НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тульского областного суда (Тульская область) от 14.06.2016 № 3А-196/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июня 2016 года город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Жуган Т.Д.,

с участием прокурора Лазукиной О.Г.,

при секретаре Щепотине П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-196/2016 по административному исковому заявлению Потребительского гаражно-строительного кооператива № 41 «Чернобылец» о признании пункта 2.2 части 2 решения Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск Тульской области от 28.10.2014 года № 17-2 «О земельном налоге» недействующим со дня его принятия,

у с т а н о в и л:

28 октября 2014 года Собранием депутатов муниципального образования город Новомосковск принято решение № 17-2 «О земельном налоге».

Данное решение Собрания депутатов официально опубликовано в газете «Новомосковская правда» 30.10.2014 года № 43 (21116) и согласно его части 11 вступило в силу с 1 января 2015 года.

Вышеназванное решение действует в редакциях решений Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск от 19.11.2014 года № 18-2 и от 28.07.2015 года № 32-5, опубликованных в газете «Новомосковская правда» соответственно 20.11.2014 года № 46 (21119) и 30.07.2015 года № 30 (21153).

Частью 2 решения Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск от 28.10.2014 года № 17-2 установлены налоговые ставки по земельному налогу от кадастровой стоимости в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков в следующих размерах:

2.1. 0,3 процента - в отношении земельных участков:

- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования, приобретенных для сельскохозяйственного производства и используемых для сельскохозяйственного производства;

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2.2. 1,5 процента - в отношении прочих земельных участков.

Потребительский гаражно-строительный кооператив № 41 «Чернобылец» (далее – ПГСК-41) обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании пункта 2.2. части 2 (ошибочно указанного как подпункт 2.2. пункта 2) вышеназванного решения Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск от 28.10.2014 года № 17-2, ссылаясь на его противоречие в оспариваемой части пункту 3 статьи 3 и пункту 2 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации. В обоснование заявленных требований указал, что ему на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок площадью <....> кв.м. Данный земельный участок не занят гаражами, а находится в свободном доступе неограниченного круга лиц. ПГСК-41 не осуществляет предпринимательскую деятельность, единственным источником его дохода являются членские взносы членов кооператива. Вместе с тем, оспариваемое решение принято без экономического обоснования и дифференциации ставок в зависимости от категорий земель и разрешенного вида использования земельного участка, без оценки вероятной доходности земельного участка и без учета статуса его пользователя. В результате одновременного повышения ставки земельного налога в 7,5 раз и кадастровой стоимости земельного участка, существенно увеличилась сумма земельного налога, чем нарушены права ПГСК-41 как плательщика земельного налога, а также членов кооператива, между которыми распределяется повышенная сумма налога.

В судебном заседании представитель ПГСК-41 «Чернобылец» по доверенности Колкова О.Ю. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, в дополнение к которым сослалась также на то, что при принятии оспариваемого решения вопрос о дифференциации налоговых ставок не обсуждался и возможность установления дифференцированных ставок не рассматривалась; Собрание депутатов руководствовалось только необходимостью пополнения доходной части местного бюджета; при отсутствии экономического обоснования полагала установленный налог произвольным. Существенное повышение суммы земельного налога, распределяемой между членами кооператива, затрудняет сбор с последних денежных средств для его уплаты.

Представители Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск по доверенностям Ефанов К.В. и Савицкая Т.В. с заявленными требованиями не согласились, полагая их необоснованными, указав, что оспариваемое решение принято Собранием депутатов муниципального образования город Новомосковск с соблюдением установленной процедуры, в пределах его компетенции и предоставленных полномочий, федеральному законодательству не противоречит и не нарушает права административного истца. Представитель по доверенности Ефанов К.В. также пояснил, что бюджет муниципального образования город Новомосковск является дотационным, и установление дифференцированных налоговых ставок привело бы к увеличению дефицита бюджета, что нельзя признать экономически обоснованным.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, заслушав заключение прокурора Лазукиной О.Г., полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 названного Федерального закона).

Согласно пункту 3 части 10 статьи 35 того же Федерального закона в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся, кроме прочего, установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии со статьями 15 и 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог отнесен к категории местных налогов.

На основании положений пункта 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов) в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовым актами представительных органов муниципальных образований и является обязательным к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со статьей 1, частью 1 статьи 24, статьей 25, пунктом 3 части 1 статьи 27 Устава муниципального образования город Новомосковск, наделенного статусом городского округа, Собрание депутатов муниципального образования город Новомосковск входит в структуру органов местного самоуправления муниципального образования, является представительным органом муниципального образования, в исключительной компетенции которого находятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу части 3 статьи 45, части 3 статьи 46 Устава муниципального образования город Новомосковск, Собрание депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Тульской области, настоящем Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования; решения принимаются большинством голосов от установленной численности Собрания депутатов и направляются главе муниципального образования для подписания.

Согласно части 9 статьи 45 Устава муниципального образования город Новомосковск, пункту 5 Порядка опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов муниципального образования город Новомосковск, утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск от 25.04.2012 года № 70-18, муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования, которое осуществляется путем размещения его полного текста в официальном печатном издании, определенном в муниципальном правовом акте.

В соответствии с частью 5 статьи 46 Устава муниципального образования город Новомосковск нормативные правовые акты Собрания депутатов о налогах и сборах вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Абзацем 3 пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Судом установлено, что 28.10.2014 года Собранием депутатов муниципального образования город Новомосковск принято решение № 17-2 «О земельном налоге».

Решениями Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск от 19.11.2014 года № 18-2 и от 28.07.2015 года № 32-5 в вышеназванное решение Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск от 28.10.2014 года № 17-2 внесены изменения.

Оспариваемая административным истцом норма – пункт 2.2 части 2 решения Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск от 28.10.2014 года №17-2 действует в первоначальной редакции.

Как усматривается из протокола № 17 от 28.10.2014 года заседания Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск 2-го созыва и прилагаемого к нему решения №17-2 «О земельном налоге», указанное решение принято при наличии необходимого кворума большинством голосов (23) от установленной частью 1 статьи 25 Устава муниципального образования город Новомосковск численности Собрания депутатов (25) и подписано главой муниципального образования город Новомосковск.

В соответствии с частью 9 данного решения, предусматривающего его опубликование в газете «Новомосковская правда», решение официально опубликовано в указанном печатном издании 30.10.2014 года № 43 (21116) и согласно его части 11 вступило в силу с 1 января 2015 года.

Изложенное свидетельствует о том, что решение Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск от 28.10.2014 года № 17-2 принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, в надлежащей форме, с соблюдением установленных процедуры принятия и правил введения в действие и опубликования нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований и специальных правил вступления в силу актов законодательства о налогах, что административным истцом не оспаривается.

Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Из свидетельства о государственной регистрации права от <....> года № <....> серия <....> и постановления главы муниципального образования город Новомосковск и Новомосковский район от 24.10.2001 года № 2567 видно, что Потребительскому гаражно-строительному кооперативу № 41 «Чернобылец» на основании указанного постановления предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью <....> кв.м для кооперативного гаражного строительства (земли общего пользования), расположенный по адресу: <....>.

Исходя из статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, ПГСК-41 является налогоплательщиком земельного налога.

Оспариваемым решением на территории муниципального образования город Новомосковск введен земельный налог (часть 1), а также установлены налоговые ставки по земельному налогу от кадастровой стоимости в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков (часть 2).

В пункте 2.1 части 2 оспариваемого решения перечислены земельные участки, в отношении которых налоговая ставка земельного налога установлена в размере 0,3 процента. Данная ставка, как видно из приведенного выше содержания указанной нормы, на земельные участки, предоставленные для гаражного кооперативного строительства (земли общего пользования), не распространяется.

Согласно пункту 2.2 части 2 указанного решения в отношении земельных участков, не перечисленных в пункте 2.1 данной нормы, налоговая ставка составляет 1,5 процента.

Таким образом, административный истец является плательщиком земельного налога, исчисляемого по налоговой ставке 1,5 процента, установленной пунктом 2.2 части 2 решения, что подтверждается также сообщением межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области от <....> года № <....>.

Проверяя оспариваемые административным истцом положения пункта 2.2 части 2 решения Собрания депутатов на предмет их соответствия федеральному законодательству, суд приходит к следующему.

В силу пункта 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки при установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются в пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

Согласно пункту 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации представительные органы муниципальных образований, устанавливая земельный налог, определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд – налоговые ставки не могут превышать 0,3 процента (подпункт 1); в отношении прочих земельных участков – 1,5 процента (подпункт 2).

В соответствии с пунктом 2 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Таким образом, федеральным законодателем установлен максимальный верхний предел ставки земельного налога для земельных участков, перечисленных в подпункте 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, - 0,3 процента, в отношении прочих земельных участков – 1,5 процента (подпункт 2 пункта 1 той же правовой нормы) и соответственно запрет на установление налоговых ставок сверх установленных размеров, а представительный орган муниципального образования вправе самостоятельно определять ставки земельного налога в зависимости от категорий земель и разрешенного использования в пределах, установленных пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации.

Поскольку земельные участки, занятые гаражными строительными кооперативами, не относятся к земельным участкам, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, они относятся к прочим земельным участкам (подпункт 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации), в отношении которых налоговая ставка не может превышать 1,5 процента.

Из сравнительного анализа оспариваемого пункта 2.2 части 2 решения Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск и вышеприведенной нормы Налогового кодекса Российской Федерации следует, что оспариваемая административным истцом ставка налога установлена решением Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск от 28.10.2014 года № 17-2 в пределах допустимого размера, предусмотренного Налоговым кодексом Российской Федерации, а значит, оспариваемый в указанной части муниципальный нормативный правовой акт не противоречит федеральному законодательству и соответственно не нарушает законные права и интересы ПГСК-41 как плательщика земельного налога и его членов.

При этом с доводом административного истца о том, что орган местного самоуправления должен был дифференцировать налоговую ставку в пределах до 1,5% в зависимости от категорий земель и разрешенного вида использования и, в частности, в отношении земельных участков для кооперативного гаражного строительства (земли общего пользования), с учетом статуса пользователя и исходя из оценки вероятной доходности земельного участка, суд не может согласиться, поскольку, как усматривается из положений пункта 2 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, установление дифференцированных налоговых ставок является правом представительного органа муниципального образования, а не его обязанностью.

Вместе с тем, судом установлено, что на проект оспариваемого решения Собрания депутатов 20.10.2014 года дано экспертное заключение Экспертного Совета по проведению публичной независимой экспертизы проектов муниципальных правовых актов в сферах бюджетной и налоговой политики, который рекомендовал предлагаемый проект решения к утверждению Собранием депутатов муниципального образования город Новомосковск; проект оспариваемого решения рассмотрен также на заседании постоянной депутатской комиссии (протокол от 21.10.2014 года), в ходе которого обсуждались, в том числе, вопросы обоснованности установления ставок в максимальном размере, возможности установления дифференцированных ставок, вынужденности установления предельно допустимых ставок земельного налога для пополнения доходной части бюджета муниципального образования с целью обеспечения исполнения органами местного самоуправления возложенных на них задач.

Также суд не может согласиться с доводом административного истца о противоречии оспариваемых положений решения пункту 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации ввиду установления максимальной ставки без экономического обоснования, при отсутствии которого административный истец полагает налог произвольным.

Пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Поскольку ставка земельного налога – 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка определена Собранием депутатов в пределах допустимого размера, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, и её дифференцирование в соответствии с пунктом 2 той же статьи не является обязательным, установленный оспариваемым решением земельный налог не является экономически необоснованным и произвольным.

Кроме того, как следует из вышеприведенных положений пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, налоги и сборы должны иметь экономическое основание, а не обоснование. Причем требование об экономическом основании относится к налогу, а не к его составляющей, как ошибочно полагает административный истец, ссылаясь на отсутствие расчета размера налоговой ставки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Согласно части 1 статьи 49, статье 55 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ через налоговые поступления формируется доходная часть местного бюджета, составляющая экономическую основу местного самоуправления.

Как усматривается из решения Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск от 25.12.2014 года № 22-4 «О бюджете муниципального образования город Новомосковск на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», бюджет муниципального образования город Новомосковск характеризуется дефицитом и является дотационным; источником финансирования дефицита бюджета являются кредиты кредитных организаций и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Установление при таком положении налоговой ставки земельного налога в максимальном размере, как видно из протоколов заседания 21.10.2014 года постоянной депутатской комиссии и заседания 28.10.2014 года Собрания депутатов, обусловлено необходимостью пополнения доходной части местного бюджета.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах, когда судом установлено, что решение Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск от 28.10.2014 года № 17-2 «О земельном налоге» в оспариваемой части соответствует федеральному законодательству, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.

Руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска Потребительского гаражно-строительного кооператива № 41 «Чернобылец» о признании пункта 2.2 части 2 решения Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск Тульской области от 28.10.2014 года № 17-2 «О земельном налоге» недействующим со дня его принятия, отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий