РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 октября 2019 года город Тула
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Голомидовой И.В.,
при секретаре Хромовой М.Н.,
с участием прокурора Болдыревой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3-592/2019 по административному исковому заявлению Шингалеева Евгения Павловича, Фрыкина Игоря Сергеевича к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании недействующими пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного распоряжением министерства экономического развития Тульской области от 27.11.2015 года № 2391 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год» (в редакции распоряжения министерства экономического развития Тульской области от 28.12.2015 года № 2705); пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного распоряжением министерства экономического развития Тульской области от 29.11.2016 года № 3359 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год»; пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 30.11.2017 года № 3848 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» (в редакции распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 28.12.2017 года № 4455),
установил:
27 ноября 2015 года министерством экономического развития Тульской области издано распоряжение № 2391 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год».
Пунктом 1 распоряжения определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, согласно приложению (далее - Перечень на 2016 год, Перечень).
В названный Перечень в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, под номером № включено нежилое помещение с кадастровым номером №
29 ноября 2016 года министерством экономического развития Тульской области издано распоряжение № 3359 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год».
Пунктом 1 распоряжения определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, согласно приложению (далее – Перечень на 2017 год, Перечень).
В названный Перечень в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, под номером № включено нежилое помещение с кадастровым номером №
30 ноября 2017 года министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение № 3848 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год».
Пунктом 1 распоряжения определен перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее - Перечень на 2018 год, Перечень) согласно приложению.
В названный Перечень в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, под номером № включено нежилое помещение с кадастровым номером №
Шингалеев Е.П. и Фрыкин И.С., являясь собственниками в праве общей долевой собственности на указанное помещение, обратились в суд с административным иском о признании недействующим данных Перечней в части включения в них указанного объекта недвижимого имущества, ссылаясь на противоречие названных Перечней в оспариваемых частях положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, ввиду того, что нежилое помещение с кадастровым номером № фактически не используется и не использовалось как кафе-кондитерская, в настоящее время наименование помещения изменено, а земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, в котором находится помещение, предусматривает размещение среднеэтажной жилой застройки. Неправомерное включение, по утверждению административных истцов, вышеупомянутого помещения в Перечни влечет для них увеличение размера платежей по налогу на имущество физических лиц.
Полагая ошибочным внесение указанного объекта недвижимого имущества в соответствующие Перечни, Шингалеев Е.П. и Фрыкин И.С. обращались к административному ответчику с заявлением, однако межведомственной комиссией им отказано в исключении помещения из Перечней, что и послужило основанием для обращения с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В судебное заседание административные истцы Шингалеев Е.П. и Фрыкин И.С. не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие с участием представителя по доверенностям.
В судебном заседании представитель административных истцов Шингалеева Е.П. и Фрыкина И.С. по доверенностям Евстигнеева А.В. заявленные требования поддержала по тем же основаниям и просила их удовлетворить.
Представители административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, заинтересованного лица правительства Тульской области по доверенностям Мамаев В.А. и Трухтанов С.В. с заявленными требованиями не согласились, указав, что оспариваемые распоряжения изданы компетентным органом в пределах предоставленных полномочий, в установленном порядке, федеральному законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречат, поскольку содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости назначение и наименование принадлежащего административным истцам нежилого помещения предусматривает размещение объектов общественного питания; прав и законных интересов административных истцов указанные распоряжения не нарушают.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования город Алексин в судебное заседание не явился, извещался в установленном законом порядке, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представив возражения, согласно которым заявленные требования считал не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на правомерность включения в Перечни принадлежащего административным истцам нежилого помещения с кадастровым номером №
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Болдыревой И.Ю., полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества предоставлено субъекту Российской Федерации также и подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Статьей 15 и пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются плательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Указанный перечень, согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На основании Указа Губернатора Тульской области от 07 августа 2015 № 238 по состоянию на 27 ноября 2015 года и 29 ноября 2016 года (даты принятия оспариваемых распоряжений министерства экономического развития Тульской области от 27 ноября 2015 года № 2391 и от 29 ноября 2016 года № 3359), данным органом являлось министерство экономического развития Тульской области (подпункт 108 пункта 4 Положения о министерстве экономического развития Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 11 ноября 2015 года № 508). Названное министерство возглавляет министр экономического развития Тульской области, который издает в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тульской области приказы (распоряжения) (подпункт 5 пункта 7 Положения о министерстве экономического развития Тульской области, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 11 ноября 2015 года № 508).
На момент рассмотрения спора министерство имущественных и земельных отношений Тульской области в силу пункта 3 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 13 октября 2016 года № 452, и передаточного акта № 1 от 23 декабря 2016 года является правопреемником министерства экономического развития Тульской области в части реализации полномочий по управлению и распоряжению в пределах своей компетенции имуществом области, за исключением средств бюджета Тульской области, бюджетов территориальных внебюджетных фондов и жилищного фонда, принадлежащего на праве собственности области, предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования город Тула, в пределах полномочий, установленных федеральными законами, законами Тульской области, постановлениями правительства Тульской области, а также координации в случаях, установленных федеральными законами, законами Тульской области, указами Губернатора Тульской области и постановлениями правительства Тульской области, деятельности в этой сфере иных органов исполнительной власти Тульской области.
Согласно подпункту 70 пункта 5, подпункту 12 пункта 6, подпункту 4 пункта 8 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 13 октября 2016 года № 452, органом исполнительной власти Тульской области, который наделен полномочиями по определению перечня объектов недвижимого имущества, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, направлению Перечня в электронной форме в налоговые органы Тульской области, размещению Перечня на официальном сайте правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» является министерство имущественных и земельных отношений Тульской области. Названное министерство возглавляет министр имущественных и земельных отношений Тульской области, который издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения в установленной сфере деятельности.
Распоряжение министерства экономического развития Тульской области от 27 ноября 2015 года № 2391 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год» подписано министром экономического развития Тульской области, опубликовано 30 ноября 2015 года на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tularegion.ru) в соответствии с подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 15.10.2015 года № 1931 указанный выше акт был дополнен строками № согласно приложению.
Распоряжение министерства экономического развития Тульской области от 29 ноября 2016 года № 3359 подписано заместителем министра экономического развития Тульской области, опубликовано 30 ноября 2016 года на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tularegion.ru), и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.
Распоряжение министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 30 ноября 2017 года № 3848 подписано министром имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликовано 30 ноября 2017 года (до начала очередного налогового периода) в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://npatula.ru), в соответствии с подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, постановлением правительства Тульской области от 17 февраля 2014 года № 61 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области».
Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемые распоряжения изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, порядка принятия, правил введения в действие и опубликования, что также неоднократно установлено вступившими в законную силу решениями Тульского областного суда от 22.09.2017 года, от 22.10.2017 года, от 25.10.2017 года, от 25.05.2018 года, от 17.10.2018 года и стороной административных истцов в процессе судебного разбирательства не оспаривалось.
Проверяя данные распоряжения в оспариваемой части на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Абзацами первым и третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации.Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из пункта 1 и подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Законом Тульской области от 20 ноября 2014 года № 2219-ЗТО «Об установлении единой даты начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» была установлена единая дата начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2016 года.
Решением Собрания представителей муниципального образования город Алексин от 12 ноября 2014 года № 4 (4).16 «О налоге на имущество физических лиц», установлен и введен на территории муниципального образования город Алексин налог на имущество физических лиц; при этом для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей, налоговая ставка установлена в размере 2 процентов от их кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи.
В силу подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в перечень подлежат включению следующие виды недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ).
До 01 января 2017 года подпункт 2 пункта 1 указанной статьи действовал в следующей редакции: «нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания».
Таким образом, по смыслу приведенных норм законодательства в Перечень подлежит включению лишь такое недвижимое имущество, которое отвечает критериям, установленным названными выше правовыми нормами. Причем для включения объекта недвижимости в Перечень достаточно, чтобы объект недвижимости отвечал хотя бы одному из указанных критериев.
Судом установлено, что административные истцы Шингалеев Е.П. и Фрыкин И.С. являются собственниками по ? доли на нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 307,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
Изложенное подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 02.11.2007 года, договором купли-продажи 10.10.2007 года, выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 30.11.2018 года, от 29.08.2019 года № 71-0-1-21/4006/2019-21755.
Судом установлено и следует из материалов дела, что нежилое помещение с кадастровым номером № является встроенно-пристроенным, расположенным в многоквартирном жилом доме с кадастровым номером №
Согласно существующим на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов данным технической инвентаризации (технический паспорт, составленный по состоянию на 26.06.2003 года с данными инвентаризации от 02.12.2005 года) по адресу: <адрес> расположено нежилое помещение (инвентарный номер №) с наименованием и назначением «кафе-кондитерская на 28 посадочных мест», площадь 307,5 кв.м.
Из экспликации к поэтажному плану кафе-кондитерской на 28 посадочных мест усматривается, что частями помещения являются тамбур (площадью 6,9 кв.м), торговый зал (площадью 52,5 кв.м), цех разделки и выпечки (площадью 36,5 кв.м), цех отделки (площадью 55 кв.м), коридор (площадью 11,9 кв.м), туалет для посетителей, склад готовой продукции (площадью 16,1 кв.м), моечная
(площадью 28,6 кв.м), разгрузочная (площадью 9 кв.м), тамбур, холл с лестницей, тарная, кладовая, кабинет, кухня (площадью 33,9 кв.м), коридор, умывальник, туалет для персонала, раздевалка, комната отдыха.
Из договора купли-продажи от 10.10.2007 года следует, что административные истцы приобрели в общую долевую собственность встроенно-пристроенное помещение кафе-кондитерской на 28 посадочных мест площадью 307,5 кв.м, находящееся по адресу: <адрес>
В свидетельствах о государственной регистрации права от 02.11.2007 года, выданных Шингалееву Е.П. и Фрыкину И.С. указано, что за последними зарегистрировано право общей долевой собственности на объект: встроенно-пристроенное помещение кафе-кондитерской на 28 посадочных мест
Согласно «ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения» (далее - ГОСТ 31985-2013) общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг. При этом под предприятием общественного питания (предприятие питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления) как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.
Кафе - предприятие питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции и услуг, реализующее фирменные, заказные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары, в том числе табачные изделия (пункт 26 ГОСТ 31985-2013).
В соответствии с пунктом 41 ГОСТ 31985-2013 услуга общественного питания - это результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц) или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.
Исполнитель услуги общественного питания: Предприятие общественного питания (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), оказывающее услуги общественного питания (пункт 42 ГОСТ).
В силу пункта 3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1036, услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.
Пунктом 3.1 ГОСТ 30389-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» под предприятием как объектом общественного питания подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания. В названном стандарте приведены определения кафе, бара, предприятия быстрого обслуживания, столовой.
Таким образом, на момент принятия оспариваемых распоряжений от 27.11.2015 года, от 29.11.2016 года, от 30.11.2017 года назначение и наименование нежилого помещения с кадастровым номером № в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, а также в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, предусматривали размещение объектов общественного питания.
Довод административных истцов о том, что в настоящее время наименование принадлежащего им объекта недвижимости с названным выше кадастровым номером изменено с «кафе-кондитерская на 28 посадочных мест» на «нежилое помещение» судом не может быть принят во внимание исходя из следующего.
Как следует из пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утверждается на очередной налоговый период по налогу на имущество организаций, которым в силу пункта 1 статьи 379 НК РФ является календарный год. При этом включение объектов недвижимого имущества в Перечень осуществляется до 1-го числа очередного налогового периода. По смыслу пунктов 7, 10 и 12 статьи 378.2 НК РФ изменение в течение налогового периода включенного в Перечень объекта недвижимого имущества, вследствие которого данный объект перестает соответствовать условиям для его включения в Перечень, может влиять на порядок определения налоговой базы, но само по себе не является основанием для признания Перечня в этой части недействующим.
Согласно сведениям, предоставленным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области по запросу суда, изменения в сведения о наименовании объекта недвижимости с кадастровым номером № с «нежилое помещение, кафе-кондитерская на 28 посадочных мест» на «нежилое помещение» внесены в ЕГРН 23.11.2018 года на основании заявления № 71-0-1-100/3025/2018-3907 о государственном кадастровом учете недвижимого имущества. Технический паспорт на указанный объект недвижимости с назначением и наименованием «нежилое помещение», в котором все части помещения имеют назначение «нежилое» составлен по состоянию на 9 ноября 2018 года, то есть изменения имели место после начала налогового периода и вступления в силу оспариваемых распоряжений.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что на дату принятия оспариваемых распоряжений №№№ включение нежилого помещения с кадастровым номером № в Перечни являлось обоснованным.
Доводы административных истцов о том, что помещение с кадастровым номером № с 2007 года по настоящее время не используется по назначению, не являются основаниями для отмены нормативных правовых актов в обжалуемых частях, поскольку для отнесения объекта недвижимости к помещениям, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации достаточно выполнения одного из условий, предусмотренных указанной нормой.
Как указано выше, спорный объект недвижимости был включен в оспариваемые Перечни не по виду его фактического использования. Предназначение такого помещения было определено административным ответчиком исходя из его назначения и наименования в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и документами технического учета, что согласуется с приведенными положениями налогового законодательства, то есть независимо от его целевого использования либо не использования объекта.
Таким образом, судом установлено, что включение нежилого помещения с кадастровым номером № в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016, 2017, 2018 годы, утвержденные распоряжениями министерства экономического развития Тульской области от 27.11.2015 года № 2391, от 29.11.2016 года № 3359, а также министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 30.11.2017 года № 3848, в полной мере соответствует требованиям подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Доводы административных истцов об обратном основаны на неверном понимании приведенных законоположений, в связи с чем суд их отклоняет.
Поскольку по изложенным выше мотивам оспариваемые Шингалеевым Е.П. и Фрыкиным И.С. пункты Перечней не могут быть признаны не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав административных истцов в указанных аспектах, в силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Отказывая в удовлетворении требований административных истцов, на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд оставляет понесенные Шингалеевым Е.П. и Фрыкиным И.С. по делу судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины за счет административных истцов.
Руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Шингалеева Евгения Павловича, Фрыкина Игоря Сергеевича к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании недействующими пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного распоряжением министерства экономического развития Тульской области от 27.11.2015 года № 2391 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год» (в редакции распоряжения министерства экономического развития Тульской области от 28.12.2015 года № 2705); пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного распоряжением министерства экономического развития Тульской области от 29.11.2016 года № 3359 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год»; пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 30.11.2017 года № 3848 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» (в редакции распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 28.12.2017 года № 4455), отказать.
Сообщение о принятии данного решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в газете «Тульские известия» или размещению в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://npatula.ru, либо в сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации» - www.pravo.gov.ru, либо на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tularegion.ru).
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий