Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 марта 2019 года г. Тула
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В.,
при секретаре Звонове А.А.,
с участием
прокурора Михалевой Л.В.,
административного истца ФИО1, представителей административного истца ФИО2, ФИО3,
представителей административного ответчика комитета Тульской области по тарифам ФИО4, ФИО5,
представителей заинтересованных лиц правительства Тульской области ФИО6, ООО «Щекинская ГРЭС» ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 3а-202/2019 по административному исковому заявлению ФИО1 и присоединившихся к нему граждан ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42 к комитету Тульской области по тарифам о признании незаконным постановления комитета Тульской области по тарифам №60/4 от 19 декабря 2017 года в части установления тарифа на тепловую энергию и горячую воду для потребителей (жителей г. Советск) ООО «Щекинская ГРЭС» с 01.07.2018 в размере 3216, 21 руб.,
установил:
19.12.2017 года комитетом Тульской области по тарифам было принято Постановление №60/4 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячее водоснабжение), теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями, владеющими источником тепловой энергии, на котором производится теплоноситель, на 2018 год долгосрочного периода регулирования 2016 - 2018 гг. для организаций Тульской области».
Указанное постановление было официально опубликовано в интернет-изданиях «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» http://npatula.ru, 20.12.2017, «Официальный интернет-портал правовой информации» www.pravo.gov.ru, 25.12.2017.
Данным постановлением, в числе прочих, в приложении №3 установлены скорректированные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «Щекинская ГРЭС» на 1 и 2-е полугодие 2018 года, при этом одноставочный тариф для населения на первое полугодие 2018 года установлен в размере 1389,14 руб., на второе полугодие 2018 года - 3216,21 руб.
ФИО1, являющийся жителем г. Советска, обратился в Тульский областной суд с административным исковым заявлением к комитету Тульской области по тарифам о признании недействующим указанного постановления со дня его принятия, в части установленного тарифа на тепловую энергию и горячую воду для потребителей (жителей гор. Советск) ООО «Щекинская ГРЭС» с 01.07.2018 в размере 3216,21 руб/Гкал, который превышает тариф первого полугодия 2018 года в размере 1389,14 руб./Гкал на 231,5%.
По мнению административного истца, оспариваемое тарифное регулирование произведено с нарушением ст. 157.1 ЖК РФ и требований распоряжения правительства РФ от 26.10.2017 №2353-р, которым по Тульской области с 1 июля 2018 года утвержден индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги 4,8% а также постановления правительства Российской Федерации №400 от 30.04.2014, которым установлен запрет превышения индекса по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения, составляющую в данном случае 2,1%
Кроме того, по мнению административного истца утвержденное органом регулирования тарифное решение установлено с нарушением принципов предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», направленных на обеспечение доступности тепловой энергии для потребителей и обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии.
К указанному административному исковому заявлению присоединились жители города Советска: ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15. ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20 ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42
В ходе рассмотрения спора по существу административный истец уточнил основание иска, указав, что оспариваемый нормативный правовой акт по его мнению противоречит следующим нормативным актам, имеющим большую юридическую силу:
- ч. 1,2 ст. 157.1 ЖК РФ, согласно которой не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
-п. 72 распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.10.2017 № 2353-р, которым утвержден индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги 4,8%.
-постановлению правительства Тульской области от 21.11.2017 №554 «О предельных (максимальных) индексах изменения размера носимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Тульской области на 2018 год», в котором с 01.01.2018 по 31.12.2018 установлены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Тульской области и с учетом обоснования их величины, в том числе для муниципального образования г. Советск Щекинского района на 2018 год в размере 6,9%.
-п. 35 Постановления Правительства РФ №400 от 30.04.2014, согласно которому предельные индексы устанавливаются на основании индексов по субъектам Российской Федерации с учетом размера отклонений по субъектам РФ на каждый год долгосрочного периода, а не по полугодиям.
-приказу ФАС России от 16.10.2017 № 1373/17 «Об установлении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более на 2018 год», которым максимальный тариф установлен в размере 1018,03 руб. за 1 Гкал без НДС.
-п. 5 ст. 3 и ст. 7 Федерального закона №190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении», согласно которым общими принципами организации отношений в регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения являются принцип соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителя, принцип обеспечения доступности тепловой энергии (мощности) теплоносителя для потребителей, а также принцип обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности) теплоносителя, поскольку установленный тариф не направлен на доступность тепловой энергии для граждан-жителей г. Советска.
-п. 5б Основ Постановления правительства Российской Федерации №400 от 30.04.2014, в котором закреплены основные принципы расчета индексов по субъектам и предельных индексов. При этом, применение индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода в среднем по субъекту РФ по отношению к плате граждан за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года в среднем по субъекту РФ не более чем на установленную величину индекса по субъекту РФ.
По мнению административного истца, долгосрочный период регулирования, установленный постановлением Правительства РФ №400 от 30.04.2014 с 01.07.2014 по 01.07.2017 устанавливает очередной период регулирования и обязывает устанавливать тариф в первый год очередного долгосрочного периода регулирования. Комитет по тарифам устанавливает твердую цену стоимости расчетного объема теплового ресурса на второе полугодие 2018 года, при котором распределение годовых затрат и основная нагрузка пришлась на 2-е полугодие 2018 года в размере 3216,21 руб./Гкал с НДС, где рост тарифа на тепловую энергию составил 231,5%.
Определением суда в порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены правительство Тульской области, ООО «Щекинская ГРЭС», администрация муниципального образования г. Советск.
В судебном заседании представители административного истца по доверенности ФИО2, по устному заявлению ФИО3 поддержали уточненное административное исковое заявление и настаивали на его удовлетворении. Отмечали, что оспариваемый нормативный акт принят без учета социально-экономической ситуации в городе Советске, поскольку завышенный тариф на коммунальную услугу - отопление нарушает права потребителей данной услуги на получение коммунального ресурса по обоснованным ценам.
Представители административного ответчика - комитета Тульской области по тарифам ФИО5, ФИО4 в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска. Указывали, что оспариваемое административным истцом в части Постановление принято комитетом Тульской области по тарифам в пределах его компетенции, с соблюдением установленной процедуры, федеральному законодательству не противоречит и права административного истца и присоединившихся к нему граждан не нарушает.
Полагали, что при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться принципы определения экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов) и обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии. Данные принципы были соблюдены комитетом при принятии оспариваемого постановления в полной мере. Отмечали, что административным истцом не указано, какой из принципов, перечисленных в ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении» нарушен, а также в чем состоит нарушение Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. Проект постановления Правительства Тульской области, предусматривающий повышение тарифа на коммунальную услугу был согласован решением Совета депутатов МО город Советск. Обоснование необходимости принятия данного постановления приведено в пояснительной графе. Пунктом 57 Основ предусмотрено право, но не обязанность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации рассмотреть вопрос о предоставлении дополнительных мер социальной поддержки потребителя коммунальных услуг. На территории МО Советск действует нормативный правовой акт о мерах социальной поддержки граждан, которые направлены на избежание резкого роста платы граждан за коммунальные услуги.
Представитель заинтересованного лица правительства Тульской области по доверенности ФИО6 просила суд оставить административный иск без удовлетворения, указывая, что оспариваемый нормативный акт принят в соответствии с действующим законодательством.
Представитель заинтересованного лица ООО «Щекинская ГРЭС» по доверенности ФИО7 разделяя позицию административного ответчика, указывала на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.
Заинтересованное лицо администрация муниципального образования г. Советск Щекинского района представителя в судебное заседание не направило. О дате и месте слушания по делу извещалось своевременно и надлежащим образом. Суд, руководствуясь ст.ст. 150,152 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Михалевой Л.В., указавшей на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые федеральным законам противоречить не могут.
Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э (далее - Методические указания), и иными нормативными правовыми актами.
Статьей 3 Закона о теплоснабжении предусмотрены общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения, в числе которых: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей (пункты 1, 5 части 1).
Соблюдение названных общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения достигается, в частности, применением государственного регулирования цен на соответствующие товары и услуги.
В соответствии с пунктами 4, 5, 5.1 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, в частности, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов; тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).
В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона о теплоснабжении подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям.
Пунктом 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении установлено, что регулируемым видом деятельности в сфере теплоснабжения является вид деятельности, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с данным федеральным законом государственному регулированию, в том числе: реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя; оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности.
Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено нормативное правовое регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в том числе тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям (пункт 1 части 2 статьи 5, часть 3 статьи 7, пункт 4 части 1 статьи 8 этого Федерального закона).
На основании подпунктов 55, 55.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществления регионального государственного надзора за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением правительства Тульской области от 07.10.2011 № 17 «О комитете Тульской области по тарифам» утверждено Положение о комитете Тульской области по тарифам, согласно которому комитет, являясь органом исполнительной власти Тульской области в области государственного регулирования тарифов (цен), устанавливает тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов.
Комитетом Тульской области по тарифам принято Постановление от 19.12.2017 № 60/4 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячее водоснабжение), теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями, владеющими источником тепловой энергии, на котором производится теплоноситель, на 2018 год долгосрочного периода регулирования 2016 - 2018 гг. для организаций Тульской области».
Данным нормативным правовым актом установлены скорректированные тарифы на 2018 год долгосрочного периода регулирования 2016-2018 гг на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, поставляемую потребителям Тульской области, другим теплоснабжающим организациям, в том числе для ООО «Щекинская ГРЭС» ( п. 1.2) в приложении №3.
Указанным приложением установлен скорректированный одноставочный тариф на тепловую энергию, поставляемую для населения (с учетом НДС) на первое полугодие 2018 года в размере 1389,14 руб. на второе полугодие 2018 года 3 216,21 руб.
Постановление опубликовано в Сборнике правовых актов Тульской области и иной официальной информации http://npatula.ru, 20.12.2017,размещено на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.12.2017 и на официальном сайте Комитета Тульской области по тарифам http:// tularegion.ru 20.12.2017. что отвечает требованиям пп. 1 п. 3 постановления правительства Тульской области от 17.12.2014 №61 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области».
Проверив форму и вид, в которых комитет Тульской области по тарифам вправе принимать свои нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения его в действие, в том числе, порядок опубликования, суд каких-либо нарушений в данной части не установил.
Так, оспариваемое постановление принято по результатам заседания Правления комитета Тульской области по тарифам от 19.12.2017 года посредством открытого голосования членов данного коллегиального органа, при наличии необходимого кворума, большинством голосов его членов, присутствовавших на заседании, в соответствии с требованиями пунктов 7, 7.1 Положения о комитете Тульской области по тарифам, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 07.10.2011 года № 17, положения «О Правлении комитета Тульской области по тарифам», утвержденного приказом председателя комитета Тульской области по тарифам от 11.11.2013 №258, и подписано председателем комитета Тульской области по тарифам ФИО4
Таким образом, оспариваемое административным истцом постановление принято компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением порядка его принятия, правил введения в действие и опубликования, что административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.
Проверяя нормативный правовой акт на предмет соответствия его федеральному законодательству, суд приходит к следующим выводам.
Методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» являются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации установленных тарифов, метод обеспечения доходности инвестированного капитала и метод сравнения аналогов.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» порядок применения методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения.
Общество с ограниченной ответственностью «Щекинская ГРЭС» ( далее общество, ООО «Щекинская ГРЭС» является теплоснабжающей организацией, осуществляющей в числе прочего производство и передачу тепловой энергии потребителям.
Постановлением комитета Тульской области по тарифам от 07 мая 2015 года № 15/1 «О выборе метода регулирования тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, услуги по передаче тепловой энергии и горячего водоснабжения на 2016-2018 и 2016-2019 гг. для предприятий Тульской области» для ООО «Щекинская ГРЭС» на 2016-2018 гг. избран метод индексации установленных тарифов в качестве метода регулирования тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, услуги по передаче тепловой энергии и горячего водоснабжения.
Из материалов тарифного дела суд установил, что 28.04.2017 Общество представило в Комитет заявление об установлении тарифов на тепловую энергию и теплоноситель для потребителей ООО «Щекинская ГРЭС» на 2018 год – являющийся третьим годом долгосрочного периода, с приложением обосновывающих заявление материалов и расчетов.
Обществом был предложен к утверждению тариф на 2018 год на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям 2 271,49 руб./Гкал без НДС.
Приказом комитета Тульской области по тарифам от 12.05.2017 № 144 было открыто дело об установлении тарифов.
Комитетом в порядке пункта 28 Правил проведена экспертиза поступившего от Общества предложения на предмет определения экономической обоснованности, по результатам которой составлено экспертное заключение, копия которого представлена в материалы дела.
Как следует из экспертного заключения тарифного органа, при установлении тарифов Комитетом из НВВ исключены полностью или частично некоторые заявленные административным истцом расходы.
По итогам проведенной экспертизы комитетом предложены тарифы на тепловую энергию для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии с учетом НДС на первое полугодие 1389,14 руб./Гкал, на второе полугодие 3 216,21 руб./Гкал.
Предложенные одноставочные тарифы на тепловую энергию были установлены в оспариваемом постановлении.
Возможность корректировки долгосрочного тарифа предусмотрена положениями пункта 52 Основ ценообразования, согласно которому орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.
При этом, в силу п. 15 Основ ценообразования тарифы на тепловую энергию (мощность), тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, а также тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из непревышения величины указанных тарифов без учета налога на добавленную стоимость в первом полугодии очередного расчетного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов без учета налога на добавленную стоимость во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.
В соответствии с положениями части 5 статьи 10 Закона о теплоснабжении, пункта 8 Основ ценообразования, пункта 4 Правил регулирования цен (тарифов) предельные (минимальный и максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в среднем по субъекту Российской Федерации.
При этом, ключевым фактором является то, что величина роста тарифов для отдельных организаций может составлять величину, отличную от утвержденных показателей в среднем по субъекту Российской Федерации, но только при условии, если это не приводит к превышению установленных предельных уровней по субъекту Российской Федерации.
Оспаривая постановление в части установления вышеназванных одноставочных тарифов на тепловую энергию, административный истец указал на нарушение ряда нормативных актов.
Проверяя доводы административного истца, суд установил, что при формировании тарифов на 2017 год долгосрочный период регулирования 2016 - 2018 гг. для Общества расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой из тепловой сети на расчетный период регулирования 2017 год был определен в размере 148,13 тыс. Гкал., а НВВ – 144 196,7 тыс. руб. На 2018 год расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой из тепловой сети установлен в размере 96,31 тыс. Гкал, а НВВ соответственно - 111 746,5 тыс. руб.
В силу требований п. 52 Основ ценообразования, орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей следующие показатели:
а) отклонение объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации;
б) отклонение фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы органом регулирования при установлении тарифов;
в) отклонение уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован органом регулирования при установлении тарифов;
г) отклонение изменения количества и состава производственных объектов регулируемой организации от изменения, учтенного при установлении тарифов;
д) утверждение или изменение в установленном порядке инвестиционной программы, реализация инвестиционной программы (ввод производственных объектов в эксплуатацию);
е) изменение уровня доходности долгосрочных государственных долговых обязательств по сравнению с уровнем, учтенным при расчете необходимой валовой выручки;
ж) степень исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения или по реализации инвестиционной программы в случае недостижения регулируемой организацией утвержденных плановых значений показателей надежности объектов теплоснабжения;
з) отклонение фактических показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных плановых (расчетных) показателей - если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
и) отклонение сроков реализации программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных сроков реализации такой программы - если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
к) изменение расхода топлива, относимого на производство тепловой энергии, при изменении метода распределения удельного расхода условного топлива между электрической энергией, отпускаемой с шин электростанций, и тепловой энергией, отпускаемой с коллекторов электростанций при комбинированном производстве электрической и тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки - экономически обоснованного объема финансовых средств, необходимого регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
В силу п. 16 Приказа ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э (ред. от 18.07.2018) «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» определение объемов отпуска тепловой энергии на каждый год долгосрочного периода регулирования осуществляется аналогично принципам определения объемов на расчетный период регулирования с учетом пунктов 17 и 18 настоящих Методических указаний.
В силу требований п.17 данных Методических указаний, объемы отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной генерирующий мощностью 25 МВт и более, определяются в соответствии со сводным прогнозным балансом производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - сводный прогнозный баланс).
Расчетный объем полезного отпуска на 2018 год был скорректирован для ООО «Щекинская ГРЭС» на основании Сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам РФ на 2018 год, с учетом изменений, внесенных приказом ФАС России от 30.11.2017 № 1613/17-ДСП. Для ООО «Щекинская ГРЭС» на первое полугодие 2018 года установлен объем полезного отпуска 61,37 тыс. Гкал, а на второе полугодие 34,94 тыс. Гкал., т.е. всего на год 96,31 тыс. Гкал.
Таким образом, вопреки доводам представителей административного истца, полагавших необходимым сохранить объем вырабатываемой тепловой энергии для ООО «Щекинская ГРЭС» на уровне 2017 года, он обоснованно был установлен Комитетом с учетом сведений Сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам РФ на 2018 год по данному предприятию.
Проверяя обоснованность установленного комитетом размера НВВ суд учитывает, что в силу требований п. 49 Методических указаний в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую валовую выручку на каждый i-й год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования (скорректированная плановая НВВ),, по формуле:
(тыс. руб.) где:
- скорректированные операционные (подконтрольные) расходы в i-м году, определяемые в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования по формуле (10) с применением уточненных значений индекса потребительских цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и индекса изменения количества активов, тыс. руб.;
- скорректированные неподконтрольные расходы в i-м году, определяемые в соответствии с пунктом 39 настоящих Методических указаний в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования, тыс. руб.;
- скорректированные расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя в i-м году, определяемые в соответствии с пунктом 50 настоящих Методических указаний в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования, тыс. руб.;
- скорректированная нормативная прибыль, определяемая в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования на i-й год по формуле (12) с применением величины и скорректированной ставки налога на прибыль организаций в i-м году, тыс. руб.;
- величина, учитывающая результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и определенная на i-й год в соответствии с пунктом 42 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;
РППi - расчетная предпринимательская прибыль, определяемая в соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования, тыс. руб.;
- корректировка необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования, учтенная в соответствии с пунктом 12 настоящих Методических указаний, тыс. руб.
Доказательств нарушения Методики при расчете НВВ на третий год долгосрочного периода регулирования для ООО «Щекинская ГРЭС» судом не установлено.
Допрошенная судом свидетель ФИО51, являющаяся специалистом финансово-экономического отдела ООО «Щекинская ГРЭС» указала, что сокращение полезного отпуска тепловой энергии из-за исключения из числа потребителей тепловой энергии в виде пара завода ООО «SCA» с середины мая 2018 года явилось единственной причиной роста тарифа. НВВ была рассчитана методом индексации, более того, была сокращена комитетом по сравнению с заявкой предприятия. Отмечала, что данный тариф был убыточным для ООО «Щекинская ГРЭС», в том числе и в связи с массовыми неплатежами населения во 2 полугодии 2018 года. Заявка была составлена исходя из тарифа 2007 руб./Гкал без НДС на 2018 год, а комитетом утвержден тариф 1160 руб./Гкал без НДС. Указывала, что на предприятии в производственном процессе выработки тепловой и электрической энергии задействованы 4 котла.
В представленном суду письменном объяснении ООО «Щекинская ГРЭС» указала, что основным источником для отпуска тепловой энергии жилищному фонду МО г. Советск служат энергетические котлы типа 67-СП ст. №№14,15, которые конструктивно рассчитаны заводом-изготовителем на паровую нагрузку 80-230 т/ч.
Котлы №№16,17 типа ПК-33-1 работают в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии. Однако, в связи с тем, что работа на данных котлах осуществляется только по команде Системного оператора АО «СОЕЭС» несколько раз в год работа на данных котлах для Общества является нерентабельной. В связи с прекращением потребления пара заводом ООО «SCA» с мая 2018 года, была выполнена реконструкция котла ст. №15 типа 67-СП с удельным снижением паровой нагрузки 30-120 т/ч. Снижение ниже не представляется возможным исходя их конструкции котлоагрегата. При паровой нагрузке 30-120 т/ч удельный расход топлива на выработку тепловой энергии составляет 316,2 кг/Гкал ( в утвержденном тарифе 189,4 кг/Гкал) при суммарном потреблении топлива в 2018 году 38560 тут. ( в утвержденном тарифе 18600 тут.)
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО52, являющаяся членом экспертной группы комитета Тульской Области по тарифам, разъяснила процедуру формирования НВВ на 2018 год с применением соответствующих индексов. Отмечала, основной составляющей тарифа являются НВВ и объем отпуска энергии.
Объем отпуска величина утверждаемая соответствующим приказом ФАС России и не регулируется комитетом, а НВВ рассчитывается исходя из необходимости производства тепловой энергии заданного объема, учитывая мощность котлов, времени их работы и необходимых ресурсов. Отмечала, что в расчет тарифа не были заложены сведения о переоборудовании котлов, поскольку эти действия ООО «Щекинская ГРЭС» производила в мае 2018 года. Указывала, что удельные расходы условного топлива на отпуск электрической и тепловой энергии на 2-18 год утверждены приказом Минэнерго РФ от 18.09.2017 № 865 размере 189,4 кг/Гкал и не могли быть утверждены в размере, испрашиваемом ООО «Щекинская ГРЭС».
Операционные расходы были скорректированы по индексу роста потребительских цен, расходы на приобретение (производство) энергетических ресурсов снижены на 28,01%. Общее снижение НВВ по сравнению с 2017 годом составило 22,5%.
Оснований не доверять показаниям свидетелей, предупрежденных судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, суд не усматривает.
Таким образом, доказательств экономической необоснованности утвержденного тарифа судом установлено не было.
Приказом ФАС России от 16.10.2017 № 1373/17 «Об установлении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность). Производимую в режиме комбинированной выработки электрической энергии и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более на 2018 год» максимальный тариф на тепловую энергию в среднем по Тульской области с 1 июля 2018 года был установлен в размере 1018,03 руб. за 1 Гкал без НДС.
Между тем, проведенный Комитетом Тульской области по тарифам анализ экономической обоснованности расходов организаций региона, производящих тепловую энергию в режиме комбинированной выработки электрической энергии и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, показал необходимость установления максимального тарифа со второго полугодия 2018 года в среднем в размере 1079,18 руб. за 1 Гкал без НДС.
Порядок согласования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов решений органов регулирования об установлении тарифов выше максимального или ниже минимального уровня тарифов, установленный разделом 5 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения административным ответчиком был соблюден.
Так, судом установлено, что объем полезного отпуска тепловой энергии, необходимый для расчета тарифа, был утвержден приказом ФАС России №1613/7 от 30.11.2017, а уже 01.12.2017 комитет Тульской области по тарифам обратился к руководителю ФАС России с обращением о согласовании, к которому приложил:
а) обращение заместителя Губернатора Тульской области с обоснованием необходимости принятия решения органа регулирования об установлении тарифов выше максимального или ниже минимального уровня тарифов;
б) проект решения органа регулирования об установлении тарифов;
в) выписку из протокола заседания органа регулирования по вопросу установления тарифов;
г) экспертные заключения органа регулирования об установлении тарифов;
д) расчет тарифов;
е) анализ тарифных и социально-экономических последствий принятия решения об установлении тарифов;
ж) анализ тарифных и социально-экономических последствий принятия решения об установлении тарифов.
В силу абз. 1 п. 51 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, Федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов рассматривает обращение и принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании решения органа регулирования об установлении тарифов, устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня тарифов, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, не позднее 30 календарных дней со дня принятия обращения к рассмотрению.
Приказ № 1776/17 о согласовании постановления Комитета Тульской области по тарифам об установлении тарифов на тепловую энергию, приводящих к превышению установленного в Тульской области предельного максимального уровня тарифов на тепловую энергию во втором полугодии 2018 года был издан Федеральной антимонопольной службой 26.12.2017.
Как установлено абз.5 п. 51 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, руководствуясь решением федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, орган регулирования принимает решение об установлении тарифов на уровне выше максимального или ниже минимального уровня тарифов, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в порядке и сроки, которые установлены пунктами 30 - 32 настоящих Правил. Указанное решение должно быть согласовано высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Решение органа регулирования публикуется в порядке, установленном для публикации (размещения) решений об установлении цен (тарифов) в соответствии с пунктом 35 настоящих Правил.
Между тем, в силу п. 6 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения цены (тарифы) устанавливаются органами регулирования до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования.
Суд принимает во внимание, что Комитет издавая оспариваемый нормативный акт 19.12.2017 без согласования с ФАС России действовал в условиях необходимости соблюдения процедуры установления тарифа на 1 полугодие 2018 года и в случае отказа в согласовании увеличения на второе полугодие, тариф на 2-полугодие мог быть скорректирован по результатам содержания приказа ФАС России. Более того, суд учитывает, что на момент введения в действие оспариваемого постановления согласование уже было получено, равно, как и постановление было согласовано на уровне Губернатора Тульской области, о чем свидетельствует его письмо в ФАС России от 22.12.2017 № 55-к-1/2408.
Доводы административного истца о необходимости установлении тарифа в размере полностью идентичном приказу ФАС России, суд находит несостоятельными, поскольку указанным приказом установлен предельный максимальный тариф в среднем по субъекту Российской Федерации, к тому же без учета НДС.
Проверяя доводы административного истца об установлении тарифа на тепловую энергию в нарушение требований жилищного законодательства суд исходит из следующего.
В силу положений п. 1 ст. 157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.
Следует отметить, что отопление является одной из составляющих перечня коммунальных услуг, который предусмотрен в п. 4 ст. 154 ЖК РФ и включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
При этом следует учесть, что, к примеру, розничные цена на газ формируются с учетом приказа ФАС от 11.05.2018 № 609/18 «Об утверждении оптовых цен на газ, добываемый ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами, предназначенный для последующей реализации населению».
Следовательно, общий уровень роста размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги зависит от роста либо снижения стоимости всех коммунальных ресурсов в совокупности.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений в силу п. 8.4 ст. 13, п. 1 ст. 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации относится, в том числе: утверждение предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях; осуществление мониторинга применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.10.2017 г. № 2353-р утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2018 год, в том числе средние индексы по Тульской области ( п. 72) : 0% - на первое полугодие 2018 года, 4,8% - на второе полугодие 2018 года.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2014 г. № 2222-р утверждены предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины индексов на 2015 - 2018 годы: для Тульской области на 2018 год - 0% на первое полугодие и 2,2% на второе полугодие.
Постановлением правительства Тульской области от 21.11.2017 г. № 217 (в его первоначальной редакции) для Муниципального образования город Советск Щекинского района предельный индекс на первое полугодие 2018 года установлен 0%, на второе полугодие – 6,9% (строка 72 приложения 1 к данному постановления ).
Постановлением правительства Тульской области от 01.06.2018 № 217 «О внесении изменений в Постановление правительства Тульской области от 21.11.2017 № 554» предельный индекс на второе полугодие 2018 года для Муниципального образования город Советск Щекинского района Тульской области изменен и составил 131,5%. Обоснование изменения предельных индексов (приложение 2 строка 72) изложено в новой редакции, дополнено указаниями на рост тарифа с 01.07.2018 к 01.12.2017 по отоплению 231,5% ( основной причиной роста тарифа является снижение полезного отпуска тепловой энергии на 35% со 148,13тыс. Гкал в 2017 году до 96,31 тыс. Гкал в 2018 году из-за планируемого отключения со 2-го квартала 2018 года крупного потребителя пара ООО «ЭсСиЭй Хайджин Продактс Раша»), горячее водоснабжение -202,4%, холодное водоснабжение -3,2%, водоотведение -6,1% (снижение объемов), электроснабжение -3, 5%, газоснабжение- 3,4%.
В соответствии с пунктом 50 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 № 400 (далее - Основы), предельные индексы могут быть изменены (пересмотрены) в течение долгосрочного периода их действия в сторону увеличения по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Указанное решение об изменении (пересмотре) предельных индексов в течение долгосрочного периода их действия в сторону увеличения принимается после согласования проекта акта об установлении предельного индекса с представительным органом муниципального образования (в городах федерального значения - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что проект постановления правительства Тульской области, предусматривавший изменения в предельные индексы на второе полугодие 2018 года, согласован решением Собрания депутатов муниципального образования город Советск Щекинского района 3 созыва от 14 мая 2018 года № 67-223.
Согласно пункту 58 Основ предельные индексы не могут превышать индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных разделом IV Основ «Основания и порядок согласования предельных индексов представительными органами муниципальных образований» (пункты 43 - 47).
Из пункта 43 Основ следует, что в целях организации электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, а также повышения надежности и качества оказываемых населению коммунальных услуг по решению представительного органа муниципального образования предельные индексы могут превышать индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации.
Одним из оснований для установления по муниципальному образованию предельных индексов, превышающих индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации, является д) соблюдение (установление) долгосрочных тарифов (подпункт д) пункта 46 Основ).
Указанные постановления правительства Тульской области и решение Собрания депутатов муниципального образования город Советск Щекинского района в предусмотренном законом порядке не оспаривались, недействующими не признаны вступили в действие на момент повышения тарифа на отопление.
При принятии решения по данному делу суд учитывает и то, что положения раздела V Основ, предусматривая возможность изменения (пересмотра) предельных индексов в течение долгосрочного периода их действия в сторону увеличения по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), одновременно предоставляют указанному должностному лицу право рассмотреть вопрос о предоставлении в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» дополнительных мер социальной поддержки потребителя коммунальных услуг в целях соблюдения установленных предельных индексов.
Такие дополнительные меры, направленные в данном случае на получение потребителями компенсаций ввиду увеличения предельных индексов и на устранение последствия их увеличения в виде резкого роста платы населения за коммунальные услуги, в полной мере соответствует принципу соблюдения баланса экономических интересов регулируемых организаций и интересов потребителей были приняты.
Так, постановлением администрации Щекинский район № 5-680 от 25.05.2018 был утвержден Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде предоставляемой гражданам компенсации оплаты коммунальных услуг за отопление и горячее водоснабжение (подогрев воды) в случае роста тарифа на тепловую энергию более чем в два раза.
Указанным порядком предусмотрена компенсация для постоянно проживающих на территории Щекинского района и являющихся плательщиками услуг по снабжению тепловой энергией и в отношении которого открыт лицевой счет у поставщика услуги, не имеющих задолженности по оплате за услугу по отоплению и горячему водоснабжению более чем 2 месяца. Размер компенсации рассчитывается индивидуально исходя и тарифов, фактического объема потребленных коммунальных услуг за месяц, предшествующий месяцу, в котором производится расчет компенсации и соответствует разнице начислений, рассчитанной исходя из экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию, утвержденного с 01.07.2018 и максимально допустимого значения роста тарифа ( тариф, действующий до утверждения тарифа с ростом более чем в два раза, проиндексированный на 43%)
Обоснованность нормативных актов принятых органами местного самоуправления, а также Постановления правительства Тульской области от 01.06.2018 № 217 «О внесении изменений в Постановление правительства Тульской области от 21.11.2017 № 554» предметом настоящего судебного разбирательства не являются. Указанные постановления в предусмотренном законом порядке не оспаривались, недействующими не признаны и не могут быть предметом оценки суда в деле об оспаривании нормативного правового акта, которым утверждены тарифы на отопление.
Таким образом, в процессе рассмотрения спора по существу не нашли своего подтверждения доводы административных истцов о необоснованности, в том числе с экономической стороны тарифа на отопление на 2018 год, установленного оспариваемым нормативным актом, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований не имеется.
При этом суд учитывает, что соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей является одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения (пункт 5 части 1 статьи 3 Основ ценообразования).
Баланс экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей тепловой энергии достигается путем соблюдения установленного высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации максимально возможного уровня изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, устанавливаемого на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации.
При этом, регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения также подчинены действию специальных принципов, к которым в том числе относятся обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя и обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения (пункты 2 - 3 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении). Указанные принципы конкретизированы в правилах расчета НВВ и объема полезного отпуска и нарушений формирования данных правил в ходе рассмотрения спора по существу судом установлено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд,
решил:
в удовлетворении требований ФИО1 присоединившихся к нему граждан ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42 к комитету Тульской области по тарифам о признании незаконным постановления комитета Тульской области по тарифам №60/4 от 19 декабря 2017 года в части установления тарифа на тепловую энергию и горячую воду для потребителей (жителей г. Советск) ООО «Щекинская ГРЭС» с 01.07.2018 в размере 3216, 21 руб., отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий