Административное дело №2а-3811/2023
УИД 36RS0006-01-2023-004237-56
Категория 3.198а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Петровой Л.В.,
при секретаре Ашихминой М.О.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Воронежской области к ФИО2 о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, пени,
установил:
МИФНС России №1 по Воронежской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО2 о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, пени.
Требования мотивированы тем, что ФИО2 с 24.09.2019 состоит на налоговом учете в качестве арбитражного управляющего. 25.04.2022 административным ответчиком была подана декларация за 2021 отчетный год. Сумма налога на доходы физических лиц к уплате за 2021 год по данным налогового органа, отраженная и исчисленная налогоплательщиком в налоговой декларации составляет 47 993 руб. Указанная сумма налога подлежала уплате в бюджет в срок, предусмотренный статьей 227 НК РФ. Однако ФИО2 обязанность по уплате налога исполнена не была. Также в адрес административного ответчика были направлены требования №25883 от 04.07.2022, №29341 от 06.07.2022 об уплате недоимок по налогу на доходы физических лиц. В установленные сроки требования не были исполнены. На сумму неуплаченных налогов начислена пеня. 05.12.2022 в отношении ФИО2 мировым судьей судебного участка №4 в Центральном судебном районе Воронежской области вынесен судебный приказ №, который отменен 13.01.2023.
МИФНС России №1 по Воронежской области просит суд взыскать с ФИО2 в свою пользу:
- налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в размере 47 993 руб.,
- пени в размере 10 648 руб. 40 коп.
В письменных возражениях на административное исковое заявление ФИО2 просит отказать в удовлетворении требований административного истца. Указывает, что недоимка по НДФЛ за 2021 год в размере 47 993 руб. у него отсутствует, что подтверждается платежным поручением № от 15.07.2022, представленным ФИО2 в судебном заседании 28.06.2023. Административным истцом не обоснован расчет пени. Так, исходя из приложенных к иску расчетов, происходит начисление пени на некую сумму задолженности с разным сроком образования. При этом административным истцом данные суммы задолженности никак не обоснованы - ни по размеру, ни по сроку образования, как не представлены первичные документы, являющиеся основанием для начисления задолженности. В нарушение положений статьи 70 НК РФ в адрес ФИО2 не направлялись требования об уплате взыскиваемой пени. Из приложенных к административному исковому заявлению документов не следует, что административный истец направлял в адрес ФИО2 соответствующие требования об уплате налога (№25883 от 04.07.2022, №29341 от 06.07.2022). Указанное обстоятельство не позволяет налоговому органу обращаться за взысканием налога и пени в судебном порядке. Представленная распечатка из некой программы не позволяет установить, посредством чего и куда было направлено требование. Кроме того, сами требования содержат информацию о совершенно иных суммах задолженности без указания на период возникновения (что видно из соответствующего расчета пени и самих требований).
В судебном заседании представитель административного истца МИФНС России №1 по Воронежской области, действующая на основании доверенности, ФИО1 административное исковое заявление поддержала, просила его удовлетворить. Представила письменные пояснения на возражения административного ответчика, приобщенные к материалам дела.
Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, поддержал письменные возражения.
Суд, выслушав представителя административного истца и административного ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Пунктом 3 части 3 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Согласно пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, уплаченных (перечисленных) в качестве единого налогового платежа, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 10 пункта 1 статьи 208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относятся иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации.
Согласно статье 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса.
Как предусмотрено статьей 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно части 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (часть 4 статьи 57 НК РФ).
Согласно части 6 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 227 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие налогоплательщики:
Согласно пункту 2 статьи 227 НК РФ налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 5 статьи 227 НК РФ налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (часть 6 статьи 227 НК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, административный ответчик ФИО2 с 24.09.2019 состоит на налоговом учете в МИФНС России №1 по Воронежской области в качестве арбитражного управляющего.
В силу пункта 1 статьи 207, подпункта 2 пункта 1 статьи 227 НК РФ ФИО2, обязан самостоятельно исчислять и уплачивать налог на доходы физических лиц.
Требование №29341 получено ФИО2 в личном кабинете 08.07.2022.
Также МИФНС №15 по Воронежской области в адрес ФИО2 через личный кабинет направлено требование №25883 об уплате налога сбора, страховых взносов, пени… по состоянию на 04.07.2022 об уплате пени за нарушение срока оплаты налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами в соответствии со статьей 227 НК РФ в общем размере 10 648 руб. 40 коп.
Требование №25883 получено ФИО2 в личном кабинете 06.07.2022.
Поскольку налог на доходы физических лиц в размере 47 993 руб. и пени в размере 10 648 руб. 40 коп. ФИО2 уплачены не были административный истец обратился к мировому судье за вынесением судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка № 4 в Центральном судебном районе Воронежской области от 13.01.2023 судебный приказ отменен.
Административным истцом заявлены требования о взыскании с ФИО2 - налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в размере за 2021 год в размере 47 993 руб., пени за период с 28.01.2019 по 31.03.2022 в размере 10 648 руб. 40 коп.
Согласно части 4 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании задолженности за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как указано выше, судебный приказ был отменен 13.01.2023.
Таким образом, последним днем обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности является 13.07.2023.
В судебном заседании возражая против требований административного истца о взыскании задолженности по налогу в размере 47 993 руб., ФИО2 ссылался на отсутствие задолженности в связи с ее уплатой.
Из представленного ФИО2 в подтверждение своих доводов об уплате налога платежного поручения №54894 от 15.07.2022 следует, что ФИО2 произведена оплату в размере 47 993 руб., назначение «НДФЛ за 2021 года, ФИО2», КБК №
Из письменных пояснений административного истца, представленных в ходе рассмотрения дела, следует, что платежный документ от 15.07.2022 № 54894 на сумму 47993,00 рублей поступил в Карточку расчетов с бюджетов ФИО2 ИНН <***>, согласно указанным реквизитам в налоговое обязательство Единый налоговый платеж физического лица КБК №
В соответствии с пунктом 5 статьи 78 НК РФ 19.07.2022 инспекцией приняты решения о зачете в автоматическом режиме программным обеспечением Единого налогового платежа физического лица (КБК №
- №70 в размере 7600 руб. в счет текущих начислений по транспортному налогу с физических лиц (КБК №) ОКТМО № по сроку уплаты 01.12.2022 и
- №43978 в размере 326 руб. в счет текущих начислений по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов (КБК №) ОКТМО № по сроку уплаты 01.12.2022, которые исполнены Управлением Федерального Казначейства.
По состоянию на 31.12.2022 переплата по налоговому обязательству Единый налоговый платеж физического лица КБК № составляла 40 067 руб. В связи с переходом с 01.01.2023 года на ЕНС переплата распределена согласно статье 45 НК РФ в счет погашения недоимки - начиная с наиболее ранней даты ее выявления (НДФЛ за 2017 год).
Согласно части 7 статьи 45 НК РФ (в редакции, действовавшей на дату уплату налога) поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Налогового кодекса, Приказом Минфина России от 12.11.2013 №107н утверждены Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил распоряжение о переводе денежных средств составляется только по одному коду бюджетной классификации Российской Федерации (далее - КБК).
В одном распоряжении о переводе денежных средств по одному коду бюджетной классификации Российской Федерации может быть заполнено только одно значение основания платежа, указываемое в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.
В силу пункта 5 Правил в реквизите "104" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение КБК в соответствии с законодательством Российской Федерации, состоящее из 20 знаков (цифр), при этом все знаки КБК одновременно не могут принимать значение ноль ("0").
В соответствии с частью 7 статьи 45 НК РФ в редакции, действовавшей на дату уплату налога) при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.
В соответствии со статьей 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Приказом Минфина России от 06.06.2019 №85н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" утвержден Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуру и принципы назначения (далее - Порядок) согласно приложению к настоящему приказу (далее - Порядок).
Порядком установлено, что налог на доходы физических лиц с доходов, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ имеет КБК №.
КБК № отнесен к единому налоговому платежу физического лица, введенному с 01.01.2023.
Как следует из всех представленного административным ответчиком в материалы дела платежного поручения №54894 от 15.07.2022, в нем указан КБК №.
Из карточки расчетов с бюджетов ФИО2 следует, что поступившие денежные средства отражены по КБК № Единый налоговый платеж физического лица.
Поскольку платежный документ ФИО2 от 15.07.2022 содержал реквизиты иного платежа (единый налоговый платеж физического лица), то налоговым органом поступившие денежные средства обоснованно учтены на КБК № Единый налоговый платеж физического лица.
Таким образом, поскольку оплата налога на доходы физических лиц за 2021 год (КБК №) от ФИО2 не поступила, у него образовалась задолженность по уплате налога на доходы физических лиц за 2021 года.
Доводы административного ответчика о том, что у административного истца отсутствует право на обращение за взыскание задолженности в суд, поскольку требование об уплате налога в его адрес было направлено ранее истечения установленного законом срока для оплаты налога, суд полагает несостоятельными.
Согласно абзацам 1, 2 пункта 1 статьи 69 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности. Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.
Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц была сдана ФИО2 26.04.2022, с указанной даты налоговой инспекции было известно о сумме подлежащего уплате налога.
Срок направления требования об уплате налогов и пеней сам по себе не влияет на право налоговой инспекции на взыскание недоимки и не лишает налоговый орган права на взыскание недоимки, но в пределах общих сроков, установленных налоговым законодательством, которые исчисляются исчислять по правилам абзаца 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ и в данном случае не пропущены.
Доводы административного ответчика о том, что в требовании не содержится достоверной информации о сумме налога, судом отклоняются, поскольку в требовании указана общая сумма задолженности по налогу, подлежащему уплате в соответствии со статьей 227 НК РФ, который подлежит самостоятельному исчислению и уплате налогоплательщиком. При этом административный ответчик не был лишен права уточнить состав определенной к уплате задолженности по налогу.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что с заявлением об уточнении основания, типа и принадлежность платежа в налоговую инспекцию ФИО2 не обращался, требования административного истца о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2021 год в размере 47 993 руб. подлежат удовлетворению.
Разрешая требовани ео взыскании пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в соответствии со статьей 227 НК РФ период с 28.01.2019 по 31.03.2022 в размере 10 648 руб. 40 коп. суд полагает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающимся к уплате суммам налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (часть 2 статьи 75 НК РФ).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов (часть 3 статьи 75 НК РФ).
Вместе с тем, исходя из содержания статьей 46 и 75 НК РФ, уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика, исходя из чего пени не могут быть способом обеспечения уплаты задолженности, взыскать которую невозможно.
Аналогичный вывод вытекает из разъяснений, содержащихся в пункте 57 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которому необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.
В судебном заседании представитель административного ответчика пояснила, что административным ответчиком 30.12.2021 была произведена уплата налога на сумму 99 232 руб. 30 коп., размер пени составляет 141 руб. 41 коп. В остальной части заявленная ко взысканию сумма пени начислена на задолженность по налогу, которая до настоящего времени не взыскана и не уплачена.
Поскольку задолженность по налогу, на который начислена пени, не взыскивалась, в настоящее время возможность его взыскания утрачена, что влечет неправомерность взыскания суммы пени в размере 10 506 руб. 99 коп. (10 648 руб. 40 коп. - 141 руб. 41 коп.), начисленной на данную задолженность.
Таким образом, с ФИО2 подлежит взысканию в пользу административного ответчика пени в размере 141 руб. 41 коп.
Согласно статье 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Вместе с тем, исходя из разъяснений, данных в абзаце 2 пункта 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 №36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", а также пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей.
Таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 1 644 руб. ((48 134 руб. 41 коп. – 20 000)* 3% /100%+800).
Руководствуясь статьями 175-181, 227 КАС РФ, суд
решил:
административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Воронежской области к ФИО2 о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, пени удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО2 (ИНН <***>) в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Воронежской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой за 2021 года в размере 47 993 руб., пени в размере 141 руб. 41 коп.
В остальной части административный иск оставить без удовлетворения.
Взыскать с ФИО2 в доход бюджета городского округа город Воронеж государственную пошлину в размере 1644 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежской областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Л.В. Петрова
Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 22.08.2023.