НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область) от 06.10.2020 № 2А-2795/20

Дело № 2а-2795/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Олейникова А.В.

при секретаре Соловьевой Н.В.

с участием административного истца Яковлевой Н.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании 6 октября 2020 года в городе Волгограде административное дело по иску Яковлевой Н. Г. к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда, Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода, Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» о признании действий незаконными, возложении обязанности

установил:

Яковлева Н.Г. обратилась в суд с названным административным иском, указав, что ею получено налоговое уведомление от 15.08.2019 №35039339, о наличии задолженности по транспортному налогу физических лиц по транспортному средству – теплоходу «Риф», идентификационный номер В-11-3591, в размере 44 880 руб. за период 2016, 2017 и 2018 годов. На заявление в ИФНС России по Центральному району г. Волгограда от 23.01.2020 об отсутствии у нее в собственности указанного судна получен ответ налогового органа, что по сведениям Федерального бюджетного учреждения «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» (далее ФБУ «Администрация Волжского бассейна») с 23.03.2009 и по настоящее время она является собственником теплохода «Риф», идентификационный номер №.... Однако, указанное судно ею продано 26.10.2011 Ширяеву Ю.А. на основании договора купли-продажи, о чем ранее ею неоднократно сообщалось в регистрирующие и налоговые органы. По её обращению Астраханской транспортной прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что судовладельцем моторного судна «Риф», с регистрационным номером №..., в период с 26.10.2011 по 24.02.2012 являлся Ширяев Ю.А. С 24.02.2011 по настоящее время судовладельцем является Бобнев С.Н. С учетом приведенных обстоятельств считает вынесенное ИФНС по Центральному району г. Волгограда налоговое уведомление от 15.08.2019 №35039339 незаконным и подлежащим отмене, поскольку у нее не возникает обязанность по уплате налога в отношении не принадлежащего ей имущества.

Просила суд признать незаконным и отменить налоговое уведомление ИФНС России по Центральному району г. Волгограда от 15.08.2019 №35039339. Обязать ФБУ «Администрация Волжского бассейна» исключить из государственного судового реестра запись о регистрации разъездного теплохода «Риф», В-11-3591, числящегося за Яковлевой Н.Г.

В ходе рассмотрения дела административным истцом неоднократно уточнялись и дополнялись заявленные требования, в итоге просит признать незаконным действия ИФНС России по Центральному району г. Волгограда по требованию об оплате транспортного налога на транспортное средство теплоход «Риф», №..., в размере 44 880 руб. за период 2016, 2017 и 2018 год. Признать незаконным действия ИФНС России по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода по расчету (начислению) транспортного налога за 2016 – 2018 г.г. по сроку уплаты 02.12.2019 в общей сумме 44 880 руб. Обязать ФБУ «Администрация Волжского бассейна» исключить запись о регистрации разъездного теплохода «Риф», №..., числящегося за Яковлевой Н.Г. Также просит восстановить ей пропущенный срок подачи административного искового заявления в связи с нахождением в режиме обязательной самоизоляции, по причине угрозы распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19).

В судебном заседании административный истец Яковлева Н.Г. на удовлетворении заявленных требований настаивала по основаниям, приведенным в административном иске и дополнении к нему. Пояснила, что в 2011 году она продала принадлежащий ей теплоход «Риф», идентификационный номер В-11-3591, после чего необходимые документы были представлены как в регистрирующий орган, так и в ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда (по месту жительства на тот момент). В период с 2013 года по 2019 год она получала налоговые уведомления об уплате транспортного налога, в которых отсутствовали начисления по указанному теплоходу. Как ей впоследствии стало известно, ФБУ «Администрация Волжского бассейна» восстановило запись о её собственности в отношении судна, так как в ходе внутренней проверки не были обнаружены документы, послужившие основанием к прекращению регистрации теплохода за ней. После получения налогового уведомления, органами прокуратуры по её заявлению проведена проверка, в ходе которой подтверждено отсутствие в её собственности теплохода с октября 2011 года. Документы, имеющие отношение к продаже теплохода и снятию его с регистрации, в том числе договор купли-продажи, заявление, она перестала хранить в начале 2019 года, поскольку посчитала, что за давностью лет необходимости в них не имеется.

Представитель административного ответчика ФБУ «Администрация Волжского бассейна» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Предоставил возражения на иск, в которых указал, что на основании положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, и подзаконных правовых актов 23.03.2009 зарегистрировано право собственности Яковлевой Н.Г. на разъездной теплоход «Риф», идентификационный номер В-11-3591. В соответствии с установленной процедурой за снятием теплохода с регистрации административный истец не обращалась. Полагает, что регистрация теплохода за Ширяевым Ю.А. проведена ГУ МЧС России по Астраханской области без учета регистрации суда в Государственном судовом реестре Российской Федерации. Просил суд в требованиях Яковлевой Н.Г. к ФБУ «Администрация Волжского бассейна» отказать.

Также представитель названного административного ответчика просил об отложении судебного заседания в связи с его нахождением в ежегодном основном оплачиваемом отпуске. Однако, поскольку дата и время разбирательства дела ранее в судебном заседании 15.09.2020 согласована судом со сторонами, в том числе с представителем ФБУ «Администрация Волжского бассейна», которым возражений представлено не было, учитывая, что ответчик является юридическим лицом, интересы которого в суде могут представлять и иные работники учреждения, так как необоснованное отложение может повлечь нарушение прав сторон на судопроизводство в разумный срок, судом не установлено оснований для удовлетворения заявленного ходатайства.

Представитель административного ответчика ИФНС России по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, предоставил отзыв на административное исковое заявление, в котором указал о пропуске Яковлевой Н.Г. срока на предъявление рассматриваемого административного иска в суд.

Представитель административного ответчика ИФНС России по Центральному району г. Волгограда, представитель заинтересованного лица ГУ МЧС России по Астраханской области, заинтересованные лица Бобнев С.Н., Ширяев Ю.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили, об отложении слушания дела не просили, их участие обязательным не признавалось, в связи с чем, на основании ч.6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав Яковлеву Н.Г., исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

В силу ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950, каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, что прямо предусмотрено ч.1,2 ст. 46 Конституции РФ.

На основании ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что 23.09.2009 уполномоченным органом в Государственный судовой реестр Российской Федерации внесена запись о регистрации права собственности Яковлевой Н.Г. на разъездной теплоход «Риф», идентификационный номер В-11-3591.

Осуществляющим с 25.05.2012 регистрационные действия в отношении судов внутреннего водного плавания в Государственном судовом реестре РФ ФБУ «Администрация Волжского бассейна» в ходе рассмотрения дела представлены данные о наличии в настоящее время в указанном государственном реестре сведений о собственности административного истца на теплоход «Риф».

На основании сведений, полученных от ФБУ «Администрация Волжского бассейна», ИФНС России по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода произведено начисление Яковлевой Н.Г. транспортного налога за 2016, 2017 и 2018 годы по 14 960 руб. за каждый налоговый период, о чем в адрес последней 15.08.2019 направлено налоговое уведомление №35039339 со сроком исполнения не позднее 02.12.2019, а также требование об уплате налога в общем размере 44 880 руб. от 23.12.2019 №49851 со сроком исполнения до 24.01.2020.

По существу рассматриваемого дела административный истец полагает об отсутствии у нее обязанности по уплате налога, незаконности действий налоговых органов по начислению ей транспортного налога за 2016 – 2018 годы и об обязанности регистрирующего органа исключить из Государственного судового реестра Российской Федерации запись о наличии в её собственности теплохода «Риф», поскольку данное имущество ею продано в 2011 году.

По правилам ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Проверяя соблюдение административным истцом срока на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями суд учитывает общие положения ч.1 ст. 219 КАС РФ, по смыслу которых если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч.5 ст. 219 КАС РФ).

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч.7 ст. 219 КАС РФ).

По представленным в деле документам, в том числе обращениям Яковлевой Н.Г. в УФНС России по Волгоградской области, УФНС России по Нижегородской области, ФБУ «Администрация Волжского бассейна» и ответам на них по вопросам о начислении ей транспортного налога по теплоходу «Риф» и наличии в Государственном судовом реестре Российской Федерации записи о собственности на названное имущество, о нарушении прав административному истцу стало известно в сентябре 2019 года, тогда как рассматриваемый административный иск предъявлен в суд 25.05.2020, то есть с пропуском установленного законом срока на оспаривание действий, решений государственных органов и учреждений.

Вместе с тем, в указанный период времени она неоднократно обращалась к административным ответчикам за приведением сведений государственном реестре в соответствии с фактическими обстоятельствами, об исключении необоснованного начисления налога на имущество, собственником которого она не является, обжаловала действия налоговых органов в порядке подчиненности, а также направляла заявление в транспортную прокуратуру.

Суд учитывает последовательные действия Яковлевой Н.Г., направленные на восстановление своих прав, давность событий, связанных с отчуждением ею права собственности на судно, объективную необходимость сбора сведений, подтверждающих факт продажи теплохода.

Кроме того, по смыслу правовой позиции, приведенной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №1, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020, Право на судебную защиту лиц, участвующих в деле, лишенных в силу объективных обстоятельств возможности совершить необходимое процессуальное действие в установленные законом сроки, обеспечивается посредством восстановления процессуальных сроков (статья 95 КАС РФ).

К уважительным причинам пропуска процессуального срока относятся как обстоятельства, связанные с личностью заинтересованного лица (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), так и обстоятельства, объективно препятствовавшие лицу, добросовестно пользующемуся своими процессуальными правами, реализовать свое право в установленный законом срок.

Таким образом, сроки совершения процессуальных действий лицами, участвующими в деле, пропущенные в связи с введенными мерами по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (ограничение свободного перемещения граждан, их нахождения в общественных местах, государственных и иных учреждениях, изменения в работе органов и организаций), подлежат восстановлению в соответствии с процессуальным законодательством.

Приведенные выше обстоятельства в совокупности позволяют судить о том, что срок на обращение в суд Яковлевой Н.Г. пропущен при наличии уважительных причин, в связи с чем подлежит восстановлению.

Оценивая фактические обстоятельства дела в пределах заявленных требований суд руководствуется следующим.

Как установлено ст. 130 ГК к недвижимым вещам относятся, в том числе, суда внутреннего плавания, которые подлежат государственной регистрации.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (ст. 131 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 15 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов.

Исходя из п. 1 ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящем пункте реестров судов Российской Федерации (далее также - реестры судов): Государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов.

Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством (п. 3 ст. 16 Кодекса).

В силу ст. 57 Конституции РФ каждый гражданин РФ обязан платить установленные законом налоги.

В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщик обязан уплачивать установленные налоги.

Частью 1 ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено стоящей статьей.

По смыслу ч. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в числе прочего, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информационные ресурсы налоговых органов, содержащие сведения об имуществе и их владельцах, формируются на основании сведений, получаемых от органов, учреждений и организаций (регистрирующие органы), на которые, в соответствии со статьей 85 НК РФ, возложена обязанность, представлять такую информацию.

В соответствии со статьей 14 НК РФ транспортный налог является региональным и подлежит зачислению в региональный бюджет. При этом в силу п. 1 ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

Согласно п. 5 ст. 83 НК РФ постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 НК РФ. Местом нахождения имущества для водных транспортных средств (за исключением маломерных судов) - место государственной регистрации транспортного средства.

Как указывалось выше, основанием к начислению Яковлевой Н.Г. транспортного налога на теплоход «Риф», идентификационный номер №..., послужили сведения Государственного судового реестра Российской Федерации, представленные ФБУ «Администрация Волжского бассейна», осуществляющим регистрацию транспортных средств.

При этом такие сведения не могли быть проигнорированы налоговыми органами, в связи с чем позиция административного истца о незаконности действий, налогового уведомления, требования ИФНС России по Нижегородскому району ... и ИФНС России по Центральному району г. Волгограда, об оплате транспортного налога на теплоход за период 2016 – 2018 годов, не основана на приведенных нормах гражданского и налогового законодательства.

Вместе с тем, исходя из п.1 ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, в числе которых объект налогообложения, налоговый период.

Как установлено абз. 2 п.1 ст. 38 НК РФ каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 22.06.2009 №10-П, налогообложение, выступая ограничением права собственности, должно быть основано на конституционном принципе равенства, который в налогообложении понимается прежде всего как его равномерность, нейтральность и справедливость, в связи с чем недопустимо двойное обложение одним и тем же налогом одних и тех же объектов, а также взимание налога при отсутствии экономического обоснования, определенного законом.

Принцип недопустимости двойного налогообложения предполагает запрет взимания одного налога более одного раза с одного объекта налогообложения.

Заявляя об отсутствии у нее обязанности по уплате транспортного налога за спорные периоды 2016 – 2018 годов Яковлева Н.Г. ссылается на заключение 26.10.2011 договора купли-продажи, в соответствии с котором теплоход «Риф», идентификационный номер №..., продан Ширяеву Ю.А. Аналогичные доводы последовательно приводились ею при направлении обращений в налоговые органы по вопросу начисления транспортного налога по судну «Риф».

Действительно, из ответа заместителя Астраханского транспортного прокурора от 13.12.2019 №95ж-2019 по итогам проверки, проведенной по обращению административного истца, следует, что в период с 26.10.2011 до 24.02.2012 судовладельцем моторного судна «Риф» с регистрационным номером №... являлся Ширяев Ю.А., в качестве основания для регистрации предоставлены свидетельство о праве собственности, договор купли-продажи, акт выполненных работ и квитанция об оплате госпошлины. С 24.02.2012 по настоящее время судовладельцем указанного судная является Бобиев (по уточненным судом данным - Бобнев) С.Н., в качестве основания для регистрации предоставлен судовой билет ДБ 524967 и договор купли-продажи.

Согласно письму ГУ МЧС России по Астраханской области от 14.11.2019 №481-1-41, по учетным данным ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Астраханской области» за Яковлевой Н.Г. судно «Риф», В-11-3591, не зарегистрировано. С 2012 года по настоящее время владельцем судна является другой гражданин.

Письмом ГУ МЧС России по Астраханской области от 04.02.2020 №105-20-17 представлены сведения в отношении моторного судна «катер», название – «Риф», в период с 26.10.2011 по 24.02.2012 судовладельцем которого являлся Ширяев Ю.А., в период с 24.02.2012 по настоящее время – Бобнев С.Н.

В ходе рассмотрения дела ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Астраханской области» по запросу суда представлена аналогичная информация о судовладельцах, а также копии регистрационных карточек – заявлений судовладельцев Ширяева Ю.А. и Бобнева С.Н. с перечнем документов, подтверждающих законность приобретения судна.

Таким образом, представленные в деле письменные доказательства позволяют судить о том, что в настоящее время права в отношении одного и того же объекта налогообложения – судна «Риф» зарегистрированы одновременно и в Государственном судовом реестре Российской Федерации, и в реестре маломерных судов, что сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.

По общему правилу, определенному п.1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Поскольку в ходе рассмотрения дела нашли свое подтверждение доводы административного иска о продаже Яковлевой Н.Г. в октябре 2011 года принадлежавшего ей теплохода «Риф» Ширяеву Ю.А., которым зарегистрировано свое право на речное судно, а позднее право на этот же объект зарегистрировано в реестре маломерных судов за Бобневым С.Н., между последним и административным истцом отсутствуют споры относительно принадлежности имущества, напротив, Яковлева Н.Г. прямо признает принадлежность теплохода иному лицу, данных об оспаривании кем-либо, в том числе государственными органами, зарегистрированного права Бобнева С.Н. на недвижимое имущество – судно «Риф», не имеется, суд находит обоснованной позицию административного истца об отсутствии в её собственности указанного объекта налогообложения в период с октября 2011 года по настоящее время.

Приобщенные по ходатайству административного истца налоговые уведомления от 10.05.2012 №262718 за налоговый период 2011 года, от 22.02.2013 №174122 за 2012 год, от 09.06.2014 №414554 за 2013 год, от 10.04.2015 №620503 и от 16.05.2015 №456712 за 2014 год, от 28.07.2016 №93078042 за 2015 год, от 21.11.2017 № 33370852 (перерасчет за налоговый период 2014 года), 12.07.2018 №27846530 за 2016 и 2017 годы, подтверждают позицию Яковлевой Н.Г. об отсутствии начисления ей транспортного налога по теплоходу «Риф».

Вместе с тем, сложившаяся в настоящее время ситуация привела к двойному налогообложению, а именно: за один и тот же период 2016 – 2018 годов, по одному и тому же объекту, сумма транспортного налога начислена Яковлевой Н.Г. (налоговый орган по месту регистрации теплохода ИФНС России по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода), а также Бобневу С.Н., что подтверждается сообщением УФНС России по Астраханской области от 22.09.2020 №20-18/14685. Из этого же сообщения усматривается, что обязанность по уплате транспортного налога за 2014 и 2015 годы Бобневым С.Н. исполнена.

В этой связи, несмотря на формальное соответствие налогового уведомления от 15.08.2019 №35039339 и требования от 23.12.2019 №49851 положениям Налогового кодекса Российской Федерации, предъявление налоговыми органами Яковлевой Н.Г. требования об исполнении обязанности по уплате транспортного налога по объекту, собственником которого она не является, свидетельствует о двойном налогообложении и безусловно нарушает права последней.

Статьей 1, п. 2 ст. 3 КАС РФ определена основная задача административного судопроизводства - защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В силу ч.1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, обращение в суд за защитой нарушенного права как реализация неотчуждаемого права человека - права на судебную защиту, выступающего одновременно процессуальной гарантией всех других прав и свобод и наиболее действенным способом охраны достоинства личности, предполагает, как это следует из закрепляющей данное право статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 19 (часть 1), 47 (часть 1) и 123 (часть 3), возможность на основе принципов равенства всех перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон судопроизводства получить реальную судебную защиту в форме восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательно установленными критериями.

В развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть первая статьи 4 КАС РФ закрепляет, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Тем самым административное процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.

Целью судебной защиты с учетом требований ч. 3 ст. 17, ч. 1 ст. 19, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, является восстановление нарушенных или оспариваемых прав, при этом защита такого права в судебном порядке должна обеспечивать как соразмерность нарушенного права и способа его защиты, так и баланс интересов всех участников спора.

С учетом приведенных гарантий, суд полагает необходимым административный иск Яковлевой Н.Г. удовлетворить в части, признав отсутствующей у нее обязанность по оплате транспортного налога за период 2016, 2017 и 2018 годы по транспортному средству – разъездному теплоходу «Риф» (идентификационный номер В№...) в размере 44 880 руб., отказав в оставшейся части требований к ИФНС России по Центральному району г. Волгограда, ИФНС России по Нижегородскому району ... о признании действий незаконными.

При разрешении требований административного истца к ФБУ «Администрация Волжского бассейна», суд учитывает следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 17 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок государственной регистрации этих судов в реестре маломерных судов устанавливается указанным органом.

Порядок осуществления государственной регистрации судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации определен ст. 19 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, а также Правилами государственной регистрации судов, утвержденными Приказом Минтранса РФ от 26.09.2001 № 144.

Суд находит обоснованной позицию представителя административного ответчика ФБУ «Администрация Волжского бассейна» в ходе рассмотрения дела о том, что Яковлевой Н.Г. не представлено доказательств соблюдения установленной названными правовыми актами процедуры регистрации прекращения права собственности на теплоход «Риф» в Государственном судовом реестре Российской Федерации.

Однако, с учетом сложности правовой базы в части оснований отнесения судов к различным категориям, специфики регистрации судов в том или ином государственном реестре, ведении реестров несколькими органами (учреждениями), имеется объективная сложность для граждан в определении порядка действий при регистрации судов.

Фактические обстоятельства настоящего дела свидетельствуют о том, что после заключения 26.10.2011 договора купли-продажи между Яковлевой Н.Г. и Ширяевым Ю.А., право собственности последнего на судно «Риф» зарегистрировано уполномоченным органом в реестре маломерных судов на основании представленных документов.

В этой связи, доводы административного истца об уведомлении ею в 2011 году уполномоченного государственного органа о продаже судна Ширяеву Ю.А., снятии его с учета также не лишены оснований.

Эта позиция подтверждается и тем, что в период с 2012 по 2019 год, до момента начисления налоговым органом по месту регистрации теплохода транспортного налога за три предшествующих налоговых периода 2016 – 2018 годов и направления ИФНС России по Центральному району г. Волгограда Яковлевой Н.Г. налогового уведомления от 15.08.2019 №35039339, ФБУ «Администрация Волжского бассейна» не представлялись в ИФНС России по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода данные о зарегистрированном праве административного истца на судно, налог на этот объект административному истцу не начислялся.

Сама по себе ссылка административного ответчика в возражениях на отсутствие в учреждении документов, предусмотренных правовыми актами, а именно: заявления Яковлевой Н.Г., либо ее представителя (Продавца) о прекращении права собственности на судно в связи с заключением договора купли-продажи; заявления Ширяева Ю.А., либо его представителя (Покупателя) на регистрацию права собственности на судно; и как следствие штампа погашения регистрационной записи в связи с переходом права к новому правообладателю, не может служить единственным доказательством игнорирования административным истцом порядка государственной регистрации судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации.

ФБУ «Администрация Волжского бассейна» осуществляет функции по ведению Государственного судового реестра Российской Федерации с 2012 года. Сведений о передаче либо не передаче учреждению в полном объеме документов, послуживших основанием для внесения записей в отношении теплохода «Риф», до передачи полномочий, равно как и дела регистрации правоустанавливающих документов (п. 41 Правил государственной регистрации судов), ответчиком суду не представлено.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела Яковлева Н.Г. приводила доводы о том, что в период 2012 – 2019 годов она была убеждена в исключении записи о ней, как о собственнике теплохода, из государственного реестра, в связи с чем не сохранила подтверждающие факт его продажи документы, в том числе заявление в орган, осуществляющий государственную регистрацию судов.

В сложившейся ситуации, когда с момента заключения договора купли-продажи истекло более 7,5 лет, а после истечения определенных гражданским законодательством общих сроков исковой давности (ст. 196 ГК РФ) и срока исчисления налоговыми органами подлежащего уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств налога (п.2 ст. 52 НК РФ) прошло значительное время, и у гражданина объективно отсутствовала необходимость в хранении таких документов, действия административного истца не могут быть признаны неразумными либо неосмотрительными. Соответственно возложение бремени доказывания факта обращения за получением государственной услуги по исключению сведений о собственности из Государственного судового реестра Российской Федерации и соблюдения установленного порядка исключительно на Яковлеву Н.Г. противоречило бы целям и задачам административного судопроизводства, определенным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Также необходимо отметить, что законность принятого Центром ГИМС ГУ МЧС России по Астраханской области решения о регистрации судна, в том числе о наличии в распоряжении этого органа данных об исключении сведений о правах на теплоход из Государственного судового реестра Российской Федерации, в предмет судебной проверки по настоящему делу не входит.

Таким образом, поскольку в ходе рассмотрения дела суду не представлено доказательств достоверности сведений Государственного судового реестра Российской Федерации о наличии в собственности административного истца теплохода «Риф», идентификационный номер В-11-3591, эти сведения влекут нарушение прав Яковлевой Н.Г., в частности служат основанием для необоснованного начисления ей транспортного налога, суд приходит к выводу о возложении на ФБУ «Администрация Волжского бассейна» обязанности внести в государственный реестр запись о прекращении права собственности Яковлевой Н.Г. на судно (п. 17 Правил государственной регистрации судов).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 181, 218 – 228 КАС РФ, суд

решил:

требования Яковлевой Н. Г. к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда, Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода, Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» о признании действий незаконными, возложении обязанности – удовлетворить в части.

Признать отсутствующей у Яковлевой Н. Г. обязанность по оплате транспортного налога за период 2016, 2017 и 2018 годы по транспортному средству – разъездному теплоходу «Риф» (идентификационный номер №... в размере 44 880 рублей.

Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» внести в Государственный судовой реестр Российской Федерации запись о прекращении права собственности Яковлевой Н. Г. на разъездной теплоход «Риф» (идентификационный номер №...).

В удовлетворении оставшейся части административных исковых требований Яковлевой Н. Г. к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда, Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода о признании действий незаконными – отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья А.В. Олейников