НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область) от 15.08.2023 № 2А-4338/2023

Дело № 2а-4338/2023

УИД 36RS0006-01-2023-004464-54

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 августа 2023 года Центральный районный суд города Воронежа в составе

председательствующего судьи Васиной В.Е.

при секретаре Малыхиной А.О.

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гадиятовой Ольги Витальевны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным решения и обязанности повторно рассмотреть заявление,

УСТАНОВИЛ:

В производстве суда имеется административное исковое заявление Гадиятовой Ольги Витальевны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа № 15-17-9268 от 06.04.2023 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в предварительном согласовании предоставления земельного участка и возложении обязанности повторно рассмотреть заявление Гадиятовой Ольги Витальевны о предварительном согласовании предоставления земельного участка, ориентировочной площадью 748 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, напротив участка , указав, что не согласна с данным отказом.

Представитель административного истца по доверенности Мовчан Г.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Управления лесного хозяйства ВО по доверенности Столяров А.В. полагался на усмотрение суда.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Как установлено судом, приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 26.05.2021 з Гадиятова О.В. была включена в реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, в группу индивидуальное жилищное строительство.

13.03.2023 в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области на основании п.6 ст. 39.5 Земельного Кодекса РФ, часть 10.1 ст. 13.1 Закона Воронежской области от 13.05.2008 N 25-03 "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области”, в интересах Гадиятовой О.В. было подано заявление о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка площадью 748 кв м., расположенного по адресу: , <адрес>.

06.04.2023 Административный ответчик направил в адрес Административного истца ответ 52-17-9268 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В своем отказе Административный ответчик указал, что испрашиваемый земельный участок расположен на облесенной территории, в близости от оврага и участка лесного фонда от 20 м. до 22 м., так же отметил, что отсутствуют красные линии и сослался на п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, который говорит о том, что образование земельных участков не должно приводить невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Указанное решение № 15-17-9268 от 06.04.2023 административный истец просит признать незаконным.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" граждане, имеющие трех и более детей, имеют право на бесплатное предоставление земельных участков.

Порядок предоставления многодетным гражданам в собственность бесплатно земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьей 13.1 Закона Воронежской области № 25-ОЗ.

Согласно ч. 2 ст. 13.1 Закона Воронежской области № 25-ОЗ предоставление земельных участков осуществляется многодетным гражданам, поставленным на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, и включенным в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области (далее - Реестр), на основании заявления о предоставлении земельного участка (далее - заявление), которое подается одним из родителей, опекуном (попечителем) (далее - заявитель) в уполномоченные органы в пределах их компетенции по месту постоянного проживания заявителя.

В соответствии с п. 10.1 ст. 13.1 Закона Воронежской области № 25-ОЗ многодетный гражданин, включенный в Реестр, вправе обратиться с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не включенного в перечень земельных участков, в уполномоченный орган по месту постоянного проживания.

Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 ЗК РФ).

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 ЗК РФ).

Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 12 статьи 11.10 ЗК РФ).

В соответствии законом Воронежской области от 30.12.2014 № 217-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области» департамент имущественный и земельный отношений Воронежской области является уполномоченным органом государственной власти по утверждению схем расположения земельных участков на соответствующем кадастровом плане территории городского округа город Воронеж.

Как следует из оспариваемого решения, правовым основанием для отказа является ст. 39.15, 39.16 ЗК РФ.

В соответствии с Законом Воронежской области от 30.12.2014 № 217-03 «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области» департамент является уполномоченным органом государственной власти по утверждению схем расположения земельных участков на соответствующем кадастровом плане территории городского округа город Воронеж.

Порядок оказания государственной услуги по утверждению схемы расположения земельных участков (земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена) на кадастровом плане территории регулируется административным регламентом, утвержденным приказом департамента от 24.01.2017 № 106 (далее - Регламент).

В целях получения информации о градостроительной ситуации в отношении формируемого земельного участка регламент (п. 3.4.3) предусматривает взаимодействие департамента с управлением главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж.

Управление главного архитектора направляет в департамент информацию о возможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Указанная информация учитывается департаментом при принятии решения об утверждении либо отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

При рассмотрении заявления департаментом направлен запрос в управление главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж о возможности формирования испрашиваемого участка.

Письмом управление главного архитектора сообщило о том, что проект планировки и проект межевания на данную территорию не разрабатывался и не утверждался. Красные линии на рассматриваемой территории не установлены.

Подготовка и утверждение схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории осуществляется в соответствии со статьей 11.10 ЗК РФ, а также требованиями приказа Росреестра от 19.04.2022 № П/0148 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе».

Согласно п. 4 Требований схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений Единого государственного реестра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории: землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков; о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Несоответствие схемы расположения земельного участка установленным Требованиям является основанием для отказа в ее утверждении (пп. 1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Проект планировки территории является основой для разработки проекта межевания территории. Документация по планировке территории является основанием для последующей подготовке проектной документации и осуществления строительства.

Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.

Определение параметров застройки рассматриваемой территории, либо их изменение, в том числе и красных линий, возможно осуществлять путем подготовки соответствующей документации по планировки территории в порядке, установленном ст. 41, 42, 43, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В этой связи, вид использования данной территории может быть определен после подготовки документации по планировке данной территории с учетом развития улично-дорожной сети, в увязке с существующей застройкой, расположенной на соседних земельных участках.

Согласно пп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.

Согласно пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

Согласно п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ и другими федеральными законами.

Оспариваемое решение принято ДИЗО ВО.

Согласно Положению о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области (утверждено Постановлением Правительства РФ от 08.05.2009 N 365), он является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, в компетенцию которого входит осуществление государственного управления в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области.

Одной из функций Департамента является распоряжение государственным имуществом Воронежской области, в том числе земельными участками, находящимися в собственности Воронежской области, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе город Воронеж (пункт 3.1.4).

В соответствии с п. 3.3.12. Департамент предоставляет, том числе, государственные услуги: по принятию решений о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам или юридическим лицам в собственность бесплатно.

Таким образом, оспариваемое решение принято ДИЗО ВО в пределах предоставленных ему полномочий.

По имеющимся у суда сведениям, проект планировки и проект межевания, красные линии на данную территорию не разрабатывались и не утверждались.

Кроме того, фактическим основанием для принятия оспариваемого решения является ссылка ДИЗО ВО на то, что красные линии на рассматриваемой территории не установлены, проект межевания или проект планировки на данную территорию отсутствует. Определение параметров застройки рассматриваемой территории, либо их изменение, в том числе, и красных линий, возможно осуществлять путем подготовки соответствующей документации по планировки территории в порядке, установленном ст. 41, 42, 43, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В этой связи, вид использования данной территории может быть определен после подготовки документации по планировке данной территории с учётом развития улично-дорожной сети, в увязке с существующей застройкой, расположенной на соседних земельных участках. Осуществление проектирования зданий, сооружений и строительство на территориях поселений, не имеющих утвержденных в установленном порядке красных линий, не допускается.

Данное обстоятельства судом оценивается как несоответствующее нормам действующего законодательства, так как отсутствие утвержденного проекта планировки территории не является основанием для отказа гражданам в реализации их права, так как само по себе отсутствие утвержденного проекта межевания территории, не является законным основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.

Наличие на земельных участках деревьев, учитывая, что земельные участки расположены в функциональной зоне индивидуальной жилой застройки, не является безусловным препятствием для утверждения схемы расположения земельных участков и предварительного согласования их предоставления, поскольку доказательств нахождения спорных земельных участков в рекреационной зоне либо в зоне охраняемой территории, либо нахождения участков в зоне лесов не имеется.

Кроме того, испрашиваемый участок не относится к паркам, скверам, даже планируемым территориям озеленения, согласно общегородскому списку зеленых зон общего пользования, опубликованном на официальном сайте Администрации городского округа г Воронеж, а так же согласно официальным источникам ГИС ВО «ОГД ВО» (govvrn.ru), Интерактивная карта градостроительной деятельности Воронежской области (govvrn.ru), Публичная кадастровая карта (rosreestr.ru).

Отказ на основании расположения земельного участка в непосредственной близости от лесного фонда, так же. неправомерен, так как не учитывает, что в девятом абзаце пункта 4.14 Свода правил 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты» указано, что противопожарные расстояния от зданий, сооружений до лесных и других древесно-кустарниковых насаждений на землях населенных пунктов (городских лесов, парков, скверов, аллей, садов и т.п.) не нормируются. Так же расположение земельного участка, в зоне с разрешенным видом использованием под индивидуальное жилищное строительство, расположенного более, чем в 20 метрах от лесных насаждений, не препятствует его использованию под строительство жилого дома в зоне соответствующей противопожарным расстояниям.

В силу норм Федерального закона от 2? декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ), Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"", Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ), Лесного кодекса Российской Федерации нормирование и установление противопожарного расстояния не рассматривается законодателем в качестве единственной и универсальной меры по обеспечению нераспространения лесного пожара в системе комплекса организационных мероприятий, объемно-планировочных решений, инженерных решений, предназначенных для предотвращения распространения пожара из одной части здания в другую и между зданиями, сооружениями, зелеными насаждениями.

Для защиты населенных пунктов от угрозы распространения лесных пожаров в качестве действенной противопожарной меры не исключается создание и использование противопожарных преград, предусмотрены статьей 37 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ.

Доводы административного ответчика о том, что согласно ответу Управы Советского района г. Воронежа формируемый земельный участок не обеспечен транспортной и инженерной инфраструктурой, судом не принимаются во внимание, так как согласно предоставленному плану рядом с испрашиваемым земельным участком проходит автомобильная дорога.

Установив, что оспариваемое решение принято в отсутствие фактический оснований для его принятия, суд приходит к выводу о том, что решение ДИЗО ВО № 15-17-9268 от 06.04.2023 не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права административного истца, что является основанием для удовлетворения иска.

Руководствуясь ст.ст. 177-179 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Гадиятовой Ольги Витальевны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области удовлетворить.

Признать незаконным отказ № 15-17-9268 от 06.04.2023 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Возложить на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области обязанность повторно рассмотреть заявление Гадиятовой Ольги Витальевны о предварительном согласовании предоставления земельного участка, ориентировочной площадью 748 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Васина В.Е.

Решение суда изготовлено в окончательной форме 15.08.2023.