НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тульского областного суда (Тульская область) от 19.02.2020 № 3А-131/20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 февраля 2020 года город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Семеновой Т.Е.,

при секретаре Семенчевой Е.В.,

с участием прокурора Федянина И.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №131/2020 по административному исковому заявлению Солдатова М.И. о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость, на 2018 год, в части,

у с т а н о в и л:

30.11.2017 года министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение № 3848 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год».

Данное распоряжение подписано министром имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликовано 30.11.2017 года на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tularegion.ru), и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.

Пунктом 1 распоряжения определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, согласно приложению (далее - Перечень на 2018 год).

В названный Перечень под номером 626 включен объект недвижимости <...>, на который в период с 20.12.2007 года по 15.03.2019 года было зарегистрировано право собственности Солдатова М.И.

Солдатов М.И. обратился в Тульский областной суд с административным иском о признании недействующим указанного выше распоряжения в части включения в утвержденный им Перечень объекта <...>. Сослался на противоречие нормативного акта в оспариваемой части статье 378.2 НК РФ, так как объект не является объектом недвижимого имущества, а является элементом благоустройства земельного участка: асфальтобетонное покрытие, в связи с чем 04.03.2019 года снят с кадастрового учета.

В судебное заседание административный истец не явился, представляющая его интересы на основании доверенности и ордера адвокат Солдатова И.В. заявленные требования поддержала по изложенным выше основаниям.

Административный ответчик – министерство имущественных и земельных отношений Тульской области представителя в суд не направил, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещался, в материалах дела имеется письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, в данном заявлении административный ответчик указал, что возражает против удовлетворения иска, мотивированных возражений не представлено.

Заинтересованное лицо правительство Тульской области представителя в суд не направило, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещено, заявлений не представлено.

Заинтересованное лицо – администрация м.о. Белевский район Тульской области представителя в суд не направило, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещено, представлены письменные возражения по существу административного иска, а также письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

На основании ч. 5 ст.213 КАС РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 3, подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 НК РФ).

В силу статьи 400 НК РФ физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса, которая в подпункте 6 пункта 1 в качестве таковых называет, в том числе, здание и помещение.

Статьей 402 поименованного Кодекса установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого Кодекса, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения, а также на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) возложена обязанность установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (абзац третий пункта 1).

Законом Тульской области от 20.11.2014 года № 2219-ЗТО «Об установлении единой даты начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 01.01.2016 года.

Решением Собрания депутатов м.о.г.Белев Тульской области от 20.11.2018 года «Об установлении и введении в действие на территории м.о. г.Белев налога на имущество физических лиц» №03/21, установлена ставка налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости в размере 1.5 процента в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи.

Как установил суд, оспариваемое распоряжение министерства имущественных и земельных отношений Тульской области опубликовано в соответствии с подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, постановлением правительства Тульской области от 17.02.2014 года № 61 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области». Оно издано уполномоченным органом в пределах его компетенции, согласно Положению о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденному Постановлением правительства Тульской области № 452 от 13.10.2016 года (пп. 4 п.8), с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, порядка принятия, правил введения в действие и опубликования, что стороной административного истца в процессе судебного разбирательства не оспаривалось.

Проверяя распоряжение в оспариваемой части на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Согласно подпункту 1 пункта 1 и пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В силу пункта 9 указанной статьи, вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением правительства Тульской области от 05.11.2014 года N 559 утвержден Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, согласно которому вид фактического использования перечисленных объектов определяется министерством имущественных и земельных отношений Тульской области на основании соответствующей информации, представленной органами местного самоуправления Тульской области, при утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Исходя из частей 1 и 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводство Российской Федерации, министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обязано доказать законность включения объекта в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества.

Как видно из материалов дела, объект недвижимости, имеющий кадастровый номер <...>, площадью <...> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, - поставлен на кадастровый учет 13.01.2014 года и снят с него 28.03.2019 года. 28.03.2019 года объекту присвоен статус «архивный».

15.03.2019 года в ЕГРН внесена запись о прекращении права собственности Солдатова М.И. на данное имущество на основании заявления его представителя.

По данным ЕГРН, объект имеет назначение: нежилое здание, наименование: стоянка автомобилей.

Согласно технической документации (выписка из технического паспорта на объект от 27.04.2007 года по состоянию на 16.02.2007 года), до регистрации на стоянку автомобилей <...> права собственности, как на самостоятельный объект недвижимости, она входила в состав комплекса – база «Белевсельхозхимия», имела наименование: стоянки автомобилей, лит. I, представляла собой асфальтобетон, общей площадью 450 кв.м. Наряду с этим объектом, в состав названной базы входили: диспетчерская (строения лит. Б, Б1, Б2, площадями 61.8, 14.3, 122.5 кв.м), пункт техобслуживания (лит. В, площадью 236.5 кв.м), площадка для стоянки техники (лит. II), асфальтобетон, площадью 2242.8 кв.м.

Из материалов регистрационного дела на спорный объект следует, что 18.05.2007 года на основании плана приватизации (проспект эмиссии) на 1992 год, право собственности на стоянку автомобилей (лит.I), площадью 450 кв.м, по адресу: <адрес>, - было зарегистрировано за ОАО по агрохимическому обеспечению сельского хозяйства «Белевсельхозхимия». Последнее по договору купли-продажи от 27.11.2007 года передало право собственности на объект Солдатову М.И.

По данным ЕГРН, объект <...> располагался в пределах земельного участка <...>, площадью <...> кв.м, относящегося к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объектов транспорта. Данный земельный участок с 26.12.2008 года также находится в собственности Солдатова М.И. В пределах участка расположены принадлежащие ему же нежилые здания: ангар, площадью 1305,7 кв.м, и диспетчерская, площадью 198,6 кв.м.

По сообщению ФГБУ «ФКП Росреестра» (филиал по Тульской области) от 30.01.2020 года, поступившему на запрос суда, статус «архивный» объекту <...> был присвоен в связи с тем, что объект фактически не является объектом недвижимости в понимании ст. 130 ГК РФ.

Из изложенного следует и доказательств обратному суду не представлено, что объект <...> на момент его включения в Перечень на 2018 год не являлся объектом недвижимости, в связи с чем ни по каким свои признакам не мог относиться к объектам торговли или административно-делового назначения в смысле ст. 378.2 НК РФ.

Суд принимает во внимание, что на момент формирования Перечня объект состоял на кадастровом учете в качестве здания. Однако считает необходимым отметить, что ни вид разрешенного использования земельного участка, в пределах которого по данным ЕРГН находился объект, ни предназначение объекта недвижимости и составляющих его частей, не позволяли отнести его, к объектам недвижимого имущества, поименованным в пункте 1 ст. 378.2 НК РФ. Актов фактического осмотра объекта, содержащих иные сведения о нем, суду не представлено.

В свете изложенного доводы администрации м.о. Белевский район, сославшейся на положения НК РФ и ЗК РФ, предусматривающие необходимость уплаты налогов на недвижимое имущество, несостоятельны.

Руководствуясь ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление удовлетворить.

Признать недействующим с момента принятия Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденный распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 30 ноября 2017 года № 3848, в части включения в него в пункт 626 объекта недвижимого имущества <...>, расположенного по адресу: <адрес>

Взыскать с министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в пользу Солатова М.И. в возмещение судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Обязать министерство имущественных и земельных отношений Тульской области опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в газете «Тульские известия» или разместить его в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»- http://npatula.ru, либо сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации» - www.pravo.gov.ru, либо на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tularegion.ru).

Копия настоящего решения или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: