НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Симферополя (Республика Крым) от 13.10.2016 № 2А-4889/2016

Дело №2а-4889/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 октября 2016 года г. Симферополь

Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:

председательствующего, судьи - Заболотной Н.Н.,

при секретаре - Кушнеренко Ю.Н.,

с участием истцов – ФИО4, ФИО2,

представителя истца – ФИО7,

представителя Ответчика – ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО4, ФИО2 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3 о признании незаконным решения, признании сообщения от отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним недействительным, понуждении зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество,

ФИО4, ФИО2 обратились в суд с административным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании решений государственного регистратора и от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, незаконным, сообщений об отказе в государственной регистрации недействительными, понуждении зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество. Требования мотивированы тем, что в соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права собственности и на праве общей долевой собственности им принадлежит по ? части земельного участка с кадастровым номером 90:22:010313:411 общей площадью 600 кв. м. по адресу Россия, <адрес>. 65. На вышеуказанном земельном участке расположен объект недвижимого имущества (жилой дом). Жилой дом представляет собой литр «А-II» общей площадью 407.2 кв. м., имеет кадастровый , присвоенный в соответствии с кадастровым паспортом от 22.01.2016г. , выданным Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым. ДД.ММ.ГГГГ в Государственный комитет по государственной регистрации Республики Крым для проведения регистрации права были поданы: заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ; заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ; квитанция об оплате государственной пошлины на сумму 2000, 00 от ДД.ММ.ГГГГ; квитанция об оплате государственной пошлины на сумму 2000, 00 от ДД.ММ.ГГГГ; кадастровый паспорт здания от ДД.ММ.ГГГГ; сообщение БТИ от ДД.ММ.ГГГГ; декларация о готовности объекта к эксплуатации № КР 14212501723 от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ ими в Государственном комитете по государственной регистрации Республики Крым получено уведомление о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что у государственного регистратора возникли сомнения в наличии оснований для государственной регистрации права собственности, поскольку декларация о готовности объекта к эксплуатации составлена на украинском языке, без соответствующего перевода на русский язык; превышены предельные параметры строительства вышеуказанного объекта недвижимости (регистратор ссылается на Приказ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков»). ДД.ММ.ГГГГ в Государственный комитет по государственной регистрации Республики Крым для проведения регистрации права были поданы дополнительные документы: заявление о предоставлении дополнительных документов от ДД.ММ.ГГГГ; декларация о готовности объекта к эксплуатации № КР 14212501723 от ДД.ММ.ГГГГ; декларация о готовности объекта к эксплуатации № КР 14212501723 от ДД.ММ.ГГГГ (перевод) от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ ими в Государственном комитете по государственной регистрации Республики Крым были получены Сообщения об отказе в государственной регистрации и в связи с превышением предельных параметров строительства вышеуказанного объекта недвижимости, со ссылкой на Приказ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», согласно которому к малоэтажной жилой застройке (индивидуальное жилищное строительство: размещение дачных и садовых домов) относятся: размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных, или сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений. Они с отказом в государственной регистрации права не согласны, считают его не обоснованным, противоречащим положениям Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В мотивировочной части сообщения об отказе, государственный регистратор ссылается на Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», обусловливая тем, что превышено допустимое количество этажей. Согласно коду 2.1 вышеуказанного Приказа количество надземных этажей дома при индивидуальном жилищном строительстве должно быть не выше трех надземных этажей. Согласно заключению экспертного строительно-технического исследования от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом литера «А», домовладения по <адрес> в <адрес> имеет три надземных этажа, в том числе мансардный этаж. Кроме того, в мотивировочной части сообщения об отказе регистратор указывает на необходимость в установленные сроки внести изменения в Государственный кадастр недвижимости в отношении вида разрешенного использования земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимого имущества. Государственным регистратором не принято во внимание, что на данный объект недвижимого имущества получена Декларация о готовности объекта к эксплуатации № КР14212501723 (зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ в Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины). Данная Декларация указывает - считать объект оконченным строительством и готовым к эксплуатации, то есть все нормативы и правила строительства, в том числе, по этажности здания и виду разрешенного использования земельного участка соблюдены в полном объеме и нареканий у Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины не было. На основании изложенного, истцы просят решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ и признать незаконными, а Сообщения об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним признать недействительными; обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

В судебном заседании истцы и представитель истцов исковое заявление поддержали, просили удовлетворить по вышеизложенным основаниям.

Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения искового заявление возражала. Пояснила, что в Госкомрегистр с заявлением о государственной регистрации права собственности на жилой дом обратились административные истцы, представив следующие документы: заявление о государственной регистрации права ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ; заявление о государственной регистрации права ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ; квитанцию от ДД.ММ.ГГГГ; кадастровый паспорт здания от ДД.ММ.ГГГГ; декларацию о готовности объекта к эксплуатации от ДД.ММ.ГГГГ; сообщение БТИ от ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для постановки на кадастровый учет вышеуказанного жилого дома явился технический план, разработанный кадастровым инженером ФИО9ДД.ММ.ГГГГ. В результате автоматизированной загрузки технического плана сведения указанные кадастровым инженером вносятся в ГКН автоматически и не могут быть изменены сотрудниками Госкомрегистра. Государственным регистратором при проведении правовой экспертизы поданных на государственную регистрацию документов, были вынесены уведомления о приостановлении, в которых заявителям рекомендовано предоставить нотариальный перевод декларации о готовности к эксплуатации на русский язык, а также указано, что заявителями превышены предельные параметры строительства регистрируемого объекта недвижимого имущества. Заявителями в адрес Госкомрегистра был предоставлен перевод указанной декларации, однако не разрешен вопрос с превышением предельных параметров строительства регистрируемого объекта недвижимого имущества. На основании пункта 1 статьи 20 Закона №122-ФЗ заявителю было отказано в государственной регистрации права собственности на вышеуказанный жилой дом. Согласно требованиям пункта 1, 2 статьи 182 Гражданского кодекса Украины, право собственности и прочие вещевые права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. Административные истцы в своем административном иске ссылаются на то, что ими зарегистрирована вышеуказанная декларация, однако декларация о готовности объекта к эксплуатации зарегистрирована Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля, но не регистрационной службой Министерства юстиции Украины в АР Крым. Таким образом, право собственности на жилой дом у административных истцов не возникло и не может быть зарегистрировано как ранее возникшее право собственности. Согласно представленным административными истцами документами объект недвижимого имущества с кадастровым номером 90:22:010313:432 - жилой дом площадью 407,2 кв. м., состоит из 4 этажей, категория сложности присвоена 2.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, пришел к следующему.

Судом, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ поставлен на кадастровый учет земельный участок по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство, площадь – 600 кв.м., присвоен кадастровый номер – 90:22:010313:411.

ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учет поставлен жилой дом по адресу: <адрес>, который состоит из 4х этажей, присвоен кадастровый - .

ДД.ММ.ГГГГФИО4 и ФИО2 подали в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым заявление о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: Россия, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации в связи с тем, что заявителями к документам не приложен перевод декларации о готовности объекта к эксплуатации на русский язык, а также не внесены изменения в Государственный кадастр недвижимости в отношении вида разрешенного использования земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимого имущества.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 и ФИО4 подали в Государственный комитет по государственной регистрации Республики Крым дополнительно документы: заявление о предоставлении дополнительных документов от ДД.ММ.ГГГГ; декларацию о готовности объекта к эксплуатации № КР 14212501723 от ДД.ММ.ГГГГ; декларацию о готовности объекта к эксплуатации № КР 14212501723 от ДД.ММ.ГГГГ (перевод) от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ Государственный комитет по государственной регистрации Республики Крым сообщениями и отказал ФИО2 и ФИО4 в государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес> на основании пункта 1 статьи 20 Закона №122-ФЗ.

В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» №122-ФЗ, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В силу пункта 3 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» №122-ФЗ к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации относится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.

Пункт 1 ст. 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» №122-ФЗ определяет, что государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 13 Закона №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» при проведении государственной регистрации проводится правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления.

В соответствии с ч.1 ст. 19 Закона №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направить его заявителю (заявителям) в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе. В указанных в пункте 1 настоящей статьи случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на один месяц.

Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов, за исключением случаев, указанных в пунктах 2.1 и 3 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основанием для государственной регистрации прав являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение прав.

В силу ч.1 ст. 18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

Согласно требованиям пунктов 1, 2 статьи 182 Гражданского кодекса Украины, действовавшм на момент завершения строительства, право собственности и прочие вещевые права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на недвижимость и сделок по недвижимости является публичной, осуществляется соответствующим органом, который обязан предоставлять информацию о регистрации и зарегистрированных правах в порядке, установленном законом.

В подпункте 2 статьи 5 Закона Украины от ДД.ММ.ГГГГ-Г «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» указано, что если законодательством предусмотрено принятие в эксплуатацию недвижимого имущества, государственная регистрация прав на такое имущество проводится после принятия его в эксплуатацию в установленном законодательством порядке, кроме случаев, предусмотренных статьей 31 настоящего Закона. Также, в подпункте 1 части 1 статьи 4 вышеуказанного Закона указано, что обязательной государственной регистрации подлежит право собственности на недвижимое имущество.

В силу пункта 2 статьи 8 ГК Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Согласно кадастровому паспорту объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером 90:22:010313:432 - жилой дом площадью 407,2 кв. м., состоит из 4х этажей, категория сложности - 2.

Приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации» этажами жилого дома считаются: этаж мансардный (мансарда) - этаж в чердачном пространстве, фасад которого полностью или частично образован поверхностью (поверхностями) наклонной или ломаной крыши, при этом линия пересечения плоскости крыши и фасада должна быть на высоте не более 1,5 м от уровня пола мансардного этажа; этаж надземный - этаж при отметке пола помещений не ниже планировочной отметки земли; этаж подвальный - этаж при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещения; этаж технический - этаж для размещения инженерного оборудования и прокладки коммуникаций; может быть расположен в нижней (техническое подполье), верхней (технический чердак) или в средней частях здания; этаж цокольный - этаж при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли на высоту не более половины высоты помещений; Этажность жилого дома должна определяться по числу надземных этажей.

В соответствии с приложением к Постановлению Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков» вид функционального использования земельного участка относится к виду разрешенного использования земельного участка: малоэтажная жилая застройка.

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, права на земельный участок по адресу: <адрес> зарегистрированы и указан вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство.

Согласно части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации основным критерием отнесения жилого дома к объектам индивидуального жилищного строительства является его предназначение для проживания одной семьи. Указанной нормой установлено, что число этажей индивидуального жилого дома не должно превышать количество трех.

Согласно Письму Роснедвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № АМ/1567 «Об этажности жилого дома» и Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) этажность жилого дома определяется по числу надземных этажей. Цокольный этаж считается надземным и учитывается при определении этажности дома, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 метра. Подполье под зданием независимо от его высоты, а также междуэтажное пространство с высотой менее 1,8 м. в число надземных этажей не включаются.

В пункте 1 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса (а также в других статьях Градостроительного кодекса, в которых дается определение индивидуального жилого дома и индивидуального жилищного строительства) не указано, что в три этажа индивидуального жилого дома включаются только надземные этажи.Кроме того, в пункте 4.7 СП 55.13330.2011 «Дома жилые одноквартирные» (актуализированная редакция СНиП 31-02-2001) указано, что правила подсчета площадей помещений, определения объема и этажности дома и количества этажей принимают по СП 54.13330 («Здания жилые многоквартирные», актуализированная редакция СНиП 31-01-2003).

В пункте В.1.6 ФИО10 (Правила определения площади здания и его помещений, площади застройки, этажности и строительного объема) названного нормативного документа расхождений с Градостроительным кодексом не наблюдается и закреплено, что при определении количества этажей учитываются все этажи, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический, мансардный и другие.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Статья 42 ЗК РФ предусматривает обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; а также необходимость соблюдения при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно Приказу Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», индивидуальное жилищное строительство допускает размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей).

Поскольку в Едином реестре указан вид разрешенного землепользования земельного участка по адресу: <адрес> – индивидуальное жилищное строительство, объект недвижимого имущества по указанному нельзя отнести к индивидуальному жилому дому, так как он состоит из 4-х этажей, суд считает, что оснований для удовлетворения исковых требований ФИО4 и ФИО2 о признании незаконными решений Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ и , признании недействительными сообщений об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; понуждении Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> не имеется.

Руководствуясь, ст. ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административного искового заявления ФИО4, ФИО2 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3 о признании незаконным решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и , признании сообщения от отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним недействительным, понуждении зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Н.Н. Заболотная

Решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.