НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область) от 25.10.2017 № 12-482/2017

Дело №12-482/2017

РЕШЕНИЕ

25 октября 2017 года г. Тула, ул. Луначарского, д. 76

Судья Центрального районного суда г. Тулы Свинцова С.С.,

с участием лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении Липатова О.Ю., защитника Липатова О.Ю. по заявлению Усачева В.В., представителей Счетной палаты Тульской области по доверенностям Плаксиной С.А., Храпаль Л.В., рассмотрев жалобу Липатова О.Ю. на постановление мирового судьи судебного участка № 77 Центрального судебного района г. Тулы по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Липатова О.Ю.,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка №77 Центрального судебного района г. Тулы от 31.07.2017 года, Липатов О.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде в виде административного штрафа в размере 20000 руб. за то, что он допустил нарушение юридическим лицом, являющимся получателем субсидий, условий их предоставления.

24.08.2017 Липатов О.Ю. обратился в с жалобой, в которой просит отменить вышеназванное постановление мирового судьи, производство по делу прекратить, считая его незаконным и необоснованным в связи с недоказанностью обстоятельств, указывая на то, что АО «Корпорация развития Тульской области» ведет раздельный бухгалтерский учет затрат по созданию и развитию инфраструктуры индустриального парка, в виду чего Липатов О.Ю. не нарушал условия предоставления субсидии. Законом не установлен конкретный перечень документов, который необходим для подтверждения выполнения условий по ведению раздельного бухгалтерского учета.

Предоставление документов, подтверждающих наличие завершенных строительством объектов инфраструктуры индустриального парка, не предусмотрено Порядком, утвержденным постановлением Правительства Тульской области от 24.06.2013 №292.

Мировым судьей не учтены доводы и не приняты во внимание доказательства. подтверждающие законность субсидирования возмещения затрат на выполнение работ по снятию растительного слоя, выравниванию и подготовке земельного участка в размере 50000,0 тыс. руб.

Липатов О.Ю., указывая на то, что им не нарушены условия предоставления субсидии, полагает, что в его действиях отсутствуют признаки виновного деяния.

В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Липатов О.Ю., его защитник Усачев В.В. доводы жалобы поддержали, просили суд ее удовлетворить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. Дополнительно указали на то, что постановлениями Правительства Тульской области от 29.06.2017 №271, от 21.09.2017 № 423 п\п «г» п.6; п\п «е» п.6 Порядка предоставления субсидий уполномоченной организации в сфере создания и развития инфраструктуры индустриальных парков на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ и оказанием услуг, утвержденных постановлением Правительства Тульской области от 24.06.2013 №292, исключены.

Представители Счетной палаты Тульской области по доверенностям Плаксина С.А., Храпаль Л.В., возражали против удовлетворения жалобы, просили постановление мирового судьи от 31.07.2017 оставить без изменения, ссылаясь на наличие виновных действии Липатова О.Ю., заключающихся в том, что он является генеральным директором в АО «Корпорация развития Тульской области», в которой не осуществлялось ведение раздельного бухгалтерского учета, а также в Учетной политике АО «Корпорация развития Тульской области» отсутствовал разработанный способ ведения раздельного бухгалтерского учета. Не предоставляется возможным определить, каким образом организован раздельный бухгалтерский учет, соответственно получить систематизированную информацию об объеме затрат (расходов) на создание индустриального парка на определенную дату, в том числе подлежащих возмещению за счет средств субсидий. Утверждение Корпорации о ведении учета всех возмещаемых затрат на одном счете 08.3 не состоятельно. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.12.2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности. Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами. В случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. Корпорацией не разработан способ ведения бухгалтерского учета затрат, исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, и не утвержден в составе Учетной политики учреждения. Статьей 10 Федерального закона №402-ФЗ установлено требование в части ведения бухгалтерского учета посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета. Аналогичная норма предусмотрена приказом Минфина России №94н, согласно которой по Плану счетов бухгалтерского учета, бухгалтерский учет должен вестись в организациях всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.

Счет 08 предназначен для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, а также земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов.

Кроме того, учет затрат на счете 08.3 не отражает общего реального объема затрат, в связи с тем, что почти 1/5 часть всех возмещаемых за счет субсидий затрат (НДС-18%) учитывается на счете 19 «НДС», также при отсутствии раздельного бухгалтерского учета. Подготовка заявок на финансирование за счет средств субсидии осуществляется на основании данных «управленческого учета» с приложением первичных документов с учетом НДС, что не соответствует данным бухгалтерского учета по счету 08.3.

Представители Счетной палаты Тульской области полагают, что АО «Корпорация развития Тульской области» инвесторам проданы инфраструктурно не обеспеченные земельные участки. Документы, подтверждающие наличие завершенных строительством объектов инфраструктуры индустриального парка отсутствуют.

В соответствии с п. 3 Порядка, субсидии предоставляются получателям субсидий на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ и оказанием услуг в рамках создания и развития инфраструктуры индустриальных парков при соблюдении условий, указанных в п.2 Порядка (получатель субсидии понес затраты в рамках создания и развития инфраструктуры индустриального парка п\п б п 2 Порядка).

К затратам получателей субсидий относятся в том числе затраты, связанные с проведением работ по снятию растительного слоя, выравниванию и подготовке земельного участка для целей создания (реконструкции) объектов капитального строительства; созданием и развитием объектов инженерной, энергетической и транспортной инфраструктур (п. 3 Порядка). Данный пункт применим для возмещения затрат корпорации при строительстве объектов инфраструктуры индустриального парка (п. 3 Порядка), но не для возмещения затрат инвестора.

В соответствии с существенным условием договора (п. 1.1) Министерства экономического развития Тульской области с корпорацией от 23.12.2016 №10, предметом которого является предоставление получателю субсидии за счет средств бюджета Тульской области на возмещение затрат в рамках создания и развития инфраструктуры индустриального парка. Субсидия предоставляется на возмещение затрат, понесенных получателем на создание объектов основных средств в рамках создания индустриального парка.

В 2015 году Министерством по заявке корпорации от 26.10.2016 № И1237/2016 о предоставлении субсидии на сумму 151628,8 тыс. руб. возмещены в том числе расходы корпорации по трехстороннему соглашению о сотрудничестве при реализации инвестиционного проекта «Строительство завода по производству автомобилей» между Правительством Тульской области, Хавейл и АО «Корпорация развития Тульской области» от 20.05.2014 (с учетом соглашений) за работы произведенные инвестором по снятию растительного слоя, выравнивание и подготовку земельного участка, принадлежащего инвестору, в сумме 50000,0 тыс. рублей.

Согласно действующей нормативной правовой базе о составе затрат, формирующих стоимость строительства, произведенные расходы являются составной частью расходов инвестора на строительство принадлежащего ему объекта и земле (находящейся в его собственности), и не связаны с созданием объектов инфраструктуры индустриального парка.

При осуществлении расходов на возмещение затрат инвестора на строительство, определяется доля субъекта РФ в стоимости создаваемого инвестором объекта недвижимости, который вместе с земельным участком является собственностью инвестора. В данном случае взаимоотношения между инвестором и субъектом РФ регламентируются Федеральным законом от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». В Порядке №292 не предусмотрены регламент и условия возмещения затрат на строительство объекта инвестора и определения в нем соответствующей доли субъекта.

Проверив представленные материалы, изучив доводы жалобы, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.

Как следует из материалов дела и установлено судьей, в рамках государственной программы Тульской области «Улучшение инвестиционного климата Тульской области», утвержденной постановлением правительства Тульской области от 17.12.2013 № 755, на 2016 год предусмотрено предоставление субсидии уполномоченной организации в сфере создания и развития инфраструктуры индустриальных парков на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ и оказанием услуг в сумме 556053,0 тыс. рублей.

Статус уполномоченной организации в сфере создания и развития инфраструктуры индустриальных парков присвоен акционерному обществу «Тульская региональная корпорация развития государственно-частного партнерства» (далее - АО «Корпорация развития Тульской области»), что подтверждается приказом министерства экономического развития Тульской области от 21.11.2013 г. №18).

26.10.2016 года АО «Корпорация развития Тульской области» подана заявка о предоставлении субсидии уполномоченной организации в сфере создания и развития инфраструктуры индустриальных парков на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ и оказанием услуг.

К указанной заявке были приложены документы, в число которых входили, в том числе, подтверждающие осуществление расходов на создание индустриального парка «Узловая» на 804 л., бизнес-план развития индустриального парка, выписка из учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета на 2016 год.

23.12.2016 года между министерством экономического развития Тульской области и АО «Корпорация развития Тульской области» в лице генерального директора Липатова О.Ю. заключен договор №10 о предоставлении субсидий уполномоченной организации в сфере создания и развития инфраструктуры индустриальных парков на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ и оказанием услуг.

Субсидия в сумме 150996,0 тыс. рублей перечислена министерством экономического развития Тульской области на счет АО «Корпорация развития Тульской области» платежным поручением от 28.12.2016 года №1227.

При проведении счетной палатой Тульской области контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств бюджета Тульской области в рамках государственной программы Тульской области «Улучшение инвестиционного климата Тульской области» в АО «Тульская региональная корпорация развития государственно-частного партнерства» за 2015, 2016 годы» установлено нарушение АО «Корпорация развития Тульской области», являющимся получателем субсидий, условий их предоставления, предусмотренных Порядком предоставления субсидий уполномоченной организации в сфере создания и развития инфраструктуры индустриальных парков на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ и оказанием услуг утвержденного постановлением Правительства Тульской области от 24.06.2013 года №292.

Как видно из материалов дела и установлено судьей, за период 2015, 2016 годов АО «Корпорация развития Тульской области» в нарушение «Порядка предоставления субсидий уполномоченной организации в сфере создания и развития инфраструктуры индустриальных парков на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ и оказанием услуг», утвержденного постановлением правительства Тульской области от 24.06.2013 №292, не обеспечило:

- ведение раздельного бухгалтерского учета затрат по созданию и развитию инфраструктуры индустриального парка и иным видам хозяйственной деятельности (п\п «г» п.6);

- продажу инфраструктурно обеспеченных земельных участков (в общем объеме не менее 30% от общей площади индустриального парка в течение 10 лет с момента осуществления затрат, на возмещение которых претендует получатель субсидии) инвесторам, имеющим намерение реализовать инвестиционный проект с объемом капитальных вложений не менее 100 млн. рублей, по цене не выше стоимости приобретения получателем субсидии данных земельных участков, увеличенной не более чем на 1% (п\п «е» п.6).

- представлены к возмещению затраты по снятию растительного слоя, выравниванию и подготовке земельного участка в размере 50000, 0 тыс. руб. в рамках создания инфраструктуры индустриального парка, фактически являющиеся составной частью расходов инвестора на строительство принадлежащего ему объекта, т.е. возмещены затраты не связанные с созданием объектов инфраструктуры индустриального парта (п\п «б» п.2, п.3).

Приведенные обстоятельства выявлены в рамках контрольного мероприятия - «Проверка целевого и эффективного использования средств бюджета Тульской области в рамках реализации государственной программы «Улучшение инвестиционного климата в Тульской области» в отношении АО «Корпорация развития Тульской области» за 2015, 2016 годы, проведенного на основании распоряжения счетной палаты Тульской области от 28.12.2016 №94-р, программы проведения контрольного мероприятия, и подтверждены собранными по делу доказательствами: приказом АО «Корпорация развития Тульской области» №15-пр от 23.09.2016 года, актом по результатам контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств бюджета Тульской области в рамках государственной программы Тульской области «Улучшение инвестиционного климата Тульской области» в АО «Корпорация развития Тульской области» за 2015,2016 годы» от 10.03.2017 года, заявкой АО «Корпорация развития Тульской области» от 26.10.2016 года №И1237/2016, договором №10 от 23.12.2016 года, платежным поручением №1227 от 28.12.2016 года, протоколом об административном правонарушении №17 от 13.06.2017 года и иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к данной норме под должностным лицом в названном Кодексе следует понимать, в том числе лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных организациях.

Из приказа АО «Корпорация развития Тульской области» №15-пр от 23.09.2016 года, протокола заседания совета директоров от 22.09.2016 года следует, что Липатов О.Ю. в период с 23.09.2016 года является генеральным директором АО «Корпорация развития Тульской области».

Из материалов дела следует, что договор №10 от 23.12.2016 г. о предоставлении субсидий уполномоченной организации в сфере создания и развития инфраструктуры индустриальных парков на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ и оказанием услуг от лица АО «Корпорация развития Тульской области» подписан генеральным директором Липатовым О.Ю., в результате чего АО «Корпорация развития Тульской области» получена субсидия.

Таким образом, директор Липатов О.Ю., будучи должностным лицом указанного юридического лица, до подписания вышеуказанного договора и получения АО «Корпорация развития Тульской области» субсидии обязан был обеспечить выполнение юридическим лицом, являющимся получателем субсидий, условий их предоставления.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

Действия Липатова О.Ю. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях и бюджетного законодательства.

Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения и вины в действия Липатова О.Ю. были предметом проверки и оценки мирового судьи, не согласиться с которой оснований не имеется.

Мировой судья правомерно исходил из того, что Липатов О.Ю., являясь руководителем АО «Корпорация развития Тульской области» в период с 23.09.2016 года, предвидел или должен был предвидеть неизбежность нарушения условий предоставления субсидии в результате не обеспечения ведения раздельного бухгалтерского учета затрат по созданию и развитию инфраструктуры индустриального парка и иным видам хозяйственной деятельности, не обеспечения продажи инфраструктурно обеспеченных земельных участков (в общем объеме не менее 30% от общей площади индустриального парка в течение 10 лет с момента осуществления затрат, на возмещение которых претендует получатель субсидии) инвесторам, имеющим намерение реализовать инвестиционный проект с объемом капитальных вложений не менее 100 млн. рублей, по цене не выше стоимости приобретения получателем субсидии данных земельных участков, увеличенной не более чем на 1%; получению субсидии, за счет которой были возмещены затраты корпорации по трехстороннему соглашению о сотрудничестве при реализации инвестиционного проекта «Строительство завода по производству автомобилей» между Правительством Тульской области, Хавейл и АО «Корпорация развития Тульской области» от 20.05.2014 (с учетом соглашений) за работы, произведенные инвестором по снятию растительного слоя, выравнивание и подготовку земельного участка, принадлежащего инвестору, в сумме 50000 тыс. руб., но мер по его предотвращению не принимал, безразлично отнесся к наступлению негативных последствий.

Доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, аналогичны по существу доводам, которые были предметом проверки в ходе производства по делу и обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в обжалуемом акте.

Довод жалобы о том, что постановлениями Правительства Тульской области от 29.06.2017 №271, от 21.09.2017 № 423 п\п «г» п.6; п\п «е» п.6 Порядка предоставления субсидий уполномоченной организации в сфере создания и развития инфраструктуры индустриальных парков на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ и оказанием услуг, утвержденных постановлением Правительства Тульской области от 24.06.2013 №292, исключены, в связи с чем отсутствует объективная сторона административного правонарушения, суд находит не состоятельным.

Мировым судьей достоверно установлен факт нарушения юридическим лицом, являющимся получателем субсидии, условий их предоставления, установленных действующим законодательством Российской Федерации. Отмена Правительством Тульской области части положений, определяющих порядок предоставления субсидий, не влечет освобождение юридического лица, а в данном случае должностного лица – директора юридического лица от административной ответственности.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения Липатова О.Ю. к административной ответственности соблюдены.

Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления, отвечающего требованиям ч. 1 ст. 29.10.

При назначении Липатову О.Ю. наказания были учтены фактические обстоятельства дела, а также характер совершенного административного правонарушения. Наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб. назначено с учетом требований ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Обстоятельств, которые могли повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья

решил:

постановление мирового судьи судебного участка №77 Центрального судебного района г. Тулы от 31 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ, в отношении Липатова О.Ю. оставить без изменения, а жалобу Липатова О.Ю. - без удовлетворения.

Судья: