Дело № 2а-162/2024 (УИД 69RS0040-02-2023-005723-02)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 января 2024 года г. Тверь
Центральный районный суд города Твери в составе:
председательствующего судьи Панасюк Т.Я.,
при секретаре судебного заседания Дмитриевой П.Э.,
с участием представителя административного истца УФНС России по Тверской области на основании доверенности ФИО1,
ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области к ФИО2 о взыскании задолженности по налогам, страховым взносам, штрафу, начисленным пеням,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России №10 по Тверской области 14.09.2023 обратилась в суд с административным иском к ФИО2, в котором просила суд взыскать с административного ответчика задолженность в сумме 7290,69 руб., в том числе:
- по требованию от 25.12.2019 №92362 - налог на имущество в сумме 313 руб., пени в сумме 1,47 руб.,
- по требованию от 18.12.2020 №120852 - страховые взносы на ОМС в сумме 3,46 руб., пени в сумме 23,57 руб.,
- по требованию от 29.01.2021 №3966 – налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы, в сумме 5392,30 руб., пени в сумме 214,69 руб., штраф в сумме 1342,20 руб.
В обоснование административных исковых требований административным истцом указано, что досудебный порядок урегулирования спора инспекцией был соблюден путём направления налогоплательщику требований об уплате задолженности, копии которых приложены к административному иску. Впоследствии определением мирового судьи судебного участка №82 Тверской области от 08.02.2022 по делу №2а-2440-82/2021 был отменён судебный приказ о взыскании с налогоплательщика задолженности, выданный 15.10.2021.
ФИО2 в 2020 году был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя до 09.11.2020 (10 месяцев 9 дней), в связи с чем ему в соответствии со ст.ст.419, 423, 430 НК РФ были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, обязанность по уплате которых в установленный срок административным ответчиком в полном объёме исполнена не была.
Также, в соответствии с главой 26.2 НК РФ ФИО2 является плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения. Упрощённая система налогообложения применяется им с 07.11.2019, объект налогообложения – доходы.
Камеральной проверкой установлено, что при заполнении первичной налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения за 2019 год, налогоплательщик в нарушение ст.ст.346.18, 346.21, 346.23 НК РФ и приказа ФНС России от 26.02.2016 «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения, порядке её заполнения» занизил сумму налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, на 6711,0 руб. в связи с неверным уменьшением налога на сумму уплаченных страховых взносов (п.3.1 смт.346.21 НК РФ). При этом, по данным налогового органа налогоплательщиком уплачено: за 1 квартал 2019 года – 0 руб., за полугодие 2019 года – 0 руб., за 9 месяцев 2019 года – 0 руб., за год 2019 года – 0 руб. В связи с изложенным, сумма налога по первичной налоговой декларации за 2019 год, подлежащая уплате в бюджет, занижена на 6711,0 руб.
В установленный п.7 ст.346.21 НК РФ срок сумма налога в указанном размере уплачена не была, в связи с чем, в порядке ст.75 НК РФ налогоплательщику начислены пени в размере 214,69 руб.
По результатам камеральной проверки налоговым органом вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 10.12.2020 №6539, которым налогоплательщику доначислен налог в сумме 6711,0 руб., пени в сумме 214,69 руб., а также штраф в соответствии с п.1 ст.122 НК РФ, в сумме 1342,20 руб., исходя из расчёта 6711,0 руб. (сумма неуплаченного налога) х 20%.
20.01.2023 начисленный налог частично погашен из Единого налогового платежа налогоплательщика в сумме 1318,70 руб.
На основании положений главы 32 НК РФ (ст.ст.399, 400, 402, 408) административному ответчику также начислен налог на имущество за 2017 год по ОКТМО 28620408 в сумме 313,0 руб., расчёт которого приведён в налоговом уведомлении от 26.09.2019 №46555107, направленном налогоплательщиком в личный кабинет.
В связи с несвоевременной уплатой налогов налоговым органом административному ответчику в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени:
- по налогу на имущество в сумме 1 руб. 47 коп. за период с 03.12.2019 по 24.12.2019 (недоимка для пени 313,0 руб. за 2017 год со сроком уплаты 02.12.2019);
- по страховым взносам на ОМС в сумме 23 руб. 57 коп. за период с 25.11.2020 по 17.12.2020 (недоимка для пени 7232,32 руб. за 2020 год);
- по УСН в сумме 214 руб. 69 коп. (по решению от 10.12.2020 №6539).
Налоговым органом в связи с неуплатой налогоплательщиком в установленный законодательством срок налога в соответствии со ст.ст.69, 70 НК РФ в порядке досудебного урегулирования спора направлены требования от 25.12.2019 №92362, от 18.12.2020 №120852, от 29.01.2021 №3966 об уплате задолженности с предложением погасить в указанный в них срок.
Налогоплательщиком требование не исполнено. В связи с чем, налоговым органом в соответствии с п.1 ст.48 НК РФ заявление о взыскании налога, страховых взносов, пеней за счет имущества физического лица подано в суд в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Также Межрайонная ИФНС России №10 по Тверской области просит восстановить пропущенный по уважительной причине срок обращения в суд, поскольку определение об отмене судебного приказа получено Инспекцией только 13.07.2023.
Вступившим в законную силу определением суда от 12.10.2023 произведена замена административного истца Межрайонной ИФНС России №10 по Тверской области правопреемником УФНС России по Тверской области.
Определением суда от 11.01.2024 принят отказ УФНС России по Тверской области от части административных исковых требований, заявленных к административному ответчику ФИО2, о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 313 руб., начисленным пеням по налогу на имущество физических лиц в размере 1,47 руб.; производство по настоящему административному делу по административному иску УФНС России по Тверской области к Р.С о взыскании задолженности по налогам, страховым взносам, штрафу, начисленным пеням прекращено в части требований о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 313 руб., начисленным пеням по налогу на имущество физических лиц в размере 1,47 руб.
В оставшейся части заявленные административные исковые требования представитель административного истца УФНС России по Тверской области на основании доверенности ФИО1 в судебном заседании поддержала, просила их удовлетворить.
Дополнительно указала, что в соответствии со ст.346.21 НК РФ индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и при этом не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, имеют право уменьшить сумму налога на уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в размере, определенном ст.430 НК РФ. Исходя из анализа положений п.3.1 ст.346.21 НК РФ, сумма страховых взносов в фиксированном размере уменьшает сумму налога или авансовых платежей по налогу, но только за тот налоговый отчетный период, в котором данный фиксированный платеж был уплачен. В 2019 году оплата страховых взносов от административного ответчика не поступала. 6711 руб. - это рассчитанный размер фиксированных платежей на обязательное пенсионное и медицинское страхование за неполных два месяца предпринимательской деятельности 2019 года, уплачен налог 03.03.2020 года и 02.07.2020 года.
Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Ранее в представленных суду письменных пояснениях, а также в судебных заседаниях административный ответчик указывал, что против удовлетворения требования об уплате страховых взносов не возражает. Возражает против взыскания с него налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы, в сумме 5392,30 руб., пеней в сумме 214,69 руб., штрафа в сумме 1342,20 руб. Ссылался на то, что в ноябре 2019 года н зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя, в ноябре 2020 года – ликвидировал ИП, перед ликвидацией он оплатил задолженность по налогам и сборам в соответствие с требованием ИФНС №98859 и был убеждён, что все требования об уплате налогов и сбором им погашены. По его расчёту, доход составил 860700 руб., УСН по ставке 6% составляет 51642 руб., за 2019 год он оплатил УСН в сумме 18939 руб., взносов на ОПС, ОМС уплатил 44696 руб. и данная сумма является налоговым вычетом при УСН. Таким образом, по мнению административного ответчика, по итогам работы ИП он фактически переплатил налогов и сборов на 12 тыс.руб., чем мог бы, исходя из полученных доходов и с учётом возможного вычета социальных взносов.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ, ст.23 Налогового кодекса РФ граждане обязаны платить законно установленные налоги. Конституционная обязанность по уплате налогов имеет публично правовой характер, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
Согласно ст.3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Данная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
Отличительной особенностью налоговой обязанности является то, что она возникает только в силу закона, а ее исполнение обеспечивается государственным принуждением.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Согласно ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу ч.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Согласно п.п.1, 2 ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение вышеназванной обязанности является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке.
Как следует из выписки из ЕГРИП, административный ответчик ФИО2 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 07.11.2019 по 09.11.2020.
В соответствии с п.1 ст.419 Налогового кодекса РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Расчётным периодом по начислению страховых взносов признаётся календарный год (п.1 ст.423 НК РФ).
Пунктом 1 ст.430 НК РФ в редакции, действовавшей на расчётный период 2020 года предусмотрено, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2020 года плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
Пунктом 1 ст.432 НК РФ предусмотрено, что исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Абзацем первым пункта 2 данной статьи также предусмотрено, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Как указано административным истцом в рассматриваемом иске и следует из материалов дела, административному ответчику ФИО2 начислены страховые взносы в фиксированном размере за 10 месяцев и 9 дней 2020 года: страховые взносы на ОПС в сумме 27851,20 руб., страховые взносы на ОМС в сумме 7232,32 руб.
Из положений п.2 ст.432 НК РФ следует, что суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.
В соответствии с п.1 ст.346.12 НК РФ налогоплательщиками по упрощённой системе налогообложения признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой (глава 26.2 НК РФ).
Пунктом 2 ст.346.13 НК РФ предусмотрено, что вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Как предусмотрено пунктами 1, 2 ст.346.14 НК РФ, объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом, выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи.
Пунктом 1 ст.346.19 НК РФ предусмотрено, что налоговым периодом по рассматриваемому налогу признается календарный год.
Как указано административным истцом и не оспорено со стороны административного ответчика, ФИО2 с 07.11.2019 применял упрощённую систему налогообложения, с объектом налогообложения – доходы.
В силу положений п.1 ст.346.18 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.
Пунктом 1 ст.346.15 НК РФ предусмотрено, что при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса.
По общему правилу, в соответствии с п.1 ст.346.20 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.
Положениями статьи 346.21 НК РФ (пункты 1, 2, 3) предусмотрено, что налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно. Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
В соответствии с п.1 ст.346.23 НК РФ по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки: индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).
Как следует из представленных административным истцом в материалы дела документов (решение налогового органа №6539 от 10.12.2020, акт налоговой проверки от 15.10.2020 №6042, копия налоговой декларации) налоговым органом Межрайонной ИФНС России №10 по Тверской области проведена камеральная налоговая проверка в отношении налоговой декларации по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за 2019 год.
Камеральной проверкой установлено, что налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем ФИО2 при заполнении первичной налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения, за 2019 год в нарушение ст.ст.346.18, 346.21, 346,23 НК РФ занижена сумма налога на 6711 руб. в связи с неверным уменьшением налога на сумму уплаченных страховых взносов.
Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение налогового законодательства является установление факта совершения правонарушения решением налогового органа, вступившим в силу (п.3 ст.108 НК РФ).
В силу п.1 ст.121 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
Решением налогового органа №6539 от 10.12.2020 ФИО2 привлечён к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде уплаты штрафа в сумме 1342,20 руб. (6711 руб. х 20%), также определена подлежащая уплате недоимка по налогу в сумме 6711 руб., начислены пени по состоянию на 10.12.2020 в сумме 214,69 руб.
Пунктом 7 ст.346.21 НК РФ в редакции, действовавшей на дату представления административным ответчиком налоговой декларации, налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 настоящего Кодекса (не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом).
Согласно п.1 ст.72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Положениями п.1 ст.75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п.3 ст.75 НК РФ).
В соответствии с п.4 ст.75 НК РФ, пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п.5 ст.75 НК РФ).
Поскольку в установленный требованиями налогового законодательства срок налогоплательщиком задолженность по налогам уплачена не была, в соответствии со ст.ст.69, 70 НК РФ административному ответчику в порядке досудебного урегулирования спора направлены:
- требование от 18.12.2020 №120852 об уплате страховых взносов на ОПС в сумме 27851,20 руб. со сроком уплаты 24.11.2020, начисленных пеней по данному виду взносов в сумме 90,75 руб., страховых взносов на ОМС в сумме 7232,32 руб. со сроком уплаты 24.11.2020, начисленных пеней по данному виду взносов в сумме 23,57 руб. в срок до 19.01.2021;
- требование от 29.01.2021 №3966 об уплате налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в сумме 6711,0 руб. со сроком уплаты 12.05.2020, начисленных пеней по данному виду налога в сумме 214,69 руб., штрафа в сумме 1342,20 руб. в срок до 10.03.2021.
Данные требования направлены налогоплательщику в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика, что подтверждено скриншотами страниц программы с реестром отправки.
Из представленных в материалы дела сведений следует, что административному ответчику начислены пени:
- по страховым взносам на ОПС за 2020 год за период с 25.11.2020 по 17.12.2020 исходя из суммы задолженности в 27851,20 руб. в размере 90,75 руб.;
- по страховым взносам на ОМС за 2020 год за период с 25.11.2020 по 17.12.2020 исходя из суммы задолженности в 7232,32 руб. в размере 23,57 руб.;
- по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за период с 13.05.2020 (дата начала периода начисления пени изменена с 01.05.2020 на 13.05.2020 в связи с распространением на налогоплательщика режима нерабочих дней на основании п.7 ст.6.1, п.3 ст.75 НК РФ, Указов Президента РФ от ?25.03.2020 №206, от ?02.04.2020 №239, от 28.04.2020 №294) по 10.12.2020 исходя из суммы задолженности в 6711 руб. в размере 214,69 руб.
Как следует из приведённых административным истцом сведений, карточки «расчёты с бюджетом» местного уровня по налогу (сбору, взносу) и не оспаривалось административным ответчиком, налогоплательщиком ФИО2 18.12.2020 страховые взносы на ОПС уплачены в полном объёме в сумме 27851,20 руб., также уплачены пени по страховым взносам на ОПС, страховые взносы на ОМС уплачены частично в сумме 7228,86 руб., пени по страховым взносам на ОМС не уплачены.
Недоимку по страховым взносам на ОМС за расчётный период 2020 года в сумме 3,46 руб., а также начисленные пени в размере 23,57 руб. административный истец заявил к взысканию в рассматриваемом иске.
Из представленных в материалы дела сведений о состоянии Единого налогового счёта налогоплательщика ФИО2 следует, что 20.01.2023 начисленный налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (6711 руб.), частично погашен из Единого налогового платежа налогоплательщика в сумме 1318,70 руб.
Недоимка по данному виду налога в сумме 5392,30 руб., начисленные пени по налогу в сумме 214,69 руб., штраф в сумме 1342,20 руб. административный истец также заявил к взысканию в рассматриваемом иске.
Образовавшуюся задолженность по страховым взносам на ОМС и начисленным пеням административный ответчик не оспаривал. При этом, выражал несогласие с взысканием с него налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы, в сумме 5392,30 руб., пеней в сумме 214,69 руб., штрафа в сумме 1342,20 руб., полагая, что сумма данного налога подлежала уменьшению на сумму, уплаченных им в 2020 году страховых взносов.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, административным ответчиком не оспаривалось, страховые взносы на ОПС и на ОМС в 2019 году им не уплачивались. Как следует из карточки «расчёты с бюджетом» местного уровня по налогу (сбору, взносу), 05.03.2020 налогоплательщиком уплачены взносы на ОПС в сумме 4403,10 руб., 10.10.2020 – 1275 руб., 05.03.2020 уплачены взносы на ОМС в сумме 1032,60 руб., всего на сумму 6710,70 руб.
Пунктом 6 ст.52 НК РФ предусмотрено, что сумма налога, сбора исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля. Сумма сбора округляется до полного рубля.
Из абзаца 6 п.3.1 ст.346.21 НК РФ в редакции, действовавшей в рассматриваемые налоговые периоды 2019, 2020 годов, следует, что индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в размере, определенном в соответствии с пунктом 1 статьи 430 настоящего Кодекса.
При этом, подпунктом 1 п.3.1 данной статьи в этой же редакции предусмотрено, что налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в целях применения абзаца 6 п.3.1 ст.346.21 НК РФ сумма уплаченных страховых взносов в фиксированном размере может уменьшать сумму налога (авансовых платежей по налогу) только за тот налоговый (отчетный) период, в котором данный платеж был уплачен.
Конституционность ряда положений главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе подпункта 1 пункта 3.1 статьи 346.21, абзаца шестого этого же пункта данной статьи, оспаривалась гражданином ФИО3. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своём определении от 25.04.2023 №773-О, действуя в рамках предоставленной ему дискреции в сфере налогообложения, федеральный законодатель предусмотрел в Налоговом кодексе Российской Федерации упрощенную систему налогообложения (глава 26.2), установил возможность выбора налогоплательщиком в качестве объекта налогообложения доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов (статья 346.14), определил налоговым периодом календарный год (пункт 1 статьи 346.19), а также закрепил ряд особенностей уплаты данного налога в зависимости от выбранного налогоплательщиком объекта налогообложения. Так, в соответствии с подпунктом 1 пункта 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик, выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, вправе уменьшить исчисленный налог на сумму страховых взносов, уплаченных в данном налоговом периоде. Тем самым названное законоположение предусматривает возможность уменьшения налоговой нагрузки для налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, при соблюдении установленного нормативного порядка реализации такой законной возможности. Следовательно, оспариваемое заявителем регулирование, позволяющее учесть фактически уплаченные им в 2018 году страховые взносы при исчислении суммы налога, подлежащего уплате в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2018 год, не может рассматриваться как нарушающее его конституционные права.
Как установлено при рассмотрении дела, ФИО2 в 2019 году страховые взносы за 2019 год не перечислял, уплатив их в 2020 году. В связи с чем, страховые взносы на ОПС, на ОМС в фиксированном размере, уплаченные им в 2020 году, могли учитываться при расчете налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за отчетный (налоговый) период - 2020 год.
В связи с изложенным, приведённый в решении налогового органа №6539 от 10.12.2020 вывод о наличии недоимки по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы, за 2019 год в сумме 6711 руб., является верным. Также ФИО2 обоснованно исчислен штраф в сумме 1342,20 руб., а также начислены пени по состоянию на 10.12.2020 в сумме 214,69 руб.
В силу ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 2 названной статьи КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Подпунктом 1 пункта 3 ст.48 НК РФ в действующей редакции предусмотрено, что налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности: в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей.
Как следует из положений п.1 ст.48 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2023, заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (абз.3, 4 пункта статьи).
Пунктом 2 ст.48 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2023, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Абзацем 4 пункта 1 ст.48 НК РФ в редакции, действовавшей до 23.12.2020, предусмотрено, что заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Пунктом 2 ст.48 НК РФ в редакции, действовавшей до 23.12.2020, предусматривалось, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с п.4 ст.48 НК РФ в действующей редакции, административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из требования от 18.12.2020 №120852, общая задолженность ФИО2 по налогам и сборам превышала 10000 руб. Затем, вследствие уплаты части задолженности, на дату выставления требования от 29.01.2021 №3966 общая задолженность налогоплательщика не превышала 10000 руб.
В связи с изложенным, налоговый орган в силу п.п.1, 2 ст.48 НК РФ должен был обратиться в суд в отношении всех требований об уплате налогов, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены административным ответчиком, в течение шести месяцев по истечении трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога.
Из материалов дела усматривается, что в течение указанного срока, а именно 15.10.2021 Межрайонная ИФНС России №10 по Тверской области обратилась к мировому судье судебного участка №82 Тверской области с заявлением о вынесении судебного приказа.
Судебным приказом мирового судьи от 15.10.2021 по делу №2а-2440-82/2021 с ФИО2 в пользу заявителя налогового органа взыскана имеющаяся задолженность по налогам, сборам, начисленным пеням, штрафу на общую сумму 8746,14 руб.
Затем в связи с поступлением от должника ФИО2 возражений относительно исполнения судебного приказа определением мирового судьи от 08.02.2022 судебный приказ от 15.10.2021 отменён.
Пунктом 4 ст.48 НК РФ в действующей редакции (пункт 3 данной статьи в редакции, действовавшей до 01.01.2023) предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №41, Пленума ВАС РФ №9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
В связи с тем, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может и несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления, установленный факт несоблюдения налоговым органом установленного законом шестимесячного срока для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу и задолженности по пеням со дня истечения срока, установленного для исполнения требования об уплате налога и пеней, является основанием для вынесения на обсуждение обстоятельств, связанных с причинами пропуска этого срока и основаниями для его восстановления.
Межрайонной ИФНС России №10 по Тверской области заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока обращения в суд, поскольку определение об отмене судебного приказа получено Инспекцией только 13.07.2023.
Разрешая заявленное ходатайство, суд исходит из того, что несоблюдение без уважительных причин пресекательных сроков обращения как к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, так и в суд с административным иском влечет за собой отказ в его удовлетворении.
Ограничение предъявления налоговым органом административного искового заявления в суд определенным законом сроком преследует цель упорядочения процесса взыскания недоимки и повышения эффективности работы налоговых органов.
Поскольку в Налоговом кодексе РФ не раскрыты понятия уважительности причин пропуска срока, то в каждом конкретном случае суд самостоятельно определяет уважительность (или отсутствие уважительности) причин пропуска срока на обращение в суд с учетом конкретных обстоятельств дела. В качестве уважительной причины пропуска налоговым органом срока может быть признано только наличие обстоятельств, объективно препятствовавших налоговому органу своевременно обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающихся к уплате сумм налоговых платежей.
Как следует из представленных в материалы рассматриваемого дела в копиях материалов дела №2а-2440-82/2021, сведений о своевременном направлении в адрес взыскателя Межрайонной ИФНС России №10 по Тверской области копии определения от 08.02.2022 об отмене судебного приказа и получении налоговым органом данного судебного акта в материалах дела не имеется.
Из представленных налоговым органом сведений, не опровергнутых при рассмотрении дела, копия указанного определения мирового судьи поступила в адрес Межрайонной ИФНС России №10 по Тверской области 13.07.2023 и зарегистрирована за вход.номером 39620.
В суд рассматриваемое административное исковое заявление представлено 14.09.2023, т.е. в течение шести месяцев со дня, когда налоговому органу стало известно о вынесенном определении об отмене судебного приказа.
Указанные обстоятельства указывают на уважительность причин пропуска налоговым органом срока обращения в суд с рассматриваемым административным иском и наличие оснований для его удовлетворения.
Пунктом 7 ст.45 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налога считается исполненной (частично исполненной) налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 13 настоящей статьи, со дня, в том числе, перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации или со дня признания денежных средств в качестве единого налогового платежа.
Допустимых и достаточных доказательств исполнения административным ответчиком своей обязанности по уплате заявленного налога, сбора, пени, штрафа суду с его стороны не представлено. Также им не доказано и отсутствие оснований для уплаты заявленного к взысканию налога, сбора, а, следовательно, и начисленных пеней и штрафов.
Налоговые органы как следует из пп.9 п.1 ст.31 НК РФ, вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
Учитывая установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объёме.
Поскольку административный истец от уплаты государственной пошлины освобожден в силу закона, в соответствии со ст.ст.103, 114 КАС РФ, ст.333.19 НК РФ, ст.61.1 БК РФ с административного ответчика ФИО2 в связи с удовлетворением заявленных требований в доход бюджета муниципального образования Тверской области городской округ город Тверь подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 286-290 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
административные исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области к ФИО2 о взыскании задолженности по налогам, страховым взносам, штрафу, начисленным пеням удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <данные изъяты>., паспорт <данные изъяты>, зарегистрирован по адресу: <адрес>) в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчётный период 2020 года в сумме 3 руб. 46 коп., начисленным пеням по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 23 руб. 57 коп., налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы, за 2019 год в сумме 5392 руб. 30 коп., начисленным пеням по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы, в сумме 214 руб. 69 коп., штрафу в сумме 1342 руб. 20 коп., всего в сумме 6976 руб. 22 коп.
Взыскать с ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, паспорт <данные изъяты>, зарегистрирован по адресу: <адрес>) в доход бюджета муниципального образования Тверской области городской округ город Тверь государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд г.Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Т.Я. Панасюк
Мотивированное решение составлено 25.01.2024.