Дело № 12-1164/2018
РЕШЕНИЕ
г.Волгоград 18 июля 2017 года
Судья Центрального районного суда г. Волгограда Кудрявцева А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ОАО «Волгоградский речной порт» в лице генерального директора ФИО1 на постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекция труда в Волгоградской области ФИО2 № 34/12-664-18-И/136/9 от 22.05.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
с участием представителя ОАО «Волгоградский речной порт» ФИО3,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекция труда в Волгоградской области ФИО2 № 34/12-664-18-И/136/9 от 22.05.2018, ОАО «Волгоградский речной порт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, ОАО «Волгоградский речной порт» в лице генерального директора ФИО1 подана жалоба, в которой просит постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекция труда в Волгоградской области ФИО2 № 34/12-664-18-И/136/9 от 22.05.2018 изменить, и назначить наказание в виде предупреждения. Указал, что на предприятии действует ранее утвержденный порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий, а также разработана программа обучения безопасности труда. Однако в настоящее время, Общество проходит процедуру внесения изменений в учредительные документов в целях приведениях их в соответствие с внесенными изменениями в гл. 4 ГК РФ и указанные документы находятся на стадии согласования и утверждения их в новых редакциях. Что касается нарушения ответственными лицами сроков проведения повторных инструктажей, утвержденных работодателем, указал, что инструктажи проводятся в соответствие с утвержденными сроками, о чем свидетельствует журнал учета инструктажей. Наказание избрано без учета имущественного положения ОАО «Волгоградский речной порт», а так же тяжести совершенного административного правонарушения.
Представитель Государственной инспекции труда в Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об уважительности представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судья, выслушав участвующих лиц, исследовав административный материал, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.
Как установлено в судебном заседании, и следует из представленных материалов дела, на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в Волгоградской области ... от 27 марта 2018 года № 34/12-664-18-И в период с 02 апреля 2018 года по 27 апреля 2018 года была проведена плановая, выездная проверка в отношении ОАО «Волгоградский речной порт», по итогам которой составлен Акт проверки № 34/12-664-18-И/136/1 от 19 апреля 2018 года, согласно которому в деятельности ОАО «Волгоградский речной порт» выявлены нарушения требований п. 2.2.3., п.2.3.2 порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением министерства труда и социального развития РФ Министерства образования от 16.01.2003 г. № 1/29; п. 6.3, п.6.10, п.7.3.1 ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения».
19 апреля 2018 генеральному директору ОАО «Волгоградский речной порт» было вынесено предписание № 34/12-664-18-И/136/2.
14 мая 2018 года в отношении ОАО «Волгоградский речной порт» составлен протокол № 34/12-664-18-И/136/5 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекция труда в Волгоградской области ФИО2 № 34/12-664-18-И/136/9 от 22.05.2018, ОАО «Волгоградский речной порт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В силу ч. 2 ст. 22 Трудового Кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно п. 6.3 ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» вопросы безопасности труда следует включать во все учебные дисциплины, связанные с подготовкой персонала, производством работ, технологией, использованием оборудования и инструмента и т.д. В программах обучения безопасности труда следует предусматривать теоретическое (знания) и практическое (производство - умения и навыки) обучение.
Обучение безопасности труда следует проводить по учебным программам, разработанным с учетом требований нормативной документации, согласованным и утвержденным руководителем предприятия - организатора обучения или обучающей организации в установленном национальным законодательством порядке (п. 6.10 ГОСТ 12.0.004-2015).
Виды, периодичность, сроки и порядок обучения, а также форму контроля знаний по безопасности труда в системе повышения квалификации рабочих, руководителей и специалистов, иных лиц определяют в соответствии с установленным национальным законодательством порядком и (или) установившейся практикой (п. 7.3 ГОСТ 12.0.004-2015).Из приведенных выше правовых норм следует, что работодатель несет ответственность за не обеспечение безопасности труда работников.
В ходе проведенной проверке было установлено, что в ОАО «Волгоградский речной порт» не установлен порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ; не разработаны программы обучения безопасности труда по рабочим профессиям и программы обучения по охране труда для руководителей специалистов, согласно штатного расписания; в структурных подразделениях нарушаются сроки проведения повторных инструктажей утвержденные работодателем (раз в квартал).
Вместе с тем, как следует из материалов дела, на предприятии действует ранее утвержденный порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий, а также разработана программа обучения по охране труда безопасным методам и приемам выполнения работ работников рабочих профессий.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, ОАО «Волгоградский речной порт», является ответственным за соблюдением норм трудового законодательства, не обеспечив их выполнение, совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрено ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях – нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
Обжалуемое постановление мотивировано, вынесено уполномоченным на то лицом, в установленные законом сроки, квалификация содеянному дана верная.
При этом судья не находит оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным, поскольку согласно действующему законодательству, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, которых, с учетом фактических обстоятельств по делу, судом при рассмотрении жалобы заявителя не установлено.
Таким образом, судья считает, что административный орган правильно установил фактические обстоятельства по делу и обоснованно привлек ОАО «Волгоградский речной порт» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Однако судья не может согласиться с назначенным наказанием в виде штрафа, поскольку наказание избрано без учета имущественного положения ОАО «Волгоградский речной порт», а так же тяжести совершенного административного правонарушения.
Согласно ч. 3.5 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Поскольку санкция ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает такой вид наказания как предупреждение, административным правонарушением не причинен какой-либо вред и имущественный ущерб, учитывая также фактические обстоятельства дела, отсутствие в материалах дела сведений о том, что ОАО «Волгоградский речной порт» ранее привлекалось к административной ответственности, что соответствует положениям ч. 3.5 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях полагаю возможным назначенное ОАО «Волгоградский речной порт» административное наказание изменить на предупреждение.
Суд считает, что применение административного наказания именно в виде предупреждения не противоречит принципам справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности. Определение вида санкции в каждом случае привлечения к административной ответственности должно отвечать не только карательной цели наказания, но также быть направлено на предупреждение совершения правонарушения и воспитание добросовестного отношения к исполнению своих обязанностей.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление подлежит изменению в части назначенного наказания – административный штраф в размере 50 000 рублей изменить на предупреждение.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекция труда в Волгоградской области ФИО2 № 34/12-664-18-И/136/9 от 22.05.2018, в соответствии с которым ОАО «Волгоградский речной порт», признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей – изменить, назначить ОАО «Волгоградский речной порт» административное наказание в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.Г. Кудрявцева