НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область) от 10.02.2021 № 2-3533/20

Дело № 2-486/2021

УИД: 36RS0006-01-2020-005099-41

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

10 февраля 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Багрянской В.Ю.,

при секретаре: Плужник А.А.,

с участием: истца Рыбалко Л.А.,

представителя истца Рыбалко Л.А., допущенной к участию в деле на основании ч.6 ст.53 ГПК РФ Пирожковой Г.Н.,

представителя ответчика УПФР в г. Воронеже, действующей на основании доверенности Сухановой Н.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыбалко Любови Артемовны к УПФР в г. Воронеже о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости с 09.06.2020,

у с т а н о в и л:

Рыбалко Л.А. обратилась в суд с иском к УПФР в г. Воронеже, в котором, после изменения предмета исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просила суд:

1.Признать незаконным решение УПФР в г. Воронеже № 365134/20 от 22.09.2020, об отказе в назначении страховой пенсии по старости Рыбалко Л.А.

2. Обязать УПФР в г. Воронеже назначить Рыбалко Л.А. страховую пенсию по старости с 09.06.2020.

В обоснование заявленных требований указала, что решением УПФР в г. Воронеже № 365134/20 от 22.09.2020 истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия страхового стажа 6 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 6.6.

Истец не согласна с принятым решением, в связи с чем, обратилась в суд с настоящим иском (л.д.6-9).

В судебном заседании истец Рыбалко Л.А. и ее представитель Пирожкова Г.Н. исковые требования поддержали, просили удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель ответчика УПФР в г. Воронеже, действующая на основании доверенности Сухановой Н.Н., в удовлетворении заявленных требований просила отказать, представила письменные возражения по делу.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

Основания возникновения и реализация прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 01.01.2015.

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших с территории Республики Узбекистан, регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, в соответствии с которым пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения от 13.03.1992 осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по Соглашению несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся.

В настоящее время условия для назначения страховой пенсии по старости определены нормами статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с переходными положениями статьи 35 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусматривающими постепенное увеличение необходимого для назначения страховой пенсии страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициент закреплено, что для застрахованных лиц (женщин), достигших возраста 55 лет в 2015 году и ранее, требуемая продолжительность страхового стажа составляет 6 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента - 6,6, независимо от года обращения за назначением пенсии.

Согласно нормам статьи 11 Федерального закона Российской Федерации 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или иной) деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Наряду с трудовой деятельностью в страховой стаж учитываются иные периоды, предусмотренные нормами статьи 12 Федерального закона Российской Федерации 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». К числу иных периодов относятся периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности (пункт 3 части 1 статьи 12).

В соответствии со статьей 14 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 указанного нормативного акта, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным закон Российской Федерации от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до даты регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж, является трудовая книжка установленного образца. При этом в соответствии с пунктом 60 данного нормативного акта, записи в трудовой книжке учитываемые при подсчете страхового стажа должны быть оформлены в соответствии с законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.

Записи в трудовую книжку должны быть оформлены в соответствии с требованиями Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, действующих на момент заполнения и внесения данной записи.

Ведется три вида трудовых книжек: образца 1938 года, 1973 года, 2003 года, которые представляют собой утвержденную форму бланка установленного образца. Принцип ведения трудовых книжек общий.

Порядок ведения, заполнения и хранения трудовых книжек до 09.07.1958 регламентирован Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной Советом народных Комиссаров СССР от 20.12.1938 №1320.

Порядок ведения, заполнения и хранения трудовых книжек с 01.01.1975 регламентирован следующими нормативными актами:

- Постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 №656;

- Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 №162.

Согласно положениям указанных нормативно - правовых актов, заполнение трудовых книжек впервые производится администрацией предприятия, учреждения, организации в присутствии работника. Сведения о работнике заверяются подписью специально уполномоченного лица и печатью. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике: фамилия, имя, отчество, год (дата) рождения, образование, профессия, специальность.

Сведения о работнике, указываемые на титульном листе трудовых книжек указываются полностью, без сокращений или замены имени и отчества инициалами, дата рождения записываются полностью на основании документа удостоверяющего личность.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждении периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В соответствии с пунктом 2.12 Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 №162 изменения записей в трудовых книжках о фамилии, имени, отчестве и дате рождения производятся администрацией по последнему месту работы на основании документов (паспорта, свидетельства о рождении, о браке, о расторжении брака, об изменении фамилии, имени, отчества и др.) и со ссылкой на номер и дату этих документов. Указанные изменения вносятся на первой странице (титульном листе) трудовой книжки. Одной чертой зачеркивается, например, прежняя фамилия или имя, отчество, дата рождения и записываются новые данные. Ссылки на соответствующие документы записываются на внутренней стороне обложки и заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.

В соответствии с пунктом 64 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015, если имя, отчество или фамилия гражданина в документе о страховом стаже не совпадает с его именем, отчеством или фамилией, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении, факт принадлежности этого документа гражданину устанавливается на основании свидетельства о заключении брака, свидетельства о перемене имени, справок компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств или в судебном порядке.

Порядок оформления документов, представляемых из государств - бывших республик СССР, закреплен Указанием Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18.01.1996 №1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик СССР». В соответствии с положениями пунктов 15, 17 названного Указания, документы о стаже, работе и заработке должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Согласно части 8 статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу данного нормативного акта и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Согласно пункту 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 №590, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывались также периоды обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре (подпункт «и» пункта 109). При этом периоды, указанные в подпункте «и», засчитывались в стаж при назначении пенсии по старости при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте «к» пункта 109 Положения.

Пунктом 22, 48 Административного регламента Предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению от 23.01.2019 №16п предусмотрено, что при обращении за назначением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности с заявлением о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) граждане предоставляют документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации 02.10.2014 №1015; документ об изменении фамилии, имени, отчества гражданина.

Согласно сообщению <адрес> городского отдела внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве <адрес> от 10.08.2020, истец забрала пенсионные дела 2019 года 25 октября в Пенсионном отделе <адрес> и ее пенсия выплачена по 31.10.2019.

09.06.2020 Рыбалко Л.А. обратилась в УПФР в г. Воронеже с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

Поскольку не были выполнены условия, необходимые для назначения страховой пенсии по старости, а именно: наличие страхового стажа продолжительностью 6 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 6,6, ответчиком было вынесено решение об отказе истцу в назначении страховой пенсии по старости от 22.09.2020 №365134/20 в соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Отказывая истцу в назначении страховой пенсии по старости ответчик указывает, что в целях пенсионного обеспечения истцом в качестве документов о страховом стаже была представлена трудовая книжка от 28.07.1956 и вкладыш в трудовую книжку от 25.03.1968 на имя Рыбалко (Пирожкова) Любовь Артемьевна. В предоставленных бланках на титульном листе трудовой книжки и вкладыша в трудовую книжку указано отчество работника «Артемьевна», что не соответствует паспорту заявителя - «Артемовна». Изменение фамилии с Рыбалко на Пирожкову подтверждено сведениями, имеющимися на титульном листе трудовой книжки, где основание изменения (номер и дата документа) не читаемо, изменение фамилии с Пирожковой на Рыбалко оформлено не на внутренней стороне обложки бланка трудовой книжки. В дипломе серии Б от ДД.ММ.ГГГГ, выданным <адрес> медицинским училищем им. И.П. Павлова, отчество истца не соответствует паспортным данным - «Артемовна». Свидетельство о рождении ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ.р., серии , выданное <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, где в графе «мать» указана Пирожкова Любовь Артемовна.

В соответствии с п.6, пп.б п.7 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственном; пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 28.11.2014 №958н, для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды включаемые в страховой стаж об индивидуальном пенсионном коэффициенте; об обстоятельствах, с учетом которых исчисляется размер страховой части трудовой пеней по состоянию на 31.12.2014г.

В соответствии со ст. 121 Перечня документов от 28.11.2014г. №958н., если имя отчество или фамилия гражданина в документе, представленной для установления пенсии, не совпадает с его именем, отчеством или фамилией, указанным в документе, удостоверяющем личность, принадлежность этого документа данному гражданин, устанавливается на основании свидетельства о браке, свидетельства о перемене имени, расторжении брака, выдаваемых органами записей актов гражданского состояний документов компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств.

В соответствии с записями в свидетельстве о рождении истца серии ФШ , выданном <адрес> сельсоветом <адрес>, в графе «Отец» указан ФИО2.

Таким образом, правильным написанием отчества истца является «Артемовна», а указанное в трудовой книжке отчество «Артемьевна» является технической ошибкой, допущенной работником отдела кадров организации при заполнении бланка трудовой книжки.

Факт смены фамилии истца с «Рыбалко» на «Пирожкова» подтверждается справкой о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Отделом ЗАГС Центра занятости и отделом социальных программ <адрес>.

Факт обратного изменения фамилии с «Пирожкова» на «Рыбалко» подтверждается Свидетельством о расторжении брака выданном ДД.ММ.ГГГГ

Факт принадлежности истцу трудовой книжки от 28.07.1956, вкладыша в трудовую книжку от 25.03.1968, диплома серии Б от 03.07.1956, свидетельства о рождении ребенка, подтверждается предоставленной в материалы дела копии пенсионного дела, копией паспорта, копией справки о заключении брака, копии свидетельства о расторжении брака.

Из вышеуказанных документов можно сделать вывод, что трудовая книжка от 28.07.1956, вкладыш в трудовую книжку от 25.03.1968, диплом серии Б от 03.07.1956, свидетельство о рождении ребенка действительно принадлежат истцу.

Так же ответчик указывает, что трудовая книжка содержит запись о работе, оформленную ненадлежащим образом: с 03.09.1973 по 01.09.1993 - работа в Дженбулском облтубдиспансере, где сведения об увольнении заверены оттиском печати, содержащей символику «КазССР», внесенной после распада СССР в 1991 году.

Факт того, что указанная запись о работе заверена оттиском печати, содержащей символику «КазССР», внесенной после распада СССР в 1991 г. не может иметь существенного юридического значения, поскольку, в соответствии с действующим законодательством РФ печать не упомянута в качестве одного из обязательных условий деятельности юридического лица. Вывод о необходимости печати следует из ст. 185 ГК РФ, а также федеральных законов, регулирующих деятельность юридических лиц, определенных организационно-правовых форм.

Обязательность наличия печати в обществах с ограниченной ответственностью установлена п. 5 ст. 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". В соответствии с указанным пунктом общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на местонахождение общества.

Аналогичная норма воспроизведена в п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" для акционерных обществ (ЗАО и ОАО).

Количество печатей, которые должно иметь общество, действующим законодательством не предусмотрено. Более того, указанными Законами установлено, что общество вправе иметь и иные штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак другие средства индивидуализации.

Положения Инструкции по заполнению трудовых книжек (утв. Постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. N 69) косвенно свидетельствуют о возможности использования печати кадровой службы, т.е. печати соответствующего структурного подразделения.

В настоящее время нормативно-правовыми актами, действующими в РФ, порядок изготовления дополнительных печатей организации, а также требования к их оформлению не установлены. При изготовлении дополнительных печатей рекомендуется соблюдать те же требования, которые установлены к основным печатям: круглая форма, наличие полного фирменного наименования организации и местонахождения. Кроме того, на печати может размещаться также фирменное наименование организации на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке. Иногда на печать помещают товарный знак или другие средства индивидуализации (обычно в центре). При этом наличие на печати общества иных сведений, таких как основной государственный регистрационный номер (ОГРН) или индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН), не обязательно (при условии, что на печатях нет воспроизведения Государственного герба РФ). Нанесение на печать организации какой-либо иной дополнительной информации действующим законодательством не ограничено.

Факт работы истца подтверждается записями в трудовой книжке.

Указанные записи выполнены надлежащими лицами работодателя, имеется печать организации - работодателя.

Кроме того, факт работы на территории республики Казахстан подтверждается фактом присвоения истцу звания «Ветеран труда» и награждения медалью «За долголетний добросовестный труд». Удостоверение выдано 20.01.1987 решением исполкома Джамбулской области от имени Президиума Верховного Совета СССР.

В связи с изложенным, работа истца в Дженбулском облтубдиспансере с 03.09.1973 по 01.09.1993 подлежит включению в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В материалы дела представлено решение УПФР в г. Воронеже от 29.10.2020 о назначении истцу социальной пенсии по старости в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона №166-ФЗ с 01.11.2019 по 31.12.2019 в размере 5283,84 руб.

Согласно распоряжению о постановке выплатного (пенсионного) дела на учет и продлении выплаты пенсии и (или) иных социальных выплат от 29.10.2020 в связи со сменой места жительства на учет поставлено выплатное (пенсионное) дело истца и продлена выплата пенсии по государственному пенсионному обеспечению по старости в размере 5283,84 руб. с 01.01.2020 бессрочно.

Согласно распоряжению о постановке выплатного (пенсионного) дела на учет и продлении выплаты пенсии и (или) иных социальных выплат от 29.10.2020 в связи со сменой места жительства на учет поставлено выплатное (пенсионное) дело истца и продлена выплата пенсии по государственному пенсионному обеспечению по старости в размере 5606,15 руб. с 01.04.2020 бессрочно.

Решением УПФР в г. Воронеже от 09.11.2020 истцу установлена федеральная социальная доплата к пенсии на основании ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» до величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ – 8750 руб., установленной на 2020 год, исходя из общей суммы материального обеспечения пенсионера 5606,15 руб., в размере 3143,85 руб. с 01.11.2020 бессрочно.

Как следует из ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-03 "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

С учетом спорных периодов работы, у истца, по мнению суда, на момент обращения с заявлением 09.06.2020, имелось право на назначение страховой пенсии в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Разрешая требования истца о признании незаконным отказа в назначении пенсии, суд учитывает следующее.

В судебном заседании установлено, что истец проживала на территории <адрес>, где ей с 01.01.1992 года назначена пенсия по возрасту (старости), впоследующем, истец переехала в <адрес>, где также ей была назначена пенсия, которая выплачивалась истцу до 31.10.2019.

В 2019 году истец переехала на постоянное место жительства в РФ, является гражданкой РФ, имеет постоянную регистрацию на территории <адрес> с 14.05.2020. В связи с переездом из <адрес> в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, истец 09.062020 обратилась в УПФР в г. Воронеже Воронежской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 22.09.2020 истцу в назначении страховой пенсии по старости было отказано, поскольку не выполнены условия, необходимые для назначения пенсии по старости, а именно наличие страхового стажа продолжительностью 6 лет и величины ИПК в размере не менее 6, 6.

Суд считает указанное решение ответчика незаконным по следующим основаниям.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – Закон), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Согласно части 1 статьи 2 Закона законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.

Частью 1 статьи 4 Закона (в редакции, действовавшей на момент обращения истца в УПФР в г. Воронеже Воронежской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости) установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Закона, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 Закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 Закона).

В силу части 1 статьи 8 Закона право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Закона). Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Закона).

Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).

В преамбуле Соглашения от 13 марта 1992 года говорится, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения. Статья 1 Соглашения предусматривает, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Гражданам государств - участников Соглашения пенсия назначается по месту жительства (пункт 1 статьи 6)

Статья 7 Соглашения предусматривает сохранение выплаты назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство - участник Соглашения. При этом пересмотрен может быть только размер пенсий, изменение таких оснований для назначения пенсии как возраст, трудовой стаж Соглашением не предусмотрено.

В соответствии с п. 5 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых государств Экономический суд осуществляет толкование: применения положений соглашений, других актов Содружества и его институтов; актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов, как не противоречащих соглашениям и принятым на их основе иным актам Содружества.

Как указано в решении N 01-1/2-07 Экономического Суда СНГ, содержащего толкование применения Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., в качестве гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение в статье 7 Соглашения от 13 марта 1992 года закреплены нормы, обеспечивающие сохранение выплаты ранее назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство-участник Соглашения. Часть первая статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года устанавливает, что "при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера". В указанном решении Экономический Суд СНГ отмечает, что в этом случае пенсионное правоотношение сохраняется, прекращается только выплата пенсии по прежнему месту жительства гражданина. При переезде пенсионера в пределах государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года имеет место правопреемство на основании международного договора, то есть смена субъекта пенсионного правоотношения - одного государства-участника Соглашения другим. Вместе с тем первичные основания назначения пенсии, такие, как возраст, трудовой стаж, в государстве нового места жительства пенсионера не изменяются. Анализ содержания части первой статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года позволяет Экономическому Суду СНГ сделать вывод о том, что:

- статус пенсионера при его переезде на постоянное место жительства из одного государства в другое не изменяется;

- гражданин сохраняет право на пенсию того же вида, предусмотренную законодательством по новому месту жительства (например, пенсия по возрасту, инвалидности, за выслугу лет и т.д.);

- условия назначения пенсии не пересматриваются.

В судебном заседании установлено, что истцу на территории <адрес> с 01.01.1992 года назначена пенсия по возрасту (старости), после переезда истца в <адрес>, выплата пенсии продолжалась вплоть до 31.10.2019.

Поскольку действующим законодательством Российской Федерации, а именно Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрен такой вид пенсии, как пенсия по старости (ст. 6 Закона), учитывая, что по прежнему месту жительства выплата пенсии по старости прекращена, на ответчике в силу Соглашения от 13.03.1992 лежит обязанность продолжить истцу выплату пенсии. При этом, ответчиком может быть пересмотрен только размер выплачиваемой пенсии, продолжительность страхового стажа, установленная при первоначальном назначении истцу пенсии по прежнему месту жительства пересмотрена быть не может. При назначении истцу пенсии на территории Республики <адрес> определен стаж работы 38 лет 1 месяц и 19 дней, что является достаточным для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, решение УПФР в г. Воронеже Воронежской области от об отказе в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Закона нельзя признать законным, поскольку, оно принято с нарушением норм действующего законодательства РФ и норм международного права, которые в силу ч. 1 ст. 7 ГК РФ, являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

При разрешении требований истца о признании за ней права на выплату страховой пенсии по старости и возложении на ответчика обязанности назначить и выплачивать страховую пенсию по старости суд учитывает следующее.

Вопросы назначения пенсии гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР, регламентируются Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 (далее – Письмо) и Соглашением "О гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 года.

Письмо, как нормативный правовой акт Российской Федерации применяется в системе действующего законодательства, с учетом положений ст. 2 Федерального закона N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в силу которой иностранный гражданин признается переселившимся из государства-участника Соглашения со дня приобретения им права на постоянное проживание в Российской Федерации.

Истец является гражданской Российской Федерации и зарегистрирована по месту жительства в Российской Федерации 14.05.2020 года. За назначением пенсии в УПФР в г. Воронеже Воронежской области истец обратилась 09.06.2020.

Согласно Письму при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.

Учитывая изложенное, требования истца о признании за ней права на выплату страховой пенсии по старости и возложении на ответчика обязанности назначить и выплачивать страховую пенсию по старости являются законными и обоснованными, при этом, выплата пенсии истцу должна производиться с 09.06.2020.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

Признать незаконным решение УПФР в г. Воронеже от 22.09.2020 № 365134/20 об отказе в назначении страховой пенсии по старости Рыбалко Любови Артемовне.

Обязать УПФР в г. Воронеже назначить Рыбалко Любови Артемовне страховую пенсию по старости с 09.06.2020 с учетом назначенной и выплачиваемой с 29.10.2020 социальной пенсии по старости.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Багрянская В.Ю.

В окончательной форме решение изготовлено 12.02.2021.

Дело № 2-486/2021

УИД: 36RS0006-01-2020-005099-41

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

10 февраля 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Багрянской В.Ю.,

при секретаре: Плужник А.А.,

с участием: истца Рыбалко Л.А.,

представителя истца Рыбалко Л.А., допущенной к участию в деле на основании ч.6 ст.53 ГПК РФ Пирожковой Г.Н.,

представителя ответчика УПФР в г. Воронеже, действующей на основании доверенности Сухановой Н.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыбалко Любови Артемовны к УПФР в г. Воронеже о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости с 09.06.2020,

у с т а н о в и л:

Рыбалко Л.А. обратилась в суд с иском к УПФР в г. Воронеже, в котором, после изменения предмета исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просила суд:

1.Признать незаконным решение УПФР в г. Воронеже № 365134/20 от 22.09.2020, об отказе в назначении страховой пенсии по старости Рыбалко Л.А.

2. Обязать УПФР в г. Воронеже назначить Рыбалко Л.А. страховую пенсию по старости с 09.06.2020.

В обоснование заявленных требований указала, что решением УПФР в г. Воронеже № 365134/20 от 22.09.2020 истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия страхового стажа 6 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 6.6.

Истец не согласна с принятым решением, в связи с чем, обратилась в суд с настоящим иском (л.д.6-9).

В судебном заседании истец Рыбалко Л.А. и ее представитель Пирожкова Г.Н. исковые требования поддержали, просили удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель ответчика УПФР в г. Воронеже, действующая на основании доверенности Сухановой Н.Н., в удовлетворении заявленных требований просила отказать, представила письменные возражения по делу.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

Основания возникновения и реализация прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 01.01.2015.

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших с территории Республики Узбекистан, регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, в соответствии с которым пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения от 13.03.1992 осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по Соглашению несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся.

В настоящее время условия для назначения страховой пенсии по старости определены нормами статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с переходными положениями статьи 35 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусматривающими постепенное увеличение необходимого для назначения страховой пенсии страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициент закреплено, что для застрахованных лиц (женщин), достигших возраста 55 лет в 2015 году и ранее, требуемая продолжительность страхового стажа составляет 6 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента - 6,6, независимо от года обращения за назначением пенсии.

Согласно нормам статьи 11 Федерального закона Российской Федерации 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или иной) деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Наряду с трудовой деятельностью в страховой стаж учитываются иные периоды, предусмотренные нормами статьи 12 Федерального закона Российской Федерации 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». К числу иных периодов относятся периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности (пункт 3 части 1 статьи 12).

В соответствии со статьей 14 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 указанного нормативного акта, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным закон Российской Федерации от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до даты регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж, является трудовая книжка установленного образца. При этом в соответствии с пунктом 60 данного нормативного акта, записи в трудовой книжке учитываемые при подсчете страхового стажа должны быть оформлены в соответствии с законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.

Записи в трудовую книжку должны быть оформлены в соответствии с требованиями Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, действующих на момент заполнения и внесения данной записи.

Ведется три вида трудовых книжек: образца 1938 года, 1973 года, 2003 года, которые представляют собой утвержденную форму бланка установленного образца. Принцип ведения трудовых книжек общий.

Порядок ведения, заполнения и хранения трудовых книжек до 09.07.1958 регламентирован Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной Советом народных Комиссаров СССР от 20.12.1938 №1320.

Порядок ведения, заполнения и хранения трудовых книжек с 01.01.1975 регламентирован следующими нормативными актами:

- Постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 №656;

- Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 №162.

Согласно положениям указанных нормативно - правовых актов, заполнение трудовых книжек впервые производится администрацией предприятия, учреждения, организации в присутствии работника. Сведения о работнике заверяются подписью специально уполномоченного лица и печатью. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике: фамилия, имя, отчество, год (дата) рождения, образование, профессия, специальность.

Сведения о работнике, указываемые на титульном листе трудовых книжек указываются полностью, без сокращений или замены имени и отчества инициалами, дата рождения записываются полностью на основании документа удостоверяющего личность.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждении периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В соответствии с пунктом 2.12 Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 №162 изменения записей в трудовых книжках о фамилии, имени, отчестве и дате рождения производятся администрацией по последнему месту работы на основании документов (паспорта, свидетельства о рождении, о браке, о расторжении брака, об изменении фамилии, имени, отчества и др.) и со ссылкой на номер и дату этих документов. Указанные изменения вносятся на первой странице (титульном листе) трудовой книжки. Одной чертой зачеркивается, например, прежняя фамилия или имя, отчество, дата рождения и записываются новые данные. Ссылки на соответствующие документы записываются на внутренней стороне обложки и заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.

В соответствии с пунктом 64 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015, если имя, отчество или фамилия гражданина в документе о страховом стаже не совпадает с его именем, отчеством или фамилией, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении, факт принадлежности этого документа гражданину устанавливается на основании свидетельства о заключении брака, свидетельства о перемене имени, справок компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств или в судебном порядке.

Порядок оформления документов, представляемых из государств - бывших республик СССР, закреплен Указанием Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18.01.1996 №1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик СССР». В соответствии с положениями пунктов 15, 17 названного Указания, документы о стаже, работе и заработке должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Согласно части 8 статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу данного нормативного акта и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Согласно пункту 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 №590, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывались также периоды обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре (подпункт «и» пункта 109). При этом периоды, указанные в подпункте «и», засчитывались в стаж при назначении пенсии по старости при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте «к» пункта 109 Положения.

Пунктом 22, 48 Административного регламента Предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению от 23.01.2019 №16п предусмотрено, что при обращении за назначением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности с заявлением о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) граждане предоставляют документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации 02.10.2014 №1015; документ об изменении фамилии, имени, отчества гражданина.

Согласно сообщению <адрес> городского отдела внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве <адрес> от 10.08.2020, истец забрала пенсионные дела 2019 года 25 октября в Пенсионном отделе <адрес> и ее пенсия выплачена по 31.10.2019.

09.06.2020 Рыбалко Л.А. обратилась в УПФР в г. Воронеже с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

Поскольку не были выполнены условия, необходимые для назначения страховой пенсии по старости, а именно: наличие страхового стажа продолжительностью 6 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 6,6, ответчиком было вынесено решение об отказе истцу в назначении страховой пенсии по старости от 22.09.2020 №365134/20 в соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Отказывая истцу в назначении страховой пенсии по старости ответчик указывает, что в целях пенсионного обеспечения истцом в качестве документов о страховом стаже была представлена трудовая книжка от 28.07.1956 и вкладыш в трудовую книжку от 25.03.1968 на имя Рыбалко (Пирожкова) Любовь Артемьевна. В предоставленных бланках на титульном листе трудовой книжки и вкладыша в трудовую книжку указано отчество работника «Артемьевна», что не соответствует паспорту заявителя - «Артемовна». Изменение фамилии с Рыбалко на Пирожкову подтверждено сведениями, имеющимися на титульном листе трудовой книжки, где основание изменения (номер и дата документа) не читаемо, изменение фамилии с Пирожковой на Рыбалко оформлено не на внутренней стороне обложки бланка трудовой книжки. В дипломе серии Б от ДД.ММ.ГГГГ, выданным <адрес> медицинским училищем им. И.П. Павлова, отчество истца не соответствует паспортным данным - «Артемовна». Свидетельство о рождении ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ.р., серии , выданное <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, где в графе «мать» указана Пирожкова Любовь Артемовна.

В соответствии с п.6, пп.б п.7 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственном; пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 28.11.2014 №958н, для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды включаемые в страховой стаж об индивидуальном пенсионном коэффициенте; об обстоятельствах, с учетом которых исчисляется размер страховой части трудовой пеней по состоянию на 31.12.2014г.

В соответствии со ст. 121 Перечня документов от 28.11.2014г. №958н., если имя отчество или фамилия гражданина в документе, представленной для установления пенсии, не совпадает с его именем, отчеством или фамилией, указанным в документе, удостоверяющем личность, принадлежность этого документа данному гражданин, устанавливается на основании свидетельства о браке, свидетельства о перемене имени, расторжении брака, выдаваемых органами записей актов гражданского состояний документов компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств.

В соответствии с записями в свидетельстве о рождении истца серии ФШ , выданном <адрес> сельсоветом <адрес>, в графе «Отец» указан ФИО2.

Таким образом, правильным написанием отчества истца является «Артемовна», а указанное в трудовой книжке отчество «Артемьевна» является технической ошибкой, допущенной работником отдела кадров организации при заполнении бланка трудовой книжки.

Факт смены фамилии истца с «Рыбалко» на «Пирожкова» подтверждается справкой о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Отделом ЗАГС Центра занятости и отделом социальных программ <адрес>.

Факт обратного изменения фамилии с «Пирожкова» на «Рыбалко» подтверждается Свидетельством о расторжении брака выданном ДД.ММ.ГГГГ

Факт принадлежности истцу трудовой книжки от 28.07.1956, вкладыша в трудовую книжку от 25.03.1968, диплома серии Б от 03.07.1956, свидетельства о рождении ребенка, подтверждается предоставленной в материалы дела копии пенсионного дела, копией паспорта, копией справки о заключении брака, копии свидетельства о расторжении брака.

Из вышеуказанных документов можно сделать вывод, что трудовая книжка от 28.07.1956, вкладыш в трудовую книжку от 25.03.1968, диплом серии Б от 03.07.1956, свидетельство о рождении ребенка действительно принадлежат истцу.

Так же ответчик указывает, что трудовая книжка содержит запись о работе, оформленную ненадлежащим образом: с 03.09.1973 по 01.09.1993 - работа в Дженбулском облтубдиспансере, где сведения об увольнении заверены оттиском печати, содержащей символику «КазССР», внесенной после распада СССР в 1991 году.

Факт того, что указанная запись о работе заверена оттиском печати, содержащей символику «КазССР», внесенной после распада СССР в 1991 г. не может иметь существенного юридического значения, поскольку, в соответствии с действующим законодательством РФ печать не упомянута в качестве одного из обязательных условий деятельности юридического лица. Вывод о необходимости печати следует из ст. 185 ГК РФ, а также федеральных законов, регулирующих деятельность юридических лиц, определенных организационно-правовых форм.

Обязательность наличия печати в обществах с ограниченной ответственностью установлена п. 5 ст. 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". В соответствии с указанным пунктом общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на местонахождение общества.

Аналогичная норма воспроизведена в п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" для акционерных обществ (ЗАО и ОАО).

Количество печатей, которые должно иметь общество, действующим законодательством не предусмотрено. Более того, указанными Законами установлено, что общество вправе иметь и иные штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак другие средства индивидуализации.

Положения Инструкции по заполнению трудовых книжек (утв. Постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. N 69) косвенно свидетельствуют о возможности использования печати кадровой службы, т.е. печати соответствующего структурного подразделения.

В настоящее время нормативно-правовыми актами, действующими в РФ, порядок изготовления дополнительных печатей организации, а также требования к их оформлению не установлены. При изготовлении дополнительных печатей рекомендуется соблюдать те же требования, которые установлены к основным печатям: круглая форма, наличие полного фирменного наименования организации и местонахождения. Кроме того, на печати может размещаться также фирменное наименование организации на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке. Иногда на печать помещают товарный знак или другие средства индивидуализации (обычно в центре). При этом наличие на печати общества иных сведений, таких как основной государственный регистрационный номер (ОГРН) или индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН), не обязательно (при условии, что на печатях нет воспроизведения Государственного герба РФ). Нанесение на печать организации какой-либо иной дополнительной информации действующим законодательством не ограничено.

Факт работы истца подтверждается записями в трудовой книжке.

Указанные записи выполнены надлежащими лицами работодателя, имеется печать организации - работодателя.

Кроме того, факт работы на территории республики Казахстан подтверждается фактом присвоения истцу звания «Ветеран труда» и награждения медалью «За долголетний добросовестный труд». Удостоверение выдано 20.01.1987 решением исполкома Джамбулской области от имени Президиума Верховного Совета СССР.

В связи с изложенным, работа истца в Дженбулском облтубдиспансере с 03.09.1973 по 01.09.1993 подлежит включению в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В материалы дела представлено решение УПФР в г. Воронеже от 29.10.2020 о назначении истцу социальной пенсии по старости в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона №166-ФЗ с 01.11.2019 по 31.12.2019 в размере 5283,84 руб.

Согласно распоряжению о постановке выплатного (пенсионного) дела на учет и продлении выплаты пенсии и (или) иных социальных выплат от 29.10.2020 в связи со сменой места жительства на учет поставлено выплатное (пенсионное) дело истца и продлена выплата пенсии по государственному пенсионному обеспечению по старости в размере 5283,84 руб. с 01.01.2020 бессрочно.

Согласно распоряжению о постановке выплатного (пенсионного) дела на учет и продлении выплаты пенсии и (или) иных социальных выплат от 29.10.2020 в связи со сменой места жительства на учет поставлено выплатное (пенсионное) дело истца и продлена выплата пенсии по государственному пенсионному обеспечению по старости в размере 5606,15 руб. с 01.04.2020 бессрочно.

Решением УПФР в г. Воронеже от 09.11.2020 истцу установлена федеральная социальная доплата к пенсии на основании ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» до величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ – 8750 руб., установленной на 2020 год, исходя из общей суммы материального обеспечения пенсионера 5606,15 руб., в размере 3143,85 руб. с 01.11.2020 бессрочно.

Как следует из ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-03 "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

С учетом спорных периодов работы, у истца, по мнению суда, на момент обращения с заявлением 09.06.2020, имелось право на назначение страховой пенсии в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Разрешая требования истца о признании незаконным отказа в назначении пенсии, суд учитывает следующее.

В судебном заседании установлено, что истец проживала на территории <адрес>, где ей с 01.01.1992 года назначена пенсия по возрасту (старости), впоследующем, истец переехала в <адрес>, где также ей была назначена пенсия, которая выплачивалась истцу до 31.10.2019.

В 2019 году истец переехала на постоянное место жительства в РФ, является гражданкой РФ, имеет постоянную регистрацию на территории <адрес> с 14.05.2020. В связи с переездом из <адрес> в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, истец 09.062020 обратилась в УПФР в г. Воронеже Воронежской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 22.09.2020 истцу в назначении страховой пенсии по старости было отказано, поскольку не выполнены условия, необходимые для назначения пенсии по старости, а именно наличие страхового стажа продолжительностью 6 лет и величины ИПК в размере не менее 6, 6.

Суд считает указанное решение ответчика незаконным по следующим основаниям.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – Закон), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Согласно части 1 статьи 2 Закона законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.

Частью 1 статьи 4 Закона (в редакции, действовавшей на момент обращения истца в УПФР в г. Воронеже Воронежской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости) установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Закона, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 Закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 Закона).

В силу части 1 статьи 8 Закона право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Закона). Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Закона).

Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).

В преамбуле Соглашения от 13 марта 1992 года говорится, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения. Статья 1 Соглашения предусматривает, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Гражданам государств - участников Соглашения пенсия назначается по месту жительства (пункт 1 статьи 6)

Статья 7 Соглашения предусматривает сохранение выплаты назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство - участник Соглашения. При этом пересмотрен может быть только размер пенсий, изменение таких оснований для назначения пенсии как возраст, трудовой стаж Соглашением не предусмотрено.

В соответствии с п. 5 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых государств Экономический суд осуществляет толкование: применения положений соглашений, других актов Содружества и его институтов; актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов, как не противоречащих соглашениям и принятым на их основе иным актам Содружества.

Как указано в решении N 01-1/2-07 Экономического Суда СНГ, содержащего толкование применения Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., в качестве гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение в статье 7 Соглашения от 13 марта 1992 года закреплены нормы, обеспечивающие сохранение выплаты ранее назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство-участник Соглашения. Часть первая статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года устанавливает, что "при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера". В указанном решении Экономический Суд СНГ отмечает, что в этом случае пенсионное правоотношение сохраняется, прекращается только выплата пенсии по прежнему месту жительства гражданина. При переезде пенсионера в пределах государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года имеет место правопреемство на основании международного договора, то есть смена субъекта пенсионного правоотношения - одного государства-участника Соглашения другим. Вместе с тем первичные основания назначения пенсии, такие, как возраст, трудовой стаж, в государстве нового места жительства пенсионера не изменяются. Анализ содержания части первой статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года позволяет Экономическому Суду СНГ сделать вывод о том, что:

- статус пенсионера при его переезде на постоянное место жительства из одного государства в другое не изменяется;

- гражданин сохраняет право на пенсию того же вида, предусмотренную законодательством по новому месту жительства (например, пенсия по возрасту, инвалидности, за выслугу лет и т.д.);

- условия назначения пенсии не пересматриваются.

В судебном заседании установлено, что истцу на территории <адрес> с 01.01.1992 года назначена пенсия по возрасту (старости), после переезда истца в <адрес>, выплата пенсии продолжалась вплоть до 31.10.2019.

Поскольку действующим законодательством Российской Федерации, а именно Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрен такой вид пенсии, как пенсия по старости (ст. 6 Закона), учитывая, что по прежнему месту жительства выплата пенсии по старости прекращена, на ответчике в силу Соглашения от 13.03.1992 лежит обязанность продолжить истцу выплату пенсии. При этом, ответчиком может быть пересмотрен только размер выплачиваемой пенсии, продолжительность страхового стажа, установленная при первоначальном назначении истцу пенсии по прежнему месту жительства пересмотрена быть не может. При назначении истцу пенсии на территории Республики <адрес> определен стаж работы 38 лет 1 месяц и 19 дней, что является достаточным для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, решение УПФР в г. Воронеже Воронежской области от об отказе в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Закона нельзя признать законным, поскольку, оно принято с нарушением норм действующего законодательства РФ и норм международного права, которые в силу ч. 1 ст. 7 ГК РФ, являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

При разрешении требований истца о признании за ней права на выплату страховой пенсии по старости и возложении на ответчика обязанности назначить и выплачивать страховую пенсию по старости суд учитывает следующее.

Вопросы назначения пенсии гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР, регламентируются Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 (далее – Письмо) и Соглашением "О гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 года.

Письмо, как нормативный правовой акт Российской Федерации применяется в системе действующего законодательства, с учетом положений ст. 2 Федерального закона N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в силу которой иностранный гражданин признается переселившимся из государства-участника Соглашения со дня приобретения им права на постоянное проживание в Российской Федерации.

Истец является гражданской Российской Федерации и зарегистрирована по месту жительства в Российской Федерации 14.05.2020 года. За назначением пенсии в УПФР в г. Воронеже Воронежской области истец обратилась 09.06.2020.

Согласно Письму при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.

Учитывая изложенное, требования истца о признании за ней права на выплату страховой пенсии по старости и возложении на ответчика обязанности назначить и выплачивать страховую пенсию по старости являются законными и обоснованными, при этом, выплата пенсии истцу должна производиться с 09.06.2020.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

Признать незаконным решение УПФР в г. Воронеже от 22.09.2020 № 365134/20 об отказе в назначении страховой пенсии по старости Рыбалко Любови Артемовне.

Обязать УПФР в г. Воронеже назначить Рыбалко Любови Артемовне страховую пенсию по старости с 09.06.2020 с учетом назначенной и выплачиваемой с 29.10.2020 социальной пенсии по старости.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Багрянская В.Ю.

В окончательной форме решение изготовлено 12.02.2021.

1версия для печатиДело № 2-486/2021 (2-3533/2020;) ~ М-4121/2020 (Решение)