НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тульского областного суда (Тульская область) от 01.06.2020 № 3А-795/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 июня 2020 г. город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Голомидовой И.В.,

при секретаре Селютиной О.В.,

с участием прокурора Федянина И.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3-84/2020 по административному исковому заявлению Кошина А.В. к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании недействующими пункта *** перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 30.11.2017 № 3848 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» (в редакции распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 28.12.2017 № 4455); пункта *** Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 29.11.2018 № 4954 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» (в редакции распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 28.11.2019 № 4260); пункта *** перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 22.11.2019 № 4175 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год»,

установил:

30 ноября 2017 г. министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение № 3848 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год».

Данное распоряжение подписано министром имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликовано 30.11.2017 в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» http://npatula.ru, и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.

Пунктом 1 распоряжения определен перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, согласно приложению (далее - Перечень на 2018 год).

Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 28.12.2017 № 4455 «О внесении дополнений в распоряжение министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 30.11.2017 № 3848» Перечень на 2018 год дополнен строками 7209, 7210, 7211, 7212 согласно приложению.

Распоряжение от 28.12.2017 подписано министром имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликовано 28.12.2017 в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» http://npatula.ru, и согласно его пункту 2 вступило в силу со дня подписания.

29 ноября 2018 г. министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение № 4954 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год».

Данное распоряжение подписано заместителем министра имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликовано 30.11.2018 на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tularegion.ru), и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.

Пунктом 1 распоряжения определен перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее – Перечень на 2019 год) согласно приложению.

Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 28.11.2019 № 4260 «О внесении изменения в распоряжение министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 29.11.2018 № 4954» с 29 ноября 2018 г. признано недействительным распоряжение министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 29.11.2018 № 4954 в части включения в Перечень на 2019 год объекта недвижимого имущества с кадастровым номером *** и исключена строка, предусматривающая сведения по данному объекту, из Перечня.

Данное распоряжение подписано заместителем министра имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликовано 29.11.2019 на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://mizo.tularegion.ru), и согласно его пункту 2 вступило в силу с 28 ноября 2019 г.

22 ноября 2019 г. министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение № 4175 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».

Данное распоряжение подписано министром имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликовано 26 ноября 2019 г. в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» http://npatula.ru, и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.

Пунктом 1 распоряжения определен перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее – Перечень на 2020 год) согласно приложению.

В названные Перечни в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, под номерами *** (Перечень на 2018 год), *** (Перечень на 2019 год), *** (Перечень на 2020 год) включено нежилое здание с кадастровым номером ***

Кошин А.В., являясь собственником указанного здания, обратился в суд с административным иском о признании недействующими данных Перечней в части включения в них вышеуказанного объекта недвижимого имущества, ссылаясь на противоречие названных Перечней в оспариваемых частях положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, ввиду того, что принадлежащее ему нежилое здание с кадастровым номером *** не обладает признаками административно-делового центра, не предназначено для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, и для таких целей не используется. Фактической деятельностью, которая ведется в здании, является деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами г. ***. Земельный участок, на котором расположено принадлежащее ему здание, имеет вид разрешенного использования «коммунальное обслуживание», не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения. Неправомерное включение, по утверждению административного истца, вышеупомянутого здания в Перечни повлекло для него увеличение размера платежей по налогу на имущество физических лиц.

В судебное заседание административный истец Кошин А.В. не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя по доверенности.

В судебном заседании представитель административного истца Кошина А.В. по доверенности Лутикова В.Г. заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в административном иске, и просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленных письменных возражениях с заявленными требованиями не согласился, указав, что оспариваемые распоряжения изданы компетентным органом в пределах предоставленных полномочий, в установленном порядке, федеральному законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречат, поскольку принадлежащее административному истцу нежилое здание по своему назначению, разрешенному использованию и наименованию в соответствии с данными технического паспорта предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения; прав и законных интересов административного истца указанные распоряжения не нарушают.

Исходя из положений части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Федянина И.Д., полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества предоставлено субъекту Российской Федерации также и подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.

Статьей 15 и пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются плательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из их кадастровой стоимости.

На основании подпунктов 1 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 указанной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

По состоянию на даты принятия оспариваемых нормативных правовых актов органом исполнительной власти Тульской области, который наделен полномочиями по определению перечня объектов недвижимого имущества, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно подпункту 77 пункта 5 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 13 октября 2016 г. № 452, является министерство имущественных и земельных отношений Тульской области.

Пунктом 7 вышеназванного Положения регламентировано, что министерство возглавляет министр имущественных и земельных отношений Тульской области, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Тульской области в установленном законодательством порядке.

Положением о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденным постановлением правительства Тульской области от 13 октября 2016 г. № 6, предусмотрено издание министром в пределах своей компетенции приказов и распоряжений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тульской области (подпункт 4 пункта 8).

Распоряжением Губернатора Тульской области от 29.10.2018 № 663-рг на период отпуска (с 26 ноября по 7 декабря 2018 г.) министра имущественных и земельных отношений Тульской области обязанность исполнения обязанностей последнего возложена на заместителя министра имущественных и земельных отношений Тульской области.

Согласно пункту 2 постановления правительства Тульской области от 17 февраля 2014 г. № 61 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области является публикация их полных текстов в газете «Тульские известия» и (или) размещение (опубликование) в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://npatula.ru, сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации» - www.pravo.gov.ru.

Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемые распоряжения изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, порядка принятия, правил введения в действие и опубликования, и стороной административного истца в процессе судебного разбирательства не оспаривалось.

Проверяя данные распоряжения в оспариваемых частях на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Абзацами первым и третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Из пункта 1 и подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.

Законом Тульской области от 20 ноября 2014 г. № 2219-ЗТО «Об установлении единой даты начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» была установлена единая дата начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2016 г.

Решением Собрания представителей муниципального образования Узловский район от 17.11.2014 № 26-168 (ред. от 15.11.2016) «Об установлении на территории муниципального образования город Узловая Узловского района налога на имущество физических лиц» установлен и введен на территории муниципального образования налог на имущество физических лиц на объекты налогообложения, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации. При этом ставка налога на имущество физических лиц установлена от кадастровой стоимости объектов налогообложения в размере 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.

Решение Собрания представителей муниципального образования Узловский район от 17.11.2014 № 26-168 распространялось на правоотношения, связанные с исчислением налога на имущество физических лиц до 1 января 2019 г.

Решением Собрания депутатов муниципального образования г. Узловая Узловского района от 22.11.2018 № 4-28 (ред. от 25.11.2019) «Об установлении на территории муниципального образования город Узловая Узловского района налога на имущество физических лиц» также предусмотрено, что ставка налога на имущество физических лиц установлена от кадастровой стоимости объектов налогообложения в размере 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в перечень подлежат включению административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Таким образом, по смыслу приведенных норм законодательства в Перечень подлежит включению лишь такое недвижимое имущество, которое отвечает критериям, установленным названными выше правовыми нормами.

Судом установлено, что Кошин А.В. является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером *** площадью 343,8 кв.м, расположенным по адресу: ***, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 28.10.2019 № ***, от 26.12.2019 № ***

Из названных выше выписок следует, что здание расположено в пределах земельных участков с кадастровыми номерами ***, ***, ***.

Однако по запросу суда филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области» предоставлена информация о том, что анализ сведений Единого государственного реестра недвижимости об объекте капительного строительства с кадастровым номером *** выявил наличие технической ошибки в части расположения объекта капитального строительства на земельных участках с кадастровыми номерами ***, ***, в связи с чем из сведений ЕГРН об объекте, принадлежащем административному истцу, исключена связь с такими земельными участками. После исправления технической ошибки в сведения об объекте капитального строительства с кадастровым номером *** в разделе «объекты, в пределах которых расположен данный объект» содержатся актуальные сведения о земельном участке с кадастровым номером ***.

Таким образом, спорное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером ***, площадью 360 кв.м, принадлежащем Кошину А.В. на праве собственности, с категорией земель: земли населенных пунктов, разрешенным использованием: «коммунальное обслуживание», расположенным по адресу: ***, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 26.12.2019 № ***.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

Согласно названному классификатору вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, соответствует виду разрешенного использования «коммунальное обслуживание» (3.1), содержание которого включает размещение зданий и сооружений в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами.

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ***, на котором расположено здание с кадастровым номером ***, не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.

В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, объект недвижимости с кадастровым номером *** имеет назначение «нежилое здание», наименование –административное здание. За период с 01.01.2017 по настоящее время изменения в сведения о наименовании и назначении здания не вносились.

Согласно техническому паспорту здания с названным выше кадастровым номером, по данным технической инвентаризации на 2007 год, его назначение и использование указано как «административное здание».

Как следует из объяснений административного ответчика, спорное здание включено в Перечень исходя из указанного в Едином государственном реестре недвижимости его наименования – «административное здание», однако такое условие федеральным налоговым законодательством для определения объекта в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено, правовое значение для признания объекта недвижимости административно-деловым или торговым центром имеет исключительно назначение, разрешенное использование или наименование помещений в здании.

Согласно технической документации спорное здание помимо помещений с назначением: «коридор», «касса», «шкаф», «лестничная клетка», «туалет», «красный уголок» состоит из помещений с назначением «кабинет» (13 помещений). Между тем термин «кабинет» тождественным термину «офис» не является.

Таким образом, документами технического учета (инвентаризации) не подтверждается, что спорное здание подлежало включению в Перечень исходя из критерия предназначения расположенных в нем помещений.

Судом не установлено и фактическое использование спорного здания в целях делового, административного или коммерческого назначения.

Так, в соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

До установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9, установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 № 307-ФЗ, действующий на момент принятия оспариваемых распоряжений).

Постановлением правительства Тульской области от 05.11.2014 № 559 утвержден Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, согласно которому вид фактического использования перечисленных объектов определяется министерством имущественных и земельных отношений Тульской области на основании соответствующей информации, представленной органами местного самоуправления Тульской области, при утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как следует из писем администрации муниципального образования Узловский район от 18.08.2017 № ***, от 15.08.2018 № ***, от 29.08.2019 № *** и приложений к ним, органом местного самоуправления в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области были представлены сведения об объектах недвижимости, расположенных на территории муниципального образования, в отношении которых налоговая база по налогу определяется как кадастровая стоимость, в число которых включено расположенное по адресу: *** нежилое здание с кадастровым номером *** с указанием на фактическое использование как «офис». При этом конкретное фактическое использование указано только в письме 2017 года.

Согласно информации, представленной по запросу суда администрацией муниципального образования Узловский район от 10.03.2020, нежилое здание с кадастровым номером *** предложено для включения в Перечень на 2018 год в связи с проведением сотрудниками администрации визуального осмотра указанного здания, в результате которого было установлено использование объекта под офис, однако акт осмотра не составлялся. Из письма администрации муниципального образования в отношении включения здания, расположенного по адресу: ***, в Перечни на 2019 и 2020 годы органом местного самоуправления имеется только ссылка на отсутствие факта неиспользования названного здания под офис в 2018, 2019 годах.

Оценивая представленную суду вышеуказанную информацию, суд исходит из того, что органом местного самоуправления не конкретизировано осматривались ли помещения здания или выводы были сделаны исходя из внешнего осмотра объекта недвижимости, какие данные позволили сделать вывод об использовании не менее 20 процентов общей площади нежилого здания с кадастровым номером *** для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, какой организацией были заняты помещения здания в 2017 году.

Представленные акт и фотоматериалы составлены 05.03.2020 года не могут быть приняты судом во внимание.

Между тем судом установлено, что спорное нежилое здание на основании договора аренды используется обществом с ограниченной ответственностью «***» для размещения в нем сотрудников управляющей компании в целях коммунального обслуживания населения в рамках хозяйственной деятельности. Административный истец является соучредителем общества. Юридическое лицо зарегистрировано по адресу здания: ***. До июня 2018 года в административном здании размещалось общество с ограниченной ответственностью «***».

Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц основным и дополнительными видами деятельности как ООО «***», так и ООО «***» является управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, производство электромонтажных работ, санитарно-технических работ, штукатурных работ, кровельных работ, малярных и стекольных работ, прочих строительно-монтажных, отделочных и завершающих работ, работы по установке строительных лесов и подмостей.

Таким образом, здание административного истца используется для размещения административного персонала, рабочих управляющей компании.

Фактическое же использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности организации и не являющейся определенным этапом такой деятельности. То есть это такие объекты недвижимости, которые с экономической точки зрения в процессе их самостоятельной эксплуатации способны обеспечивать их владельцу извлечение дохода и принесение прибыли, и именно поэтому налогообложение таких объектов регулируется законодателем в специально установленном порядке.

Таковых доказательств по делу не имеется и министерством имущественных и земельных отношений Тульской области не представлено.

Таким образом, министерство имущественных и земельных отношений Тульской области данными, свидетельствующими о фактическом использовании для размещения офисов более 20 процентов общей площади спорного здания не располагало.

При таких обстоятельствах и учитывая, что административный ответчик не исполнил процессуальную обязанность, установленную частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и не представил доказательств законности включения вышеуказанного здания в пункт *** Перечня на 2018 год, пункт *** Перечня на 2019 год и в пункт *** Перечня на 2020 год, а также исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления Кошина А.В.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания оспариваемых положений Перечней недействующими с момента их принятия.

В связи с удовлетворением требований административного истца суд на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства РФ считает необходимым при распределении понесенных сторонами судебных расходов взыскать с министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в пользу Кошина А.В. 900 рублей в счет возврата государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд с настоящим административным иском.

Руководствуясь ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Кошина А.В. удовлетворить.

Признать недействующим с момента принятия пункт *** перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 30.11.2017 № 3848 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» (в редакции распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 28.12.2017 № 4455).

Признать недействующим с момента принятия пункт *** Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 29.11.2018 № 4954 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» (в редакции распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 28.11.2019 № 4260),

Признать недействующим с момента принятия пункт *** перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 22.11.2019 № 4175 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».

Сообщение о принятии данного решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в газете «Тульские известия» или размещению в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://npatula.ru, либо в сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации» - www.pravo.gov.ru, либо на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tularegion.ru).

Взыскать с министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в пользу Кошина А.В. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 900 рублей.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.