НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тульского областного суда (Тульская область) от 01.10.2010 № 3-39/2010

     РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 октября 2010 года                                                                                    город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Жуган Т.Д.,

при секретаре Серегиной Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Тульской области о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2010 год, утвержденной постановлением администрации Тульской области от 18.03.2010 г. № 252,

у с т а н о в и л:

постановлением администрации Тульской области от 18.03.2010 г. № 252 утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2010 год.

Прокурор Тульской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2010 год, ссылаясь на ее противоречие пункту 2 статьи 2, пункту 1 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», поскольку в тексте Программы говорится об аварийных жилых помещениях и аварийных жилых помещениях, непригодных для постоянного проживания, но при этом ные дома меются ввиду ния проживаниящно-коммунального хозяйстваотсутствует уточнение о том, что речь идет об аварийных домах, подлежащих сносу, что, по мнению заявителя, позволяет включать в перечень аварийных домов, из которых граждане подлежат переселению в рамках Программы, аварийные дома, подлежащие не сносу, а реконструкции. Кроме того, в нарушение требований пункта 2 части 2 статьи 16 вышеназванного Федерального закона из Программы не усматривается, каким образом произведен расчет объема долевого финансирования переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств бюджета области. Изложенное, по утверждению заявителя, может привести к необоснованному расходованию средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и бюджета области в ущерб интересам граждан, имеющих право на предоставление жилья в силу положений указанного Федерального закона, и свидетельствует о наличии в Программе коррупциогенных факторов.

Принесенный прокурором протест о приведении региональной программы в этой части в соответствие с требованиями законодательства администрацией области отклонен.

В дополнительном заявлении заявитель сослался также на то, что в нарушение пункта 2 статьи 2, пункта 1 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ в Программу включены жилые дома, не признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.

В судебном заседании участвующие в деле прокуроры Стекачева Т.В. и Рамбекова О.В. поддержали заявленные требования по тем же основаниям и просили удовлетворить их в полном объеме.

Представитель администрации Тульской области по доверенности Ивченко Л.И. с заявленными требованиями не согласился, полагая их необоснованными, указав, что Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2010 год утверждена администрацией области в пределах предоставленных полномочий, федеральному законодательству не противоречит и права граждан не нарушает.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов (часть 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В порядке реализации полномочий Российской Федерации по вышеуказанному предмету совместного ведения принят Федеральный закон от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Согласно частям 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ в целях настоящего Федерального закона Российской Федерацией создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 указанного закона предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.

В силу части 1 статьи 16 названного закона региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьями 8, 33, 34 Устава (Основного закона) Тульской области постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Тульской области является администрация Тульской области, которая в пределах своих полномочий принимает постановления.

Судом установлено, что 18 марта 2010 года администрацией Тульской области принято постановление № 252 «Об утверждении региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2010 год», которым в целях реализации Федерального закона от 21.07.2007 г.              № 185-ФЗ утверждена названная региональная адресная программа (приложение к постановлению). Постановление подписано руководителем администрации Тульской области - губернатором Тульской области в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Устава (Основного закона) Тульской области, 25 марта 2010 года официально опубликовано вместе с приложением в газете «Тульские известия» № 41 и согласно его пункту 3 вступило в силу со дня опубликования. Постановлениями администрации Тульской области от 14.04.2010 г. № 350 и от 26.07.2010 г. № 671, опубликованными в том же печатном издании 22 апреля 2010 года № 57 и 29 июля 2010 года № 110 соответственно, в постановление администрации Тульской области от 18.03.2010 г. № 252 внесены изменения, которыми отдельные положения оспариваемой региональной программы изложены в новой редакции.

Таким образом, оспариваемая заявителем региональная адресная программа утверждена компетентным органом в пределах предоставленных ему федеральным законодательством полномочий и с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемого им нормативного правового акта, порядку принятия, регистрации и введения его в действие, установленных статьей 22 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьей 34 Устава (Основного закона) Тульской области, разделом 6 и приложениями № 4, № 6 Инструкции по делопроизводству в органах исполнительной власти и подразделениях аппарата Администрации Тульской области, утвержденной постановлением губернатора Тульской области от    15.05.2007 г. № 26-пг.

Соблюдение установленной законодательством процедуры принятия и правил введения в действие постановления администрации Тульской области от               18.03.2010 г. № 252 и постановлений администрации Тульской области от    14.04.2010 г. № 350 и от 26.07.2010 г. № 671 о внесении в него изменений, а также правомочность издавшего их органа, представителями заявителя в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

Проверяя содержание оспариваемой заявителем Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2010 год (приложение к постановлению администрации Тульской области от 18.03.2010 г. № 252) на предмет соответствия федеральному законодательству, суд установил следующее.

Требования, которым должно отвечать содержание региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, установлены частью 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07 2007 г. № 185-ФЗ.

В силу указанной нормы федерального законодательства региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности:

1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2007 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;

2) объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, рассчитываемый в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

3) обоснование объема средств, предусмотренных пунктом 2 настоящей части, с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда;

4) планируемые показатели выполнения этой региональной адресной программы;

5) размер предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом предельная стоимость одного квадратного метра общей площади таких жилых помещений не должна превышать стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемую федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства, с учетом средней стоимости строительства многоквартирных домов для каждого субъекта Российской Федерации.

Проанализировав положения оспариваемой прокурором Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2010 год, суд не усматривает противоречий ее положений федеральному законодательству, в том числе и тех, на которые ссылается заявитель в обоснование своих требований.

Оспаривая региональную адресную программу в целом, заявитель по всем оспариваемым положениям Программы, включая приложения № 1 и № 2, сослался на одно обоснование - противоречие их пункту 2 статьи 2, пункту 1 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», которое усматривает в отсутствии в тексте Программыные дома меются ввиду ния проживаниящно-коммунального хозяйства уточнения о том, что на ее основании осуществляется переселение граждан из домов аварийного жилищного фонда, подлежащих сносу, что, по утверждению заявителя, позволяет включать в перечень аварийных домов, из которых граждане подлежат переселению в рамках Программы, аварийные дома, подлежащие реконструкции, и способствовало включению в указанный перечень аварийных домов, не признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.

Вместе с тем, как усматривается из преамбулы постановления администрации Тульской области от 18.03.2010 г. № 252 «Об утверждении региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2010 год», указанная программа утверждена в целях реализации Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», из чего следует, что применяемые в данных нормативных правовых актах понятия используются в одних и тех же значениях, в связи с чем отсутствует необходимость воспроизведения соответствующих норм федерального закона в региональной программе.

Федеральный закон от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ предусматривает предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, под которым согласно пункту 2 статьи 2 того же закона понимается совокупность жилых помещений в домах, которые признаны до 1 января 2007 года или в случае, предусмотренном главой 6.1 настоящего Федерального закона, до 1 января 2009 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Одним из условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, подлежащего сносу, в силу пункта 11 части 1 статьи 14 данного Федерального закона является наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, подлежащего сносу. Предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, подлежащего реконструкции, указанным Федеральным законом не предусмотрено.

Изложенное однозначно указывает на то, что на основании оспариваемой заявителем региональной адресной программы, как утвержденной в целях реализации Федерального закона от 21.07.2007 года № 185-ФЗ, осуществляется переселение граждан из домов аварийного жилищного фонда, подлежащих именно сносу. Тем самым какое-либо иное толкование Программы исключается, что подтверждает также название Программы, изложенное в точном соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14, статьей 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ, и ее содержание.

Так, согласно паспорту Региональной адресной программы, разделам 2 и 5 Программы, графе 5 приложения № 1 основной задачей Программы и ожидаемым конечным результатом ее реализации является ликвидация в течение 2010 года аварийного жилищного фонда, признанного таковым на 1 января 2007 года, вошедшего в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в рамках Программы (приложение № 1); в качестве мероприятия для достижения указанных задачи и результата предусмотрен снос жилищного фонда, непригодного для проживания, определен срок для сноса - 2010 год. Приведенные положения Программы не допускают включения в нее домов, которые признаны аварийными, но могут быть реконструированы.

Таким образом, из взаимосвязанных положений Федерального закона                  от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ, преамбулы постановления администрации Тульской области от 18.03.2010 г. № 252 и Региональной адресной программы определенно следует, что в рамках данной Программы производится переселение граждан из домов аварийного жилищного фонда, подлежащих сносу (ликвидации), в связи с чем необходимость внесения в Программу соответствующего уточнения, на что ссылались представители заявителя, отсутствует.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 16 Федерального закона                     от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ приложением № 1 к Региональной адресной программе является Перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в рамках региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2010 год. Из граф 2, 3 и 5 Перечня следует, что в него включены многоквартирные дома, признанные аварийными постановлениями глав соответствующих муниципальных образований в период с 1987 года по 2006 год, утвердившими акты межведомственных комиссий по результатам обследования состояния этих домов, то есть многоквартирные дома, признанные аварийными в установленном порядке до      1 января 2007 года и подлежащие сносу в 2010 году.

При этом с доводами представителей заявителя о том, что включение в Программу и, в частности, в Перечень - приложение № 1 жилых домов, признанных до 2007 года «аварийными, непригодными для проживания» либо «непригодными для проживания», не свидетельствует о признании этих домов в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, суд не может согласиться исходя из следующего.

Основным условием, установленным пунктом 1 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ для признания многоквартирных домов аварийными, является признание их таковыми до 1 января 2007 года в установленном порядке. Конструкция этой правовой нормы указывает на то, что в ней имеется в виду порядок, действовавший на момент признания многоквартирного дома аварийным.

В период с 1987 года до 2006 года включительно вопросы признания жилых помещений и домов непригодными для проживания, аварийными, подлежащими сносу регламентировались Положением по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденным приказом Минкоммунхоза РСФСР               от 05.11.1985 г. № 529; затем - Положением о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 г. № 552, и впоследствии - Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации             от 28.01.2006 г. № 47 в его первоначальной редакции.

Так, согласно пункту 3.4 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Минкоммунхоза РСФСР              от 05.11.1985 г. № 529, по результатам работы межведомственной комиссии оформлялся акт об отнесении жилого дома (жилого помещения) к категории:             1) пригодные для постоянного проживания; 2) непригодные для постоянного проживания на момент обследования, которые могут быть приведены в пригодное для постоянного проживания состояние при капитальном ремонте, модернизации или реконструкции, что подтверждается технико-экономическими обоснованиями;           3) непригодные, дефекты которых не могут быть устранены технически или их устранение экономически нецелесообразно.

Согласно пункту 8 Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 г. № 552, межведомственная комиссия после изучения представленных документов и осмотра жилого дома (жилого помещения) принимала одно из следующих решений, оформляемых актом: а) о пригодности жилого дома (жилого помещения) для проживания;                            б) о пригодности жилого дома (жилого помещения) для проживания после проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки                       (с приведением соответствующих технико-экономических обоснований);                    в) о непригодности жилого дома (жилого помещения) для проживания с указанием дефектов, которые не могут быть устранены технически или устранение которых экономически нецелесообразно, и критериев непригодности.

При этом аварийность дома являлась одним из признаков непригодности его для проживания (подпункт «д» пункта 2.3 Положения.., утвержденного приказом Минкоммунхоза РСФСР от 05.11.1985 г. № 529, подпункт «б» пункта 2 Положения.., утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации                       от 04.09.2003 г. № 552).

Из содержания представленных заявителем в обоснование своих доводов актов межведомственных комиссий и принятых на их основании постановлений глав администраций муниципальных образований за 1987-2005 годы усматривается, что указанные в них жилые дома, впоследствии включенные в Перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в рамках Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2010 год, отнесены ввиду физического износа в процессе их эксплуатации к категории «непригодные для проживания», «непригодные для проживания, устранение дефектов экономически нецелесообразно», «непригодные для проживания, устранение дефектов технически невозможно», «непригодные для проживания, предлагаемые к сносу», «аварийные, непригодные для проживания», «аварийные». Применение таких формулировок соответствовало вышеприведенным нормам законодательства, действовавшего на момент признания домов таковыми, и по существу означало техническую невозможность или экономическую нецелесообразность устранения их дефектов. При этом действовавшее в период до 2006 года законодательство не предусматривало признание межведомственными комиссиями домов подлежащими сносу. Изложенное позволяет суду сделать вывод о правомерности включения непригодных для проживания и аварийных домов в перечень оспариваемой Программы, как признанных в установленном порядке до 2007 года аварийными и подлежащими сносу, поскольку в иных случаях согласно действовавшему до 2006 года законодательству составлялись акты о пригодности для проживания, в том числе после проведения капитального ремонта или реконструкции, либо о непригодности для проживания на момент обследования с технико-экономическими обоснованиями возможности приведения дома в пригодное для проживания состояние. Таких актов, которые бы опровергли вывод суда о правомерности включения вышеназванных домов в перечень – приложение № 1 Региональной адресной программы, представителями заявителя не представлено, и не существует, что подтвердил в судебном заседании представитель администрации Тульской области Ивченко Л.И., и представителями заявителя не отрицалось.

Включение в перечень Региональной программы домов, признанных межведомственными комиссиями и постановлениями главы администрации муниципального образования город Донской в 2006 году непригодными для проживания и не подлежащими ремонту, суд также считает не противоречащим федеральному законодательству. Как следует из пункта 47 Положения.., утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации                        от 28.01.2006 г. № 47 в редакции, действовавшей до 2007 года, межведомственная комиссия по результатам работы принимает одно из перечисленных в данной норме решений, в частности, о признании жилого помещения непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. При этом в силу пунктов 5 и 6 того же Положения многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, под которыми понимаются структурно обособленные жилые помещения. Следовательно, формулировки о признании «жилого помещения непригодным для проживания» и «многоквартирного дома аварийным» - равнозначны по смыслу. Отсутствие в актах межведомственных комиссий указания о признании домов подлежащими сносу, на что ссылались представители заявителя, не свидетельствует о возможности их реконструкции, поскольку согласно пункту 47 Положения.., утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47 в первоначальной редакции, действовавшей в 2006 году, признанные аварийными многоквартирные дома подлежали сносу. Признание дома аварийным и подлежащим реконструкции законодательство в тот период не предусматривало. Разделение категории аварийных многоквартирных домов на подлежащих сносу и подлежащих реконструкции появилось в законодательстве после внесения в Положение от 28.01.2006 г. № 47 соответствующих изменений постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2007 г. № 494, в связи с чем доводы представителей заявителя о том, что в перечень включены аварийные дома, подлежащие не сносу, а реконструкции, являются несостоятельными.

Вопросы обоснованности признания жилых домов аварийными, в том числе и вопрос соблюдения порядка признания их таковыми, не подлежат проверке в рамках данного дела, разрешаемого в порядке нормоконтроля. Оспариваемая региональная адресная программа не разрешает вопросы признания того или иного дома аварийным, а содержит, как того требуют положения пункта 1 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ, перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2007 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в рамках региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2010 год.

Законность актов межведомственных комиссий и принятых на их основании постановлений глав администраций муниципальных образований, компетентными органами в установленном порядке не оспорена. Кроме того, согласно разделу 1 оспариваемой заявителем региональной программы, она составлена на основе муниципальных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствующих муниципальных образованиях на 2010 год, в которые включены жилые дома, вошедшие в перечень Региональной программы, представляющий собой совокупность перечней домов муниципальных программ. Данные муниципальные адресные программы, утвержденные постановлениями глав администраций муниципальных образований город Тула от 12.03.2010 г. № 835, город Узловая Узловского района от 05.03.2010 г. № 87, город Новомосковск от 11.03.2010 г. № 471, город Кимовск Кимовского района от 01.10.2009 г. № 265, Борятинское Воловского района от 18.01.2010 г. № 3, рабочий поселок Волово            от 18.01.2010 г. № 2, в части включения в них конкретных домов также в установленном порядке никем не оспорены.

По вышеприведенным мотивам суд приходит к выводу об отсутствии противоречий Региональной адресной программы пункту 2 статьи 2, пункту 1 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ, поскольку в ее перечень – приложение № 1 включены многоквартирные дома, признанные до 2007 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 16 Федерального закона                     от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ в паспорте Региональной адресной программы в разделе «Объемы и источники финансирования, в том числе по годам», наряду с общим объемом финансирования Программы и объемом ее финансирования за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, указан объем долевого финансирования за счет средств бюджета Тульской области, составляющий 85 329 504 руб., в том числе в 2010 году - 85 329 504 руб.

В обоснование заявленных требований заявитель сослался на то, что в нарушение пункта 2 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ в Региональной адресной программе не указано, каким образом произведен расчет объема долевого финансирования за счет средств бюджета области. С данным доводом суд не может согласиться, поскольку он основан на неправильном толковании положений указанной правовой нормы, из которой следует, что в региональной адресной программе должен быть указан не расчет, а объем долевого финансирования за счет средств бюджета области, рассчитываемый в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Указанный порядок определения объема долевого финансирования переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации установлен статьей 18 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ, которая в действующей на момент рассмотрения дела редакции предусматривает, что объем долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, как обязательного условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, определяется субъектом Российской Федерации. Поскольку Тульской областью в Региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2010 год определен объем долевого финансирования Программы за счет средств бюджета области, следовательно, требования к содержанию региональной программы, указанные в пункте 2 части 2 статьи 16 Федерального закона                                от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ, в данном случае соблюдены, и противоречий данной норме федерального законодательства в Программе не имеется.

Сумма долевого финансирования Программы за счет средств бюджета области заявителем не оспаривается, а проверка представленного администрацией области расчета данной суммы позволяет суду сделать вывод о его соответствии требованиям Федерального закона от 30.12.2008 г. № 323-ФЗ «О порядке определения минимального объема долевого финансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов в 2009 и 2010 годах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Из Программы, в частности, ее паспорта, раздела 4, приложений № 1 и № 2 следует, что площадь расселяемых помещений и соответственно объем строительства благоустроенного жилья для переселения из аварийного жилищного фонда в целом по региону составляет 34 989,33 кв.м; средняя стоимость строительства одного квадратного метра общей площади жилья, принятая в Программе для расчета потребности в финансовых средствах, не превышает установленной Министерством регионального развития Российской Федерации для Тульской области (приказ                  от 25.12.2009 г. № 603) и составляет 27388,5 руб., общая потребность в ресурсах рассчитана путем умножения этих двух показателей и составляет общий объем финансирования Программы в сумме 958 305 782 руб. Объем долевого финансирования Программы за счет средств бюджета Тульской области рассчитан исходя из общего объема финансирования пропорционально минимальной доле долевого финансирования за счет бюджета субъекта Российской Федерации, определенной в соответствии со статьей 1 вышеназванного Федерального закона              от 30.12.2008 г. № 323-ФЗ Правлением Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для Тульской области на 2009 год и сохраненной на 2010 год в размере 7,64%, и с учетом остатка неизрасходованных средств Фонда в сумме 36 661 695,92 руб. при реализации аналогичной Программы на 2008 год, разрешенных к использованию при реализации региональной адресной программы в 2010 году решением правления Фонда от 26.03.2010 года № 145, с применением к этой сумме минимальной доли долевого финансирования, установленной для Тульской области на 2008 год в размере 30,58%.

Правильность и обоснованность данного расчета представителями заявителя в ходе судебного разбирательства также не оспаривались.

Доводов о противоречии положений оспариваемой Региональной адресной программы каким-либо иным правовым нормам федерального законодательства, кроме как пункту 2 статьи 2, пунктам 1 и 2 части 2 статьи 16 Федерального закона            от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ, заявителем не приведено. Суд таковых также не усматривает, поскольку содержание Программы отвечает и остальным требованиям, предъявляемым к ней пунктами 3, 4 и 5 части 2 статьи 16 Федерального закона               от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ.

Так, в соответствии с требованиями пункта 3 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ необходимый объем средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда обоснован в оспариваемой Региональной программе исходя из перечня аварийных домов, подлежащих сносу, количества и площади помещений в них, а также согласованных с собственниками этих помещений способов переселения граждан из данных помещений.

В разделе 5 оспариваемой заявителем Программы в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ указаны планируемые показатели выполнения этой региональной адресной программы: в результате реализации Программы будет переселено в благоустроенное жилье 2209 человек, построено благоустроенного жилья для переселения граждан из аварийного жилищного фонда 34989,33 кв. метров, ликвидировано 51946,0 кв. метров аварийного жилищного фонда.

В разделе 4 оспариваемой Региональной адресной программы и в перечне домов- приложении № 1 к Программе в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ указан размер предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам в рамках Программы в соответствии с названным Федеральным законом, составляющий в разных муниципальных образованиях 27000 руб. и 27800 руб., что не превышает стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленной для Тульской области на первый квартал 2010 года приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25.12.2009 г. № 603 в размере 27800,0 рублей.

Также не нашли своего подтверждения доводы заявителя о том, что в Программе содержатся коррупциогенные факторы: широта дискреционных полномочий и отсутствие или неполнота административных процедур, которые, по мнению заявителя, выражаются в неопределенности условий и оснований принятия решения о конкретных признанных аварийными многоквартирных домах, подлежащих расселению в рамках программы, и в отсутствии расчета объема долевого финансирования за счет средств бюджета области. Оспариваемая Региональная адресная программа не разрешает вопросы признания того или иного дома аварийным, а содержит перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2007 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, сформированный на основе соответствующих перечней домов, включенных в муниципальные адресные программы. Как установлено судом, положения Программы, в том числе предусматривающие объем долевого финансирования, являются определенными и не вызывает неоднозначного толкования, не наделяют органы государственной власти или местного самоуправления какими-либо полномочиями на совершение определенных действий, и, следовательно, не допускают для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения и возможность необоснованного применения исключений из общих правил, что свидетельствует об отсутствии в Программе таких факторов, которые определены в Федеральном законе от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и в Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 г. № 96, как коррупциогенные.

Указанная Программа разработана с учетом Методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденных решением правления государственной корпорации

- Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (протокол от 21.01.2008 г. № 5). Федеральным законом от 21.07.2007 года № 185-ФЗ указанный Фонд наделен полномочиями по осуществлению методического обеспечения подготовки субъектами Российской Федерации заявок на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и прилагаемых к заявкам документов, в том числе и региональных адресных программ (пункт 4 части 2 статьи 4 закона).

Решением правления государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства от 26.03.2010 г. (протокол       № 145) заявка Тульской области на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда и прилагаемые к заявке документы, в том числе региональная адресная программа, признаны соответствующими требованиям, установленным Федеральным законом    от 21.07.2007 года № 185-ФЗ; Тульской области предоставлена финансовая поддержка на реализацию Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств Фонда, которые распоряжением Губернатора Тульской области от 14.04.2010 г. № 362-рг распределены из бюджета Тульской области местным бюджетам для целевого использования на проведение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

При таких обстоятельствах, когда оспариваемая заявителем Региональная адресная программа не противоречит федеральному законодательству и не нарушает права граждан, а направлена на обеспечение жилищных прав жителей включенных в нее домов аварийного жилищного фонда, правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором Тульской области требований не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении заявления прокурора Тульской области о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2010 год, утвержденной постановлением администрации Тульской области от 18.03.2010 г. № 252, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Тульский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                          Т.Д. Жуган