НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область) от 12.04.2011 № 2-1449

                                                                                    Центральный районный суд г.Тулы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Центральный районный суд г.Тулы — Судебные акты

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 апреля 2011 года г. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Голомидовой И.В.,

при секретаре Скворцовой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1449/11 по иску Россихина В.К. к Управлению Федеральной службы безопасности РФ по Тульской области о взыскании суммы недоплаты пенсии с учетом реальной стоимости продовольственного пайка с учетом роста потребительских цен, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Россихин В.К. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы безопасности РФ по Тульской области о взыскании недополученной суммы пенсии за период с 01.01.1999 года по 31.12.1999 года и с 01.01.2000 года по 01.12.2007 года в связи с ростом стоимости продовольственного пайка исходя из полной стоимости общевойскового пайка в размере 288429 рублей с учетом роста потребительских цен, взыскании компенсации морального вреда в размере 50000 рублей. В обоснование заявленных требований истец указал на то, что согласно Закону РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», в денежное довольствие для исчисления пенсии входит оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, процентная надбавка за выслугу лет и месячная стоимость продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим. При этом, увеличение хотя бы одной из составляющих денежного довольствия для исчисления пенсии, в том числе и стоимости продовольственного пайка, должно повлечь за собой, согласно п.п. «б» ст.49, указанного закона, пересмотр пенсии одновременно с увеличением этой составляющей.

Истец считает, что при начислении ему за оспариваемый период пенсии Управлением Федеральной службы безопасности РФ по Тульской области не учтено, что продовольственная составляющая его пенсии определена ст.43 Закона РФ о пенсионном обеспечении и определяется из месячной стоимости продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, а не из денежной компенсации взамен продпайка, выплачиваемой военнослужащим в денежном выражении. Свой расчет истец обосновывает данными федеральной службы государственной статистики о стоимости продуктов питания ежемесячно на соответствующий год.

В связи с чем истец считает, что в качестве компенсации за продовольственный паек пенсионеры должны получать полную рыночную стоимость продовольственного пайка, как указано в ст. 43 Закона «О пенсионном обеспечении лиц проходивших военную службу…».

Просит суд взыскать с ответчика недополученную сумму пенсии за период с 01.01.1999 года по 31.12.1999 года и с 01.01.2000 года по 30.11.2007 года в связи с ростом стоимости продовольственного пайка исходя из полной стоимости общевойскового пайка в размере 238429 рублей с учетом роста потребительских цен, а также компенсацию морального вреда в сумме 50000 рублей.

В судебном заседании истец Россихин В.К. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Управления Федеральной службы безопасности РФ по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его рассмотрения извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к следующему.

Судом установлено, что истец Россихин В.К. является пенсионером ФСБ РФ и получает пенсию по линии ФСБ РФ, которая назначена ему за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Данное обстоятельство подтверждается копией пенсионного удостоверения (л.д. 65), справкой о назначенной и выплаченной истцу пенсии (л.д. 14-16).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 года № 53-ФЗ, военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны (далее - другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее -органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Таким образом, на Россихина В.К. распространяется действие законодательства о военной службе в Российской Федерации, а, следовательно, и нормативно-правовых актов, предусматривающих пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

В судебном заседании установлено, что пенсия истцу назначена и выплачивается Управлением Федеральной службы безопасности РФ по Тульской области. Пенсия истцу исчисляется, в том числе, с учетом ежемесячной денежной компенсации за продовольственный паек.

Истцом Россихиным В.К. заявлены исковые требования о выплате ему пенсии с учетом стоимости продовольственного пайка (реальной стоимости продовольственного пайка) за период с 01.01.1999 года по 30.11.2007 года. Судом установлено, что денежная компенсация в замен продовольственного пайка истцу выплачивалась ежемесячно с 01.01.1999 года по 01.08.2000 года в сумме 378 рублей 08 копеек, а с 01.12.2000 года по 01.12.2007 года в сумме – 608 руб. 33 коп. из расчета 20 рублей в сутки.

В соответствии со ст. 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 года № 4468-1 (с последующими изменениями и дополнениями) указано, что пенсии, назначаемые лицам, указанным в ст.1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются от денежного довольствия военнослужащих... Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклады по должности, воинскому и специальному званию (без  учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава.

В ст. 49 названного закона устанавливают основания пересмотра пенсий лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона. Пенсии подлежат пересмотру: при повышении стоимости жизни и оплаты труда – в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения (п. «а» ст. 49 закона), при увеличении денежного довольствия военнослужащих… - исходя из уровня увеличения, учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением (п. «б» ст. ст. 49 закона), при повышении установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости (п. «в» ст. 49 закона).

Порядок пересмотра пенсий по каждому основанию определяется Правительством Российской Федерации.

Советом Министров – Правительства РФ 22 сентября 1993 года издано Постановление № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями).

Согласно п. «б» ст. 14 данного Постановления в случае увеличения денежного довольствия военнослужащим одновременно подлежат пересмотру пенсии, назначенные ранее уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава, если уровень выплачиваемых им пенсий с учетом индексации (повышения) в соответствии с п. «а» ст. 14 до увеличения денежного довольствия окажется ниже уровня пенсий, начисляемых при равных условиях из увеличенного денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих.

При этом, если имеется основание для пересмотра, ранее назначенные вышеназванным лицам пенсии пересчитываются по нормам, установленным законодательством, исходя из определяемой в порядке, предусмотренном пунктами 8-13 настоящего Постановления, суммы увеличенного денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, исчисленной по состоянию на день увеличения денежного довольствия.

Подход для определения этой части (денежной продовольственной компенсации или месячной стоимости продовольственного пайка) денежного довольствия, учитываемого при расчете и пересмотре пенсий, должен быть единообразным с целью избежания неравенства при определении её денежного выражения.

Следовательно, пересмотр пенсий бывшим военнослужащим также должен производиться исходя из ежемесячной денежной компенсации продовольственного пайка, установленной федеральным законом для военнослужащих, проходящих действительную военную службу.

Статьей 14 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с последующими изменениями и дополнениями) продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ. Указанным законом на Министерство обороны РФ возложена обязанность определения порядка продовольственного обеспечения военнослужащих в предусмотренных законом формах: организация питания по месту военной службы – для военнослужащих; проходящих военную службу по призыву, и отдельных категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, перечень которых утверждается Правительством РФ; выдача продовольственного пайка; выплата денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) в размере его стоимости – по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а для военнослужащих проходящих службу по призыву, только за время нахождения в местах использования отпуска; выплата продовольственно-путевых денег военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, на время нахождения в пути следования, а также за время нахождения в пунктах командировок, если в этих пунктах отсутствует организованное питание военнослужащих.

Приказом Министра обороны РФ от 22 июля 2000 года № 400 утверждено Положение о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил РФ на мирное время.

В соответствии с п. 18 указанного Положения военнослужащим и другим контингентам за счет государства пайки выдаются в виде питания, продуктами на руки или взамен их выплачивается денежная компенсация. Денежная компенсация взамен положенных продовольственных пайков (с учетом дополнительных продуктов) в размере их стоимости (если на соответствующий год федеральным законом не установлен иной размер) выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и другим контингентам, имеющим право на получение продовольствия за счет государства, по их просьбе, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, только за время нахождения в местах использования отпуска. Выплата денежной компенсации за прошедшие месяцы производится в размере стоимости пайков, установленной на день выплаты. Исчисление размера денежной компенсации и его доведение до военных округов и до соответствующих федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, осуществляется Центральным продовольственным управлением Министерства обороны ежемесячно по согласованию с Главным управлением военного бюджета и финансирования Министерства обороны. Продовольственные пайки за плату выдаются продуктами на руки или в разрешенных случаях в виде питания.

Решением Верховного Суда РФ от 27 февраля 2002 года п. 18 «Положения о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил РФ на мирное время», утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 июля 2000 года № 400, признан незаконным и не действующим с момента принятия как не соответствующий ст. 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ, касающийся выплаты денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка. Этим же решением на Министра обороны возложена обязанность п. 18 названного Положения привести в соответствии со ст. 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих», исключив из него слова «если на соответствующий год федеральным законом не установлен иной размер».

Определением Верховного Суда РФ от 04 июня 2002 г. № КАС 02-282 решение Верховного Суда РФ от 27 февраля 2002 года отменено и вынесено новое решение, в частности, в определении указывается, что в п. 18 Положения воспроизводится норма, установленная п. 1 ст. 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которой одной из форм продовольственного обеспечения военнослужащих является выплата денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) в размере его стоимости. Какого-либо иного размера денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка п. 18 Положения не устанавливает. Пункт 2 статьи 4 Федерального закона «О статусе военнослужащих» устанавливает правовые и социальные гарантии военнослужащих, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

В пункте 18 Положения указано, что компенсация взамен пайков производится в размере их стоимости, если на соответствующий год федеральным законом не установлен иной размер и предусматривает ситуацию, когда в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона «О статусе военнослужащих» принимается федеральный закон, изменяющий порядок продовольственного обеспечения военнослужащих. Пункт 18 Положения не входит в противоречие с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и не может повлечь нарушение прав военнослужащих.

Размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка устанавливается федеральным законом, в связи с чем определение размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка регламентируется специальным федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

В определении № 429-О от 14.12.2004 года Конституционный Суд РФ указал, что положения пункта 13 приложения 3 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2000 год», пункта 8 приложения 4 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2001 год», пункта 5 приложения 9 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2002 год», статей 97 и 128 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» и подпункта 34 пункта 1 приложения 20 к нему, статей 102 и 144 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год» и подпункта 37 пункта 1 приложения 20 к нему - по их конституционно-правовому смыслу, выявленному Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении с учетом правовых позиций, изложенных им ранее в сохраняющих свою силу решениях, - не предполагают отказ государства от взятых на себя обязательств по продовольственному обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и не могут рассматриваться как препятствующие пересмотру пенсий военным пенсионерам на основании действующего пенсионного законодательства в связи с увеличением стоимости продовольственного пайка.

Такие же обстоятельства указаны и в определении Конституционного Суда РФ № 57-О от 15.02.2005 года.

Федеральными законами от 31 декабря 1999 года № 227-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2000 год» (приложение № 3 п. 13 (секретно), от 27 декабря 2000 года № 150-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2001 год» (приложение № 4 п. 8 (секретно), от 30 декабря 2001 года № 194-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2002 год» (приложение № 9, п. 5, секретно), от 24 декабря 2002 года № 176-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2003 год» (ст. 97), от 23.12.2003 года №186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» (ст.102) установлена выплата военнослужащим денежной компенсации взамен продовольственного пайка в размере 20 рублей в сутки.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Федеральными законами о реализации федеральных бюджетов на соответствующий год, правоотношения, в которые вступает Управление Федеральной службы безопасности РФ по Тульской области в области пенсионного обеспечения с лицами, уволенными с военной службой, является исполнение бюджета.

Истец Россихин В.К. является пенсионером и не может получать продовольственный паек в натуральном виде, пенсия по закону ему исчисляется из составляющих денежного довольствия военнослужащего, состоящего на службе, в том числе, и из стоимости продовольственного пайка.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что пенсия истцу должна исчисляться из денежной компенсации взамен продовольственного пайка, выплачиваемой военнослужащим, состоящим на службе.

В силу федеральных законов о бюджете законодательные акты, нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ подлежат приведению в соответствие с их требованиями.

Принимая во внимание, что стоимость продовольственного пайка (реальная стоимость продовольственного пайка) в законодательном порядке не определена, Федеральными законами о федеральном бюджете на 2000 год, 2001 год, 2002 год, 2003 год, 2004 год, не изменялась денежная компенсация взамен продовольственного пайка в размере 20 руб. в сутки, то при указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика стоимости продовольственного пайка за период с 2000 по 2004 год, исходя из его реальной стоимости, не имеется.

В отношении требований истца о взыскании компенсации взамен продпайка исходя из реальной стоимости продпайка за 1999 год суд пришел к следующему.

Закон РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года ставит изменение пенсии в прямую зависимость от изменения денежного довольствия военнослужащих.

На это указано и в определении Верховного Суда РФ № КАС 01-370 от 04 октября 2001 года на решение Верховного Суда РФ от 02 августа 2001 года.

В данном определении Верховный Суд РФ указал, что как видно из названия и содержания ст. 43, содержания ст. 49 закона РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года, законодателем в этом Законе введено специальное понятие «денежное довольствие для исчисления пенсии», которое по своему составу отличается от понятия «денежное довольствие военнослужащих», определяемого ст. 12 и 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих», и имеет самостоятельное значение для целей исчисления пенсии и ее пересмотра. Поэтому увеличение любой из составляющих денежного довольствия для исчисления пенсии, в том числе и стоимости продовольственного пайка, должно влечь по п. «б» ст. 49 Закона РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года пересмотр пенсии одновременно с увеличением этой составляющей.

Из представленной ответчиком справки усматривается, что военнослужащим, состоящим на военной службе, компенсация взамен продпайка в период с 01.01.1999 года по 31.12.1999 года не изменялись.

В частности, сопоставление выданной ответчиком справки о размерах компенсаций взамен продпайка, выплаченным военнослужащим, проходящим военную службу в названный выше период, и справки о размере названной компенсации, которая была включена в состав денежного довольствия истца при выплате ему пенсии с 01.01.1999 г. по 31.12.1999 года, свидетельствует о том, что действующим военнослужащим компенсация взамен продпайка за месяц выплачивалась в размере 378 рублей 08 копеек из расчета 12 рублей 60 копейки в сутки, и в указанном размере эта составляющая денежного довольствия была учтена ответчиком при выплате истцу пенсии в указанный период.

Из анализа представленного истцом расчета недоплаты ему пенсии за названный период следует, что им по существу признан факт выплаты ему пенсии с 01.01.1999 года по 31.12.1999 года, исчисленной из компенсации взамен продпайка в указанном выше размере, то есть в размере, выплачиваемом военнослужащим, проходившим военную службу в названный выше период.

Доказательств, с достоверностью подтверждающих тот факт, что действующим военнослужащим в тот период компенсация взамен продпайка выплачивалась в значительно большем размере, чем указано выше, истцом суду не представлено.

В отношении требований истца о взыскании компенсации взамен продпайка исходя из реальной стоимости продпайка за 2005, 2006, 2007 годы суд пришел к следующему.

Статьей 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ предусмотрено, что выдача продовольственного пайка производится только по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в размере его стоимости в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а его выплата - только военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (только за время их нахождения в местах использования отпуска) денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) в размере, установленном Правительством Российской Федерации.

В связи с этим Правительством Российской Федерации принято Постановление от 31 декабря 2004 года N 906, которым денежная компенсация взамен продовольственного пайка на 2005 год установлена в размере 20 рублей в сутки.

Поскольку выдача продовольственного пайка производится только военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к которым истец не относится, в перерасчете пенсии ему за 2005 год суд оснований не находит.

На 2006 год денежная компенсация взамен продовольственного пайка, предусмотренная п. 1 ст. 14 ФЗ «О статусе военнослужащих», установлена в аналогичном размере Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2006 года № 101 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год», в связи с чем в перерасчете истцу пенсии за 2006 год оснований также не имеется.

На 2007 год денежная компенсация взамен продовольственного пайка, предусмотренная п. 1 ст. 14 ФЗ «О статусе военнослужащих», установлена в аналогичном размере Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2007 года № 126 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год».

Федеральным законом от 01.12.2007 г. № 311-ФЗ с 1 декабря 2007 года признана утратившей силу норма пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», которой была предусмотрена денежная компенсация взамен положенного продовольственного пайка (питания).

С учетом изложенного оснований для перерасчета пенсии истцу за 2007 год суд оснований не находит.

Учитывая, что судом установлено, что стоимость суточного продовольственного пайка военнослужащих за спорные периоды не изменялась, то соответственно и оснований для пересмотра пенсии по данной составляющей не имеется. О том, что в закон о бюджете закладываются цены на продовольственные товары какими-либо доказательствами истцом не подтверждено.

Размер компенсации продовольственного пайка военнослужащим в размере 20 рублей в сутки являлся единым для всех военнослужащих независимо от их права на дополнительные продукты, что предопределяется возможностями федерального бюджета, основанного на принципах сбалансированности, достоверности и реальности, и не изменялся. Поэтому и в связи с тем, что военнослужащим, состоящим на службе, взамен продовольственного пайка выплачивается денежная компенсация в размере 20 рублей в сутки, применять при перерасчете пенсий военным пенсионерам иную стоимость продовольственного пайка Управление ФСБ РФ по Тульской области неправомочно, так как это противоречило бы как действующему законодательству, так и принципу равенства прав граждан, закрепленному в статье 19 Конституции Российской Федерации.

Поэтому за период с 01.01.1999 года по 01.12.2007 истцу не могла быть пересчитана военная пенсия, в связи с чем требования истца в данной части удовлетворению не подлежат.

Не находит суд и оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о взыскании компенсации морального вреда

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В силу ст. 1099 ГК РФ, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.

Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 20 декабря 1994 года (в редакции от 06.02.2007 года) под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

В силу п. 15 Постановления Пленума ВС РФ № 9 от 14 февраля 2000 года, согласно статье 151 ГК РФ компенсации подлежит моральный вред, причиненный действиями, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.

Моральный вред, связанный с нарушением имущественных прав граждан, подлежит компенсации только при наличии специального указания об этом в законе.

В законодательстве Российской Федерации не содержится указаний о возможности компенсации морального вреда, причиненного военнослужащим нарушением их имущественных прав. Более того, судом установлено, что нарушений имущественных прав истца Россихина В.К. ответчиком не допущено.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств того, что ответчиком допущено нарушение каких-либо неимущественных прав истца, последним суду также не представлено и на их наличие Россихин В.К. в судебном заседании не ссылался.

С учетом вышеизложенного, в удовлетворении требований Россихина В.К. о взыскании с Управления Федеральной службы безопасности РФ по Тульской области компенсации морального вреда следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении иска Россихина В.К. к Управлению Федеральной службы безопасности РФ по Тульской области о взыскании недоплаты пенсии в соответствии с реальной стоимостью продовольственного пайка за период с 01.01.1999 года по 01.12.2007 года с учетом индексации, взыскании компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий