НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область) от 21.11.2013 № 2-4698/2013

  № 2-5878/13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«21» ноября 2013 года Центральный районный суд г. Воронежа

в составе:

председательствующего судьи Васиной В.Е.,

при секретаре Фроловой Е.П.,

с участием:

старшего помощника прокурора Центрального района г. Воронежа Науменковой Т.П.,

истца Фомина И.И.,

представителя ответчика ГУ МВД России по Воронежской области по доверенности Дутовой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фомина <данные изъяты> к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Воронежской области о взыскании расходов на проведение медицинского освидетельствования по определению степени утраты трудоспособности в размере <данные изъяты> рублей,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что он проходил службу в органах внутренних дел и был уволен приказом ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по п. «з» части 7 по ст.19 Положения о службе (ограниченное состояние здоровья) на основании заключения ВВК ФКУЗ МСЧ МВД РФ по <адрес>, которым истец был признан ограниченно годным к военной службе по причине получения военной травмы при исполнении служебных обязанностей. ДД.ММ.ГГГГ МСЭ установила истцу <данные изъяты>.

Для назначения сумм в возмещение вреда здоровью истцу необходимо определение степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, в связи с этим ДД.ММ.ГГГГ. истец прошел освидетельствование в ГУЗ ВО «<данные изъяты>» и ему была установлена степень утраты трудоспособности в размере <данные изъяты>.

За проведение медико-социальной экспертизы истцом произведена оплата в размере <данные изъяты> рублей, которые истец просит взыскать с ответчика.

В судебном заседании истец Фомин И.И. поддержал исковые требования в полном объеме.

       В судебном заседании представитель ГУ МВД России по Воронежской области по доверенности Дутова И.А. против удовлетворения исковых требований возражала, представила возражения на иск.

Из материалов дела следует, что истец проходил службу в органах внутренних дел. ДД.ММ.ГГГГ при исполнении служебных обязанностей получил <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ при исполнении служебных обязанностей получил <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ. истец впервые был освидетельствован МСЭ и признан <данные изъяты> с ограничением способности к трудовой деятельности; ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 повторно освидетельствован МСЭ и признан <данные изъяты> <данные изъяты> до 01.09.2014г. с переосвидетельствованием ДД.ММ.ГГГГ. истец повторно освидетельствован МСЭ и признан <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ с переосвидетельствованием ДД.ММ.ГГГГ года.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 11.04.2011г. № 295н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы.

Административный регламент разработан в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Государственная услуга предоставляется по заявлению лиц с просьбой о проведении медико-социальной экспертизы для установления инвалидности, определения степени утраты профессиональной трудоспособности, установления причины инвалидности в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки, а также физических и юридических лиц, имеющих право в соответствии с законодательством Российской Федерации либо в силу наделения их заявителями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, полномочиями выступать от их имени при взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями при предоставлении государственной услуги. Учреждениями, осуществляющими предоставление государственной услуги, являются Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, главное бюро, осуществляющее медико-социальную экспертизу работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (п.7).

При предоставлении государственной услуги, результатом которой является определение степени утраты профессиональной трудоспособности, к документам, указанным в пункте 24 Административного регламента, дополнительно представляются, в том числе, акт о несчастном случае на производстве, форма которого утверждена Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.10.2002 г. № 73 (п.25). Основанием для начала предоставления государственной услуги, когда результатом ее предоставления является определение степени утраты профессиональной трудоспособности, служит заявление работодателя (страхователя), страховщика, получателя государственной услуги (его представителя) либо поступление определения суда (судьи) о проведении медико-социальной экспертизы для определения степени утраты профессиональной трудоспособности с приложением необходимых документов (п.72).

Согласно Постановлению Конституционного суда РФ от 26.12.2002г. № 17-П по смыслу статей 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 71 (пункт «м»), 72 (пункт «б» части 1) и 114 (пункты «д», «е»), служба в органах внутренних дел, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006г. № 95 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.04.2008г. № 247, от 30.12.2009г. № 1121, от 06.02.2012г. № 89, от 16.04.2012г. № 318, от 04.09.2012г. № 882) «О порядке и условиях признания граждан инвалидами» гражданин направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения (п.15).

Приказом МВД РФ № 590 от 18.06.2012г. утверждена Инструкция о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, и признан утратившим силу приказ МВД РФ № 805 от 15.10.1999г., утвердивший Инструкцию о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органа внутренних дел или его близких.

Инструкцией установлено, что выплата ежемесячной денежной компенсации в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы и повлекших стойкую утрату трудоспособности, производится после прекращения службы в органах внутренних дел Российской Федерации. Для решения вопроса о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации представляется заключение ЦВВК (ВВК) о категории годности сотрудника к службе в формулировке "В - ограниченно годен к службе в органах внутренних дел" или "Д - не годен к службе в органах внутренних дел" в связи с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке "военная травма".

В соответствии со ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 ГК РФ «Обязательства вследствие причинения вреда».

Согласно п. 1 ст. 1086 ГК РФ размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка определяется в процентах к его среднему месячному заработку до увечья или иного повреждения здоровья, либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности.

Заключением комплексного судебно-медицинского исследования №. истцу установлена степень утраты профессиональной трудоспособности в размере <данные изъяты> За проведение экспертизы истцом уплачено <данные изъяты> рублей, что подтверждается квитанцией и чек-ордером от ДД.ММ.ГГГГ года.

Служба сотрудников органов внутренних дел регулируется специальными правовыми актами: Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" (ранее - Законом РФ от 18 апреля 1991 года «О милиции»), Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1 (с учетом ч. 2 ст. 54 Закона о полиции).

Порядок установления стойкой утраты трудоспособности в процентах сотруднику, уволенному из органов внутренних дел не был определен до вступления в силу 19.02.2013 г. Постановления Правительства РФ «О порядке определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» №70 от 31.01.2013 г., утвердившего Правила определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

Согласно п. 3 указанных Правил, медицинская организация представляет в учреждение МСЭ заявление сотрудника о направлении его на МСЭ для определения стойкой утраты трудоспособности, а также следующие документы: а) направление на МСЭ; б) свидетельство о болезни с заключением ВВК о категории годности сотрудника к службе в органах внутренних дел РФ с указанием формулировки «Д» - не годен к службе в органах внутренних дел» и причинной связи имеющегося у него увечьи или иного повреждения здоровья, с определяемой с указанием формулировки «военная травма»; в) копии приказа (выписки из приказа) об увольнении сотрудника из органов внутренних дел РФ в связи с болезнью.

Подпункт «б» п. 3 Правил Решением Верховного Суда РФ от 26.06.2013г. №АКПИ13-467) признан недействующим в части, ограничивающей возможность представления медицинской организацией в учреждение МСЭ для установления стойкой утраты трудоспособности сотрудника заключения ВВК о категории годности сотрудника к службе в органах внутренних дел РФ ч указанием формулировки «В» - ограниченно годен к службе в органах внутренних дел (военной службе) и причинной связи имеющегося у него увечья или иного повреждения здоровья, определяемой с указанием формулировки «военная травма».

Учитывая, что Спорное правоотношение по оплате расходов, связанных с проведением экспертизы определения степени утраты трудоспособности в бюро СМЭ не было урегулировано вышеуказанными специальными нормативными актами на момент прохождения истцом комплексного судебно-медицинского исследования, суд считает, при разрешении настоящего спора подлежат применению по аналогии закона нормы трудового законодательства.

Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан за счет собственных средств организовать проведение медицинских обследований (осмотров).

Таким образом, суд считает, что расходы, связанные с проведением медико-социальных экспертиз по определению процента утраты профессиональной трудоспособности, должны быть возложены на работодателя истца - ГУ МВД России по Воронежской области.

Учитывая изложенное, а также то, что ответчик, который осуществляет пенсионное обеспечение, не направил истца на медико-социальную экспертизу, что суммы в возмещение вреда выплачиваются истцу независимо от вины ответчика в причинении вреда, поэтому и расходы на проведение освидетельствования для установления степени утраты трудоспособности, что необходимо для определения сумм в возмещение вреда, обязан нести ответчик.

Доказательств возмещения ответчиком истцу указанных расходов за проведение судебно-медицинского исследования суду не представлено.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании расходов за проведение экспертизы в размере <данные изъяты> рублей.

Суд считает также, что без определения степени утраты трудоспособности невозможно определение сумм в возмещение вреда, а самостоятельно определять степень утраты трудоспособности ответчик не имеет возможности. При этом суд учитывает, что порядок определения процента утраты трудоспособности у сотрудников органов внутренних дел законодательно не определен (в соответствии с Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы, в компетенцию ВВК не входит обязанность по определению степени утраты трудоспособности), поэтому определение степени утраты трудоспособности возможно и СМЭ, однако закон не обязывает органы СМЭ проводить освидетельствование в этом случае бесплатно, следовательно, расходы по определению степени утраты трудоспособности, без которого невозможно определение сумм в возмещение вреда, должен нести ответчик.

Руководствуясь ст. ст. 67,194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с ГУ МВД России по Воронежской области в пользу Фомина <данные изъяты> расходы за проведение экспертизы в размере <данные изъяты>

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление в Воронежский областной суд чрез Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья       Васина В.Е.

Решение изготовлено в окончательной форме 21.11.2013г.