Дело № 2а-1832/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«27» ноября 2017 года город Тверь
Центральный районный суд города Твери в составе:
Председательствующего судьи Булыгиной Н.В.
при секретаре Даниловой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Жилищного кооператива № 3 «МАЯК» к Администрации города Твери, ГУ «Государственная жилищная инспекция Тверской области» о признании незаконным отказа ГУ «Государственная жилищная инспекция Тверской области» о включении многоквартирного жилого дома №52 корпус 2 на улице Паши Савельевой в городе Твери в реестры уведомлений и специальных счетов, выраженного в письме ГУ «ГЖИ» №2520-04 от 16 июня 2014 года, об обязании ГУ «Государственная жилищная инспекция Тверской области» включить многоквартирный жилой дом №52 корпус 2 на улице Паши Савельевой в городе Твери в реестр выбора собственников помещений многоквартирных домов способа формирования фонда капитального ремонта на территории Тверской области, размещенной на официальном сайте – как на специальном счете ЖК №3 «Маяк», о признании недействующим постановления администрации города Твери от 27 мая 2014 года №638 в части включения многоквартирного жилого дома №52 корпус 2 на улице Паши Савельевой в городе Твери в Перечень многоквартирных домов города Твери, в отношении которых принимается решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора,
у с т а н о в и л :
Жилищный кооператив № 3 «МАЯК» в лице председателя Анисимова Н.Ю. обратился в Центральный районный суд г Твери с требованиями к Администрации города Твери с требованиями об исключении многоквартирного дома из перечня многоквартирных домов города Твери, в отношении которых принимается решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве административного соответчика была привлечена ГУ «Государственная жилищная инспекция Тверской области».
Административным истцом неоднократно уточнялись исковые требования, в последних уточненных исковых требованиях от 31 октября 2017 года просил признать незаконным отказа ГУ «Государственная жилищная инспекция Тверской области» о включении многоквартирного жилого дома №52 корпус 2 на улице Паши Савельевой в городе Твери в реестры уведомлений и специальных счетов, выраженного в письме ГУ «ГЖИ» №2520-04 от 16 июня 2014 года, обязать ГУ «Государственная жилищная инспекция Тверской области» включить многоквартирный жилой дом №52 корпус 2 на улице Паши Савельевой в городе Твери в реестр выбора собственников помещений многоквартирных домов способа формирования фонда капитального ремонта на территории Тверской области, размещенной на официальном сайте – как на специальном счете ЖК №3 «Маяк», признать недействующим постановления администрации города Твери от 27 мая 2014 года № 638 в части включения многоквартирного жилого дома №52 корпус 2 на улице Паши Савельевой в городе Твери в Перечень многоквартирных домов города Твери, в отношении которых принимается решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
В обоснование уточненных исковых требований указано, что в феврале 2014 года было проведено общее собрание Жилищного кооператива № 3 «Маяк» с повесткой дня: выбрать компанию, которая будет распоряжаться средствами, поступающими от жителей дома, на капитальный ремонт; избрать ревизионную комиссию дома.
Голосование проводилось бюллетенями (в заочной письменной форме). По 1 вопросу принято следующее решение: средствами, поступающими от жителей на капитальный ремонт, будет распоряжаться Жилищный кооператив № 3 «Маяк».
Пунктом 5 ст. 170 ЖК РФ (в редакции, действующей в 2014 году) установлено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном же должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Однако, соответствующего протокола подтверждающим принятие решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в адрес регионального оператора не направлялось.
В адрес ГУ «Государственная жилищная инспекция по Тверской области» была направлена копия протокола общего собрания от 28 февраля 2014 г., на котором было принято решение о формирования фонда капитального ремонта на счете ЖК№3 «Маяк». В своих возражениях, административный ответчик (Администрация города Твери) указывает на то, что кооперативом не в полном объеме были представлены документы, подтверждающие реализацию собственниками помещений права на выбор способа формирования фонда капитального ремонта, а именно, к копии протокола не был приложен договор на открытие специального счета. Далее, административный ответчик делает вывод о том, что собственники не реализовали предоставленного им права.
Данный вывод административного ответчика является незаконным в силу следующего.
Подпунктом 5 пункта 4 ст. 170 ЖК РФ указано, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
Таким образом, по смыслу Закона, отсутствие открытого специального счета не может являться препятствием для установления факта реализации собственниками помещений своего права на выбор способа формирования фонда капитального ремонта.
Из данного следует, что отказ ГУ «ГЖИ» является незаконным, так как Кооператив реализовал свое право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта, о чем ответчик был надлежащим образом уведомлен.
Более того, Кооператив, начиная с даты открытия специального счета, ежемесячно направлял в адрес ГУ «ГЖИ» сведения о поступивших средствах в счет фонда капитального ремонта (копии электронных писем от 24.02.2015 г, 20.06.2016 г. и 5.11.2017 г. с соответствующими вложенными документами прилагаются). При этом, ГУ «ГЖИ» никогда не заявляло о незаконности данного начисления. По состоянию на текущий момент 90% собственников жилых помещений оплачивают взносы на капитальный ремонт на специальный счёт кооператива, подтверждая принятое в феврале 2014 г. решение, отражённое в Протоколе общего собрания членов кооператива от 28.02.2014 года.
В этой связи, ГУ «ГЖИ» обязано было внести в реестр выбранных способов формирования фондов капитального ремонта, сведения о выбранном Кооперативом способе формирования фонда капитального ремонта - как формирование фонда капитального ремонта на счете Жилищного кооператива № 3 «Маяк».
Далее, исходя из данных размещенных в указанном реестре, Администрация города Твери обязана внести соответствующие изменения в Постановление.
Как указывалось выше, Администрация города Твери в своем письме от 01.12.2015 года № 01/8875-п (имеется в материалах дела) указала, что с учетом поступившей от Кооператива информации о выборе собственниками помещений дома № 52 корпус 2 на улице Паши Савельевой в Твери способа формирования фонда капитального ремонта-специальный счет (владелец счета ЖК № 3 «Маяк»), администрация города Твери направила в адрес Регионального оператора и ГУ «ГЖИ» обращение о необходимости внести изменения в Реестр выбора собственников помещений многоквартирных домов способа формирования фонда капитального ремонта на территории Тверской области, размещенной на официальном сайте, а также прекратить начисление взносов на капитальный ремонт в «общий котел».
Однако, до настоящего времени соответствующие изменения на официальном сайте не размещены.
Таким образом, бездействие ГУ «ГЖИ» выразившееся в не внесении данных изменений в Реестр выбора собственников помещений многоквартирных домов способа формирования фонда капитального ремонта на территории Тверской области - является незаконным.
Кроме того, по данному поводу необходимо пояснить следующее. Предъявляя административные исковые требования, Заявитель, прежде всего, руководствовался позицией администрации города Твери, изложенной в письме 01.12.2015 года № 01/8875-п., а именно то, что согласно представленной информации и документам (установленная процедура ЖК № 3 «Маяк» соблюдена.
В процессе судебного разбирательства позиция административного ответчика полностью изменилась. Так Администрацией города Твери было заявлено, что Кооперативом данная процедура не соблюдена, при этом ответчик ссылается на письмо ГУ «ГЖИ».
Заявителю стало известно о данном письме только в судебном заседании, а само письмо было получено Заявителем в сентябре 2017 года.
Таким образом, срок на оспаривание отказа ГУ «ГЖИ» выраженном в письме от 16.06.2014г. № 2520-04 не пропущен.
Администрация города Твери, руководствуясь, сведениями ГУ «ГЖИ» указывает на то, что Кооператив не выбрал способ формирования фонда капремонта.
То есть, по мнению административных ответчиков, решения общего собрания кооператива, оформленные протоколом от 28.02.2014г. не могут подтверждать факт того, что собственники помещений выбрали способ формирования фонда капитального ремонта. Иными словами, получается, что в установленный законодательством срок, данного решения собственниками принято не было.
Жилищный кодекс РФ (п. 6 ст. 170) предусматривает, что не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частью 5 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.
Вместе с тем в силу части 6 статьи 170 Жилищного кодекса России именно на орган местного самоуправления возлагается обязанность по I созыву общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса об определении способа формирования фонда капитального ремонта - притом что оно должно быть проведено не позднее чем за месяц -; установленного частями 5 и 5.1 той же статьи срока принятия соответствующего решения. Данная обязанность - исходя из принципа поддержания доверия граждан к закону и с учетом социальной природы Российского государства, а также фактически сложившихся между ними и гражданами в течение десятилетий отношений в жилищной сфере - подразумевает возложение на орган местного самоуправления обязанности по надлежащему информированию граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и последствиях выбора одного из них, а также по оказанию помощи собственникам расположенных в них помещений ( прежде всего - собственникам жилых помещений) в принятии того или иного решения в должной форме и по разъяснению порядка его реализации. Неисполнение органом местного самоуправления этой обязанности создавало бы препятствия для осуществления собственниками помещений в многоквартирном доме права на определение способа формирования фонда капитального ремонта и тем самым приводило бы к ограничению права собственности указанных лиц, как оно определено статьей 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Соответственно, принятие органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, собственники помещений в котором в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, допустимо лишь после того, как им были предприняты все необходимые меры, направленные на проведение общего собрания собственников помещений в данном доме, которое, однако, не было проведено либо в силу каких-либо причин на нем не было принято соответствующее решение, а также если принятое решение в установленный срок законом не было реализовано.
Однако, требования п.6 ст.170 ЖК РФ Администрацией города Твери выполнено не было. Требования законодательства Администрация г.Твери по отношению к собственникам жилых помещений ЖК-3 «Маяк» не выполнила, чем проявила бездействие.
Более того, как указано в отзыве, Администрация города Твери ограничилась исключительно сведениями, представленными на официальном сайте kapremont-tver.ru, а также на сайте ГУ «ГЖИ», где была размещена информация об отсутствии выбранного и реализованного способа формирования фонда капитального ремонта.
Далее, исходя из предоставленной информации, Администрацией города Твери было принято решение о формировании фонда капитального ремонта ЖК-3 «Маяк» на счете регионального оператора, утвержденный постановлением администрации города Твери от 27.05.2014г. № 638.
Так к данному Постановлению имеется приложение «Перечень многоквартирных домов города Твери, в отношении которых принимается решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора». Многоквартирный жилой дом Кооператива включен в позицию № 1545.
Вышеперечисленные обстоятельства позволяют утверждать, что своим бездействием и игнорированием решения общего собрания ЖК-3 «Маяк» от 28 февраля 2014 года Администрация города Твери создала препятствия для собственников жилых помещений в осуществлении права на определение способа формирования капитального ремонта и тем самым привела к ограничению права собственности членов кооператива, как оно определено статьёй 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Таким образом, данное постановление в части включения многоквартирного жилого I дома № 52 корпус 2 на улице Паши Савельевой в городе Твери в Перечень многоквартирных домов города Твери, в отношении которых принимается решение о формировании фонда I капитального ремонта на счете регионального оператора - принято с нарушением положений п. 6 ст. 170 ЖК РФ и подпункта 5 пункта 4 ст. 170 ЖК РФ.
Данные обстоятельства позволяют Заявителю ставить вопрос о признании данного Постановления в части включения многоквартирного жилого дома № 52 корпус 2 на улице Паши Савельевой в городе Твери в Перечень многоквартирных домов города Твери, в отношении которых принимается решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора - недействующим.
При этом данное постановление в его оспариваемой части нарушает права собственников помещений в указанном многоквартирном жилом доме по формированию фонда капитального ремонта, а также полностью игнорирует их волеизъявление, принятом на общем собрании, оформленным протоколом от 28.02.14г.
В судебном заседании представитель административного истца Жилищного кооператива №3 «Маяк» по доверенности Городилов А.В. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме с учетом уточнений, по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Администрации города Твери, представитель заинтересованного лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики Администрации города Твери по доверенностям Цымбал М.А. требования истца не признала, просила отказать в иске Жилищному кооперативу №3 «Маяк», поддержала доводы, изложенные в письменных отзывах и дополнениям к ним. Кроме того, просила отказать в удовлетворении исковых требований Жилищного кооператива №3 «Маяк» в связи с пропуском исковой давности.
Представитель административного соответчика ГУ «Государственная жилищная инспекция» в судебное заседание не явился, сведения о надлежащем извещении в материалах дела имеются, заявлений и ходатайств не представил. Ранее предоставил отзыв на административное исковое заявление, согласно которому просит отказать в удовлетворении заявленных требований Жилищного кооператива №3 «Маяк» в полном объеме, поскольку собственники помещений в многоквартирном доме №52 корп.2 по улице Паши Савельевой в г.Твери не реализовали выбранный ими способ формирования фонда капитального ремонта в установленном порядке, при этом действия административных ответчиков совершены в пределах полномочий, представленных законом, в соответствии с действующим на спорный момент законодательством, а также не признаны незаконными. У ГУ «Государственная жилищная инспекция» отсутствуют основания для включения многоквартирного дома №52 корпус 2 по улице Паши Савельевой в г.Твери в реестр регистрации многоквартирных домов, формирующих фонды капитального ремонта на специальных счетах.
Представитель заинтересованного лица Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в судебное заседание не явился, сведения о надлежащем извещении в материалах дела имеются, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из положений ст. 4 КАС РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.
Частью 2 ст. 46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединения и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен главой 22 КАС РФ.
В силу положений ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В судебном заседании установлено, что Жилищный кооператив №3 «Маяк» является исполнителем коммунальных и жилищных услуг в доме № 52 корпус 2 по улице Паши Савельевой в городе Твери, что подтверждается уставом жилищного кооператива «3 «Маяк», утвержденным решением общего собрания членов Жилищного кооператива №3 «Маяк» (протокол от 05 июля 2013 года), свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия №.
В соответствии со ст. 154 ч. 2 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.
На основании ст. 169 ч. 1 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ст. 170 ЖК РФ (в ред. №55 от 01 июля 2017 года) собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частями 5 и 5.1 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью7 статьи189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
В соответствии со ст. 171 ЖК РФ (в ред. №55 от 01 июля 2017 года) в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
На основании ст. 173 ЖК РФ способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 175 ЖК РФ владельцем специального счета может быть: 1) товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах; 2) осуществляющий управление многоквартирным домом жилищный кооператив; 3) управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета.
Постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 г. № 690-пп утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, в которую, в том числе включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: г.Тверь, ул.Паши Савельевой, д.52, корп.2.
Постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 г. № 690-пп опубликовано в выпуске газеты «Тверская жизнь» от 31 декабря 2013 года №240.
С 01 июля 2014 г. у собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу ул.Паши Савельевой, д.52, корп.2 в г.Твери возникла обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт.
В соответствии со ст. 3 ч.ч. 2-5 Закона Тверской области от 28 июня 2013 г. № 43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта принимается и реализуется собственниками помещений в многоквартирном доме не позднее чем в течение четырех месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном статьей 14 настоящего закона порядке региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
На основании ст. 5 Закона Тверской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении шести календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа по проведению капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи.
Согласно части 5 статье 170 Жилищного кодекса Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.
Таким образом, в срок до 30 апреля 2014 г. собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять и реализовать решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете или на счете регионального оператора.
Если такое решение не принято, орган местного самоуправления в срок с 01 апреля по 30 апреля 2014 г. созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Согласно п. 4 ст. 172 ЖК РФ, ч. 5, 6 ст. 7 Закона орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его. Указанные реестры размещаются на сайте органа государственного жилищного надзора.
При принятии решения о включении многоквартирного жилого дома в реестр уведомлений и реестр специальных счетов ГЖИ проверяет полноту представленных документов и решений, принятых общим собранием собственников при выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
Частью 1 ст. 172 ЖК РФ, ч. 1 ст. 7 Закона предусмотрено, что владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 170 ЖК РФ, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела Жилищным кооперативом №3 «Маяк» в адрес ГУ «ГЖИ» были направлены только уведомление о результатах общего собрания и копия протокола общего собрания собственников от 28 февраля 2014 года.
Кроме того, на общих собраниях членов Жилищного кооператива №3 «Маяк», проходивших 28.02.2014 года, 28.10.2014 года и 16.12.2014 года не ставился вопрос о сроках проведения капитального ремонта спорного многоквартирного дома и решение по нему не принималось.
Суд приходит к выводу, что отсутствие в указанном пакете документов копии протокола общего собрания собственников помещений со сведениями о принятии решений, предусмотренных ч. 4 ст. 170 ЖК РФ, а также справки банка об открытии специального счета, указывает на не соблюдении собственниками требований ст. 172 ЖК РФ при реализации принятых решений.
Доводы административного истца о соблюдении порядка принятия и реализации решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта не нашли подтверждения в судебном заседании.
Пунктом 1.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ (в редакции от 25.12.2012) определено, что принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса ра капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонта, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершении операции с денежными средствами, находящимися на специальном счете, относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Однако, из протокола общего собрания ЖК № 3 «МАЯК» от 28.02.2014 следует, что решение о выборе лица, уполномоченного на совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете, принималось членами жилищного кооператива.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оснований для внесения в реестры уведомления и специальных счетов данных о формировании Жилищным кооперативом №3 «Маяк» фонда капитального ремонта на специальном счете, не имелось.
Таким образом, в установленный срок собственники многоквартирного дома по ул.Паши Савельевой, д.52, корп. 2 в г.Твери не реализовали свое право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта.
Постановлением администрации г.Твери от 27 мая 2014 г. № 638 принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов г.Твери, в перечень которых включен многоквартирный дом №52 корп.2 по ул.Паши Савельевой в г.Твери. Данное решение соответствует закону, принято в пределах полномочий органа местного самоуправления, в отсутствии иного решения собственников помещений многоквартирного дома является обоснованным.
Собственники помещений в многоквартирном доме не лишены права в любой момент решением общего собрания изменить способ формирования фонда капительного ремонта. В порядке, установленном законом.
Указанный перечень многоквартирных домов был сформирован путем проведения сравнительного анализа информации, представленной на сайте Фонда капитального ремонта Тверской области http://kapremont-tver.ru в разделе: «Реестр выбранных способов формирования фондов» и на сайте Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области.
Так, согласно сведениям, представленным на официальном сайте Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области http://kapremont-tver.ru, а также на сайте Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области в отношении дома № 52 корпус 2 на улице П.Савельевой в городе Твери была размещена информация об отсутствии выбранного и реализованного способа формирования фонда капитального ремонта.
Довод представителя административного истца о том, что администрацией города Твери не исполнены требования, предусмотренные частью 6 статьи 170 Жилищного кодекса РФ, не нашел своего подтверждения в судебном заседании.
В силу части 6 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации именно на орган местного самоуправления возлагается обязанность по своевременному созыву общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса об определении способа формирования фонда капитального ремонта. Данная обязанность - исходя из принципа поддержания доверия граждан к закону и с учетом социальной природы Российского государства, а также фактически сложившихся между ним и гражданами в течение десятилетий отношений в жилищной сфере - подразумевает и возложение на орган местного самоуправления обязанности по надлежащему информированию граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и последствиях выбора одного из них, а также по оказанию помощи собственникам расположенных в них помещений (прежде всего - собственникам жилых помещений) в принятии того или иного решения в должной форме и по разъяснению порядка его реализации. Неисполнение органом местного самоуправления этой обязанности создавало бы препятствия для осуществления собственниками помещений в многоквартирном доме права на определение способа формирования фонда капитального ремонта и тем самым приводило бы к ограничению права собственности указанных лиц, как оно определено статьей 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Соответственно, принятие органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, собственники помещений в котором в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, допустимо лишь после того, как им были предприняты все необходимые меры, направленные на проведение общего собрания собственников помещений в данном доме, которое, однако, не было проведено либо в силу каких-либо причин на нем не было принято соответствующее решение, а также если принятое решение в установленный законом срок не было реализовано.
Как указано Конституционным Судом РФ в постановлении от 12 апреля 2016г. №10-П, в силу общего принципа гражданского законодательства о несении собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества Жилищный кодекс Российской Федерации в ныне действующей редакции устанавливает для всех собственников помещений в многоквартирном доме обязанность с момента возникновения у них права собственности на соответствующие помещения не только нести расходы на их содержание, но и участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на него путем внесения платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт (часть 3 статьи 30, части 1 и 3 статьи 158).
В системе действующего правового регулирования взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах представляют собой в формально юридическом смысле обязательные платежи собственников помещений в таких домах, предусмотренные - в силу публичной значимости соответствующих отношений - Жилищным кодексом Российской Федерации в целях финансового обеспечения организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для поддержания их в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, что отвечает прежде всего интересам собственников помещений в таком доме. Тем самым обеспечивается фактически индивидуально возмездный характер данных взносов.
Как отметил Конституционный Суд РФ, предоставляя собственникам помещений в многоквартирном доме право выбора способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, федеральный законодатель исходил из того, что такой выбор является результатом свободного волеизъявления указанных лиц, которые в силу презумпции знания закона, будучи надлежащим образом информированными о правовых и экономических последствиях своих действий, самостоятельно принимают соответствующее решение на основе оценки известных им фактических обстоятельств (состояния общего имущества в многоквартирном доме, платежеспособности собственников помещений в этом доме, типа многоквартирного дома и года его постройки, информации о ранее проведенных ремонтных работах и т.п.).
Судом установлено, что региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы утверждена постановлением Правительства Тверской области от 24.12.2013 № 690-пп (далее - Региональная программа) официально опубликована в газете «Тверская жизнь», № 240 от 31.12.2013.
С учетом части 5 статьи 170 ЖК РФ, Закона и даты публикации Региональной программы, срок для самостоятельного принятия собственниками помещений решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта закончился 30 апреля 2014 года.
Таким образом, административный истец, а также собственники помещений в доме № 52 корпус 2 на улице Паши Савельевой, не были лишены права и возможности принять участие в общем собрании собственников по принятию решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, что и было сделано путем проведения общего собрания собственников и оформлении соответствующего протокола.
Суд считает, что Администрация г.Твери приняла все меры по информированию собственников помещений в многоквартирном доме по выбору способа формирования фонда капитального ремонта, оказанию помощи в принятии решения, разъяснению порядка его реализации.
Для информирования собственников помещений в многоквартирных домах в официальном печатном органе администрации города «Муниципальные вести» от 25 ноября 2013 г. № 60(725) департаментом жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации г.Твери опубликована памятка для собственников помещений в многоквартирных домах в целях формирования фонда капитального ремонта и информация для публикации в СМИ, даны ответы на вопросы. Газета опубликована на официальном сайте администрации г.Твери, распространяется через структурные подразделения администрации города, в том числе администрацию Центрального района г.Твери, передается руководителям ТСЖ и ЖСК, председателям советов многоквартирных домов.
На официальном сайте Администрации города Твери 02 февраля 2014 года была опубликована информация « О формировании региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», алгоритм действий собственников помещений в целях формирования фондов капитального ремонта и внесения взносов на капитальный ремонт в соответствии с Жилищным кодексов РФ.
Кроме того, на официальном сайте Администрации города Твери 03 апреля 2014 года была опубликована информация о том, что с 09 апреля 2014 года фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области начинает проводить приемы граждан по вопросам создания новой системы капитального ремонта многоквартирных домов.
Оснований не доверять представленным документам у суда не имеется.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, отказ ГУ «Государственная жилищная инспекция Тверской области» о включении многоквартирного жилого дома №52 корпус 2 на улице Паши Савельевой в городе Твери в реестры уведомлений и специальных счетов, выраженный в письме ГУ «ГЖИ» №2520-04 от 16 июня 2014 года является законным и обоснованным, многоквартирный дом № 52 корпус 2 на улице П.Савельевой в городе Твери правомерно был включен в Перечень многоквартирных домов города Твери, в отношении которых администрацией города Твери было принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, утверждённый постановлением администрации г.Твери от 27.05.2014 года №638.
Поскольку суд не усматривает нарушений прав и законных интересов истца со стороны указанного им органа, оснований для возложения обязанности на данное лицо по их устранению также не имеется.
Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности для защиты права, о применении которого заявлено представителем административного ответчика Администрации г.Твери.
В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Частью 1 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что если Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов дела, а именно переписки Администрации г.Твери с Жилищным кооперативом №3 «Маяк» за период с 2015 по 2017 годы, следует, что Жилищному кооперативу №3 «Маяк» на протяжении нескольких лет было известно о том, что сведения о выборе многоквартирным домом №52 корпус 2 по улице Паши Савельевой г.Твери специального счета в качестве способа формирования фонда капитального ремонта в реестре уведомлений и реестре специальных счетов ГУ «ГЖИ» отсутствуют, что спорный многоквартирный дом включен в Перечень многоквартирных домов города Твери, в отношении которых принимается решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, утвержденный постановлением администрации города Твери от 27 мая 2014 года №638. Согласно письму ГУ «ГЖИ» от 01 марта 2016 года № 1848-04, приобщенному к материалам дела, уведомление об отказе во включении спорного многоквартирного дома в реестры ГУ «ГЖИ» из-за нарушений установленного законом порядка предоставления пакета документов в ГУ «ГЖИ» направлено руководству Жилищного кооператива №3 «Маяк» письмом от 16 июня 2014 года №2520-04 (т.1 л.д. 57-58). При этом указанное письмо ГУ «ГЖИ» согласно реквизитам также направлялось в адрес председателя Жилищного кооператива №3 «Маяк» для сведения.
Суд приходит к выводу, что Жилищный кооператив №3 «Маяк» должен был обеспечить получение собственной корреспонденции, а в противном случае принять на себя риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий.
Таким образом, из материалов дела следует, что административному истцу стало известно о нарушении его прав в июне 2016 года.
Однако, административное исковое заявление Жилищного кооператива №3 «Маяк» поступило в суд только 23 марта 2017 года.
Пропуск истцом срока исковой давности для защиты права является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
При наличии установленных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что исковые требования Жилищного кооператива № 3 «МАЯК» к Администрации города Твери, ГУ «Государственная жилищная инспекция Тверской области» не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных исковых требований Жилищного кооператива № 3 «МАЯК» к Администрации города Твери, ГУ «Государственная жилищная инспекция Тверской области» о признании незаконным отказа ГУ «Государственная жилищная инспекция Тверской области» о включении многоквартирного жилого дома №52 корпус 2 на улице Паши Савельевой в городе Твери в реестры уведомлений и специальных счетов, выраженного в письме ГУ «ГЖИ» №2520-04 от 16 июня 2014 года, об обязании ГУ «Государственная жилищная инспекция Тверской области» включить многоквартирный жилой дом №52 корпус 2 на улице Паши Савельевой в городе Твери в реестр выбора собственников помещений многоквартирных домов способа формирования фонда капитального ремонта на территории Тверской области, размещенной на официальном сайте – как на специальном счете ЖК №3 «Маяк», о признании недействующим постановления администрации города Твери от 27 мая 2014 года №638 в части включения многоквартирного жилого дома №52 корпус 2 на улице Паши Савельевой в городе Твери в Перечень многоквартирных домов города Твери, в отношении которых принимается решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Твери.
Решение в окончательной форме изготовлено 07 декабря 2017 года.
Председательствующий Н.В.Булыгина