дело № 2а-3586 /2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 октября 2021 года город Оренбург
Центральный районный суд г. Оренбурга Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Гречишниковой М.А.,
при секретаре Дьяконовой М.С.,
с участием административного истца Рахубовской Л.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №13 по Оренбургской области к Шевченко Л.А. о взыскании пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы за 2017 год,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России №13 по Оренбургской области (правопредшественник ИФНС по Центральному району г.Оренбурга) обратились в суд с административным иском к Шевченко Л.А. указав, что административный ответчик состоял на учете в ИФНС по Центральному району г. Оренбурга как индивидуальный предприниматель <данные изъяты> В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 346.23 НК РФ по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 30 апреля, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщиком <данные изъяты> представлена первичная налоговая декларация по УСН. Впоследствии, <данные изъяты> Шевченко JI.A. представлена уточненная налоговая декларация по УСН, по которой налог к доплате в бюджет в общей сумме составил 8 442 601 рублей (авансовый платеж за 1 <данные изъяты> по сроку уплаты <данные изъяты> 1 232 600 рублей, авансовый платеж за 2 квартал по сроку уплаты <данные изъяты> - 210 001 рублей. Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка такой декларации, в результате чего инспекцией вынесено решение от <данные изъяты> об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В установленный законодательством о налогах и сборах срок <данные изъяты>) сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, Налогоплательщиком в полном объеме не уплачена. В соответствии со ст. 75 НК РФ на неуплаченную в установленный законодательством о налогах и сборах срок недоимку по УСН за каждый календарный день просрочки начислена пеня, процентная ставка которой равна 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Задолженность по пени составляет 773 180.88 рублей. В целях обеспечения исполнения обязанности по уплате задолженности по пени по УСН в порядке ст. ст. 69, 70 НК РФ в адрес налогоплательщика почтовыми отправлениями направлено требование об уплате налога, пени, штрафа <данные изъяты>. Поскольку пени налогоплательщиком уплачены не в полном объеме, инспекцией на основании п. 2 ст. 45, ст. 48 НК РФ и в порядке, предусмотренном главой 11.1 КАС РФ, в адрес мирового судьи судебного участка № 4 Центрального района г. Оренбурга направлено заявление о вынесении судебного приказа на взыскание с налогоплательщика задолженности по пени по УСН. Мировым судьей судебного участка № 4 Центрального района г. Оренбурга нанесен судебный приказ от 28.01.2021 № 2а-62/107/2021 о взыскании с ответчика задолженности по УСН впоследствии отмененным определением мирового судьи судебного участка № 7 Центрального района г. Оренбурга, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка №4 Центрального района г. Оренбурга от 07.04.2021. Инспекция не заявляет требований о взыскании недоимки по УСН <данные изъяты>, поскольку недоимка по УСН за 2017 год погашена в полном объеме. Просят восстановить срок на подачу административного искового заявления о взыскании с Шевченко JI.A.пени. Просят взыскать с Шевченко JI.A. задолженность по пени по УСН в размере 773 180,88 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца Рахубовская Л.В., действующая на основании доверенности требования заявленные в административном исковом заявлении поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Административный ответчик Шевченко Л.А. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила возражения и в обосновании указала, что с административным иском не согласна по следующим основаниям. Как следует из административного иска, <данные изъяты> налогоплательщик представила в налоговый орган налоговые декларации по упрощенной системе налогообложения. Согласно декларациям налог в бюджет Российской Федерации составил 8 442 601 руб. (авансовый платеж за <данные изъяты> г. в размере 8 232 600 руб. и авансовый платеж за II квартал со сроком уплаты <данные изъяты> г. в размере 210 001 руб.). По состоянию на <данные изъяты>. налог своевременно уплачен не был. В связи с несвоевременностью уплаты налогоплательщиком многомиллионной суммы налога налоговым органом была проведена камеральная проверка указанных деклараций и вынесено решение <данные изъяты> об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности, то есть признаков недобросовестности со стороны налогоплательщика не установлено. Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ вынесенное налоговым органом решение вступает в силу по истечении месяца со дня его вручения. Соответственно, указанное решение вступило в законную силу 28 января 2019 г. Согласно действующему и никем не отмененному постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» днем выявления недоимки является следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае предоставления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления (п. 50). Таким образом, днями выявления оспариваемой недоимки являются <данные изъяты> Частью 1 статьи 70 НК РФ установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Следовательно, названное требование должно было быть направлено налоговым органом в адрес налогоплательщика не позднее <данные изъяты> Между тем подобное требование предъявлено налогоплательщику <данные изъяты> В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования. В рассматриваемом случае, требование налогового органа должно быть исполнено <данные изъяты>. С учетом фактических обстоятельств и требований закона, датами окончания срока для подачи административного иска являются <данные изъяты> Вместе с тем с административным иском к налогоплательщику налоговый орган обратился только <данные изъяты> то есть по истечении установленного законом шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. При этом уважительных причин суду и административному ответчику не представлено. Также этот срок пропущен налоговым органом с даты вступления в законную силу его же решения от <данные изъяты> об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности. В соответствии с ч. 2 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения. Указанным днем является <данные изъяты>. Далее 8 дней предоставляется налогоплательщику на исполнение требования, то есть <данные изъяты> и шесть месяцев для обращения в суд с административным иском. Соответственно, днем окончания срока обращения в суд является <данные изъяты> Просит в иске отказать.
Заслушав мнение представителя истца, изучив доводы административного иска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статьи 3 Налогового Кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
В соответствии со статьи 19 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу статьи 44 Налогового Кодекса РФ на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных Налоговым Кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога (ст. 44 Налогового Кодекса РФ).
Статьей 45 Налогового Кодекса РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу статьи 70 Налогового Кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового Кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В пункте 3 этой же статьи указано, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 ст. 75 Налогового Кодекса РФ). На основании пункта 6 ст. 75 Налогового Кодекса РФ пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. ст. 46 - 48 НК РФ.
В пункте 1 статьи 48 Налогового Кодекса РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества.
Из материалов дела следует, что административный ответчик Шевченко Л.А. состояла на учете в ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга как индивидуальный предприниматель в период с 15.02.2017 по 15.02.2018.
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Согласно п. 1 ст. 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ.
На основании п. 1 ст. 346.18 НК РФ для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и определяющих объект налогообложения как доходы, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя. Согласно ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 346.23 НК РФ по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 30 апреля, следующего за истекщим налоговым периодом.
Судом установлена, что Шевченко Л.А. <данные изъяты> представлена первичная налоговая декларация по УСН. Впоследствии, <данные изъяты> Шевченко JI.A. представлена уточненная налоговая декларация по УСН, по которой налог к доплате в бюджет в общей сумме составил 8 442 601 рублей (авансовый платеж за <данные изъяты> года по сроку <данные изъяты> - 1 232 600 рублей, авансовый платеж за 2 квартал по сроку уплаты <данные изъяты> - 210 001 рублей.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка такой декларации, в результате чего вынесено решение <данные изъяты> об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В установленный законодательством о налогах и сборах срок <данные изъяты>) сумма налога, подлежащая уплате в бюджет.
В соответствии со ст. 75 НК РФ на неуплаченную в установленный законодательством о налогах и сборах срок недоимку по УСН за каждый календарный день просрочки начислена пеня, процентная ставка которой равна 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Задолженность по пени составляет 773 180.88 рублей.
В целях обеспечения исполнения обязанности по уплате задолженности по пени по УСН в порядке ст. ст. 69, 70 НК РФ в адрес Налогоплательщика почтовыми отправлениями направлено требование об уплате налога, пени, штрафа <данные изъяты> по сроку уплаты <данные изъяты>
Суд приходит к выводу об обоснованности доводов административного ответчика о пропуске инспекцией срока на обращение с заявление в суд.
Решение от <данные изъяты> об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности, вынесенное по результатам камеральном проверки, вступило в законную силу <данные изъяты>. В соответствии с ч. 2 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения. Указанным днем является <данные изъяты> В течение 8 дней налогоплательщик должен исполнить требование - <данные изъяты>
Согласно п. 60 указанного постановления Пленума судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные нормами закона сроки для обращения налоговых органов в суд. Не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд необходимость согласования с высшим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождения в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
Статьей 48 НК РФ предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов. Возможность взыскания налога не предполагает освобождение налогового органа от установленной законом обязанности своевременного выставления налогового требования за каждый налоговый период, поскольку такая возможность предполагала бы искусственное увеличение установленных сроков принудительного взыскания. Указанную норму закона следует толковать системно в совокупности с другими нормами Налогового кодекса РФ. С учетом п. 7 ст. 3 этого же Кодекса, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов), приведенные специальные нормы не могут быть истолкованы как продлевающие установленный ст. 48 Налогового кодекса РФ срок на взыскание. Нарушение налоговым органом срока направления требования не может повлечь изменение порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога. Негативные последствия нарушения сроков направления названных сведений в налоговые органы не могут быть возложены на налогоплательщика и повлечь взыскание с него налога с нарушением установленной процедуры. Аналогичные положения содержит ч. 2 ст. 286 КАС РФ. Согласно данной норме административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Налоговым органом заявление о вынесении судебного приказа должно было быть направлено в срок до <данные изъяты>
В связи с неуплатой суммы налога и пени, по заявлению инспекции мировым судьей судебного участка № 4 Центрального района г. Оренбурга от 28.01.2021 вынесен судебный приказ № 2а-62/107/2021 о взыскании с ответчика задолженности по УСН, который впоследствии был отменен определением мирового судьи судебного участка № 7 Центрального района г. Оренбурга, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка №4 Центрального района г. Оренбурга от 07.04.2021.
Таким образом, с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился 28.01.2021 года. Меры ко взысканию задолженности, предусмотренные ст.46,47 НК РФ не принимал.
Согласно ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Доказательств уважительности пропуска срока на обращение в суд не представлено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется в связи с пропуском срока для обращения в суд с административным исковым заявлением без уважительных причин.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении ходатайство МИФНС №13 по Оренбургской области о восстановлении процессуального срока на подачу административного искового заявления к Шевченко Л.А. о взыскании пени по УСН <данные изъяты>–отказать.
Исковые требования МИФНС №13 по Оренбургской области к Шевченко Л.А. о взыскании пени по УСН <данные изъяты> –оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.А.Гречишникова
..