НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Симферополя (Республика Крым) от 01.02.2019 № 12-528/18

Дело № 12-58/2019

РЕШЕНИЕ

01 февраля 2019г. г.Симферополь

Судья <данные изъяты> районного суда города Симферополя Республики Крым – ФИО7

при секретаре – ФИО3,

с участием лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении – начальника управления финансов Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым – ФИО1,

представителя заявителя по доверенности – ФИО6,

представителей Службы финансового надзора Республики Крым по доверенности – ФИО5, ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, расположенном по адресу: <адрес>, жалобу представителя Службы финансового надзора Республики Крым ФИО5 на постановление мирового судьи судебного участка Центрального судебного района <адрес> городского округа Симферополь) Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГг. по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.15.11 КоАП Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка Центрального судебного района <адрес> городского округа Симферополь) Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГг., производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – начальника управления финансов Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым ФИО1 по ч.1 ст.15.11 КоАП Российской Федерации, прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с постановлением мирового судьи, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – ФИО5 обжаловала его в Центральный районный суд <адрес> Республики Крым. В своей жалобе, представитель Службы финансового надзора Республики Крым просит отменить постановление по делу от ДД.ММ.ГГГГг. и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указано, что основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении ФИО1 послужил факт выявленных в ходе проверки нарушений требований к бухгалтерскому учету, а именно: ФИО1 являясь должностным лицом – начальником управления финансов Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, не отразила на счете учета <данные изъяты> – иное движимое имущество учреждения» региональную геоинформационную систему Республики Крым. Датой принятия к бухгалтерскому учету объекта нематериального актива признается момент возникновения исключительного права соответствующего публично-правового образования в лице учреждения на данный объект в соответствии с законодательством Российской Федерации. Министерство имущественных и земельных отношений принял все исключительные права на программное обеспечение, разработанное в результате выполнения работ по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГг. Для учета операций, связанных с приобретением, безвозмездным поступление, созданием, модернизацией объектов нематериальных активов предназначен счет учета <данные изъяты> – иное движимое имущество учреждения» до момента введения в эксплуатацию, а также счет учета <данные изъяты> – иное движимое имущество учреждения» после введения в промышленную эксплуатацию системы. Однако, оборотно-сальдовыми ведомостями по счетам учета <данные изъяты> – иное движимое имущество учреждения» до момента введения в эксплуатацию, нематериальный актив программное обеспечение – Региональная геоинформационная система Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в бухгалтерском учете в сумме <данные изъяты> рублей не принято. Обороты счета учета <данные изъяты> – иное движимое имущество учреждения» по данным бухгалтерского учета за период 2016 год равны нулю, что свидетельствует об отсутствии движения за 2016 год на данном счете. Данное нарушение является длящимся, впоследствии приведет к искажению бюджетной отчетности в последующих отчетных периодах. Министерство имущественных и земельных отношений, в лице должностного лица – ФИО1 обязано было осуществить отображение по данным бухгалтерского учета приобретенный материальный актив программное обеспечение – Региональная геоинформационная система Республики Крым и отразить по счету учета 110632000 Вложения в нематериальные активы – иное движимое имущество учреждения» в <данные изъяты> году.

В судебном заседании представители Службы финансового надзора Республики Крым – ФИО5 и ФИО4, действующие на основании доверенностей, доводы жалобы поддержали в полном объёме по основаниям, изложенным в ней.

Лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении – ФИО1 и её представитель ФИО6 в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы, считая, что постановление является законным и обоснованным, оснований для отмены постановления мирового судьи не имеется, поскольку у Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым не возникло исключительных прав на региональную геоинформационную систему Республики Крым, в связи с чем, у ФИО1 отсутствовала обязанность по принятию исключительных прав на вышеуказанную информационную систему. Просили суд оставить постановление мирового судьи о прекращении производства по делу об административном правонарушении – без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы и доводы возражения на жалобу, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Частью 1 статьи 15.11 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласно примечанию к статье 15.11 КоАП Российской Федерации, под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается: занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета; искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов; регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета; ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета; составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета; отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, главным консультантом отдела финансового контроля и надзора исполнительных органов государственной власти Управления финансового контроля и надзора исполнительных органов государственной власти, учреждений при исполнительных органах государственной власти Службы финансового надзора Республики Крым ФИО5ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица – начальника управления финансов Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ.

В протоколе об административном правонарушении указано, что ФИО1, являясь должностным лицом, в нарушение части 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГг.) допустила нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе, к бухгалтерской финансовой отчетности, а именно: на счете учета операций Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, связанных с приобретением, безвозмездным поступлением, созданием, модернизацией объектов нематериальных активов – – иное движимое имущество учреждения» до момента введения в промышленную эксплуатацию, нематериальный актив – программное обеспечение – региональная геоинформационная система Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в бухгалтерском учете в сумме , не принята. Обороты счета учета по данным бухгалтерского учета за период год равны нулю, что свидетельствует об отсутствии движения на данном счете, и привело к искажению бюджетной отчетности в общей сумме , что составляет 100% от общей суммы вложений в нематериальные активы (л.д.3-7).

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет – формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В силу ст.7 Федерального закона «О бухгалтерском учете», ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.

В соответствии со ст.13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Из государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключённого между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым и ФИО9» следует, что ФИО11 обязуется создать региональную геоинформационную систему Республики Крым в соответствии с техническим заданием и своевременно сдать Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, а последнее обязалось принять и оплатить выполненные работы. Дата оказания работ считается дата подписания заказчиком акта приема-сдачи выполненных работ. Предметом данного Государственного контракта являются только работы и услуги, в результате которых создается объект интеллектуальной собственности. Переход исключительного права на региональную геоинформационную систему Республики Крым к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым не предусмотрен (л.д.171-220).

Согласно разъяснений, содержащихся в п.40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ , Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» при решении вопроса о принадлежности исключительного права на программу для ЭВМ или базу данных, созданную по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, судам следует руководствоваться положениями статьи 1298, а не статьи 1296 ГК РФ.

В соответствии с ч.1 ст.1298 ГК РФ исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит исполнителю, являющемуся автором либо иным выполняющим государственный или муниципальный контракт лицом, если государственным или муниципальным контрактом не предусмотрено, что это право принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик, либо совместно исполнителю и Российской Федерации, исполнителю и субъекту Российской Федерации или исполнителю и муниципальному образованию.

Согласно ч.1 ст. 1234 ГК РФ по договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретателю).

В соответствии с ч.ч.1,3 ст. 1232 ГК РФ в случаях, предусмотренных ГК РФ, исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признается и охраняется при условии государственной регистрации такого результата или такого средства.

Государственная регистрация отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации по договору, государственная регистрация залога этого права, а также государственная регистрация предоставления права использования такого результата или такого средства по договору осуществляется по заявлению сторон договора.

Согласно разъяснений, содержащихся в п.13.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ , Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГг. «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» договор об отчуждении исключительного права заключается только в письменной форме. При этом несоблюдение письменной формы договора согласно пункту 2 статьи 162, пункту 2 статьи 1234, пункту 2 статьи 1235 Кодекса влечет недействительность такого договора.

В случаях, определенных пунктом 2 статьи 1232 ГК РФ, договоры об отчуждении исключительного права и лицензионные договоры подлежат государственной регистрации. При этом несоблюдение требования о государственной регистрации согласно пункту 2 статьи 1234, пункту 2 статьи 1235 ГК РФ влечет недействительность договора.

Как следует, из представленного мировому судье договора об отчуждении исключительных прав от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Обществом с ограниченной ответственностью «УралТехКомпСервис», как правообладателем, с одной стороны, и с Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым, как приобретателем, с другой стороны, правообладатель обязуется передать приобретателю в полном объеме исключительное право на программу для <данные изъяты>

В силу пунктов 2.2 и 2.3 указанного выше Договора правообладатель обязуется передать исключительные права на объект интеллектуальной собственности в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а осуществить государственную регистрацию исключительного права на объект интеллектуальной собственности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Изложенные выше обстоятельства свидетельствует о том, что на момент проведения проверки Службой финансового надзора Республики Крым переход исключительного права на Региональную геоинформационную систему Республики Крым к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым не наступил.

В силу п.56 Приказа Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» к нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, предназначенные для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения, одновременно удовлетворяющие следующим условиям: объект способен приносить учреждению экономические выгоды в будущем; отсутствие у объекта материально-вещественной формы; возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества; объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; не предполагается последующая перепродажа данного актива; наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование актива; наличие надлежаще оформленных документов, устанавливающих исключительное право на актив; наличие в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, надлежаще оформленных документов, подтверждающих исключительное право на актив (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и т.п.) или исключительного права на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой <данные изъяты> включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау).

Таким образом, для того чтобы считать объект нематериальным активом он должен иметь, в том числе и надлежаще оформленные документы, подтверждающие исключительное право на актив.

В силу п.2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» к ведению бухгалтерского учета экономического субъекта относятся активы.

Согласно п. 3 Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» <данные изъяты> утвержденному приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн для принятия к бухгалтерскому учету объекта в качестве нематериального актива необходимо единовременное выполнение следующих условий: а) объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем, в частности, объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации (в том числе в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации); б) организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем (в том числе организация имеет надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и права данной организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации - патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и т.п.), а также имеются ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам (далее - контроль над объектом); в) возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов; г) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; д) организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; е) фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена; ж) отсутствие у объекта материально-вещественной формы.

Пунктом 64 Приказа Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» установлено, что дата признания в бухгалтерском учете операций по принятию, выбытию объектов нематериальных активов определяется исходя из положений настоящей Инструкции и Инструкций по применению Планов счетов, устанавливающих правила признания обязательств, финансовых результатов (доходов, расходов) для соответствующих типов государственных (муниципальных) учреждений (казенных, бюджетных, автономных).

При этом датой принятия к бухгалтерскому учету объекта нематериального актива признается момент возникновения исключительного права соответствующего публично-правового образования в лице учреждения на данный объект в соответствии с законодательством Российской Федерации (абз.2 п.64 Инструкции).

Анализ вышеуказанных положений нормативно-правовых актов, позволяет прийти к выводу о том, что одним из обязательных условий для принятия нематериального актива к бухгалтерскому учету является переход исключительного права на этот нематериальный актив. В случае отсутствия перехода исключительного права, объект к бухгалтерскому учету не может быть принят.

В то же время, как установлено в ходе рассмотрения дела, мировым судьей сделан правомерный вывод о том, что на момент составления бухгалтерской отчетности за 2017 год, Министерство имущества и земельных отношений Республики Крым не являлось правообладателем исключительного права на программу для <данные изъяты>», соответственно, и обязанность отражения указанного нематериального актива в счете учета <данные изъяты>» у Министерства отсутствовала.

При этом акт-приема передачи исключительных прав от ДД.ММ.ГГГГ к Государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ_314615 не свидетельствует о переходе к Министерству имущества и земельных отношений Республики Крым исключительных прав на объект интеллектуальной собственности, поскольку, документом, подтверждающим переход исключительного права, является договор об отчуждении исключительного права, заключенный в письменной форме, подлежащий обязательной государственной регистрации.

Однако, данные обстоятельства по делу не установлены.

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, исследованными и получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам, предусмотренным ст. 26.11 КоАП РФ.

Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации установлено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

При указанных обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения жалобы заявителя, признания незаконным и отмене оспариваемого постановления.

Руководствуясь ст.ст.15.11, 30.1-30.7 КоАП Российской Федерации, суд –

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка Центрального судебного района <адрес> городского округа Симферополь) Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГг. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.11 КоАП Российской Федерации в отношении начальника управления финансов Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым ФИО1 – оставить без изменения, а жалобу представителя Службы финансового надзора Республики Крым ФИО5 на указанное постановление – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья

<данные изъяты> районного суда г. Симферополя ФИО8