НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область) от 11.07.2023 № 2А-199/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 июля 2023 года г. Тула

Центральный районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего Невмержицкой А.Н.,

при секретаре Аносовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ефимовой В.Д. к УФНС России по Тульской области о признании незаконным налогового уведомления о начислении налога,

установил:

административный истец обратился в суд с административным иском к УФНС России по Тульской области, в котором, с учетом уточненния заявленных требований, просил:

1. Признать незаконным выданное административным ответчиком налоговое уведомление №26565683 от 01.09.2022 г. о начислении административному истцу налога на имущество за 2021 год, в части налога на имущество за 2021 г. по объектам по адресу: г. Тула, ул. Фрунзе, д.7-Б, с кадастровыми номерами 71:30:040104:3427, 71:30:040104:3426, 71:30:040104:3428; 71:30:040104:3446; 71:30:040104:3447 на общую сумму налога на имущество за 2021 год в размере 446 164 руб.

2. Обязать административного ответчика пересчитать начисленную им административному истцу сумму налога на имущество за 2021 г. на следующие объекты:

-к.н. 71:30:040104:3427 по адресу: 300041, 71, Тула г., Фрунзе ул., 7Б, 5;

-к.н. 71:30:040104:3426 по адресу: 300041, 71, Тула г., Фрунзе ул., 7Б, 3;

-к.н. 71:30:040104:3428 по адресу: 300041, 71, Тула г., Фрунзе ул., 7Б, 4;

-к.н. 71:30:040104:3446 по адресу: 300041, 71, Тула г., Фрунзе ул., 7Б, 7;

-к.н. 71:30:040104:3447 по адресу: 300041, 71, Тула г., Фрунзе ул., 7Б, 6,

исключив налог на имущество за 2021 г. в размере 446 164 руб.

В обоснование сослался на то, что истцу на праве собственности принадлежат нежилые помещения, находящиеся по адресу: г. Тула, ул. Фрунзе, д.7-Б, с кадастровыми номерами 71:30:040104:3427, 71:30:040104:3426, 71:30:040104:3428; 71:30:040104:3446; 71:30:040104:3447, которые не указаны в перечне объектов, облагаемых налогом а имущество по ставке 2% от кадастровой стоимости за 2021 год.

Согласно сведений, содержащихся в ЕГРИП, истец зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, ИНН 710400442016, свидетельство серия 71 № 002329973 от 09.12.2014 г.

22.09.2022 г. инспекцией истцу выставлено налоговое уведомление № №26565683 от 01.09.2022 г. об уплате налога на имущество физического лица за 2021 г., в том числе в отношении названных нежилых помещений, исчисленного с применением налоговой ставки 2%.

Не согласившись с начислением налога на имущество физических лиц с применением налоговой ставки 2%, налогоплательщик обратился в Инспекцию с заявлением о перерасчете указанного налога, а также предоставлении в отношении спорного имущества налоговой льготы, предусмотренной пунктом 3 ст. 346.11 Налогового Кодекса РФ.

Письмом от 10.10.2022 г. истец направил жалобу в адрес ФНС России, письмо от 19.10.2022 г. № 14-26/07078 в удовлетворении жалобы отказано.

Письмом от 27.10.2022 г. № 40-7-15/02881@ МИФНС по Центральному федеральному округу Ефимовой В.Д. сообщено, что ее жалоба оставлена без рассмотрения.

Полагая, что налоговое уведомление № №26565683 от 01.09.2022 г. незаконно в части нежилых помещений по адресу: г. Тула, ул. Фрунзе, д.7Б, а также незаконные действия налогового органа по исчислению налога на имущество физических лиц за 2021 г. и отказ предоставления налоговой льготы в части нежилых помещений по налогу на имущество за 2021 г., истец обратился в суд с настоящим иском.

Нежилые помещения, находящиеся по адресу: г. Тула, ул. Фрунзе, д.7-Б, с кадастровыми номерами 71:30:040104:3427, 71:30:040104:3426, 71:30:040104:3428; 71:30:040104:3446; 71:30:040104:3447, в перечень объектов, облагаемых налогом на имущество по ставке 2% за 2021 г. не входят, поэтому их налогообложение и отказ Ответчика в предоставлении льготы незаконен.

Вышеуказанное имущество перешло по наследству к Ефимовой В.Д. после смерти мужа Ефимовой В.Д. 03.03.2021 г.

Нежилые помещения, находящиеся по адресу: г. Тула, ул. Фрунзе, д.7-Б, с кадастровыми номерами 71:30:040104:3427, 71:30:040104:3426, 71:30:040104:3428; 71:30:040104:3446; 71:30:040104:3447, которые ранее являлись собственностью Ефимовой В.Д. и унаследованы истцом, образовались в результате раздела исходного нежилого здания с кадастровым номером 71:030:040104:1803, право собственности Ефимовой В.Д. на нежилое здание с кадастровым номером 71:030:040104:1803 было прекращено 05.04.2016 г.

Право собственности на объект с кадастровым номером 71:030:040104:1803 у его наследницы, Ефимовой В.Д., истца по настоящему делу, никогда не возникало.

В настоящее время право собственности на этот объект у кого либо не установлено.

В перечень объектов, облагаемых налогом на имущество по ставке 2% на 2021 год включено нежилое здание с кадастровым номером 71:030:040104:1803 площадью 3131,1 кв.м. по адресу: г. Тула, ул. Фрунзе, д.7Б под № 6039.

Правильность включения объекта с кадастровым номером 71:030:040104:1803 в перечень объектов, облагаемых налогом на имущество по ставке 2% ни кем не оспаривалась и не может быть оспорена в суде, т.к. данное нежилое здание не имеет собственника и в соответствии со ст. 4 КАС РФ только заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд.

Истец считает, что включение в Перечень здания, в котором находятся принадлежащие заявителю на праве собственности нежилые помещения, не является основанием для исчисления налога на имущество по данным помещениям исходя из их кадастровой стоимости.

Здание с кадастровым номером 71:030:040104:1803 поименовано в ЕГРН как нежилое здание магазин в соответствии с данными технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок под нежилое здание не отведен.

В апелляционном определении от 24.09.2020 г. по делу № 66а-4099/2020 судебной коллегией по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, которая рассматривала правомерность включения одного их помещений в перечень объектов здания по адресу: г. Тула, ул. Фрунзе, д.7Б, указано:

«Так, установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской "Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов, налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378,2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации,-. уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых, налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Таким образом, по смыслу приведенных, нормативных положений, в их системной связи, в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежит включению только такое имущество, которое дату утверждения, соответствующего перечня признается объектом налогообложения и находящееся во владении физического лица на праве собственности».

Кроме того, в том же апелляционной определении суд указал:

«Вместе с тем, как видно из материалов дела, до начала 2018 налогового периода и до момента принятия распоряжения, а именно 27 ноября 2017 года спорный объект недвижимости прекратил свое существование в связи с разделом на три самостоятельных помещения с кадастровыми номерами: 71:30:040104:3426, 71:30:040104:3427, 71:30:040104:3428 (т.1 л.д.69, 77, 81, 101).

Из письменных разъяснений МИФНС №12 по Тульской области от 24.01.2020 г., предоставленных по запросу суда усматривается, что спорное нежилое помещение в 2018 году объектом налогообложения уже не являлось, что также подтверждается и копией налогового уведомления от 21.08.2019 г. (т.1 л.д.86,231-232).

Учитывая изложенное, судебная коллегия. приходит к выводу о том, что у Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, не имелось, правовых оснований для включения, нежилого помещения с кадастровым номером 71:30:040104:3356 в оспариваемые Перечни».

Таким образом, включение в оспариваемое налоговое уведомление по налогу на имущество по ставке 2% от кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами 71:30:040104:3427, 71:30:040104:3426, 71:30:040104:3428; 71:30:040104:3446; 71:30:040104:3447 незаконно, так как данные нежилые помещения в перечень на 2021 г. не включены, а объект с кадастровым номером 71:030:040104:1803, включенный в перечень, не имеет собственника с 05.04.2016 года.

2. Включение объекта с кадастровым номером 71:030:040104:1803 в Перечень на 2021 год также незаконно.

Согласно письму Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области № 29-01-13/350 от 16.01.2023 г. земельный участок под спорное здание не отведен.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости объект — нежилое здание (кадастровый номер 71:30:040104:1803), расположенное по адресу: г. Тула, Советский район, ул. Фрунзе, д. 7Б, имеет наименование: нежилое здание магазин.

В рамках обращения Ефимова В.Н. о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Тульская область, г. Тула, Советский район, ул. Фрунзе, дом 7Б, а также учитывая решение Арбитражного суда Тульской области, вынесенного в полном объеме 17 сентября 2019 года по делу № А68-5112/2019, Министерством было принято распоряжение от 06.04.2020 №711 «О предварительном согласовании земельного участка, расположенного по адресу: Тульская область, г. Тула, Советский район, ул. Фрунзе, дом 7Б».

На основании указанного распоряжения, данный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 71:30:040109:3057.

Вместе с тем, сообщено, что министерством было принято распоряжение от 19.11.2021 № 2685 «Об отмене распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 06.04.2020 № 711» и о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 71:30:040109:3057.

Решением Исполкома Тульского горсовета от 23 сентября 1971 года № 3т-5-21 об отводе УКСу госисполкомом земельного участка для жилищного и культурно-бытового строительства во II-ом красноармейском микрорайоне Привокзального района был выделен земельный участок 2 га, что подтверждается удостоверением на право пользования землей от 23.02.1983 г. № 883. На части указанного земельного участка был построен объект с кадастровым номером 71:30:040104:1803, но до настоящего времени земельный участок необходимый для эксплуатации здания не выделен из земельного участка, отведенного для и культурно-бытового строительства во II-ом красноармейском микрорайоне.

Поскольку земельный участок для эксплуатации здания с кадастровым номером 71:30:040104:1803 не отведен, невозможно установить вид разрешенного использования земельного участка под зданием.

В соответствии с техническим паспортом здания с кадастровым номером 71:30:040104:1803 от 08.2001 г. и выписке из ЕГРН от 16.01.2017 г. № 71/103/031/2017-31, указанное здание является нежилым зданием, поэтому по данному критерию объект нельзя включать в перечень.

Помещения с кадастровыми номерами 71:30:040104:3427, 71:30:040104:3426, 71:30:040104:3428; 71:30:040104:3446; 71:30:040104:3447 являются нежилыми, согласно выписок:

от 06.04.2021 г. № КУВИ-002/2021-32424091;

от 06.04.2021 г. № КУВИ-002/2021-32469007;

от 06.04.2021 г. № КУВИ-002/2021-32422680;

от 06.04.2021 г. № КУВИ-002/2021-32427125;

от 06.04.2021 г. № КУВИ-002/2021-32418511.

Таким образом, объект с кадастровым номером 71:30:040104:1803 не подлежит включению в перечень, так как невозможно установить вид разрешенного использования земли.

В судебном заседании административный истец Ефимова В.Д., представитель по доверенности Буравлев И.А. заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить.

Представитель административного ответчика по доверенности Сизов А.В. заявленные требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.

Представители заинтересованных лиц Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, Комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы, Администрация г. Тулы в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

Согласно ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Статья 57 Конституции РФ и п. 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ устанавливают, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, а согласно п. п. 1 п. 3.4 ст. 23 Налогового кодекса РФ на налогоплательщика возлагается обязанность уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы.

В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Административный истец, Ефимовой В.Д. (далее – налогоплательщик), обратилась в Центральный районный суд г. Тулы с заявлением к Управлению ФНС по Тульской области (далее – налоговый орган, административный ответчик) с заявлением о признании недействительным налогового уведомления №26565683 от 01.09.2022 г. в части начисления налога на имущество за 2021 год по нежилым помещениям по адресу: г. Тула, ул. Фрунзе, д.7-Б, с кадастровыми номерами 71:30:040104:3427, 71:30:040104:3426, 71:30:040104:3428; 71:30:040104:3446; 71:30:040104:3447 на общую сумму налога на имущество за 2021 год в размере 446 164 руб. и обязании административного ответчика пересчитать начисленную им административному истцу сумму налога на имущество за 2021 г. и возместить излишне уплаченную сумму.

Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежат нежилые помещения, находящиеся по адресу: г. Тула, ул. Фрунзе, д.7-Б, с кадастровыми номерами 71:30:040104:3427, 71:30:040104:3426, 71:30:040104:3428; 71:30:040104:3446; 71:30:040104:3447, которые не указаны в перечне объектов, облагаемых налогом а имущество по ставке 2% от кадастровой стоимости за 2021 год.

Согласно сведений, содержащихся в ЕГРИП, истец зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, ИНН 710400442016, свидетельство серия 71 № 002329973 от 09.12.2014 г.

22.09.2022 г. инспекцией истцу выставлено налоговое уведомление № №26565683 от 01.09.2022 г. об уплате налога на имущество физического лица за 2021 г., в том числе в отношении названных нежилых помещений, исчисленного с применением налоговой ставки 2%.

Не согласившись с начислением налога на имущество физических лиц с применением налоговой ставки 2%, налогоплательщик обратился в Инспекцию с заявлением о перерасчете указанного налога, а также предоставлении в отношении спорного имущества налоговой льготы, предусмотренной пунктом 3 ст. 346.11 Налогового Кодекса РФ.

Письмом от 10.10.2022 г. истец направил жалобу в адрес ФНС России, письмо от 19.10.2022 г. № 14-26/07078 в удовлетворении жалобы отказано.

Письмом от 27.10.2022 г. № 40-7-15/02881@ МИФНС по Центральному федеральному округу Ефимовой В.Д. сообщено, что ее жалоба оставлена без рассмотрения.

Полагая, что налоговое уведомление № №26565683 от 01.09.2022 г. незаконно в части нежилых помещений по адресу: г. Тула, ул. Фрунзе, д.7Б, а также незаконные действия налогового органа по исчислению налога на имущество физических лиц за 2021 г. и отказ предоставления налоговой льготы в части нежилых помещений по налогу на имущество за 2021 г., истец обратился в суд с настоящим иском.

Нежилые помещения, находящиеся по адресу: г. Тула, ул. Фрунзе, д.7-Б, с кадастровыми номерами 71:30:040104:3427, 71:30:040104:3426, 71:30:040104:3428; 71:30:040104:3446; 71:30:040104:3447, в перечень объектов, облагаемых налогом на имущество по ставке 2% за 2021 г. не входят, поэтому их налогообложение и отказ Ответчика в предоставлении льготы незаконен.

Вышеуказанное имущество перешло по наследству к Ефимовой В.Д. после смерти мужа Ефимовой В.Д. 03.03.2021 г.

На основании ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащем наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Согласно ст. 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации днем открытия наследства является смерть гражданина.

В связи с этим в силу п.7 ст. 408 НК РФ в отношении имущества, перешедшего по наследству физическому лицу, налог на имущество физических лиц, исчисляется со дня открытия наследства, т.е. со дня смерти гражданина.

Нежилые помещения, находящиеся по адресу: г. Тула, ул. Фрунзе, д.7-Б, с кадастровыми номерами 71:30:040104:3427, 71:30:040104:3426, 71:30:040104:3428; 71:30:040104:3446; 71:30:040104:3447, которые ранее являлись собственностью Ефимовой В.Д. и унаследованы истцом, образовались в результате раздела исходного нежилого здания с кадастровым номером 71:030:040104:1803, право собственности Ефимовой В.Д. на нежилое здание с кадастровым номером 71:030:040104:1803 было прекращено ДД.ММ.ГГГГ.

Право собственности на объект с кадастровым номером 71:030:040104:1803 у его наследницы, Ефимовой В.Д., истца по настоящему делу, никогда не возникало.

В настоящее время право собственности на этот объект у кого либо не установлено.

В перечень объектов, облагаемых налогом на имущество по ставке 2% на 2021 год включено нежилое здание с кадастровым номером 71:030:040104:1803 площадью 3131,1 кв.м. по адресу: г. Тула, ул. Фрунзе, д.7Б под № 6039.

Правильность включения объекта с кадастровым номером 71:030:040104:1803 в перечень объектов, облагаемых налогом на имущество по ставке 2% ни кем не оспаривалась и не может быть оспорена в суде, т.к. данное нежилое здание не имеет собственника и в соответствии со ст. 4 КАС РФ только заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд.

Истец считает, что включение в Перечень здания, в котором находятся принадлежащие заявителю на праве собственности нежилые помещения, не является основанием для исчисления налога на имущество по данным помещениям исходя из их кадастровой стоимости.

Здание с кадастровым номером 71:030:040104:1803 поименовано в ЕГРН как нежилое здание магазин в соответствии с данными технического паспорта от 26.10.2001 г., земельный участок под нежилое здание не отведен.

В апелляционном определении от 24.09.2020 г. по делу № 66а-4099/2020 судебной коллегией по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, которая рассматривала правомерность включения одного их помещений в перечень объектов здания по адресу: г. Тула, ул. Фрунзе, д.7Б, указано:

«Так, установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской "Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов, налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378,2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации,-. уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых, налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Таким образом, по смыслу приведенных, нормативных положений, в их системной связи, в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежит включению только такое имущество, которое дату утверждения, соответствующего перечня признается объектом налогообложения и находящееся во владении физического лица на праве собственности».

Кроме того, в том же апелляционной определении суд указал:

«Вместе с тем, как видно из материалов дела, до начала 2018 налогового периода и до момента принятия распоряжения, а именно 27 ноября 2017 года спорный объект недвижимости прекратил свое существование в связи с разделом на три самостоятельных помещения с кадастровыми номерами: 71:30:040104:3426, 71:30:040104:3427, 71:30:040104:3428 (т.1 л.д.69, 77, 81, 101).

Из письменных разъяснений МИФНС №12 по Тульской области от 24.01.2020 г., предоставленных по запросу суда усматривается, что спорное нежилое помещение в 2018 году объектом налогообложения уже не являлось, что также подтверждается и копией налогового уведомления от 21.08.2019 г. (т.1 л.д.86,231-232).

Учитывая изложенное, судебная коллегия. приходит к выводу о том, что у Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, не имелось, правовых оснований для включения, нежилого помещения с кадастровым номером 71:30:040104:3356 в оспариваемые Перечни».

Таким образом, включение в оспариваемое налоговое уведомление по налогу на имущество по ставке 2% от кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами 71:30:040104:3427, 71:30:040104:3426, 71:30:040104:3428; 71:30:040104:3446; 71:30:040104:3447 незаконно, так как данные нежилые помещения в перечень на 2021 г. не включены, а объект с кадастровым номером 71:030:040104:1803, включенный в перечень, не имеет собственника с 05.04.2016 года.

2. Включение объекта с кадастровым номером 71:030:040104:1803 в Перечень на 2021 год незаконно по следующим основаниям:

В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом.

Налог на имущество физических лиц устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.

Согласно этому пункту уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.

Пунктом 3 статьи 402 поименованного кодекса установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 этой же статьи, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Законом Тульской области от 20 ноября 2014 года N 2219-ЗТО "Об установлении единой даты начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" была установлена единая дата начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2016 года.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия Перечня на 2017 год) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Торговым центром (комплексом) в силу подпунктов 1 и 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Для включения объекта недвижимости в Перечень достаточно, чтобы объект недвижимости отвечал хотя бы одному из указанных критериев.

Согласно письма Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области № 29-01-13/350 от 16.01.2023 г. земельный участок под спорное здание не отведен.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости объект — нежилое здание (кадастровый номер 71:30:040104:1803), расположенное по адресу: г. Тула, Советский район, ул. Фрунзе, д. 7Б, имеет наименование: нежилое здание магазин.

В рамках обращения Ефимова В.Н. о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Тульская область, г. Тула, Советский район, ул. Фрунзе, дом 7Б, а также учитывая решение Арбитражного суда Тульской области, вынесенного в полном объеме 17 сентября 2019 года по делу № А68-5112/2019, Министерством было принято распоряжение от 06.04.2020 №711 «О предварительном согласовании земельного участка, расположенного по адресу: Тульская область, г. Тула, Советский район, ул. Фрунзе, дом 7Б».

На основании указанного распоряжения, данный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 71:30:040109:3057.

Вместе с тем, сообщено, что министерством было принято распоряжение от 19.11.2021 № 2685 «Об отмене распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 06.04.2020 № 711» и о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 71:30:040109:3057.

Решением Исполкома Тульского горсовета от 23 сентября 1971 года № 3т-5-21 об отводе УКСу госисполкомом земельного участка для жилищного и культурно-бытового строительства во II-ом красноармейском микрорайоне Привокзального района был выделен земельный участок 2 га, что подтверждается удостоверением на право пользования землей от 23.02.1983 г. № 883. На части указанного земельного участка был построен объект с кадастровым номером 71:30:040104:1803, но до настоящего времени земельный участок необходимый для эксплуатации здания не выделен из земельного участка, отведенного для и культурно-бытового строительства во II-ом красноармейском микрорайоне.

Поскольку земельный участок для эксплуатации здания с кадастровым номером 71:30:040104:1803 не отведен, невозможно установить вид разрешенного использования земельного участка под зданием.

В соответствии с техническим паспортом здания с кадастровым номером 71:30:040104:1803 от 08.2001 г. и выписке из ЕГРН от 16.01.2017 г. № 71/103/031/2017-31, указанное здание является нежилым зданием, поэтому по данному критерию объект нельзя включать в перечень.

Помещения с кадастровыми номерами 71:30:040104:3427, 71:30:040104:3426, 71:30:040104:3428; 71:30:040104:3446; 71:30:040104:3447 являются нежилыми, согласно выписок:

от 06.04.2021 г. № КУВИ-002/2021-32424091;

от 06.04.2021 г. № КУВИ-002/2021-32469007;

от 06.04.2021 г. № КУВИ-002/2021-32422680;

от 06.04.2021 г. № КУВИ-002/2021-32427125;

от 06.04.2021 г. № КУВИ-002/2021-32418511.

Таким образом, объект с кадастровым номером 71:30:040104:1803 не подлежит включению в перечень, так как невозможно установить вид разрешенного использования земли.

Акты, представленные в судебное заседание стороной административного ответчика, нельзя признать допустимыми и относимыми доказательствами, поскольку отражают состояние объекта в настоящее время, в то время как налоговой уведомление относится к предшествующему периоду.

Исходя из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 НК РФ, включение в Перечень спорного объекта недвижимости по его фактическому использованию является правомерным при условии, если обследование проводилось до издания нормативного правового акта в строгом соответствии с Порядком и содержание Акта позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади спорного здания.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что в отношении объекта недвижимости и нежилых помещений административного истца в 2020 году проводились мероприятия по обследованию здания с целью определения вида его фактического использования и включения в перечень на 2021 год. Следовательно, здание не могло быть включено в перечень по указанному критерию.

При таких данных, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Ефимовой В.Д. к УФНС России по Тульской области о признании незаконным налогового уведомления о начислении налога, удовлетворить.

Признать незаконным выданное УФНС России по Тульской области налоговое уведомление №26565683 от 01.09.2022 г. о начислении административному истцу налога на имущество за 2021 год, в части налога на имущество за 2021 г. по объектам по адресу: г. Тула, ул. Фрунзе, д.7-Б, с кадастровыми номерами 71:30:040104:3427, 71:30:040104:3426, 71:30:040104:3428; 71:30:040104:3446; 71:30:040104:3447 на общую сумму налога на имущество за 2021 год в размере 446 164 руб.

Обязать УФНС России по Тульской области пересчитать начисленную им административному истцу сумму налога на имущество за 2021 г. на следующие объекты:

-к.н. 71:30:040104:3427 по адресу: 300041, 71, Тула г., Фрунзе ул., 7Б, 5;

-к.н. 71:30:040104:3426 по адресу: 300041, 71, Тула г., Фрунзе ул., 7Б, 3;

-к.н. 71:30:040104:3428 по адресу: 300041, 71, Тула г., Фрунзе ул., 7Б, 4;

-к.н. 71:30:040104:3446 по адресу: 300041, 71, Тула г., Фрунзе ул., 7Б, 7;

-к.н. 71:30:040104:3447 по адресу: 300041, 71, Тула г., Фрунзе ул., 7Б, 6,

исключив налог на имущество за 2021 г. в размере 446 164 руб.

Обязать УФНС России по Тульской области возместить административному истцу сумму оплаченного налога на имущество физических лиц за 2021 г. в размере 446 164 руб.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья