоряжением министерства экономического развития Тульской области от 27.11.2015 года № 2391, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденный распоряжением министерства экономического развития Тульской области от 29.11.2016 года № 3359, в полной мере соответствует требованиям пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы административного истца о том, что объекты недвижимости с кадастровыми номерами <...> не являются административно-деловыми центрами и помещениями в них, подлежат отклонению, поскольку принадлежащие ФИО1 вышепоименованные нежилые здание и помещения включены в оспариваемые Перечни по иным критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которым противоречили бы распоряжения в оспариваемых частях, не имеется.
Поскольку по изложенным выше мотивам оспариваемые ФИО1 пункты Перечней, утвержденных распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 18.11.2014 года № 1904, распоряжениями министерства экономического развития Тульской области от 27.11.2015 года № 2391 и от 29.11.2016 года № 3359, не могут быть признаны не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав административного истца в указанных аспектах, в силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд оставляет понесенные ФИО1 по делу судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины за счет административного истца.
Руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании недействующими пунктов 4412, 4473 и 4474 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 18.11.2014 года № 1904 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год»; пунктов 4535, 4595 и 4596 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного распоряжением министерства экономического развития Тульской области от 27.11.2015 года № 2391 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год»; пунктов 4477, 4538 и 4539 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного распоряжением министерства экономического развития Тульской области от 29.11.2016 года № 3359 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год», отказать.
Сообщение о принятии данного решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в газете «Тульские известия» или размещению в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://npatula.ru, либо в сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации» - www.pravo.gov.ru, либо на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tularegion.ru).
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий