Центральный районный суд города Волгограда
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Центральный районный суд города Волгограда — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №2-6609/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 сентября 2011 года
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
Председательствующего судьи А.Г.Кудрявцевой,
При секретаре Т.П.Красновой,
С участием истца Федорова С.А., представителей ответчика Жемчужновой Т.Ф., Когтева А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде дело по исковому заявлению Федорова С.А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области (УФСИН России по Волгоградской области) о признании незаконными действий по выдаче уведомления об уменьшении должностного оклада,
УСТАНОВИЛ:
Федоров С.А. обратился в суд с исковым заявлением к УФСИН России по Волгоградской области о признании незаконными действий по выдаче уведомления об уменьшении должностного оклада. В обосновании требований указал, что он имеет звание майора внутренней службы и проходит службу в замещаемой должности с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с Приказом начальника ГУФСИН России по Волгоградской области №...-л/с от ДД.ММ.ГГГГ о назначении его на должность, ему был установлен оклад по должности в размере 2070руб.00коп. В соответствии с приказом УФСИН России по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №... оклад по замещаемой им должности установлен в размере 2010 рублей согласно штатному расписанию, о чем ДД.ММ.ГГГГ ему было объявлено уведомлением об изменении должностного оклада, в котором также указано, что в соответствии с абзацем 2 ст. 74 Трудового Кодекса РФ выплата измененного должностного оклада будет производиться ему по истечении двухмесячного срока с момента его уведомления. Однако с данным решением он не согласен, так как считает, что данное уведомление не соответствует и противоречит нормативным актам, регламентирующим порядок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, а именно п.п. 8.6, 17.5 Инструкции о порядке применения положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста РФ от 06 июня 2005 г. №76 (в ред. приказа Минюста РФ от 29.07.2008 №156), а также абзацу 2 ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому, о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено Кодексом. При объявлении уведомления, ему также разъяснили, что в случае отказа от прохождения службы с меньшим окладом по должности, ему необходимо написать рапорт об увольнении по собственному желанию, либо, если наступило право на пенсию – рапорт об увольнении по выслуге лет, дающей право на пенсию. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ему были предложены вакантные должности, имеющиеся у работодателя, от которых он отказался, в письменном виде. Считает, что УФСИН России по Волгоградской области допущены нарушения при проведении организационно-штатных мероприятий, поскольку в данном случае ответчику необходимо было издать приказ о сокращении должности с окладом по должности 2070рублей и введении должности с окладом по должности 2010рублей. В связи с чем, просит признать действия УФСИН России по Волгоградской области по выдаче ему уведомления об уменьшении должностного оклада незаконными, и обязать УФСИН России по Волгоградской области провести организационно-штатные мероприятия по сокращению штатов в связи с уменьшением должностного оклада, издании приказа о сокращении должности УФСИН России по Волгоградской области» с окладом по должности 2070 рублей и введении должности УФСИН России по Волгоградской области» с окладом по должности 2010 рублей.
В судебном заседании истец Федоров С.А. заявленные требования поддержал, настаивает на их удовлетворении.
Представитель ответчика - УФСИН России по Волгоградской области – Жемчужнова Т.Ф., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Федорова С.А. не признала, просит в их удовлетворении отказать. Суду пояснила, что в связи со значительным уменьшением лимита наполнения УФСИН России по Волгоградской области, Федорову С.А. по замещаемой им должности установлен новый размер оклада. Таких видов организационно-штатных мероприятий как сокращение численности, штата или ликвидация учреждения не произошло. Изменение лимита наполнения УФСИН России по Волгоградской области с 1309 до 684 человек повлекло за собой лишь уменьшение количества спецконтингента, а следовательно и нагрузки, но не изменило его функциональных обязанностей, о чем свидетельствуют оставшиеся без изменения должностные инструкции.
Представитель ответчика - УФСИН России по Волгоградской области – Когтев А.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями Федорова С.А. не согласен, просит в их удовлетворении отказать.
Суд, выслушав стороны, консультацию специалиста, исследовав материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):
военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы:
члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);
лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;
другие лица, если это установлено федеральным законом.
Порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы установлены отдельными законами и подзаконными актами.
Законом РФ от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (часть 3 ст.24) установлено, что порядок и условия прохождения службы сотрудниками УИС регулируются этим законом и другими законами Российской Федерации, Положением о службе в учреждениях и органах УИС, нормативно-правовыми актами Минюста РФ.
Статья 21 Федерального закона от 21.07.1998 №117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 №4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органа внутренних дел Российской Федерации», распространено на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе Минюста РФ. До настоящего времени федеральный закон о службе в уголовно-исполнительной системе не принят.
Указом Президента РФ от 08.10.1997 №1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» определено, что порядок и условия прохождения службы, а также организация деятельности работников уголовно-исполнительной системы Минюста РФ регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, Законом Российской Федерации 1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, соответствующими федеральными законами и правилами внутреннего распорядка учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
Судом установлено, что майор внутренней службы Федоров С.А., Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области» проходит службу в уголовно-исполнительной системе в замещаемой должности с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Контрактом о службе в уголовно-исполнительной системе, Приказом начальника ГУФСИН России по Волгоградской области №...л/с от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ под роспись истцу Федорову С.А. было вручено уведомление об изменении должностного оклада по должности и установлении в размере 2010 рублей согласно штатному расписанию.
Приказом Минюста России от 08.10.2010 №257 «О создании и ликвидации уголовно-исполнительной системы и утверждении перечней и тюрем уголовно-исполнительной системы» был утвержден перечень УИС и установлены лимиты их наполнения (Приложение №1 к приказу). Согласно данного перечня (п.37.1.) в Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области установлен лимит наполнения 1309 человек.
Приказом Минюста России от 22.04.2011 №134 «О внесении изменения в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 8 октября 2010 г. №275» в целях улучшения условий размещения подозреваемых, обвиняемых и отдельных категорий осужденных. Совершенствования структуры учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний и в соответствии со ст.8 Федерального закона от 15 июля 1995г. №103 -ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» лимит наполнения в УФСИН России по Волгоградской области изменен с 1309 до 684 человек.
Приказом ФСИН России от 19.05.2005 №368 «Об установлении должностных окладов сотрудникам территориальных органов ФСИН России» установлены должностные оклады сотрудников УИС (Приложение №13). Согласно данного приказа размер оклада зависит от лимита наполнения мест: в частности (пункт 10 Приложения 13 к приказу), по должности установлены следующие размеры окладов:
- при лимите наполнения учреждения от 631 до 930 мест - 2010 рублей,
- при лимите наполнения учреждения от 931 места - 2070 рублей.
Указанный приказ ФСИН России определяет прямую зависимость изменения размеров окладов от устанавливаемого лимита наполнения мест Федеральной службы исполнения наказаний.
На основании приказа Минюста России от 22.04.2011 №134 «О внесении изменения в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 8 октября 2010 г. №275» приказом Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №... был утвержден перечень должностей УФСИН России по Волгоградской области (приложение №1), по которым установлены новые должностные оклады и согласно которого по должности установлен должностной оклад в размере 2010 рублей.
В соответствии с содержанием указанных нормативных актов и приказа УФСИН России по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №... штатная численность сотрудников УФСИН России по Волгоградской области не изменилась.
Количество должностей осталось прежним, функциональное предназначение не изменилось, равно как и не изменились функциональные обязанности сотрудников .
Таким образом, таких видов организационно-штатных мероприятий как сокращения численности, штата или ликвидации учреждения не произошло.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста помощник начальника УФСИН России по Волгоградской области по организационно-штатной работе ФИО, суду пояснил, что в соответствии с Инструкцией по организационно-штатной работе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом ФСИН России от 21.06.2010 №276 определено, что организационно-штатными мероприятиями является комплекс мер, предусмотренный законодательством Российской Федерации, направленный на создание, реорганизацию, ликвидацию Учреждений и их структурных подразделений, изменение качественного состава (статуса) должностей, обусловленный прекращением деятельности, изменением функций, организационно-правовой формы, перераспределением (сокращением) штатной численности. Применительно к организационно-штатной работе организационно-штатные мероприятия проводятся путем утверждения штатных расписаний, внесения изменений в штатные расписания или признания утратившими силу штатных расписаний на основании изданного в установленном порядке приказа уполномоченного должностного лица. Если в штатное расписание Учреждения неоднократно вносились изменения, которые затрудняют его применение, то утверждается новое штатное расписание, содержащее все ранее изданные изменения. Признание штатного расписания утратившим силу и издание нового штатного расписания того же Учреждения без изменения функций, объема полномочий, места дислокации, качественного состава должностей (наименований должностей, специальных званий, должностных окладов), сокращения штатной численности или отдельной должности не подпадает под понятие организационно-штатного мероприятия.
Истец Федоров С.А. в обосновании заявленных требований указывает, что уведомление об изменении должностного оклада не соответствует и противоречит нормативным актам, регламентирующим прохождение службы в УИС, обосновывая приказом Минюста России от 06.06.2005 №76 (п.п.8.6. 17.5 Инструкции, утвержденной этим приказом).
Пунктом 8.6. Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 06.06.2005 №76, предусмотрено, что сотрудник может быть зачислен в распоряжение при проведении одного из следующих видов организационно-штатных мероприятий: ликвидации учреждения или органа уголовно-исполнительной системы; сокращении численности или штата его сотрудников.
Таких видов организационно-штатных мероприятий как сокращения численности, штата или ликвидации учреждения УФСИН России по Волгоградской области не проводилось - Постановлений Правительства Российской Федерации приказов Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний по проведению сокращения штатной численности не издавалось.
Согласно пункта 17.5 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 06.06.2005 №76, увольнение по сокращению штатов (пункт «е» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ) может производиться в случае невозможности в результате проводимых организационно-штатных изменений дальнейшего использования высвободившихся сотрудников, при их отказе от перемещения по службе либо перемещения на службу в другую местность.
Высвобождающихся сотрудников (должности которых сокращены) в УФСИН России по Волгоградской области не было, так как не было сокращения численности (штатов).
С учетом изложенного, суд находит доводы истца на не соответствие уведомления об изменении оклада пунктам 8.6, 17.5 приказа Минюста России от 06.06.2011 №76 несостоятельными, так как указанные нормы не регламентируют сложившиеся отношения, а определяют порядок именно при «сокращении штатов - при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника органов внутренних дел на службе» (п.е ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел).
Утверждение истца о том, что уведомление об изменении должностного оклада не соответствует и противоречит абзацу 2 ст.74 Трудового кодекса РФ, судом также не может быть принято во внимание, поскольку согласно норм закрепленных в абзаце 2 ст.74 Трудового кодекса РФ о необходимости соблюдения 2 месячного срока уведомления, ДД.ММ.ГГГГ было оформлено уведомление об изменении должностного оклада по должности , а ДД.ММ.ГГГГ под роспись было вручено истцу и была проведена беседа, в ходе которой было разъяснено, что в связи со значительным уменьшением лимита наполнения России по Волгоградской области, по замещаемой им должности установлен новый размер оклада. Был составлен лист собеседования с указанным сотрудником, предложены имеющиеся в учреждении вакантные должности.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ истцу предлагались вакантные должности в учреждениях УФСИН России по Волгоградской области, проводились беседы с сотрудником, в которых разъяснялось, что в учреждении значительно изменен лимит наполнения, что на основании изменения лимита изменен оклад по замещаемой им должности. От дальнейшего прохождения службы на предложенных должностях данный сотрудник отказывался, но желания уволиться из уголовно-исполнительной системы не изъявлял.
Положением о службе в органах внутренних дел РФ предусмотрен исчерпывающий список оснований для увольнения сотрудников УИС. В связи с тем, что истец является сотрудником УИС на него распространяется действие специальных норм и он не может быть уволен по нормам Трудового кодекса РФ.
В связи с отсутствием в специальных законах и нормативных актах о службе в органах внутренних дел РФ установленных сроков уведомления сотрудников об изменении должностных окладов в меньшую сторону, УФСИН России по Волгоградской области были применены нормы Трудового кодекса РФ - уведомительная процедура за 2 месяца до изменения оклада. Истец был уведомлен об изменении оклада ДД.ММ.ГГГГ, а приказом УФСИН России по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №...лс с ДД.ММ.ГГГГ ему был установлен должностной оклад в новом размере.
Изменение лимита наполнения России по Волгоградской области с 1309 до 684 человек повлекло за собой лишь уменьшение количества спецконтингента, а следовательно, и нагрузки, но не изменило функциональных обязанностей Федорова С.А., о чем свидетельствуют оставшиеся без изменения должностные инструкции и не отрицалось истцом в судебном заседании.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Учитывая, что УФСИН России по Волгоградской области соблюден порядок уведомления об изменении условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших их необходимость, суд не находит оснований для признания действий УФСИН России по Волгоградской области по выдаче Федорову С.А. уведомления об уменьшении должностного оклада незаконными.
С учетом вышеизложенного, оснований для удовлетворения требований истца о понуждении УФСИН России по Волгоградской области провести организационно-штатные мероприятия по сокращению штатов в связи с уменьшением должностного оклада, издании приказа о сокращении должности с окладом по должности 2070руб.00коп. и введении должности с окладом по должности 2010 руб.00коп., также не имеется.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым отказать Федорову С.А. в удовлетворении заявленных им требований к УФСИН России по Волгоградской области в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Федорова С.А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области о признании незаконными действий по выдаче уведомления об уменьшении должностного оклада, понуждении провести организационно-штатные мероприятия по сокращению штатов в связи с уменьшением должностного оклада, издании приказа о сокращении должности с окладом по должности 2070руб.00коп. и введении должности с окладом по должности 2010 руб.00коп. – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Волгоградский областной суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы в Центральный районный суд г. Волгограда.
Судья: Кудрявцева А.Г.
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ