Дело № 2а-4922/2019
56RS0042-01-2019-006575-76
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 ноября 2019 года г. Оренбург
Центральный районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего, судьи Чувашаевой Р.Т.,
при секретаре Мустакимовой В.А.,
с участием представителя административного истца Рахубовской Л.В.,
представителя административного ответчика Андреевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга к Азиеву Т.О. о взыскании задолженности по земельному, транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и суммы пени
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга обратилась в суд с административным исковым заявлением к Азиеву Т.О. о взыскании недоимки по земельному, транспортному налогу, налогу на имущество и суммы пени, указав, что административный ответчик имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, а также земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в связи с чем Азиеву Т.О. был начислен земельный налог за 2016 год в сумме 484 рублей. Кроме того, административный ответчик имеет в собственности недвижимое имущество: жилой дом, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в связи с чем ему был начислен налог на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 199 рублей. Согласно данным, представленным ГИБДД, Азиев Т.О. является собственником транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, в связи с чем ему был начислен транспортный налог за 2016 год в сумме 93900 рублей, с учетом повышающего коэффициента – 2, на основании письма Минпромторга России о 26.02.2016 года «Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей для налогового периода 2016 года».
Азиеву Т.О. было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ. В связи с неуплатой суммы налога в установленный срок, Азиеву Т.О. в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ начислена пеня в сумме 180 рублей 76 копеек по транспортному налогу за 2016 год, пеня в сумме 38 копеек по налогу на имущество физических лиц за 2016 год, пеня в сумме 93 копеек по земельному налогу за 2016 год, и направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты суммы налогов и пени сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неуплатой суммы налога и пени, по заявлению инспекции мировым судьей судебного участка № 2 Центрального района г. Оренбурга 27 марта 2018 года был вынесен судебный приказ о взыскании вышеуказанных сумм, который впоследствии был отменен определением суда от 08 мая 2019 года.
На основании изложенного, просит взыскать с Азиева Т.О. недоимку по земельному налогу за 2016 год в сумме 484 рублей, пеню по земельному налогу за 2016 год в сумме 75 рублей 40 копеек, недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 199 рублей, пеню по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 31 рубля 02 копеек, недоимку по транспортному налогу за 2016 год в сумме 93900 рублей, пеню по транспортному налогу за 2016 год в сумме 14628 рублей 83 копеек, а всего на сумму 109318 рублей 25 копеек.
В судебном заседании представитель административного истца Рахубовская Л.В., действующая на основании доверенности, требования административного иска поддержала в полном объеме, пояснив, что транспортный налог за 2016 год рассчитан с учетом повышающего коэффициента, поскольку автомобиль <данные изъяты> включен в «Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей для налогового периода 2016 года» письма Минпромторга России от 26.02.2016 года (пункт №). Сведения о модели данного автомобиля, на основании которых он включен в данный Перечень, представлены ГИБДД.
Представитель административного ответчика Андреева О.А., действующая на основании доверенности, требования административного истца о взыскании суммы транспортного налога, начисленного с учетом повышающего коэффициента, не признала, пояснив, что Азиев Т.О. в 2016 году являлся собственником автомобиля <данные изъяты>, модель <данные изъяты>., который был приобретен им за <данные изъяты> рублей, а продан в ДД.ММ.ГГГГ за <данные изъяты> рублей. Данный автомобиль не включен в вышеуказанный перечень. Под № в Перечне указан автомобиль <данные изъяты>. В связи с этим полагала, что у ИФНС по Центральному району г. Оренбурга не было оснований для начисления транспортного налога с учетом повышающего коэффициента, что также отражено в письме Минпромторга России от ДД.ММ.ГГГГ№.
Административный ответчик Азиев Т.О. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд рассмотрел административное дело в отсутствие административного ответчика.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу ст. 44 Налогового кодекса РФ на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога (ст. 44 Налогового кодекса РФ).
Статьей 45 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Данная норма устанавливает общие сроки для направления требования о взыскании налога и пеней. Каких-либо иных сроков для направления требования о взыскании налога и пеней, в частности в зависимости от периода их начисления, в налоговом законодательстве не предусмотрено.
Согласно пункту 1 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В пункте 3 этой же статьи указано, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 ст. 75 Налогового кодекса РФ).
В силу ст. 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со статьей 1 Закона "О налогах на имущество физических лиц" плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Статьей 2 Закона «О налогах на имущество физических лиц» установлено, что объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: 1) жилой дом; 2) квартира; 3) комната; 4) дача; 5) гараж; 6) иное строение, помещение и сооружение; 7) доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1 - 6 настоящей статьи.
В силу п. 1 ст. 3 Закона «О налогах на имущество физических лиц» ставки налога на имущество физических лиц устанавливались нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости в установленных Законом пределах, под которой понимается сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу (Инструкция МНС РФ от 02.11.1999 г. № 54 «По применению Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц»).
Пунктом 4 ст. 406 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику, расположенных в пределах одного муниципального образования, а также пределы налоговых ставок.
Решением Оренбургского городского Совета от 18.11.2014 года № 921 «Об установлении налога на имущество физических лиц» установлены дифференцированные ставки налога на имущество физических лиц на территории г. Оренбурга: - суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения до 300 000 рублей составляет 0,099%.
Поскольку суммарная инвентаризационная стоимость объекта налогообложения административного ответчика составила 199 350 рублей, то налоговая ставка для расчета налога на имущество физических лиц в 2016 году составила 0,1%.
Согласно ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Решением Оренбургского городского совета от 10.10.2008 г. № 677 определены ставки земельного налога, порядок и сроки уплаты налога, а также порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы на территории г. Оренбурга.
Вышеуказанным решением налоговые ставки установлены в отношении земельных участков, относящимся к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства - в размере 0.3 % от кадастровой стоимости.
Обязанность по уплате транспортного налога предусмотрена главной 28 Налогового Кодекса РФ.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога (признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные судна, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", которым предусмотрено, что к органам, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств, относятся подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. На них в соответствии с п. 4 ст. 85 и п. 4 ст. 362 Налогового кодекса РФ возложена обязанность сообщать в налоговые органы сведения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства.
В соответствии с п. 1 ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые инспекции органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
По смыслу вышеупомянутых положений законодательства, основанием для начисления налоговым органом транспортного налога является предоставленная в Инспекцию Государственной инспекцией безопасности дорожного движения выписка из электронной базы данных владельцев автотранспортных средств.
В силу ст. 359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта) определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя (ст. 361 НК РФ).
Законом Оренбургской области от 16.11.2002 г № 322/66-III-ОЗ «О транспортном налоге» налоговая ставка для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 л.с. установлена в размере 150 рублей с каждой лошадиной силы.
В соответствии с п. 2 ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет.
Применение повышающего коэффициента автомобиля регулируется письмом Минпромторга России от 26.02.2016 года «Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей для налогового периода 2016 года».
Судом установлено, что административный ответчик является собственником земельного участка с кадастровым номером <адрес>, кадастровая стоимость <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, а также земельного участка с кадастровым номером №, кадастровая стоимость <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>
В связи с этим Азиеву Т.О. был начислен земельный налог за 2016 год в сумме 484 рублей исходя из налоговой ставки 0,3% и нахождения объектов в собственности 12 месяцев.
Кроме того, административный ответчик имеет в собственности недвижимое имущество, а именно, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, инвентаризационной стоимостью <данные изъяты>, в связи с чем ему был начислен налог на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 199 рублей исходя из налоговой ставки 0,1% и нахождения объекта в собственности 12 месяцев.
Согласно представленных ГИБДД данных, Азиев Т.О. является собственником транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № в связи с чем ему был начислен транспортный налог за 2016 год в сумме 93900 рублей.
Расчет транспортного налога произведен путем умножения налоговой ставки на мощность двигателя, а также применением повышающего коэффициента в размере 2 (313*150*2).
С данным расчетом транспортного налога, отраженным в налоговом уведомлении, суд не соглашается по следующим основаниям.
Согласно п.п. 6 п. 2 ст. 363 Налогового кодекса РФ исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет.
Перечень вышеуказанных автомобилей приведен в письме Минпромторга России от 26 февраля 2016 года «Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов для налогового периода 2016 года».
Согласно копии паспорта транспортного средства, представленного административным ответчиком, Азиев Т.О являлся собственником автомобиля <данные изъяты>, модель двигателя <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, с шаблоном VIN кода №.
Согласно вышеуказанному Перечню (автомобили от 5 до 10 миллионов), под № указан автомобиль <данные изъяты>.
Из карточки учета транспортного средства, представленного ГИБДД, дополнительных документов, представленных административным истцом, также не следует, что автомобиль, принадлежащий Азиеву Т.О., относится к модели автомобиля, указанному в перечне.
В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Поскольку административным истцом не представлено доказательств, что автомобиль административного истца входит в вышеуказанный перечень, то сумма транспортного налога за 2016 год подлежит начислению без применения повышающего коэффициента, и будет составлять 46950 рублей (313х150).
Азиеву Т.О. было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
За несвоевременную уплату налогов, указанных в налоговом уведомлении, Азиеву Т.О. была начислена пеня по транспортному налогу за 2016 год в сумме 180 рублей 76 копеек, пеня по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 38 копеек, пеня по земельному налогу за 2016 год в сумме 93 копеек.
В связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате налога, инспекцией в адрес ответчика на основании ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ было направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного, транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2016 год на общую сумму 94583 рубля, а также пени в сумме 182 рублей 07 копеек, установлен срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку административным ответчиком оплата вышеуказанных сумм не была произведена, ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга обратилась к мировому судье судебного участка № 2 Центрального района г. Оренбурга с заявлением о взыскании с Азиева Т.О. суммы налогов и пени.
27.03.2018 года мировым судьей судебного участка № 2 Центрального района г. Оренбурга был вынесен судебный приказ о взыскании с Азиева Т.О. недоимки по транспортному налогу за 2016 год в сумме 93900 рублей, пени по транспортному налогу за 2016 год в сумме 180 рублей 76 копеек, недоимки по земельному налогу за 2016 год в сумме 484 рублей, пени по земельному налогу за 2016 год в сумме 93 копеек, недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 199 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 38 копеек, который впоследствии определением мирового судьи от 08.05.2019 года был отменен.
11.09.2019 года, то есть в установленный законом срок, ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по земельному, транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц, а также сумм соответствующих пеней.
По состоянию на 11.09.2019 года по вышеуказанным требованиям за административным ответчиком числится задолженность по транспортному, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.
Доказательств того, что Азиевым Т.О. произведена оплата вышеуказанных сумм в рамках рассмотрения спора суду не представлено, равно как и не представлено доказательств неправильного исчисления земельного налога и налога на имущество физических лиц.
Поскольку до настоящего времени уплата налога налогоплательщиком не произведена, сроки для обращения в суд с иском о принудительном взыскании налогов инспекцией соблюдены, суд находит требования ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга о взыскании недоимки обоснованными, но подлежащими удовлетворению частично с учетом корректировки суммы транспортного налога.
Таким образом, с Азиева Т.О. в пользу ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга подлежит взысканию недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 199 рублей, по земельному налогу за 2016 год в сумме 484 рублей, по транспортному налогу за 2016 год в сумме 46950 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться, в том числе пеней.
Согласно пункту 1 статьи 75 настоящего Кодекса, пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 75)
Пункт 1 настоящей статьи устанавливает, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Из изложенных норм права следует, что пени подлежит уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу. При этом основанием для прекращения начисления пени является уплата налога.
Судом установлено, что Азиев Т.О., являясь собственником транспортного средства, земельных участков и жилого дома, в установленный законодательством срок обязанности по уплате налога за 2016 год не исполнил, в связи с чем налогоплательщику произведено начисление пени по транспортному, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.
Поскольку начисление пени является мерой ответственности за несвоевременное исполнение налогоплательщиком возложенных на него обязанностей по уплате налога, с Азиева Т.О. в пользу ИФНС по Центральному району г. Оренбурга подлежит взысканию пени по состоянию на 13.08.2019 года за несвоевременную уплату по транспортному налогу в сумме 7314 рублей 42 копеек, земельному налогу в сумме 75 рублей 40 копеек, налогу на имущество физических лиц в сумме 31 рубля 02 копеек, а всего на общую сумму 7420 рублей 84 копейки.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Следовательно, с Азиева Т.О. в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1851 рубля 62 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга к Азиеву Т.О. о взыскании задолженности по земельному, транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени удовлетворить частично.
Взыскать с Азиева Тимура Олеговича, проживающего по адресу – <адрес>, в пользу ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга недоимку по транспортному, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 47633 рублей, пеню за несвоевременную уплату транспортного, земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 7420 рублей 84 копеек.
Взыскать с Азиева Т.О. государственную пошлину в бюджет муниципального образования «город Оренбург в размере 1851 рубля 62 копеек.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца с даты принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение по делу изготовлено 29 ноября 2019 года.
Судья Р.Т. Чувашаева