Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
01 марта 2019 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Марковой Н.В.
при секретаре Кретининой А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-165\2019 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области к Коровину А.М. о взыскании задолженности по налогу и пени,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России № 2 по Самарской области обратилась в суд с иском к Коровину А.М. о взыскании задолженности по налогу и пени, в котором просит взыскать с административного ответчика задолженность по земельному налогу с физических лиц за 2015 год в размере 330 073 руб., за 2016 год в размере 43 555 руб., пени по земельному налогу за 2015 год в размере 1 595,35 руб., за 2016 год в размере 136,84 руб., задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1 052 247 руб.
В обоснование иска указано, что ответчик состоит на учете в качестве налогоплательщика и обязан уплачивать законно установленные налоги в отношении принадлежащего ему имущества. Поскольку должник не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога, ему было направлено требование об уплате налога с предложением добровольно погасить задолженность по налогам. Однако ответчиком данное требование не было исполнено.
В последующем истец исковые требования изменил, просит взыскать с административного ответчика задолженность по земельному налогу с физических лиц за 2015 год в размере 330 073 руб., за 2016 год в размере 43 555 руб., пени по земельному налогу за 2015 год в размере 1 595,35 руб., за 2016 год в размере 136,84 руб., задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1 085 537 руб.
Представитель административного истца Сорокина А.Ю., действующая по доверенности, в судебном заседании измененные исковые требования поддержала, суду пояснила, что изначально административному ответчику выставлялись налоговые уведомления № 36942 от 20.03.2018 года об уплате земельного налога за 2015 год и налога на имущество за 2016 год со сроком уплаты до 14.05.2018 года и № 84936524 от 27.03.2018 года об уплате земельного налога за 2016 год со сроком уплаты до 21.05.2018 года. Поскольку налог уплачен не был, в адрес ответчика было направлено требование № 46914 по состоянию на 04.06.2018 года, согласно которого Коровин А.М. в срок до 17.07.2018 года обязан уплатить налог на имущество за 2016 год в размере 1 510 536 руб., земельный налог за 2015 год в размере 330 074 руб. и земельный налог за 2016 год в размере 43 55 руб., а также пени за просрочку уплаты земельного налога в размере 1 732,19 руб. Поскольку Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 13.07.2018 года объект с кадастровым номером № был исключен из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения за 2016 год, то размер налога в отношении данного объекта 01.10.2018 года был пересчитан и уменьшен на 424 999 руб. Также отметила, что в силу положений ст. 408 НК РФ при применении ставки налога на имущество 1,2 % применяется только коэффициент 1. Расчет налога на имущество в отношении объекта с кадастровым номером № рассчитан по формуле, указанной в п. 8 ст. 408 НК ПФ и арифметически верен. Просит взыскать с административного ответчика задолженность по земельному налогу с физических лиц за 2015 год в размере 330 073 руб., за 2016 год в размере 43 555 руб., пени по земельному налогу за 2015 год в размере 1 595,35 руб., за 2016 год в размере 136,84 руб., задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1 085 537 руб.
Представитель административного ответчика Коровина А.М. Чаплыгина О.В., действующая по доверенности, в судебном заседании заявленные требования признала частично, считает, что в отношении объекта с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Тольятти, <адрес>, подлежит применению налоговая ставка 0,5 % и понижающий коэффициент за 2016 год 0,4; в отношении объекта с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Тольятти, <адрес> должен быть применен понижающий коэффициент 0,4; в отношении объекта с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Тольятти, <адрес> должен быть применен понижающий коэффициент 0,4; в отношении объекта с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Тольятти, <адрес> должен быть применен понижающий коэффициент 0,4. В отношении объекта с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Тольятти, <адрес> расчет налога является арифметически неверным, с учетом налоговой ставки 0,5 % и понижающего коэффициента 0,4 размер налога должен составлять 21 847 руб.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя административного истца и представителя административного ответчика, суд считает измененные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Статьей 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками налогов и сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги закреплена ст. 23 НК РФ.
В соответствии со ст. 65 ЗК РФ, использование земли в Российской Федерации является платным.
Согласно п.1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.
Согласно п. 4 ст. 391 НК РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговым органом на основании сведений, которые предоставляются в налоговый органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований
Согласно ст.393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
На территории городского округа Тольятти применяются налоговые ставки в соответствии со ст. 1 Положения о земельном налоге на территории городского округа Тольятти, утвержденного Постановлением Тольяттинской Городской Думы от 19.10.2005 года № 257.
Согласно ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.
Законом РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» установлено, что плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением уплаты налога.
В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с п.п. 1,5,6 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок назначенную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета. Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под роспись или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии со ст. 75 НК РФ
Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
В силу п. 1 ст. 104 НК РФ до обращения в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции.
Судом установлено, что на основании сведений государственных регистрирующих органов налоговым органом в адрес налогоплательщика Коровина Александра Михайловича было направлено налоговое уведомление № 36942 от 20.03.2018 года о подлежащей уплате сумме налога. Налоговым органом был начислен транспортный земельный налог за 2015 год в общем размере 330 073 руб., налог на имущество за 2016 года в общем размере 1 510 536 руб. Установлен срок оплаты до 14.05.2018 года.
Также в адрес Коровина А.М. было направлено налоговое уведомление № 84936524 от 27.03.2018 года, которым налоговым органом был начислен земельный налог за 2016 год в общем размере 318 555 руб. Установлен срок оплаты до 21.05.2018 года.
Факт направления в адрес налогоплательщика указанных уведомлений стороной ответчика оспорен не был.
В связи с неуплатой в полном размере в установленный срок налога в адрес Коровина А.М. было направлено требование об уплате земельного налога за 2015 год в размере 330 073,00 руб., об уплате земельного налога за 2016 год в размере 43 555 руб. и налога на имущество за 2016 год в размере 1 510 536 руб. с предложением добровольно погасить недоимку до 17.07.2018 года, что подтверждается требованием № 46914 по состоянию на 04.06.2018 года.
Указанное требование также содержит обязанность по уплате пени за нарушение сроков уплаты земельного налога в размере 1 732,19 руб.
Указанное уведомление было размещено в личном кабинете налогоплательщика и было им получено 05.06.2018 года, что подтверждается распечаткой из программы личного кабинета и не оспорено стороной ответчика.
Данное требование было оставлено без исполнения, в связи с чем, налоговая инспекция 20.09.2018 года обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании вышеуказанных налоговых платежей и пени.
20.09.2018 года мировым судьей судебного участка № 112 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области был выдан судебный приказ, который определением от 01.10.2018 года был отменен на основании заявления Коровина А.М.
После отмены судебного приказа налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском о взыскании с ответчика задолженности по налогу. Иск подан в суд 24.10.2018 года.
Таким образом, административным истцом сроки, предусмотренные ст.ст. 48 НК РФ и 286 КАС РФ при обращении в суд общей юрисдикции нарушены не были.
В рамках данного административного дела административным истцом заявлено, что в связи с вынесением Министерством имущественных отношений Самарской области приказа № 1118 от 13.07.2018 года, которым из перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, исключен объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, <адрес>, принадлежащее Коровину А.М. и в отношении которого налоговым уведомлением № 32873645 от 21.09.2017 года рассчитан налог на имущество, налоговым органом был произведен перерасчет налога на имущество за 2016 год и размер данного налога (509 999 руб.) был уменьшен на 424 999 руб. и составляет 85 000 руб.
Всего размер налога на имущество за 2016 года после перерасчета составляет 1 085 537 руб. (1 510 536 руб. по требованию № 46914 – 424 999 руб. перерасчет).
Представитель административного ответчика в судебном заседании перерасчет налога в отношении объекта с кадастровым номером № считает обоснованным и заявленный размер налога в отношении данного объекта в сумме 85 000 руб. верным.
Однако стороной ответчика заявлено, что в отношении объектов с кадастровыми номерами №, № и № необоснованно не применен понижающий коэффициент на 2016 год 0,4, а расчет налога в отношении объекта с кадастровым номером № является арифметически неверным.
Указанные доводы стороны ответчика суд считает необоснованными по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.
Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
Сумма налога за первые три налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется по следующей формуле:
Н = (Н1 - Н2) x К + Н2,
где Н - сумма налога, подлежащая уплате.
Н1 - сумма налога, исчисленная исходя из кадастровой стоимости имущества
Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения.
К - понижающий коэффициент (при применении ставки налога на имущество 1,2 % применяется только коэффициент 1).
Таким образом, в силу вышеуказанной нормы закона в отношении объектов, к которым при исчислении налога применяется ставка 1,2 % применяется только коэффициент 1, применение к данным объектам иного коэффициента законом не предусмотрено.
Из материалов дела следует, что в отношении объектов с кадастровыми номерами №, № и № при исчислении налога применяется налоговая ставка 1,2 %, обоснованность применения данной ставки стороной ответчика не оспаривается.
В связи с изложенным, в силу закона к данным объекта при исчислении налога подлежит применению только коэффициент 1. Применение понижающего коэффициента 0,4, о чем заявлено ответчиком, противоречит нормам закона.
Судом был истребован у административного истца математический расчет налога в отношении объекта с кадастровым номером №.
Представленный расчет судом был проверен и признан арифметически верным, выполненным с применением формулы, предусмотренной п. 8 ст. 408 НК РФ.
Представленный стороной ответчика расчет налога в отношении данного объекта не соответствует вышеуказанной формуле и не является правильным.
Административным ответчиком доказательства, опровергающие неуплату им недоимки по земельному налогу за 2015 и 2016 годы и налогу на имущество за 2016 налоговый период, а также пени за неуплату платежей по земельному налогу предоставлены не были, судом данные доказательства не были добыты.
Таким образом, в силу требований налогового законодательства РФ с ответчика подлежит взысканию недоимка по налогу на имущество с физических лиц за 2016 год в размере 1 085 537 руб., недоимка по земельному налогу с физических лиц за 2015 год в размере 330 073 руб., недоимка по земельному налогу с физических лиц за 2016 год в размере 43 555 руб., пени по земельному налогу за 2015 год в размере 1 595,35 руб. и пени по земельному налогу за 2016 год в размере 136,84 руб.
В связи с тем, что суд пришел к выводу об удовлетворении требований административного истца, освобожденного от уплаты госпошлины, с административного ответчика в силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ подлежит взысканию госпошлина в доход федерального бюджета в размере 15 504,49 руб.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 14, 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Взыскать с Коровина Александра Михайловича в пользу государства задолженность по земельному налогу с физических лиц за 2015 год в размере 330 073 рубля, за 2016 год в размере 43 555 рублей, а всего 373 628 рублей.
Взыскать с Коровина Александра Михайловича в пользу государства пени на сумму задолженности по земельному налогу с физических лиц за 2015 год в размере 1 595 рублей 35 копеек, за 2016 год в размере 136 рублей 84 копейки, а всего 1 732 рубля 19 копеек.
Взыскать с Коровина Александра Михайловича в пользу государства задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1 085 537 рублей.
Взыскать с Коровина Александра Михайловича в пользу государства государственную пошлину в размере 15 504 рубля 49 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о. Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 07 марта 2019 года.
Председательствующий: