НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Туапсинского районного суда (Краснодарский край) от 25.08.2011 № 2-1590

                                                                                    Туапсинский районный суд Краснодарского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Туапсинский районный суд Краснодарского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

К делу № 2-1590/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 августа 2011 года Туапсинский районный суд

Краснодарского края в составе:

Председательствующего: судьи Вороненкова О.В.

При секретаре: Кизко А.С.

С участием представителя истцов по доверенности Багдасаровой Н.А.

Представителя ответчика Управления социальной защиты населения Краснодарского края в Туапсинском районе по доверенности Еременко Н.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Зуева Н.П. к УПРАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ МУ АДМИНИСТРАЦИИ ТУАПСИНСКОГО РАЙОНА об индексации недополученных сумм, выплат на приобретение продовольственных товаров и выплат за причиненный ущерб здоровью,

УСТАНОВИЛ:

Зуев Н.П. обратился в Туапсинский районный суд с исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения МУ  об индексации недополученных сумм, выплат на приобретение продовольственных товаров и выплат за причиненный ущерб здоровью.

В судебное заседание истец не явился, выдал доверенности на представление своих интересов Багдасаровой Н.А., которая в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила что Зуев Н.П., является инвалидом 3 группы, что подтверждается справкой сер. МСЭ, приложенной к настоящему иску. Заболевание связано с участием в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. В соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Ответчик ему выплачивал компенсацию на приобретение продовольственных товаров, а так же осуществлял выплаты в счет возмещения вреда в следующих размерах: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- коп., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-  руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-  руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -  руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -  коп., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ  руб.. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ  коп., с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время  руб.  коп.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС» (далее- Закон) предусматривается защита от инфляции сумм
возмещения вреда в полном размере в порядке, допускавшем возможность индексации
данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке.

определяемом законодательством РФ об индексации доходов и сбережений граждан в РСФСР. Ст. 1 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «Об индексации денежных доходов сбережений граждан в РСФСР» и ст. 318 ГК РФ допускалась индексация данных выплат пропорционально увеличению установленного законом МРОТ. В соответствии с ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» до ДД.ММ.ГГГГ МРОТ составлял 83 рубля 49 копеек, с ДД.ММ.ГГГГ. г.- 132 рубля. В связи с повышением МРОТ индекс роста МРОТ составил 1,581 (132:83,49), с ДД.ММ.ГГГГ МРОТ- 200 рублей и в связи с повышением МРОТ индекс роста МРОТ составил 1.515(200:132). Таким образом, суммы возмещения вреда должны индексироваться с применение коэффициента роста МРОТ с ДД.ММ.ГГГГ 1.581. а с ДД.ММ.ГГГГ- с учетом коэффициента 1.5 15. Согласно ст. 14 Закона возмещение вреда причиненного здоровью установлено в виде выплаты ежемесячной компенсации в размере 2500 рублей. При этом Законом (ч. 3 ст. 2 Закона) предусматривается ежегодное повышение указанных выплат пропорционально росту величины прожиточного минимума по РФ. Величина прожиточного минимума по данным Краевого Госкомстат за 2000 год составляет 484.4 руб.. 1 квартал 2001 т.- 1010.25 р.. 2 квартал 2001 г.- 1036 р., 3 квартал 2001 г.- 1012 р. 4 квартал 2001 г.- 1084  роста среднегодовой величины прожиточного минимума за 2001 г. составил 2,085 (1010,25:484.4). Ежемесячные суммы возмещения вреда, подлежащие выплате в его случае должны быть увеличены с ДД.ММ.ГГГГ в 2.085 раза. В соответствии с Постановление Пленума ВС РФ от 05.2005 г. № ежемесячная сумма проиндексированная исходя из прожиточного минимума не может быть пересчитана в сторону уменьшения.

Просит суд взыскать в пользу истца с Управления социальной защиты населения  за счет средств федерального бюджета индексацию недополученных сумм по возмещению вреда, на приобретение продовольственных товаров и индексацию ежегодной выплаты за причинение вреда здоровью всего в сумме 439198 рублей 56 копеек. Обязать Управление социальной защиты населения  выплачивать истцу ежемесячно в счет возмещения вреда начиная с августа 2011 года, включая в ежемесячную заявку на финансирование средств из федерального бюджета в размере 6370 рублей 52 копейки с последующей индексацией согласно законодательства. Обязать Управление социальной защиты населения  выплачивать истцу ежемесячно начиная с августа 2011 года, включая в ежемесячную заявку на финансирование средств из федерального бюджета на ежемесячную выплату на приобретение продовольственных товаров в размере 3865 рублей 20 копеек с последующей индексацией согласно законодательства Обязать Управление социальной защиты населения  выплачивать истцу ежемесячно начиная с августа 201 1 года, включая в ежемесячную заявку на финансирование средств из федерального бюджета па ежегодную выплату за причиненный ущерб здоровью в размере 3259 рублей 72 копейки с последующей индексацией согласно законодательства.

Представитель ответчика управления социальной защиты населения  в  по доверенности Еременко Н.С. возражала против удовлетворения заявления Зуев Н.П.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно справки серии МСЭ -2001 № Зуев Н.П. является инвалидом 3 группы, Заболевание связано с участием в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

В исковом заявленииЗуев Н.П. требует взыскать с УСЗН в  за счет средств федерального бюджета недополученную сумму в возмещение вреда в размере  рублей  копеек, ежемесячно выплачивать с ДД.ММ.ГГГГ возмещение вреда в размере  рублей  копейки, включая его в ежемесячные заявки на финансирование из Федерального бюджета, а также обязать УСЗН выплачивать с ДД.ММ.ГГГГ компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере  рублей  копеек и ежегодную компенсацию за вред здоровью в размере  рублей  копейки, включая их в ежемесячные заявки на финансирование из Федерального бюджета

В соответствии с частью 3 статьи 5 базового Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ и статьей 1 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» допускалась возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда. На эту возможность обращено внимание в п.п. 5.1, 5.3 Постановления Конституционного суда от ДД.ММ.ГГГГ №-П, в п.5 Постановления Пленума Верховного суда № от ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определил твердые размеры суммы возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам и предусмотрел возможность их индексации исходя из роста величины прожиточного минимума. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П признана неконституционной неопределенность механизма индексации из роста величины прожиточного минимума, в связи с чем Конституционный Суд предоставил право судам выносить индивидуальные решения об индексации сумм возмещения вреда до определения законодателем механизма индексации.

Согласно пункту 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, положение пункта 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, согласно которому суды могут принимать решенияо выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимумав субъекте Российской Федерации, как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, должно рассматриваться как адресованное исключительно судебным органам и представляет собой конституционно-правовую меру временного характера, установленную на период до внесения федеральным законодателем изменений в правовое регулирование.

Статьями 1 и 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 31-ФЗ внесены необходимые изменения в часть третью статьи 5 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, а также в часть третью статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ, соответственно. Указанными изменениями предусмотрено, что размеры выплат ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции,устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 31-ФЗ определен порядок индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда за прошлое время:с ДД.ММ.ГГГГ исходя из уровня инфляции.

Таким образом, на момент подачи иска Зуев Н.П. законодателем определен порядок индексации с ДД.ММ.ГГГГ сумм возмещения вреда.

Неправомерность требований истца об индексации суммы возмещения вреда в ином порядке признана также определениями Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-В08-66 и от ДД.ММ.ГГГГ №-В09-15. В названных определениях по аналогичным делам Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации указано, что являются неверными и основанными на неправильном толковании норм истцам ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью пропорционально росту МРОТ и изменению величины прожиточного минимума. Поскольку на момент подачи с исками законодателем был установлен порядок индексации, указанные выплаты должны индексироваться с ДД.ММ.ГГГГ исходя из уровня инфляции. В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № говорится, что в соответствии с частью третьей статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Несмотря на то, что указанная норма вступила в силу с ДД.ММ.ГГГГ, первая ежегоднаяиндексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года. Истец настаивает на необходимости индексации выплат по аналогии с индексацией, установленной для ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, ссылаясь на то, что данные денежные компенсации входят в общий объем возмещаемого вреда и подлежат индексации по единым правилам.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П четко определил, что «впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вредас учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации». Компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, хотя и входят в объем возмещения вредапострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, не являются суммой возмещения вреда и имеют иное наименование.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П данные понятия четко разграничены применительно к п.25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № употребляются термины «суммы возмещения вреда», в то время как другие компенсации именуются «иные виды денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда».

Иные компенсации, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации. Это не означает,однако, что порядок индексацииежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и иных компенсаций не может быть различен.

Частью третьей статьи 5 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3) определено, что размеры выплат гражданам, установленные названным Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В пункте 3 определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № определено, что Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 31 -ФЗ «впервые предусматривалась индексация сумм денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также других компенсаций (в отличие от сумм возмещения вреда, причиненного здоровью, которые подлежали индексации и ранее - исходя из МРОТ, пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации или в субъекте Российской Федерации)».

ВБюллетене Верховного Суда Российской Федерации за сентябрь 2008 года (№) Верховным Судом Российской Федерации обобщена судебная практика по вопросу индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы (стр. 26-28) и сделан вывод о том, что индексация компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью должна осуществляться в размерах, устанавливаемых ежегодно постановлениями Правительства Российской Федерации.

Учитывая изложенное, и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В исковых требованиях Зуев Н.П. к УПРАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ МУ АДМИНИСТРАЦИИ ТУАПСИНСКОГО РАЙОНА об индексации недополученных сумм, выплат на приобретение продовольственных товаров и выплат за причиненный ущерб здоровью, отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Туапсинский районный суд в течение десяти дней.

Председательствующий __________________