НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Твери (Тверская область) от 22.05.2017 № 2-1239/2017

Дело № 2-1239/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 мая 2017 года г. Тверь

Центральный районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Райской И.Ю.

при секретаре Захаровой Я.А.,

с участием: истца Косячука В.А.,

представителя ответчика Военного комиссариата Тверской области Большакова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по исковому заявлению Косячука В.А. к ФКУ «Военный комиссариат Тверской области», Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации о признании отказа в возмещении затрат незаконным, взыскании денежных средств,

у с т а н о в и л:

Косячук В.А. обратился в суд с иском, в котором просит признать отказ ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» от 16 марта 2017 года в возмещении понесенных затрат незаконным; взыскать за счет средств Министерства обороны РФ денежные средства в размере 31541 рубль.

В обоснование требований в иске указано, что решением Центрального районного суда г. Твери от 19 октября 2015 года с ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» в пользу истца взыскано пособие на погребение его отца Косячука А.Н. Апелляционным определением Тверского областного суда от 09 февраля 2016 года решение суда оставлено без изменения и дополнено, что при недостаточности средств обязанность по возмещению лежит на Министерстве обороны РФ. Этим решением установлены факты, подтверждающие законное нахождение Косячука А.Н. на территории Приднестровья, отсутствие пенсионного обеспечения от Приднестровья, а также легитимность свидетельства о смерти, выданного Тираспольским отделом ЗАГС в подтверждение факта государственного регистрации акта о смерти. Отец истца ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерший ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти МП ) в г<данные изъяты> являлся ветераном военной службы, что подтверждается удостоверением , выданным Военным комиссариатом Тверской области 19 декабря 2005 года, т.е. является пенсионером по линии Министерства обороны РФ, имеется пенсионное (личное) дело. Истцом были понесены расходы на изготовление и установку надгробного памятника в сумме 77889 рублей, что подтверждается распиской, накладной от 31 августа 2016 года, товарным чеком № 103 от 31 августа 2016 года. В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 13 января 2008 года № 5 «О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, признанных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы» (далее по тексту приказ №5) истец обратился в ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» с заявлением о возмещении расходов на изготовление и установку надгробного памятника. Письмом от 16 марта 2017 года № 5/431 истцу было отказано. С принятым решением истец не согласен последующим основаниями. В соответствии с п. 35 приказа № 5 оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета. Место учета отца истца – Военный комиссариат Тверской области. В соответствии с п. 36 приказа № 5 родственники, и иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников. Истец обратился к физическому лицу, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя – ФИО2 Истцом был представлен полный пакет документов определенный в п. 38 приказа № 5, а именно: заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов; документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния; справка о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле. Расчет расходов на изготовление и установку надгробного памятника в сумме 77892 рублей задолженности. В соответствии с товарным чеком № 103 от 31 августа 2016 года выписанным индивидуальным предпринимателем ФИО2, накладной от 31 августа 2016 года и распиской о получении денежных средств, истцом было оплачено 1200 долларов США. Согласно справки Центрального банка Российской Федерации отделение по Тверской области от 01 декабря 2016 года на 31 августа 2016 года Центральным банком Российской Федерации был установлен следующий курс за 1 (один) доллар США - 64,9072 рубля. 1200*64,9072 руб. = 77888, 64 рублей. Таким образом, истцом понесены расходы в размере 77889 рублей. В соответствии с п.п. 1 п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 1994 года № 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (со службы в указанных органах, войсках и учреждениях, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органах налоговой полиции), а также на изготовление и установку надгробных памятников» истец имеет право на возмещение расходов до 31541 рублей. В связи с чем, истец обратился в суд с вышеуказанным иском.

Определением Центрального районного суда г. Твери от 04 мая 2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации.

В судебном заседании истец Косячук В.А. поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» Большаков А.С., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных истцом требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Согласно представленных возражений, ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» не принимает решения по выплатам расходов на изготовление и установку надгробного памятника ветерану военной службы. 23 декабря 2016 года за исх. 5/2534 ответчик в адрес начальника отдела пенсионного и социального обеспечения уволенных военнослужащих департамента социальных гарантий МО РФ на основании п. 34 Приказа Министра обороны РФ № 5 от 13 января 2008 года направил материалы для принятия решения об оплате услуг по изготовлению и установке надгробного памятника. 06 марта 2017 года в адрес ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» поступило решение Департамента социальных гарантий, в котором указано следующее: «.. во исполнение положений пункта 34 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, признанных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 января 2008 года № 5, документов, представленные для решения вопроса о возмещении расходов на изготовление и установку надгробного памятника в связи со смертью ветерана военной службы ФИО1, умершего в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ и захороненного на территории Приднестровья, за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, рассмотрены. Предоставление государственных гарантий по погребению указанных граждан, умерших в Приднестровье, международным договором или соглашением или соглашением не предусмотрено, сведения, подтверждающие временный характера выезда ФИО1 за границу (копии билетов, отметок о пересечении государственной границы, решение суда, отсутствие пенсионного обеспечение от Приднестровья и т.д.), к обращению не приложены, свидетельство о смерти выдано Тираспольским отделом ЗАГС. Учитывая правоприменительную практику по этому вопросу (решение Центрального районного суда г. Тулы от 24 октября 2016 года по гражданскому делу № 2-2168/2016), принять положительное решение о возмещении понесенных расходов В.А. Косячук по представленным документам за счет средств Министерства обороны России не представляется возможным. Учитывая вышеизложенное, ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» является ненадлежащим ответчиком.

В судебное заседание представители ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, причин неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, отзыв на иск суду не представили.

С учетом мнения участников процесса, с целью соблюдения принципа разумности сроков судопроизводства, суд счел возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие неявившихся представителей ответчиков.

Выслушав истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела и представленные документы, суд приходит к следующему.

Из положений ст. 3 ГПК РФ следует, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что ФИО1 являлся пенсионером по линии Министерства обороны РФ, заведено пенсионное (личное) дело № .

Согласно свидетельству о смерти П-МП пенсионер Министерства обороны РФ ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ в городе <данные изъяты>, о чем произведена запись акта о смерти .

Истец Косячук В.А., который является сыном умершего ФИО1, обратился к ответчику ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» с заявлением о возмещении расходов по изготовлению и установке надгробного памятника умершего ДД.ММ.ГГГГ пенсионера МО РФ ФИО1 с приложением к нему документов, в соответствии с п. 38 Приказа Министра обороны РФ от 13 января 2008 года № 5 «О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, признанных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы», а именно: документов, подтверждающих оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельства о смерти погибшего (умершего), выданного органами записи актов гражданского состояния; справка о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверения ветерана военной службы, подтверждающего право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотографии, подтверждающей установку надгробного памятника на могиле; справки Центрального банка Российской Федерации отделение по Тверской области от 01 декабря 2016 года на 31 августа 2016 года.

Ответчик ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» письмом № 5/431 от 16 марта 2017 года отказал в возмещении понесенных истцом расходов на изготовление и установку надгробного памятника на месте захоронения умершего ФИО1 по представленным документам за счет средств МО РФ, ссылаясь на то, что предоставление государственных гарантий по погребению граждан, умерших в Приднестровье, международным договором или соглашением не предусмотрено, сведения, подтверждающие временный характер выезда ФИО1 за границу (копии билетов, отметок о пересечении государственной границы, решение суда, отсутствие пенсионного обеспечения от Приднестровья и т.д.) истцом к обращению не приложены, свидетельство о смерти выдано Тираспольским отделом ЗАГС.

В силу положений ст. 24 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих – с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба (часть 1). Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (часть 2).

Согласно ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8 «О погребении и похоронном деле» погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.

Во исполнение вышеприведенных положений закона разработан Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, утв. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 января 2008 года № 5 «О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы».

Вышеуказанным Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусмотрена возможность выплаты социального пособия на погребение супругу, близким родственникам, иным родственникам, законным представителям умершего или иным лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Реализация данной социальной гарантии, которая является государственной и обеспечивается средствами федерального бюджета, возложена на Министерство обороны РФ.

Согласно п. 34 Приказа Министра оборона РФ от 13 января 2008 года № 5 «О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, признанных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы» оплата ритуальных услуг; услуг по изготовлению и установке надгробных памятников лицам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, захороненным за пределами Российской Федерации, но постоянно проживавшим на ее территории до дня смерти (гибели), производится центральным органом военного управления, уполномоченным в области финансово-экономического обеспечения Вооруженных Сил.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 1994 года № 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (со службы в указанных органах, войсках и учреждениях, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органах налоговой полиции), а также на изготовление и установку надгробных памятников» установлены следующие нормы расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников (плиты или стелы, постамента, цветника) и их установку за счет средств федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения: погибшим (умершим) военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, курсантам военных профессиональных образовательных организаций, военных образовательных организаций высшего образования до заключения контракта, гражданам, призванным на военные сборы, курсантам и слушателям образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, участникам Великой Отечественной войны, в том числе инвалидам Великой Отечественной войны (кроме проходивших службу в действующей армии в качестве военнослужащих), - до 25269 рублей; остальным погибшим (умершим) гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, - до 31541 рублей.

Согласно ч. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

В соответствии с п. 38 Указа Президента Российской Федерации от 07 декабря 2012 года № 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» основными задачами военных комиссариатов являются организация погребения военнослужащих и иных категорий граждан в местностях, где нет военных гарнизонов, а также возмещение расходов на их погребение, изготовление и установку надгробных памятников в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно п.п. 71 п. 7 Указа Президента РФ от 06 августа 2004 года № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», Минобороны России осуществляет следующие полномочия: в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.

Из материалов дела следует и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что письмом № 5/2534 от 23 декабря 2016 года ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» на имя начальника отдела пенсионного и социального обеспечения уволенных военнослужащих Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации направлено сообщение, в котором содержится просьба о принятии решения об оплате услуг по изготовлению и установке надгробного памятника по заявлению Косячука В.А.

Письмом Министерства обороны РФ № 182/4/1026 от 17 февраля 2017 года в предоставлении вышеуказанной государственной гарантии было отказано по основаниям, изложенным в письме ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» № 5/431 от 16 марта 2017 года.

Вместе с тем, разрешая заявленные истцом требования о признании отказа в возмещении затрат незаконным и взыскании денежных средств, суд приходит к выводу о том, что поскольку решением Центрального районного суда г. Твери от 19 октября 2015 года и апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 09 февраля 2016 года, имеющими в силу положений ст. 61 ГПК РФ преюдициальное значение, установлено право истца на оплату расходов на погребение пенсионера Министерства обороны РФ ФИО1, умершего 27 мая 2015 года, захороненного за пределами РФ в <данные изъяты>, из представленных в материалы дела документов следует, что именно истец нес расходы по изготовлению и установке надгробного памятника, суд приходит к выводу о том, что отказ ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» носит формальный характер и не может быть признан судом обоснованным.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом требования о признании отказа ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» в возмещении понесенных расходов на изготовление и установку надгробного памятника на месте захоронения умершего от ДД.ММ.ГГГГ являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что истцом Косячуком В.А. понесены расходы по изготовлению и установке надгробного памятника пенсионеру по линии Министерства обороны РФ ФИО1, умершему ДД.ММ.ГГГГ, 1200 долларов США, что согласно справки Центрального банка Российской Федерации отделение по Тверской области от 01 декабря 2016 года на 31 августа 2016 года эквивалентно 77888 рублей 64 копейки. Указанные обстоятельства также подтверждены семейным патентом на занятие предпринимательской деятельностью в 2016 года и свидетельством о государственной регистрации индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ года на имя ФИО2, актом выполненных работ от 26 мая 2016 года, товарным чеком № 103 от 31 августа 2016 года, накладной от 31 августа 2016 года, распиской ФИО2 о получении денежных средств от 31 августа 2016 года, справкой МУП «Спецавтохозяйство г. Тирасполь» № 01/18 от 02 июня 2015 года и фотографиями памятника.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, а также положения п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 1994 года № 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (со службы в указанных органах, войсках и учреждениях, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органах налоговой полиции), а также на изготовление и установку надгробных памятников», суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом требования о взыскании расходов на изготовление и установку надгробного памятника на месте захоронения умершего в размере 31541 рубля подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Косячука В.А. к ФКУ «Военный комиссариат Тверской области», Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации о признании отказа в возмещении затрат незаконным, взыскании денежных средств – удовлетворить.

Признать отказ ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» в возмещении понесенных расходов на изготовление и установку надгробного памятника на месте захоронения умершего № 5/431 от 16 марта 2017 года – незаконным.

Взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» в пользу Косячука В.А. расходы на изготовление и установку надгробного памятника на месте захоронения умершего в размере 31541 рубля.

При недостаточности у ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» денежных средств возложить субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения на собственника имущества учреждения – Министерство обороны Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 29 мая 2017 года.

Председательствующий И.Ю. Райская