дело №21-198 судья Кондратьев С.Ф.
Р Е Ш Е Н И Е
8 октября 2018 года. <...>.
Судья Тульского областного суда Башкиров А.А.,
при секретаре Карловой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Арестова О.А. по доверенности ФИО1 на постановление начальника межрайонной инспекции ФНС России №9 по Тульской области от 23 мая 2018 года и решение судьи Новомосковского городского суда Тульской области от 4 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.27 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
постановлением начальника межрайонной инспекции ФНС России №9 по Тульской области от 23 мая 2018 года № генеральный директор ООО «П» Арестов О.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Арестов О.А. обжаловал его в Новомосковский городской суд Тульской области.
Решением судьи Новомосковского городского суда Тульской области от 4 июля 2018 года постановление начальника межрайонной инспекции ФНС России №9 по Тульской области от 23 мая 2018 года оставлено без изменения, жалоба Арестова О.А. без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Тульский областной суд, защитник Арестова О.А. по доверенности ФИО1 просит постановление начальника межрайонной инспекции ФНС России №9 по Тульской области от 23 мая 2018 года и решение судьи Новомосковского городского суда Тульской области от 4 июля 2018 года по делу об административном правонарушении отменить, а производство по делу прекратить.
Арестов О.А. и его защитник по доверенности ФИО1 в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не поступило.
Судья, с учетом положений п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных выше лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав возражения представителей межрайонной инспекции ФНС России №9 по Тульской области по доверенностям С. Т.И. и П. Н.Н., судья приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2-4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Субъектами указанного административного правонарушения являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, исчерпывающий перечень которых приведен в статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 года №115-ФЗ №О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» должностные лица таких организаций.
Объектом вменяемого правонарушения являются установленный законом порядок контроля финансирования, хранения и представления информации, подлежащих контролю (внешнему и внутреннему) организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом.
В качестве объективной стороны правонарушения должностному лицу организации вменяется неисполнение требований п.2 ст.6 и п.2 ст.7 Федерального закона от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Согласно ст.2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ст.5 Федерального закона от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся в том числе организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» предусмотрено, что получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в лотереях, относятся к операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю.
Согласно п.2 ст.7 Федерального закона от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Как усматривается из материалов дела и установлено должностным лицом на основании распоряжения заместителя начальника ИФНС России по г.Сергееву Посаду Московской области о проведении плановой выездной проверки от 15 февраля 2018 года № сотрудниками Межрайонной ИФНС России №9 по Тульской области проведена проверка в обособленном подразделении ООО «П», расположенном по адресу: <адрес>, с целью контроля соблюдения указанным юридическим лицом условий и требований Федерального закона от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Постановления Правительства Российской Федерации от №804.
Проверкой установлено, что ООО «П» не принято необходимых мер по сверке клиентов - участников азартных игр, с актуальной версией Перечня организация и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму, что влечет невыявление операций (при приеме савок, выплате выигрышей) с клиентами - участниками азартных игр, в нарушение п.п.1 п.1 ст.7, ст.4 Закона от 7 августа 2001 года №115-ФЗ, что свидетельствует об отсутствии осуществления внутреннего контроля в Обществе. Не организован внутренний контроль по обучению штатных сотрудников и проведению инструктажа.
Факт совершения Арестовым О.А. административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, и его виновность установлены должностным лицом на основании следующих доказательств: протокола об административном правонарушении от 3 мая 2018 года; акта проверки от 18 апреля 2018 года; выписки из единого государственного реестра юридических лиц от 3 апреля 2018 года и иными материалами дела.
Рассматривая жалобу на указанное постановление коллегиального органа, судья городского суда нашел акт по делу об административном правонарушении законным и обоснованным.
Вместе тем, как должностным лицом налогового органа, так и судьей городского суда при рассмотрении дела не учтено следующее.
Требования к идентификации клиентов утверждены Приказом Росфинмониторинга от 17 февраля 2011 года №59 «Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» (далее - Положение).
Согласно п.2.4 указанного Положения организация в рамках идентификации клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, а также при проведении операций и сделок с их участием или к их выгоде, обязана проверить факт наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя сведений в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности (далее - Перечень)
Перечень составляется и ведется Федеральной службой по финансовому мониторингу в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 года №27 «Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом».
При проведении организацией проверки наличия информации о клиенте, представителе клиента и выгодоприобретателе в Перечне используется актуальный на дату такой проверки Перечень.
Постановлением Правительства РФ от 6 августа 2015 года №804 утверждены Правила определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей (далее - Правила).
Согласно п.20 указанных Правил информация о включении в перечень или об исключении из перечня организаций и (или) физических лиц, а также о внесении корректировок в содержащиеся в перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах вместе с актуальной информацией об организациях и о физических лицах, включенных в перечень, в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, предусмотренного абзацем первым пункта 15 и пунктами 16 и 17 настоящих Правил, размещается на официальном сайте.
Доведение информации, предусмотренной п.20 настоящих Правил, до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей осуществляется путем обеспечения доступа этих организаций и индивидуальных предпринимателей к такой информации через их личные кабинеты на официальном сайте (п.21 Правил).
Из материалов дела следует, что ООО «П» стоит на учете в Межрегиональном управлении по Центральному Федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по ЦФО), как организация, осуществляющая операции с денежными средствами, в связи с осуществлением ею деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, использует личный кабинет на сайте Росфинмониторинга в сети Интернет, в том числе и для проверки среди своих клиентов (участников азартных игр) на наличие либо отсутствие в отношении них сведений о принадлежности их к экстремистской деятельности или терроризму.
Во исполнение вышеназванного Федерального закона разработаны Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма, которые утверждены директором ООО «П» 29 декабря 2016 года.
Приказом от 21 июня 2016 года № генеральный директор ООО «П» назначен ответственным за выполнение обязанностей специального должностного лица Общества по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, которым 30 июля 2015 года пройдено обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, о чем выдано соответствующее свидетельство.
При осуществлении деятельности Обществом во всех обособленных подразделениях используется АПК «ХХХ», в том числе и для осуществления внутреннего контроля в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (ПОД/ФТ).
В функционал комплекса входит и проверка наличия среди зарегистрированных участников пари физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также контроль за операциями с денежными средствами и иным имуществом в сумме равной или превышающей сумму операции, подлежащей обязательному контролю.
Следовательно, отсутствие на бумажном носителе перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в обособленном подразделении не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, поскольку Общество не лишено возможности в рамках соблюдения законодательства в сфере противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, осуществлять проверку среди своих клиентов на наличие либо отсутствие в отношении них сведений о принадлежности их к экстремистской деятельности или терроризму путем просмотра и скачивания перечня в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга в сети Интернет.
В перечень, предусмотренный пунктом 2 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Приказом Росфинмониторинга от 3 августа 2010 года №203, организацией (за исключением организации, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (далее - деятельность на финансовом рынке)) включаются следующие сотрудники: а) руководитель организации; б) руководитель филиала организации; в) заместитель руководителя организации (филиала), в соответствии с должностными обязанностями курирующий вопросы организации и осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; г) специальное должностное лицо организации (филиала), ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления (далее - специальное должностное лицо); д) главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала), при наличии должности в штате организации или филиала, либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета; е) руководитель юридического подразделения организации (филиала) либо юрист организации (при наличии); ж) сотрудники службы внутреннего контроля организации (филиала), при наличии; з) иные сотрудники организации (филиала) по усмотрению руководителя организации и с учетом особенностей деятельности организации (филиала) и ее клиентов (п.3 Положения).
Приказом генерального директора от 28 декабря 2016 года в Обществе утвержден перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение во исполнение Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 3 августа 2010 года №203, в который включены следующие сотрудники: руководитель Общества; руководитель филиала Общества (при наличии); заместитель руководителя Общества, в соответствии с должностными обязанностями курирующий вопросы Общества и осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (при наличии); специальное должностное лицо; главный бухгалтер (бухгалтер) Общества, при наличии должности в штаге Общества или филиала, либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета; руководитель юридического подразделения Общества либо юрист Общества (при наличии); сотрудники службы внутреннего контроля, аудита Общества (при наличии); директора обособленных подразделений Общества.
Пунктом 2 приказа установлена обязанность лиц, поименованных в пункте 1 настоящего приказа, проходить обучение в порядке, установленном программой подготовки и обучения сотрудников Общества, утвержденной разделом 13 правил внутреннего контроля.
Сотрудники ООО «П» в цепях реализации правил внутреннего контроля проходят обучение и выполняют свои обязанности в соответствии с указанными правилами. Взаимодействие сотрудников обособленных подразделений и специального должностного лица установлено правилами внутреннего контроля, в частности разделом №.
В целях реализации правил директора обособленных подразделений проходят обучение в виде вводного инструктажа, в ходе которого они изучают правила внутреннего контроля и программы их осуществления, о чем составляется и подписывается директорами обособленных подразделений документ о проведении вводного инструктажа.
Согласно должностной инструкции директора обособленного подразделения (п. 2.5, 2.11) он обязан обеспечить организацию деятельности в пункте приема ставок в соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными документами ООО «П», в том числе правилами внутреннего контроля, а также обязан соблюдать их сам.
Вменение в вину генеральному директору ООО «П» Арестову О.А. нарушения подпункта «з» пункта 3 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Приказом Росфинмониторинга от 3 августа 2010 года №203, в части касающейся отсутствия сведений о прохождении обучения кассиром-операционистом Е. Е.А., носит расширительный и произвольный характер со стороны сотрудников налоговых органов, не основанный на требованиях законодательства.
Данные обстоятельства, применительно к ООО «П», свидетельствуют об отсутствии в действиях его директора состава вменяемого правонарушения.
Исходя из положений п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При указанных выше обстоятельствах постановление начальника межрайонной инспекции ФНС России №9 по Тульской области от 23 мая 2018 года и решение судьи Новомосковского городского суда Тульской области от 4 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу защитника Арестова О.А. по доверенности ФИО1 удовлетворить.
Постановление начальника межрайонной инспекции ФНС России №9 по Тульской области от 23 мая 2018 года и решение судьи Новомосковского городского суда Тульской области от 4 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, в отношении Арестова О.А. – прекратить по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в виду отсутствие в его действиях состава административного правонарушения.
Судья: