НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тульского областного суда (Тульская область) от 08.10.2018 № 21-198

дело №21-198 судья Кондратьев С.Ф.

Р Е Ш Е Н И Е

8 октября 2018 года. г.Тула, пр.Ленина, д.45.

Судья Тульского областного суда Башкиров А.А.,

при секретаре Карловой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Арестова О.А. по доверенности Васильевой С.А. на постановление начальника межрайонной инспекции ФНС России №9 по Тульской области от 23 мая 2018 года и решение судьи Новомосковского городского суда Тульской области от 4 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.27 КоАП РФ,

у с т а н о в и л :

постановлением начальника межрайонной инспекции ФНС России №9 по Тульской области от 23 мая 2018 года генеральный директор ООО «П» Арестов О.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Арестов О.А. обжаловал его в Новомосковский городской суд Тульской области.

Решением судьи Новомосковского городского суда Тульской области от 4 июля 2018 года постановление начальника межрайонной инспекции ФНС России №9 по Тульской области от 23 мая 2018 года оставлено без изменения, жалоба Арестова О.А. без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Тульский областной суд, защитник Арестова О.А. по доверенности Васильева С.А. просит постановление начальника межрайонной инспекции ФНС России №9 по Тульской области от 23 мая 2018 года и решение судьи Новомосковского городского суда Тульской области от 4 июля 2018 года по делу об административном правонарушении отменить, а производство по делу прекратить.

Арестов О.А. и его защитник по доверенности Васильева С.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не поступило.

Судья, с учетом положений п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных выше лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав возражения представителей межрайонной инспекции ФНС России №9 по Тульской области по доверенностям С. Т.И. и П. Н.Н., судья приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2-4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Субъектами указанного административного правонарушения являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, исчерпывающий перечень которых приведен в статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 года №115-ФЗ №О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» должностные лица таких организаций.

Объектом вменяемого правонарушения являются установленный законом порядок контроля финансирования, хранения и представления информации, подлежащих контролю (внешнему и внутреннему) организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом.

В качестве объективной стороны правонарушения должностному лицу организации вменяется неисполнение требований п.2 ст.6 и п.2 ст.7 Федерального закона от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Согласно ст.2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно ст.5 Федерального закона от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся в том числе организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» предусмотрено, что получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в лотереях, относятся к операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю.

Согласно п.2 ст.7 Федерального закона от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Как усматривается из материалов дела и установлено должностным лицом на основании распоряжения заместителя начальника ИФНС России по г.Сергееву Посаду Московской области о проведении плановой выездной проверки от 15 февраля 2018 года сотрудниками Межрайонной ИФНС России №9 по Тульской области проведена проверка в обособленном подразделении ООО «П», расположенном по адресу: <адрес>, с целью контроля соблюдения указанным юридическим лицом условий и требований Федерального закона от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Постановления Правительства Российской Федерации от №804.

Проверкой установлено, что ООО «П» не принято необходимых мер по сверке клиентов - участников азартных игр, с актуальной версией Перечня организация и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму, что влечет невыявление операций (при приеме савок, выплате выигрышей) с клиентами - участниками азартных игр, в нарушение п.п.1 п.1 ст.7, ст.4 Закона от 7 августа 2001 года №115-ФЗ, что свидетельствует об отсутствии осуществления внутреннего контроля в Обществе. Не организован внутренний контроль по обучению штатных сотрудников и проведению инструктажа.

Факт совершения Арестовым О.А. административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, и его виновность установлены должностным лицом на основании следующих доказательств: протокола об административном правонарушении от 3 мая 2018 года; акта проверки от 18 апреля 2018 года; выписки из единого государственного реестра юридических лиц от 3 апреля 2018 года и иными материалами дела.

Рассматривая жалобу на указанное постановление коллегиального органа, судья городского суда нашел акт по делу об административном правонарушении законным и обоснованным.

Вместе тем, как должностным лицом налогового органа, так и судьей городского суда при рассмотрении дела не учтено следующее.

Требования к идентификации клиентов утверждены Приказом Росфинмониторинга от 17 февраля 2011 года №59 «Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» (далее - Положение).

Согласно п.2.4 указанного Положения организация в рамках идентификации клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, а также при проведении операций и сделок с их участием или к их выгоде, обязана проверить факт наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя сведений в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности (далее - Перечень)

Перечень составляется и ведется Федеральной службой по финансовому мониторингу в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 года №27 «Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом».

При проведении организацией проверки наличия информации о клиенте, представителе клиента и выгодоприобретателе в Перечне используется актуальный на дату такой проверки Перечень.

Постановлением Правительства РФ от 6 августа 2015 года №804 утверждены Правила определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей (далее - Правила).

Согласно п.20 указанных Правил информация о включении в перечень или об исключении из перечня организаций и (или) физических лиц, а также о внесении корректировок в содержащиеся в перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах вместе с актуальной информацией об организациях и о физических лицах, включенных в перечень, в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, предусмотренного абзацем первым пункта 15 и пунктами 16 и 17 настоящих Правил, размещается на официальном сайте.

Доведение информации, предусмотренной п.20 настоящих Правил, до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей осуществляется путем обеспечения доступа этих организаций и индивидуальных предпринимателей к такой информации через их личные кабинеты на официальном сайте (п.21 Правил).

Из материалов дела следует, что ООО «П» стоит на учете в Межрегиональном управлении по Центральному Федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по ЦФО), как организация, осуществляющая операции с денежными средствами, в связи с осуществлением ею деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, использует личный кабинет на сайте Росфинмониторинга в сети Интернет, в том числе и для проверки среди своих клиентов (участников азартных игр) на наличие либо отсутствие в отношении них сведений о принадлежности их к экстремистской деятельности или терроризму.

Во исполнение вышеназванного Федерального закона разработаны Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма, которые утверждены директором ООО «П» 29 декабря 2016 года.

Приказом от 21 июня 2016 года генеральный директор ООО «П» назначен ответственным за выполнение обязанностей специального должностного лица Общества по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, которым 30 июля 2015 года пройдено обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, о чем выдано соответствующее свидетельство.

При осуществлении деятельности Обществом во всех обособленных подразделениях используется АПК «ХХХ», в том числе и для осуществления внутреннего контроля в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (ПОД/ФТ).

В функционал комплекса входит и проверка наличия среди зарегистрированных участников пари физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также контроль за операциями с денежными средствами и иным имуществом в сумме равной или превышающей сумму операции, подлежащей обязательному контролю.

Следовательно, отсутствие на бумажном носителе перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в обособленном подразделении не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, поскольку Общество не лишено возможности в рамках соблюдения законодательства в сфере противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, осуществлять проверку среди своих клиентов на наличие либо отсутствие в отношении них сведений о принадлежности их к экстремистской деятельности или терроризму путем просмотра и скачивания перечня в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга в сети Интернет.

В перечень, предусмотренный пунктом 2 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Приказом Росфинмониторинга от 3 августа 2010 года №203, организацией (за исключением организации, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (далее - деятельность на финансовом рынке)) включаются следующие сотрудники: а) руководитель организации; б) руководитель филиала организации; в) заместитель руководителя организации (филиала), в соответствии с должностными обязанностями курирующий вопросы организации и осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; г) специальное должностное лицо организации (филиала), ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления (далее - специальное должностное лицо); д) главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала), при наличии должности в штате организации или филиала, либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета; е) руководитель юридического подразделения организации (филиала) либо юрист организации (при наличии); ж) сотрудники службы внутреннего контроля организации (филиала), при наличии; з) иные сотрудники организации (филиала) по усмотрению руководителя организации и с учетом особенностей деятельности организации (филиала) и ее клиентов (п.3 Положения).

Приказом генерального директора от 28 декабря 2016 года в Обществе утвержден перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение во исполнение Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 3 августа 2010 года №203, в который включены следующие сотрудники: руководитель Общества; руководитель филиала Общества (при наличии); заместитель руководителя Общества, в соответствии с должностными обязанностями курирующий вопросы Общества и осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (при наличии); специальное должностное лицо; главный бухгалтер (бухгалтер) Общества, при наличии должности в штаге Общества или филиала, либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета; руководитель юридического подразделения Общества либо юрист Общества (при наличии); сотрудники службы внутреннего контроля, аудита Общества (при наличии); директора обособленных подразделений Общества.

Пунктом 2 приказа установлена обязанность лиц, поименованных в пункте 1 настоящего приказа, проходить обучение в порядке, установленном программой подготовки и обучения сотрудников Общества, утвержденной разделом 13 правил внутреннего контроля.

Сотрудники ООО «П» в цепях реализации правил внутреннего контроля проходят обучение и выполняют свои обязанности в соответствии с указанными правилами. Взаимодействие сотрудников обособленных подразделений и специального должностного лица установлено правилами внутреннего контроля, в частности разделом .

В целях реализации правил директора обособленных подразделений проходят обучение в виде вводного инструктажа, в ходе которого они изучают правила внутреннего контроля и программы их осуществления, о чем составляется и подписывается директорами обособленных подразделений документ о проведении вводного инструктажа.

Согласно должностной инструкции директора обособленного подразделения (п. 2.5, 2.11) он обязан обеспечить организацию деятельности в пункте приема ставок в соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными документами ООО «П», в том числе правилами внутреннего контроля, а также обязан соблюдать их сам.

Вменение в вину генеральному директору ООО «П» Арестову О.А. нарушения подпункта «з» пункта 3 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Приказом Росфинмониторинга от 3 августа 2010 года №203, в части касающейся отсутствия сведений о прохождении обучения кассиром-операционистом Е. Е.А., носит расширительный и произвольный характер со стороны сотрудников налоговых органов, не основанный на требованиях законодательства.

Данные обстоятельства, применительно к ООО «П», свидетельствуют об отсутствии в действиях его директора состава вменяемого правонарушения.

Исходя из положений п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При указанных выше обстоятельствах постановление начальника межрайонной инспекции ФНС России №9 по Тульской области от 23 мая 2018 года и решение судьи Новомосковского городского суда Тульской области от 4 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

жалобу защитника Арестова О.А. по доверенности Васильевой С.А. удовлетворить.

Постановление начальника межрайонной инспекции ФНС России №9 по Тульской области от 23 мая 2018 года и решение судьи Новомосковского городского суда Тульской области от 4 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, в отношении Арестова О.А. – прекратить по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в виду отсутствие в его действиях состава административного правонарушения.

Судья: