НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край) от 10.10.2022 № 2А-5612/2022

УИД: 23RS0059-01-2022-008374-83

К делу № 2а-5612/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Сочи 10 октября 2022 г.

Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе председательствующего судьи Слука В.А., при секретаре судебного заседания Кирьякове Я.А., рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю к Поповой Ю. А. о взыскании суммы задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, пени, штрафа

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю (далее по тексту - Межрайонная ИФНС России по Краснодарскому краю) обратилась в суд с административным иском к Поповой Ю. А., в котором просит суд взыскать с Поповой Ю. А. сумму задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в размере 17 116,40 рублей, пени в размере 6 572,28 рубля, по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, штраф в размере 3 000,00 рублей.

В обоснование заявленных требований Межрайонная ИФНС России по Краснодарскому краю указывает, что Попова Ю. А. (ИНН ) состоит на налоговом учете и, соответственно, является плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Межрайонной ИФНС России по Краснодарскому краю в адрес Поповой Ю. А. направлены требования , , , об уплате страховых взносов. Сумма задолженности должником не уплачена. Межрайонная ИФНС России по Краснодарскому краю обратилась в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Поповой Ю.А. суммы задолженности по налогу и пени. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Центрального района города Сочи был вынесен судебный приказ о взыскании с должника суммы задолженности по налогу и пени. Определением от ДД.ММ.ГГГГ указанный судебный приказ был отменен, в связи с поданным Поповой Ю.А. заявлением, в котором она не согласна с начисленной ей суммой страховых взносов и пени.

В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России по Краснодарскому краю не явился, о месте и времени проведения судебного заседания административный истец извещен надлежащим образом.

Административный ответчик Попова Ю.А. в судебное заседание не явилась, направила в адрес суда возражение, в котором просит отказать в удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России по Краснодарскому краю ввиду того, что данная задолженность является безнадежной к взысканию и подлежит списанию, и ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствии административного ответчика.

В соответствии ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии основания для удовлетворения административного искового заявления по следующим основаниям.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3, пп.1 п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №243-ФЗ), начиная с ДД.ММ.ГГГГ на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов.

Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 44 НК РФ).

Вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством до ДД.ММ.ГГГГ регулировались Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее по тексту – Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №212-ФЗ ).

В соответствии вступившим в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №243-ФЗ часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации дополнена новым разделом XI «Страховые взносы в Российской Федерации» и главой 34 «Страховые взносы» и с указанной даты утратил силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Попова Ю.А. (ИНН ) на момент подачи административного искового заявления утратила статус индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП. Дата прекращения деятельности: ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ, действующего на момент возникновения спорных правоотношений, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Частями 2 и 8 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ установлено, что страховые взносы за расчетный период, которым в силу ч. 1 ст. 10 данного закона признается календарный год, уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено названной статьей.

Административным истцом заявлены требования о взыскании суммы задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в размере 17 116,40 рублей, пени в размере 6 572,28 рубля, по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, штраф в размере 3 000,00 рублей, обязанность по уплате которых в силу ч.2 и 8 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ возникла у административного ответчика ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст. 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пени (пункт 1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 этого Кодекса (пункт 3). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации (пункт 4). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).

Аналогичные положения были установлены ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №212-ФЗ.

Из вышеперечисленных положений законодательства следует, что обязанность по уплате пени производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Являясь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке и в такие же сроки, что и задолженность по налогам и сборам, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.

Таким образом, если срок взыскания задолженности по страховым взносам истек, то пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по его уплате.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу ДД.ММ.ГГГГг., признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, в размере, определяемом в соответствии с ч. 11 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности (часть 2 указанной статьи).

Решение о списании недоимки и задолженности, указанных в части 1 настоящей статьи, составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика плательщика страховых взносов физического лица (индивидуального предпринимателя) и сведения о недоимке и задолженности по страховым взносам, подлежащих списанию (часть 3 указанной статьи).

Как следует из представленного административным истцом расчета, предъявленные к взысканию пени начислены на недоимки по страховым взносам, которые возникли у Поповой Ю.А. до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, в силу прямого указания закона признаются безнадежными к взысканию и списанию.

При таких данных налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности по страховым взносам и пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Согласно ч.2 ст.286 КАС РФ пропущенные по уважительной причине сроки подачи заявления о взыскании налогов и пени могут быть восстановлены судом.

К уважительным причинам относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им такой степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка.

Уважительных причин, препятствующих органу, осуществляющему контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, в установленный законодательством срок обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, судом не установлено. Такие причины налоговым органом не приведены, в связи с чем суд отказывает в восстановлении срока для подачи искового заявления о взыскании с Поповой Ю.А. задолженности по страховым взносам.

Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

В связи с изложенным, административные исковые требования к Поповой Ю.А. о взыскании задолженности по страховым взносам удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 286 - 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю к Поповой Ю. А. о взыскании задолженности по страховым взносам - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 13.10.2022 года.

Председательствующий: