НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Твери (Тверская область) от 10.11.2017 № 2А-1773/2017

Дело № 2а-1773/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 ноября 2017 года г.Тверь

Центральный районный суд города Твери в составе:

председательствующего судьи Степановой Е.А.,

при секретаре Кудрявцевой А.А.,

с участием представителя административного истца Полянина А.А., действующего на основании доверенности,

административного ответчика Севастьянова А.Е.,

представителя заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области Ефановой И.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 10 по Тверской области к Севастьянову А.Е. о взыскании задолженности по страховым взносам, пени,

установил:

Межрайонная ИФНС России №10 по Тверской области обратилась в Центральный районный суд города Твери с административным исковым заявлением к Севастьянову А.Е. о взыскании задолженности по страховым взносам, пени.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Севастьянов А.Е. является адвокатом. Согласно сведениям ИФНС России № 10 по Тверской области доход страхователя от деятельности адвоката за 2014 г. составил 1335379 рублей. Страхователь не исполнил свои обязанности по оплате страховых взносов за 2014 г., в связи с чем, образовалась недоимка по страховым взносам на страховую часть пенсии в размере 9524 рублей 59 копеек, в связи с неуплатой страховых взносов за период с 02.04.2015 по 13.07.2016 страхователю начислены пени в размере 1393 рублей 93 копеек.

Доход от деятельности адвоката за 2015 год составил 996214 рублей 00 копеек. В связи с неисполнением административным ответчиком своих обязанностей по оплате страховых взносов за 2015 г. образовалась недоимка по страховым взносам на страховую часть пенсии в размере 6962 рублей 14 копеек, в связи с неуплатой страховых взносов за период с 02.04.2015 по 28.09.2016 начислены пени в размере 445 рублей 92 копеек.

С целью досудебного урегулирования спора ответчику направлены требования об оплате недоимки по страховым взносам в добровольном порядке, однако до настоящего времени задолженность страхователем не погашена, в связи с чем административный истец обратился с рассматриваемым административным исковым заявлением в суд.

Определением судьи от 23 июня 2017 года административное исковое заявление принято к производству суда, возбуждено административное дело.

При подготовке дела к судебному разбирательству, определением судьи от 23 июня 2017 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ГУ УПФ РФ г. Твери и Калининском районе.

В ходе производства по делу административный истец дополнил основания иска, указав, что работа адвоката в качестве руководителя адвокатского образования, на выборных должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации, Федеральной палате адвокатов Российской Федерации, общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов, связана с его статусом адвоката и, соответственно, с адвокатской деятельностью, следовательно, вознаграждения, полученные за такую работу, включаются в сумму фактически полученного адвокатом дохода от его деятельности. Таким образом, доходы, полученные адвокатом от осуществления адвокатской деятельности в коллегиях адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультациях, а также за работу в качестве руководителя адвокатского образования, на выборных должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации, Федеральной палате адвокатов Российской Федерации, общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов, являются общим доходом адвоката от его деятельности, исходя из которого производится расчет сумм страховых взносов. Следовательно, вышеуказанные вознаграждения не подлежат исключению из сведений о доходах от деятельности адвокатов за расчетный период, направляемых налоговыми органами в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Определением суда от 21 сентября 2017 года, занесенным в протокол судебного заседания, указанные дополнения оснований иска приняты к производству суда.

Определением суда от 20 октября 2017 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФНС России по Тверской области.

Определением суда от 10.11.2017, занесенным в протокол судебного заседания, к производству суда приняты уточненные исковые требования о взыскании с административного ответчика недоимки на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2015 год в размере 6962 рублей 14 копеек, пени на недоимку в размере 445 рублей 92 копеек.

В судебном заседании представитель административного истца Полянин А.А., действующий на основании доверенности, поддержал административные исковые требования в редакции уточненного искового заявления от 10.11.2017 о взыскании задолженности по страховым взносам за 2015 год, пени.

В судебном заседании административный ответчик Севастьянов А.Е. возражал против удовлетворения заявленных к нему требований по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, пояснив, что за спорный период времени он, добросовестно исполняя обязательства по уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд, руководствовался и действовал в соответствии с представленными разъяснениями Министерств и ведомств, а также действующего законодательства, не получая каких-либо нареканий со стороны взыскателя. Кроме того, в соответствии со ст.1 ФЗ от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицам, получившим статус адвоката в порядке, установленном 63-ФЗ. За участие в работе на выборных должностях выплачивается соответствующее вознаграждение, которое носит компенсационный характер, а не является оплатой труда адвоката.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица управления Федеральной налоговой службы по Тверской области Ефанова И.В., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные уточненные административные исковые требования, просила суд их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица ГУ УПФ РФ г. Твери и Калининском районе, извещенный судом надлежащим образом о дне, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Учитывая надлежащее извещение заинтересованного лица ГУ УПФ РФ г. Твери и Калининском районе, судом в соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства РФ, определено рассмотреть административное дело в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица.

Заслушав представителя административного истца Полянина А.А., действующего на основании доверенности, административного ответчика Севастьянова А.Е., представителя заинтересованного лица управления Федеральной налоговой службы по Тверской области Ефанову И.В., действующую на основании доверенности, показания специалиста Махановой И.Ю., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2013 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

С 01 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части 2 НК Российской Федерации.

Поскольку на момент возникновения спорных правоотношений вопросы, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), при рассмотрении настоящего административного спора подлежат применению положения Закона N 212-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

В силу части 1.1. статьи 14 Закона N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: 1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз; 2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Согласно части 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ (ред. от 29.12.2015) сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Статьей 18 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы (часть 1). В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (часть 2).

Согласно ст. 25 вышеуказанного Федерального закона пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Пени начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.

Обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной своевременно при уплате их не позднее 31 декабря текущего календарного года, либо не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) деятельности индивидуального предпринимателя включительно, уплата страховых взносов по судебным актам не свидетельствует об уплате страховых взносов в установленный законом срок.

В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 212-ФЗ. Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 Федерального закона N 212-ФЗ, за исключением случаев, указанных в части 4 статьи 18 ФЗ N 212-ФЗ.

В силу ч. 3 ст. 19 закона до принятия решения о взыскании, орган контроля за уплатой страховых взносов, направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам в соответствии со статьей 22 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009.

Согласно ст. 22 вышеуказанного Федерального закона, требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 статьи 22 ФЗ N 212-ФЗ.

Согласно ч. 1, 3 ст. 21 в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Частью 9 ст. 21 закона установлено, что положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов и штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Судом установлено, что Севастьянов А.Е. осуществляет профессиональную деятельность в <данные изъяты>, также занимает должность <данные изъяты>, <данные изъяты>.

28.09.2016 ГУ – УПФР в Г. Твери и Калининском районе Тверской области вынесено требование №078801160115521 об уплате страхователем недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2015 год в размере 6962 рублей 14 копеек, пени в сумме 445 рублей 92 копеек в срок до 18.10.2016.

Согласно списку внутренних почтовых отправлений №11 указанное требование было направлено административному ответчику по месту регистрации 30.09.2016.

Поскольку требования об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии, пени в установленный срок - до 18.10.2016 исполнены не были, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Твери и Калининском районе в порядке статьи 21 Закона № 212-ФЗ обратилось с заявлением о выдаче судебного приказа по требованию о взыскании указанных сумм.

Определением мирового судьи судебного участка № 3 Центрального района г. Твери, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Центрального района г. Твери, от 10 января 2017 года на основании возражений Севастьянова А.Е. судебный приказ мирового судьи судебного участка №3 Центрального района г. Твери, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Центрального района г. Твери от 21.12.2016 о взыскании вышеуказанных сумм отменен.

Допрошенная в судебном заседании 10 ноября 2017 года в качестве специалиста М.И.Ю. показала, что работает государственным инспектором в УФНС России по Тверской области. Адвокаты должны предоставлять отчетность в налоговую инспекцию. За 2014 год сведения были переданы 04.07.2016, но в данные сведения были необоснованно включены все справки о доходах, в связи с чем, в июле 2017 адвокатская палата сдала уточненную справку о доходах, в связи с чем за 2014 год будет сделан перерасчет, на основании чего административному ответчику за 2014 год будет выставлено новое требование. В соответствии с Письмом Минфина России от 21.08.2017 N 03-15-06/53487 адвокаты являются самостоятельными плательщиками страховых взносов и самостоятельно производят исчисление сумм страховых взносов. Поскольку работа адвоката в качестве руководителя адвокатского образования связана с его статусом адвоката и, соответственно, с адвокатской деятельностью, то вознаграждения, полученные за такую работу, включаются в сумму фактически полученного адвокатом дохода от его деятельности. В связи с изложенным доходы, полученные адвокатом от осуществления адвокатской деятельности в коллегиях адвокатов, а также за работу в качестве руководителя адвокатского образования, являются общим доходом адвоката от его деятельности, исходя из которого адвокат производит расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31.05.2002 №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицам, получившим статус адвоката в порядке, установленном Федеральным законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации, Федеральной палате адвокатов Российской Федерации, общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов.

В силу ч.8 ст.31 Федерального закона № 63-ФЗ президент и вице-президенты, а также другие члены совета могут совмещать работу в совете адвокатской палаты с адвокатской деятельностью, получая при этом вознаграждение за работу в совете в размере, определяемом советом адвокатской палаты.

Исходя из положений статей 34, 38 Федерального закона № 63-ФЗ адвокатам за работу на выборных должностях в адвокатской палате субъекта РФ, в федеральной палате адвокатов РФ, общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов, связана с его статусом адвоката и, соответственно, с адвокатской деятельностью, следовательно, вознаграждения, полученные за такую работу, включаются в сумму фактически полученного адвокатом дохода от его деятельности.

Таким образом, доходы, полученные адвокатом от осуществления адвокатской деятельности в коллегиях адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультациях, а также за работу в качестве руководителя адвокатского образования, на выборных должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации, Федеральной палате адвокатов Российской Федерации, Федеральной палате адвокатов Российской Федерации, общероссийский и международных общественных объединениях адвокатов, являются общим доходом адвоката от его деятельности, исходя из которого производится расчет сумм страховых взносов.

Следовательно, вышеуказанные вознаграждения не подлежат исключению из сведений о доходах от деятельности адвокатов за расчетный период, направляемых налоговыми органами в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Оснований для освобождения административного ответчика от уплаты государственной пошлины не имеется, в связи с чем, с него подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 400 рублей.

руководствуясь ст. 175-180, 114, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 10 по Тверской области к Севастьянову А.Е. о взыскании задолженности по страховым взносам, пени удовлетворить.

Взыскать с Севастьянова А.Е., зарегистрированного по адресу: <адрес> в пользу Межрайонной ИФНС России № 10 по Тверской области задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии 6962 рубля 14 копеек, пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии 445 рублей 92 копейки.

Взыскать с Севастьянова А.Е. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Твери в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.А. Степанова

Мотивированное решение изготовлено 15 ноября 2017 года.