Центральный районный суд города Волгограда
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Центральный районный суд города Волгограда — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №2- 4731/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июля 2011 года
Центральный районный суд гор. Волгограда в составе:
председательствующего судьи А.Г.Кудрявцевой,
при секретаре Т.П.Красновой,
с участием истцов Поповой Л.В., Цепляевой А.П., Чугуновой Г.А., представителя Администрации Волгограда Зацепиной Л.А., представителя Волгоградской городской Думы Панковой О.Н., представителя департамента муниципальных выплат и работы с населением Администрации Волгограда Ускова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании г. Волгограде гражданское дело по иску Поповой Л.В., Цепляевой А.П., Чугуновой Г.А. к Администрации Волгограда, Волгоградской городской Думе о признании незаконным бездействие по разработке проекта решения по внесению изменений в Положение о назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещающим муниципальные должности Волгограда и должности муниципальных служащих муниципальной службы Волгограда,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Попова Л.В., Цепляева А.П., Чугунова Г.А. обратились в суд с иском к Администрации Волгограда, Волгоградской городской Думе о признании незаконным бездействие по разработке проекта решения по внесению изменений в Положение о назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещающим муниципальные должности Волгограда и должности муниципальных служащих муниципальной службы Волгограда. Свои требования мотивируют тем, что являются получателями пенсии за выслугу лет для лиц, замещавших муниципальные должности Волгограда и должности муниципальных служащих муниципальной службы Волгограда.
Действующее Положение о назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Волгограда и должности муниципальных служащих муниципальной службы Волгограда, утвержденное Решением Волгоградской городской Думы от 06 февраля 2008г. № 57/1441 было разработано в соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007г. № 5-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федеральным законом от 17.12.2001г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также в соответствии со статьями 24, 26, 36, 39 Устава города-героя Волгограда.
Федеральным законом от 24.12.2009г. № 213-Ф3 с 01.01.2010г. при определении размера пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим суммы валоризации пенсионных прав, а также повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовых пенсий по старости и инвалидности с учетом иждивенцев, достижением 80 лет, инвалидам I группы устанавливается сверх суммы пенсии за выслугу лет.
В соответствии с Законом Волгоградской области от 28.12.2009г. № 1977-ОД внесены изменения: пенсия за выслугу лет установлена в виде ежемесячной доплаты к пенсиям, назначенным в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» или Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» внесена норма, что при определении размера за выслугу лет не учитываются суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности), приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи и на увеличение указанного фиксированного базового размера в связи с достижением возраста 80 лет или наличием инвалидности I группы, размер доли страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности, включая суммы ее увеличения в связи с индексацией (дополнительным увеличением) и перерасчетом (корректировкой) в соответствии с пунктом 6 статьи 17 и статьей 17.1 указанного Федерального закона, а также суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Положение о назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Волгограда и должности муниципальных служащих муниципальной службы Волгограда противоречит нормам вышеназванных законов и лишает муниципальных служащих города-героя Волгограда, права на увеличение пенсии по нормам федерального законодательства в связи с валоризацией, индексацией (дополнительным увеличением), перерасчетом (корректировкой).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», условия предоставления права на пенсию государственным и муниципальным служащим определяется законами и иными нормативными актами органов местного самоуправления.
В 2010 году истцы обратились в прокуратуру г. Волгограда с жалобой на нарушение пенсионных прав и были уведомлены о том, что Администрацией Волгограда по данному вопросу разработан проект решения Волгоградской городской Думы, который в сентябре 2010г. будет вынесен на согласование в структурные подразделения администрации Волгограда, а затем в комитеты Волгоградской городской Думы.
В январе 2011г. обратились в Администрацию г. Волгограда с этим же вопросом, и ДД.ММ.ГГГГ письмом ... получили ответ, что была проведена консультация с членами инициативной группы, а также ДД.ММ.ГГГГ правовая экспертиза, и никаких замечаний на проект решения Волгоградской городской Думы не поступило, поэтому предполагается, что данное решение должно вступить в силу с ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п. 3. ст. 26 Устава города-героя Волгограда проекты решений городской Думы, предусматривающие установление, изменение или отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств бюджета Волгограда, могут быть внесены на рассмотрение городской Думе главой Волгограда или при наличии его заключения.
Считают, что бездействия Администрации Волгограда создают препятствия к осуществлению их законных пенсионных прав.
С учетом дополненных требований, просят признать незаконным бездействие Администрации Волгограда по разработке проекта Решения по внесению изменения в Положение о назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Волгограда и должности муниципальных служащих муниципальной службы Волгограда, утвержденное Решением Волгоградской городской Думы от 06 февраля 2008г. № 57/1441 о том, что при определении размера пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим суммы валоризации пенсионных прав, а также повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовых пенсий по старости и инвалидности с учетом иждивенцев, достижением 80 лет, инвалидам I группы устанавливается сверх суммы пенсии за выслугу лет; обязать Администрацию Волгограда в целях приведения Положения о назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Волгограда и должности муниципальных служащих муниципальной службы Волгограда, утвержденное Решением Волгоградской городской Думы от 06 февраля 2008г. № 57/1441 в соответствие с действующим федеральным и региональным законодательством, разработать проект Решения по внесению изменения в Положение и направить его на рассмотрение Волгоградской городской Думы, признать пункт 5.7 Положения противоречащим закону о государственном пенсионном обеспечении, закону Волгоградской области и статьи 24 федерального закона; произвести перерасчет с 01.01.2010 года установленной пенсии за выслугу
лет, финансируемой из бюджета Волгограда и выплатить необоснованно
удержанную часть пенсии за выслугу лет, финансируемую из федерального бюджета в форме субсидий в областной пенсионный фонд на выплату индексации базовой части трудовой пенсии и валоризации пенсионных прав в сумме 28233руб.54коп. в пользу Чугуновой Г.А., в сумме 25030руб.32коп. в пользу Поповой Л.В., в сумме 30102руб.71коп. в пользу Цепляевой А.П.
Истцы Попова Л.В., Цепляева А.П., Чугунова Г.А. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме и просили удовлетворить.
Представитель ответчика - Администрации Волгограда - Зацепина Л.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.
Представитель ответчика - Волгоградской городской Думы - Панкова О.Н. в судебном заседании не возражала против заявленных требований истцов.
Представитель третьего лица - Департамента муниципальных выплат и работы с населением администрации Волгограда Усков В.А. в судебном заседании с исковыми требованиями истцов не согласен.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом установлено, что истцы Попова Л.В., Цепляева А.П., Чугунова Г.А. являются получателями пенсии за выслугу лет для лиц, замещавших муниципальные должности Волгограда и должности муниципальных служащих муниципальной службы Волгограда, что подтверждается копиями удостоверений (л.д.18,19,20).
Согласно представленных истцами справок УПФР Ворошиловского и Советского районов г.Волгограда, истцы получают пенсию по старости при полном стаже, в размер которой в том числе входят: доля СЧ и сумма валоризации.
Согласно п. 4 ст. 7 Устава города-героя Волгограда муниципальные правовые акты Волгограда могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления Волгограда или должностными лицами местного самоуправления Волгограда, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт Волгограда, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления Волгограда или должностными лицами местного самоуправления Волгограда, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта Волгограда отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта Волгограда, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления Волгограда отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Волгоградской области, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти Волгоградской области).
Согласно п. 2 ст. 24 Устава города-героя Волгограда к полномочиям городской Думы относится принятие решений, устанавливающих правила, обязательные для исполнения на территории Волгограда.
В соответствии с п. 2 ст. 26 Устава города-героя Волгограда проекты муниципальных правовых актов Волгограда могут вноситься на рассмотрение городской Думе комитетами городской Думы, депутатами городской Думы, депутатскими объединениями (фракциями, группами) городской Думы, главой Волгограда, главой администрации Волгограда, контрольно-счетной палатой Волгограда, прокурором Волгограда, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, общественными объединениями.
Как усматривается из материалов дела, проект решения Волгоградской городской Думы «О внесении изменений в решение Волгоградской городской Думы от 06.02.2008г. № 57/1441 «Об утверждении Положения о назначении пенсии за выслугу лет, лицам, замещавшим муниципальные должности Волгограда и должности муниципальных служащих муниципальной службы Волгограда» имеется и направлен на рассмотрение Волгоградской городской Думы.
Таким образом, администрация Волгограда лишь вправе вносить проекты муниципальных правовых актов Волгограда на рассмотрение городской Думе. Вместе с тем, законодательно предписанная обязанность администрации Волгограда по внесению изменений и приведения в соответствие с законодательством правовых актов представительного органа отсутствует.
Согласно ст. 42 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится правовое регулирование муниципальной службы, которое осуществляется законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Статья 23 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» устанавливает в составе гарантий, предоставляемых муниципальному служащему, пенсионное обеспечение за выслугу лет.
Согласно ст. 24 Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные Федеральными законами и законами субъекта РФ.
Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Согласно пункта 5.7 Положения о назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Волгограда и должности муниципальных служащих муниципальной службы Волгограда, утвержденного Решением Волгоградской городской Думы от 06.02.2008 N 57/1441, при изменении в соответствии с законодательством Российской Федерации размера пенсии, с учетом которой определена пенсия за выслугу лет, департамент муниципальных выплат и работы с населением администрации Волгограда пересчитывает размер пенсии за выслугу лет на основании документов, подтверждающих новый размер пенсии, представленных лицами, получающими пенсию за выслугу лет.
Пунктом 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлено, что условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств органов местного самоуправления определяются актами органов местного самоуправления, то есть правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения указанных категорий служащих полностью отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Таким образом, установление дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих относится к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления при определении условий выплаты пенсий за выслугу лет муниципальным служащим должны руководствоваться финансовыми возможностями. Так, при наличии достаточных средств в бюджете муниципального образования, органы местного самоуправления вправе установить более льготные условия назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим.
В силу п. 3 ст. 14 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при определении размера пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим в порядке, установленном пунктом 1 указанной статьи, не учитываются суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности), приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи и на увеличение указанного фиксированного базового размера в связи с достижением возраста 80 лет или наличием инвалидности I группы, размер доли страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленной в позитивно соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности, включая суммы ее увеличения в связи с индексацией (дополнительным увеличением) и перерасчетом (корректировкой) в соответствии с пунктом 6 статьи 17 и статьей принципа 17.1 указанного Федерального закона, а также суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Аналогичная норма содержится в законе Волгоградской области от 30.12.2002г. № 778-ОД «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность главы администрации Волгоградской области, лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области».
Статья 5 Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в качестве взаимосвязи муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации устанавливает соотносительность основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца, не может быть принят во внимание, регламентирует государственное пенсионное обеспечение, к которому не относятся пенсии за выслугу лет, устанавливаемые органами местного самоуправления.
В силу вышеприведенного пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и аналогичной нормы, содержащейся в пункте 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, регулирование вопросов пенсионного обеспечения государственных служащих субъектов Российской Федерации за счет средств субъектов Российской Федерации отнесены к компетенции их законодателей. Законом Волгоградской области от 30.12.2002г. № 778-ОД «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность главы администрации Волгоградской области, лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области» вопрос об установлении пенсии лицам, замещавшим государственные должности государственной службы, которым на момент принятия данного Закона установлены пенсии за выслугу лет, урегулирован. Предоставляемые за счет средств бюджета Волгоградской области доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих Волгоградской области. Указанное полномочие субъекта Российской Федерации согласуется с предусмотренным статьями 31 и 85 Бюджетного кодекса РФ правом органов государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определять направления расходования средств своего бюджета и исполнять свои расходные обязательства за счет собственных доходов, исходя из возможностей бюджета.
При таких обстоятельствах, учитывая, что наличия каких-либо противоречий Положения о назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Волгограда и должности муниципальных служащих муниципальной службы Волгограда, утвержденного Решением Волгоградской городской Думы от 06.02.2008 N 57/1441 действующему законодательству, судом не установлено, в настоящее время проект решения Волгоградской городской Думы «О внесении изменений в решение Волгоградской городской Думы от 06.02.2008г. № 57/1441 «Об утверждении Положения о назначении пенсии за выслугу лет, лицам, замещавшим муниципальные должности Волгограда и должности муниципальных служащих муниципальной службы Волгограда» разработан администрацией Волгограда и направлен на рассмотрение Волгоградской городской Думы, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований истцов в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Поповой Л.В., Цепляевой А.П., Чугуновой Г.А. к Администрации Волгограда, Волгоградской городской Думе о признании незаконным бездействие по разработке проекта решения по внесению изменений в Положение о назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещающим муниципальные должности Волгограда и должности муниципальных служащих муниципальной службы Волгограда, понуждении разработать проект Решения по внесению изменения в Положение и направить его на рассмотрение Волгоградской городской Думы, признании пункта 5.7 Положения противоречащим закону о государственном пенсионном обеспечении, закону Волгоградской области и статьи 24 Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»; взыскании необоснованно удержанной части пенсии - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда.
Судья А.Г.Кудрявцева