НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тульского областного суда (Тульская область) от 08.02.2018 № 7-12

Дело №7-12 Судья Половая Ю.А.

РЕШЕНИЕ

8 февраля 2018 года г.Тула, пр.Ленина, д.45

Судья Тульского областного суда Бугаков О.А.,

при секретаре Дорошкове А.В.,

рассмотрев жалобу государственного учреждения здравоохранения «Плавская центральная районная больница им. С.С. Гагарина» на постановление судьи Плавского районного суда Тульской области от 22 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ,

установил:

11 декабря 2017 года старшим государственным инспектором отдела организации контроля в сфере здравоохранения Территориального органа Росздравнадзора по Тульской области в отношении государственного учреждения здравоохранения «Плавская центральная районная больница им. С.С. Гагарина» (далее – ГУЗ «Плавская ЦРБ») составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.

Постановлением судьи Плавского районного суда Тульской области от 22 декабря 2017 года ГУЗ «Плавская ЦРБ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 170 000 рублей.

В жалобе, поданной в Тульский областной суд, главный врач ГУЗ «Плавская ЦРБ» Куликов В.А. просит отменить постановление судьи Плавского районного суда Тульской области от 22 декабря 2017 года и прекратить производство по делу об административном правонарушении.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника ГУЗ «Плавская ЦРБ» по доверенности Фомичевой Ж.В., возражения представителей Территориального органа Росздравнадзора по Тульской области по доверенностям Демидовой Е.В., Медведева Э.А., судья приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон №323-ФЗ) под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Согласно статье 37 Закона №323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.

На основании подпункта 46 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон №99-ФЗ) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года №291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (далее - Положение).

В силу подпункта «а» пункта 5 Положения к лицензионным требованиям, предъявляемым к лицензиату при осуществлении медицинской деятельности, относится, в том числе, соблюдение порядков оказания медицинской помощи.

Согласно пункту 6 Положения осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами «а», «б» и «в(1)» пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с частью 11 статьи 19 Закона №99-ФЗ к грубым нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Одним из порядков оказания медицинской помощи, соблюдение которых отнесено к лицензионным требованиям, предъявляемым к лицензиату при осуществлении медицинской деятельности, является утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ от 12 ноября 2012 года №901н Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю «Травматология и ортопедия» (далее - Порядок).

Данным Порядком предусмотрено, что первичная медико-санитарная помощь включает: первичную доврачебную медико-санитарную помощь; первичную врачебную медико-санитарную помощь; первичную специализированную медико-санитарную помощь. Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара. Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшером. Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачом-терапевтом участковым, врачом общей практики (семейным врачом). При наличии медицинских показаний к оказанию медицинской помощи, не требующей ее оказания в стационарных условиях, врач-терапевт участковый (врачи общей практики (семейные врачи), фельдшеры) или врач-хирург направляет больного в кабинет травматологии и ортопедии медицинской организации для оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи. Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачом-травматологом-ортопедом, а в случае его отсутствия - врачом-хирургом. При самостоятельном обращении больных с травмами и острыми заболеваниями костно-мышечной системы в кабинеты неотложной травматологии и ортопедии врач-травматолог-ортопед оказывает неотложную медицинскую помощь на основе стандартов медицинской помощи. В случае отсутствия кабинета травматологии и ортопедии в медицинской организации первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается в хирургических кабинетах. При невозможности оказания медицинской помощи в рамках первичной медико-санитарной помощи и наличии медицинских показаний больной направляется в медицинскую организацию, оказывающую специализированную медицинскую помощь (пункт 5).

При наличии медицинских показаний лечение проводят с привлечением врачей-специалистов по специальностям, предусмотренным Номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2009 года №210н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июня 2009 года, регистрационный №14032), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 февраля 2011 года №94н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 марта 2011 года, регистрационный №20144) (пункт 12).

Пунктом 7 Приложения №1 к Порядку установлено, что основными функциями кабинета травматологии и ортопедии являются: оказание консультативной, диагностической и лечебной помощи больным с травмами и заболеваниями костно-мышечной системы по профилю «травматология и ортопедия»; диспансерное наблюдение и медицинская реабилитация больных с травмами и заболеваниями костно-мышечной системы по профилю «травматология и ортопедия»; проведение мероприятий по первичной профилактике травм и развития заболеваний костно-мышечной системы, а также вторичной профилактике осложнений и прогрессирующего течения заболеваний костно-мышечной системы; направление больных с травмами и заболеваниями костно-мышечной системы по профилю «травматология и ортопедия» для оказания медицинской помощи в стационарных условиях медицинской организации; участие в отборе больных для оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи в соответствии с установленным порядком оказания высокотехнологичной медицинской помощи, а также учет лиц, ожидающих и получивших высокотехнологичную медицинскую помощь по профилю «травматология и ортопедия»; участие в организации и проведении диспансеризации прикрепленного населения; осуществление экспертизы временной нетрудоспособности; направление больных на медико-социальную экспертизу; разработка и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению; участие в организации и проведении школ здоровья для больных с последствиями травм и заболеваниями костно-мышечной системы; внедрение в практику новых методов профилактики, диагностики и лечения больных с последствиями травм и заболеваниями костно-мышечной системы; ведение учетной и отчетной документации, предоставление отчетов о деятельности в установленном порядке, сбор данных для регистров, ведение которых предусмотрено законодательством.

В силу пункта 8 Приложения №11 к Порядку основными функциями травмпункта являются обеспечение диагностической и лечебной помощи больным с травмами и острыми заболеваниями костно-мышечной системы, обратившихся для оказания неотложной медицинской помощи.

Из материалов дела следует, что в ходе внеплановой выездной проверки в отношении ГУЗ «Плавская ЦРБ», проведенной на основании распоряжения руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Тульской области от 16 ноября 2017 года №П71-406/17 в период времени с 22 ноября 2017 года по 11 декабря 2017 года с целью проверки доводов, изложенных в письме Плавского МСО СУ СК РФ по Тульской области по факту смерти 23 июня 2017 года ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, было установлено, что при обращении ФИО8 за медицинской помощью в ГУЗ «Плавская ЦРБ» в период времени с 27 мая по 30 мая 2017 года, учреждением здравоохранения были нарушены лицензионные требования, установленные подпунктом «а» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года №291, что выразилось в следующем.

Так, 27 мая 2017 года при обращении ФИО8 в ГУЗ «Плавская ЦРБ» не проведена диагностическая работа: отсутствует описание жалоб, анамнеза заболевания, локального статуса: размеров и характера (наличие синяков, ссадин, повреждений поверхности кожи) раны, состояния мягких тканей, движение в суставах. Не измерена температура тела. Не назначено: дополнительных методов лабораторных (общий анализ крови, мочи) и инструментальных исследований (рентген локтевого сустава). Лечебная помощь оказана не в полном объёме: не назначены антибактериальная, противовоспалительная, обезболивающая терапии, не назначена повторная явка (для наблюдения за динамикой течения заболевания).

29 мая 2017 года не проведена диагностическая работа: отсутствует описание жалоб, анамнеза заболевания, локального статуса: размеров и характера (наличие синяков, ссадин, повреждений поверхности кожи) раны, состояния мягких тканей, движение в суставах. Не измерена температура тела. Отсутствует описание (заключение) назначенного рентгенологического снимка левого плечевого сустава. Не учтена отрицательная динамика заболевания: при первичном обращении диагноз – ушибленная рана локтевого сустава слева, при повторном обращении диагноз – ушиб плечевого сустава. Не назначено: дополнительных методов лабораторных (общий анализ крови, мочи) исследований, лечения (антибактериальная, противовоспалительная, обезболивающая терапии), повторная явка (для наблюдения за динамикой течения заболевания). Учитывая высокую температуру не проведена консультация с врачом терапевтом. Не проведена экстренная специфическая профилактика столбняка (проводят при травмах с нарушением целостности кожных покровов и слизистых).

30 мая 2017 года не измерена температура тела. Описание (заключение) рентгенологического снимка левого плечевого сустава от 29 мая 2017 года и левого локтевого сустава от 30 мая 2017 года отсутствует. Не учтена отрицательная динамика заболевания: при первичном обращении (27 мая 2017 года) диагноз – ушибленная рана локтевого сустава слева, при повторном (29 мая 2017 года) обращении диагноз – ушиб плечевого сустава. Не назначено: дополнительных методов лабораторных (общий анализ крови, мочи) исследований, лечения (антибактериальная, противовоспалительная, терапии), повторная явка (для наблюдения за динамикой течения заболевания). Не выписано направление для консультации к детскому врачу травматологу ГУЗ «ТГКБ БСМП им. Д.Я. Ваныкина». Учитывая высокую температуру, не проведена консультация с врачом терапевтом. Не проведена экстренная специфическая профилактика столбняка (проводят при травмах с нарушением целостности кожных покровов и слизистых).

Изложенное указывает на нарушение юридическим лицом требований пунктов 5 и 12, а также пункта 7 Приложения №1 и пункта 8 Приложения №11 к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю «Травматология и ортопедия», утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 12 ноября 2012 года №901н, части 11 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и подпункта «а» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от 11 декабря 2017 года; распоряжением №П71-406/17 от 16 ноября 2017 года о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица ГУЗ «Плавская ЦРБ»; актом проверки от 11 декабря 2017 года; выпиской из журнала амбулаторного приема фельдшерского здравпункта Никольский с.Михайловское; журналом вызовов на дом Никольского ФЗП; копией журнала амбулаторного приема хирургическим отделением ГУЗ «Плавская ЦРБ»; копией протокола консультации врача травматолога ГУЗ «Плавская ЦРБ»; выпиской из Единого реестра лицензий на медицинскую деятельность от 22 декабря 2017 года.

Вопреки доводам жалобы при вынесении решения судья районного суда принял во внимание все доказательства, представленные в материалах дела, правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу и обоснованно пришел к выводу о виновности ГУЗ «Плавская ЦРБ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.

Судьей районного суда была проведена проверка представленных заявителем доводов, касающихся отсутствия вины учреждения в указанном административном правонарушении. Судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что указанные доводы не опровергают имеющиеся в деле доказательства о виновности ГУЗ «Плавская ЦРБ» в совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.

С указанным выводом судьи районного суда соглашается и судья Тульского областного суда, поскольку дело об административном правонарушении содержит доказательства того, что ГУЗ «Плавская ЦРБ» осуществляется медицинская деятельность с грубыми нарушениями лицензионных требований, повлекшее за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью человека.

Доводы жалобы о том, что судом при рассмотрении дела были неправильно применены нормы процессуального и материального права, являются необоснованными, поскольку данное утверждение противоречит выводам суда, изложенным в постановлении, которое отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.

Доводы жалобы о не исследовании всех обстоятельств дела, отсутствия оценки доказательств по делу, о недоказанности вины ГУЗ «Плавская ЦРБ», в том числе со ссылкой на приложенные к жалобе письменные доказательства, а также об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, являются несостоятельными, так как они опровергаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, с которыми не согласиться оснований не имеется.

При этом судья областного суда также учитывает, что выводы должностного лица при составлении протокола об административном правонарушении и судьи районного суда при вынесении постановления по делу об административном правонарушении основаны на письменных доказательствах, непосредственно исследованных ответственными должностными лицами при проведении проверки в ГУЗ «Плавская ЦРБ».

Письменные доказательства, приложенные к жалобе на постановление судьи районного суда, указанных выводов не опровергают.

Довод о том, что допущенное нарушение лицензионных требований не может быть признано грубым, так как не повлекло последствий, установленных частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Ссылка в жалобе на то, что фактически территориальным органом Росздравнадзора проверялся не порядок оказания медицинской помощи, а фактически осуществлялся контроль и анализ качества оказания медицинской помощи, что не входит в его компетенцию, является несостоятельной, поскольку в силу пункта 7.1.2.2. Положения о Территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ от 13 декабря 2012 года №1040н, Территориальный орган Росздравнадзора осуществляет государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности посредством проведения проверок соблюдения медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.

При этом судья областного суда также учитывает пояснения представителя Территориального органа Росздравнадзора по Тульской области по доверенности Медведева Э.А. о том, что в ходе проверки ГУЗ «Плавская ЦРБ» качество оказанной несовершеннолетней ФИО8 медицинской помощи не оценивалось, поскольку как таковая медицинская помощь ФИО8 ГУЗ «Плавская ЦРБ» не оказывалась.

Доводы жалобы о том, что судом первой инстанции неправомерно указано о нарушении пункта 8 Приложения 11 №11 к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю «Травматология и ортопедия», утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 12 ноября 2012 года №901н, поскольку больница не имеет кабинета неотложной травматологии и ортопедии, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

Из пояснений представителя Территориального органа Росздравнадзора по Тульской области по доверенности Медведева Э.А. следует, что в ходе проверки ГУЗ «Плавская ЦРБ» было фактически установлено наличие кабинета неотложной травматологии и ортопедии, который был оснащен необходимым нормативным оборудованием, что нашло отражение в акте проверки, и не опровергалось представителями больницы.

Иные доводы жалобы не опровергают выводы суда о доказанности вины ГУЗ «Плавская ЦРБ» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.

Наказание ГУЗ «Плавская ЦРБ» назначено в пределах санкции части 3 статьи 19.20 КоАП РФ и с учетом требований части 3 статьи 4.1 КоАП РФ.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших судье районного суда всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не установлено.

С учетом изложенного, оснований для отмены постановления судьи районного суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья

решил:

постановление судьи Плавского районного суда Тульской области от 22 декабря 2017 года оставить без изменения, а жалобу ГУЗ «Плавская ЦРБ» без удовлетворения.

Судья