НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Тюмени (Тюменская область) от 13.01.2016 № 12-3/2016

материал №12-3/2016

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

город Тюмень 13 января 2016 года

Судья Центрального районного суда г.Тюмени Кукеева Р.Х.,

по адресу: г.Тюмень, ул.8 Марта, д.1, каб.614,

с участием: защитника ООО ЗМЗ МПО «ТОИР», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО6, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя Государственной инспекции труда в Тюменской области Шимановской С.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев жалобу ФИО1 – законного представителя Общества с ограниченной ответственностью Завод мобильных зданий МПО «ТОИР», расположенного по адресу: <адрес>,

на постановление №2015/71/8 о назначении административного наказания, вынесенное 06 октября 2015 года врио главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Тюменской области Сорокан С.Ю., в отношении ООО ЗМЗ МПО «ТОИР» по ч.1 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

06 октября 2015 года врио главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Тюменской области Сорокан С.Ю. в отношении юридического лица – ООО ЗМЗ МПО «ТОИР» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), из которого следует, что обществом допущено нарушение требований ст.91 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающей рабочее время, а также ст.104 и ст.110 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающих учетный период для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также продолжительности еженедельного непрерывного отдыха.

В соответствии с постановлением врио главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Тюменской области Сорокан С.Ю. от 06 октября 2015 года №2015/71/8 ООО ЗМЗ МПО «ТОИР» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, и Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей.

С указанным постановлением законный представитель ООО ЗМЗ МПО «ТОИР», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО1, не согласился, считает, что постановление вынесено незаконно и подлежит отмене, а производство по делу прекращению. Так, в нарушение требований Федерального закона №294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон №294), ст.360 Трудового кодекса Российской Федерации и Административного регламента Государственной инспекции труда приказ (распоряжение) о проведении внеплановой документарной проверки №834 от 29 июня 2015 года вынесен не уполномоченным должностным лицом и.о. руководителя Государственной инспекции труда – главного государственного инспектора труда в Тюменской области Ташлыковым В.П., тогда как законом предусмотрено вынесение такого приказа (распоряжения) руководителем (заместителем руководителя) органа государственного контроля (надзора). В ходе проведения плановой проверки в июне 2014 года нарушений трудового законодательства в ООО ЗМЗ МПО «ТОИР» не выявлено, в связи с чем, оснований для проведения внеплановой проверки на основании поручения заместителя Председателя Правительства РФ от 09 октября 2014 года не имелось, что также является грубым нарушением Федерального закона №294. Акт проверки , составленный по результатам внеплановой документарной проверки, оконченной 07 августа 2015 года, вручен представителю Общества лишь 02 октября 2015 года, спустя 55 дней после ее окончания, что согласно ст.20 Федерального закона №294 также является грубым нарушением. Кроме того, в жалобе указывает, что должностным лицом государственной инспекции труда были допущены существенные нарушения процессуального законодательства, связанные с неправильным оформлением протокола об административном правонарушении вынесением постановлениям о наложении административного взыскания, поскольку 06 октября 2015 года в помещении инспекции представителю ООО ЗМЗ МПО «ТОИР» были одновременно вручены протоколы об административных правонарушениях и , а также постановления о назначении административного наказания №2015/71/7 и №2015/71/8, при этом фактически никакое административное разбирательство не проводилось, права не разъяснялись, мнение представителя и его позиция не выяснялись.

Законный представитель ООО ЗМЗ МПО «ТОИР», в отношении которого ведется производств по делу об административном правонарушении – ФИО1, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не поступало. При таких обстоятельствах, судья считает рассмотреть жалобу в отсутствие ФИО1

Защитник ФИО6 в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме и просил ее удовлетворить по основаниям, изложенным в жалобе.

В судебном заседании представитель Государственной инспекции труда в Тюменской области Шимановская С.В. с доводами жалобы согласилась, однако полагала, что постановление №2015/71/8 о назначении административного наказания от 06 октября 2015 года вынесено в отношении ООО ЗМЗ МПО «ТОИР» законно и обосновано.

Проверив в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, заслушав участвующих лиц, обсудив доводы жалобы, судья находит постановление №2015/71/8 от 06 октября 2015 года о назначении наказания ООО ЗМЗ МПО «ТОИР» подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно положениям ст.360 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Порядок проведения внеплановой проверки юридических лиц закреплен в главе 2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В силу ст.ст.9, 10, ч.1 ст.14 указанного Закона проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, и может быть плановой и внеплановой.

Так, 09 октября 2014 года заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. Роструду дано поручение №ОГ-П12-275 в целях легализации правовых отношений граждан, осуществляющих трудовую деятельность в хозяйствующих субъектах Российской Федерации, обеспечить организацию и проведение в 2014 и 2015 годах внеплановых проверок соблюдения трудового законодательства в хозяйствующих субъектах, в которых ранее были выявлены нарушения, связанные с оформлением трудовых отношений с работниками или с оплатой труда, а также в организациях, осуществляющих выплату заработной платы ниже или равную минимальному размеру оплаты труда.

25 июля 2014 года по результатам проведения плановой проверки в ООО ЗМЗ МПО «ТОИР» нарушений требований трудового законодательства не выявлено, что подтверждается представленным в деле об административном правонарушении акте проверки . Кроме того, ООО ЗМЗ МПО «ТОИР» не относится к организациям с выплатой заработной платы ниже или равной минимальному размеру оплаты труда.

Несмотря на это, 29 июня 2015 года и.о. руководителя государственной жилищной инспекции труда в Тюменской области Ташлыковым В.П. вынесено распоряжение (приказ) о проведении в срок с 10 июля 2015 года по 07 августа 2015 года внеплановой документарной проверки ООО ЗМЗ МПО «ТОИР» с целью защиты прав и интересов работников по поручению заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. №ОГ-П12-275 от 09 октября 2014 года по вопросу легализации правовых отношений граждан, задачами которой являлись надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Проведение проверки поручено государственному инспектору труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Тюменской области Сорокан С.Ю.

В соответствии со ст.16 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах, который оформляется непосредственно после ее завершения, один из экземпляров с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора). В акте должны быть указаны сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи.

Так, по результатам проверки 07 августа 2015 года Сорокан С.Ю. составлен акт проверки , согласно которому в ООО ЗМЗ МПО «ТОИР» выявлены нарушения требований ст.ст.57, 91, 104 и 110 Трудового кодекса Российской Федерации.

В этот же день ООО ЗМЗ МПО «ТОИР» выдано предписание , согласно которому общество в срок до 07 сентября 2015 года обязано устранить выявленные в ходе проведения внеплановой документарной проверки нарушения трудового законодательства.

Из материалов дела следует, что акт проверки и предписание получены защитником ООО ЗМЗ МПО «ТОИР» 06 октября 2015 года, то есть после фактического истечения срока для устранения выявленных в ходе проведения проверки нарушений требований трудового законодательства, в день составления протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о назначении обществу административного наказания. Других сведений об ознакомлении либо о вручении копии акта со всеми приложениями законному представителю ООО ЗМЗ МПО «ТОИР» в материалах дела об административном правонарушении не содержится, отметки об отказе от ознакомления с актом проверки не имеется, как и данных о направлении его по почте.

В соответствии с ч.1 ст.20 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований.

Согласно п.п.1, 6 ч.2 ст.20 указанного Закона к грубым нарушениям требований к организации и проведению проверок относятся отсутствие оснований проведения плановой проверки и непредставление акта проверки лицу, в отношении которого проводилась проверка.

В силу ч.ч.1,2 ст.26.2 КоАП РФ акт проверки Государственной инспекции труда в Тюменской области является одним из документов, в котором излагаются сведения, имеющие значение для выяснения обстоятельств совершенного правонарушения, и который подлежит оценке в качестве доказательства по делу по правилам ст.26.11 КоАП РФ, с учетом положений ч.3 ст.26.2 КоАП РФ.

Так как допущенные должностными лицами Государственной инспекции труда в Тюменской области в ходе внеплановой документарной проверки ООО ЗМЗ МПО «ТОИР» нарушения требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» относятся к грубым нарушениям, то результаты проверки не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований закона. Следовательно, составленный по результатам проверки акт от 07 августа 2015 года, в силу ч.3 ст.26.2 КоАП РФ не может являться допустимым доказательством вины ООО ЗМЗ МПО «ТОИР» в совершении административного правонарушения.

Кроме того, в протоколе об административном правонарушении , как и в постановлении о назначении административного наказания №2015/71/8 содержатся противоречивые сведения, поскольку в указанных документах имеется указание об участии при их составлении генерального директор ООО ЗМЗ МПО «ТОИР» ФИО1, тогда как из материалов дела об административном правонарушении следует, что протокол и постановление составлялись должностным лицом Сорокан С.Ю. в присутствие защитника общества ФИО8, что подтверждается ее подписями в указанных документах, а также распиской о разъяснении прав защитнику.

При таких обстоятельствах судья пришел к выводу, что постановление о назначении ООО ЗМЗ МПО «ТОИР» как юридическому лицу административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, основывается на доказательствах, полученных с грубыми нарушениями действующего законодательства.

Вышеприведенные нарушения требований административного законодательства являются существенными, поскольку влияют на законность и обоснованность принятого по делу решения.

На основании изложенного, судья полагает, что постановление №2015/71/8 о назначении административного наказания, вынесенное 06 октября 2015 года врио главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Тюменской области Сорокан С.Ю., в отношении ООО ЗМЗ МПО «ТОИР», подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению, за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено указанное постановление.

На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление №2015/71/8 о назначении административного наказания, вынесенное 06 октября 2015 года врио главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Тюменской области Сорокан С.Ю., в отношении Общества с ограниченной ответственностью Завод мобильных зданий МПО «ТОИР» по ч.1 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО ЗМЗ МПО «ТОИР» прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы в Центральный районный суд г.Тюмени.

Судья ____________ Р.Х. Кукеева