НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область) от 17.06.2020 № 2А-2100/20

Дело №...а-2100/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Мягковой Е.А.,

при секретаре Бондаренко Е.В.,

с участием представителя административного истца Комитета сельского хозяйства Волгоградской области – Плотникова И.В., представителя административного ответчика ГУ МВД России по Волгоградской области – Кузнецовой И.В., действующих на основании доверенностей, административного ответчика следователя отдела №... следственной части ГСУ ГУ МВД России по Волгоградской области Мельниченко Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 17 июня 2020 года в городе Волгограде административное дело по административному иску Комитета сельского хозяйства Волгоградской области к следователю отдела №... следственной части ГСУ ГУ МВД России по Волгоградской области Мельниченко Е. А., ГУ МВД России по Волгоградской области о признании незаконным представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления,

УСТАНОВИЛ:

Комитет сельского хозяйства Волгоградской области обратился в суд с иском к следователю отдела №... следственной части ГСУ ГУ МВД России по Волгоградской области Мельниченко Е. А. о признании незаконным представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления. Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Комитета сельского хозяйства Волгоградской области поступило представление отдела №... СЧ ГСУ ГУ МВД России по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№.... Как следует из представления, ДД.ММ.ГГГГ группой СЧ ГСУ ГУ МВД России по Волгоградской области возбуждено уголовное дело №... по признакам состава преступления, предусмотренного ч.4 ст.159.2 УК РФ. Комитет признан потерпевшим, а также гражданским истцом по данному уголовному делу. Следователем но особо важным делам СЧ ГСУ ГУ МВД России по Волгоградской области Мельниченко Е.А. вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ№..., с целью недопущения в последующем совершения аналогичных преступлений, исключить формальный подход к проверке документов, предоставляемых для получения субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства и рассмотреть не позднее одного месяца со дня его вынесения. Согласно данному представлению, формальный невнимательный подход сотрудников Комитета к проверке документов способствовал совершению преступления.

Комитет, рассмотрев данное представление, считает его требования незаконными, поскольку возлагает обязанности, не предусмотренные действующим законодательством. Так, постановлением Правительства Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства и животноводства" был утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства и животноводства, действовавший в период с 2013 по 2015 годы, в соответствии с которым ООО "Страховая компания "Евростраховапие" и была предоставлена субсидия. В соответствии с пунктом 17 Порядка одним из оснований для отказа в предоставлении субсидии является наличие недостоверных сведений в представленных документах. В соответствии с постановлением Губернатора Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№... "О мерах по реализации законов Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-ОД "О внесении изменений в Устав Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-ОД" и от ДД.ММ.ГГГГ№...-ОД "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Волгоградской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Волгоградской области" министерство сельского хозяйства Волгоградской области переименовано в комитет сельского хозяйства Волгоградской области. Согласно пункту 2.7 административного регламента предоставления министерством сельского хозяйства Волгоградской области государственной услуги "Предоставление субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства и животноводства", утвержденного приказом министерства от ДД.ММ.ГГГГ№..., а также пункту 2.7 административного регламента предоставления министерством сельского хозяйства Волгоградской области государственной услуги "Предоставление субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей па уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства и животноводства", утвержденного приказом министерства от ДД.ММ.ГГГГ№... ответственность за достоверность и полноту представляемых сведений и документов, являющихся основанием для предоставления субсидии, возлагается на заявителя. В рамках Порядка Комитет заключал с сельскохозяйственными товаропроизводителями соглашения о предоставлении субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства и животноводства по утвержденным формам. Пунктом 3.1 Соглашения предусмотрено, что в случае нарушения заявителем условий, целей и порядка предоставления субсидий, а именно предоставления недостоверных сведений, повлекших необоснованное получение субсидий, сумма перечисленной субсидии подлежит возврату заявителем в порядке и сроки, установленные Порядком. Также пунктом 3.2 Соглашения предусмотрено, что заявитель несет ответственность за достоверность документов, представляемых в Комитет в процессе реализации настоящего Соглашения, в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Из содержания Порядка, Приказа №..., Приказа №... и Соглашения не следует, что на Комитет возложены обязанности проверки его сотрудниками достоверности сведений предоставляемых документов. Довод, указанный в представлении, о том, что одним из условий, способствовавших совершению указанного преступления, явился формальный подход к проверке документов, предоставленных для получения субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договорам сельскохозяйственного страхования в области растениеводства, заявитель считает не состоятельный, поскольку о том, что были представлены недостоверные сведения, Комитету стало известно после возбуждения уголовного дела. Таким образом, выполнить предлагаемые следователем по особо важным делам отдела №... СЧ ГСУ ГУ МВД России по Волгоградской области Мельниченко Е.А. мероприятия в рамках исполнения представления невозможно, поскольку обжалуемое представление в нарушение вышеуказанных правовых норм не содержит указания о том, какие конкретно положения закона были нарушены Комитетом.

В связи с чем, просил суд признать незаконным представление следователя по особо важным делам отдела №... СЧ ГСУ ГУ МВД РФ по Волгоградской области Мельниченко Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ№... о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления.

В ходе рассмотрения дела в качестве административного соответчика было привлечено ГУ МВД России по Волгоградской области,

Представитель административного истца Комитета сельского хозяйства Волгоградской области по доверенности Плотников И.В. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в административном иске.

Представитель ГУ МВД России по Волгоградской области по доверенности Кузнецова И.В. в судебном заседании возражала против требований иска. Считает, что административным истцом не представлено суду доказательств нарушения каких-либо своих прав и законных интересов оспариваемыми действиями (бездействием) ответчика в виде вынесения в адрес Комитета представления по уголовному делу. В указанном представлении следователь предлагает руководителю рассмотреть данное представление и принять соответствующие меры, что согласуется со статьей 158 УПК РФ.

Административный ответчик следователь отдела №... СЧ ГСУ ГУ МВД России по Волгоградской области Мельниченко Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, просила в иске отказать. Считает, что представление вынесено законно и обоснованно.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и исследовав материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

В силу ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГГГ, каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, что прямо предусмотрено ч.1,2 ст. 46 Конституции Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что в производстве отдела №... СЧ ГСУ ГУ МВД России по Волгоградской области находится уголовное дело №... возбужденное ДД.ММ.ГГГГ по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159.2 УК РФ, по факту хищения бюджетных средств организованной группой под руководством неустановленного лица и Чудина И.Б., в составе Ситкина С.Е., Папченковой В.Г., Бородая А.В. в период с 2013 года по 2015 годы, путем предоставления в министерство сельского хозяйства Волгоградской области заведомо ложных сведений, повлекших незаконное получение ООО «Страховая компания «Еврострахование» субсидий на возмещение части затрат на уплату страховых премий, начисленных по договорам сельскохозяйственного страхования, на общую сумму 160 776 146 рублей. Похищенными бюджетными средствами Волгоградской области Чудин И.Б., Ситкин С.Е., Папченкова В.Г., Бородай А.В. и неустановленное лицо распорядились по своему усмотрению.

ДД.ММ.ГГГГ следователем СЧ ГСУ ГУ МВД России по Волгоградской области Мельниченко Е.А. вынесено представление №..., согласно которому было предложено Комитету с целью недопущения в последующем совершения аналогичных преступлений исключить формальный подход к проверке документов, предоставляемых для получения субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий, начисленных по договорам сельскохозяйственного страхования в области растениеводства.

Представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.

В представлении от ДД.ММ.ГГГГ№... следователь СЧ ГСУ ГУ МВД России по Волгоградской области Мельниченко Е.А. указывает, что данная ситуация стала возможным в связи с тем, что сотрудники министерства (комитета) сельского хозяйства Волгоградской области проявили формальный подход к проверке документов, представленных для получения субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий, начисленных по договорам сельскохозяйственного страхования в области растениеводства.

Согласно ч. 2 ст. 158 УПК РФ, установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.

Из смысла указанной правовой нормы следует, что представление должно содержать указание на нарушение определенных норм закона лицом, в адрес которого оно вынесено. Кроме того, в представлении должно быть указано, какие именно необходимо принять меры для устранения выявленных нарушений закона, их причин и условий, способствующих данному нарушению закона.

В соответствии с подпунктом 18.1 пункта 18 Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утвержденной приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№..., сотрудники следственных подразделении устанавливают в процессе расследования обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, другие нарушения закона. Вносят в соответствующую организацию, независимо от форм собственности, или должностному лицу представление и контролируют своевременное устранение недостатков.

Согласно пункту 12 части 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О полиции» для выполнения возложенных на нее обязанностей полиции предоставлено право вносить в соответствии с федеральным законом руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений.

Аналогичная обязанность закреплена и в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№... «О повышении роли судов в выполнении требований закона, направленных на выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступления и других правонарушений». Так, при рассмотрении уголовного дела суду необходимо проверять, выявлены ли в ходе предварительного расследования причины преступления и условия, способствовавшие его совершению, приняты ли меры к их устранению. Когда в материалах дела имеется представление органа дознания, следователя или прокурора об устранении указанных причин и условий, суд должен установить, приняты ли руководителями соответствующих предприятий, учреждений и организаций необходимые меры по представлению. Если меры приняты не были, надлежит указать об этом в частном определении (постановлении) и при наличии к тому основанию поставить перед вышестоящим органом вопрос об ответственности должностного лица.

В соответствии с п. 2 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями из бюджета субъекта Российской Федерации осуществляется на основании нормативного правового акта высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, регулирующего цели, условия и порядок предоставления субсидий

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» устанавливает правовые основы оказания государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования при осуществлении страховой защиты связанных с производством сельскохозяйственной продукции имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей.

То есть указанным Федеральным законом установлено, что основной задачей выплаты субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям является защита интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 260-ФЗ порядок оказания государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования устанавливается нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№... «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования» утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования.

В соответствии с п. 3 Правил субсидий предоставляются при соблюдении ряда условий, в том числе:

в) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего: обязательство уполномоченного органа осуществлять проверку представленных сельскохозяйственными товаропроизводителями документов.

Постановлением Правительства Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-п «Об утверждении порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства и животноводства» утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства и животноводства, который, согласно п. 1 Порядка, регламентирует процедуру предоставления субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства и животноводства.

Пунктом 3 Порядка установлено, что главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на выплату субсидий, является министерство (комитет) сельского хозяйства Волгоградской области.

В соответствии с подп. 5.1 п. 5 Порядка субсидии предоставляются на возмещение части затрат на уплату страховой премии, начисленной по договорам сельскохозяйственного страхования.

Подпунктом 5.2 п. 5 Порядка установлено, что субсидии предоставляются при соблюдении ряда требований.

Для получения субсидий сельскохозяйственные товаропроизводители представляют в министерство (комитет) сельского хозяйства документы, перечень которых предусмотрен п. 11 и п. 12 Порядка.

В соответствии с п. 14. Порядка министерство (комитет) сельского хозяйства в течение 10 рабочих дней со дня письменного уведомления о принятии документов к рассмотрению осуществляет проверку представленных сельскохозяйственным товаропроизводителем документов в порядке очередности их поступления и принимает одно из следующих решений: о предоставлении субсидии и включении сельскохозяйственного товаропроизводителя в реестр получателей субсидий; об отказе в предоставлении субсидии.

Основанием для отказа в предоставлении субсидий является в соответствии с п. 17 Порядка наличие недостоверных сведений в предоставленных документах.

Данное основание для отказа в предоставлейии субсидий подразумевает собой проверку сотрудниками комитета сельского хозяйства Волгоградской области достоверности сведений, содержащихся в предоставляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями документах.

Согласно подп. 5.3. п. 5 Порядка субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям путем перечисления министерством (комитетом) сельского хозяйства средств областного бюджета, направляемых на выплату субсидий, на основании заявления сельскохозяйственного товаропроизводителя на расчетный счет страховой организации в размере 50% начисленной страховой премии по договору страхования.

Как указано выше, согласно п. 1.1. и п. 1.2. Порядка, документы для получения субсидий в министерство (комитет) сельского хозяйства Волгоградской области предоставляют сельскохозяйственные товаропроизводители. То есть получение документов от самих сельскохозяйственных товаропроизводителей является одним из этапов проверки достоверности предоставленных документов, принимая во внимание тот факт, что субсидии предоставляются путем перечисления на расчетный счет третьего лица - страховой организации.

Однако фактически документы предоставлялись в министерство (комитет) сельского хозяйства Волгоградской области ненадлежащими лицами, взаимодействие непосредственно с сельскохозяйственными товаропроизводителями отсутствовало. Это подтверждается, в том числе, свидетельскими показаниями сельскохозяйственных товаропроизводителей, показаниями обвиняемых по уголовному делу.

Сам смысл процедуры предоставления субсидий, установленный законодательством, заключается в том, чтобы обеспечить страховую защиту интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, а это подразумевает соответствие договоров страхования законодательству, их достоверность. Сотрудники министерства (комитета) сельского хозяйства Волгоградской области должны содействовать в осуществлении прав и защите законных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, предупреждать о последствиях совершаемых действий, разъяснить права и предупредить о последствиях совершаемых действий. С этой целью Порядком предусмотрена процедура заключения соглашений о предоставлении субсидий между сельскохозяйственными товаропроизводителями и министерством (комитетом) сельского хозяйства Волгоградской области.

Таким образом, в результате формального подхода сотрудников министерства (комитета) сельского хозяйства Волгоградской области к проверки документов, представленных для получения субсидий, стало возможно хищение бюджетных денежных средств на сумму 166 536 204 рублей.

Представление следователя внесено в пределах его полномочий, в соответствии с ч. 2 ст. 158 УПК РФ, административный ответчик не вмешивается в компетенцию руководителя Комитета, не указывает совершить действия не входящие в круг полномочий Комитета, его представление содержит предложение рассмотреть представление на совещании и принять меры, направленные к устранению причин и условий, способствующих совершению преступления.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что оспариваемое представление содержит в себе изложение обстоятельств уголовного дела с той степенью подробности, которая бы обеспечивала уяснение сущности нарушений и принятие надлежащих мер по устранению отмеченных недостатков; указание на обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, а также указание на необходимость принятия мер по устранению выявленных обстоятельств, способствовавших совершению преступления. При этом, комплекс мер, которые могут быть предприняты, находится в компетенции соответствующего лица или организации.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется, и судом не установлено.

Административным истцом не представлено суду доказательств нарушения каких-либо своих прав и законных интересов оспариваемым представлением, вынесенному по уголовному делу, которое направлено исключительно на выполнение задач уголовного законодательства, по предупреждению преступлений.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства было установлено, что Комитетом, в установленные законом сроки рассмотрено оспариваемое представление и направлен в адрес СЧ ГСУ ГУ МВД России по Волгоградской области письменный ответ, в котором было высказано не согласие.

При этом, суд учитывает что представление, вынесенное в соответствии с частью 2 статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, направлено исключительно на выполнение задач уголовного законодательства, предусмотренных в статье 2 Уголовного кодекса Российской Федерации – предупреждение преступлений.

При изложенных обстоятельствах, анализируя вышеприведенные правовые нормы и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии необходимой совокупности для удовлетворения требований административного истца, поскольку оспариваемое представление принято в пределах полномочий при наличии предусмотренных законом оснований, соответствует требованиям действующего законодательства, и не повлекло нарушение каких-либо прав, свобод и законных интересов административного истца, которым доказательства нарушенных прав в соответствии с обязанностью, предусмотренной пунктом 1 части 9, частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлены, в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175 – 181 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Комитета сельского хозяйства Волгоградской области к следователю отдела №... следственной части ГСУ ГУ МВД России по Волгоградской области Мельниченко Е. А., ГУ МВД России по Волгоградской области о признании незаконным представление следователя отдела №... следственной части ГСУ ГУ МВД России по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№... о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления – отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Мягкова Е.А.