НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область) от 07.12.2023 № 2-4372/2023

Гражданское дело № 2-4372/2023

УИД 36RS0006-01-2023-005020-35

Категория 2.069

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 декабря 2023 года г.Воронеж

Центральный районный суд г.Воронежа в составе:

председательствующего судьи Петровой Л.В.,

при секретаре судебного заседания Прыгаеве Ю.А.,

с участием истца Бадашковой В.В.,

представителя истца Бадашкова К.Г.,

представителя ответчика Сухановой Н.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бадашковой Валентины Васильевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области об установлении факта проживания на территории <адрес>, включении периодов работы в страховой стаж, признании права на назначение пенсии и назначении пенсии,

у с т а н о в и л:

Бадашкова В.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ОСФР по Воронежской области об установлении юридического факта, о возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы, признании права на назначение страховой пенсии по старости, о возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости.

Требования мотивированы тем, что Бадашкова В.В. в период с 1992 года по 24.05.2016 постоянно проживала на территории <адрес>. В 2020 году он вместе с семьей выехала на территорию РФ, где в последствии приобрела гражданство РФ. 06.03.2023 истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17.02.2023 №17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области». Согласно ответа от 21.04.2023 № 03-07-05/36-05/42145 ОСФР по Воронежской области Бадашковой В.В. отказано в назначении пенсии по причине отсутствия страхового стажа и не достижения общеустановленного возраста. При этом в расчет не были включены периоды работы в Украине в соответствии с ФЗ от 17.02.2023 №17-ФЗ, так как не установлен факт проживания на территории <адрес> либо на 17.02.2022 либо с 11.05.2014 по 29.09.2022. Действительно в российском паспорте Бадашковой В.В. отсутствуют указания о регистрации по месту жительства на территории Украины, однако факт проживания в <адрес> подтверждается отметками в паспорте Украины и свидетельскими показаниями. Отказ пенсионного фонда является незаконным, поскольку вины истца в невозможности предоставить дополнительные документы нет.

Бадашкова В.В., уточнив исковые требования в порядке статьи 39 ГПК РФ, просит суд:

- установить факт того, что Бадашкова В.В. с 1992 года по 24.05.2016 постоянно проживала на территории <адрес> и выехала 06.08.2020 в Российскую Федерацию,

- включить в трудовой и страховой стаж Бадашковой В.В. период учебы с 01.09.1983 по 28.02.1986 - <данные изъяты>, по специальности <данные изъяты>,

- включить в трудовой и страховой стаж Бадашковой В.В. периоды работы :

с 02.03.1993 по 05.12.1995 - бухгалтер, малое частное предприятие «Юдоль»,

с 15.05.1995 по 30.11.1996 - бухгалтер, СП Клуб восточных единоборств «Сталь»,

с 01.12.1996 по 16.04.1997 - истопник, Станция юных натуралистов,

с 01.11.1997 по 16.04.1998 - истопник, Станция юных натуралистов,

с 20.05.1998 по 28.12.2000 - бухгалтер, СП Клуб восточных единоборств «Сталь»,

с 17.06.2002 по 30.09.2003 - продавец, частный предприниматель Бадашков К.Г.,

с 27.10.2003 по 03.11.2009 - частный предприниматель,

с 01.07.2004 по 31.10.2005 - продавец, частный предприниматель Бадашков К.Г.,

с 08.05.2007 по 30.11.2007 - продавец, частный предприниматель Бадашков К.Г.

- признать за Бадашковой В.В. право на страховую пенсию по старости с даты подачи заявления 06.03.2023,

- обязать ОСФР по Воронежской области назначить Бадашковой В.В. страховую пенсию по старости с 06.03.2023.

В письменных возражениях на исковое заявление представитель ответчика ОСФР по Воронежской области просит отказать в удовлетворении исковых требований Бадашковой В.В. в полном объеме. Ссылается на то, что 06.03.2023 Бадашковой В.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., через Единый портал государственных и муниципальных услуг было подано заявление о назначении страховой пенсии старости со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ. На основании сведений дополнительно представленного заявления Бадашкова В.В. претендовала на назначение пенсии по старости с применением Федерального закона от 17.02.2023 №17-ФЗ в связи с проживанием на территории <адрес> с мая 2014 г. по май 2016 г. Бадашкова Валентина Васильевна является гражданином Российской Федерации, о чем свидетельствует паспорт гражданина РФ серии , выданный ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по <адрес> и имеет постоянную регистрацию на территории РФ с 07.08.2020 по адресу: <адрес>. По представленным документам продолжительность страхового стажа Бадашковой Валентины Васильевны исчисленного с применением ч.9 ст.13 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, составила 6 лет 04 месяца 1 день, что является не достаточным для определения права на пенсию по нормам ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ. В подсчет длительного страхового стажа не включены следующие периоды: с 01.09.1983 по 28.02.1986 - учеба в <данные изъяты>; с 19.08.1986 по 03.09.1986, с 09.02.1987 по 05.03.1987, с 10.07.1987 по 14.07.1987, с 05.09.1987 по 20.09.1987, с 18.01.1988 по 21.02.1988, с 01.02.1989 по 03.03.1989, с 26.12.1990 по 28.12.1990 - периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, подтвержденные архивной справкой №739/01 от 31.03.2023, МКУ «Петропавловск-Камчатский городской архив»; с 21.12.1992 по 03.10.1995 - период отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ г.р. до исполнения трёх лет, подтвержденный архивной справкой №739/01 от 31.03.2023, МКУ «Петропавловск-Камчатский городской архиву. Указанные периоды не предусмотрены положениям ч.9 ст.13 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ. С 02.03.1993 по 05.12.1995 - работа на малом предприятии «Юдоль»; с 15.05.1995 по 30.11.1996, с 20.05.1998 по 28.12.2000 - работа в СП Клубе восточных единоборств «Сталь»; с 01.12.1996 по 16.04.1997, с 01.11.1997 по 16.04.1998 - работа на Станции юных натуралистов; с 17.06.2002 по 30.09.2003, с 01.07.2004 по 31.10.2005, с 08.05.2007 по 30.11.2007 - работа у индивидуального предпринимателя Бадашкова К.Г. Указанные периоды не подлежат зачету, поскольку в соответствии с ч.3 ст.2 Федерального закона от 17.02.2023 №17-ФЗ необходимо подтверждение Бадашковой В.В. постоянного проживания на территории <адрес> Согласно ч.3 ст.2 Федерального закона от 17.02.2023 N17-ФЗ "Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики,, Запорожской области и Херсонской области", подтверждается отметкой в паспорте гражданина Российской Федерации о регистрации по месту жительства на соответствующей территории, свидетельством о регистрации по месту жительства (для несовершеннолетних граждан), выданным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (его территориальным органом), либо иным документом, выданным этим федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), при наличии в его распоряжении соответствующих документов (сведений). В связи с чем, указанное обстоятельство должно быть подтверждено определенными средствами доказывания, в то время, как истица в своем исковом заявлении просит установить факт постоянного проживания на указанных территориях, однако в соответствии со ст. 265 ГПК суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов. Доказательств невозможности подтверждения постоянного проживания за определенный период на территории <адрес> истицей не представлено. В исковом заявлении истица просит включить в трудовой и страховой стаж периоды работы, которые имели место в Украине и <адрес>, при этом не указывает определенные периоды. Величина индивидуального пенсионного коэффициента Бадашковой Валентины Васильевны на дату обращения за назначением страховой пенсии по старости в соответствии с ч.9 ст.15 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ составляет - 30,940. Таким образом, правовые основания для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с нормами ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ у Бадашковой Валентины Васильевны отсутствует, поскольку: у истца отсутствует длительный страховой стаж продолжительностью 37 лет, исчисленный в соответствии с ч.9 ст.13 указанного Федерального закона для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ; истец не достиг возраста выхода на пенсию - 58 лет, предусмотренного нормами ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ.

Истец Бадашкова В.В. в судебном заседании после перерыва уточненное исковое заявление поддержала в полном объеме, настаивала на его удовлетворении.

Представитель истца Бадашковой В.В. по устному заявлению Бадашков К.Г. в судебном заседании после перерыва полагал требования своего доверителя законными и обоснованными, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика ОСФР по Воронежской области, действующая на основании доверенности, Суханова Н.Н. в судебном заседании после перерыва возражала против удовлетворения уточненных исковых требований по мотивам, изложенным в письменных возражениях.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства, выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, суд полагает следующее.

Как следует из материалов дела и возражений ответчика, Бадашкова В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Российской Федерации, документирована паспортом гражданина Российской Федерации серии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17).

С 07.08.2020 постоянно зарегистрирована на территории Российской Федерации по адресу: <адрес>.

06.03.2023 Бадашкова В.В. обратилась в ОСФР по Воронежской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

Решением государственного внебюджетного фонда – Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Воронежской области от 20.04.2023 №110779/23 Бадашковой В.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости, поскольку у заявителя отсутствует длительный страховой стаж продолжительностью 37 лет, исчисленный в соответствии с ч.9 ст.13 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ; заявитель не достиг возраста выхода на пенсию - <данные изъяты> лет, предусмотренного нормами ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ (л.д. 10).

В приложении к решению Государственного внебюджетного фонда – Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области от 20.04.2023 №110779/23 указано, что по представленным документам продолжительность страхового стажа Бадашковой В.В. исчисленного с применением ч.9 ст.13 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, составила 6 лет 04 месяца 1 день, что является не достаточным для определения права на пенсию по нормам ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ. Величина индивидуального пенсионного коэффициента Бадашковой В.В. на дату обращения за назначением страховой пенсии по старости в соответствии с ч.9 ст.15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ составляет - 30,940. Правовые основания для назначения пенсии отсутствуют, поскольку у заявителя отсутствует длительный страховой стаж продолжительностью 37 лет, исчисленный в соответствии с ч.9 ст.13 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ; заявитель не достиг возраста выхода на пенсию - 58 лет, предусмотренного нормами ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ (л.д. 10). Также разъяснено, что для рассмотрения вопроса о реализации права на пенсию по региональному законодательству <адрес> при соблюдении всех условий для назначения выплаты Бадашковой В.В. следует обратиться в компетентный орган, осуществляющий пенсионное обеспечение в <адрес>

В письме ОСФР по Воронежской области от 20.04.2023 №36-06/41795л Бадашковой В.В. разъяснено, что в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" женщинам ДД.ММ.ГГГГ года рождения страховая пенсия по старости на общих основаниях может быть назначена в возрасте 58 лет. Применить Федеральный закон от 17.02.2023 №17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» в части установления пенсии на территории Воронежской области ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не представляется возможным, поскольку нормами указанного закона не предусмотрено льготных условий в части снижения пенсионного возраста гражданам, прибывшим на постоянное место жительства в РФ из новых субъектов РФ, в том числе из <адрес>. В переходный период (с 2023 года по 2027 год) на территории <адрес> с учетом увеличения пенсионного возраста ( в 2023 – 2024 годах женщинам по достижению возраста <данные изъяты> месяцев) пенсия может быть установлена гражданам, проживающим на территории <адрес>, с учетом правового регулирования, действовавшего на территории <адрес> по состоянию на 31.12.2022 (статья 11 Федерального закона от 17.02.2023 №17-ФЗ). Также разъяснено, что право на включение в страховой стаж периодов работы в Украине в соответствии с Федеральным законом от 17.02.2023 №17-ФЗ предоставляется гражданам, проживающим на территории <адрес> либо на 30.09.2022, либо в период с 11.05.2014 по 29.09.2022. Постоянное проживание по состоянию на вышеуказанные даты подтверждается отметкой в паспорте гражданина РФ, а также иным документом, выданным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере внутренних дел. В представленном паспорте гражданина РФ с датой выдачи 23.04.2020 имеется регистрация по месту жительства в городе Воронеже с 07.08.2020, сведения о регистрации в <адрес> отсутствуют. В случае документального подтверждения постоянного проживания в <адрес> в период с 11.05.2014 будет иметь право на подтверждение стажа и заработка в соответствии с Федеральным законом от 17.02.2023 №17-ФЗ.

Не согласившись с решением ответчика, Бадашкова В.В. обратилась в суд с настоящим иском.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлен Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.

Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон (часть 2 указанной статьи).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".

В статье 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрены условия назначения страховой пенсии по старости:

- право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1),

- страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2),

- страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3).

Таким образом, условиями, соблюдение которых необходимо для назначение пенсии, являются: возраст, страховой стаж, индивидуальный пенсионный коэффициент.

В соответствии с приложением №6 при достижении возраста, с которого возникает право на страховую пенсию (в соответствии с частью 1 статьи 8, пунктами 3 и 4 части 2 статьи 10, пунктом 21 части 1 статьи 30 и пунктом 6 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона по состоянию на 31.12.2018- женщинам 55 лет) в 2022 году пенсия назначается не ранее чем через 48 месяцев со дня возникновения права.

Согласно пункту 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Истец Бадашкова В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, следовательно, возраста <данные изъяты> она достигла ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку возраста, с которого возникает право на страховую пенсию, Бадашкова В.В. достигла в 2021 году с учетом приложения №6 к Федеральному закону от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсия истцу может быть назначена не ранее 09.05.2024.

Право на пенсию в соответствии с пунктом 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» истец Бадашкова В.В. не имеет, поскольку у нее отсутствует стаж работы 37 лет, что истец подтвердила в судебном заседании.

В судебном заседании истец Бадашкова В.В. пояснила, что она имеет право на назначение пенсии в возрасте <данные изъяты> месяцев в соответствии с положениями Федеральный закон от 17.02.2023 №17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области».

С 01.03.2023 вступил в силу Федеральный закон РФ от 17.02.2023 №17-ФЗ "Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области".

В соответствии с частью 1 статьи 1 указанного закона, настоящий Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное и дополнительное социальное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области по состоянию на день принятия в Российскую Федерацию указанных республик и областей и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (30.09.2022) или постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики в период с 11.05.2014 по 29.09.2022, на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 24 февраля по 29 сентября 2022 года и выехавших в эти периоды за пределы данных территорий в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, и особенности организации индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 17.02.2023 №17-ФЗ, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства вправе обратиться за установлением, пересмотром в соответствии с законодательством Российской Федерации пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии. При обращении за установлением, пересмотром пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии, в период с 01.03.2023 по 29.02.2024 такие пенсии и (или) выплаты устанавливаются, пересматриваются с 01.03.2023, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату, за исключением назначения, перерасчета размера дополнительного социального обеспечения.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 17.02.2023 №17-ФЗ пенсии, ежемесячные пенсионные выплаты, установленные гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, подлежат пересмотру в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, исходя из приведенных положений пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области по состоянию на день принятия в Российскую Федерацию указанных республик и областей и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (30.09.2022) или постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики в период с 11.05.2014 по 29.09.2022, на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 24 февраля по 29 сентября 2022 года и выехавших в эти периоды за пределы данных территорий в Российскую Федерацию осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, статьей 11 Федерального закона от 17.02.2023 №17-ФЗ предусмотрена возможность установление и выплата пенсий, ежемесячных пенсионных выплат, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.

В соответствии с частью 1 указанной статьи граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, которые в период с 01.01.2023 по 31.12.2027 достигнут возраста, дающего право на назначение пенсии по старости (по возрасту) в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области по состоянию на 31.12.2022, при соблюдении других условий, необходимых для назначения указанной пенсии, до возникновения права на пенсию по законодательству Российской Федерации имеют право на установление пенсии, ежемесячной пенсионной выплаты на условиях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, действующим с 01.01.2023.

Согласно части 2 указанной статьи установление и выплата пенсий, ежемесячных пенсионных выплат, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, осуществляются Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в случае, если полномочия соответственно Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области по установлению и выплате пенсий, ежемесячных пенсионных выплат переданы Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании соглашений, заключаемых между высшим исполнительным органом указанных субъектов Российской Федерации и Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Согласно части 3 указанной статьи исполнение переданных Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации полномочий, указанных в части 2 настоящей статьи, осуществляется за счет предоставляемых бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации средств бюджета соответственно Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств соответственно Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в форме субвенций.

Данная статья на установление переходного периода (с 01.01.2023 по 31.12.2027) и направлена на сохранения для граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, не достигших в переходный период возраста на пенсионное обеспечение по законодательству РФ, но достигших в переходный период возраста на пенсионное обеспечение по законодательству Луганской Народной Республики на реализацию, права на пенсионное обеспечение по достижению возраста, установленного законодательством Луганской Народной Республики и в порядке, установленном данным законодательством.

Временное регулирование вопросов начисления и выплаты пенсии на территории Луганской Народной Республики до принятия законодательства о пенсионном обеспечении регулируется Законом Луганской Народной Республики №14-II от 27.03.2015 (в ред. от 30.01.2023) «О назначении и выплате пенсии на территории Луганской Народной Республики».

Назначения и выплата пенсии на территории Луганской Народной Республики осуществляется Пенсионным Фондом Луганской Народной Республики (статья 1 указанного Закона).

В соответствии со статьей 1.1 указанного Закона граждане, проживающие на территории Луганской Народной Республики, достигшие в период с 01.01.2023 по 31.12.2027 возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), с учетом положений, предусмотренных приложением №1 к настоящему Закону, при наличии страхового стажа не менее 15 лет имеют право на назначение пенсии.

Согласно приложению №1 к Закону «Возраст, по достижении которого назначается пенсия» женщинам, достигшим возраста, по достижению которого возникало право на пенсию по состоянию на 31.12.2022 (а именно <данные изъяты> лет) в 2023 году, пенсия назначается в <данные изъяты>.

Таким образом, Законом <адрес> №14-II от 27.03.2015 установлены условия для назначения пенсии, которым относится проживание на территории <адрес>, достижение в период с 01.01.2023 по 31.12.2027 для женщин возраста <данные изъяты> лет и страхового стажа не менее 15 лет.

Истец Бадашкова В.В. достигла возраста <данные изъяты> лет ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку пенсия в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики назначается Пенсионным Фондом Луганской Народной Республики, соглашений, делегирующих полномочия по назначению пенсии между Луганской Народной Республики и Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации на дату обращения истца за назначением пенсии в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области не заключено, более того истец достигла возраста <данные изъяты> лет до 01.01.2023, оснований для назначения ответчиком истцу пенсии в возрасте <данные изъяты> месяцев не имеется.

Учитывая изложенное, требования истца о признании право на страховую пенсию по старости с даты подачи заявления 06.03.2023 и обязании ответчика назначить Бадашковой В.В. страховую пенсию по старости с 06.03.2023 удовлетворению не подлежат.

Истцом Бадашковой В.В. также заявлены требования об установлении факта ее постоянного проживания в период с 1992 года по 24.05.2016 на территории <адрес> и выезда 06.08.2020 в Российскую Федерацию.

Обращаясь в суд с настоящим требованием Бадашкова В.В. указывает, что установление факта проживания на территории <адрес> и выезда оттуда 06.08.2020 в Российскую Федерацию необходимо ей для получения страховой пенсии. Истцом был представлен ответчику паспорт Украины для подтверждения факта проживания на территории <адрес>, однако он ответчиком не принят, дополнительные документы истец представить не может.

В подтверждение факта проживания на территории <адрес> Бадашковой В.В. представлены: паспорт гражданина Украины от ДД.ММ.ГГГГ, выданным <адрес> ГО УМВД <адрес><адрес>, из которого следует, что с 30.07.1992 по 24.05.2016 Бадашкова В.В. была прописана на территории <адрес>; акт о фактическом месте проживания №492 от 01.11.2023,выданный администрацией <адрес>, из содержания которого следует, что ФИО1 и ФИО2 подтверждают, что Бадашкова В.В. фактически проживала с 1999 года по 2016 год по адресу: <адрес>.

Из сообщения ГУ МВД России по Воронежской области от 18.09.2023 №23/10376, данного на судебный запрос, направленных по ходатайству истца, следует, что согласно учетам УВМ ГУ МВД России по Воронежской области Бадашкова В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 07.08.2020 по настоящее время зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>. Иная информация в отношении Бадашковой В.В. на сегодняшний день в имеющихся учетах отсутствует.

Из сообщения ГУ МВД России по Воронежской области от 25.09.2023 №23/10600, данному на судебный запрос, направленный по ходатайству истца, следует, что в информационных учетах УВМ ГУ МВД России по Воронежской области сведения, подтверждающие постоянное проживание на территории <адрес> с 1992 по 24.05.2016 в отношении Бадашковой В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отсутствуют.

В соответствии со статьей 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Статьей 265 ГПК РФ предусмотрено, что суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Из содержания приведенных положений процессуального закона следует, что одним из обязательных условий для установления факта, имеющего юридическое значение, является указание заявителем цели, для которой необходимо установить этот факт в судебном порядке, а именно зависит ли от установления данного факта возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав заявителя, заявителем также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения надлежащих документов, удостоверяющих этот факт, или невозможность восстановления утраченных документов.

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 17.02.2023 №17-ФЗ "Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории Донецкой Народной Республики или Луганской Народной Республики в период с 11.05.2014 по 29.09.2022, выехавшего в эти периоды за пределы указанных территорий в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, подтверждается отметкой в паспорте гражданина Российской Федерации о регистрации по месту жительства на соответствующей территории, свидетельством о регистрации по месту жительства (для несовершеннолетних граждан), выданным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (его территориальным органом), либо иным документом, выданным этим федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), при наличии в его распоряжении соответствующих документов (сведений).

Таким образом, Федерального закона от 17.02.2023 №17-ФЗ установлен перечень документов, которыми может быть подтвержден факт проживания на территории <адрес>.

Вместе с тем, каких-либо доказательств, подтверждающих обращение истца в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (его территориальный орган) в <адрес>, отсутствие ответа от указанного органа или отсутствие в распоряжении данного органа сведений, подтверждающих факт проживания истца на территории <адрес>, суду не представлено.

Отсутствие сведений о проживании истца на территории <адрес> в информационной базе ГУ МВД РФ по Воронежской области не свидетельствует об отсутствии данных сведений в базе данных МВД <адрес>.

Таким образом, истцом не представлены доказательства невозможности установления факта проживания на территории <адрес> в установленном законом порядке.

Кроме того, принимая во внимание, что в настоящее время у истца отсутствует право на назначение пенсии, возникнет данное право не ранее 09.05.2024, установление факта проживание на территории <адрес> не повлечет установление пенсии, для назначения которой истец просит установить данный факт.

Согласно пояснениям представителя ответчика ответчиком направлен запрос для подтверждения проживания истца на территории <адрес> ответ до настоящего времени не поступил.

Истец также не лишена права обратиться в орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, <адрес> для получения необходимых документов и представить их ответчику.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований истца об установлении факта проживания истца на территории <адрес> не имеется.

Истцом также заявлены требования о включении в трудовой и страховой стаж истца периода учебы с 01.09.1983 по 28.02.1986 - <данные изъяты> Минместпрома РСФСР, по специальности <данные изъяты>, а также периодов работы с 02.03.1993 по 05.12.1995 - бухгалтер, малое частное предприятие «Юдоль», с 15.05.1995 по 30.11.1996 - бухгалтер, СП Клуб восточных единоборств «Сталь», с 01.12.1996 по 16.04.1997 - истопник, Станция юных натуралистов, с 01.11.1997 по 16.04.1998 - истопник, Станция юных натуралистов, с 20.05.1998 по 28.12.2000 - бухгалтер, СП Клуб восточных единоборств «Сталь», с 17.06.2002 по 30.09.2003 - продавец, частный предприниматель Бадашков К.Г., с 27.10.2003 по 03.11.2009 - частный предприниматель, с 01.07.2004 по 31.10.2005 - продавец, частный предприниматель Бадашков К.Г., с 08.05.2007 по 30.11.2007 - продавец, частный предприниматель Бадашков К.Г.

Принимая во внимание, что спорные периоды не включены ответчиком в страховой стаж в связи с непредставлением документального подтверждения постоянного проживания в <адрес> истцом такие документы ответчику представлены не были, в удовлетворении требований об установлении факта проживания истца в <адрес> отказано, суд полагает требования истца об обязании ответчика включить в специальный стаж истца указанные периоды работы и учебы.

В силу части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Пунктом 1 статьи 11 ГК РФ предусмотрено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.

Как следует из материалов дела, ответчиком право истца на пенсионное обеспечение не нарушено, в настоящее время у истца отсутствует право на назначение страховой пенсии по старости в связи с недостижением необходимого возраста.

Руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

ре ш и л:

в удовлетворении искового заявления Бадашковой Валентины Васильевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области об установлении факта проживания на территории Луганской народной Республики, включении периодов работы в страховой стаж, признании права на назначение пенсии и назначении пенсии отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г.Воронежа.

Судья Л.В. Петрова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 14.12.2023.