УИД 36RS0006-01-2022-006799-17
N 2а-4926/2022
Строка 3.198а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«23» сентября 2022 года Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.
при секретаре Каданиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Воронежской области к Коровину Константину Александровичу о взыскании недоимки и пени,
установил:
МИФНС № 1 по Воронежской области обратилась в суд с административными исковыми требованиями к Коровину К.А. о взыскании задолженности на общую сумму 38 206,24 рублей, в том числе: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017) в размере 24 206,79 рублей, пени в размере 341,69 рублей; страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере 6884 рублей, пени в размере 72,08 рублей; по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации: штраф в размере 5000 рублей; по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 1004 рублей, пени в размере 18,07 рублей; по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 652 рублей, пени в размере 27,61 рублей.
Обосновывая заявленные требования, административный истец указывает, что Коровин К.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в налоговых органах с 12.03.2015 по 02.04.2020 и являлся плательщиком страховых взносов в соответствии с федеральным законодательством РФ.
Кроме того, в собственности Коровина К.А. находится следующее имущество:
- земельный участок, расположенный по адресу: , кадастровый №;
- земельный участок, расположенный по адресу: , кадастровый №;
- квартира, расположенная по адресу: , кадастровый №;
- квартира, расположенная по адресу: , кадастровый №.
В адрес административного ответчика были направлены налоговые уведомления:
- № 29068126 от 12.10.2017 об уплате в срок до 01.12.2017 налога на имущество физических лиц в размере 1 928 рублей;
- № 39225552 от 05.09.2018 об уплате в срок до 03.12.2018 транспортного налога в размере 3618 рублей, земельного налога в размере 326 рублей, налога на имущество физических лиц в размере 952 рублей;
- № 36799360 от 03.08.2020 об уплате транспортного налога в размере 15 750 рублей, земельного налога в размере 326 рублей, налога на имущество физических лиц в размере 1269 рублей.
В связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате налогов, страховых взносов ему были направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов:
- № 17537 от 06.02.2018 об уплате в срок до 15.03.2018 налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 737 рублей, пени в размере 12,76 рублей;
- № 4288 от 21.06.2018 об уплате в срок до 11.07.2018 налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации: штраф в размере 1000 рублей;
- № 4289 от 21.06.2018 об уплате в срок до 11.07.2018 налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации: штраф в размере 1000 рублей;
- № 4290 от 21.06.2018 об уплате в срок до 11.07.2018 налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации: штраф в размере 1000 рублей;
- № 4291 от 21.06.2018 об уплате в срок до 11.07.2018 налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации: штраф в размере 1000 рублей;
- № 4292 от 21.06.2018 об уплате в срок до 11.07.2018 налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации: штраф в размере 1000 рублей;
- № 38334 от 05.07.2019 об уплате в срок до 01.11.2019 налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 233 рублей, пени в размере 0,23 рублей;
- № 40796 от 08.07.2019 об уплате в срок до 01.11.2019 земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 326 рублей, пени в размере 18,10 рублей;
- № 39909 от 01.08.2019 об уплате в срок до 26.08.2019 пени по страховым взносам на ОПС в размере 286,65 рублей; пени по страховым взносам на ОМС в размере 59,17 рублей;
- № 1006 от 10.01.2020 об уплате в срок до 04.02.2020 страховых взносов на ОПС в размере в размере 29 354 рублей, пени в размере 55,04 рублей; страховых взносов на ОМС в размере 6884 рублей, пени в размере 12,91 рублей;
- № 21404 от 15.06.2021 об уплате в срок до 16.11.2021 налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 399 рублей, пени в размере 11,63 рублей; земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 326 рублей, пени в размере 9,51 рублей.
Требования в установленный срок административным ответчиком исполнены не были.
Определением мирового судьи судебного участка № 3 в Центральном судебном районе Воронежской области от 20.01.2022 было отказано в принятии заявления МИФНС России № 1 по Воронежской области о вынесении судебного приказа о взыскании с Коровина К.А. недоимки по оплате земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2017, 2019, в размере 3652 рублей, пени за период с 04.12.2018 по 14.06.2021 в размере 27,61 рублей, штрафа по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации: штраф в размере 5000 рублей, на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2016, 2017, 2019 в размере 1004 рублей, пени за период с 02.12.2017 по 14.06.2021 в размере 18,07 рублей, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017) за 2019 год в размере 24 206,79 рублей, пени за период с 27.01.2019 по 09.01.2020 в размере 341,69 рублей, страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, за 2019 год в размере 6884 рублей, пени за период с 27.01.2019 по 09.01.2020 в размере 72,08 рублей.
До настоящего времени задолженность по уплате страховых взносов, налогов, пени, штрафа не погашена, что явилось поводом для обращения в суд с настоящим административным иском и ходатайством о восстановлении срока на его подачу, пропущенного административным истцом по причине отсутствия в информационных ресурсах актуальных сведений и невозможности своевременного выявления недоимки посредством программного комплекса (л.д.5 оборот).
Административный истец МИФНС № 1 по Воронежской области о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание его представитель не явился.
Административный ответчик Коровин К.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Выслушав административного ответчика, исследовав и оценив, представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы предусмотрена статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Положением ч.1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предусмотрено право налоговой инспекции, как контрольного органа обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Исходя из положений ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Административный ответчик Коровин К.А. состоял на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя в период 12.03.2015 по 02.04.2020, и являлся плательщиком страховых взносов в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ.
Согласно ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу п. 3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 данного Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 НК РФ, если иное не предусмотрено данной статьей (п. 1).
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (абз. 1 п. 2).
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 данного Кодекса, в срок, установленный абз. 2 данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абз. 3 п. 2).
При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.
Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования (пункта 3 статьи 8 НК РФ).
В соответствии со статьей 400 НК РФ, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
На основании материалов дела, судом установлено, что в собственности Коровина К.А. находились объекты недвижимости:
- квартира, расположенная по адресу: , кадастровый №;
- квартира, расположенная по адресу: , кадастровый №. Доказательств обратного суду не представлено.
Следовательно, Коровин К.А., имея в собственности объекты недвижимости, являлся плательщиком налога на имущество физических лиц и был обязан согласно положениям ч.1 ст.45 НК РФ самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с частью 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (ч.1 ст. 389 НК РФ).
На основании материалов дела, судом установлено, что в собственности Коровина К.А. находись:
- земельный участок, расположенный по адресу: , кадастровый №;
- земельный участок, расположенный по адресу: , кадастровый №, признаваемые объектами налогообложения в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
Следовательно, Коровин К.А., имея в собственности земельные участки, является плательщиком земельного налога и был обязан согласно положениям ч.1 ст.45 НК РФ самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст.143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе - налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
В соответствии с ч.1 ст.146 НК РФ объектом налогообложения признаются следующие операции: 1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг); 2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций; 3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; 4) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
В силу ч.1 ст.153 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения суммы налога (ч.1 ст.154 НК РФ).
Согласно ст.163 НК РФ налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее - налоговые агенты) устанавливается как квартал.
В соответствии со ст.174 НК РФ уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах. Налоговые агенты (организации и индивидуальные предприниматели) производят уплату суммы налога по месту своего нахождения. Уплата налога лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ч.1 ст.122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
В адрес административного ответчика были направлены налоговые уведомления: № 29068126 от 12.10.2017 об уплате в срок до 01.12.2017 налога на имущество физических лиц в размере 1 928 рублей (л.д.19); № 39225552 от 05.09.2018 об уплате в срок до 03.12.2018 транспортного налога в размере 3618 рублей, земельного налога в размере 326 рублей, налога на имущество физических лиц в размере 952 рублей (л.д.20); № 36799360 от 03.08.2020 об уплате транспортного налога в размере 15 750 рублей, земельного налога в размере 326 рублей, налога на имущество физических лиц в размере 1269 рублей (л.д.22-23).
В связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате налога, страховых взносов ему были направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов:
- № 17537 от 06.02.2018 об уплате в срок до 15.03.2018 налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 737 рублей, пени в размере 12,76 рублей;
- № 4288 от 21.06.2018 об уплате в срок до 11.07.2018 налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации: штраф в размере 1000 рублей;
- № 4289 от 21.06.2018 об уплате в срок до 11.07.2018 налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации: штраф в размере 1000 рублей;
- № 4290 от 21.06.2018 об уплате в срок до 11.07.2018 налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации: штраф в размере 1000 рублей;
- № 4291 от 21.06.2018 об уплате в срок до 11.07.2018 налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации: штраф в размере 1000 рублей;
- № 4292 от 21.06.2018 об уплате в срок до 11.07.2018 налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации: штраф в размере 1000 рублей;
- № 38334 от 05.07.2019 об уплате в срок до 01.11.2019 налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 233 рублей, пени в размере 0,23 рублей;
- № 40796 от 08.07.2019 об уплате в срок до 01.11.2019 земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 326 рублей, пени в размере 18,10 рублей;
- № 39909 от 01.08.2019 об уплате в срок до 26.08.2019 пени по страховым взносам на ОПС в размере 286,65 рублей; пени по страховым взносам на ОМС в размере 59,17 рублей;
- № 1006 от 10.01.2020 об уплате в срок до 04.02.2020 страховых взносов на ОПС в размере в размере 29 354 рублей, пени в размере 55,04 рублей; страховых взносов на ОМС в размере 6884 рублей, пени в размере 12,91 рублей;
- № 21404 от 15.06.2021 об уплате в срок до 16.11.2021 налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 399 рублей, пени в размере 11,63 рублей; земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 326 рублей, пени в размере 9,51 рублей.
Требования в установленный срок административным ответчиком исполнены не были.
В силу части 2 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно статье 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (ч.2 ст. 75 НК РФ).
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
На основании части 1 статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно части 2 указанной нормы, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно ч.3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Часть 2 статьи 286 КАС РФ предусматривает аналогичное правило о том, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Как разъяснено в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 62, истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка № 3 в Центральном судебном районе Воронежской области от 20.01.2022 было отказано в принятии заявления МИФНС России № 1 по Воронежской области о вынесении судебного приказа о взыскании с Коровина К.А. недоимки по оплате земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2017, 2019, в размере 3652 рублей, пени за период с 04.12.2018 по 14.06.2021 в размере 27,61 рублей, штрафа по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации: штраф в размере 5000 рублей, на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2016, 2017, 2019 в размере 1004 рублей, пени за период с 02.12.2017 по 14.06.2021 в размере 18,07 рублей, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017) за 2019 год в размере 24 206,79 рублей, пени за период с 27.01.2019 по 09.01.2020 в размере 341,69 рублей, страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, за 2019 год в размере 6884 рублей, пени за период с 27.01.2019 по 09.01.2020 в размере 72,08 рублей (л.д.8).
Административный истец обратился в Центральный районный суд г.Воронежа с настоящим административным иском 26.08.2022, приложив ходатайство о восстановлении пропущенного срока на его подачу. В ходатайстве административный истец указал в качестве уважительной причины пропуска срока отсутствие в информационных ресурсах актуальных сведений, что не позволило выявить своевременно недоимку посредством программного комплекса (л.д.5 оборот). Однако никаких доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, административный истец суду не представил, в связи с чем у суда не имеется оснований признать указанную причину уважительной.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 479-О-О).
Между тем, установленный шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования истек; административным истцом пропущен и при обращении с заявлением к мировому судье (17.01.2022), наличие уважительных причин его пропуска судом не установлено в связи с непредставлением административным истцом доказательств уважительности пропуска срока.
На этом основании ходатайства административного истца о восстановлении пропущенного срока на подачу настоящего административного заявления удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, суд считает исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Воронежской области к Коровину Константину Александровичу о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, страховым взносам, налогу на доходы физических лиц, пени, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Михина Н.А.
Мотивированное решение изготовлено 29.09.2022.