Центральный районный суд г. Тольятти
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Центральный районный суд г. Тольятти — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 мая 2011 г. Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Поповой Е.В.
с участием помощника прокурора Катасонова А.В.
при секретаре Ширяевой И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Прокурора г. Тольятти об оспаривании постановления мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-п/1 «Об утверждении Положения о порядке регистрации трудовых договоров (соглашений о внесении изменений в трудовые договоры), заключаемых работниками с работодателями-физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, и фактов их прекращения»,
установил:
Прокурор г. Тольятти обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-п/1 «Об утверждении Положения о порядке регистрации трудовых договоров (соглашений о внесении изменений в трудовые договоры), заключаемых работниками с работодателями-физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, и фактов их прекращения» в части установления порядка регистрации соглашений о внесении изменений в трудовые договоры.
Помощник Прокурора г. Тольятти Катасонов А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, суду пояснив, что прокуратурой города Тольятти в ходе осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ и законов на территории Российской Федерации установлено, что постановление мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-п/1 «Об утверждении Положения о порядке регистрации трудовых договоров (соглашений о внесении изменений в трудовые договоры), заключаемых работниками с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, и фактов их прекращения» в части установления порядка регистрации соглашений о внесении изменений в трудовые договоры противоречит действующему законодательству. Постановление мэрии г.о. Тольятти №-п/1 от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано в газете «Городские ведомости» № от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с п.3 Постановления вступило в законную силу. Обязанность работодателя регистрировать соглашения о внесении изменений в трудовые договоры, заключаемые работниками с работодателями -физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, действующим законодательством не предусмотрена. Таким образом, орган местного самоуправления необоснованно возлагает на работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, дополнительные, не установленные федеральным законодательством обязанности. Муниципальные правовые акты, согласно п.4 ст.7 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и п. 18 ст. 47 Устава городского округа Тольятти, не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ. Часть 2 ст. 15 Конституции РФ устанавливает, что органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Просит признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия постановление мэра г.о.Тольятти 491-п/1 от 21.20.2011 г. «Об утверждении Положения о порядке регистрации трудовых договоров (соглашений о внесении изменений в трудовые договоры), заключаемых работниками с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, и фактов их прекращения» в части установления порядка регистрации соглашений о внесении изменений в трудовые договоры.
Представитель Мэрии г.о. Тольятти Огарчева Ю.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснив, что в соответствии со статьей 303 и 307 Трудового кодекса РФ регистрации в ОМС подлежит трудовой договор, а не факт его заключения. Учитывая, что все изменения, в том числе дополнения трудового договора являются его неотъемлемой частью, а ТК РФ предусмотрена регистрация в органах местного самоуправления именно трудового договора, как единого целого, полагает, что и изменения, в том числе дополнения в трудовой договор также должны регистрироваться в органах местного самоуправления. Если бы в ТК РФ была бы указана обязанность работодателя регистрировать в уведомительном порядке в органах местного самоуправления факт заключения трудового договора, то в данном случае регистрация изменений, в том числе дополнений в трудовой договор не требовалась бы. Действующей редакцией ТК РФ прямо предусмотрена регистрация именно трудового договора полностью (в целом), а не его части. Регистрация в органах местного самоуправления соглашений об изменении определенных сторонами условий трудового договора, полагаю, не противоречит статье 306 ТК РФ, т.к. в ней отсутствует прямое указание на запрет регистрации таких соглашений в ОМС, более того, вопросы регистрации трудовых договоров в ОМС уже урегулированы в статье 303 ТК РФ и дополнительная их регламентация не требуется. Основная цель такой регистрации - проверка соответствия трудового договора трудовому законодательству. Поскольку такие работодатели не ведут на своих работников трудовые книжки, а документом, подтверждающим период работы у такого работодателя, является трудовой договор, орган местного самоуправления в данном случае выступает гарантом защиты трудовых прав работников вступающих в трудовые отношения с данной категорией работодателей. ОМС вправе указать работодателю на условия трудового договора, противоречащие действующему законодательству или на отсутствие условий, обязательных для включения в трудовой договор, а в случае отказа работодателя устранить выявленные нарушения — обратиться в Государственную инспекцию труда. Считает, что наличие и ведение ОМС единых информационных баз данных, включающих информацию о заключенных трудовых договорах, их изменениях, в том числе дополнения и фактов их прекращения позволит обеспечить как работникам, так и работодателям возможность для подтверждения в необходимых случаях фактов заключения трудовых договоров и их условий например, для обеспечения доказательств при возникновении индивидуального трудового спора. Анализ действующих нормативных правовых актов других муниципальных образований показал, что нормы, предусматривающие регистрацию в ОМС соглашений об изменении определенных сторонами условий трудового договора содержаться в 20 муниципальных образованиях Московской области, а также в ряде муниципальных образований 43 областей, 13 республик, 5 краев и 3 автономных округов. При этом часть нормативных правовых актов муниципальных образований содержат норму, о том, что регистрация изменений и дополнений в трудовые договоры осуществляется в установленном для регистрации трудовых договоров порядке, а часть нормативных правовых актов вообще в своей структуре имеют самостоятельный раздел, посвященный непосредственно регистрации в ОМС изменений и дополнений в трудовые договоры. С учетом указанного, просит в удовлетворении требований прокурора г. Тольятти отказать в полном объеме.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что постановлением мэра г.о. Тольятти 491-п/1 от 21.20.2011 г. утверждено Положения о порядке регистрации трудовых договоров (соглашений о внесении изменений в трудовые договоры), заключаемых работниками с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, и фактов их прекращения
Данное Постановление мэра г.о. Тольятти №-п/1 от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано в газете «Городские ведомости» № от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с п.3 Постановления вступило в законную силу.
Прокурор г. Тольятти в соответствии с ч.1 ст. 251 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о признании вышеуказанного постановления противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия, в части установления порядка регистрации соглашений о внесении изменений в трудовые договора, указав, что орган местного самоуправления необоснованно возлагает на работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, дополнительные, не установленные федеральным законодательством обязанности.
Суд не может согласится с указанными доводами истца.
Главой 48 Трудового кодекса РФ предусмотрены особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей – физических лиц.
Согласно части 4 статьи 303, статьи 307Трудового кодекса РФ работодатель - физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, обязан в уведомительном порядке зарегистрировать трудового договор с работником в органе местного самоуправления по месту своего жительства (в соответствии с регистрацией), а также факт прекращения трудового договора.
В соответствии с Трудовым кодексом РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.
В силу части 3 статьи 57, статьи 72 Трудового кодекса РФ соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме и является в дальнейшем неотъемлемой частью трудового договора.
Действующим трудовым законодательством предусмотрена регистрация именно трудового договора полностью (в целом) а не его части.
Так, глава 12 Трудового кодекса РФ регулирует вопросы изменения трудового договора, в том числе возможность изменения определенных сторонами условий договора по инициативе работодателя.
В соответствии со статьей 74Трудового кодекса РФ о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено ТК РФ.
В соответствии со статьей 306 Трудового кодекса РФ об изменении определенных сторонами условий трудового договора работодатель - физическое лицо в письменной форме предупреждает работника не менее чем за 14 календарных дней.
Таким образом, статья 306 Трудового кодекса РФ является специальной и направлена на дополнительную регламентацию отношений между работником и работодателем -физическим лицом, а не на регулирование отношений между работодателем -физическим лицом и органом местного самоуправления.
Таким образом, в соответствии с трудовым законодательством на работодателей, не являющихся индивидуальными предпринимателями, возложена дополнительная обязанность по уведомительной регистрации заключенного трудового договора в органе местного самоуправления по месту своего жительства согласно регистрации. Регистрация осуществляется путем занесения записи в книгу регистрации трудовых договоров и проставления штампа о регистрации на первой странице всех экземпляров трудового договора. Регистрации подлежат также все изменения трудового договора, а также его прекращение.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что регистрация в органах местного самоуправления соглашений об изменении определенных сторонами условий трудового договора, не противоречит действующему законодательству (ст. 306 ТК РФ), в котором отсутствует прямое указание на запрет регистрации таких соглашений в органах местного самоуправления. Вопросы регистрации трудовых договоров в органах местного самоуправления урегулированы статьей 303 Трудового кодекса РФ и дополнительная их регламентация не требуется.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что установление органом местного самоуправления мэрией городского округа Тольятти порядка регистрации соглашений о внесении изменений в трудовые договоры направлено на защиту трудовых прав работников вступающих в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами не являющимися индивидуальными предпринимателями и проверка соответствия трудового договора трудовому законодательству. Данные доводы также подтверждаются письмами Департамента труда и занятости населения Самарской области и Государственной инспекции по труду в Самарской области Федеральной службы по труду и занятости.
При вышеуказанных обстоятельствах, суд считает, что постановление мэра г.о.Тольятти 491-п/1 от 21.20.2011 г. «Об утверждении Положения о порядке регистрации трудовых договоров (соглашений о внесении изменений в трудовые договоры), заключаемых работниками с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, и фактов их прекращения» в части установления порядка регистрации соглашений о внесении изменений в трудовые договоры не противоречит федеральному законодательству.
На основании изложенного, руководствуясь ст.12, ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
В удовлетворении исковых требований Прокурора г. Тольятти о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия постановления мэра г.о.Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГ г. «Об утверждении Положения о порядке регистрации трудовых договоров (соглашений о внесении изменений в трудовые договоры), заключаемых работниками с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, и фактов их прекращения» в части установления порядка регистрации соглашений о внесении изменений в трудовые договоры – отказать.
Решение суда может быть обжаловано, на него может быть подано кассационное представление в Самарский облсуд через Центральный райсуд г. Тольятти в течение 10 дней.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 18 мая 2011 г.
Председательствующий: подпись.
Копия верна.
Судья: